Уровни общего недоразвития речи у детей: онр 1, 2, 3, 4

Онр в логопедии: что это, классификация, диагностика и коррекция у детей

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Общая информация

Общее недоразвитие речи принято делить на четыре различных уровня или степени, отличающиеся выраженностью речевого дефекта. Подобная классификация позволяет оптимизировать выявление нарушений и последующее логопедическое лечение. Говоря об ОНР 3 степени, специалисты отмечают сохранение развернутых фразовых высказываний при наличии фонетико-фонематических и лексико-грамматических ошибок.

Важно понимать, что симптоматика данного уровня нарушений близка к нормальной речи, однако, нуждается в коррекции с помощью психологической и речевой работы с логопедом. ОНР 3 уровня часто выявляется у детей дошкольного возраста и у школьников младших групп

Ход занятия

Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука :

Организационный момент

Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Каждое занятие по автоматизации звука начинается с артикуляционной гимнастики:

Улыбаемся мы шире,
Чтоб видны нам зубы были.

(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).

Маму радовать мы будем —
Улыбнемся, поцелуем.

(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).

Язычок наш станет кистью
И забор покрасит быстро.

(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).

Маляром стал язычок,
Сейчас покрасит потолок.

(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).

(Вкусное варенье — широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).

Вместе в лес гулять пошли
И грибочек там нашли.

(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).

И пойдем играть в футбол,
Всем забьем сейчас мы гол!

(Загони мяч в ворота — в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).

Языком поцокаем,
Как лошадки топаем.

(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).

Как индюшки-болтушки
Балаболить будем дружно.

(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).

Сыграем на гармошке
Песню про Антошку.

(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).

Барабанить я люблю:
«Д-д-д», — всем говорю.

(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).

Теперь мы искупаемся в реке Нил.

Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.

Развитие фонематического слуха

Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался . Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.

Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.

Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.

Автоматизация звука во фразовой речи

А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.

  • Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
  • один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
  • одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
  • одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.

Итог занятия

Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.

Домашнее задание

Повтори дома с мамой фразы: у верблюда горб, черное фортепиано, корона королевы, розовый шар, корабли в порту, огромный телевизор.

Посмотрите несколько видео индивидуальных логопедических занятий по автоматизации звука :

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

Характеристика детей

Для получения заключения от врача, направления на ПМПК ребенку необходимо составить характеристику. Логопед или воспитатель могут предположить у дошкольника общее недоразвитие речи, для подтверждения диагноза нужно проводить обследование малыша в непринужденной обстановке детского сада или на занятиях со специалистом.

При составлении характеристики обращайте внимание на следующие моменты:

  • Анамнез, наследственность. Потребуется опрос родителей, анализ записей в амбулаторной карте ребенка.
  • Анатомическое строение речевого аппарата.
  • Уровень развития моторики (мелкой, крупной), определить ведущую руку.
  • Внятность, связность речи, ее понятность окружающим.
  • Уровень понимания чужой речи.
  • Наличие дефектов в звукопроизношении.
  • Уровень развития словарного запаса (активный и пассивный).
  • Особенности грамматического строя речи.

Пример характеристики ребенка дошкольного возраста, составленной для представления на ПМПК.

Новикова Ирина, 5 лет. Посещает ДОУ №4 г. Орла. Речевые нарушения у родителей в детском возрасте не наблюдались. Семья полная, социально благополучная. Девочка родилась доношенной, вес 3400, рост 53 см, врожденных заболеваний нет, соматически здорова.

Органы артикуляционного аппарата без анатомических особенностей. При выполнении артикуляционных упражнений затрудняется дыхание, работа мышц кончика языка слабая.

Речь невнятная, тихая, маловыразительная, не всегда понятна для окружающих. Понимание чужой речи в норме.

Звукопроизношение затруднено парасигматизмом свистящих, ротацизмом. Изолировано произносит почти всех звуки верно. Отмечается пропуск и упрощение слогов.

Словарный запас средний, пассивный преобладает над активным. Затрудняется в подборе синонимов, описании предметов, путает предлоги. В речи использует простые фразы и предложения из 3-4 слов, наблюдаются многочисленные ошибки в согласовании, словообразовании.

Обследование речи Ирины показало, что нарушения соответствуют признакам ОНР 3 степени.

Пример написания логопедической характеристики на ребенка

Диана Шкулепина перешла в среднюю группу, детский сад № 1123, дошкольник, 4 года, поставлен диагноз: задержка речевого развития с задержкой умственных процессов.

Домашняя среда. Родители обеспокоены проблемами дочери, хотят помочь, неоднократно обращались к специалистам, проводился консилиум. Моторика рук развита слабо, наблюдаются неровности в движениях рук.

Речь невнятная, в разговоре смешиваются звуки, часто в сложных предложениях не может сформировать лексико-грамматические стороны. Рассказывает без интонации, монотонно. В словосочетаниях отмечаются пропуски некоторых звуков, например: «курица», « куца».

Логопедический диагноз: Задержка речевого развития 3 уровня. ОНР.

Образцы наблюдений логопедических характеристик понадобятся для работы как логопедическому педагогическому составу, так и для родителей которые обеспокоены неправильным произношением слов детей.

Поочередность наблюдений позволит правильно установить степень поражения речевой системы ребенка и избежать ошибок в системе контроля установки группы логопедического здоровья.

Обратите внимание! В настоящее время правильная речь играет большую роль в обществе. Правильный подход к урокам сделает ребенка полноценным, самостоятельным, уверенным в себе в современном обществе

Причины возникновения

Возникновение общего недоразвития речи 3 уровня может быть связано с различными причинами, которые имеют либо биологическое, либо социальное происхождение. Время воздействия биологических факторов может происходить в любой период жизни малыша − от внутриутробного периода до поступления на обучение в школу. Социальные причины, как правило, влияют на формирование речевых навыков в первые годы жизни.

К биологическим факторам относят большое количество состояний, сопровождающихся повреждением головного мозга, приводящих к изменению речевой артикуляции и восприятия речи на слух. К ним относятся родовые травмы, перинатальная энцефалопатия, черепно-мозговые травмы, нарушенное течение беременности в результате токсикоза или вредных привычек. При обследовании у логопеда, дошкольнику могут быть выставлены различные клинические диагнозы: дизартрия, афазия, заикание и др.

ОНР 3 уровня формируется и при неблагополучном окружении ребенка в семье. Частые стрессовые ситуации, низкий уровень социальных контактов с родителями и другими детьми, низкий уровень внимания воспитателей в детском саду, а также неграмотность речи окружающих, приводят к речевым дефектам и замедляют психическое развитие. Подобная ситуация может возникнуть при многоязычном окружении и при дефиците общения дома, например, если оба родителя глухонемые.

В каждом случае общего недоразвития речи причины носят индивидуальный характер. Следует отметить, что исправить речевые дефекты можно только при нормализации окружения ребенка и на активных логопедических занятиях.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Способы постановки звука

Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Способы постановки звука «р».

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника

Степени недоразвития речи и их характеристики

В зависимости от глубины поражения, ОНР может проявляться по-разному — от незначительных отклонений до полного отсутствия речи.

1-й уровень: речь практически отсутствует

Не нужно быть врачом, чтобы заметить проблемы с речевым развитием у ребенка. Он использует лепет, звуки, первые слоги слов. Разговаривает на «своем» языке, одно слово может у него означать несколько предметов.

Вместо слов малыш активно выражает свои мысли и желания жестами и мимикой, причем всегда уместно и корректно.

Ребенок не говорит простыми предложениями, в лучшем случае использует два аморфных слова, например «гав би-би» — собака едет на машине.

Пассивный словарь развит хорошо – малыш понимает обращенную к нему речь. А вот активный словарь бедный, фонематический слух не развит — ребенок не может выговаривать слова, которые состоят из нескольких слогов, и говорит их по-своему: «абас» вместо «автобус», например.

2-й уровень: наличие общеупотребительных слов

Это главная характеристика недоразвития речи этой степени. В речи присутствуют слова, хотя их не очень много и ребенок произносит их некорректно. Но грамматическая связь между словами уже начинает формироваться.

Малыш искажает название определенного предмета, причем везде. Например, вместо «яблоко» говорит «лябако».

Ребенок не знает форм, частей предметов, не может объединять их в группы (посуда, игрушки, одежда).

Большинство звуков малыш произносит неправильно, слова в простых предложениях между собой не согласовывает, часто пропускает предлоги, слова из нескольких слогов сокращает.

Но может в простых предложениях правильно называть предметы и их действия в множественном числе (например, идет — идут). Если попросить малыша рассказать, что он видит на картинке, у него может получиться связный рассказ, хотя и очень ограниченный.

3-й уровень: нарушение грамматики и фонетики

Активный словарный запас у ребенка большой, он говорит развернутыми предложениями, но страдает развитие грамматического и фонематического компонентов речи.

Родители хорошо понимают малыша, а вот при общении с окружающими нужен «переводчик». Малыш хорошо произносит изолированные звуки, а вот в речи пока нечетко. Если ему тяжело выговорить какой-то звук, он заменяет его более легким. Особенно это касается аффрикат, свистящих, сонорных и шипящих звуков.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения пока вызывают трудности, но малыш уверенно идет к успеху. А вот малоупотребительная лексика ему пока недоступна — в речи он использует слова бытового значения, которые постоянно слышит вокруг.

Ребенок строит фразы, может составить рассказ, хотя предложения еще оформляет с ошибками. А вот ошибки в согласовании слов возникают не постоянно. Чаще малыш ошибается при согласовании существительных и числительных: «много кошкам — много кошек».

Не всегда правильно выговаривает и сложные слова, не может назвать слова, которые начинаются на конкретную букву.

4-й уровень: практически вариант нормы

Недоразвитие речи не бросается в глаза, но в совокупности симптомы усложняют ребенку обучение в школе — ему труднее научиться писать и читать. Поэтому нужно обязательно устранить симптомы ОНР. Хотя эта форма нарушения встречается достаточно редко.

Ребенок периодически неправильно произносит сложные слова — пропускает слоги, заменяет или меняет местами звуки.

Страдает артикуляция и дикция — речь нечеткая, немного невнятная, а также ребенок не всегда по назначению использует слова, поскольку не понимает или путает их значения. Особенно это касается признаков предметов (например, высокий — длинный, низкий — короткий).

Еще одна проблемная зона — образование слов с помощью суффикса, остаются ошибки и в согласовании существительных и прилагательных и множественного числа.

Развито критическое мышление: если малышу дать два варианта ответа, он выберет правильный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: