Презентация, доклад использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Как возникла музейная педагогика: история

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В США с 1880-х годов возникает интерес к музею, как к образовательному пространству. В этот период музейные работники Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и других городов начинают активно сотрудничать с американскими школами. Они создают совместные проекты, направленные на научно-техническое и художественное воспитание. Даже появляется новая должность — музейный учитель.

В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Музейная педагогика в России

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.

Каждое посещение музея — это встреча с чем-то большим

Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.

Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.

Цели и задачи музейной педагогики

Музейная педагогика — это своеобразный мост между музеями и современными учащимися. Именно она отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих способностей личности. Поэтому перед ней стоят важные цели и задачи.

Чтобы достичь столь ответственную цель, научная дисциплина должна решать следующие задачи:

  • формировать представление о музее, его функциях и возможностях;
  • развивать художественные навыки и творческие способности у детей;
  • создавать условия для развития визуальной культуры;
  • увеличивать количество познавательных форм и инструментов;
  • расширять кругозор и знания о мире;
  • формировать интерес к познанию окружающего мира;
  • развивать исследовательские умения и навыки;
  • прививать любознательность, любовь к жизни и стремление быть активным.

В детских дошкольных учреждениях и школах организовывают мини-музеи, в которых выставляются работы, созданные воспитанниками и учащимися. Такой метод помогает развивать чувство прекрасного без посещения музеев и раскрывать творческий потенциал детей.  Научиться понимать искусство можно в любом возрасте

Слайд 30Б) Наказание — метод воспитания, направленный на сдерживание негативных действий и

поступков, это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Формы наказания дошкольников разнообразны: замечание, предупреждение, порицание, индивидуальный разговор, временное ограничение определенных прав или развлечений (отмена поездки в зоопарк, отказ в покупке игрушки, запрет в прогулке с собакой). Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинства ребенка и открывает ему путь исправления и улучшения поведения. Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но не о его личности.

Слайд 24В) Воспитывающие (воспитательные) ситуации — это преднамеренно созданная педагогом обстановка или

специально созданные педагогом жизненные обстоятельства, ставящие ребенка перед необходимостью выбора способа поведения или деятельности. Воспитывающие ситуации организуются педагогом в целях обогащения опыта поведения и деятельности дошкольников, побуждения осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества. Воспитывающие ситуации обычно ставят детей перед выбором, как поступить в тех или иных обстоятельствах, какое решение предпочесть (например, оказать помощь другому или отказаться; подарить рисунок или оставить его себе и т. п.). Организуемые педагогом ситуации накопления положительного социально-нравственного опыта носят проблемный характер, то есть всегда заключают в себе некую близкую ребенку жизненную проблему, коллизию, в разрешении которой он принимает самое непосредственное участие. Задача воспитателя — заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения. Воспитывающие ситуации общих дел, взаимопомощи, взаимодействия с младшими по возрасту детьми, проявления уважения к старшим и прочие помогают дошкольникам осваивать новые нормы и способы поведения, осознанно применять имеющийся поведенческий опыт. Ситуации включаются воспитателем в содержание занятий и в свободную деятельность детей. Все они неразрывно связываются с личным опытом детей, с развитием их самосознания и самооценки.

Музейная педагогика: что это такое

Как возникла и что из себя представляет музейная педагогика? Давайте дадим определение:

Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.

Музейная педагогика выполняет следующие функции:

  • культурно просвещает;
  • обучает знаниям;
  • воспитывает личность;
  • всесторонне развивает;
  • организует события и объединяет людей;
  • разрабатывает эффективные методологии;
  • диагностирует состояние общества и культуры.

Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.

Слайд 175) Принцип создания перспектив движения к новым целям. В воспитательном процессе

необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля) мобилизует активность детей. Задача педагога — помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализации детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве.

Формы музейной педагогики

Музейная педагогика использует разные формы работы. Многие из них пришли непосредственно из классической педагогики, а другие — это специфические наработки, применяемые только в данной дисциплине.

Давайте рассмотрим, какие формы работы в музейной педагогике существуют и по каким видам они разделяются:

Формы работы по адресату: Формы работы по видам занятий:    
работа с педагогами; консультации; практические занятия; прогулки или путешествия;
работа с родителями; семинары-практикумы; тематические беседы; работа с музейными экспонатами;
работа с детьми. творческие конкурсы; разнообразные экскурсии; превращение в известного героя;
  рекомендации по проведению уроков; интеллектуальные викторины; театрализованные постановки;
  сотрудничество; познавательные квесты; игровые ситуации.

Это далеко не все занятия в музейной педагогике, которые могут использовать работники, чтобы взаимодействовать с педагогами, детьми и их родителями. Главное, что эти формы работы помогают думать, активно участвовать в происходящем и сопереживать героям. А значит, проникаться культурой и искусством.

Важно помнить, что необходимо не только предложить интересное задание детям, но и мотивировать их участвовать. С этой целью можно рассказать удивительный факт, поставить учащимся увлекательную задачу или озвучить проблему, которую обязательно надо решить всем вместе

Если так подходить к организации первых походов в музей, ребёнок будет понимать, зачем их посещать, научится получать удовольствие и в будущем будет сам стремиться ходить на художественные выставки и в арт-галереи.

Любовь к искусству стоит прививать с детства

Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.

Младшие дошкольники познают мир непроизвольно

Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло

Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.

Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность

Слайд 29А) Поощрение — это выражение положительной оценки поступков и действий воспитанников.

Цель поощрения — вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения, вселить веру в свои силы, закрепить положительные навыки и привычки, стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам. Поощрение выступает в виде одобрения, похвалы, награждения подарком, эмоциональной поддержки, проявления особого доверия, восхищения, повышенного внимания и заботы. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, вызывать чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Воспитательный потенциал мини-музеев

Определение 1

Мини-музей – это специально созданное пространство в заведении ДОУ, ориентированное на обучение и воспитание детей, привитие им нравственных и социальных принципов поведения.

Мини-музеи являются методом, так называемой, музейной педагогики, которая была развита в Германии в начала XX столетия, а затем, ее методы получили широкое и активное применение в советской педагогике дошкольного образования.

Музейная педагогика основана на принципе положительного воздействия музеев на развитие личностей подрастающего поколения. Музей помогает приобщить ребенка к истории своей страны, опыту жизнедеятельности предшествующих поколений.

Рисунок 1. Музейная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Организация посещений музеев, пусть даже регулярных, не дает должного воспитательного эффекта. В зависимости от возраста ребенка, его восприятие музейной тематики имеет разную степень развития, аподготовка к восприятию музейных экспонатов носит длительный характер. Поэтому, целесообразно создание мини-музея т.е. музея, находящегося в воспитательном и развивающем пространстве.

Воспитательный потенциал мини-музеев сводится к следующему:

  1. Развитие у ребенка художественных предпочтений.
  2. Развитие навыков взаимодействия с музейными экспонатами.
  3. Совершенствование речевых навыков в процессе ознакомления с музейными экспонатами.
  4. Активизация познавательной деятельности.
  5. Формирование мотивации к творческим направлениям деятельности.

Использование мини-музеев для ознакомления с реальными объектами и процессами окружающего мира актуально потому, что все экспонаты музеев можно трогать, рассматривать. Это повышает интерес детей к познанию. В настоящем музее не разрешено трогать экспонаты, в своем мини-музее это возможно, а потому мини-музей имеет большую ценность в воспитании подрастающего поколения.

Слайд 164) Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе. Это требование

опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Успех воспитания зависит от меры активности воспитанников, которые должны быть не просто объектами воспитательного влияния, а активными участниками воспитательного процесса. Педагогу необходимо максимально опираться на собственную активность ребенка, стимулировать и развивать его самостоятельность, инициативу, творчество. Под влиянием воспитания ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Создание воспитателем заинтересованности детей, личной мотивации, стремления к самостоятельности и творчеству помогает дошкольнику успешно освоить новый опыт, подняться на новую ступень социально-нравственного развития.

Слайд 9Этапы создания мини-музеев. Первый этап, подготовительный – планирование.- Предметность и наглядность,

обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия. Это принцип, предполагающий в качестве основного фактора воздействия на ребенка – предмет, который и является в данном случае главным действующим лицом.- Интерактивность и полифункциональность музейного пространства, дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей и решения различных воспитательно-образовательных задач (в том числе комплексно).-Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Принцип, подразумевающий под собой саму организацию мини-музея, его расположение, оформление, расстановку экспонатов, безопасность экспонатов, представленных в мини-музее, для жизни и здоровья детей. Принцип, позволяющий ребенку почувствовать свою внутреннюю связь с миром.

Слайд 8Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и

на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства. Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи: — самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности; — развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.; — амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей; — определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры; — развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции; — обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов; — непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Слайд 13К подбору экспонатов привлекаются родители .Здесь необходимо руководствоваться следующими принципами: —

партнерство родителей и педагогов;- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.Необходимо также выбрать разнообразные формы работы с экспозициями мини-музеев. Это могут быть: занятия-экскурсии, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.Необходимо разработать конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделать подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев. Работа по созданию мини-музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь и доставляет взаимное удовлетворение.

Особенности организации мини-музеев в ДОУ

Мини-музеи создаются путем включения музейных экспонатов в предметно-развивающее пространство ДОУ. Они создаются на основе совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.

Экспонаты музеев зависят от возрастной группы дошкольников. Например, в младшем дошкольном возрасте актуально использовать игрушки в виде героев сказок, а в старшем дошкольном возрасте можно включить в музей различные книги и иллюстрации картин великих художников.

При организации мини-музеев осуществляется опора на следующие принципы:

  • Принцип культуросообразности воспитания. Экспонаты музеев должны отвечать требованиям общечеловеческой культуру и культуре отдельных наций и народностей, к которым принадлежат дошкольники.
  • Принцип расширения социальных связей. В ходе ознакомления с музейными экспонатами должен расширяться кругозор ребенка и взаимодействие дошкольника с окружающим миром приобретает полноценный характер.
  • Принцип приоритетности культурного наследия в ходе формирования музеев. Хорошо включать образцы национальной культуры, народного творчества в образцы мини-музеев.
  • Принцип опоры на эмоциональную сторону развития дошкольника. Музейные экспонаты должны оказывать положительные эмоциональные реакции, которые мотивирует ребенка к познанию данного объекта, прививают ему художественный вкус, формируют чувство прекрасного.

Мини-музеи могут располагаться в помещении группы ДОУ. Им может быть отведено небольшое пространство (полка, раскладная ширма). Также, музеи могут располагаться в комнате, где переодеваются дети. Это дает возможность родителям видеть музейные экспонаты, а дети могут рассказывать родителям о своих впечатлениях по поводу знакомства с музейными экспонатами, эмоциями, которые они испытали.

Главное в организации мини-музеев – доступность для дошкольников. Музейные экспонаты должны находиться в зоне видимости и в зоне доступности дошкольника. Он должен иметь возможности свободного использования экспонатов в любое время и в любом виде деятельности.

Рисунок 2. Оформление мини-музеев в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В мини-музеи могут быть помещены объекты детского творчества. Это демонстрирует ребенку значимость его творческой деятельности, активизирует его творческий потенциал. Ребенок становится творцом, работы которого демонстрируют другим детям, родным и чужим взрослым. это является эффективным средством мотивации дошкольников к творческой деятельности, творческому развитию.

Слайд 3Задачи музейной педагогики- Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся

о его процветании;- Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;- Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;- Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики;- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;- Формирование у дошкольников представления о музее;- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности; — Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;- Развитие речи и расширения словарного запаса;- Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению;- Воспитание культуры поведения.

Слайд 22Работа мини-музея «Русская горница» В МБДОУ № 135, творческая группа, при поддержке

родителей, организовала мини- музей «Русская горница», музей народного быта и культуры». Мини-музей вызвал большой интерес среди родителей. Число экспонатов стало увеличиваться по количеству и по тематике.У современного ребенка, живущего в городе, слабо развито ощущение принадлежности к русскому народу, поэтому одна из задач, которая стоит перед педагогом, воспитание у детей интереса к жизни русского народа, его обычаям, традициям, культуре. Работая над темой «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения их к народной культуре», мы решили, что такой музей просто необходим.Приобщение к традиционной культуре легче всего происходит через детский музей. При условии, что музей – это практический способ ознакомления ребенка с русским бытом, среда для фольклора, изучения детьми ремесел, традиций, художественного наследия.Создавая такой музей, мы старались придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Слайд 153) Принцип педагогического оптимизма. Иначе этот принцип можно назвать принципом опоры

на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, подхода к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко), оказания педагогической поддержки и помощи в стремлении освоить новое, давать ребенку пережить радость новых успехов, воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку. Опытные воспитатели щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении результатов, оказывают поддержку детям, ободряют их при неудачах.

Слайд 14Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание

на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры — графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т

д.)

Слайд 7Личностное развитие ребенка средствами музейной педагогики.Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую

популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Создание музеев помогает решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.Основной дидактической единицей при реализации технологии музейной педагогики обосновали мини-музей тематического содержания.Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

Слайд 5Музейная информация может быть активно освоена в процессе игровой деятельности. Игра

в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение. В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно-ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Это обусловлено тем, что дети особенно расположены к общению. Особая проблема – отбор экспонатов. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости, особенно у детей. Поэтому количество демонстрированных предметов следует ограничивать, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше».Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Если взрослые склонны посмотреть на вещи и выслушать рассказ о них, то детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: