Как использовать смартфон с пользой дома?
Покажите ребёнку, что смартфон — это инструмент не только для развлечения, но и для интересного обучения. Скачайте несколько полезных приложений:
- «Учи.ру» — здесь школьники могут потренироваться делать задания по темам, которые требуют дополнительного освоения. Или пройти вместе с родителями темы, которые по каким-то причинам пропустили в классе.
- Buddy — это тренажёр произношения. Он учит правильному произношению английских слов, записывает произношение ребёнка, анализирует и даёт советы.
- «Английский с Фиксиками» поможет ребёнку выучить первые три сотни общеупотребительных слов — цифры, цвета, названия животных и так далее.
- LogicLike — приложение, где ребёнок может выбрать интересный ему раздел и решать задачки про русалок, единорогов, вулканы, транспорт и так далее.
Кстати, игры необязательно должны помогать осваивать школьную программу. С их помощью можно развивать и soft skills, то есть мягкие, личностные навыки. Если ребёнок увлечён какой-то игрой, даже самой бесполезной, на первый взгляд, попросите его научить вас играть в неё. Так ребёнок сможет улучшить коммуникативные навыки и почувствует, каково это — объяснять и учить кого-то.
Ещё одна недооцененная функция смартфона — возможность слушать аудиосказки и рассказы. В век YouTube аудиосказки отошли на задний план, уступив место мультфильмам. И совершенно зря, потому что с точки зрения развития когнитивных способностей аудиосказка гораздо полезнее: она развивает воображение и чувство языка, не перегружая мозг ребёнка яркими визуальными образами.
Фото: ivi.photo93 / Shutterstock
Влияние апатии на жизнь ребенка
Апатия — состояние безразличия или подавления эмоций — может оказать резко негативное влияние на ребенка. Речь идет не только об отсутствии интереса к домашним заданиям или нежелании участвовать в общественной деятельности — апатия может быть всепроникающей силой, влияющей на все аспекты жизни.
Успеваемость ребенка часто становится первой жертвой апатии. Апатичный ребенок может не успевать за сверстниками не потому, что ему не хватает способностей или интеллекта, а потому, что ему просто все равно. Домашние задания остаются невыполненными, в проектах нет творческой искры, а результаты тестов могут резко упасть. Потенциал ребенка затмевается его безразличием. Это может привести к порочному кругу, в котором плохая успеваемость еще больше подпитывает апатию.
В социальном плане апатия также может нанести вред. Дети по своей природе являются социальными существами, они учатся и растут благодаря общению. Однако апатичный ребенок может замкнуться в себе, не проявляя интереса к поиску друзей или участию в общественной деятельности. Со временем ребенок может оказаться в изоляции, что еще больше усугубит чувство апатии и потенциально приведет к одиночеству и низкой самооценке.
Неконтролируемая апатия может быть предвестником более серьезных заболеваний, таких как депрессия или тревожные расстройства. Отсутствие заботы, интереса или энтузиазма может быть симптомом глубинных проблем с психическим здоровьем. Таким образом, борьба с апатией заключается не только в том, чтобы пробудить интерес. Речь идет о сохранении психического здоровья ребенка, обеспечении его эмоциональной устойчивости и поддержки для преодоления жизненных трудностей.
В заключение следует сказать, что апатия — это серьезная проблема, которая требует немедленного внимания и вмешательства. Распознав признаки апатии и приняв своевременные меры, вы сможете уберечь своего ребенка от долгосрочного эмоционального и психологического ущерба.
Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?
Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.
Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.
Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.
Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.
«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.
Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.
В чём причина?
Часто родители думают, что в основе подростковой лени лежит нездоровая увлечённость гаджетами. Но психолог, педагог-психолог высшей категории Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Нина Костина считает, что за ленью могут скрываться совершенно другие причины. Например, повышенные требования со стороны взрослых. Не отставать по оценкам от лидеров класса, быть лучшим в спортивной команде, содержать комнату в идеальной чистоте… У ребёнка может не быть таких потребностей. Но они есть у родителей, а реализовывать их должен почему-то подросток.
До переходного возраста, пока авторитет родителей непоколебим, дети готовы быть для них лучшими. Но со временем акценты смещаются в сторону друзей. Взрослые перестают казаться центром мира – и в ответ на их «Должен!» уже не так страшно сказать резкое «Нет!».
Вопрос-ответ
Как вести себя родителям, если ребёнок дерётся?
Первые шаги во взрослую жизнь связаны и с перестройкой двигательного аппарата.
– У многих детей в предподростковом-подростковом периоде происходит резкий скачок роста, и из-за быстрых изменений они теряют былой уровень контроля над телом. По этой причине дети, регулярно занимавшиеся спортом ранее, как бы откатываются назад, и им сложно с этим смириться: кажется, что перспектив больше нет и нужно всё бросать, – говорит фигуристка, тренер по фитнесу и танцам Татьяна Шиповалова. – Ребята, не имевшие опыта регулярных занятий, часто отказываются от идеи заняться физкультурой: «это неинтересно». А реальная причина может лежать в комплексах из-за изменений на уровне тела.
Адреналиновое поколение. Почему подростки ввязываются в опасные игры?
Подробнее
Упражнение «Почему я ленюсь?»
Часто бывает, что желаний у человека море, а вот взять что-то и сделать — до этого руки не доходят. Лень.
На самом деле лень — это не дурная черта характера, а способность психики сохранять ресурс. Другими словами, нам лень делать то, в чем мы не видим смысла или на что у нас не хватает сил. Поэтому, когда вы замечаете, что ребенок начинает лениться, предложите ему такое упражнение:
Нужно поставить таймер минут на 10 и просто отдохнуть. Не делать в это время алгебру и не подключаться к чату с друзьями
Просто отдыхать!
Только после этого можно задать себе вопрос: почему так не хочется браться именно за это дело? Оно мне неприятно? Я боюсь ошибиться?
Дальше нужно подумать, что можно получить, если все-таки сделать это дело? Какую пользу, какую приятную эмоцию? Например, почувствовать себя умнее или заслужить одобрение учителя, чье мнение важно и дорого.
Быть подростком — та еще задачка. Это примерно как полететь в космос без подготовки. Как устроен корабль, на котором ты отправляешься в путешествие? Как им управлять? На какие кнопки нажимать? Что делать-то вообще?!
В книге «33 важных «почему» Виктория Шиманская и Александра Чканикова помогают с этим разобраться, а еще отвечают и на другие вопросы ребят 12–16 лет о чувствах и эмоциях.
По материалам книги «33 важных «почему».Обложка: unsplash
Как справляться с истериками?
Многие родители боятся того, как отреагирует их ребенок, если они сократят время в Сети или отберут гаджет. В таких случаях я всегда провожу аналогию с грозой. Если ураган сдувает ваш дом, вы не стоите посреди двора, пытаясь справиться с ним. Вы закрываете все люки и ждете, когда буря пройдет и небо прояснится. Затем вы думаете о том, как обезопасить себя в будущем. Так что если ваш ребенок швыряет все, что попадется под руку, плачет и кричит, потому что у него отобрали планшет, научитесь обуздывать грозу, а не подпитывать ее. Уходите, не пытайтесь общаться или что-то обсуждать — это только ухудшит ситуацию. Если вы уже объяснили, почему забираете девайс или сокращаете время игры, нет причины повторять это снова и снова. Ребенок почти наверняка понял, почему вы так поступили, и протестует он потому, что ему это не нравится. Никакие объяснения тут не помогут.
Многие родители тревожатся о последствиях срывов и истерик. Они переживают, что ребенок причинит вред себе или испортит попавшие под руку вещи
И все же важно видеть реальный масштаб бедствия
Если он плачет, кричит и хлопает дверьми, в худшем случае у него разболится голова — и стоит вам обратить на него внимание, истерика усилится
Поэтому очень важно, чтобы вы научились игнорировать его до тех пор, пока не почувствуете реальную опасность, — тогда вы должны будете незамедлительно вмешаться и разобраться
Многие родители боятся так поступать, потому что это очень сложно. Они слишком хорошо помнят истошные вопли своего двухлетнего малыша. В то время лучшим средством борьбы с истериками было игнорировать их и отдаляться. То же относится к ребенку четырех-одиннадцати лет. Он злится, потому что ему не дают желаемое, и ничто сказанное или сделанное вами не сможет его утешить. Ему нужно осознать, что вы не откажетесь от принятого решения
Отвлеките ребенка, займите его чем-то, попробуйте направить его внимание в другое русло. Когда поведение станет лучше, от души похвалите его
Таким образом ваши сын или дочь быстро усвоят, что хорошее поведение приводит к поощрению, и больше не захотят капризничать.
Существуют и другие методы, как справляться с истериками у детей. Читайте статью —
Как реагировать на детскую истерику: советы психологов.
Вместе пройти через ломку
Если одержимость ребенка очень велика и родители полностью потеряли контроль, лучшим решением будет убрать все цифровые устройства. Когда я предлагаю этот вариант родителям, они часто пугаются. Они искренне боятся представить, что может случиться, как отреагирует их сын или дочь, и часто находят причины этого не делать.
Запрет девайса — решительный шаг. Скорее всего, ребенок начнет закатывать истерики, но если вы будете стоять на своем, то это пройдет. Не бойтесь отключить Интернет и вынуть батарейки/аккумуляторы, если потребуется
Здесь важно настоять на своем, быть последовательным и не поддаваться нытью и мольбам. Обычно требуется пять дней, чтобы изменить привычку
Негативные эмоции не будут длиться вечно!
На какой срок запретить пользование девайсом — решать вам. Все зависит от вашего ребенка и его проблемы. Я считаю, что запрет должен длиться как минимум одну-две недели, чтобы ваш сын или дочь привыкли к жизни без драгоценного гаджета и начали заниматься другими делами или вернулись к прежним хобби и интересам. После этого можно постепенно снова давать им девайс, установив строгие правила пользования, чтобы это снова не превратилось в одержимость. Родителям нужно сохранять контроль и быть чрезвычайно внимательными, чтобы проблема не вернулась.
Как использовать технологии для развития умений и творчества у детей
Смартфоны, планшеты, ноутбуки – эти гаджеты окружают наших детей с самого раннего возраста
Но важно помнить, что правильное использование технологий может стать мощным инструментом для развития умений и творчества маленьких человечков
Как гаджеты влияют на детскую психику
Первое, что необходимо учесть, это выбор контента. Рынок приложений и образовательных программ для детей разнообразен, и среди них можно найти источники, способствующие развитию логики, внимания, и даже искусства. Игры, которые сочетают в себе обучение и развлечение, создают уникальную среду, где ребенок может не только узнавать новое, но и с радостью это делать.
Кроме того, существует множество творческих приложений, которые помогут раскрыть внутренний художественный потенциал малыша. От рисования и музыки до программирования и создания своих игр – возможности огромны. Это не только увлекательно, но и способствует развитию креативности и аналитического мышления.
Технологии также предоставляют шанс детям общаться и сотрудничать. Виртуальные классы, образовательные форумы и онлайн-проекты объединяют маленьких учеников со всего мира, обогащая их знания и понимание культурного многообразия.
Однако, важно соблюдать баланс. Экраны не должны заменять полноценное общение, активные игры на свежем воздухе и чтение бумажных книг
Технологии – это инструмент, но не замена родительской заботы и внимания.
Положительное влияние новых технологий на детей
Существует ряд положительных влияний, которые гаджеты могут оказать на детей, формируя их знания, навыки и способности.
Образование и обучение
- Электронные образовательные приложения. Гаджеты стали интерактивными учителями, доступными в любой момент. Электронные образовательные приложения предоставляют детям возможность учиться играючи, развивая навыки чтения, математики и других наук.
- Доступ к онлайн-урокам и ресурсам. Интернет предоставляет доступ к бесчисленным образовательным ресурсам и онлайн-урокам. Дети могут изучать различные предметы, расширять свои знания и получать помощь в учебе, не выходя из дома.
Развитие навыков и креативности
- Интерактивные игры и приложения для развития различных навыков. Гаджеты предлагают широкий выбор игр, специально разработанных для развития логического мышления, внимания и творческого мышления. Эти игры стимулируют умственное развитие и учат детей решать сложные задачи.
- Программы для развития художественных способностей. Существует множество приложений, которые помогают детям развивать свой художественный талант. От рисования до музыки – гаджеты предоставляют инструменты для творческого самовыражения.
Социальная коммуникация
Возможность поддержания связи с друзьями и родственниками. Гаджеты сокращают расстояния, позволяя детям поддерживать связь с друзьями и родственниками, которые могут находиться в других городах или даже странах. Это способствует укреплению семейных и дружеских отношений.
Итак, гаджеты предоставляют уникальные образовательные и социальные возможности, которые, правильно использованные, способны обогатить детство и подготовить молодое поколение к сложностям современного мира.
Стоит задуматься о кибертравле и суицидах
С распространением Интернета появилось такое понятие, как кибертравля. Чем дальше, тем больше тревожит взрослых непростая проблема. Однако дело усложняется недостаточной изученностью вопроса. Если не в полной мере опасность осознают родители, дети тем более не понимают её серьёзности. Предоставляемые гаджетами возможности воспринимаются подростками как забава, которая несёт лишь удовольствие, ведь сейчас появились увлекательные игры, можно слушать любимую музыку. А на YouTube имеется большое количество всевозможных роликов.
Увлечение Интернетом не всегда контролируемое, хотя подросток не отдаёт себе в этом отчёта. Стремление к удовольствиям не сопровождается трезвой оценкой ситуации. Не способствует более осознанному поведению также полезная информация об опасности пользования гаджетами. Причина проста – недостаточность разъяснений, которые давали бы профессионалы относительно последствий увлечения виртуальным миром. Вследствие отсутствия адекватной оценки происходящего подростки делают то, что может привести к печальному результату.
Некоторые дети считают развлечением отправку своих фотографий в обнаженном виде. Не задумываются о последствиях также в других случаях, например, сообщают на своей странице о предстоящем отпуске. В результате хвастовство приводит к печальным последствиям – грабежу
А в первом случае привлекают внимание педофилов. Опытные негодяи выслеживают своих жертв и совершают насилие вследствие провоцирования на подобные действия самими подростками
Поэтому постоянно увеличивается роль педагогов и родителей, которые должны вовремя обратить внимание на небезопасное поведение детей. Если вовремя провести беседу и предупредить о возможных последствиях, ребёнок взглянет на свои увлечения другими глазами. Причем, не существует возрастных ограничений. Об опасности некоторых действий в Интернете стоит напоминать уже первоклассникам. Тем более актуальной становится проблема для подростков, ведь пользование Интернетом у них превращается в назойливую привычку. От увлечения трудно отказаться. Чтобы направить интерес в правильное русло, стоит вникать, чем именно интересуется ребёнок и предлагать другие варианты.
Иногда раздаются обвинения по поводу того, что именно Интернет приводит к случаям суицидов. Специалисты спорят относительно объективности таких утверждений. При детальном рассмотрении проблемы психологи приходят к выводу о других причинах трагических событий. Дело не в технологиях. Корни явления кроются в неправильной оценке происходящих в мире событий. Чаще всего подростки воспринимают окружающее как цепь безопасных и легких приключений. Конечно, не стоит драматизировать мир и пугать всевозможными страшилками, однако ребёнок должен объективно оценивать жизнь. В противном случае подросток может оказаться неподготовленным к каким-либо событиям. Если заблаговременно не просчитать действия и допустить опасную ситуацию, поведение школьника может оказаться неоправданно рискованным. Вероятность подобного сценария увеличивается благодаря возрастным особенностям подростка.
Отдельного разговора заслуживают так называемые группы смерти. Узнав о таком явлении, взрослые поддались панике. Предшествовало этому несколько ложных сообщений. В информационной атаке присутствовали сведения о якобы взрывающихся в руках пачках денег. Утверждали также, что прямо возле школ можно найти распространителей наркотиков. Чтобы осознать суть происходящего, учёные пытались понять социальную сторону проблемы, в частности, осмысливалась реакция общества.
Что делать, если ребенку сложно оторваться от экрана
Использовать «правило 3 звонков». Когда вы предупреждаете, как в театре, что время заканчивается. Вы используете не просто таймер, который срабатывает за две минуты до окончания экранного времени, за минутку да окончании экранного времени, и в то время, когда уже пора выключать. Это работающий способ.
Предупреждать дополнительный раз. Если ребенок не может оторваться после трех предупреждений, то можно использовать дополнительный раз — еще один звонок.
Говорить об «отрицательных последствиях» скандала. Если ребенок отдал гаджет со скандалом, после всех звонков таймера, то вы должны его предупредить о последствиях — в следующий раз экранное время будет сокращено. Это работает, начиная с 4-4,5 лет.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.
Обложка статьи: pexels.com
Гаджеты в руках школьника
На современном этапе школьный процесс обучения построен в основном с применением информационных технологий, позволяющим школьникам лучше ориентироваться в потоках информации окружающего их мира. Кроме того с помощью них можно осваивать практические способы работы с нужной информацией, развивать умения, позволяющие вести обмен полученной информации при помощи различных электронных устройств.
Поэтому у каждого школьника имеются гаджеты. Это может быть плеер, музыка которого делает дорогу до учебы более привлекательной и поднимает настроение или удобный, практичный планшет, осуществляющий самые разные функции: от развлекательных до познавательно-обучающих. Причем многие преподаватели, считают, что это устройство легче всего контролировать, так как он не так компактен, как например смартфон. Многие школьники, особенно старшеклассники, носят с собой на уроки нетбук, являющейся, ничем иным, как компактной версией ноутбука. Ведь сегодня эти портативные компьютеры являются непременной составляющей всех сфер человеческой жизни, в том числе и школьной. Ну а популярности электронной книги и говорить не приходится.
В конце концов, современная учеба предполагает написание огромного количества рефератов, создание презентаций, просмотр обучающих роликов. Таким образом, без гаджетов школьнику не обойтись. Вот только чего же в них все же больше достоинств или недостатков?
Как побороть зависимость от гаджетов?
Нравится нам это или нет, но девайсы стали частью современного мира. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы они не подчинили себе жизнь наших детей и не заменили живое общение. Ваш ребенок очень привязан к девайсу? Значит, он гораздо меньше привязан к вам. Если вы чувствуете, что он слишком долго сидит перед светящимся экраном, я настоятельно рекомендую на время отобрать гаджет и разрешать вновь им пользоваться очень постепенно, чтобы проблема не вернулась. Вы можете или забрать его совсем, справиться с истериками и обидами, а затем снова разрешить им пользоваться, но по расписанию, или просто сократить время в Сети. Если этот вариант не сработает, заберите девайс совсем.
Я не думаю, что у вас получится установить полный запрет на цифровые устройства, хотя бы потому, что большая часть домашних заданий теперь делается в электронном виде и детям придется пользоваться планшетами и ноутбуками на протяжении всей жизни
Поэтому важно, чтобы они научились ими пользоваться с умом. Запрет в большинстве случаев не решит корень проблемы
Прежде всего родителям необходимо осознать, почему их ребенок зациклился на чем-то, и понять, как побороть эту одержимость.
Вам нужно решить, какой метод лучше всего подойдет вам и вашему ребенку, и последовательно выполнять принятое решение.
Я всегда говорю родителям, что здесь не существует универсального подхода — все зависит от конкретной проблемы. Например, если ваш шестилетний сын зациклен на приставке и вы понимаете, что он еще слишком мал, чтобы справиться с этим пристрастием, как можно скорее уберите ее на антресоль на несколько месяцев или до того момента, когда он станет достаточно взрослым, чтобы спокойно в нее играть. Если же, к примеру, вашему ребенку десять лет и он буквально приклеен к планшету, но при этом он также пользуется им, выполняя домашние задания, то полностью забирать девайс — не самый верный ход. Вам придется найти способ по-другому решить эту проблему.
Почему дети залипают в гаджеты?
Они берут пример с родителей. К сожалению, чаще всего мы сами становимся для детей образцом для подражания, когда не можем расстаться со своим смартфоном после работы, во время ужина или прогулки. Конечно, можно поспорить: «У меня работа в телефоне, а у него только глупости!» Но если родитель — взрослый человек! — не может управлять временем, которое он проводит со смартфоном, как этому научится ребёнок? Подумайте — возможно, вам нужны правила, которые будут регламентировать использование гаджетов всеми членами семьи во внерабочее время.
Однако такой бесполезный с образовательной точки зрения пассивный отдых действительно стоит ограничивать. И поможет, опять же, только личный пример. Если вы заставите ребёнка рисовать или читать книжку, а сами продолжите ставить лайки в TikTok, то полезный пассивный отдых для ребёнка так и останется разновидностью наказания.
Фото: avtk / Shutterstock
Они так общаются. Да, раньше дети общались вживую на улице. Но в больших городах сложно организовать безопасную самостоятельную прогулку для ребёнка. Поэтому переписка в интернете — вполне эффективный способ восполнить недостаток общения.
Младшим школьникам очень важно иметь друзей, болтать о ерунде, пересылать друг другу мемы: всё это развивает у них чувство причастности к социуму, социальной общности и благополучия. Командные игры на смартфоне (например, Brawl Stars) развивают коммуникативные навыки и могут стать фундаментом для долгой дружбы
Им нужно достигать успеха
Быть успешным в чём-либо критически важно для младшего школьника: достижение успеха укрепляет его уверенность в себе и умение противостоять неудачам. Цифровая культура создала для детей новую среду успешной самореализации: можно снимать тиктоки и получать лайки, можно открывать новые уровни и зарабатывать очки в играх
Если ребёнок не блещет академической успеваемостью и не нашёл себя в спорте или творчестве, игры могут стать единственным островком, где он может почувствовать себя успешным.
Родителям важно понять: экранная культура для школьников не просто развлечение — это доступный способ самореализации. Вам кажется, что ребёнок слишком много сидит в смартфоне? Попробуйте создать для него другие ситуации успеха: исследуйте спортивные секции, школьные конкурсы, кружки
Найдите то, в чём он сможет стать первым, — и он отложит смартфон.
У них есть скрытые чувства и потребности. Например, им страшно, поэтому они убегают от реальности и играют в жестокие игры. Или, наоборот, они нуждаются в проявлении заботы, ухаживая за виртуальным растением или животным, потому что настоящих заводить запрещено.
Обсудите, что именно ваш ребёнок делает, когда сидит в телефоне, и почему ему нравится именно эта активность
Кто его любимый герой в игре или любимый тиктокер? Почему именно он? Благодаря каким качествам? Ответы на эти вопросы позволят понять, чего не хватает ребёнку и что для него важно и ценно
Когда можно пользоваться детям гаджетами?
Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.
Почему онлайн-игры вызывают привыкание?
Ученые обнаружили, что видеоигры провоцируют выработку дофамина. Этот гормон доставляет так называемое химическое удовольствие, стимулируя систему вознаграждения мозга. Недавнее исследование показало, что количество дофамина, высвобождаемого в процессе видеоигры, сопоставимо с действием таких наркотиков, как амфетамин и риталин.
Нейробиологи сравнили привлекательность экранов и привлекательность наркотиков для зависимых людей. Исследователи обнаружили, что когда обычные геймеры видели изображения из своей любимой игры, их мозг реагировал так же, как мозг наркомана при упоминании об источнике кайфа. Подобный эффект привыкания позволил доктору Питеру Уайбро, директору отделения нейробиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), назвать экраны «электронным кокаином». То есть если вы позволяете детям долго сидеть в девайсе, который вызывает постоянный выброс дофамина, то со временем они перестанут получать тот же уровень удовольствия и возбуждения от видеоигр и захотят играть все больше и больше, чтобы получить тот же эффект. Это превратится в порочный круг.
Нейробиологи также озабочены эффектом, который экраны оказывают на мозг. Исследователи обнаружили, что длительная зависимость от Интернета (слишком много времени, проводимого в Сети) может перестроить работу мозга. И это однозначно плохо скажется на развитии маленьких детей.
Исследование показало, что интернет-зависимость влияет на структурные и функциональные изменения в отделах головного мозга, отвечающих за эмоциональную переработку, внимание, принятие решений и когнитивный контроль. Если в вашей жизни стало слишком много онлайн-активности, это может сказаться на том, как мозг воспринимает эмоции, концентрирует внимание и сохраняет фокус, взвешивает информацию при принятии решений и управляет мышлением в целом
Слишком длительное пользование гаджетом может очень плохо повлиять на еще формирующийся детский мозг.
Делаем вывод о перспективах
Специалисты прогнозируют, что в следующем поколении многое изменится. Компьютер прочно входит в жизнь современного человека, поэтому для детей наших дочерей и сыновей будет естественно быстрое переключение между задачами. Однако проблема усидчивости не уйдёт в прошлое. С другой стороны, стремительное развитие технологий приведёт к исчезновению многих профессий. Соответственно, встанет вопрос трудоустройства большого количества людей. Стоит учесть также явное противоречие: в регионах со слабо развитыми технологиями демографические показатели обычно занимают лидирующие позиции по сравнению с районами, которые называют более цивилизованными. Вместе с тем, имеют место тенденции миграции из них множества граждан. В итоге развитые государства выигрывают.
Психологи настаивают также на других закономерностях. Тягу к гаджетам специалисты связывают с явным удовольствием, в результате чего уменьшается интерес к сексуальной жизни. Поэтому не удивительно снижение демографических показателей. Близкое общение нередко проигрывает социальным сетям. Телефонные звонки уже не берут верх в соревновании различных видов коммуникаций. Сегодня отдают предпочтение электронной почте, когда нужно выяснить рабочие моменты.
Прослеживая тенденции, специалисты прогнозируют увеличение количества разработок технологий. Организуют системы, предназначенные для других людей. Существует потребность в постоянно совершенствующемся программном обеспечении. А занятость в некоторых сферах деятельности существенно сократится, например, меньше станет потребность в работниках сельского хозяйства.
Произойдут изменения в психологической сфере. Прежде всего, усилится чувство одиночества. Среди многочисленных расстройств ожидается преобладание тревожно-депрессивных состояний. Наблюдается следующий тренд: 1980-е годы были ознаменованы нарциссическими настроениями. 2000-е также названы обществом достижений. Далее последовал другой этап – преобладание диффузно-депрессивных состояний. Задача гаджетов – снизить уровень тревожности
Наблюдается меньшее количество конфликтов в метро, так как внимание пассажиров привлекают именно гаджеты. Занимаясь телефоном, напряжение реализуется в мелкой моторике
Даже маленьким детям предлагают планшеты, чтобы успокоить их перед сном.
Краткие выводы
Итак, в современной действительности обойтись совсем без применения гаджетов достаточно проблематично, так как развитие высоких технологий естественно вписалось в жизнь людей, облегчая ее течение. К примеру, незаменима помощь мобильного устройства, который может выполнять ряд полезных функций, таких как связь с ребенком по мобильному телефону, плеера, фотоаппарата, отличного помощник при написании различных контрольных работ и домашних заданий. Весьма полезной оказывается для школьника и электронная книга, вес которой совсем небольшой, а вместимость памяти огромная.
Вместе с тем родители должны сделать так, чтобы такие устройства не стали камнем преткновения для подростка, не наносили вреда его еще неокрепшей психике и, конечно же, здоровью. Поэтому надо научить школьников грамотному их использованию. Только в этом случае гаджеты будут помогать правильному развитию подростков, а также значительно упростят учебу, делая ее намного интересней.
И последнее о чем не надо забывать — о зависимости. Школьник не будет зависеть от гаджетов, если он будет заниматься спортом, посещать интересующие его кружки, общаться с друзьями в реальной, а не виртуальной жизни.