На приёме у логопеда. грамматический строй речи

Советы логопеда

Значение рифм

Стихотворения – это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие. *Дети, которым с рождения читали книжки, начинали разговаривать раньше, чем те, которые были предоставлены сами себе.#

Скептики утверждают, что читать младенцам – бессмысленное занятие, поскольку они ничего не понимают. Действительно, малыш не понимает смысла прочитанного

Важно другое. *Он слышит мамину речь, привыкает к ней, со временем узнаёт отдельные слова, чувствует ритм речи

Эмоционально окрашенная речь привлекает внимание.# Всё это имеет огромное значение для формирования его собственной речи спустя небольшое время. Рифмованные потешки и прибаутки воспринимаются лучше всего. Дети любят ритм и выразительное чтение

Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Родителей удивляет, когда в раннем возрасте дети с ходу запоминают стихи. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже – к подбору рифм. Это увлекательно, а главное – полезно

Дети любят ритм и выразительное чтение. Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Родителей удивляет, когда в раннем возрасте дети с ходу запоминают стихи. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже – к подбору рифм. Это увлекательно, а главное – полезно.

*Рифмы развивают фонематический слух, слуховое восприятие и языковое чутьё.#

Что считается нормой развития речи ребенка до 1 года

каждый ребенок индивидуален, у него свои начальные речевые возможности, поэтому стопроцентное попадание в требования и нормы встречается редко.

Есть дети, которые развиваются быстрее нормы, а некоторые — медленнее. В итоге и те, и другие одинаково овладевают речью. Важнее понимать, что ребенок обязательно пройдет через ВСЕ нижеперечисленные шаги развития. Если на одном этапе он задержался дольше, то это не значит, что он может следующий этап «проскочить».  Поэтому к информации о нормах надо относиться, как к ориентиру – на каком мы сейчас этапе, что и когда необходимо ожидать дальше?

Более подробно о нормах развития речи смотрите здесь.

  • 2 месяца – ребенок кричит с разной интонацией. Опытные мамы умеют определять, «о чем» кричит их ребенок. При виде мамы у малыша возникает «комплекс оживления», когда он интенсивно двигает ручками и ножками и издает звуки: аа, э, кг, гх, гы. Может осчастливить вас улыбкой в ответ на ласковую интонацию.
  • 4 месяца – гулит: гы, га, эга. Громко хохочет, плачет со слезами.
  • 6-8 месяцев  – лопочет. Повторяет один и тот же слог. Ба-ба-ба, на-на-на, ля-ля-ля.
  • 12 месяцев – ребенок понимает свое имя. Понимает вопрос «Где мама?» и осмысленно называет близких людей (мама, папа, деда).  Понимает слово «Дай» и использует в речи это слово. Понимает слово «Нет», может его сказать или просто отрицательно покачать головой.

Последние новости центра

  • 722

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 419

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 640

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 459

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 883

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 502

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Ошибки родителей

Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

Отсутствие помощи малышу

Родители не уделяют внимание общению.
Взрослые «сюссюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания.

  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Разновидности гуления

Гуление-это произнесение цепочек различных гласных звуков (а, у, ы), иногда в сочетании с согласноподобными (м, г). Обычно эти звуки связаны с эмоционально-положительным состоянием.

До 3 месяцев гуление не зависит от слухового восприятия, позже произношение происходит под контролем слуха.

Специалисты выделяют два периода гуления:

  • «Гуканье». Характеризуется короткими и отрывистыми голосовыми реакциями.
  • «Свирель». Представляет собой произнесение цепочки сменяющихся звуков.

Интересно! Дети, с отсутствием слуха также проходят все стадии гуления и даже начинают лепетать. Но не получив слухового подкрепления теряют эту способность.

Симптомы недоразвития речи

Несмотря на различную природу нарушения, недоразвитие речи характеризуется типичными проявлениями:

  • позднее появление первых слов в три-четыре года, а иногда к пяти;
  • нарушены звуковая и грамматическая стороны речи;
  • ребенок многое понимает, но затрудняется озвучить свои мысли;
  • речь невнятна, малопонятна по достижении трёх лет.

Необходимо учитывать возрастные рамки становления и развития речи.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра проведут диагностику развития ребёнка. В случае нарушений определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Драгоценный дар

Многоязычие — один из лучших подарков, который вы можете сделать своему ребенку. Поэтому все специалисты в один голос призывают родителей билингвов не сдаваться. Многочисленные исследования доказывают, что дети-билингвы превосходят своих одноязычных сверстников в способности концентрироваться в стрессовых ситуациях, они лучше сдают экзамены, а у взрослых билингвов больше шансов восстановиться после инсульта, их мозг постоянно тренируется, а главное — они видят мир более объемным, по-разному на разных языках.

Чтобы ребенок мог овладеть несколькими языками, логопеды советуют придерживаться метода OPOL (one person, one language approach — когда каждый значимый для ребенка взрослый говорит с ним на своем родном языке), логопеды советуют общаться с ним в режиме радио, петь простые песенки и разучивать маленькие стишки. Ребенок должен не просто слышать язык, но и переживать на нем яркие эмоции. Только в этом случае язык станет родным, говорят специалисты.

Отложите гаджеты – и в парк

– В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?

– Раньше логопеды начинали ставить звуки с пяти лет, это самое правильное. Но вообще развитие речи ребенка происходит во всех видах деятельности ежесекундно. Мамы думают, что заниматься нужно только со специалистами. Но нет. Я сама мама троих детей и хочу сказать современным мамам: отложите гаджеты. Выключите телевизор, возьмите ребенка на руки, пойте ему песенки, разговаривайте с детьми, оречевляйте деятельность, проговаривайте все с малышом. Расскажите на улице о том, какая хорошая погода, как солнышко светит, птички поют или идет снег.

Развитие речи начинается со считывания эмоций, как я уже говорила ранее, и с неречевых звуков. Например, едет машина, течет вода, дует ветер, идет дождь, собака где-то лает. Не надо рано бежать к специалисту, не тратьте время и деньги. Возьмите потешки, пропойте с ребенком, почитайте стихи. Посадите годовалого ребенка на пол, покатайте с ним мячик и проговаривайте: «я тебе мячик качу» или «а теперь ты мне кати мячик». Мозг же записывает информацию. Для того чтобы ребенок сказал одно слово, у него в запасе должно быть тысяча слов. А если у детей постоянно планшеты и телефоны в руках, включен фоном телевизор, соответственно, зачем ему разговаривать? А чему потом мы удивляемся?

Вообще, ребенка нужно постоянно обнимать, гладить, то есть взаимодействовать с ним тактильно. Речь начинается в том числе и с ощущения тела в пространстве. Это глубинные процессы, которые доступны родителям. Не чужая тетя должна гладить ребенка – мама. У залюбленных и зацелованных детей прогресс идет быстрее.

– А какие нарушения речи встречаются чаще всего?

– Чаще всего встречается моторная неловкость – это когда у ребенка в силу того, что у него напряжены мышцы, начинается  нарушение речи. Наша нервная система в идеале работает по формуле: возбуждение – торможение. Чем человек взрослее, тем больше торможение преобладает над возбуждением. У маленьких детей возбуждение преобладает над торможением. Вот когда торможение не происходит, тогда нервная система все время находится в напряжении, мозг тоже в напряжении. Почему дети с нарушениями речи чаще всего гиперактивные? Потому что мозг совсем не отдыхает. Соответственно, мышцы тоже перенапрягаются.

И в таком случае работа начинается с общей моторики. Так ребенок начинает чувствовать свое тело в пространстве, мозг получает импульс и начинает работать. Следствие моторной неловкости – моторная алалия. В силу того, что мышцы перенапряжены – и речевые мышцы тоже (губы, щеки, язык), ребенок просто не может двигать языком во рту и, соответственно, какая может быть речь?

Ну и наиболее распространенное нарушение  – дизартрия. Если объяснять проще, то у нас в шее находится речевая зона, в которой проходит 12 пар пучков нервов (первая речевая зона – в коре головного мозга). Чаще всего мышцы шейно-воротниковой зоны напрягаются при родах, нервные импульсы речевой зоны шеи плохо проходят в губы, щеки, язык и головной мозг. Соответственно, кровообращение головного мозга ухудшается, его работа замедляется, артикуляционный аппарат становится непослушным. Это и есть дизартрия.

Как правильно формировать речь ребенка

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их;
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня;
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день;
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки;
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов;
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях;
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.);
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова;
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события;
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним;
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует;
Ставьте малышу детские песенки и сказки;
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной;
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами;
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака»;
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие;
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока»;
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»);
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться;
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку»;
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!;
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь;
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну;
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами;
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете;
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам;
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты;
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения;
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы;
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Речевое развитие детей по возрастам

У кого «каша во рту»

– Римма Максовна, какие задачи решает логопед, помимо постановки звуков?

– Логопедия затрагивает все стороны устной и письменной речи. Логопед ставит звуки и автоматизирует их в речи. Еще одна задача логопеда – просветительская деятельность, направленная на родителей

Важно донести до мам и пап, что нерешенные речевые проблемы приведут к трудностям усвоения школьной программы, к нарушению чтения и письма. Проведя диагностику с ребенком, обязательно нужно рассказать, в каком-то случае получится сразу поставить звук, а в другом прогресс пойдет только после работы с неврологом

Многие не понимают этих механизмов, а медицинские работники, к сожалению, зачастую не объясняют ничего родителям. В поликлиниках говорят: «Давайте подождем до трех лет, до четырех», а потом дети идут в коррекционные классы. И никто не озвучивает последствия нарушений и их влияние на дальнейшее обучение в школе.

Как правило, сейчас многие логопеды обучаются на дефектолога и начинают работать как логопеды-дефектологи:  диагностируют ребенка, занимаются вызыванием речи, приучением к речи, развитием высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия – и далее переходят к постановке  и автоматизации звуков, развивают грамматический строй речи: учат спрягать, склонять слова, изменять их род, использовать множественное число и суффиксы, далее идет обучение чтению и подготовка к школе. То есть все, что касается речи, – это наша сфера деятельности.

– Всем ли нужен логопед?

– Конечно, он нужен не всем. В каких случаях логопед не нужен ребенку? Когда нервная система работает исправно, все речевые мышцы в состоянии нормы, язычок работает исправно, а в определенном возрасте появляются определенные звуки. Это идеал, к которому мы должны стремиться. К сожалению, ситуация в этом плане усугубляется. Еще лет десять назад на 300 человек в садике было, допустим, человек пять «с кашей во рту», то сейчас если на весь сад есть человек 15 с нормой развития речи, это уже радует. Статистика изменилась кардинально, увы.

Бывает, меня спрашивают, почему некоторые дети в саду говорят, например, «добрррое утро», «можжжно я пойду домой», выделяя определенные звуки, произнося их очень четко. А это потому, что это дети, которые занимаются с логопедом, они учатся звукам.

Например, работая со звуком «ш», мы его утрированно произносим, чтобы ребенок слышал чистое произношение звука и пытался так же его проговаривать, чтобы он акцентировал внимание на нем, чтобы его мозг записывал эту информацию: есть новый звук, он такой красивый и его не нужно забывать. И для этого мы специально утрированно произносим этот звук

Например: машшшина, здррравствуйте. И спустя два-шесть месяцев после постановки звуков (каждый случай индивидуален), когда мозг запомнит эту информацию, эти звуки становятся плавными, мы их не замечаем.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Речевое развитие имеет определенные закономерности. При рождении ребенок не владеет речью, он может общаться с окружающим миром только с использованием плача, криков, отдельных звуков. Постепенно, следуя заложенной на уровне генов программе речевого развития, малыш начинает произносить свои первые слоги. Чуть позже появляются слова, постепенно ребенок начинает общаться все более активно.

При этом особенности развития речи у каждого ребенка строго индивидуальны. Не бывает двух одинаковых детей, границы нормы относительны, они составлены на основе обследования большого количества детей. Если проблемы с речью действительно есть, их определяют не бабушка-соседка или другие мамочки на детской площадке — этим должны заниматься педиатр, детский невролог и логопед.

Важно!

Не стоит сравнивать развитие речи у своего малыша с детьми друзей, родственников или сверстниками на детской площадке. Даже у родных братьев и сестер речевое развитие может идти по совершенно разным сценариям. Малыш может как немного опережать усредненные нормы, так и слегка отставать от них.

Для предварительной, примерной оценки можно ориентироваться на нормы, которые предложены отечественными специалистами, расскажем о них подробнее.

Речь до года

В течение первых месяцев жизни ребенок внимательно слушает голоса своих родителей, близких и всех, кто его окружает. Он хорошо различает разные голоса и узнает по голосу людей, которые с ним часто общаются, поворачивает головку в сторону звуков. Постепенно ребенок осваивает произношение звуков. Сначала он начинает произносить гласные звуки. Постепенно, ближе к третьему-четвертому месяцу, появляются согласные звуки.

В период от шести месяцев до года малыш начинает активно подражать «взрослым» звукам. Появляется лепетная речь — это произношение цепочек из одинаковых слогов — «ма», «дя», «па», «ня». К возрасту девяти-десяти месяцев дети отзываются на собственное имя, даже если оно изменяется на уменьшительно-ласкательное.

К возрасту одного года малыш может произносить от 3–5 до 20 коротких облегченных слов. Это могут быть «дай», «на», «мама», «моя» и т.д. Помимо этого, ребенок в годовалом возрасте уже хорошо понимает словесные просьбы («Покажи собачку», «Дай ручку»), может положительно или отрицательно отвечать на вопросы.

Развитие речи от года до двухлетнего возраста

После года малыш начинает активно повторять те слова, которые он часто слышит в речи взрослых и других детей, постепенно начинает использовать прилагательные

В своей речи ребенок пользуется жестами и звуками, чтобы привлечь к себе внимание. Он может пропускать либо заменять сложные звуковые сочетания в словах: например, вместо «большой» говорить «башой»3.

Малыш много двигается, перемещается самостоятельно, ходит и бегает, прыгает, поэтому активно копит знания об окружающем его мире. Его словарный запас в это время резко расширяется. Если до полутора лет он использует примерно 30–50 слов, то к концу второго года жизни в его арсенале может быть уже до 400 слов.

К полутора годам у девочек и ближе к двум годам у мальчиков формируется фразовая речь. Прежде всего дети используют ее для того, чтобы задавать вопросы («Что это?») и выражать свои потребности («Хочу кушать»).

В возрасте от двух до трех лет

В этот период жизни ребенок говорит простыми предложениями, которые включают в себя обычно 2–3 слова. Детская речь становится все более понятной для взрослых людей, в ней постепенно появляются предлоги, местоимения. Расширение словарного запаса происходит очень быстро — накапливается около 100 новых слов в месяц. В возрасте двух с половиной лет дети могут задавать массу вопросов: «Кто?», «Почему?», «Куда?», «Зачем?» и т.п.

Речь в три года

В трехлетнем возрасте дети уже могут активно общаться со взрослыми и со своими сверстниками, употребляя в речи простые предложения. Они могут легко объяснить, что им нужно. В разговоре активно используются практически все части речи, включая обобщающие понятия — игрушки, вещи, животные.

Ребенок пока еще может нечетко произносить некоторые звуки, зато активно слушает и запоминает стихи, сказки, пытается воспроизвести их по памяти. Расширение словарного запаса происходит ежедневно, в речи появляются союзы.

Подведём итоги

Итак, нормы развития речи у ребёнка:

  • К одному году ребенок в норме говорит от двух слов. Слово — звукокомплекс обозначающий предмет, действие или человека.
  • К двум годам появляется простая фраза: «Папа, дай», «Хочу играть!». Появляются твердые согласные звуки т, д, п. Всё чаще стечение согласных замещается одним звуком. В сложных словах может пропускаться слог.
  • В три года ребенок переходит от «аморфных» звукоподражательных слов понятных только близким к общеупотребительным словам. появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л, ч, щ, ж, ц. Допускается смешение артикуляционно-близких звуковю. Слоговая структура нарушается редко, в основном в малознакомых словах.
  • К пяти годам полностью формируется звукопроизношение. Ребенок способен оценивать свое и чужое произношение. В слоговой структуре нарушений быть не должно.
  • К школьному возрасту ребенок овладевает практически всей сложной системой практической грамматики.

Важно помнить, что деление речевого развития на периоды достаточно условно, так как сроки овладения речью индивидуальны, зависят от особенностей нервной системы ребенка, общего состояния здоровья и условий его воспитания. Зачастую понимание опережает активную речь

Произносительные слова могут появиться ближе к двум с половиной годам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: