Как пишется: «тяжёлый» или «тяжолый»?

В словаре Синонимов

бедственный, безнадежный, веский, весомый, вломный, гнетущий, головоломный, горестный, горький, грузкий, грузный, дорогой, драматический, затруднительный, затхлый, звериный, катастрофический, каторжный, клинический, кризисный, крутоломный, лихой, лошадиный, массивный, многопудовый, многосоттонный, многотоннажный, многотонный, многотрудный, мрачный, мухобойный, мучительный, напряженный, невыносимый, некоммуникабельный, нелегкий, нелёгкий, непереносимый, неподъемный, неподъёмный, неприятный, непростой, несладкий, несносный, нестерпимый, нетерпимый, неудовлетворительный, неуживчивый, обременительный, опасный, отчаянный, отягощающий, полновесный, пудовый, пузатый, пухлый, свинцовый, серьезный, серьёзный, сложный, собачий, старинный, стенический, стеснительный, страшный, суровый, тернистый, толстый, трудный, тягостный, тягчайший, тяжел, тяжелейший, тяжеленек, тяжеленный, тяжеленький, тяжеловесный, тяжкий, тяжелогрузный, стопудовый, тяжелогруженный, точно свинцом налитый, громоздкий, убийственный, увесистый, угнетающий, удручающий, удрученный, фиговый, ценный, черный, чугунный. Ant. лёгкий, невесомый, легковесный; нетрудный, простой

Именительный падеж

Именительный падеж — это первый падеж в русском языке, который используется для обозначения существительного в его изначальной форме. Чтобы просклонить слово «ставни» в именительном падеже, нужно знать его основу в единственном числе, а также правила склонения.

Для склонения слова «ставни» в именительном падеже нужно заменить окончание на «-и». Таким образом, в именительном падеже мы получим форму «ставни». Это основной вариант склонения данного слова.

Как правило, слова в именительном падеже используются для обозначения подлежащего в предложении. Например, предложение «Ставни открыты» содержит слово «ставни» в именительном падеже, так как оно выполняет роль подлежащего и обозначает открытые оконные ставни.

Именительный падеж используется для обозначения существительных в их исходной форме. Правильное склонение слова «ставни» в именительном падеже — «ставни». Оно не изменяется в зависимости от рода, числа или падежа. Используйте данную форму при описании чего-либо или при указании предмета в качестве предмета действия.

Единственное число

Когда вам необходимо склонить слово «ставни» в единственное число, следует учесть его род и падеж. Чтобы просклонить слово «ставни» в родительном падеже именительного или предложного падежа единственного числа, нужно изменить его окончание. В данном случае слово «ставни» просклоняется в форме «ставню».

Например:

  • На окнах дома установили ставню.
  • Я закрыл ставню на балконе.

Обратите внимание, что в русском языке есть различные правила склонения существительных. Используйте падежи и окончания, соответствующие контексту и смыслу предложения

Существительное

Существительное — это часть речи, которая обозначает предметы, явления, сущности или их свойства. У существительных есть склонение, которое может быть просклонено. Как правильно склонять существительное «ставни»?

Для склонения существительного «ставни» необходимо знать его род, число и падеж. Если существительное «ставни» является среднего рода и единственного числа, то его нужно склонять в именительном падеже: ставню.

Если существительное «ставни» является мужского рода и имеет множественное число, то его нужно склонять в родительном падеже: ставней.

Для склонения существительного «ставни» в остальных падежах и числах следует использовать общие правила склонения существительных.

Множественное число

Как просклонять слово «ставня» во множественном числе? Это вопрос, с которым многие сталкиваются при составлении текстов на русском языке. В таких случаях необходимо знать правила склонения существительных.

Существует несколько способов просклонения слова «ставня» во множественном числе. Самым распространенным способом является добавление окончания «-и» к основе слова. Таким образом, в множественном числе мы получаем форму «ставни».

Однако, в некоторых случаях можно использовать и другие варианты склонения. Например, в редких и устаревших текстах можно встретить формы «стёклицы» или «ставней». Также возможно использование формы «ставенья» в функции предмета или действия.

Правильное склонение слова «ставня» во множественном числе зависит от контекста и стиля текста. При написании официальных или научных текстов рекомендуется придерживаться основного варианта склонения — «ставни».

Существительное

Слово «ставни» относится к существительным женского рода.

Для просклонения слова «ставни» используют правила склонения существительных женского рода.

Склонение существительного «ставни» выглядит следующим образом:

  • Именительный падеж: ставни
  • Родительный падеж: ставни
  • Дательный падеж: ставни
  • Винительный падеж: ставни
  • Творительный падеж: ставнью
  • Предложный падеж: ставни

Чтобы просклонить слово «ставни», нужно знать его род, после чего можно будет склонять в соответствии с правилами русского языка.

Как просклонить слово «ставни»? Просто нужно ознакомиться с правилами склонения существительных женского рода и применить их к данному слову.

Какое склонение использовать

Существительное «окно» относится к третьему склонению мужского рода. При склонении в именительном падеже единственного числа, оно сохраняет основу «окн». В родительном падеже единственного числа добавляется окончание «-а» (окна), а в дательном падеже единственного числа — окончание «-у» (окну).

Если речь идет о склонении словосочетаний с существительным «окно», то все зависит от того, какое слово является главным. Например, в словосочетании «большое окно» существительное «окно» находится в именительном падеже единственного числа, а прилагательное «большое» будет соответствовать своему склонению.

Падеж Единственное число
Именительный окно
Родительный окна
Дательный окну
Винительный окно
Творительный окном
Предложный окне

Таким образом, при склонении существительного «окно» необходимо учитывать его род, число и падеж. Знание правильных окончаний поможет правильно использовать это слово в речи и письме.

Окончания в именительном падеже

В русском языке существует несколько окончаний для существительного «окно» в именительном падеже в зависимости от его склонения:

1. Первое склонение: окно (единственное число), окна (множественное число).

Например: Открытое окно, Закрытые окна.

2. Второе склонение: окно (единственное число), окна (множественное число).

Например: Красивое окно, Светлые окна.

3. Третье склонение: окно (единственное число), окна (множественное число).

Например: Большое окно, Узкие окна.

4. Четвертое склонение: окно (единственное число), окна (множественное число).

Например: Новое окно, Старые окна.

5. Пятое склонение: окно (единственное число), окна (множественное число).

Например: Витражное окно, Прозрачные окна.

В зависимости от контекста и рода существительного, окончания в именительном падеже могут изменяться

При описании окон и их характеристик важно правильно выбрать окончание для передачи смысла и грамматической правильности предложения

Окончания в родительном падеже

В родительном падеже единственного числа окончание зависит от склонения существительного «окно».

Если существительное «окно» относится к первому склонению, то в родительном падеже единственного числа оно имеет окончание «-а»:

Например: большое окно — большого окна

Если существительное «окно» относится ко второму склонению, то в родительном падеже единственного числа оно имеет окончание «-и»:

Например: красивое окно — красивого окна

Если существительное «окно» относится к третьему склонению, то в родительном падеже единственного числа оно имеет окончание «-я»:

Например: новое окно — нового окна

Кроме того, в родительном падеже множественного числа у всех трех склонений существительного «окно» окончание одинаковое — «-ов»:

Например: стеклянные окна — стеклянных окон

Знание правильных окончаний в родительном падеже поможет правильно образовывать словосочетания и грамматически правильно строить предложения.

Окончания в дательном падеже

В русском языке окончания в дательном падеже используются для обозначения предмета, кому или для кого действие направлено или совершается. Окончания в дательном падеже зависят от склонения существительного.

У существительного «окно» в единственном числе и мужском роде дательный падеж выглядит следующим образом:

  1. Для окон первого склонения окончание -у: окну.
  2. Для окон второго склонения окончание -у: окну.
  3. Для окон третьего склонения окончание -у: окну.

Примеры использования окончания в дательном падеже с существительным «окно»:

  • Дайте, пожалуйста, книгу. — Положите ее на окну.
  • Я подошел к окну и увидел прекрасный вид.
  • Птица села на окну и запела.

Во множественном числе окончание в дательном падеже также зависит от склонения, но для всех склонений оно одинаковое и выглядит как -ам.

Примеры использования окончания в дательном падеже во множественном числе с существительным «окно»:

  • Они положили цветы на подоконники.
  • Мы видели великолепный пейзаж за окнами.
  • На окнах были установлены новые занавески.

Теперь вы знаете, какие окончания нужно использовать в дательном падеже с существительным «окно» и можете правильно образовывать предложения с этим существительным.

В словаре Ожегова

ТЯЖЁЛЫЙ, -ая, -ое; -ел, -ела. 1. Имеющий большой вес, отягощающий. Г. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжелая пища (перен.: трудно перевариваемая). Тяжелое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжелая рука уко-го-н. (перен.: больно бьет). Тяжелая голова у кого-н. (перен.: при недомогании). С тяжелым сердцем, (перен.: 1) то же, что скрепя сердце; 2) с ощущением беспокойства, озабоченности). 2. Трудный, требующий большого труда, больших усилии. Г. труд. Тяжелая задача. Тяжелая обязанность. 3. Грузный, лишенный легкости. Тяжелые шаги. Т. ум (перен.: медлительный). Г. слог (перен. тяжеловесный). 4. Напряженный, затруднительный; доставляющий беспокойство, неприятность. Тяжелое дыхание. Т. сон. Т. воздух (несве-жий). Г. запах (неприятный). 5. Суровый, очень серьезный. Тяжелое наказание. Тяжелая вина. Тяжелое преступление. 6. О болезненных, физиологических состояни- ях: опасный, очень серьезный. Тяжелая рана. Т. больной (в опасном состоянии). Тяжелые роды. 7. Горестный, мучительно-неприятный. Тяжелое чувство. Тяжелое зрелище. Т. день (напряженный или неудачный). 8. полн. ф. Неуживчивый, трудный (в 3 знач.). Г. человек. Т. характер. 9. полн. ф. Относящийся к машинам или средствам вооружения большой мощности, силы. Тяжелое машиностроение. Т. танк. Тяжелая самоходная артиллерия. Тяжелая кавалерия. * Тяжел на подъем кто (разг.) — с трудом решается идти, ехать, делать что-н. Тяжелая промышленность — промышленность, производящая средства производства. || сущ. тяжесть, -и, ж. (к 1, 2,3, 4, 5, 6 и 7 знач.).

Классификация несклоняемых имен существительных

Несклоняемые существительные делятся на 4 типа:

  1. Слова зарубежного происхождения, заканчивающиеся на гласные «у», «о», «ю», «и», «е». Например: рандеву, бунгало, интервью, кольраби, протеже.
  2. Русские и украинские фамилии, заканчивающиеся на «о», «ко», «аго», «яго», «ово», «их», «ых». Например: Живаго, Мусько, Иващенко, Жудро, Зуенко, Дубяго, Дурново, Хитрово, Благово, Черных, Седых, Долгих, Барских.
  3. Аббревиатуры, которые заканчиваются на гласные. Аббревиатуры с опорным словом женского и среднего рода. Приведем примеры: сельпо, гороно, роно, ЖКХ, ГАИ, ОБСЕ, ЮНЕСКО, НАТО, ООН, КВН, ВУЗ, ЗАГС, завкафедрой.
  4. Слова женского рода, которые позаимствованные с других языков и которые заканчиваются на согласную. Примеры: миссис, мадам, мисс, мадемуазель, фрейлен, Элизабет, Маргарет, Таймс (газета).

В русской грамматике не изменяются также зарубежные фамилии и имена, а также географические названия с основой на гласный.

Приведем примеры: Франсуа, Дюма, Шоу, Золя, Гете, Гюго, Гейне, Бизе, Колорадо, Токио, Баку, Капри, Хельсинки, Миссури, Сочи, Борнео, Осло, Миссисипи, Сухуми, Алазани, Тбилиси, Онтарио, Конго, Гоби.

К именам существительным, которые не склоняются, относятся также и собственные. В частности, это женские фамилии, которые имеют в окончании согласную букву

Здесь важно помнить правило:

Пример:

  • Обратится к Александру Дудичу, но к Елене Дудич;
  • Письмо от Алексея Марука, но от Снежанны Марук;
  • Позвонить Сергею Адамовичу, но Александре Адамович;
  • Ответить Зауру Алигеру, но Марине Алигер.

Итак, несклоняемые существительные — это большой пласт имен существительных в русском языке, которые часто вызывают затруднения не только в написании этих слов, но и в определении рода этих существительных. В словарях несклоняемые существительные помечаются сокращением нескл. Например,

Употребление отвлеченных, вещественных и собственных имен существительных во множественном числе

1. Некоторые отвлеченные имена существительные, употребленные в конкретном значении, ставятся в форме множественного числа, например: …Говорили о радостях труда (Чехов) (например, скрыть свою радость); …Он стал перечислять красоты родной страны (т. е. красивые места); низкие температуры (например, температура наружного воздуха); шумы радиоприёмника (например, шум на улице); морские глубины (например, глубина моря); получить в школе прочные знания (например, знание жизни); Педагогические чтения (например, чтение классических произведений); число продаж (в значении «число актов продажи»).

Отвлеченные существительные употребляются во множественном числе также для обозначения интенсивности явления, его повторяемости, например: По ночам стоят холода… (Куприн) (например, посинеть от холода); Морозы… время крещенское… (А. Н. Островский) (например, вынести продукты на мороз).

2. Имена существительные с вещественным значением употребляются в форме множественного числа для обозначения различных сортов или видов вещества, например: высококачественные стали, дорогие табаки, красные и белые глины, лечебные вина, смазочные масла, спирты из недефицитного сырья. Однако названия элементов (золото, серебро, платина, азот, калий, натрий и др.) не образуют формы множественного числа. Не образуют ее и такие вещественные существительные, как молоко, просо, рис, щавель, пух, тёс и др.

Форма множественного числа употребляется также для обозначения изделий из данного материала: бронзы, фарфоры, хрустали; ср.: Мебель же, зеркала, бронзы отдавались даром (Л. Толстой).

Форма множественного числа рассматриваемых существительных может также указывать на большое количество вещества, занимающего обширное пространство: пески пустыни (например, разбросан песок); бесконечные снега (например, выпал снег); в частности, при названии злаков: овсы, ячмени (также озими). Например, Солнце закатилось, и в мокрых ржах кричали перепела (А. Н. Толстой); Вдоль дороги дымились в росе вызревшие овсы (Шолохов).

Различие в формах единственного и множественного числа названий плодов, овощей, ягод (например, килограмм малины – килограмм яблок) связано с тем, что при сборе или потреблении одни культуры выступают как нерасчлененная масса, другие – как единичные предметы.

Например, килограмм вишни, смородины, клубники, моркови, репы – килограмм груш, персиков, абрикосов, огурцов.

3. Собственные имена существительные употребляются в форме множественного числа для обозначения типа людей, например: И может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать (Ломоносов).   

Фамилии в форме множественного числа обозначают членов одной семьи, например: семья Артамоновых (иностранные фамилии в этом случае сохраняют форму единственного числа, например: семья Оппенгейм). 

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№185 учебника 2019 (стр. 71):

№185 учебника 2021-2024 (стр. 71):

1. Выразительно и правильно прочитайте стихотворение. Почему оно так называется?

РОДИНА

Люблю дымок сп..лённой жнивы,
В степи н..чующий обоз
И нах..лме средь жёлтой нивы
Чету б..леющих берёз.
(С) отрадой, многим незн..комой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И впраз..ник, вечером р..систым,
См..треть до (пбл) ночи готов
На пляску с топ..ньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

(М. Лермонтов)

2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.

3. Определите, какими выразительными средствами языка пользуется автор. Есть ли в тексте метафоры, эпитеты?

4. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. В какой морфеме пропущены буквы? Что это за орфограммы? Объясните их написание.

5. Укажите, в роли каких членов предложения употреблены имена существительные в данном тексте.

6. Выучите стихотворение наизусть, запишите его по памяти.

№185 учебника 2011-2018 (стр. 74):

Найдите ошибки в построении определения понятия. Какая часть определения отсутствует в примерах под цифрой I и какая — в примерах под цифрой II? Запишите примеры в исправленном виде.

I.1) Глагол — это часть речи.

2) Суффикс — это значимая часть слова.

3) Синтаксис — это раздел науки о языке.

II. 1) Квадрат — это когда все стороны и углы равны.

2) Остров — это когда со всех сторон вода.

3) Лавина — это когда снег стремительно несётся с гор.

№185 учебника 2020 (стр. 80):

1. Прочитайте фрагмент диалога.

     — Неужели же в вашем классе нет ни одного джентльмена? спросила учительница.
     — Что вы, Алла Ивановна! — ответил ей с места удивлённый Петров. — Джентльменов у нас навалом, а вот стульев вечно не хватает!

2. Как вы думаете, лексическое значение какого существительного не понимают ученики?Помогает ли рисунок ответить на этот вопрос?

3. Сначала попробуйте самостоятельно объяснить значение слова джентльмен. Затем проверьте себя по толковому словарику учебника. По орфоэпическому словарику учебника установите, правильно ли вы произносите это слово.

4. Составьте и запишите предложение с существительным джентльмен, выполните его синтаксический анализ.

5. Объясните расстановку знаков препинания в данном тексте.

Подсказка

№185 учебника 2019 (стр. 71):

№185 учебника 2021-2024 (стр. 71):

В тексте есть орфограммы-пропущенные буквы:

  • проверяемые безударные гласные (надо подобрать однокоренные проверочные слова);
  • проверяемый непроизносимый согласный (подобрать проверяемое слово);
  • гласный в суффиксе.

№185 учебника 2020 (стр. 80):

Памятка: знаки препинания.

Ответ

№185 учебника 2019 (стр. 71):

№185 учебника 2021-2024 (стр. 71):

     1. Стихотворение М. Ю. Лермонтова называется «Родина», так как поэт изобразил любимый родной пейзаж. 

     2. Жнива – поле, обоз – вереница повозок, чета – пара, гумно – расчищенный участок земли (или помещение) с сжатым хлебом.

     3. Метафор нет. Эпитеты: росистый вечер.

     4. РОДИНА

Люблю дымок спалённой (па́лит) жнивы,

В степи ночующий (ночь) обоз

И на холме (холм) средь жёлтой нивы

Чету белеющих (белый) берёз.

С отрадой, многим незнакомой (знак),

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник (празден), вечером росистым (росы),

Смотреть (смотр) до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(М. Лермонтов)

№185 учебника 2011-2018 (стр. 74):

     В I части пропущены отличительные признаки, а
во II части пропущены родовые понятия.

I.1) Глагол — это часть речи, которая обозначает
действие или состояние предмета и отвечает на
вопросы что делать? что сделать?.

2) Суффикс — это значимая часть слова, которая
стоит после корня и служит для образования новых
слов.

3) Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий
правила создания словосочетаний и предложений.

II. 1) Квадрат — это геометрическая фигура, в которой все стороны и углы равны.

2) Остров — это участок суши, окружённый со всех сторон водой.

3) Лавина — это масса снега, стремительно несущаяся с гор.

№185 учебника 2020 (стр. 80):

1. Ученики не понимают значения слова «джентльмен».

2. Джентльмен — это человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения.

     Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное., .

4. Данный текст — это диалог, поэтому каждая новая реплика начинается с тире. В предложениях знаки препинания соответствуют знакам прямой речи, но без кавычек.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Формы винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных

1. Возможны варианты: изучать бактерии – изучать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов; то же в отношении слов зародыши, личинки, эмбрионы и некоторых других. Первые формы (по типу существительных неодушевленных) употребляются в общелитературном языке, вторые (по типу существительных одушевленных) связаны с более архаическим или профессиональным употреблением.

2. В различии форм поймал трёх рыб – съел три рыбки сказывается то обстоятельство, что во втором случае имеется в виду кушанье (ср.: съесть кильки, сардины, шпроты – как нерасчлененный продукт; но: съесть карасей, раков, цыплят – как единичные предметы). Возможные варианты: есть омаров, устриц – есть омары, устрицы.

3. В вариантах купить двух коров – купить две коровы, подстрелить трёх уток – подстрелить три утки (при названиях животных в форме женского рода, когда речь идет об общем счете, купле-продаже) вторая форма имеет разговорный характер.

4. При нормальной форме доставить двадцать два пассажира (в конструкциях с составными числительными, оканчивающимися на два, три, четыре, винительный падеж сохраняет форму именительного независимо от категории одушевленности) существует разговорная форма доставить двадцать двух пассажиров.

5. Из двух вариантов: встретить нескольких товарищей и встретить несколько товарищей – в настоящее время более употребителен второй (то же при словах сколько, столько).

6. Слово лицо в значении «человек» употребляется во множественном числе как существительное одушевленное, например: наградить целые бригады и отдельных лиц.

Различие форм вывести положительный тип – проучить этого типа, найти субъект суждения – наказать этого субъекта, отогнать истребитель – наградить истребителя танков, построить бомбардировщик – ранить бомбардировщика (разговорный оттенок), чинить счётчики – собрать счётчиков по переписи связано с различным значением слов в каждой из приведенных пар.

Слово персонаж склоняется как существительное неодушевленное: ввести комический персонаж. Но во множественном числе встречается и форма одушевленного существительного, например: «Газеты наперебой утверждают, что Чичиков напоминает им многих реальных персонажей из нынешней действительности».

Слово адресат склоняется как существительное одушевленное: найти адресата.

7. При употреблении существительных одушевленных для обозначения предметов наблюдаются двоякие формы винительного падежа. Ср.: наблюдать искусственный спутник Земли, запустить новый спутник – запускать новых спутников (в профессиональном употреблении). Только: Юпитер имеет четырёх спутников.

В условных названиях (например, в названиях судов) одушевленные существительные могут склоняться как неодушевленные, например: Курсанты торопились на уходящий в плавание «Фаворит»; Производится посадка на «Седов» (подобные формы присущи разговорному языку; в книжном, литературном языке перед условным названием обычно ставят слово, обозначающее родовое понятие: «посадка на теплоход “Седов”»).

Склонение

Ребята, прочитайте и скажите, чем отличаются слова?

Существительные отличаются числовым значением. Слова в левом столбике представлены в единственном числе, в правом – во множественном. Слова-существительные могут менять своё численное значение.

Из предыдущих уроков вы знаете: существительные также меняют свою форму, находясь в разных падежах. Что это значит? Посмотрим, какие формы принимает слово лягушка, изменяясь по падежам. 

Ребята, что меняется в одном и том же слове? Окончания. Мы вспомнили про числа и падежи неслучайно, потому что понятие склонения с ними тесно связано. 

А теперь ответьте на вопрос: если учитель попросит вас просклонять существительное, то что вы должны будете сделать? Правильно: изменить численную и падежную форму слова.

Посмотрите ещё раз на таблицу, в которой мы просклоняли существительное лягушка. Какой род у этого существительного? Женский. Падежные окончания у слова лягушка:-а, -у, -и, -е, -ой. Но у имени существительного есть также род мужской (баран, пень) и средний (оконце). И когда мы будем изменять по падежам эти слова, то у них появятся другие окончания. Давайте посмотрим:

Род и окончание существительного помогают нам определить тип склонения.

Рассмотрим 1 склонение. Эта группа состоит из существительных женского, мужского рода с окончаниями в И.п. – а, -я. Просклоняем по падежам слова мужского рода мужчина, батя, женского рода планета, земля. 

Обратите внимание: у существительных мужского и среднего рода, имеющих в И.п. окончания – а, -яв Д.п., П.п.появляется одинаковое окончание – е

Группу 2 склонения составляют существительные мужского рода, имеющие нулевое окончание в И.п.; среднего рода с окончаниями -о, -е.

В таблице одинаковые окончания вы можете отметить у существительных в мужском и среднем роде: в Р.п. – а, –я; Д.п.– у, –ю; Т.п.– ом, –ем;П.п. –е.

Склонение 3 типа включает существительные только одного, женского рода, с Ь на конце.

Одинаковое окончание – и: в Р.п., Д.п.,П.п.

Вы заметили: выявляют склонение имён существительных, предварительно поставив в форму ед.ч.? Почему необходимо выполнять такое условие? Давайте поступим по-другому. Просклоняем слова разного рода во мн.ч. и попробуем назвать тип склонения.

Мы выделили окончания, но могут они нам помочь определить склонение? Нет. Почему? Потому что нет никакой связи между окончаниями существительных во мн.ч. и склонением.

Выучите АЛГОРИТМ определения склонения:

  • вначале существительное ставят в ед.ч., И.п.;
  • выделяют окончание;
  • определяют у слова род;
  • делают вывод о склонении.

Образец устного рассуждения.

Зацвели вишни. Существительное вишни ставим в ед.ч., И.п. –вишня. Подставляем определяющие местоимения: вишня – она, моя. Род – женский, окончание я. Значит, вишня относится к I склонению.

А теперь выполним практическое задание.

ВНИМАНИЕ! Правильные ответы найдёте в конце урока. Упражнение 1

Упражнение 1.

Выпишите названия птиц и животных. Определите склонение, запишите в скобках рядом со словом.

В воде разлёгся бегемот. Ласточка пролетела над лужайкой. Шкурка у зебры нарядная.Мышь сгрызла все книжки на чердаке. Павиан гордо ходил в клетке. Конь у дедушки серый в яблоках. Ворона громко раскаркалась.

Примеры использования слова «ставня» и «ставень»

2. Ставка – это сумма денег, устанавливаемая как плата за использование чего-либо.

3. Ствалость – это свойство материала быть прочным и устойчивым.

4. Ставание – это процесс перемещения, изменения положения или состояния чего-либо.

5. Ставровый – это относящийся к ставрам, растениям семейства окопниковых.

6. Стася – это женское имя, являющееся сокращением от Анастасия.

7. Статус – это положение, стояние чего-либо в обществе или организации.

8. Стафень – это древнерусское оружие, состоящее из длинной, тонкой древесной палицы с металлическим наконечником.

Ставка Ставение Ставровый
Стася Статус Стафень
Ставня Ствалость

Род слова «ставень»

Мужского рода, но у него есть параллельная форма женского — ставня, которую можно услышать чаще. Хотя нормативными признаются оба варианта (согласно «Русскому орфографическому словарю» РАН и другим авторитетным изданиям). Такие слова называются грамматическими дублетами.

Основное значение — «деревянный или металлический щит, створ, которым снаружи или изнутри закрывают окна».

В именительном падеже множественного форма одна и та же: открыть/закрыть ставни. Зато формы родительного падежа разные и в ед. ч., и в мн. ч:

Единственное число: ставень — нет одного ста́вня (м. р.); ставня — нет одной ста́вни (ж.р.).

Множественное число: ставень — не хватает нескольких ста́вней (м. р.), ставня — не хватает нескольких ста́вен (ж. р.).

Итоговая подборка слов:

Мужской род

Тюль, аэрозоль, полироль, па́сквиль, водеви́ль, кванти́ль, кварти́ль, э́ндшпиль, толь, бемоль, шампунь, ставень, кладезь.

Женский род

Мозоль, антресоль, канифоль, вакуоль, триоль, ставня, ту́фля (нет одной ту́фли, много ту́фель), буты́ль (того же рода, что и «бутылка». Стеклянная буты́ль).

Занавесить окна тюлем. Мыть голову шампунем. Наступить на больную мозоль. Кровельный толь.

Определение несклоняемых существительных

Те существительные, которые заимствованы из других языков отличаются от исконных русских слов тем, что во всех падежах эти имена существительные сохраняют свою первоначальную форму, потому они так и называются — несклоняемые существительные. Мы уже рассматривали такие существительные на страницах этого сайта. Вы можете посмотреть о сложностях определения рода у несклоняемых существительных. Например, узнать шимпанзе какого рода.

Примеры:

  • Друзья назначили встречу (у чего?) – у метро;
  • По дороге домой я спустился (куда?) – в метро;
  • На уроке дети составляли рассказ (о чем?) – о метро;
  • Родители предложили мне воспользоваться (чем?) – метро.

Как можно заметить, словоизменительная морфема (окончание) в несклоняемых именах существительных отсутствует.

Для того, чтоб определить форму падежа подобных существительных необходимо задать вопрос, исходя из контекста.

Например:

  • Вызвать (что?) – такси (винительный падеж);
  • Помыть зеркало (чего?) – трюмо (родительный);
  • Вытереть пыль (на чем?) – на жалюзи (предложный);
  • Радуюсь (чему?) – эскимо (дательный);
  • Добились победы (чем?) – пенальти (творительный).

Итак, определение:

Прежде всего, к этому обширному лексическому ряду относятся те несклоняемые существительные, которые заканчиваются на ударное «а», а также гласные «у», «о», «э», «ю», «и», «е».

Примеры:

  • На гласную «а»: фейхоа, буржуа, амплуа, боа, бра, антраша, ара, па, ультра, па-де-труа;
  • На гласную «у»: кенгуру, какаду, шоу, зебу, рагу, рандеву, фрау, банту, гуру, табу, ноу-хау;
  • На гласную «о»: трюмо, кино, пальто, танго, бунгало, авокадо, сабо, вето, манго, какао, депо, бюро, кредо, барокко, евро, инкогнито, арго, маэстро, бистро, радио, табло;
  • На гласную «э»: алоэ, каноэ;
  • На гласную «ю»: авеню, инженю, барбекю, меню, дежавю, интервью, парвеню, превью;
  • На гласную «и»: такси, алиби, иваси, регби, колибри, пенальти, кольраби, жалюзи, киви, шасси, рефери, жюри, конфетти, пари, пони, салями, визави, леди, папарацци;
  • На гласную «е»: кашне, колье, конферансье, протеже, драже, пюре, фойе, атташе, коммюнике, купе, шимпанзе, пенсне, шоссе, суфле, резюме, безе, кофе, портье, цеце.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: