«Класть» и «положить»
Для выражения волеизъявления (просьбы, пожелания, приказа) глагол «класть» образует формы единственного и множественного числа повелительного наклонения:
- класть — ты (что делай?) клади;
- класть — вы (что делайте?) кладите.
Эти формы глагола являются единственно правильными в русском языке.
А почему именно так?
Имеем в виду, что в русском языке некоторые глаголы, составляющие видовую пару, имеют разные корни, образуя супплетивные слова.
У глагола несовершенного вида «класть» (что делать?) существует видовая пара — глагол совершенного вида «положить» (что сделать?), у которого отметим в морфемном составе обязательное наличие приставки:
положить — приставка/корень/суффикс/окончание
Сравним похожие видовые пары:
- ловить — поймать (неправильно «споймать»);
- вкладывать — вложить;
- наложить — накладывать (повязку), налагать (взыскание).
Примеры
Исходя из этих знаний, правильно употребляем в своей речи слова:
- клади, кладите на стол салфетки — положи, положите на стол документы;
- клади, кладите на пол ковер — положи, положите на пол плитку;
- клади, кладите белье в шкаф — положи, положите рубашки на полку;
- клади, кладите деньги в карман — положи, положите деньги на счет в банке;
- клади, кладите каменный фундамент — положи, положите деревянный сруб;
- клади, кладите пудру на лицо — положи, положите румяна на щеки
и т. д.
«Класть» и «положить» — это видовая пара глаголов согласно морфологической норме русского литературного языка.
Неправильно говорить и писать «ложить», «ложи», «ложите» или «покласть», «поклади», «покладите». Такие слова не зафиксированы словарями русского языка.
А в бытовой речи как только не говорят!
Стараемся избегать просторечных слов, не являющихся литературными. Учитывая, что речь является визитной карточкой каждого человека, будем стремиться употреблять слова «класть», «положить» и их формы повелительного наклонения правильно.
Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся,И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф. И. Тютчев
Положат или положут как правильно
Сегодня услышала в исполнении молодой учительницы начальных классов фразу: Дети, садимся все ровненько, ЛОЖИМ руки на парты и слушаем меня! Нет. ЛОЖИМ — неправильно, нет в русском языке такого слова. Есть слово КЛАСТЬ (что делать? — несовершенный вид) и ПОЛОЖИТЬ (что сделать? — совершенный вид).
Можно запомнить по-другому: слово КЛАСТЬ употребляется во всех своих формах без приставки ( кладу, кладем, клали, кладите и др.), а вот слово с корнем –ЛОЖ- — всегда только с приставкой( положу, приложи, заложил, положите и др.)
Упражнение 1.
Прочитайте несколько раз формы глаголов КЛАСТЬ — ПОЛОЖИТЬ и запомните звуковой и зрительный образ этих форм.
Кладу, кладёшь, кладёт, кладём, кладёте, кладут, клал, клала, клали, буду класть, будем класть, клади, кладите ( не. ложу, ложи, ложите)
Положу, положишь, положит, положим, положите, положат, переложу, подложишь, приложит, выложим, заложите, вложат, положи, положите ( не. покладу, поклади, покладите)
Tags:
Comments
Jan. 25th, 03:02 pm (UTC)
Спасибо Вам! Может, люди станут немного грамотнее говорить.
Feb. 22nd, 03:25 pm (UTC)
а почему, например снег ложится ?
Mar. 11th, 07:25 am (UTC)
или я ложусь спать
Mar. 23rd, 11:33 pm (UTC)
Как правильно: класть или ложить ?
Между прочим, с глаголом ложить всё не так просто, как кажется. Да, в современных словарях он не фигурирует.Но, например, читаем у В.И. Даля: Глаг. ложить часто пополняет собою глаг. класть, по духу языка .Академический словарь Ушакова считал его областным и просторечным (но не неправильным!) словом.Упомянутый дух языка чувствуют и писатели, поэтому употребление совсем нередко, даже у весьма читаемых авторов.
Например, Сколько б вас, Егорок,Ни ложила —В землю. Большеротый, Башка — вербой (Цветаева)
вернулся – на голову вырос, громадный, здоровенный, гирю-двухпудовку, что я на кадку с капустой ложила, по утрам раз двадцать поднимал выше головы. (бр. Вайнеры)
— Где диван. — Рядом с вами, туда и ложите. (К. Булычев)
в корыте купала, и грелку на живот ложила, когда он болел . (Войнович)
Тяжелых всегда ложили в эту палату, словно счастливый номер чем-то помогал врачам. (С. Лукьяненко)
и во веки веков мы будем ложить на ваши деньги, и ложить, и ложить, и ложить, и пусть стелется под копыта золотого тельца навеки напуганная бычьей силой Европа (А. Кабаков)
и т.д. и т.п. Могу также сказать, что даже кое-кто из профессуры МГУ нынче выступает за реабилитацию глагола.
Apr. 9th, 06:55 am (UTC)
Когда патологии слишком много — это становится нормой (не помню кто сказал, но совершенно правильно). У нас кофе оно сплошь и рядом, хотя всем всегда говорю, что оно — это солнце и г. но, а кофе он . вроде все в одних школах учимся, а вот говорить не умеем (что стоит одна из форм извращенного понимания русского языка, когда говорят прилягет, ГДЕ? ГДЕ? Я Вас спрашиваю люди научились таким словесным оборотам). Бороться с безграмотностью бесполезно, потому как все вокруг так говорят. Грустно это всё, но смиритесь, не удивительно будет, что в словарях появятся сноски, что допустимо писать жжот,йад и все иже с ними дурацкие словеса, которые были придуманы ради хохмы, а кончится это тем, что безграмотные люди будут прикрывать якобы юмором своё неумение писать грамотно. Вывод только один: грамотные пишите и говорите грамотно, все остальное подавляющее, к сожалению, большинство ЛОЖЬТЕ сахар в кофе, ОНО ведь такое вкусное и пусть у Вас теКёт вода из крана. Удачи всем.
Feb. 5th, 02:48 pm (UTC)
Суть этого грамматического казуса исходит на мой взгляд из за различного смысла глаголов КЛАДТИ и ЛОЖИТИ. Первый подразумевает сложение, уложение. складирование в определенное место. Ну а второй глагол говорит об уложении чего то или кого то в нижнее положение в ЛОГ (НИЗИНУ ), на ПОДЛОГУ ( ПОЛ ). Хотя оба глагола в то же время предполагают и сложение, суммирование каких то материальных или нет объектов или их СОСТАВЛЕНИЕ в одном месте. В Польском и Украинском языках слово СКЛАД означает состав. То есть понятие складирование тождественно по смыслу сложению. Из этого можно предположить. что формы КЛАДТИ и ЛОЖИТИ в старые времена были равноправными.
Применение глагола «класть»
Словоформа «класть» имеет следующее значение – оно используется для обозначения действия (поместить предмет в какое-либо место). К примеру:
- убрать вещи по своим местам;
- разместить на поверхности вещи, книги, ручки;
- сложить предметы в одно место (карандаши в кучу, тетради в сумку и так далее);
- разместить вещи согласно порядку (рисунки в стопку и прочее).
Если нужно озвучить действие, заключающееся в том, чтобы поместить предмет по горизонтали, например, журнал на диван в лежачем положении, то стоит употребить словосочетание «класть плашмя». Если предмет нужно поставить в вертикальном положении, то можно употребить «ставить»/«класть» ребром.
- Класть конфеты под подушку;
- Кладет землю в яму;
- Кладу дрова и уголь в печку.
Приставка с корнем «клад»: верное и ошибочное написание
Корень «клад» — не терпит приставочное употребление. Глаголы такого вида будут отвечать на вопросы: «что делать?», а также ему подобные («что делаю?», «что делает?» и прочие).
Если к корню «клад» добавить приставку и преобразовать словоформу в глагол, то получатся ненормативные слова, которые нельзя употреблять грамотным и образованным людям.
Ещё одна особенность: слова «покладу» нет в русском языке. То есть, в спорных вопросах: «положить» или «покласть», «наложить» или «накласть» выбирайте первый вариант. Второй зачастую используют в сёлах, деревнях, а также малообразованные люди.
«Клала» (глагол)
Значение слова «класть» по словарю С. И. Ожегова
- Совершать что-нибудь (что обозначено существительным)
- Употреблять, назначать для какой-нибудь цели
- Строить из камня, кирпича
- Помещать, накладывать на поверхность чего-нибудь
- Помещать куда-нибудь, располагать где-нибудь
- Помещать в лежачем положении
- Помещать, прибавлять внутрь чего-нибудь, куда-нибудь
Морфологический разбор глагола
- I Часть речи: глагол;
- IIНачальная форма: класть — инфинитив;
-
IIIМорфологические признаки:
- А. Постоянные признаки:
- несовершенный вид
- невозвратный
- переходный глагол
- I спряжение
- Б. Непостоянные признаки:
- А. Постоянные признаки:
- IV Синтаксическая роль:
сказуемое
Несовершенный вид
Мужской род (ед. число) | Что делал?клалЧто делаю?кладуЧто буду делать?буду класть | Что делал?клалЧто делаешь?кладешьЧто будешь делать?будешь класть | Что делал?клалЧто делает?кладетЧто будет делать?будет класть |
Женский род (ед. число) | Что делала?клалаЧто делаю?кладуЧто буду делать?буду класть | Что делала?клалаЧто делаешь?кладешьЧто будешь делать?будешь класть | Что делала?клалаЧто делает?кладетЧто будет делать?будет класть |
Средний род (ед. число) | Что делало?клалоЧто делаю?кладуЧто буду делать?буду класть | Что делало?клалоЧто делаешь?кладешьЧто будешь делать?будешь класть | Что делало?клалоЧто делает?кладетЧто будет делать?будет класть |
Множественное число | Что делали?клалиЧто делаем?кладемЧто будем делать?будем класть | Что делали?клалиЧто делаете?кладетеЧто будете делать?будете класть | Что делали?клалиЧто делают?кладутЧто будут делать?будут класть |
Разобрать другое слово
Введите слово для разбора:
К I спряжению относятся:
- глаголы с окончанием на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть (кроме 11 глаголов-исключений*): плавать, думать, полоть, молоть, прыгнуть, сохнуть, выздороветь, черстветь, чуять, лаять, иметь и т. д.;
- 4 глагола с окончанием на -ить: брить, стелить, зыбиться, зиждиться.
*Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению): гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть.
Отвечает на вопрос «что делать?»: бегать, работать, писать, думать, расти, складывать.
Невозвратные глаголы не имеют постфикса -ся (-сь) и могут быть переходными или непереходными: идти, чистить, записать, радовать, завести, обидеть, научить.
Переходные глаголы обозначают действие, направленное на другой объект, и могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже (вопросы «кого?», «что?») без предлога:
встретить (кого?) друга, читать (что?) книгу, учить (что?) стих, собирать (что?) чемодан, строить (что?) башню.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.
Отвечают на вопросы:
- 1 лицо — «что делаю?», «что сделаю?»: я строю, я построю.
- 2 лицо — «что делаешь?», «что сделаешь?»: ты строишь, ты построишь;
- 3 лицо — «что делает?», «что сделает?»: он строит, он построит;
- множественное число — «что делают?», «что сделают?»: они строят, они построят.
Глаголы в изъявительном наклонении могут изменяться по временам, лицам и числам.
Употребление слова «клала» в современном языке
Прямое употребление слова «клала» связано с действием размещения чего-либо на определенное место. Например, в предложении «Она клала книги на полку» используется данная форма глагола для выражения прошлого времени действия по размещению книг на полку.
Переносное значение слова «клала» связано с выражением накопленного опыта или силы. Например, в выражении «Она клала все свои силы в это дело» используется слово «клала» для подчеркивания того, что человек вкладывал максимальное количество усилий и энергии в определенное дело или проект.
В современном русском языке слово «клала» может встречаться в разных контекстах и иметь различные оттенки значения
Однако, важно помнить правильное употребление форм прошедшего времени глагола и не путать их с другими формами. При написании текстов рекомендуется обращаться к справочным материалам и правилам русского языка, чтобы избежать возможных ошибок
Ударение. Орфоэпические правила
Содержание (быстрый переход):
УДАРЕНИЕ
Если слово состоит из нескольких слогов, то один из них ударный (т.е. произносится с большей силой), а на который не падает — безударным. Ударение — выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.
Обычно ударение на письме не обозначается. Однако, когда при чтении возникает затруднение, над соответствующей гласной ставят значок «‘».
Иногда слова имеют не одно, а два и даже больше ударений. Такое явление наблюдается в сложных словах (ки́нокарти́на, а́вто́мо́тове́лого́нки).
Ударение позволяет различать слова за́мки — замки́ и разные формы одного и того же слова ле́са — р.п., ед.ч. и леса́ — им.п., мн.ч.
В русском языке ударение не закреплено за определённым слогом (разноместное ударение) и может переходить в слове с одного слога на другой.Ударение в слове может быть постоянным, когда при изменении слова ударным всегда остаётся один и тот же слог (аге́нт, аге́нта), но может быть и подвижным, то есть с изменением слова переносится на другой слог (при́нял — приняла́).
Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.
Орфоэпические правила в области ударения
Советуем проработать орфоэпические правила так же внимательно, как Вы заучиваете орфографические и пунктуационные правила.
ПРАВИЛА |
ПРИМЕРЫ |
А) Имена прилагательные |
|
1. Ударный слог полной формы многих прилагательных остаётся ударным и в краткой форме | красИвый — красИв, красИва, красИво, красИвы |
2. У некоторых кратких прилагательных ударение падает на основу в форме муж. и ср. рода и мн. ч. — и на окончание в форме жен. рода | прАвый — прАв, прАво, прАвы НО: правА; стрОйный — стрОен, стрОйно, стрОйны НО: стройнА |
3. Если удaрeние в краткой форме жен. рода падает на окончание, то в сравнительной и превосходной степени — на суффикс -ее, -ейш-/-айш— | правА — правЕе сильнА — сильнЕе — сильнЕйший тонкА — тончАйший стройнА — стройнЕе |
4. Если ударение в краткой форме жен. рода падает на основу, то в сравнительной и превосходной степени оно сохраняется на основе | красИва — красИвее — красИвейший печАльна — печАльнее — печАльнейший протИвна — протИвнее — протИвнейший |
Б) Глаголы |
|
5. Ударение в прошедшем времени глагола обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве | сидЕть — сидЕла стонАть — стонАла прЯтать — прЯтала начинАть — начинАла |
6. Ударение в форме жен. рода прош. вр. переходит на окончание у 300 глаголов. Среди них: брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать | жить — жил, жИло, жИли НО: жилА; ждать — ждал, ждАло, ждАли НО: ждалАИсключения: см. п.8 ниже |
7. Если глаголы употребляются с приставкой вы-, то ударение переходит на приставку | вЫжить — вЫжила вЫлить — вЫлила вЫзвать — вЫзвала |
8. У глаголов класть, красть, слать, послать, стлать ударение в форме жен. рода прош. вр. остаётся на основе | клАла, крАла слАла, послАла стлАла |
9. В некоторых возвратных глаголах ударение в форме прош. вр. переходит на окончание или суффикс | начАться — начался, началАсь, началОсь, началИсь принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь |
В) Причастие |
|
10. Если ударение в полной форме причастий падает на суффикс -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме муж. рода, в остальных формах переходит на окончание | проведённый — проведён НО: проведенА, проведенО, проведенЫ; завезённый — завезён НО: завезенА, завезенО, завезенЫ |
11. В страдательных причастиях прошедшего времени с суффиксом -т-, образованных от глаголов на ударные -уть и -оть, ударение переходит на предыдущий слог | полОть — пОлотый колОть — кОлотый согнУть — сОгнутый завернУть — завЁрнутый |
12. Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением | прОлитый и пролИтый прОлит и пролИт — пролитА (только!), прОлито и пролИто прОлиты и пролИты дОпитый и допИтый дОпит и допИт допитА и допИта дОпито и допИто дОпиты и допИты |
Г) Деепричастие |
|
13. Деепричастия имеют ударение на том же слоге, что и неопределённая форма глагола | задАть — задАв занЯть — занЯв начАть — начАв исчЕрпать — исчЕрпав (НЕ: исчерпАв) |
Орфоэпический словарик
При выполнении задания по русскому языку не ограничивайтесь интуитивным выбором, а каждое слово проверяйте по вышеуказанным Орфоэпическим правилам и по Орфоэпическому словарику (ссылка ниже). При регулярном и постоянном повторении в памяти хорошо запечатлеется необходимая теоретическая информация, усиленная анализом конкретного языкового материала.
покласть
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | покладу́ | покла́лпокла́ла | — |
Ты | покладёшь | покла́лпокла́ла | поклади́ |
ОнОнаОно | покладёт | покла́лпокла́лапокла́ло | — |
Мы | покладём | покла́ли | покладём покладёмте |
Вы | покладёте | покла́ли | поклади́те |
Они | покладу́т | покла́ли | — |
Пр. действ. прош. | покла́вший | ||
Деепр. прош. | покла́в, покла́вши | ||
Пр. страд. прош. | покла́денный |
по — кла́сть
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 7b. Соответствующие глаголы несовершенного вида — прост. ложить; класть.
Приставка: по-; корень: -клас-; глагольное окончание: -ть .
Слова «ложил» и «клал», в каких случаях какое слово применяется?
ложить, ложу, кладу, (поклал?) постоянно путаюсь когда как говорить. помогите, пожалуйста разобраться
Ложить — это вообще не правильно! Никогда так не говорите и не пишите, это ошибка, нет такого глагола.
Положить, положила, клади, положи — так правильно.
Поклал — тоже ошибка, тоже нельзя употреблять этот «выдуманный» глагол.
В общем, исключите из своего лексикона совсем: ложить (ложи) и поклал. Остальные вариации смело употребляйте.
Слова с корнем -лож-, в основном, употребляются с приставками. Исключаем некоторые существительные, такие, как ложа, ложе, ложбина, ложка, и глагол ложиться
Обратите внимание, существительные с корнем лож- почти все женского рода и поэтому, когда он всё-таки переходит к действию, ему требуется такой помощник как приставка. А клад — мужского рода и рвётся в бой по жизни сам по себе — кладу (стену из кирпичей), класть на него с прибором, клал, кладу и буду класть, НО уложу (вещи в чемодан), положить (книгу на полку)
Ложить, ложу, поклал — таких слов нет. Всё зависит от времени глагола. Прошедшее время: я положил ложку на стол. Настоящее время: я кладу ложку на стол. Но в будущем времени — я положу ложку на стол. Не заморачивайтесь, а просто заучите: я положила, я кладу, я положу.
без приставки «клал», с приставкой «ложил» — положить, приложить, сложить, но класть, клал, кладут
В русском языке отсутствует слово «ложил». Его можно употреблять лишь совместно с приставкой: «положил», «выложил», «заложил», «сложил», «отложил», «переложил», «наложил», «уложил», «вложил».
- правильное употребление: Продавец выложил товар на полку, курица отложила яйца.
- ошибочное употребление: Она ложит сына спать, ложи сюда тетрадку.
Слово «кладу» используется без приставки: «кладу», «кладёт», «клала»; а также с приставкой при наличии суффикса «-ыва»: «укладываю», «складывает», «накладывала».
правильное употребление: Парень кладёт руку на плечо девушки; Мама укладывает ребёнка спать.
ошибочное употребление: Сейчас возьму, потом откладу; Зачем наклал так много.
Вот примерно такой расклад. Можно отложить в закладки.
Источник статьи: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/159804-slova-lozhil-i-klal-v-kakih-sluchajah-kakoe-slovo-primenjaetsja.html
Ударение на предпоследний слог
В русском языке существуют глаголы женского рода прошедшего времени, у которых ударение падает на предпоследний слог. Это происходит, если слово оканчивается на одну из основных гласных: а, у, ы, о, я, ю, э.
Например: искала, старалась, урокала, видеозаписала.
Правило ударения на предпоследний слог не зависит от количества слогов в слове
Также важно отметить, что не все глаголы женского рода прошедшего времени падают под это правило. Есть некоторые исключения, у которых ударение падает на последний слог
Например: сказала, поплакала, посмотрела.
Знание правил ударения в глаголах женского рода прошедшего времени позволит избежать грамматических ошибок и правильно говорить и писать на русском языке.
Управление в русском языке
ВЛОЖИТЬ — ВКЛАДЫВАТЬ что — 1. куда (направление действия). Вкладывать средства в строительство; Вложить паспорт в бумажник. 2. где (место действия). Вложить излишки средств в другой стране.ВОЗЛОЖИТЬ что — 1. на кого. Уезжая, Любаша возложила часть свой работы по «Красному Кресту» на Варвару (М. Г.). 2. на что / к чему. Уж не возложили ли на его шею твой красивый осмиугольный крест, о польский король Станислав! (Т.); Возложить венок к Могиле Неизвестного Солдата.ДОЛОЖИТЬ1 что / о чём. Доложить обстановку на строительстве; Наблюдатели доложили о появлении за кормой самолётов (Лавр.).ДОЛОЖИТЬ2 — 1. что (полный охват предмета действием). Доложить недостающую сумму. 2. чего (частичный охват предмета действием). Доложить в блюдце варенья.ЗАЛОЖИТЬ — ЗАКЛАДЫВАТЬ что — 1. куда (направление действия). Заложить трубы в траншеи; Он долго смотрел на фотографию, потом снова бережно обернул в целлофан, заложил в письмо (Пол.); Максим Петрович закладывает руки за спину и начинает ходить по комнате (Горб.). 2. где (место действия). Заложить в душе ребёнка понятие о долге.НАЛОЖИТЬ — 1. что / чего. Наложить тарелку каши; Наложить дров в печку. См. на- (приставка). 2. что на что. Наложить платок на глаза. См. набросить.ОТЛОЖИТЬ для кого / кому / на что. Отложите эти книги для меня; Прошлую зиму я её вывозила всюду, ничего для неё не жалела, прожила всё, что было отложено ей на приданое (Остр.); На зимнее пальто для меня и ботинки для мамы давно были отложены пятнадцать рублей (Кав.).ПЕРЕЛОЖИТЬ — 1. что (полный охват предмета действием). Это случается: как делают вино, так переложат лишнего что-нибудь против пропорции (Остр.). 2. чего (частичный охват предмета действием). Переложить сахару в варенье.ПОДЛОЖИТЬ — 1. что (при указании на определенную меру / количество). Подложить охапку поленьев в печку. 2. чего (при указании на неопределенную меру / количество). Подложить дров в печь; Марьяна… подложила быкам травы (Л. Т.).ПОЛОЖИТЬ кого-что — 1. куда (направление действия). Положить раненого на носилки; Положить платок в карман; Всадники умчались, а Маруся вышла на крутой берег и положила свой букет на свежую могилу отца (Гайд.); Он вытянул тяжёлый, со множеством красочных иллюстраций том и положил его на письменный стол (Чак.). Форма винительного падежа с предлогом в (положить во что) употребляется при названиях емкостей, предназначенных для вмещения чего-л.: Положить продукты в сумку; Положить деньги в кошелёк; Положить очки в футляр; Положить рыбу в ведро. Форма винительного падежа с предлогом на употребляется при названиях частей тела: Положить повязку на бедро; Положить компресс на лоб; Положить руку на грудь. 2. где (место действия). Положить книги на видном месте. 3. что / чего (о пище). Положить сахар в чай; Положить перцу в суп. См. также класть.ПРИЛОЖИТЬ кого-что к чему. Приложить младенца к материнской груди; Приложить к заявлению копию удостоверения; Приложить ладонь ко лбу; Яша дал ответный звонок, приложил к уху трубку (Буб.).СЛОЖИТЬ что — 1. куда (направление действия). Утром Сабуров сложил в свой вещевой мешок немногочисленные вещи (Сим.); Потом в тайник сложил документы для отправки в Центр (Кож.). 2. где (место действия). Сложить вещи в коридоре; Всё тот же унылый красноватый бурьян, который… робко высовывает тоненькие стебли где-нибудь по глухим углам дворов да у каменных куч, сложенных на краю поля (Пол.). См. также складывать.УЛОЖИТЬ что — 1. куда (во что) (направление действия). Раскольников успел уложить топор на прежнее место, под скамью (Дост.); Григория… раздели и уложили на кровать (Ш.); …Он помог девушке уложить вещи на полку (Крым.); Ночью Половцев оседлал коня, уложил в перемётные сумы все свои бумаги (Ш.); …Речь Кисловского мичман уложил в четыре строки (Перв.). 2. где (в чём) (место действия). Калиныч уложил нас на свежем сене (Т.); Мы с Сёмой уложили снопы на току длинным рядом (Гл.); …Эту мысль можно в трёх строках уложить (Гил.); Хозяин уложил Пастухова у себя на постели (Фед.); Надежда старательно причесала сильно вьющиеся на висках волосы, уложила их большим узлом на затылке (Копт.). См. также укладывать.
На какой слог ударение в слове «клала»?
От глагола «класть» образуем форму прошедшего времени женского рода «клала». Может, по аналогии с другими односложными глаголами это слово произносится так же с ударным окончанием?
Чтобы узнать, куда следует ставить ударение в слове «клала», разделим его на фонетические слоги. В слове имеется столько слогов, сколько в нём звучит гласных:
При произношении анализируемого двусложного слова голосом выделим гласный звук первого фонетического слога.
Чтобы усвоить нормативное ударение в слове, прочтем примеры предложений.
Примеры
Ты не знаешь, что бабушка обычно кла́ла в тесто для пирога?
Аналогично с ударным гласным первого слога произносим формы женского рода прошедшего времени односложных глаголов:
Видео:Ударения в глаголах. Закономерности в ЕГЭ по русскому языку | Русский язык ЕГЭ с Тамарой ЛаринойСкачать
Поиск ответа
Всего найдено: 16
Вопрос № 266842 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 261970 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 261785 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 260205 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 259971 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 255686 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 254983 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 254216 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 253820 |
Подскажите, пожалуйста, на какой слог ставить ударение в глаголах класть- клала , ложить- ложила, ржать -ржала. На первый или на второ
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 247425 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 233742 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 231450 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 225496 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 223881 |
Ответ справочной службы русского языка
Вопрос № 207833 |
Ответ справочной службы русского языка
Видео:Русскйй язык. Ударение в русском языке. ВидеоурокСкачать
Глагол «ложить» и корень «лож»
Словоформа «ложить» отмечена во многих языковедческих изданиях в качестве ошибочного слова. К примеру, Ушаков относит эту словоформу к просторечию, диалектному слову. Из двух вариантов: «класть» или «ложить» грамотнее выбрать первый вариант.
Корень «лож» следует употреблять исключительно с приставкой. В таком случае глагол будет давать ответ на вопрос «что сделал?» и ему подобные («что сделала?», «что сделано?» и так далее).
- Она положила документы на стол.
- На закон было наложено вето.
- Он сложил всё необходимое в чемодан.
Правильное и неправильное использование корня «лож»
Если прибавить любую приставку к корню «лож», то можно получить правильный глагол совершенного вида, который будет отвечать всем требованиям грамматики русского языка.
Для того чтобы не ошибиться в использовании корней с приставками, необходимо попросту запомнить, что отдельного глагола «ложить» условно не существует в русском языке.
Ещё одна спорная ситуация: «положат» или положут» — правильный вариант первый, так как глагол имеет второе спряжение.
Так как же правильно: «кл а́ла» или «клал а́»?
Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «а» второго слога:
Стоит отметить, что слово «кла́ла», как говорилось выше, является формой женского рода прошедшего времени глагола «кла́сть», где ударение ставится на первый слог.
Многие глаголы прошедшего времени женского рода, образованные от глаголов, заканчивающихся на «сть», имеют ударный корень, а не окончание.
Понаблюдаем за словом в разных формах:
Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «а» первого слога.
Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!
Информация, которая поможет в подготовке к экзамену
Согласно современным нормам русского языка, ударение в глаголах неопределенной формы смещается к началу слова. Приведем наглядный пример. Ранее в употребительной форме глагола клеить ударным был последний слог. Сейчас правила предписывают переносить ударение в начало слова. Эта тенденция особенно четко прослеживается в двух- и трехсложных глаголах. Например, опОшлить, принУдить.
При постановке ударения в многосложных глаголах необходимо также помнить о равновесии слогов. В глаголах монтИровать, транспортИровать, мотивИровать и других ударным будет слог, находящийся посередине.
Также следует помнить, что в некоторых случаях допустимыми являются несколько вариантов постановки ударения.
Важно запомнить!
а) Единственный нормативный вариант с ударением на конце слова: бодрИть, бодрИться, подбодрИть, долбИть, продолбИть (но: вЫдолбить), искрИть, кислИть, облегчИть, першИть, порошИть, запорошИть, припорошИть, убыстрИть, убыстрИться, углубИть, углубИться, упростИть, упростИться, багровЕть, занЯть, начАть, понЯть, принЯть, озорничАть, баловАть, избаловАть, баловАться, бомбордировАть, костюмировАть, пломбировАть, запломбировАть, премировАть, экипировАть.
б) единственный нормативный вариант с ударением в начале и в середине слова: втОрить, заИлить, закУпорить, закУпориться, откУпорить, откУпориться, засАхариться, опОшлить, понУдить, принУдить, упрОчить, плЕсневеть, заплЕсневеть, чЕрпать, исчЕрпать, исчЕрпаться, асфальтИровать, заасфальтИровать, блокИровать, заблокИровать, компостИровать, копИровать, транспортИровать.
в) равноправные варианты – с ударением на конце слова, в середине и в начале слова: вихрИться и вИхриться, искрИться и Искриться, окислИть и окИслить, окислИться и окИслиться, ржАветь и ржавЕть, заржАветь – заржавЕть, проржАветь – проржавЕть, гофрировАть и гофрИровать.
г) основной вариант – с ударением в середине или в начале слова, но допустимо ударение на конце слова: пЕрчить – перчИть, попЕрчить – поперчИть, Индеветь – индевЕть.
Сегодня в словарях указываются как употребительные варианты произношения глаголов усугУбить, усугУбиться. В данном случае следует помнить, что более предпочтительным является вариант с ударением, смещенным к окончанию: усугубИть, усугубИться.
Так как же правильно: «кл а́ла» или «клал а́»?
Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «а» второго слога:
Стоит отметить, что слово «кла́ла», как говорилось выше, является формой женского рода прошедшего времени глагола «кла́сть», где ударение ставится на первый слог.
Многие глаголы прошедшего времени женского рода, образованные от глаголов, заканчивающихся на «сть», имеют ударный корень, а не окончание.
Понаблюдаем за словом в разных формах:
Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «а» первого слога.
Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!
Ударение в слове «КЛАЛА»
В слове «клала» ударение ставится на гласный «а» первого слога.
В живой разговорной речи можно услышать произношение интересующего нас слова с разным ударением:
Как правильно ставить ударение согласно акцентологической норме русского литературного языка?
Как правило, в русском языке многие односложные глаголы-инфинитивы в форме единственного числа женского рода прошедшего времени имеют ударный второй слог. Ударение падает на гласный звук окончания:
- быть — был а́ ;
- брать — брал а́ ;
- вить — вил а́ ;
- гнать — гнал а́ ;
- ждать — ждал а ́;
- пить — пил а́ .
Видео:Как ставить ударение в словах? 5 способов постановки ударенияСкачать
Знай русский! «Класть» и «положить»: как не запутаться при выборе глагола
Тамара Скок, Елена Подгорная17.03.2023
В разговорной речи так часто можно услышать всевозможные варианты ненормативного употребления, что даже неплохо знающие правила русского языка начинают сомневаться
Например, нередко носители языка задаются вопросом, какой из глаголов правильный в парах: садить – сажать, поезжайте – езжайте, махает – машет… Сегодня остановим внимание на том, в чём путаются и школьники, и взрослые
Ложить или класть? Покласть или положить? Для того чтобы не испытывать затруднений в подобных вопросах, нужно чётко заучить правило, гласящее, что в современном литературном языке слово «класть» с приставками не употребляется. Следовательно, будут являться просторечными такие варианты, как покласть, выкласть, перекласть, накласть и т. п. Запоминаем: класть – кладу, кладёт(ся); клАл(ся), клАла(сь); клади, кладите.
«Деревья выкатывали и строили шалаши, балаганы, без сна почти работали, чтобы семьи не померзли; а потом уж стали избушки класть, две комнатки, каждая на семью» (В. Гроссман).
«Столовая у тебя – дворец. Лазарет – тоже, хоть всех разом клади» (Г. Яхина).
«Самолично каждому в тарелку клала кусок мяса из борща» (Д. Рубина).
Класть – это несовершенный вид глагола положить. Слова ложить в русском языке не существует. Наверняка многие помнят эпизод из фильма «Доживём до понедельника», в котором герой В. Тихонова выговаривает молоденькой учительнице начальных классов:
– «Ложить» – нет такого глагола. То есть на рынке-то есть, а для нас с вами – нет! Голубушка, Таисия Николаевна, как не знать этого? Не бережёте свой авторитет, так пощадите чужие уши!
Следует придерживаться правила, что глаголы с корнем -лож- могут употребляться лишь в двух случаях:
1) если перед корнем стоит приставка (заложить, положить, выложить, вложить):
«Он думал о том, что если бы эту пропащую тысячу рублей положить в банк, то в год проценту накопилось бы самое малое ― сорок рублей» (А. Чехов);
«Люди наивно верили, что деньги можно вложить в банк и они вырастут сами, как дерево» (В. Токарева);
«В прошлом году, чтобы хоть частично заплатить жалованье учителям и врачам, пришлось заложить в банке здание мэрии» (Е. Костикова);
2) если в слове есть постфикс -ся. В этом случае перед нами будет возвратный глагол несовершенного вида «ложиться» (совершенный вид – «лечь»).
«Смотрю – час ночи. Вроде бы надо ложиться спать» (С. Довлатов).
Использование в речи «покласть» вместо «положить» и «ложить» вместо «класть» – нарушение литературной нормы современного русского языка.
Почему важно правильно говорить
Правильно говорить очень важно, потому что грамотная устная речь:
- помогает правильно сформулировать высказывания в письменной форме;
- помогает человеку выглядеть интеллигентно и респектабельно;
- способствует расширению кругозора;
- является примером для подрастающего поколения.
В мире существуют профессии, представители которых обязаны говорить четко, грамотно, красиво. Как правило, это люди, деятельность которых связана с постоянными выступлениями на публике. А для тех, кто не произносит публичные речи, но хочет производить на окружающих приятное впечатление, в больших городах работают курсы ораторского искусства. На этих курсах учащиеся разного возраста и социального положения учатся правильной русской речи и основным приемам, помогающим заинтересовать слушателя и воздействовать на него словами.