Второй обязательный иностранный язык в школе: как это будет и будет ли вообще

Второй иностранный язык в школе в 2023-2024 году

Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе

Нередко введение второго иностранного языка в школе становится головной болью учеников и их родителей. Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе? Мы расскажем, что нужно предпринять, чтобы отказаться от изучения второго иностранного языка в школе (немецкого, французского, испанского и т.д.), на какую нормативную базу при этом можно ссылаться.

Желание отказаться от второго иностранного языка обычно возникает из-за повышенной учебной нагрузки, качества подачи материала, отсутствия возможности применить предлагаемый язык на практике. Поэтому отказ родителей от второго иностранного языка вполне объясним.

Можно ли отказаться от второго языка в школе?

Да, теперь это возможно. Ранее школьникам с 5 класса приходилось  дополнительно к основному иностранному языку изучать немецкий, испанский, французский или английский (в качестве второго языка). Право на отказ появилось в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Отказ от второго иностранного языка в школе по ФГОС

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

С 1 сентября 2022 года вводится новый ФГОС основного общего образования (утверждаются Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287).

Новый ФГОС устанавливает входящие в учебный план обязательные для изучения предметные области и учебные предметы. Среди прочих обязательных учебных предметов указаны «Иностранный язык, Второй иностранный язык».

Для родителей, которые хотели бы отказаться от немецкого, испанского, французского или английского языка в качества второго, важно следующее:

В ФГОСе, действовавшим ранее (утвержденным Приказом Министерства Образования и Науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) отказ от второго языка в школе был невозможен и изучение «Второго иностранного языка» предусматривалось на уровне основного общего образования (5 — 9 классы) и являлось обязательным (Письмо Минобрнауки РФ от 17 мая 2018 г. № 08–1214).

Условия изучения второго языка

Изучение второго иностранного языка (при поступлении соответствующих заявлений от родителей) будет включено в учебный план только при наличии школе необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий. Так, школа должна определенным образом оборудовать кабинеты иностранных языков.

С какого года можно отказаться от изучения второго иностранного языка в школе?

Прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 года.

При этом школа может принять решение об обучении учеников 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей).

Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, если ребенок его уже изучает?

Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России указывает, что

Как отказаться от второго иностранного языка в школе

Согласно новому ФГОС, в целях обеспечения индивидуальных потребностей учеников второй иностранный язык может быть включен в учебный план основного общего образования по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

То есть в настоящее время для отказа от второго иностранного языка просто не пишите заявление на его изучение. Также возможно, что школа предложит написать заявление об отказе от обучения второго языка.

С введением нового ФГОС ответ на вопрос, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, будет положительным.

В России обновили ФГОС начального и основного общего образования

10181

Согласно Федеральному образовательному стандарту основного общего образования, принятому в 2010 году, второй иностранный язык должен был стать обязательным для изучения во всех школах России примерно к 2024 году. Предполагалось, что предмет будет вводиться в периоде с 5-го по 9-й класс — на усмотрение самой школы. Главное, чтобы за время обучения дети освоили не менее 5267 и не более 6020 часов программы (минимум два часа в неделю).

До 2019 года второй иностранный язык был обязательным лишь формально. В сентябре 2020 года Минпросвещения опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета „Второй иностранный язык“» — и школы стали массово вводить его в учебные планы, но многие дети продолжили изучать второй иностранный язык по желанию или на дополнительных занятиях.

Новые ФГОСы делают предмет необязательным для всех: учебные заведения будут сами решать, вводить второй иностранный в образовательную программу или нет. Решение будет приниматься после совещания с родителями. Английский останется обязательным иностранным языком.

«В соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей. Такая формулировка в том варианте стандарта, который принят».

Сергей Кравцов, министр просвещения

Новый ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года, но, по данным «Российской газеты», родители детей, идущих в среднюю школу в 2021 году, могут написать заявление на имя директора об исключении второго иностранного языка из расписания.

Анастасия Кондратьева, методист кафедры иностранных языков ГБОУ Школа № 1354 «Вектор», преподаватель английского и китайского:

В школе, в которой я училась и сейчас работаю, практика обязательного изучения двух иностранных языков существует 20 лет. Я на себе почувствовала, что значит иметь английский язык и второй иностранный с 5-го класса. Нормально через это прошла, выжила. И, на самом деле, больше приобрела, чем потеряла.

Есть родители, которые считают, что нормально изучить второй иностранный в школе нельзя и он там не нужен. Мне кажется, что это аргумент тех, чьи дети не очень трудолюбивы, потому что изучение любого иностранного языка — это именно труд. А труд может быть в радость. Но, на самом деле, задача любого учителя как раз и состоит в том, чтобы детям новый язык показался интересным, потому что тогда они не будут замечать проведенного на уроке времени.

Главное, чтобы все это в итоге было по обоюдному согласию, с радостью

Второй иностранный в школе вообще нужен не для того, чтобы его выучить: учитель знакомит ребенка с другим языком и культурой, дает заинтересоваться им. Такой предмет в школе дает возможность свободнее общаться с людьми по всему миру, использовать иностранный и в работе, и в хобби. Это просто раскрывает потенциал детей.

Конечно, решение, которое мы обсуждаем, позволит отсеивать тех, кому второй иностранный язык на школьном этапе не нужен, оставит только мотивированных и готовых прилагать усилия учеников. Но задача учителя всегда была в том, чтобы замотивировать всех

Поэтому важно, чтобы возможность окунуться в предмет и даже если не влюбиться в него, то хотя бы познакомиться с культурой и обогатиться расширением кругозора оставалась у всех

Не все радостно принимают тот факт, что в 2021–2022 второй иностранный язык в школе опустится на неокрепшие плечи учеников. Определенный процент взрослых все же волнуется, что их чадо будет чрезмерно загружено. Ведь не все имеют гуманитарный уклон. Чтобы догнать соседей по парте и школьную программу придется обращаться к репетиторам, что увеличивает финансовые и временные затраты. Кроме этого, под угрозой становится самочувствие неокрепшего растущего организма.

Что касается мнения самих учеников, то многие школьники из физико-математических, биолого-химических классов недовольны новым положением. Это связано с тем, что им придется посещать еще один дополнительный урок. Хотя и без этого предмета их учебная загрузка внушает уважение.

Учителям также нелегко придется в условиях нововведений. Трудность заключается в том, что учебные и методические пособия отсутствуют. Большая часть учебников для школьной программы содержит достаточно трудный материал, ведь они рассчитаны на более глубокое изучение. Проводя параллель с тем, что на добавочную дисциплину выделяют меньше времени, каждому учителю придется самому подбирать из пособий подходящие задания. Этот фактор существенно увеличит время на подготовку к уроку.

Преимущества и недостатки изучения школьниками второго иностранного языка

Зачем нужен второй иностранный язык, полезен ли он для современных школьников? У такого предмета есть как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим все плюсы:

  • Увеличение количества рабочих мест для учителей.
  • Большие возможности, открывающиеся перед учащимися. Знание иностранных языков позволяет в будущем искать работу за рубежом, путешествовать, общаться и налаживать контакты и взаимодействие с иностранцами.
  • Расширение кругозора, всестороннее развитие личности.
  • Открывающиеся образовательные перспективы. Знание дополнительного иностранного языка поможет поступить в ВУЗ широкого профиля.
  • Улучшение памяти и прочих когнитивных способностей, общее развитие интеллекта.
  • Благоприятное влияние на получение профессии и карьерный рост. Знание иностранных языков многими работодателями уже сейчас включается в перечни обязательных требований к сотрудникам. Поэтому изучение предмета поможет получить желаемую вакансию и построить карьеру.

Есть и минусы:

  • Увеличение нагрузки на учеников. А школьники и так сильно загружены, поэтому дополнительный предмет может негативно сказаться на самочувствии.
  • Сомнительная актуальность дисциплины для учеников некоторых профильных классов, например, биолого-химических и физико-математических.
  • Невозможность грамотного и полноценного преподавания из-за отсутствия нужной методической базы и компетентных учителей. В итоге уровень знаний будет низким.
  • Возможные траты. Родителя опасаются, что при отсутствии у ребенка способностей к изучению языков придется нанимать репетиторов.
  • Временные затраты на выполнение домашних заданий. За два урока в неделю учителя вряд ли смогут давать весь материал, поэтому его значительная часть будет изучаться школьниками самостоятельно дома.

Ждать ли изменений?

Главными противниками нововведений являются родители учащихся. Они опасаются того, что дополнительная дисциплина увеличит нагрузку, соответственно, изучение не будет эффективным. Минобразования успокоило родителей тем, что обучение иностранным языкам будет происходить поэтапно: английский – с 1 класса, а испанский, французский, немецкий или китайский – с 5 класса, причем в неделю будет всего два урока. Дополнительный предмет требуется освоить лишь на базовом уровне. Это означает следующее:

важно освоить основные правила речи и грамматические нормы;
необходимо приобщиться к культурным ценностям и традициям страны;
ученики должны уметь излагать свои мысли как устно, так и письменно, а также находить нужную информацию в иностранных масс медиа.

Поскольку данная программа рассчитана на 5 лет, нововведения не затронут тех школьников, которые перешли в 6 класс. В 2020-2021 году изменения коснутся первоклассников: они будут изучать английский, а с 5 класса – второй язык из категории обязательных. Изменений стоит ждать в следующие годы и пятиклассникам. Реформа обойдет стороной тех учеников, которые перейдут в 7 класс. А кто в 2020 году идет в 6 класс, уже попал под действие новой программы.

Введение в учебный план новых языковых стандартов затрудняется из-за отсутствия «свободных окон» в расписании. Если взять за основу пятидневное обучение, то занятость учеников 5-9 классов не должна превышать 33 учебных часа. При насыщенной программе найти лишние учебные часы проблематично. Сложная ситуация наблюдается в регионах, где кроме русского изучают еще и родной язык, а также несколько иностранных.

Мой опыт изучения второго языка

Я начала учить английский в двадцать семь лет – съездила в Турцию и поняла, что неловко как-то не знать иностранных языков. Да, было сложно, я работала, да еще и новые отношения завязались практически одновременно с началом курсов английского, но у меня была мотивация, и за полтора года я освоила его настолько, чтобы и в интернете ориентироваться, и ребенку помогать с уроками.

Считаю, что и наши дети подрастут и сами решат, что им нужно, и второй иностранный никогда не поздно учить, особенно если в нем есть потребность. Но это должны быть осознанные усилия, должно быть понимание, зачем ты это делаешь, тогда он и даваться будет проще и не получится так, что потратишь на его изучение много лет, получишь оценку на зачете или экзамене и тут же забудешь на всю жизнь, как страшный сон.

А школы, если уж так хотят сделать для детей хорошо, могли бы давать возможность бесплатно заниматься иностранным факультативом. Кто захотел – тот пошел. Все-таки к иностранным языкам должна быть склонность, чтобы учить их не по одному, да еще одновременно. Много вы таких людей знаете, которые владеют несколькими языками?

Второй иностранный язык в школе в 2021-2022 году

Проверка знания иностранных языков должна была стать обязательной с 2021-22 учебного года согласно распоряжению и.о. главы этого же министерства (тогда оно называлось Министерством образования и науки) Андрея Фурсенко от 17 мая 2012 года. Саму же идею связывали с Дмитрием Медведевым, который будучи в должности президента РФ видел в этом одно из условий модернизации.

Введут ли в российских школах обязательное изучение второго иностранного языка? Пока точного ответа на этот вопрос нет: внедрение данного предмета только рассматривается Министерством просвещения РФ. Существует закон федерального значения под номером 273-ФЗ (название – «Об образовании в Российской Федерации»), на основании 12-ой и 28-ой статей которого все учреждения, имеющие аккредитацию и осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают программы обучения самостоятельно, но непременно с учетом ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов.

Какой язык стоит изучать в качестве второго иностранного? На первом месте после международного и самого востребованного английского идет немецкий. Германия считается развитой страной с большими возможностями и высоким уровнем жизни. Второе место по популярности занимает французский язык, и интерес к нему возрастает с каждым годом. Также в перечень рекомендованных языков входит испанский.

С одной стороны, у ребенка уменьшится нагрузка в школе. Это значит, что он сможет больше времени уделять другим предметам: русскому, английскому, математике. А еще он будет меньше уставать.

С другой стороны, отмена обязательного второго иностранного лишает ребенка возможности расширить кругозор и изучить культуру другой страны. В перспективе это может повлиять и на его трудоустройство. Как правило, чем больше языков знает соискатель, тем выше его зарплата и шансы получить желаемую должность.

Поэтому родителям придется хорошо подумать, нужно ли убирать второй иностранный из программы ребенка. Большую роль также играет качество преподавания в школе.

Минпросвещения России сообщило, что планируется уточнить федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Согласно проекту изменений, обязательным к изучению будет только один иностранный язык. Второй может быть включен в образовательную программу по выбору родителей. Второй язык выбирается из списка, предоставленного школой.

Предполагаемые изменения запланированы на I квартал 2020 г.

Родной язык и родная литература

Отмена обязательного второго иностранного коснется также региональных школ, для учеников которых государственный русский язык не является родным. Как правило, в таких учебных заведениях вместо второго иностранного языка в расписание добавляли родной язык и родную литературу.

Нововведения ФГОС III предоставляет родителям право самостоятельно (но коллективно) выбирать, будут ли дети в дальнейшем изучать эти приметы. В 2024-2025 году компонент также станет необязательным для 5-7 и 10-11 классов. Чтобы дети продолжили изучение родного языка, родителям необходимо будет написать заявление, а директору школы – найти квалифицированного педагога.

  • Продленка в школе в 2024-2025 году
  • Ординатура в 2024-2025 году
  • Олимпиады для школьников в 2025 году

Какой документ является основополагающим при выборе обучающихся изучать второй иностранный язык

Согласно указанному документу в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный предмет «Второй иностранный язык» может быть включен в учебный план основного общего образования (далее — учебный план) по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

27.04.2023 Когда отменят 2 Иностранный язык в школах

В России изучение второго иностранного языка является обязательным для учеников начальных и средних школ. Но с сентября 2023 года школьники 6-9-х классов смогут отказаться от его изучения. Это решение принято в рамках сокращения объёма учебной программы и уменьшения нагрузки на учащихся.

Теперь родители имеют право на свободный выбор, и можно оставить или убрать изучение второго иностранного языка по своему усмотрению. Введение второго иностранного языка начинается в 5 классе и заканчивается в 11, занимает 2 часа в неделю.

После английского языка, который остаётся самым востребованным, предлагается изучать китайский, португальский, немецкий или испанский языки. Изучение второго языка вводится в 5-9-х классах и требуется ФГОС ООО.

Ранее школьникам с 5 класса приходилось дополнительно к основному иностранному языку изучать немецкий, испанский, французский или английский (в качестве второго языка). Однако, право на отказ появилось в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Уменьшение объёма учебной программы привело не только к отмене второго иностранного языка, но и к отмене нескольких других учебных предметов. Из перечня обязательных учебных предметов исключены «Экономика», «Право», «Естествознание», «Россия в мире», «Экология» и «Астрономия». В базовый уровень предмета «Математика» включен курс «Вероятность и статистика».

Изучение нескольких языков является очень полезным. Язык — это отражение культуры страны и менталитета её жителей. Изучая иностранный язык, мы начинаем лучше понимать его носителей, узнаём, как строятся социальные контакты в другой стране, учимся взаимодействовать с людьми, чьё мышление и восприятие мира отличается от наших. Владение несколькими языками повышает конкурентоспособность на рынке труда и дает широкие возможности для коммуникации с различными национальностями.

В общем, отмена второго иностранного языка связана с оптимизацией учебной программы и свободным выбором для учеников и их родителей. Изучение нескольких языков является очень полезным и может быть очень выгодным в будущем, открывая новые возможности для общения и работы.

Дополнительный предмет — нужен ли

Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.

О плюсах новой дисциплины:

  • способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
  • расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
  • специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.

По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:

  • значительное увеличение нагрузки;
  • велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
  • методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
  • учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
  • нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.

Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.

Мнение учителей

Преподаватель немецкого языка Верховажской средней школы имени Я.Я. Кремлева Л.М. Иванова:
— На каждом этапе развития образовательной сферы должно быть что-то новое. В данном случае — освоение новых стандартов. С точки зрения преподавателя, я считаю изучение второго языка нужным.
В европейских школах обучение двум языкам одновременно уже давно считается нормой. Почему бы не дать и нашим детям такоюй возможностью?
По статистике, заканчивая школу и поступая учиться в другие учебные заведения, наши выпускники ощущают нехватку знаний по иностранным языкам.
Что касается учебного процесса по обновлённой программе, то хочу заметить, перестраивать учеников с одного языка на другой несложно. Дело в том, что английский и немецкий из одной группы романо-германских языков. У них очень много общего, поэтому, если у человека хорошо с одним из этих языков, то и со вторым не будет никаких проблем.

Какому языку стоит отдать предпочтение?

Если изучить статистические данные, то в России наибольшей популярностью среди иностранных языков пользуется английский. Поскольку он преподается практически во всех школах, любой человек может сказать на нем как минимум несколько простых фраз или выражений. Что касается других дисциплин, то многие родители не знают, какому второму языку отдать предпочтение. Если исходить из критерия популярности, то второе место занимает немецкий.

Минобразования совместно с Институтом им. Гете начали разрабатывать новые школьные программы, целью которых является мотивация для изучения немецкого. Следующий в рейтинге – французский, причем число школьников (или родителей?), которые выбрали данный предмет, с каждым годом растет. Еще одна популярная дисциплина – это испанский. Хотя его выбирают всего 3% учеников, прогнозируется, что со временем он «перепрыгнет» немецкий.

На сегодняшний день основная проблема заключается в том, что в школах просто не хватает педагогов, которые могли бы преподать ту или иную дисциплину.

  • Пятидневка в школах в 2020-2021 году
  • Запись в 1 класс на 2020-2021 год
  • Сколько недель в учебном 2020-2021 году

Плюсы и минусы изучения второго иностранного языка

Известно, что знание и свободное владение несколькими языками помогает в разных жизненных ситуациях, позволяя свободно общаться и решать текущие вопросы. Традиционно, первым иностранным языком является английский, а вот какой выбрать в качестве второго. Вопрос достаточно важный, ведь временные и материальные затраты должны быть оправданы. Итак, какие в целом преимущества изучения второго языка:

  • больше возможностей для общения;
  • ребёнок получает базовые знания, которые при желании можно развивать в будущем;
  • увеличение шансов найти высокооплачиваемую работу;
  • комфорт и ощущение безопасности при путешествиях;
  • прокачивание творческого мышления;
  • улучшение когнитивных функций мозга (запоминание, рассуждение, анализ);
  • замедление процесса деменции в старости.

При решении этого вопроса каждой семье рекомендуется понять какое направление деятельности интересует их ребёнка. Уже сейчас очевиден рост популярности на изучение китайского языка. Сотрудничество России и Китаем только развивается, а значит бизнесу и предпринимателям нужно хорошо понимать своих партнеров. Логично, что изучение языка становится жизненной необходимостью.

Если ребёнок ориентирован на карьеру юриста, то стоит обратить внимание на французский язык. Многие мировые документы оформляются именно на этом языке

Онлайн – сотрудничество стирает границы между странами. Да, сейчас есть определенные трудности, вызываемые санкциями, напряжённой политической обстановкой. Однако все меняется и компании всех стран настроены на сотрудничество, обмен опытом и получение прибыли. А это значит, что в будущем будет выигрывать тот, кто владеет не одним иностранным языком.

При этом важно знать, что при изучении второго языка могут быть и минусы:

  • пренебрежение родным языком;
  • потеря культурной идентичности;
  • большие временные и финансовые затраты.

Эти недостатки важно знать и учитывать при решении начать изучать дополнительный язык. Это даст возможность правильно расставить приоритеты и гармонично вписать дополнительные занятия в повседневную жизнь

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: