Экслибрис в России
В России появление печатного экслибриса связано с Петром I, перенёсшим европейские традиции на русскую почву. Одним из первых был книжный знак сподвижника императора князя Дмитрия Голицына. А одним из самых ранних гербовых книжных знаков считается гравированный экслибрис XVIII века Петра Ляпунова. На нём внутри щита изображён орёл, который в правой лапе держит меч.
Эсклибрис не содержал какую-либо надпись, а значит, мало рассказывал о своём владельце. Но чаще всего владельцы библиотек в XVIII-XIX веках оформляли простые ярлыки с надписями: «из библиотеки», «библиотека» и «из книг».
На рубеже XIX-XX веков, в Серебряный век, в России расцветает искусство книжной графики. По экслибрису можно было не только понять «образ» владельца, но и увидеть «руку» художника, его стиль. Работать с гравюрами и придумывать орнаментальные экслибрисы было особенно интересно художникам-символистам, находившим вдохновение в аристократическом прошлом. К созданию печатного книжного знака подходили как к особому искусству. Особенно в этом преуспели Михаил Врубель, Константин Сомов, Александр Бенуа, Виктор Васнецов и другие известные художники.
Источник pinimg.com // Примеры экслибрисов
История книжного знака
Слово «экслибрис» с ударением на втором слоге любителям фэнтези напомнит название заклинания или легендарного меча Эскалибур. На самом же деле оно вполне безобидно: в переводе с латинского ex libris означает «из книг». Экслибрис — это книжный знак, указывающий на владельца издания и рассказывающий о нём. Он мог содержать фамилию коллекционера или название библиотеки, монастыря, а также герб, символическое изображения животных, витиеватые орнаменты и другие декоративные элементы.
Раз вензель, два вензель
Экслибрисы – это целая вселенная, которую детально изучают коллекционеры и исследователи. Печатные книжные знаки разделяют на несколько групп в зависимости от следующих критериев:
- Тип художественного изображения: гербовые, вензельные или сюжетные. Первые копируют фамильный герб владельца книги. Вензельные представляют собой орнаментальные композиции, где в переплетении линий угадываются инициалы. Сюжетные книжные знаки — это миниатюрные гравюры с пейзажем, портретом, интерьером. Сцены с античными богами, предметы из жизни коллекционера и изображённая обстановка должны раскрыть его личность.
- Стиль исполнения. Экслибрисы могут быть выполнены в стиле идейных и художественных направлений прошлых веков, например, романтизма, символизма, модерна, абстракционизма.
- Техника печати. Различают: ксилографию (гравирование на деревянной основе и оттиск на бумаге с печатной формы), литографию (оттиск с литографского камня), линогравюру (гравирование на линолеуме), офорт (гравюра на металле) и другие виды печатной графики.
- Цвет: моно- или полихромные. Большинство экслибрисов монохромные. Цветные книжные знаки обрели популярность лишь в конце XX века.
Из рукописного в печать
Экслибрис появился в далёком Средневековье, когда книги были редким явлением и ценились на вес золота. Ещё в рукописных экземплярах переписчики собственноручно помечали, кому принадлежит книга. Такие подписи представляют немалый интерес для изучения.
Источник beedle.club // Экслибрисы, подборка
Письменные «указания» сменил печатный экслибрис, родившийся после изобретения книгопечатания в XV веке. Родиной уникального книжного знака логично считать Германию, где был изобретён первый печатный станок. Тогда экслибрис стал представлять собой книжный ярлык с печатным изображением, который наклеивали во внутреннюю часть книги, на форзац, или проставляли печатью. Изображение могло быть нанесено и на лицевую сторону. Так появился суперэсклибрис — знак или герб, оттиснутый на обложке.
Первые экслибрисы
Древние экслибрисы знакомили с гербом владельца. Так, книжный знак немецкого монаха, имевшего благородные аристократические корни, Хильпранда Бранденбурга представлял собой деревянную гравюру, на которой был изображён ангел со щитом. Экслибрисы могли носить и шуточный характер. Например, на книжном знаке монаха Ганса Кнабенсберга красовался бегущий по траве ёж. Гравюра отсылала к прозвищу Ганса — Иглер, которое по звучанию похоже на слово «игель», что на немецком означает «ёж».
Экслибрисы могли содержать не только герб владельца, его девиз, но и портрет собственника книги с предметами-атрибутами. Известен экслибрис базельского епископа Теламонию Лимбергеру 1498 года. На его книжном знаке были изображены и герб владельца книги, и он сам, преклонивший колени перед святым патроном.
От барокко до модерна
В XVIII веке экслибрис мог выглядеть как лаконичная монограмма, а мог представлять собой удивительную иллюстрацию с античными богами или львами, химерами и единорогами, охранявшими герб. Изображение никогда не создавалось просто так, оно должно было подчеркнуть род владельца-коллекционера, отразить его интересы, характер и другие личностные особенности. И всё это должно было уместиться в небольшой гравюре. Со временем книжный знак стал уникальной иллюстрацией, над проработкой которой корпели талантливые художники.
Источник yablor.ru // Экслибрисы Альбрехта Дюрера
XIX век вносит в экслибрис долю прагматичности. Индивидуальный знак принадлежности владельцу становится простой формальной этикеткой. На таком ярлыке можно было указать номер книги и её местоположение. Вместо наклейки изображения начали использовать оттиск штампа. А лишённый декоративности герб стал выглядеть схематично и просто. Но на рубеже XIX-XX веков одновременно с расцветом домашних библиотек вновь разгорается интерес к созданию витиеватых и ни на что не похожих экслибрисов. Художники ищут новые средства выразительности и в том числе обращаются к графике.
Источник pinimg.com // Примеры экслибрисов
Прочитайте текст и выполните задания #.
(1)Чистая детская наивность, инстинктивное желание добра и справедливости сопровождает нас, когда мы углубляемся в дебри невымышленной жизни, в которой добро и припаздывает, и ошибается адресом, а в некоторых случаях просто не является, позабыв о своей обязанности расправляться со злом.
(2)Но детство сопровождает нас не так долго, как хотелось бы. (3)И постепенно наивность превращается в ограниченность, а святое желание справедливости – в обыкновенную самооборону, когда человек походит уже не на малого ребёнка, а на взрослого страуса. (4)И хочется ему, чтобы всё на свете было хорошо: положил голову под крыло и думаешь о совершенстве, закрыв глаза. (5)И хочется, чтобы не происходило такого, на что нужно тратить душу, нервы, сердце.
(6)Так вот для тех, кто не хочет нравственных затрат, существует и соответствующая литература. (7)Там всё на месте. (8)Там зло маленькое, как муха, а добро большущее, как лист липучки. (9)И с самого начала муха вязнет в этом листе, и с первой строчки ей конец. (10)Там зло глупое, как пень, а добро умное, как лисица. (11)А лисица любой пень обдурит.
(12)Бывают книги, наполненные подобием страстей, подобием борьбы, подобием любви. (13)Подобие борьбы приводит к подобию победы, и кажется, будто всё это настоящее.
(14)Но мы умеем читать. (15)Мы понимаем, что чтение – это не просто составление слов из букв, это удивительное дело, которое делает читающего соучастником событий и тайн, действий и чувств. (16)Мы умеем тратить себя на дорогах книг.
(17)Есть книги, которые нам известны ещё до того, как мы их прочтём. (18)Мы знаем, чем они начинаются и каков их конец. (19)Но мы проникаем в эти книги всякий раз, как первопроходцы. (20)Они ведут нас по своим странным дорогам – знакомым и всё-таки незнакомым – и приводят к своим тайнам, известным с детства. (21)Мы проходим их прилежно и послушно. (22)Но каждый раз видим подробности этих дорог по-новому.
(23)Добро всегда побеждает зло, и никому это ещё не надоедало. (24)Но добро не липучка для мухи. (25)Добро – это чувство, которое вызывает у нас книга. (26)Мы оплакиваем героя, и это – добро. (27)Мы высмеиваем глупость, и это – добро. (28)Мы сочувствуем неудачнику, презираем негодяя, симпатизируем простодушию, – и всё это тоже добро, которое побеждает зло.
(29)К книгам нужно относиться, как к людям. (30)Их нужно понимать, принимать или остерегаться.
(31)Мне кажется, книги делают за нас то, что не сделали мы, потому что не сумели. (32)Они видят даже то, что не увидели бы мы сами, если бы были внимательнее.
(33)Мы не бережём себя – ни над драмой, ни над весёлой историей – потому, что книга – это жизнь, а жить, не тратясь, нельзя. (34)Это и есть добро, которое, бывает, припаздывает в книгах, как и в жизни, но никогда не опаздывает в нашем сердце…
(По Л.И. Лиходееву*)
Фонетический разбор: экслибрис
Посетители сайта указали в слове ударение на разные слоги, поэтому ниже показано 2 фонетических разбора.
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «экслибрис»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Разбор 1 Ударение: эксли́брис — ударение падает на 2-й слог Слоги: э-ксли-брис (3 слога) Возможные переносы: эк-слибрис, экс-либрис, эксли-брис, экслиб-рис (4 варианта) Фонетическая транскрипция слова:
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
э | гласный, безударный | э | |
к | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | к | |
с | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | с | |
л | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | л | |
и | гласный, ударный | и | |
б | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | б | |
р | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | р | |
и | гласный, безударный | и | |
с | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | с |
Число букв и звуков: На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 9 букв и 9 звуков.Буквы: 3 гласных буквы, 6 согласных букв.Звуки: 3 гласных звука, 6 согласных звуков. Из них 2 мягких согласных и 4 твёрдых согласных.
Разбор 2 Ударение: экслибри́с — ударение падает на 3-й слог Фонетическая транскрипция слова:
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука | Цвет |
---|---|---|---|
э | гласный, безударный | э | |
к | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | к | |
с | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | с | |
л | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | л | |
и | гласный, безударный | и | |
б | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный | б | |
р | согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий | р | |
и | гласный, ударный | и | |
с | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный | с |
Число букв и звуков: На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 9 букв и 9 звуков.Буквы: 3 гласных буквы, 6 согласных букв.Звуки: 3 гласных звука, 6 согласных звуков. Из них 2 мягких согласных и 4 твёрдых согласных.
Для разбора этого слова с ударением на другом слоге выберите нужный вариант: Выбрать вариант →
На пересечении литературы и живописи
В XX веке экслибрис превратился в самостоятельный жанр графического искусства. Именно на это время приходится расцвет собирательства книжных знаков и личных листов (это — графический лист большего, чем экслибрис, размера, но малого тиража).
Как считают коллекционеры, такой графический лист гораздо лучше, реальнее отражает личность владельца, событие, эпоху, чем знак, воплощающий единственную связь — с книжным собранием. Но личный лист редко попадает на форзац книги. Чаще всего он оседает в папках экслибрисистов.
В Музее экслибриса и миниатюрной книги Международного союза книголюбов в Москве собрано порядка 50 тысяч книжных знаков из десятков стран. Среди миниатюрных книжных штампиков встречаются поистине шедевры графического искусства, которые продолжают вызывать у людей неподдельный интерес.
Появились сразу за печатными книгами
Самые первые экслибрисы появились в Германии в XVI столетии почти одновременно с изобретением печатной машины и первыми книгами Гутенберга.
А Россию с экслибрисом познакомил царь Петр Первый. В начале XVIII века он из своих путешествий по Европе привез много книг. Среди них были и тома, украшенные миниатюрными гравюрами.
Первыми владельцами экслибрисов, естественно, вслед за царственными особами стали представители придворной знати и высокопоставленные государственные деятели. Их книги чаще всего украшались государственными или родовыми гербами. Вплетенные гордые девизы обычно писались на латыни.
Почти сразу с появлением экслибрисов началось и их коллекционирование — экслибристика. А потом изучение книжных знаков превратилось даже во вспомогательную историко-художественную дисциплину.
Ведь любой книжный знак — это, в первую очередь, отпечаток определенной исторической эпохи. К примеру, для XVIII-XIX веков были характерны так называемые супер-экслибрисы. Они были выполнены золотом поверх книжного переплета.
Главное, что экслибрис стал отражением литературных пристрастий, профессиональных и любительских интересов, духовного мира, а нередко даже личных черт характера владельца книги.
Например, в библиотеке военного книжные гравюры обычно бывают в армейском порядке. А на экслибрисах врачей черепа соседствуют с хирургическими инструментами, сложная медицинская техника — с аллегорическими фигурами…
Экслибрис в современном мире
В наши дни особый книжный знак стал эксклюзивным подарком, который может понравится не только коллекционеру, но и простому книголюбу. Подобная традиция перестала быть массовой, но она не исчезла из современной жизни. Существуют фирмы, которые разрабатывают макет экслибриса по требованиям заказчика и изготавливают печать, например, с резиновым клише на брусочке.
Экслибрис равно индивидуальность
Между прочим, экслибрисы создают даже для детей, чтобы они отмечали книги из своей личной домашней библиотеки. В таком случае самостоятельная проработка своего собственного книжного знака становится настоящим событием. Дети придумывают волшебников и рыцарей, котов и енотов с книгами и много других интересных образов, в которых они воплощают своё «я».
Несмотря на то что у нас может быть не так много книг на полках, экслибрис по-прежнему остался особым знаком, который отличает владельца-книголюба от многих других. Можно не только придумать книжный символ, но и разработать семейный герб. Это станет первым шагом на долгом и увлекательным пути изучения семейной истории.
Знак книги — герб библиофила
В наше время экслибрис часто уже ставится печатью не на саму книгу, а на отдельный чистый листочек, который затем вклеивается на внутренней стороне книжного переплета, обычно — в левом верхнем углу. Это делается, как раз потому что мода на владельческие книжные знаки понемногу проходит.
Да ведь и большую личную библиотеку иметь, к сожалению, становится уже тоже не модно. Очень хочется надеяться, что это — ненадолго, а иначе — уже и надеяться-то будет практически не на что.
Выглядят экслибрисы всё-таки абсолютно по-разному. Знающие люди говорят, что в этом деле есть, где фантазии разгуляться. Однако неотъемлемой частью любого такого книжного знака является текст типа: «Exlibris», «Экслибрис», «Из книг…» или что-то подобное.
Дальше как правило следует фамилия, имя или инициалы владельца книги и всего книжного собрания. Ну и разумеется — какое-то по возможности оригинальное изображение. В итоге получается личный знак — практически герб — владельца.
Книжные гравюрки, если книголюб не может нарисовать сам, заказывают у художников. Графическая техника исполнения может быть разной: рисунок тушью, ксилография или литография.