Введение ФООП
С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.
До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2023 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».
В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.
Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2023 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.
Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика». В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).
<<Лидген для статьи>>
ФГОС третьего поколения: что изменилось
Итогом обучения по ФГОС третьего поколения должен стать разносторонне развитый человек, осознающий необходимость саморазвития, способный мыслить нетипично, ориентироваться в окружающем мире. Что для этого было сделано?
Системный знаниевый минимум
Новый ФГОС ввел такое понятие, как системный знаниевый минимум по всем школьным дисциплинам. По задумке авторов ученик из дальневосточного города может переехать, например, в среднюю полосу России и не пропустить тему, так как вся страна учится по одной программе.
Конструкторы рабочих программ
Конструкторы рабочих программ действительно ввели в использование, однако работа их не была совершенна.
К примеру, в старых учебниках последовательность тем капитально не совпадает с календарно-тематическим планированием, созданным благодаря конструктору рабочих программ. Учителям и ученикам приходилось в течение учебного года перепрыгивать с одного конца учебника на другой.
Говорят, что новые учебники писались в соответствии с последовательностью тем конструктора, и в 2023-24 учебном году эта проблема решится.
Иностранные языки
Изучение второго иностранного языка стало необязательным. По комментариям опрошенных педагогов, в параллели остался только один класс, нагруженный данным предметом.
Изменился подход и к первому иностранному языку: теперь акцент с знаний о стране изучаемого языка перенесен на умение оперировать информацией о своей Родине, ее культуре, традициях.
Новые направления обучения и проекты
Новинками ФГОС третьего поколения стали обязательное патриотическое и экологическое воспитание, занятия по финансовой грамотности, в начальной школе шахматы вместо третьего урока физкультуры.
Проектная деятельность окончательно закрепилась в плане обучения учеников всех звеньев. Для учащихся 10 и 11-х классов это обязательный пункт, для остальных — элемент дополнительного образования.
Вариативность обучения и сетевое обучение
Вариативность обучения предполагает, что образовательные организации сами определят, по каким рабочим программам осуществлять обучение, а учителя смогут выбирать образовательные траектории для отдельных школьников.
За счёт же сетевого обучения образовательные программы будут реализовываться с использованием ресурсов сторонних организаций: не только образовательных, но и научных, производственных и прочих.
Это выглядит перспективно, но трудно осуществимо на практике, ведь далеко не все российские образовательные организации обладают необходимыми средствами и ресурсами.
В России обновили ФГОС начального и основного общего образования
10181
Согласно Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, принятому в 2010 году, второй иностранный язык должен был стать обязательным для изучения во всех школах России примерно к 2024 году. Предполагалось, что предмет будет вводиться в периоде с 5-го по 9-й класс — на усмотрение самой школы. Главное, чтобы за время обучения дети освоили не менее 5267 и не более 6020 часов программы (минимум два часа в неделю).
До 2019 года второй иностранный язык был обязательным лишь формально. В сентябре 2020 года Минпросвещения опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета „Второй иностранный язык“» — и школы стали массово вводить его в учебные планы, но многие дети продолжили изучать второй иностранный язык по желанию или на дополнительных занятиях.
Новые ФГОСы делают предмет необязательным для всех: учебные заведения будут сами решать, вводить второй иностранный в образовательную программу или нет. Решение будет приниматься после совещания с родителями. Английский останется обязательным иностранным языком.
«В соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей. Такая формулировка в том варианте стандарта, который принят».
Сергей Кравцов, министр просвещения
Новый ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года, но, по данным «Российской газеты», родители детей, идущих в среднюю школу в 2021 году, могут написать заявление на имя директора об исключении второго иностранного языка из расписания.
Анастасия Кондратьева, методист кафедры иностранных языков ГБОУ Школа № 1354 «Вектор», преподаватель английского и китайского:
В школе, в которой я училась и сейчас работаю, практика обязательного изучения двух иностранных языков существует 20 лет. Я на себе почувствовала, что значит иметь английский язык и второй иностранный с 5-го класса. Нормально через это прошла, выжила. И, на самом деле, больше приобрела, чем потеряла.
Есть родители, которые считают, что нормально изучить второй иностранный в школе нельзя и он там не нужен. Мне кажется, что это аргумент тех, чьи дети не очень трудолюбивы, потому что изучение любого иностранного языка — это именно труд. А труд может быть в радость. Но, на самом деле, задача любого учителя как раз и состоит в том, чтобы детям новый язык показался интересным, потому что тогда они не будут замечать проведенного на уроке времени.
Главное, чтобы все это в итоге было по обоюдному согласию, с радостью
Второй иностранный в школе вообще нужен не для того, чтобы его выучить: учитель знакомит ребенка с другим языком и культурой, дает заинтересоваться им. Такой предмет в школе дает возможность свободнее общаться с людьми по всему миру, использовать иностранный и в работе, и в хобби. Это просто раскрывает потенциал детей.
Конечно, решение, которое мы обсуждаем, позволит отсеивать тех, кому второй иностранный язык на школьном этапе не нужен, оставит только мотивированных и готовых прилагать усилия учеников. Но задача учителя всегда была в том, чтобы замотивировать всех
Поэтому важно, чтобы возможность окунуться в предмет и даже если не влюбиться в него, то хотя бы познакомиться с культурой и обогатиться расширением кругозора оставалась у всех
Не все радостно принимают тот факт, что в 2021–2022 второй иностранный язык в школе опустится на неокрепшие плечи учеников. Определенный процент взрослых все же волнуется, что их чадо будет чрезмерно загружено. Ведь не все имеют гуманитарный уклон. Чтобы догнать соседей по парте и школьную программу придется обращаться к репетиторам, что увеличивает финансовые и временные затраты. Кроме этого, под угрозой становится самочувствие неокрепшего растущего организма.
Что касается мнения самих учеников, то многие школьники из физико-математических, биолого-химических классов недовольны новым положением. Это связано с тем, что им придется посещать еще один дополнительный урок. Хотя и без этого предмета их учебная загрузка внушает уважение.
Учителям также нелегко придется в условиях нововведений. Трудность заключается в том, что учебные и методические пособия отсутствуют. Большая часть учебников для школьной программы содержит достаточно трудный материал, ведь они рассчитаны на более глубокое изучение. Проводя параллель с тем, что на добавочную дисциплину выделяют меньше времени, каждому учителю придется самому подбирать из пособий подходящие задания. Этот фактор существенно увеличит время на подготовку к уроку.
Как выбрать второй иностранный
Если ваша цель – это качественное филологическое образование и учебный план школы однозначно предполагает изучение двух языков с 5-го класса, то главной задачей родителей будет выбор языка, который детям предстоит изучать с 5 класса.
Если этот выбор за вас не сделает школа, мотивируя его наличием преподавателя, то стоит прислушаться к таким советам экспертов:
- Выбирайте не родственные языки. Если первым является английский, то хорошим выбором будет китайский. Так ребенок точно не будет путать слова и правила, ему будет легче ориентироваться в каждом предмете.
- Выбирайте язык, который будет востребован. Если в начальной школе ребенок не изучал английский, то есть смысл выбрать именно этот предмет в качестве второго иностранного, ведь с высокой степенью вероятности именно английский может потребоваться во взрослой жизни.
- Ориентируйтесь на потребности семьи. Если ребенку необходимо общаться с близкими родственниками, которые проживаются за границей, то стоит приложить максимум усилий для того, чтобы он изучал именно необходимый для этого язык, ведь практика живого общения – самый важный этап, которого лишены многие школьники.
Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году: будет ли
При осуществлении школой образовательной деятельности по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, изучение второго иностранного языка является обязательным. При этом школа самостоятельно принимает решение, с какого класса и в каком объеме часов, необходимых для реализации стандарта, вводится второй иностранный язык. Родители в данном случае не вправе отказаться от его изучения детьми.
Если школа с 1 сентября 2021 года перешла на новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287, переход на который является правом школы при наличии согласия на такой переход со стороны родителей несовершеннолетних обучающихся, то в данном случае изучения второго иностранного языка из перечня, предлагаемого школой, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.
Проверьте, чтобы учебный план по каждому уровню общего образования содержал формы промежуточной аттестации учеников (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодательство не устанавливает, как их указать. Возможны два варианта: описать формы в пояснительной записке или в сетке часов учебного плана.
Включать ли обществознание в учебный план 5-го класса
Примите решение самостоятельно.
Если посмотреть примерную ООП основного общего образования, то в ней нет предмета «Обществознание» для 5-го класса. Связано это со спецификой обществознания, которое имеет межпредметные связи с историей, географией, литературой. Поэтому ученикам может не хватить учебного опыта, чтобы изучать обществознание в 5-м классе.
Если пятиклассники заинтересованы в изучении обществознания, то введите в школе курсы внеурочной деятельности, которые будут пересекаться тематически с обществознанием. Например, можно включить в план курс по изучению основ бюджетной грамотности.
В Институте Новых Технологий в Образовании Руководители образовательных организаций и предприятий могут воспользоваться «Пакетным обучением сотрудников»
Часть, формируемую участниками образовательных отношений, составьте на основе опросов учащихся и их родителей. Отразите в ней специфику образовательной организации или региона. Эта часть учебного плана нужна, чтобы ученики могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные.
Используйте часы этой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Ученики также вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет.
Элективные курсы отличаются от учебных предметов тем, что длятся меньше по времени, часто сменяют друг друга и направлены на профессиональную ориентацию учащихся старших классов.
Названия элективных курсов в 7–9-х классах
На уровне среднего общего образования обязательно включите в учебный план не меньше одного часа в неделю на индивидуальный проект. Запланируйте проект на один или два года.
Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все года обучения по уровню и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС. Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливает ФГОС каждого уровня образования.
Объем нагрузки по ФГОС
Границы нагрузки |
Количество занятий за срок освоения ООП по ФГОС |
||
НОО |
ООО |
СОО |
|
Минимум |
2904 |
5267 |
2170 |
Максимум |
3345 |
6020 |
2590 |
Проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала таблице 6.6 СанПиН 1.2.3685-21. Она должна включать часы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений. Проверьте по таблице.
Максимальная учебная нагрузка школьников
Классы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в часах |
|
при 6-дневной учебной неделе |
при 5-дневной учебной неделе |
|
1 |
– |
21 |
2–4 |
26 |
23 |
5 |
32 |
29 |
6 |
33 |
30 |
7 |
35 |
32 |
8–9 |
36 |
33 |
10–11 |
37 |
34 |
Разговоры о важном
– Есть ли методички, регламентирующие нововведения, или всё это будет отдано на усмотрение педколлектива каждой школы?
– Да, у нас есть инструкции. Министерство просвещения подготовило методические рекомендации, они сейчас есть в каждой школе. В понедельник мы должны поднимать флаг, в пятницу – его спускать. Но я сейчас не говорил бы о некоем действии – поднять-опустить. Речь идёт о закладывании новой государственно-патриотической традиции в образовательных учреждениях. Например, в Японии поднятие флага имеет настолько глубокие корни, что это не кажется чем-то из ряда вон выходящим. В американских школах поднятие флага и пение гимна тоже является совершенно естественным
Ситуация, которая сегодня возникла в нашей стране, показала, что у нас очень много проблем с воспитанием детей, на которые мы раньше не обращали внимание или просто не хотели замечать. Попытка решения этих вопросов должна быть
– Каким образом всё будет организовано в школах, ведь не у всех есть на улице флагштоки? Как быть в холодное время года?
– Поднятие флага – общешкольное. Это может быть на улице, если погода позволяет, либо в спортивном зале, либо в большой рекреации, если есть флагшток. Либо это будет вынос триколора знаменосцами. Если этого пока в школах нет, методички позволяют «вынести» развивающийся флаг на техническое средство (экран, интерактивную доску). Так теперь будет начинаться каждая неделя. Впрочем, всё это появилось не на пустом месте. Уже несколько лет назад в каждом образовательном учреждении при входе должна была размещаться символика – герб, флаги – государственный, Волгоградской области, Волжского. Обязателен стал и гимн
А первым уроком в понедельник будет «Разговор о важном»
Поднятие флага России в школа №6. Фото: Волжская городская Дума
– О чём предполагается говорить на этом первом уроке, и кто будет его вести?
– Сценарии уже разработаны, на каждую неделю – своя тема. Есть ярко выраженные патриотической направленности – «Наша страна – Россия», «Символы России», а также культурного характера – «День музыки», «160 лет со дня рождения К. С. Станиславского», «День матери». Уроки могут проводить как классные учителя, так и педагоги-предметники, преподающие историю, обществознание.
– Ребятам младшей школы всё это будет интересно. А как быть с подростками, которые вошли в тот возраст, когда отвергают всё и вся?
– Вы неправы в том, что у подростков идёт отторжение всего. У них на самом деле происходит серьёзное и глубокое постижение мира. Они просто чувствуют фальшь, недоказуемость или необъяснённость некоторых процессов. И тогда у них начинается агрессия. Но если вы с ними разговариваете, если даёте возможность им высказаться, поспорить с вами, то отторжения не будет, наступит понимание. И даже скажу парадоксальную вещь: наступает обоюдное понимание, и ребёнок начинает понимать взрослого, и взрослый лучше понимает ребёнка. Да, протесты у детей бывают, но мы не анализируем, из-за чего это идёт. Мы же тоже с вами отращивали длинные волосы, надевали джинсы, подражали кому-то. Это постижение мира. Мы сейчас не говорим о том, что должна быть идеология тоталитарного государства. Ничего подобного. Но отрицание своей Родины – это же преступление, за этим пойдёт отрицание семейных ценностей, нравственности… Задача педагога – вступить в диалог с ребятами с точки зрения их восприятия мира, патриотизма. И не делать это в качестве жёсткой директивы, а включить процесс понимания.
Поднятие Российского флага под звуки национального гимна — так теперь будет начинаться каждая неделя во всех школах нашей страны.
Поднятие Российского флага под звуки национального гимна — так теперь будет начинаться каждая неделя во всех школах нашей страны. Нововведение утверждено Минпросвещения
С начала учебного года большее внимание в школах уделят патриотическому воспитанию. Насколько важны такие перемены рассуждают сами школьники
Илья Кучменко, ученик лицея № 2Я считаю, что — очень важно. Для тех, кто постарше, это может само по себе понятно
Но для детей помладше это не так очевидно. На самом деле — это очень важно, что это будет введено.
Зоя, ученица гимназии № 1Патриотизм — это любовь к своему Отечеству, к своему народу. Готовность пойти на разные жертвы и поступки ради своей родины. Для меня патриотизм — это, во-первых, любовь к своей малой родине, к своему дому, к своему городу. Во-вторых, для меня — это любовь к своей стране.
Сергей, ученик гимназии № 1Патриотизм — это тогда, когда ты готов встать на защиту своей родины любой ценой. А для меня — это любовь к своему Отечеству, несмотря на то, где ты живешь и находишься.
На классных часах введут «Разговоры о важном», именно так назвали этот блок. На них учителя с учениками будут говорить на простые, но очень актуальные темы
Например, «Наша страна — Россия», «День пожилых людей», «Традиционные семейные ценности».
Анастасия Белошапкина, заместитель директора лицея № 2В современных реалиях тема воспитания, действительно, является одной из самых актуальных. Происходит обновление с поиском новых форм, с акцентом на отечественные традиции, на ценности, на нравственное воспитание. И ключевой идеей здесь является, конечно же, патриотическое воспитание.
Изучение второго иностранного языка с этого года Министерством предложено отменить. Зато с начальной школы детям будут преподавать финансовую грамотность. И это, в современных реалиях, заявляют эксперты, мера вынужденная и необходимая.
Анна Терпугова, начальник отдела розничного бизнеса в банке г. БратскаВведение в школах уроков финансовой грамотности — это очень важный и актуальный момент. Уроки позволят более подробно познакомиться с миром финансов. Изучить инструменты защиты от мошенников. Более грамотно подходить к распределению своих доходов и расходов, а в будущем — это поможет грамотно подходить к планированию семейного бюджета. Со своей дочерью я начала об этом говорить с первого класса. То есть, уже в первом классе ей была оформлена карта, выставлен дневной лимит. И она уже может полноценно планировать свой ежедневный лимит на личные траты.
С первого класса начнутся уроки по историческому просвещению, а старшеклассникам будут преподавать «кибербезопасность». Дополнительно и бесплатно дети смогут получать знания по программированию. В печать выйдут новые учебники. Вернется в российские школы продленка. А, значит, детей вновь будут не только учить, но и воспитывать: помогать готовиться к урокам, участвовать в оздоровительных и культурных мероприятиях. Не будет больше, так называемых, «образовательных услуг». Вместо этой формулировки появится новая — «реализация государственного или муниципального задания». Учителям, принято решение, снизить бюрократическую нагрузку, что позволит больше времени посвящать детям. И это основные перемены, которые ждут российские школы в целом.
Плюсы и минусы введения второго иностранного языка в школе
Если в закон об образовании 2023-2024 году внесли бы изучение дополнительного языка как обязательное, то в этом случае нужно учитывать все возможные нюансы.
Преимущества введения новой дисциплины:
- Расширение штата и обеспечение новыми рабочими местами специалистов узких направлений.
- Развитие личности школьника со всех сторон и увеличение его кругозора.
- Большие перспективы, которые открываются перед учащимися. В будущем будет больше возможностей путешествовать, найти высокооплачиваемую работу за рубежом, взаимодействовать с людьми из разных стран и налаживать общение.
- Перспективы для дальнейшего образования. Знание ещё одного языка является преимуществом и может помочь поступить в Высшее учебное заведение более широкой направленности.
- Тренировка памяти, развитие интеллекта школьника, и других когнитивных способностей.
- Положительное влияние на будущую профессию и предполагаемый карьерный рост. В настоящее время многие работодатели указывают в требованиях к вакансии «знание иностранного языка будет преимуществом». Обладая таким «бонусом», можно получить больше шансов на карьерное развитие и желаемую вакансию.
Обязателен или нет для освоения второй иностранный язык – вопрос спорный, поскольку имеет и существенные минусы.
Среди них:
- В значительной степени увеличится нагрузка на учащихся. Школьная программа и без того очень насыщена и школьникам приходится осваивать множество дисциплин. Дополнительный предмет может отрицательно повлиять на самочувствие.
- Для учащихся некоторых профильных классов актуальность изучения этой дисциплины очень сомнительна. Например, тем, кто обучается в классах технической направленности, дополнительная нагрузка в таком виде не нужна совсем.
- Отсутствует необходимая методическая база, а также компетентные учителя, которые смогут обеспечить качественное усвоение материала. Таким образом, уровень знаний останется на довольно низком уровне.
- Дополнительные траты. Если преподавание не будет обеспечено на нужном уровне, родителям, скорее всего, придётся нанять репетитора.
- На выполнение домашних заданий будет уходить много времени. Если язык будет преподаваться два раза в неделю, то этого времени не хватит на полноценное усвоение материала. И поэтому, большую часть ученикам придётся изучать дома самостоятельно.
Начальная военная подготовка на уроках по ОБЖ
Со следующего учебного года предмет «ОБЖ» исчезнет из школьного расписания: его заменит дисциплина «Основы безопасности и защита Родины». А пока модуль по начальной военной подготовке уже включили в новый учебник по ОБЖ и вводят программу в отдельных регионах страны.
Учебным заведения в этом году на выбор будет предложено два варианта программы по ОБЖ: с модулем по начальной военной подготовке и без него. На тематических занятиях школьников обещают обучить навыкам, которые в современных реалиях не кажутся такими уж ненужными:
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и отравлениях;
- обращаться с ручными гранатами, противогазом и автоматом Калашникова;
- правильно вести себя во время военных действий, техногенных катастроф и стихийных бедствий и т.д.
ФГОС III поколения
Все изменилось после 2020 года, когда был принят ФГОС III поколения.
Важно! Новый федеральный государственный стандарт гласит, что второй иностранный язык больше не будет обязательным в школе и в 2023-2024 учебном году. Изучать два языка будут только в тех классах, где каждый родитель напишет заявление с соответствующим требованием
В новом ФГОС четко прописано два условия, которые необходимы для введения в расписание второго иностранного:
- наличие возможности у самой школы (в том числе и наличие квалифицированного педагога);
- желание детей и родителей (заявления на имя директора).
Это значит, что в сентябре 2023 года родителям 5 и 6 классов необходимо будет написать заявление, если они выберут для детей изучение 2-х иностранных языков.
При этом в 7-11 классах складывается обратная ситуация. Поскольку образовательный план уже включает 2 иностранных языка, администрация не может своим решением убрать предмет из расписания. Такое решение тоже остается за родителями и должно решаться всем коллективом конкретно взятого класса. Если родители не хотят, чтобы дети продолжали изучать предмет, они должны коллективно написать заявления на имя директора школы. Вот тут могут возникнуть проблемы, ведь во многих классах найдутся семьи, которых может устраивать программа, что может усложнить задачу получить 100% голосов класса.
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе
Нередко введение второго иностранного языка в школе становится головной болью учеников и их родителей. Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе? Мы расскажем, что нужно предпринять, чтобы отказаться от изучения второго иностранного языка в школе (немецкого, французского, испанского и т.д.), на какую нормативную базу при этом можно ссылаться.
Желание отказаться от второго иностранного языка обычно возникает из-за повышенной учебной нагрузки, качества подачи материала, отсутствия возможности применить предлагаемый язык на практике. Поэтому отказ родителей от второго иностранного языка вполне объясним.
Можно ли отказаться от второго языка в школе?
Да, теперь это возможно. Ранее школьникам с 5 класса приходилось дополнительно к основному иностранному языку изучать немецкий, испанский, французский или английский (в качестве второго языка). Право на отказ появилось в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Отказ от второго иностранного языка в школе по ФГОС
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
С 1 сентября 2022 года вводится новый ФГОС основного общего образования (утверждаются Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287).
Новый ФГОС устанавливает входящие в учебный план обязательные для изучения предметные области и учебные предметы. Среди прочих обязательных учебных предметов указаны «Иностранный язык, Второй иностранный язык».
Для родителей, которые хотели бы отказаться от немецкого, испанского, французского или английского языка в качества второго, важно следующее:
В ФГОСе, действовавшим ранее (утвержденным Приказом Министерства Образования и Науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) отказ от второго языка в школе был невозможен и изучение «Второго иностранного языка» предусматривалось на уровне основного общего образования (5 — 9 классы) и являлось обязательным (Письмо Минобрнауки РФ от 17 мая 2018 г. № 08–1214).
Условия изучения второго языка
Изучение второго иностранного языка (при поступлении соответствующих заявлений от родителей) будет включено в учебный план только при наличии школе необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий. Так, школа должна определенным образом оборудовать кабинеты иностранных языков.
С какого года можно отказаться от изучения второго иностранного языка в школе?
Прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 года.
При этом школа может принять решение об обучении учеников 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей).
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, если ребенок его уже изучает?
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России указывает, что
Как отказаться от второго иностранного языка в школе
Согласно новому ФГОС, в целях обеспечения индивидуальных потребностей учеников второй иностранный язык может быть включен в учебный план основного общего образования по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
То есть в настоящее время для отказа от второго иностранного языка просто не пишите заявление на его изучение. Также возможно, что школа предложит написать заявление об отказе от обучения второго языка.
С введением нового ФГОС ответ на вопрос, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, будет положительным.