Методы воспитания школьников

Методы воспитания и их характеристика.

Метод поощрения

Определение 6

Воспитательный метод поощрения – это механизм наружного функционального стимулирования, побуждения к позитивной, инициативной творческой деятельности. Исполнение происходит с поддержкой общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения духовных и материальных потребностей.

Применение метода поощрения в различных видах деятельности учащихся, таких как учебная, игровая, бытовая, трудовая или общественная, позволяет повысить эффективность свойств труда и самоутвердиться.

Чтобы понимать, что такое метод воспитания через поощрение необходимо понимать механизмы его влияния. Его использование на практике вызывает положительные эмоции, рождая убежденность, оптимизм, создает здоровый социально-психологический климат, увеличивает уровень ответственного отношения, помогает развить внутренние творческие силы воспитуемых и их положительную жизненную позицию. Незаслуженное поощрение, в свою очередь, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха любыми методами только ради награды.

Система поощрения по мере нравственного созревания развивается от материальных до нравственных стимулов. Отношение учащихся к поощрению позволяет педагогу получить представление о честолюбии и самолюбии детей, истинных мотивах действий и направленности личности, их отношении к занятиям и награждениям. Эффективность поощрения напрямую зависит от способности учителя расценивать итоги учебы и поведения, одобрять или осуждать их действия и поступки.

Наиболее используемые в педагогической практике приемы поощрения – это выражение удовлетворения от работы конкретных учеников или класса в целом, похвала, одобрение, призыв следовать лучшему примеру. Это требует от педагога мастерства владения методикой поощрения и ее эффективного применения в повседневной практике.

Классификация методов

В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов. 

Выделяют группы методов:

  • прямого влияния педагога;
  • косвенного влияния.

Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:

  • убеждение;
  • поощрение;
  • наказание;
  • упражнение.

Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:

  • объяснительно-репродуктивные;
  • проблемно-ситуативные;
  • приучения и упражнения;
  • стимулирования;
  • торможения;
  • руководство;
  • самовоспитания.

Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:

1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:

  • поощрение;
  • порицание.

2. Методы, которые стимулируют деятельность:

  • убеждение;
  • побуждение.

Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:

  1. Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, лекция, внушение, пример, беседа).
  2. Методы, направленные на формирование поведенческого опыта и организацию деятельности (общественное мнение, поручение, убеждение, приучение).
  3. Стимулирующие методы (поощрение, наказание, соревнование).

О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:

  1. Интеллектуальная (убеждение, самоубеждение).
  2. Мотивационная (стимулирование, поощрение, наказание).
  3. Эмоциональная (внушение).
  4. Волевая (требование, приучение).
  5. Сфера саморегуляции (коррекция поведения, саморегулирование).
  6. Предметно-практическая (метод воспитывающих ситуаций, соревнование).
  7. Экзистенциальная (анализ деятельности, рефлексия).

Средства и методы воспитания

В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.

Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.

Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.

Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.

Метод принуждения

Определение 7

Методы принуждения – это меры побуждения учеников к выполнению собственных обязанностей вопреки нежеланию осознать неправоту и скорректировать поведение.

Использование метода принуждения в педагогически корректном понимании возможно на базе предварительного убеждения и использования других методов воспитания. Пользоваться данным воспитательным методом необходимо уместно не допуская злоупотребления.

Как было отмечено, необходимо сначала убедить воспитанника и после этого использовать метод принуждения. Предъявление категорических требований, в случае их непринятия воспитанником, должно быть аргументировано и разъяснено. Педагог обязан следить за выполнением предъявляемых требований, а в случае отказа – принять необходимые меры для достижения поставленной задачи. В случае безнаказанного уклонения от исполнения у воспитанников развивается безответственность.

Отрицательное восприятие учениками наблюдается и тогда, когда педагог использует репрессивные методы воспитания в педагогике либо часто жалуется руководству на факт недостаточного усердия в учебе. До принятия категорических мер учитель обязан испробовать все возможные методы разрешения ситуации. Это может быть увеличение контроля над обучением, определение сроков выполнения конкретных заданий, проведение коллективных бесед, публичное порицание провинившегося.

Современные подходы

Методика воспитания сегодняшнего дня диктует несколько способов подхода к нему.

Системный

Трактует формирующуюся личность как целостное образование. Цели, содержание и организация воспитательной деятельности максимально взаимосвязаны. Системный подход дает ряд условий для самореализации, творчества, развития индивидуальности.

Деятельно-отношенческий

Воспитанника стимулируют на различные виды деятельности, которые способствуют усвоению общественного опыта. Развивающее влияние такого подхода проявляется только при условии, что вызывает у воспитываемого внутренние переживания, заставляет проявлять к происходящему положительное или отрицательное отношение, стимулирует собственную активность.

Личностно-ориентированный

Обеспечивает воспитаннику возможности самопознания, самореализации. Готовый опыт бывает мало полезен, основой изменений всегда становится способность расти и обучаться с учетом собственного опыта. Главную роль играют не внешние факторы, приоритет отдается активной личности.

Гуманистическая система воспитания

Современная педагогика провозглашает условием эффективного воспитания осознанное участие детей в деле своего становления. Объект воспитания переходит в разряд субъекта. Собственная активность ребенка становится одним из факторов процесса, воспитатель лишь помогает и направляет, давая воспитаннику возможность самостоятельного выбора, способствуя одновременно его индивидуальному развитию.

Гуманистическая система предполагает внимательное, уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению, заботу о психологическом комфорте. Необходимо, чтобы молодые люди чувствовали себя нужными, защищенными.

Родители и учителя обязательно опираются на национально-культурные традиции, учитывают возраст, уровень развития воспитанников, их привычки, половые, природные особенности.

Что такое методы воспитания

Определение

Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — комплекс действий, направленный на достижение целей воспитания.

Признаки метода воспитания:

  • четкое содержание педагогической деятельности;
  • конкретный способ усвоения;
  • выделение определенной формы взаимодействия участников воспитательного процесса.

Воспитательные приемы направлены на формирование практических умений, навыков, ценностей, форм поведения на базе знаний, полученных в процессе обучения. Выбор и эффективность их зависит от содержания воспитания, особенностей воспитанников, возможностей педагога.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Основные методы воспитания младших школьников

Методы воспитания младших школьников являются залогом дальнейшего правильного становления личности ребенка, его отношения к людям и окружающему миру.

Важным аспектом воспитания школьников является труд, который представляет собой метод воспитания силы воли, ответственности и выносливости. Труд необходим с ранних лет, но трудовой процесс следует контролировать и не допускать перенагрузок ребенка.

Основным методом воспитания школьников является формирование убеждений. К этому методу относятся беседа, диалог, пример, разъяснение, игра и творчество. С помощью этих методов воспитания силы воли, понимания и ответственности формируются взгляды на жизни, нравственные нормы и основы правильного поведения.

Метод разъяснения заключается в представлении ребенку понятий поведения в обществе, школьного режима, прав и обязанностей, нравственных норм. Это метод часто совмещают с другими методами воспитания (беседа, диалог и наглядный пример).

Беседа направлена на формирование психологических особенностей личности ребенка, интересов и жизненных принципов. Беседа может быть фронтальной и индивидуальной, а также с формированием определенных вопросов для школьников, заданий с достижением результата и выводов. Вопросы должны побуждать учеников к размышлениям и умозаключениям, вызывать живой интерес и иметь актуальность. В процессе беседы школьники должны формировать свое отношение к общественной жизни и событиям в ней. В заключение беседы необходимо подвести итог и обобщить мысли учащихся.

Наиболее важным начальным методом воспитания школьников является пример для подражания, который воздействует на восприятие и сознание учащихся, формируя в них нравственные и моральные ориентиры в жизни. Примером для подражания могут быть как реальные люди (родители, родственники, друзья, педагоги и т.д.), так и сказочные персонажи, святые, вымышленные и мифические герои. В основе подражания должно быть желание совершенствования в добродетели, нравственности, физическом и духовном подвиге. Ребенок должен соединять положительные примеры со своей жизнью и поступками.

Пример для подражания, как метод воспитания школьников, позволяет педагогу конкретизировать и доказывать определенные теоретические сведения, моральные нормы и основы нравственного поведения

Для педагога важно глубоко раскрыть представленный пример для подражания, так как поверхностное ознакомление и отсутствие эмоционального раскрытия примера не несет для учеников воспитательного характера

Данный метод воспитания в школе может носить не только положительное, но и отрицательное значение. Пример может быть негативным для противопоставления и иллюстрации неправильных действий и поступков, которые достойны порицания, и их не следует совершать.

Эффективные методы воспитания младших школьников могут быть представлены в игровой, познавательной, физической и творческой формах

Для родителей и педагогов важной задачей является поддержание интереса ребенка, вовлечение его в процесс воспитания и раскрытие заложенного потенциала

Метод упражнения

Универсальный путь для формирования различных поведенческих навыков.

Определение

Упражнение — многоразовое повторение и усовершенствование способов действий, на которых основано поведение.

В воспитательном процессе упражнения направлены на оттачивание до автоматизма привычек в поведении, умений и навыков. На привычках и правилах, сформированных воспитанием, основываются такие качества, как самоконтроль, дисциплина, выдержка, культура общения, организованность. Чем сложнее качество, тем больше упражнений потребуется для выработки привычки. 

Для формирования и развития моральных, волевых качеств личности необходим системный подход.

Для эффективности метода упражнений следует учитывать физические, психологические особенности человека.

Методы воспитания личности

Самым оптимальным сейчас представляется комплексный подход к воспитательному процессу, подразумевающий следующие методы:

  • направленные на организацию деятельности, способствующие наработке опыта поведения в обществе;
  • формирующие сознание;
  • стимулирующие поведение.

В основном они служат для передачи личности знаний о происходящих вокруг явлениях. Главная отличительная особенность этих методов – их вербальность. Слово, которое обращается непосредственно к сознанию, действует точно и тонко, оно в большинстве случаев способно подтолкнуть воспитанника к размышлению, оценке своих поступков. Но в отрыве от других методов малоэффективно и не формирует устойчивых убеждений.

Знания, поступки, эмоции ребенка между собой тесно связаны, воспитатель через них может влиять на личность, смещать акценты воздействия, добиваясь определенных целей. Но лишь в комплексе все меры будут действенными.

При выборе методов опытные учителя беспокоятся об их соответствии:

  • принципам обучения;
  • поставленным целям;
  • содержанию задачи;
  • возможностям учащихся и учителей;
  • условиям момента.

Методы воспитания подростков

К методам воспитания подростков относятся беседа, лекция и диспут. В старших классах беседы должны быть направлены на формирование гражданской позиции, осознание своего долга, обязанностей и жизненных принципов. Учитель должен мотивировать учеников, побуждать к обсуждению определенной темы и обобщать выводы.

Положительно влияют на беседу аналогии, сопоставления и сравнения. Ученикам старшего возраста необходимо вовлечение в процесс обсуждения, открытие новых знаний и доказательство своих рассуждений.

Лекция как метод воспитания школьников заключается в словесном изложении материала и живом обсуждении, полученных знаний. После основной части лекции ученики должны задавать непонятные или уточняющие вопросы, чтобы наиболее эффективно усвоить пройденный материал. Теоретическая часть лекции должна быть тесно связана с практическим опытом. Лекции могут проводиться в различной форме, в том числе с использованием аудио и видео материалов, наглядных пособий. Кинолекторий наиболее эффективен для старших школьников, помогая последовательно, наглядно и красочно представлять материал.

К методам воспитания подростков относится диспут, который является открытым, живым и динамичным общением, обменом мнениями и обсуждением

Во время диспута важно не переходить на эмоциональное выяснение отношений и резкое доказательство своего мнения. Ученики во время диспута должны использовать свои знания, эрудицию, логику, культуру общения и темперамент

В рамках диспута можно обсуждать основную тему урока, литературное произведение, события в обществе, статьи и фильмы.

Методы воспитания школьников формируют мировоззренческие понятия и основы нравственности, апеллируя к интеллекту, эмоциям и чувствам ученика.

МЕТОД примера и его характеристики

Определение 4

Пример, как метод воспитания представляет собой действие, нацеленное на создание и поведение детей посредством системы позитивных образцов, призванных служить прототипом для воспроизведения, основой формирования совершенного социального поведения, средством и стимулом самовоспитания.

Содержание примера воспитания определяется его общественной ценностью. В нем заключен социальный опыт, итоги деятельности и поведения людей. Каждый из примеров имеет конкретное содержание и социальную значимость. Таким образом, позитивный пример – непосредственно историческое мнение.

Определение 5

В современном понимании метод примера – это образцовые действия, поступки, свойства людей, способы и средства достижения поставленных задач, подходящие к эталону личности.

В воспитательном отношении ценны примеры богатые идейным содержанием, с высокой степенью развития личностных качеств и способные стать благородным примером для подражания.

В процессе усвоения ребенком нравственно и эстетически привлекательного эталона поведения, пример перерастает в самовоздействие. Ребенку свойственно идентифицировать свою личность с популярными представителями социума, героями произведений, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Примеры воспитания имеют классификацию по типу воздействия на сознание учащихся:

  • Примеры конкретного воздействия. В группу входят личные примеры ребенка, пример педагога, друзей, людей находящихся в непосредственном контакте.
  • Примеры опосредованного воздействия. Данная группа объединяет примеры из жизни известных личностей, истории собственной страны, трудового героизма, литературы и искусства.

Методы и формы воспитания личности в спорте

Спортивные занятия, помимо эмоционального удовлетворения, при условии правильной педагогической организации, дают ребятам нравственный опыт, являются средством воспитания.

Во время деятельности, направленной на достижение спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества юных спортсменов, их мысли и чувства. Мудрый тренер во время тренировок помогает расширить кругозор воспитанников, повысить их знания, пробудить интерес к практическим и научным исследованиям.

Во время спортивной тренировки тренерами применяются упражнения и приучения, которые тренируют ребят:

  • преодолевать трудности;
  • действовать в коллективе и на его благо. Читайте «Роль коллектива в воспитании личности»;
  • соблюдать дисциплину;
  • проявлять инициативу, действовать самостоятельно.

Биологические процессы не происходят изолированно от социальных функций. Феномен спорта именно в том, что он объединяет в одно целое биологическое и социальное в человеке. Телесное развитие, совершенствование функций организма проходит параллельно с усвоением основных ценностных общественных установок.

Физическая культура имеет уникальные возможности в деле формирования личности в физическом, моральном, эстетическом плане.

Отличительные черты современного воспитателя

  • старается не воспитывать, находясь в плохом настроении;
  • ставит перед ребенком ясные цели, всегда пытается объяснить непонятное, интересуется мнением воспитанника;
  • тренирует в детях самостоятельность, не пытаясь контролировать каждый шаг;
  • вместо «рыбы» дает «удочку»: решения ребенок принимает сам, взрослый только обрисовывает пути к ним;
  • не скупится на похвалу;
  • критика наставника уместна сразу после совершения ошибки, похвала высказывается за конкретные действия;
  • оценивает не личность воспитанника, а высказывает свое отношение к его действиям;
  • несмотря на допущенные ошибки, высказывает уверенность в ученике, сочувствует ему, настраивает оптимистично;
  • воспитательные действия рассчитывает на перспективу, к цели идет поэтапно, не задирая планку;
  • воспитатель строг, но справедлив.



Проблемы воспитания

Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания — физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.

Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.

Примеры использования методов

Примерами приема убеждения выступают:

  1. Рассказ. Изложение фактов в форме повествования. Рассказ должен соответствовать требованиям: логичность, четкость, эмоциональность, образность, последовательность, учет возрастной группы слушателей. 
  2. Беседа. Взаимодействие педагога с воспитанниками в форме вопросов и ответов. Для достижения успеха комплекс вопросов, которые будут подводить учеников к определенным выводам, необходимо продумать заранее. Беседы бывают: эвристические, этические, познавательные, политические. Материал и тема должны вызывать интерес. Не допускается острое осуждение неверных мнений, воспитанников необходимо исподволь подводить к правильным выводам.
  3. Диспут. Такая форма подразумевает отстаивание воспитанниками своих мнений в коллективном обсуждении. Оттачиваются навыки ведения полемики, уважение к мнению других. Для эффективности диспута необходима предварительная подготовка вопросов и наличие в коллективе диаметрально противоположных мнений.

Примеры наказаний:

  • моральное порицание;
  • словесное осуждение;
  • ограничение прав;
  • исключение из школы;
  • снижение оценки за поведение;
  • изменение отношения к провинившемуся.

Недопустимы наказания в виде:

  • физического воздействия;
  • оскорбления личности;
  • лишения еды.

Образцом метода примера являются: пример родителей, педагога, героев, сверстников. Грубые окрики, рукоприкладство служат негативным примером для подражания. 

Прием требований выражается в таких формах:

Важные нормы воспитания

Наиболее актуальные проблемы современного общества относятся к сфере духовности и нравственности. Последствиями этого кризиса являются:

  • нарушения представлений о браке и семье: жертвенная любовь, нерасторжимость брака, необходимость воспитания детей воспринимаются как бремя;
  • члены семьи часто неспособны к взаимодействию и сотрудничеству, проявляют нетерпимость, неспособны на участие;
  • социальные роли мужчины и женщины перепутаны, дети теряют ориентиры;
  • падает рождаемость;
  • традиционные нравственные цели утеряны, что провоцирует детей к порокам и греху;
  • нарушение внутрисемейных отношений увеличивает отклонения в состоянии здоровья и поведении детей;
  • нездоровая домашняя атмосфера, психологическая пустота толкают подростков в «тусовку», общение с асоциальными сверстниками.

Внимание
Выходом из ситуации представляется восстановление традиционной ценности брака, возрождение религиозных традиций, воссоздание здорового общественного уклада, формирование государственных институтов педагогической поддержки, духовно-нравственного воспитания.

Особенности методов воспитания школьников

Методы воспитания в школе подбираются педагогами в зависимости от складывающейся воспитательной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Все методы воспитания находятся в тесной взаимосвязи со средствами и приемами воспитания, такими как трудовая и творческая деятельность, дисциплина и режим.

Современные методы воспитания, используемые в школе можно разделить на частные и общие. Все методы направлены на обеспечение эффективности воспитания и воспитательного процесса в целом.

Выбор педагогом оптимальных методов воспитания, осуществляется на основании ряда следующих факторов:

  1. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  2. Социальная среда, окружающая ребенка, имеющиеся у него навыки и убеждения.
  3. Индивидуальные потребности каждого ребенка, которые представлены его потребностями, приоритетами, задатками, интересами, поведением и сознанием.
  4. Психологические и физические особенности развития каждого учащегося.
  5. Имеющиеся проблемы и недочеты в воспитании и развитии учащихся.

Похожие термины:

отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания.

педагогическая деятельность, направленная на оформление и организацию окружающей ребенка среды для того, чтобы ненавязчиво, исподволь внедрять в его сознание нормы и правила поведения, системы р

Программа общей организации воспитательного процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников в определенных условиях. Она включает, как правило, общие цели и задачи педагогической деятель

воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, рассчитанное на то, чтобы вызвать соответствующее ему ответное действие ученика, его попытку самовоспитания. Бинарные методы воспитания

. При проведении в коллективе воспитательной работы используются различные способы воздействия. Чаще всего в условиях производства в воспитательных целях применяются разнообразные методы убежд

способы организации жизнедеятельности детей, при которых детям предоставляется свобода выбора и создаются условия для саморазвития их интересов и самодеятельности (Ж.-Ж. Руссо, Э. Кей, М

Монтессо

процесс взаимодействия педагога с учеником/воспитанником при котором взрослый организует самостоятельную поисковую деятельность ребенка по решению какого-либо затруднения и, что важно, установ

Это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного праздника, мет

методы воспитания, основанные на применении наказаний, принуждения

модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликт ы мирным путем.

система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию бол

совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-бое

представляют собой совокупность педагогических средств управления учебно-воспитательным процессом, составляют основу педагогического мастерства. М.г.в. состоят из трех групп: методов организац

использование в педагогических целях стихийно возникающих и разрешающихся в острой форме противоречий учащихся в деловых и нравственных взаимоотношениях. Нерадивое исполнение учащимися общест

Качества, которые необходимо развивать педагогу

Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.

Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения

Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения

В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: