Родительный падеж существительных множественного числа

Родительный падеж множественного числа существительных

Родительный падеж существительных множественного числа мужского рода и существительные, которые употребляются только во мн. ч.

Слова мужского рода образуют очень много словоформ родительного падежа, не подчиняющихся никаким правилам. Для удобства можно классифицировать их по окончаниям и воспользоваться для этого таблицей:

родительный падеж отвечает на вопрос кого? или чего?

нет англичан, болгар, осетин, молдаван, могикан, мордвин, румын, грузин, армян, турок, туркмен, славян, татар, башкир, бурят, граждан, старшин, солдат, партизан, цыган,

нет латышей, дядей, жителей, королей, королевичей, царей, царевичей, юношей, парней

нет шофёров, зятьёв, литовцев, эстонцев, гениев, бедуинов, бушменов, таджиков, сванов,карелов, сарматов, карелов, тунгусов, узбеков, калмыков, мичманов, бедуинов, киргизов, якутов, сапёров, минёров, гусаров, драгунов, уланов, подмастерьев

при собирательном значении — эскадрон гусар, полк драгун, десяток улан; рота гренадер, отряд кадет

предметы

чулок, сапог, валенок, опорок, погон,

путей, корней

кореньев, ботов, носков, рельсов, стаканов, листьев, листов, браслетов, брелоков,

единицы измерения

100 вольт, аршин, рентген, герц, ом, копеек, 5 карат

семь пядей, 100 рублей

10 граммов, килограммов, центнеров, акров, гектаров, дюймов, литров метров, миллиметров, сантиметров, пудов, фунтов, футов, ярдов, динаров, долларов, тугров, стерлингов

названия продуков

нет макарон

много абрикосов, апельсинов, помидоров, томатов, бананов, баклажанов, лимонов, мандаринов,

Существительные, имеющие одну форму множественного числа в родительном падеже также варьируются и не имеют определённого правила.

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

Жидкий дым в шпротах: добро или зло?

Некоторые производители натуральное копчение шпрот заменили добавлением ароматизатора «жидкий дым». Запах у таких шпрот намного сильнее, а вот вкус не столь яркий, как при натуральном копчении.

Как и у любого процесса, здесь две стороны. На первый взгляд, «жидкий дым» помогает избавиться от вредного бензапирена, который вырабатывается при копчении. Однако само словосочетание «жидкий дым» наводит потребителя на ассоциации с химической смесью пищевых добавок, к которым тоже относятся с недоверием. В то время как натуральное копчение – процесс понятный и традиционный.

Как поступать? Решать вам. Адепты здорового питания подобные продукты из своего рациона исключают, а тем, кто не придерживается строгих диет, стоит есть шпроты, другие копчености и консервы в умеренных количествах.

Можно ли есть масло от шпрот?

Кто из нас не макал мягкий хлебушек в масло от шпрот? Настоящий советский «деликатес», актуальный и в наше время. Тем не менее можно не просто есть масло, оставшееся от шпрот, но и использовать его для приготовления вкусных блюд: добавьте масло в уху или рыбный суп, полейте им перед подачей обычную селедку, пожарьте на нем рыбу или добавьте в начинку рыбного пирога. Масло от шпрот придаст рыбным блюдам приятный пикантный вкус.

Для приготовления консервов производители используют различные виды растительного масла: подсолнечное, арахисовое, оливковое, рапсовое, горчичное. Не всегда точную информацию можно найти на упаковке, но, если она есть, старайтесь не брать консервы на рапсовом масле: оно менее полезное и вкусное. А вот если ваши шпроты были приготовлены в оливковом, то перед вами универсальный и полезный ингредиент, обогащенный рыбьим жиром.

Как пишется правильно: помидор или помидоров?

Иногда самые простые речевые ситуации оказываются неоднозначными с точки зрения правильности употребления некоторых форм хорошо известных и часто используемых слов. Купить килограмм помидоров или помидор? Приготовить блюдо из баклажанов или баклажан? Букет из георгинов или георгин? Подобные вопросы интересуют не только домохозяек: в орфографических справочниках по русскому языку им отводятся целые разделы.

Формы помидор и помидоров являются вариантами образования родительного падежа существительного мужского рода помидор, употребленного во множественном числе. Это существительное относится ко II типу склонения и по правилам русской грамматики в родительном падеже имеет окончание –ов: помидорыпомидоров. Такую же форму родительного падежа имеют существительные абрикосов, апельсинов, баклажанов, бананов, мандаринов, томатов: фруктовый салат из бананов и апельсинов; для соуса потребуется два сорта томатов; овощное рагу из помидоров и баклажанов.

Сохранение окончания –ов в родительном падеже множественного числа этого ряда существительных закреплено нормами словоупотребления и считается обязательным для устной и письменной речи. Но в русском языке процессы образования некоторых форм слова имеют тенденцию к краткости, проявляющейся в усечении падежных окончаний. Поэтому наряду с полными формами помидоров, апельсинов, мандаринов в устной речи часто используются их варианты помидор, апельсин, мандарин. Они считаются разговорными, уместными при неформальном общении.

Нормативная литературная форма Разговорная форма
Выращивание помидоров в открытом грунте.Приготовить томатный сок из спелых помидоров. Сорвать с грядки десяток помидор.Это блюдо без помидор имеет не такой выразительный вкус.

Правописание падежных форм помидоров и помидор связано со стилями речи: в литературных стилях не допускается усеченная форма; в текстах, передающих разговорный стиль, возможно употребление слова без окончания –ов.

Источник статьи: http://thedifference.ru/kak-pishetsya-pravilno-pomidor-ili-pomidorov/

Существительные во множеств. числе среднего рода родительного падежа

В таких существительных форма родительного падежа тоже в большинстве случаев с нулевым окончанием, но бывают и флексии -ев, -ов.

  • В им. п. -о: окно — окон, решето — решет, зеркало — зеркал, судно — суден; село — сёл, весло — вёсел; яблоко — яблок Но: шило — шильев, дно — доньев, личико — личиков (окончание -ев, -ов).
  • В им. п. -е: поле — полей, блюдце — блюдец, полотенце — полотенец.
  • В им. п. -ие, -ье: гнездовье — гнездовий, завоевание — завоеваний, кушанье — кушаний, побережье — побережий, снадобье — снадобий, угодье — угодий. Но: платье — платьев, устье — устьев, низовье — низовьев (окончание -ев).

В им. п. -ьё: ружей. Но: копий, отребий.

Формы множественного числа родительного падежа существительных: пять граммов или пять грамм?

Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок
), характерно окончание -ов
в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков
и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений — подобных существительных, но имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание: один чулок — нет чулок, один осетин — пятеро осетин, один грамм — пять граммов
и пять грамм
и т. п. К числу таких слов относятся:

Названия людей по национальности и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: мадьяры — мадьяр, туркмены — туркмен, гардемарины — гардемаринов и гардемарин, партизаны — партизан, солдаты — солдат;
сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек
.

Названия парных предметов: ботинки — ботинок, глаза — глаз, манжеты — манжет, погоны — погон, чулки — чулок, эполеты — эполет, сапоги — сапог
.

Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт
. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов:
жить без избыточных килограммов, не хватает гигабайтов
.

Нужно отметить, что названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин
), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, Новый год без мандаринов, салат из помидоров
.

Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка
. Напротив, слова щец
и дровец
не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.

См.: «Русская грамматика», М., 1980.

Склонение существительных мужского рода

Правила орфограммы гласят: если в предложении имеется слово мужского рода имени существительного, оканчивающееся на твёрдую согласную букву, то в родительном падеже и множественном числе будет окончание «ОВ».

Ударение падает на окончание, а стоит в корне.

В математике принято обозначать сокращённо — 5 кг (пять килограммов).

«Семь килограммов картофеля купили на рынке, заплатив всего триста рублей»;

«В лесу было достаточно мухоморов, из съедобных нашли только пару подберёзовиков»;

«Салат из двух помидоров был в одной банке»;

«Пятнадцать килограммов спелых апельсинов — в этом году у нас самый лучший урожай»;

«Много баклажанов выросло из бабушкиной рассады»;

«Несколько новых компьютеров привезли в офис».

Слова-исключения

Исключениями из этого правила являются существительные, стоящие в родительном падеже, во множественном числе. Они пишутся с нулевым окончанием.

К таким словам относятся:

Названия национальностей и воинских соединений, а также слово «человек»: много татар, болгар, армян, грузин, солдат. Но! Мало казахов, мало узбеков.

Названия предметов, имеющих пару: есть чулки — нет чулок, есть ножницы — нет ножниц, есть колготки — нет колготок и т. п. Но! Есть носки — нет носков.

Меры и единицы измерения: 2000 ватт, 180 вольт, 100 гигабайт. Но если эти меры пишутся без числовой сочетаемости, то добавляется окончание «ОВ»: «Нет свободных гигабайтов на флешке».

Самая большая проблема при изучении родительного падежа

Как правильно:

  • среди турок или среди турков?
  • двести грамм колбаски или двести граммов колбаски?
  • килограмм мандарин или мандаринов?

Если у кого-то от этих вопросов возникает нормально.

Самая большая головная боль — форма родительного падежа множественного числа.

Конечно, можно сказать: «Нам нет делов, мы не знаем падежов». Но бывают такие обстоятельства, когда знание — сила. Например, предстоит ЕГЭ по русскому.

Эта тема является самой трудной при изучении данного падежа, так как словоформ образуется несчётное множество и не запутаться в них бывает затруднительно.

Для удобства усвоения можно разделить материал на группы по их роду.

Шпрота или шпрот? Шпрот или шпротов как правильно?

В русском языке это слово может иметь как форму мужского рода, так и форму женского рода. Отдельно нужно выделить изделие пищевой промышленности «шпроты», которое употребляется только во множественном числе. От начальной формы существительного зависит правильность употребления слова при склонении по падежам.

Правильно

Шпроты — существительное, которое означает вид рыбных консервов, употребляется только во множественном числе. Для обозначения одной рыбки из консервов чаще всего используют слово «шпротина».

Множественное число
Им. шпроты
Рд. шпрот*
Дт. шпротам
Вн. шпроты
Тв. шпротами
Пр. шпротах

*Некоторые словари допускают шпротов

Шпроты Олегу очень нравятся (им. падеж)На прилавке магазина не оказалось шпрот (рд. падеж)Я купил пять банок шпрот (рд. падеж)К шпротам я купила огурцы и зелень (дт. падеж)В шпроты нужно добавить немного соли (вн. падеж)Между шпротами на прилавке почему-то лежали огурцы (тв. падеж)Последние дни в армии я мечтал о шпротах (пр. падеж). 

Шпротина — для обозначения одной рыбки в банке шпрот в русском языке зачастую используют именно это существительное.На каждом куске батона лежит одна шпротинаПоложите по 3 шпротины на хлебДайте шпротине немного полежать, чтобы стекло маслоВ банке шпрот оказалось мало шпротинВозьмите одну шпротину и положите на батон

Единственное число Множественное число
Им. шпротина шпротины
Рд. шпротины шпротин
Дт. шпротине шпротинам
Вн. шпротину шпротины
Тв. шпротиной; шпротиною шпротинами
Пр. шпротине шпротинах

Шпрота — существительное женского рода в форме именительного падежа, является наиболее популярным и предпочтительным вариантом употребления слова в единственном числе, когда речь идет о одной рыбе рода лучепёрых рыб из семейства сельдевых. От формы именительного падежа формируются все варианты слова в других падежах.В моей сети оказалась всего одна шпротаПри копчении шпрот нужно соблюдать технологиюОдними шпротами сыт не будешьЯ выпустил в море одну несчастную шпротуЛеша все думал о шпроте, которую он поймал на удочку и выпустил в море

Единственное число Множественное число
Им. шпрота шпроты
Рд. шпроты шпрот
Дт. шпроте шпротам
Вн. шпроту шпрот
Тв. шпротой; шпротою шпротами
Пр. шпроте шпротах

Шпрот — существительное мужского рода в именительном падеже единственного числа, означает одну рыбу рода лучепёрых рыб из семейства сельдевых. Также является правильным но в современном языке считается менее популярным вариантом.

Единственное число Множественное число
Им. шпрот шпроты
Рд. шпрота шпротов
Дт. шпроту шпротам
Вн. шпрота шпротов
Тв. шпротом шпротами
Пр. шпроте шпротах

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Прилагательные и причастия в родительном падеже

Имена прилагательные и причастия также склоняются по падежам и имеют окончания, зависящие от вопросов, которые ставятся к ним от существительных.

Если рассматривать только родительный падеж, вопросы ставятся следующие:

  • Какого? — муж. и сред. рода
  • Какой? — женск. рода

Например:

  • зари (какой?) алой, вечерней — окончание -ей, -ой;
  • моря (какого?) глубокого, сверкающего — окончания -ого, -его;
  • корабля (какого?) большого, плывущего — окончания -ого, -его.

К прилагательным и причастиям ставятся вопросы родительного падежа множественного числа:

  • каких?
  • что делающих?
  • что сделавших?

Например:

Парусов (каких?) белых, (что делающих?) белеющих, (что сделавших?) раскрывшихся.

Трудные формы множественного числа имен существительных

К числу форм имен существительных, образование которых может быть связано с определенными затруднениями, следует отнести формы множественного числа именительного падежа (директоры
или директора, клапаны
или клапана?
) и формы множественного числа родительного падежа некоторых существительных (пять граммов
и пять грамм, пять апельсинов
или пять апельсин
?)

«Шпрота» или «шпрот» – как правильно?

Есть ли у слова «шпроты» единственное число? Как правильно называть одну рыбу – «шпрота» или «шпрот»? А может быть, «шпротина», как говорят некоторые? Первоначально слово «шпрот» пришло из немецкого языка – как старинное название этой рыбы (Sprott). Большой толковый словарь указывает на оба варианта использования: «шпрота» женского рода и «шпрот» мужского рода. Однако правомерно это, только когда мы имеем в виду одну рыбку. Если речь о консервах, то используется только множественное число – «шпроты».

Есть, правда, один нюанс. Если для вас «шпрота» – она, то правильно будет «банка шпрот», а если «шпрот» – он, то «банка шпротов».

Правда ли, что шпроты вредны для здоровья?

К самим шпротам вопросов нет: как и любая рыба, они содержат массу полезных веществ. В них есть фосфор, полиненасыщенные жиры и микроэлементы, хром, витамины B, D, A и Е, аминокислоты. А в 100 граммах шпрот содержится треть суточной нормы кальция. Эти вещества помогают в борьбе с повышенным «плохим» холестерином, укрепляют кости и сосуды.

Сомнения вызывает способ приготовления шпрот. Традиционно их коптят на ольховых опилках: так получается тот самый характерный вкус и золотистый цвет рыбки

Но в последние годы врачи обратили внимание на бензапирен – канцерогенное вещество, которое выделяется в процессе любого горения. Он накапливается в организме человека и может стать причиной онкологических заболеваний

В середине 2010-х именно бензапирен стал яблоком раздора между Россельхознадзором и латвийскими производителями шпрот. В результате чего за прибалтийскими шпротами был усилен контроль, а их поставки в Россию практически сошли на нет. В те годы даже появилась шутка: «Латвийские хоккеисты нелегально завезли в Россию 50 банок шпрот под видом шайб».

Но давайте вернемся к бензапирену. Неужели шпроты его главный источник? Конечно же нет! Этот опасный канцероген содержится в любом дыме: будь то заводская труба, выхлопной газ автомобиля или даже наш костер на даче, на котором мы жарим любимый шашлык. Содержится бензапирен в любых копченостях: не только в мясе, но и в сухофруктах, если их коптили, а также в тех продуктах, которые подвергались обжарке. Вопрос в концентрации (по российскому ГОСТу она не должна быть выше 0,005 мг/кг) и, конечно, в умеренном потреблении таких продуктов. Так что увлекаться шпротами не стоит ровно так же, как и другими копченостями, но делать из них главного врага здоровья просто неразумно. 

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравненияприлагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Нулевое окончание

К существительным, у которых в этой падежной форме отсутствует окончание, относятся:

  • Слова среднего и женского рода, в конце которых стоит  -ье или -ья (оладья – тарелка оладий, снадобье – ящик снадобий). 
  • Средний род (зеркало – пара зеркал, блюдца – стопка блюдец). Исключения: облако – много облаков.
  • Вещи или части тела, имеющие пару (перчатки – упаковка перчаток, чулки – много чулок, ботинки – сотни ботинок, руки – пара рук). Но слова «носков» и «гольфов» являются исключением.
  • Существительные с основой на -ца (щупальца – пять щупалец, полотенце – стопка полотенец).
  • Слова, заканчивающиеся на –анин или -янин будут также не имеют окончания, но при этом от них убирается -нин (гражданин – много граждан, боярин – сбор бояр). Исключение – «семьянин», слово, которое во множественном числе не употребляется.

Существует общая тенденция выбора окончаний: если слово в основной форме (и. п., ед. число) не имеет окончания, то в родительном числе множественного числа оно появится, и наоборот. Благодаря этому в языке происходит разделение начальной и косвенной словоформ.

В повседневной речи иногда допускается употреблять слова без окончания вместо того, чтобы произносить «ов» (например, «десять грамм сахара», а не «десять граммов») в то время как литературный или письменный язык таких «вольностей» не допускают. 

Грамм или граммов?

Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

  • Сто двадцать вольт
    достаточно.
  • Обычное напряжение — двести двадцать ватт
    .
  • Сто грамм
    сейчас не помешает.
  • Пять ампер
    — слишком мало.
  • Сотня гектар
    поля пустовала.
  • Здесь пятьсот гигабайт
    памяти.
  • Восемьдесят аршин
    красного шёлка ушло на флаги.
  • Всего-то десять герц
    !

Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

  • Нужно добавить всего сто граммов
    .
  • Не хватает пяти килограммов
    .
  • Без нужных гигабайтов
    не удастся загрузить всю информацию.

Килограмм помидор или помидоров? О множественном числе некоторых существительных.

Порой возникает ситуация, когда мы слышим, как одно и то же слово по-разному употребляется в живой речи: одни говорят “килограмм помидор” или “апельсин”, а другие — “помидоров” и “апельсинов”. Естественно, что в таких условиях обычному человеку, а не филологу легко запутаться! Поэтому давайте поговорим о различных трудностях в образовании некоторых форм слов.

Летом мы потребляем помидоры в большом количестве и с удовольствием, так что самое время узнать о том, как же правильно образовать форму родительного падежа множественного числа этого слова:

Именно так, поскольку к существительным мужского рода, оканчивающимся на согласный, надо добавлять окончание -ов: мандаринОВ, апельсинОВ, помидорОВ.

Само собой, если на рынке или в продуктовом вы попросите “килограмм помидор”, вряд ли кто-то начнёт потешаться над вашей безграмотностью, поскольку в разговорной, обиходной речи такое словоупотребление допускается. Но и за интеллигента в третьем поколении не примут.

А вот к яблокам добавлять ничего не нужно (средний род, на гласный), иначе получится чья-то фамилия (товарищ Яблоков). Поэтому:

Дайте, пожалуйста, десять яблок и пять груш.

Что касается вопроса: «Пять килограмм или килограммов?» То тут всё просто — на ваше усмотрение, оба варианта допустимы.

Для многих девушек выбор самой красивой пары ТУФЕЛЬ на лето — непростое испытание! А само слово “туфля” — женского рода. Кстати, как и слова “босоножка” и ” кроссовка” .

И напоследок самое интересное: у кастрюль нет ни днищ, ни днов, ни дон. Есть только ДОНЬЯ !

Ну, а если вы поедете летом в деревню, то, возможно, вы обнаружите там большое количество КОЧЕРЁГ . И да: в родительном падеже и множественном числе слово “кочерга” выглядит именно так, а не кочерг или кочергов.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d0697ab4077f40d648bc9e0/kilogramm-pomidor-ili-pomidorov-o-mnojestvennom-chisle-nekotoryh-suscestvitelnyh-5d0cbcd678854a00ae3da29b

Грабель или граблей?

Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания -ов или -ей:

нулевое -ов, -ев -ей
  • мокрых мокасин;
  • твоих нападок;
  • широких панталон;
  • ночных потёмок;
  • новых рейтуз;
  • густых сумерек;
  • красных шаровар.
  • твоих выкрутасов;
  • ранних заморозков;
  • старинных клавикордов;
  • ужасных лохмотьев;
  • нищенских отрепьев;
  • надоевших пантов;
  • гадких подонков;
  • куча ботов;
  • оставшихся выжимков;
  • редких высевков;
  • на улицах выселков;
  • пышных выческов;
  • долгих выморозков.
  • ваших граблей;
  • самодельных ходулей;
  • скучных будней;
  • мужицких дровней;
  • детских яслей.

Килька Определение и значение — Merriam-Webster

килька

1

а

небольшая европейская морская рыба ( Sprattus sprattus ) семейства сельдевых

звонили также брислинг

б

любая мелкая или молодая рыба (например, анчоусы), родственная или напоминающая сельдь

2

молодой, маленький или незначительный человек

Синонимы

  • bairn [ в основном шотландский ]
  • бамбино
  • бутон
  • глава [ Южный и Мидленд ]
  • цыпленок
  • ребенок
  • детеныш
  • несовершеннолетний
  • ребенок
  • малыш
  • малыш
  • малыш
  • швабра
  • росток
  • шприц
  • дракончик
  • детеныш
  • мальчик
  • молодежь

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе 

Примеры предложений

планируют провести отпуск на курорте только для пар, где их не будут беспокоить сопливые шпроты

Недавние примеры в Интернете Балтийское море килька копченая с вереском и ромашкой, скажем, — чтобы растянуть ваш вкус за пределы зоны комфорта и, возможно, заправить ваш следующий заказ. New York Times , 26 августа 2021 г. Если оставить их плыть вниз по течению в одиночестве, некоторые из кильки заблудятся и перегреются в стоячих водоемах за каждой плотиной; несмотря на экраны, другие будут измельчены в турбинах. Патрик Симмс, 9 лет0011 Журнал Harper’s , 28 октября 2019 г. В Балтийском море молодь сельди и килька – еще одна мелкая сельдевая рыба – в теплые годы имеют больше пищи, чем в прохладные, и также выиграли от потепления. Крис Фри, The Conversation , 19 августа 2019 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «килька». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Этимология

изменение среднеанглийского sprot из древнеанглийского sprott

Первое известное использование

15 век, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование кильки было в 15 веке

Посмотреть другие слова из того же века весенний

килька

килька гагара

Посмотреть другие записи поблизости

Процитировать эту запись «Шпрот».

Словарь Merriam-Webster.com

Britannica.com: Энциклопедическая статья о шпрот

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи других определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

безрассудство

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!

Сложные слова, которые вы должны знать

  • Часто используется для описания «хода времени», что означает неумолимый ?
  • Непредсказуемый Быстрый
  • Неумолимый Медленный

Вы знаете, как это выглядит. .. но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Ежедневное задание для любителей кроссвордов.

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Заключение

Несложно правильно употреблять лексемы на письме, зная правила грамматики. Это повысит ваш статус в обществе, так как грамотный человек всегда приятен в общении. Тяжело запомнить все правила и безошибочное написание всех частей речи, но вы всегда сможете обратиться к орфографическому словарю или страницам интернет-сайтов, которые обучают корректному письму. После прочтения этой статья нам стало известно как правильно писать килограмм “помидоров или помидор”. И все же при возникновении трудности можно обратиться за помощью к словарю орфографии.

Источник статьи: http://pishetsya.ru/orfografiya/kak-pravilno-pisat-v-russkom-yazyke-pomidor-ili-pomidorov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: