Как не оплошать, когда вы ставите буквенное наращение после чисел

Числительные и другие части речи

Чтобы не перепутать существительное с числительным, нужно научиться их отличать.

Запоминаем! Имя числительное может быть записано как числом, так и словами, а имя существительное — только словами.

В таблице мы привели примеры с количественными числительными и именами существительными.

Количественное числительное Существительное Примеры

1 один единица Один в поле не воин. Кол — синоним единицы.
2 два двойка Жили у бабуси два весёлых гуся. Двойка за контрольную — это еще не приговор.
3 три тройка Три яблока на столе. Бежит тройка коней.
4 четыре четверка У меня четыре брата. По русскому языку я получил четвёрку.
5 пять пятерка Пять лебедей живут в парке. Пятерка — самая высокая отметка в школе.
6 шесть шестерка У Пети было шесть друзей. Мне выпал козырь — шестерка пик.
7 семь семерка Я занимаюсь боксом семь лет. Семерка — мое счастливое число.
8 восемь восьмерка Моей сестре восемь лет. Восьмерка — это символ бесконечности.
9 девять девятка Я пригласила девять друзей на день рождения. Завод перестал выпускать девятки.
10 десять десятка У меня на руках десять карт. Среди них есть десятка червей.
100 сто сотка Машина едет сто километров в час. У меня всегда есть сотка в кармане.

В русском языке есть глаголы и существительные, которые образованы от числительных. Например:

  • обнулить счёт
  • раздвоение личности

Мне нравится2Не нравится

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:

  • гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
  • крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.

По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:

  • вытереть насухо;
  • стоять справа;
  • сидеть взаперти;
  • пить компот вприкуску.

Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:

  • рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
  • радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).

Видео:Имя числительное. Количественные и порядковые числительныеСкачать

Разбор звуков русского языка для написания слова «восьмилетний»

В – согласный звук, губно-губной, носовой. Он производится закрытием губ и носа, и выходом звука в результате сжатия голосовых связок.

О – гласный звук, задний, округленный. Чтобы произнести его, нужно округлить губы, и сдвинуть челюсти назад. Звук затем смещается в глотку, и там производится вибрация голосовых связок.

С – согласный звук, зубной, губный. Чтобы его произнести, нужно касаться кончиком языка зубов, и производить звук, закрывая и открывая губы. Голос при этом выдыхается.

М – согласный звук, носовой, губно-губной. Чтобы его произнести, необходимо зажать губы, и носовую полость, и при помощи голосовых связок, производить звук.

И – гласный звук, передний, неглухой. Он производится при встрече нижней части языка и передней стенкой горла. Сильно не напрягает голосовые связки.

Л – согласный звук, мягкий, передний. Он производится касанием верхней части языка и альвеолярных рёбер, с одновременным включением голоса благодаря вибрации голосовых связок.

Е – гласный звук, передний, неглухой. Он производится при встрече нижней части языка и передней стенкой горла. Сильно не напрягает голосовые связки.

Т – согласный звук, зубный. Он производится с помощью зубов и языка. Нужно касаться кончиком языка зубов, и производить звук, закрывая и открывая губы. Голос при этом выдыхается.

Н – согласный звук, носовой, губно-губной. Чтобы его произнести, необходимо зажать губы, и носовую полость, и при помощи голосовых связок, производить звук.

Й – согласный звук, смешанный. Он представляет собой гласный звук в конце слова и согласный звук в начале следующего слова. Его производят сведением языка к небу, и выдохом воздуха из лёгких.

§4. Количественные числительные. Морфологические особенности

Целые числительные

Целые числительные изменяются по падежам. Если это составные целые числительные, то при склонении изменяются все части. Например:

И.п. восемьсот пять десят  шесть  (книг)Р.п. восьмисот  пятидесяти шести (книг)Д.п. восьмистам пятидесяти шести (книгам) и т.д.

Из примеров видно, что у производных числительных, образованных сложением основ, при склонении изменяются обе части.Большой интерес представляют числительные, имеющие не только формы падежей, но и рода или рода и числа.

Это числительные: один, два, полтора, тысяча, миллион, миллиард и другие подобные.

Один

Слово один изменяется по родам и числам: один мальчик – м.р., одна девочка – ж.р., одно государство – ср. р., одни  – мн.ч. У этого числительного не один набор форм, как у большинства целых количественных числительных, а четыре: для каждого рода в единственном числе и для множественного числа.

Два

Числительное два  изменяется не только по падежам, как все числительные, но и по родам: два мальчика, две девочки, два окна (формы ср.р. и м.р. совпадают).

Тысяча, миллион, миллиард

Эти числительные похожи на существительные. Они имеют постоянный признак рода и изменяются по числам и падежам.

И.п.  тысяча, тысячиР.п.  тысячи, тысяч Д.п.  тысяче, тысячам   и т.д.

Дробные количественные числительные

Кроме числительных полтора, полтораста, все дробные составные: первая часть – целое количественное числительное, а вторая – порядковое: две третьих, пять восьмых. При склонении изменяются обе части, например:

И.п. пять  восьмыхР.п. пяти восьмыхД.п. пяти восьмым

ПолтораЧислительное полтора изменяется не только по падежам, но и по родам: полтора – полторы, например:

полтора дня, полторы недели.(Форма ср.р. совпадает с формой м.р.)

Один, два в составе дробных по родам не изменяются, а употребляются в форме ж.р., например:

 одна восьмая, две третьих.

Собирательные числительные

Собирательные числительные изменяются по падежам. Особенным является только слово оба, у которого есть формы рода:

оба брата, обе сестры, оба государства (Формы м. и ср.р. совпадают)

Важные моменты для родителей

Ребенок этого возраста большую часть свободного времени должен проводить в активных играх, на занятиях спортом. Девочки предпочитают заниматься музыкой, изобразительным искусством, чтением. Ребенок в это время может пойти на горнолыжный спорт, акробатические кружки либо спортивную гимнастику. Это время, когда подросший малыш испытывает потребность в оценке собственных умений. Родителям не стоит спешить с критичной оценкой поступков своего ребенка, чтобы не ранить его ненароком. Нужно сначала предоставить ему возможность самостоятельно выполнять множество простых действий.

Родители выступают в роли проводника, они должны подсказывать ребенку, обучать его самостоятельно оценивать свои текущие поступки. Совместный анализ детских поступков поможет подробнее разложить на части ситуацию, научит ребенка осознавать последствия своих действий и бездействия.

В 9 лет малыш может из разговорчивого ребенка превратиться в молчуна, держать некоторую дистанцию между собой и родителями. Ему может стать стыдно, что родители по сей день встречают его со школы. При общении школьника со своими сверстниками он получает множество различной информации, фильтровать ее просто необходимо. Именно родителям на это время отводится роль фильтра, помогающего определиться в противоречивом потоке информации.

В этом возрасте важно внести некоторые коррективы в воспитание подросшего ребенка. Он повзрослел, больше не посещает детский сад, многие признают его взрослым

На его поведение налагаются определенные рамки и условности, из-за чего и возникают некоторые сложности в родительском воспитании ребенка в этот переломный момент. Малыш пытается постоянно анализировать, как вести себя в каждой конкретной ситуации с ровесниками, в стенах школы, с близкими друзьями. Как правило, этот отрезок времени проходит у детей относительно спокойно.

§2. Разряд по значению

По значению числительные делятся на два разряда: количественные и порядковые. Количественные обозначают «число» или «количество». Число – это абстрактное математическое понятие. Количество – это количество предметов. Количественные числительные в свою очередь делятся на подразряды:

  • целые обозначают целые числа и количества в целых числах, например: пять, двадцать пять, сто двадцать пять
  • дробные обозначают дробные числа и количества, например: одна вторая, две третьих
  • собирательные выражают значение совокупности: оба, трое, семеро

Все подразряды количественных числительных имеют свои особенности. Целые с дробными могут образовывать смешанные числительные, например: пять целых и три десятых (или: пять целых три десятых).

Порядковые числительные обозначают порядок при счете: первый, сто первый, две тысячи одиннадцатый.

Вводное объяснение

Всегда возникает вопрос о том, как правильно писать: в 5-м классе или в 5-ом классе? Такая ситуация вызывает некоторую путаницу у многих людей. Однако, существует правильный вариант написания, который можно использовать в данном случае.

Для определения правильного написания выражения нужно уяснить, какие правила грамматики применяются в данной ситуации. Итак, в данном случае правильно написать «в 5-м классе».

Почему именно «в 5-м классе»? Здесь используется падежная форма числительного «5» – родительный падеж единственного числа. Это означает, что нужно использовать окончание, соответствующее именительному падежу существительному «класс».

Значит, правильно писать «в 5-м классе». Теперь, когда вы знаете правильные правила написания, вы можете использовать эту форму на практике и избегать неоправданных ошибок.

Множественные правила русского языка

Русский язык славится своими правилами, включая и те, которые касаются записи числительных в родительном падеже существительного.

Одним из таких правил является выбор формы числительного при указании номера класса. В этом случае мы пишем «в 5-ом классе» или «в 5-м классе».

Такое разнообразие форм бывает не только в этом случае. Например, при образовании формы множественного числа у существительных среднего рода.

Есть существительные, которые во множественном числе имеют окончание «-а». Например: комета — кометы, вымя — вымья, семя — семена.

Но есть и такие существительные, у которых во множественном числе окончание «-я». Например: дитя — дети, судья — судьи, животное — животные.

Также существует правило о выборе окончаний у прилагательных. Например, во фразе «красивый дом» прилагательное «красивый» изменяется в зависимости от рода, числа и падежа существительного «дом». Если мы говорим о доме в единственном числе, то прилагательному будет соответствовать форма «красивый». Но если мы говорим о нескольких домах, то прилагательное примет форму «красивые».

Для уяснения всех этих правил легче использовать таблицы или списки, где будет показано, какие окончания нужно выбрать для каждого случая.

Другие виды числительных

  • Порядковое числительное: первый, второй, третий и т. д.
  • Собирательное числительное: числительное, которое обозначает несколько предметов как одно целое. Например: двое друзей, четверо малышей и т. п.
  • Мультипликативное числительное: одиночный, двойной, тройной, четырёхкратный и т. д.
  • Счётное числительное: единичный, двоичный, шестнадцатеричный и т. д.
  • Дистрибутивное (распределительное) числительное: по одному, по двое, по трое и т. д.
  • Дробное числительное — числительное, обозначающее дробь: три пятых, шесть сотых и т. д.
  • Неопределённо-количественное числительное: мало, много, немало, немного, столько, сколько, несколько.

Правило образования формы прилагательного

Как правильно писать: в 5-ом классе или в 5-м классе? Для того чтобы определить, какая форма прилагательного использовать, нужно знать основные правила образования формы прилагательного.

Для образования формы прилагательного в родительном падеже единственного числа используется суффикс -ого или -его. В зависимости от типа основы прилагательного, выбирается одна из данных форм.

  • Если основа оканчивается на согласную, то для образования формы прилагательного в родительном падеже единственного числа используется суффикс -ого.
  • Если основа оканчивается на гласную, то для образования формы прилагательного в родительном падеже единственного числа используется суффикс -его.

Таким образом, в правильном написании данной фразы «в 5-м классе» используется форма прилагательного, образованная при помощи суффикса -м. В данном случае, основа «5» оканчивается на гласную, поэтому используется суффикс -м.

Формы прилагательных с числительными от 1 до 4

Одна из частых ошибок в русском языке связана с выбором правильной формы прилагательного при использовании числительных от 1 до 4. Давайте разберем, как правильно писать такие фразы и воспользоваться правильными формами прилагательных.

Следующие числительные: 1, 21, 31, 41… приводят прилагательное к форме существительного в родительном падеже единственного числа. Например:

  • В 1-ом классе (как в 1-м классе)
  • В 21-ом веке (как в 21-м веке)
  • В 31-ом доме (как в 31-м доме)
  • В 41-ом магазине (как в 41-м магазине)

Для числительных: 2, 3, 4, 22, 23, 24… прилагательное использовать в форме существительного в родительном падеже множественного числа. Например:

  • В 2-х классах (как в 2-м классе)
  • В 3-х машинах (как в 3-м магазине)
  • В 4-х домах (как в 4-м доме)
  • В 22-х книгах (как в 22-м магазине)

Помните, что при использовании прилагательных с числительными от 1 до 4, нужно использовать форму существительного в соответствующем падеже, чтобы избежать ошибок.

Правило образования формы числительного

Числительные – это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов или лиц.

В русском языке форма числительного может меняться в зависимости от рода, числа и падежа.

Приведем пример: числительное «5» в именительном падеже мужского рода имеет следующие формы:

Падеж Единственное число Множественное число
Именительный пять пятый
Родительный пяти пятых
Дательный пяти пятым
Винительный пять пятых
Творительный пятью пятью
Предложный пяти пятих

В примере видно, что форма числительного «5» меняется как в единственном, так и во множественном числе в соответствии с падежом. Например, в именительном падеже мужского рода мы пишем «в 5-м классе», а в родительном падеже множественного числа «в 5-х классах».

Таким образом, правильно писать «в 5-м классе» или «в 5-ом классе» зависит от падежа, числа и рода числительного, а также от правил русского языка.

При необходимости использования числительных в более сложных предложениях, рекомендуется обращаться к правилам русской грамматики или консультироваться с учителем или грамматическим справочником.

Образование формы числительного при склонении

Правильно писать «в 5-ом классе» или «в 5-м классе»? Этот вопрос часто возникает при склонении числительных.

Правило образования формы числительного при склонении следующее:

  1. Если числительное оканчивается на одну из согласных звуков «к», «г», «х», «ж», «ш», то в родительном падеже при склонении нужно использовать форму с окончанием «-ом». Например: 5-ом, 6-ом, 7-ом.
  2. В остальных случаях форма с окончанием «-м» используется в родительном падеже при склонении числительного. Например: 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 8-м, 9-м, 10-м и т.д.

Таким образом, в правильной форме будет «в 5-ом классе», так как числительное «5» оканчивается на согласный звук «к». Если бы числительное оканчивалось на любую другую букву, то нужно было бы использовать форму с окончанием «-м».

Важно помнить и применять это правило при написании других форм числительных в разных падежах. Примечание: данное правило относится только к русскому языку и может отличаться в других языках

Примечание: данное правило относится только к русскому языку и может отличаться в других языках.

Восьмилетние: правильное написание, разбор морфологии и фонетики

Общее описание

Восьмилетние – это слово, которое описывает возраст детей, которые достигли восьми лет. Этот возраст является важным рубежом в жизни ребенка и обычно связан со сменой образовательного учреждения – переходом из начальной школы в среднюю.

Слово «восьмилетний» образовано от числительного «восемь» и имеет суффикс -летн- и окончание -ий. Он относится к классу прилагательных и изменяется по падежам, числам и родам.

В падежном склонении восьмилетний склоняется также, как и остальные существительные и прилагательные с окончанием -ий: во втором падеже мужского рода звучит как «восьмилетнего», в женском роде — «восьмилетней», а в среднем роде — «восьмилетнее».

Фонетически слово «восьмилетний» произносится с ударением на третью слоговую букву «е», что отображается знаком ударения над буквой е.

Когда не нужны буквенные наращения

Например:

Как правильно пишется Как читается
Такси с 2 пассажирами Такси с двумя пассажирами
На работу отводится не больше 3 дней На работу отводится не больше трех дней
Садик для детей от 2 лет Садик для детей от двух лет
На расстоянии 10 метров На расстоянии десяти метров
Книга выпущена в 4 томах Книга выпущена в четырех томах
  • При записи дат: 6 марта 2019 года; 20 апреля; 1980 год.
  • После римских цифр: XX век; II часть, Карл I.
  • В номерах глав, таблиц, приложений, страниц, рисунков, томов и т. д., если перед цифрой стоит родовое слово: глава 10; табл. 1; стр. 322; рис. 6, том 3.

А иногда лучше обойтись словами, например, не нужно писать “100%-ный результат”, а напишите просто — “стопроцентный результат”.

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

§1. Общая характеристика имени числительного

Имя числительное – это самостоятельная знаменательная часть речи. Числительные различны по значению, грамматическим особенностям, структуре.

1. Грамматическое значение – «число, количество, порядок при счете».К числительным относятся слова, отвечающие на вопросы: Сколько?, Который?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные– количественные/порядковые, простые/составные
  • изменяемые –  падеж у всех числительных, род и число у порядковых, а также, кроме того, у отдельных числительных есть признаки, не вписывающиеся в общую схему:у некоторых количественных: род, например, один-одна-одно, два-две,                                                  число, например, один-одни, тысяча-тысячи, миллион-миллионы.

Числительные склоняются, изменяясь по падежам, а некоторые – по падежам, числам и родам в единственном числе. На этом основании они и относятся к именам.

3. Синтаксическая роль в предложении:

  • количественные числительные вместе с существительным, которое от них зависит, составляют единый член предложения, например:

    Три журнала лежали на столе.

    Я купил три журнала.

    Повесть была напечатана в трёх журналах.

    Количественные числительные входят в состав тех членов предложения, которыми могут быть существительные.

  • порядковые числительные бывают в предложении определением или частью составного именного сказуемого.

    Наше место в десятом ряду.

    Мальчик был третьим.

Способы образования

По способу образования числительные могут быть простые, сложные и составные. Из таблицы мы видим их различия:

Простые числительные Сложные числительные Составные числительные
Слова, которые состоят из корня и окончания.В школьной программе сюда же относятся числительные, образованные суффиксальным способом при помощи суффикса -надцать и -дцать из числительных первого десятка. Сложные состоят из двух корней (числа от 50). Составные состоят из нескольких слов (комбинация простых и сложных числительных).
Четыре, четвертый, четверо, одиннадцать, одиннадцатый. Шестьдесят, пятисотый. Пятьсот двадцать девять, две третьих, сто пятый.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Правописание количественных числительных

Количественные числительные, оканчивающиеся на  -ДЕСЯТ,  -СТА,  -СОТ,  пишутся слитно:

семьдесят,  четыреста,  девятьсот.

Числительное  одиннадцать  пишется с  НН  от выражения один-на-дцать, где  -дцать  обозначает десять.

Простые числительные от  5  до  10  и сложные числительные, которые заканчиваются на  -ДЦАТЬ  (от  11  до  20  и  30),  пишутся с мягким знаком  (Ь)  на конце:

пять,  тридцать.

При склонении данных числительных у них изменяются только окончания:

пять — пяти,  тридцать — тридцати.

Сложные числительные, которые заканчиваются на  -ДЕСЯТ  (50 — 80) и на  -СОТ  (500 — 900), пишутся с мягким знаком  (Ь)  в середине:

семьдесят,  семьсот.

При склонении изменяются обе части этих числительных:

семьдесят — семидесяти,  семьсот — семистам.

Числительные  триста  и  четыреста  пишутся с  А  на конце. Числительные  девяносто  и  сто  в именительном и винительном падежах пишутся с  О  на конце, в остальных же падежах с  А:

девяносто сто
И. девяносто сто
Р. девяноста ста
Д. девяноста ста
В. девяносто сто
Т. девяноста ста
П. о девяноста о ста
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: