Учить и/или воспитывать?
Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое? На этот вопрос может быть только один ответ: школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи.
На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием, на уроках МХК – эстетическим, на занятиях по технологии – трудовым и т.д.
Непосредственно воспитательной работой (т. е. соответствующей внеурочной деятельностью) занимаются завуч по воспитательной работе и классные руководители. В частности, завуч организует работу кружков и секций, устраивает разнообразные общешкольные мероприятия, а классный руководитель проводит классные часы, родительские собрания.
Что же делать
Люди ожидают от системы образования индивидуального подхода, а среди школьников и студентов все больше возрастает спрос на наставника, который сможет помочь им расставить ориентиры, сделать правильный жизненный выбор и дойти до конечной цели. Кроме того, с каждым годом на учеников обрушивается поток информации, который иногда сложно усвоить без посторонней помощи.
Со временем система наставничества будет распространяться: в некоторых регионах точечно, а в других — на административном уровне. В целом, методология наставничества уже активно разрабатывается Министерством просвещения и будет внедряться повсеместно в каждом субъекте России.
Наставники мотивируют, вдохновляют и поддерживают. Так, 34% учителей считают основной функцией школы подготовку ребенка к будущей жизни за пределами школы, а 16% — воспитание и привитие нравственных ценностей. Согласно опросам, 27% учеников не хватает личного примера другого человека для достижения наивысших результатов.
Как стать наставником
Наставники могут быть образцом для подражания, голосом разума или надежным ресурсом, который помогает ученикам расти профессионально. Чтобы стать наставником в образовательной среде, необходимо развить несколько параметров:
- Опыт работы в области наставничества. Нельзя стать наставником, если нет опыта в той области умений, в которой нуждается ученик.
- Способность преподавать индивидуально. Чтобы стать наставником, нужны лидерские качества и умение адаптировать подход к конкретному человеку.
- Желание помочь ученику раскрыть свой потенциал. Любой наставник хочет, чтобы его ученик достиг великих высот и своих целей. Как минимум к 2024 году 70% школьников должны получить наставников в рамках различных российских проектов.
- Навыки коммуникации. Каждому наставнику необходимы развитые навыки общения, чтобы построить успешные и продуктивные отношения с учеником и его опекунами/родителями.
Изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, требуют пересмотра сложившейся системы образования, ориентированной в основном на консервативный педагогический подход. Учитель может играть роль инструктора, наставника и даже друга.
Воспитание в школе: ребенок становится подростком
Очевидно, в средней и старшей школе продолжается развитие самостоятельных действий ребенка, их усложнение. Все большую роль играет самоорганизация, в школе количество и разнообразие предметов увеличивается — и со стороны родителей важна поддержка и помощь в развитии. В данном возрасте, вероятно, ощущается даже большая необходимость поддержки — пока ребенок мал, он нуждается в помощи, в старшем же возрасте, особенно, если физически ребенок едва ли не больше родителей, данная потребность зачастую не столь очевидна. Ко всему прочему, подросток может демонстрировать нарочитую самостоятельность и независимость от взрослых, но родителям необходимо все время держать в голове, что подросток все еще ребенок, и нуждается в заботе и содействии.
С другой стороны, некоторые родители искусственно ограничивают развитие самостоятельности, видя в уже весьма взрослом ребенке того же несмышленого карапуза, ничего не способного сделать без помощи родителей. В итоге, подобное приводит либо к конфликту, ибо ребенок чувствует потребность в большей независимости от родителей, либо к инфантилизации подростка.
Также в данном возрасте на первое место выходит ценность общения, в основном — со сверстниками. В отличие от младших детей, подросток нуждается в одобрении не только значимых взрослых, но и ровесников. Отсюда зачастую произрастают попытки демонстративного непослушания, агрессивное поведение по отношению к родителям и т.д. (не зря подобный возраст называют “трудным”). Многое, конечно, зависит от взаимоотношений, сложившихся у родителей и ребенка – чем они доверительнее, тем проще будет процесс воспитания ребенка в школе. Посему, родителям необходимо не только оказывать поддержку ребенку (что периодически весьма сложно), но и выстроить доверительные взаимоотношения с ним (что зачастую гораздо сложнее), дабы по мере возможности помочь пережить сей непростой период.
Возможности основного и дополнительного образования
Направления воспитания детей по ФГОС могут быть реализованы в рамках основных и дополнительных занятий. Приведем несколько примеров:
- Изучение материала, а затем свободное обсуждение морально-этических и нравственных сторон изученного.
- Участие детей в турнирах, соревнованиях и конкурсах. Это способствует воспитанию чувства патриотизма и принадлежности к школьной организации.
- Организация различных экологических акций и флешмобов в защиту природы.
- Новые форматы проведения уроков, которые стимулируют социальную, творческую и интеллектуальную активность детей.
- Проведение исторических реконструкций и ролевых игр для приобщения детей к истории своей Родины.
- Обсуждение роли личности героев в изучаемых литературных произведениях.
- Проведение квизов, викторин и других форм интеллектуальной работы для роста у детей интереса к новым знаниям.
- Активная работа с музеями и краеведческими объединениями, инициация проектов школьников по изучению родного края.
Различие между воспитанием в младшей и старшей школе
Основная задача воспитания младших школьников
Поддерживать стремление к учебе, познанию нового. Как правило, в данном возрасте дети сами стремятся учиться и узнавать больше, главное — не мешать, а направлять и помогать в меру сил и возможностей. Детский ум в данном возрасте с жадностью впитывает массу новой информации, посему во многом от родителей зависит, какого типа данная информация будет. Можно купить детские энциклопедии, смотреть с ребенком познавательные фильмы, также сейчас легко найти на Youtube массу интересных каналов с роликами по самым разнообразным темам, кроме прочего, существуют аудиоэнциклопедии с адаптированным для детей форматом подачи информации. Все, что нужно — на начальном этапе заинтересовать ребенка. Главное отличие от предыдущего «возраста почемучек» — взрослому следует не только предоставить ребенку интересующую информацию, но и научить его, как искать ответы самостоятельно — в энциклопедиях, к примеру. Воспитание в школе должно идти поэтапно.
Ежели на любой вопрос ребенка вы сразу отсылаете его к книге на полке, то через некоторое время он просто потеряет заинтересованность и восстановить ее будет весьма сложно. Напротив, в первое время родитель должен показать пример: ребенок задал вопрос, взрослый достал энциклопедию, открыл нужную страницу (попутно объясняя, конечно, почему он взял эту энциклопедию и каким образом он ищет информацию) — и вместе с ребенком нашел ответ на вопрос. Проговаривание пошагово процесса поиска нужной информации позволит ребенку усвоить основные принципы, дабы в будущем он мог проделывать подобное с меньшим вмешательством взрослых, а в итоге — полностью самостоятельно. Соответственно, ребенок сможет почувствовать собственные силы и ощутить успешность самостоятельной деятельности, что является немаловажным фактором в поддержании желания учиться, познавать новую информацию.
Вторая задача в воспитании младшего школьника
Другая цель воспитания в школе — постепенное увеличение степени самостоятельности не только в поиске информации, но и в повседневной жизни. Очевидно, самостоятельно одеваться, умываться и чистить зубы ребенок уже умеет — приходит время манипуляций посложнее: заправить кровать, приготовить простые блюда, помыть посуду (поставить посуду в посудомойку), сделать уроки, собрать портфель и прочее.
Как и везде, важна постепенность обучения. Для примера возьмем приготовление каши с утра. Приблизительно этапы могут выглядеть так:
- Рисуем инструкцию с картинками — подписываем количество крупы, молока и воды, соли и сахара;
- Взрослый готовит кашу, комментируя действия, по инструкции, ребенок наблюдает;
- Взрослый готовит, ребенок помогает, одновременно ребенок сверяется с инструкцией;
- Ребенок читает пункты инструкции и готовит под наблюдением взрослого.
Подобным образом легко организовать любой процесс обучения, главное — отмечать успехи ребенка и хвалить его за полученный результат. Ощущение успеха и похвала родителей — лучшие мотиваторы самостоятельной деятельности ребенка.
Роль школы в воспитании детей
Начинается с первых же дней обучения, поэтому и классный руководитель и учитель начальных классов в средней и старшей школе занимают особое место в . Кроме того, именно от этих людей во многом зависит степень комфортного нахождения ребенка в школьном коллективе. Они контролируют уровень усвоения учебного материала, успехи и неудачи как каждого ученика в отдельности, так и всего класса в целом, вопросы взаимоотношений в классном коллективе и воспитания каждого ребенка.
С каждым годом роль школы в воспитании учащихся увеличивается, а требования к преподавателям повышаются. И это неудивительно, поскольку ребенок проводит в стенах школы под присмотром педагогов половину дня, и именно эта среда оказывает большое влияние на его воспитание и поведение. В школе ребенок приобретает не только знания, но и особенности поведения, укрепляет сильные черты своего характера и приобретает новые.
Для максимально эффективной работы по воспитанию учащихся педагогу необходимо владеть полной информацией о формирующей роли семьи и зависимости этой роли от ценностных приоритетов каждого ее члена. Владение такой информацией помогает классному руководителю или учителю начальных классов предвидеть, каким образом отношения в семье ребенка могут повлиять на его личностное развитие, поведенческие реакции и характер. Поэтому педагоги используют различные формы связи с родителями, позволяющие выяснить все особенности отношений в каждой конкретной семье.
Как изменится роль педагогов в будущем
Среди школьников и их родителей есть запрос на педагога-наставника. В отличие от учителя, наставник не оценивает академические знания человека с помощью тестов или контрольных работ.
Наставник развивает способности ученика, передавая свой опыт, помогая школьнику расти и развиваться
Для него важно, чтобы ученик приобрел знания и мог ими управлять. Здесь получение высоких оценок стоит на втором месте
А еще он направляет ученика и акцентирует внимание на его сильных сторонах: такой подход в будущем помогает ученикам достигать значимых результатов. Речь идет не только об успеваемости, но и о том, чтобы у каждого студента была возможность реализовать свой потенциал независимо от жизненных условий
Экономика образования
Раскрыть потенциал: зачем школьнику нужен наставник
Что отличает наставника от учителя
Знания в нескольких областях
Сегодня профессии существуют на стыке нескольких дисциплин, поэтому важно и в обучении использовать междисциплинарный подход. Например, на стыке географии и программирования работает стартап «ГеоСплит», моделирующий структуры и формирующий прогнозы для геологов с помощью нейросети
Взаимодействие с учениками в долгосрочной перспективе. Наставники обучают навыкам, которые будут применимы и полезны на протяжении всей жизни — профессиональной или личной. С такими наставниками хочется поддерживать контакт, поскольку их мудрость и опыт могут помочь студентам в обычной жизни.
Кастомизация образовательного процесса на основе запросов учеников. Наставники учитывают индивидуальные особенности и сильные стороны учащихся в процессе обучения. Благодаря этому ученик разносторонне развивается и находит свое призвание. Эта практика уже существует в России в МАИ, МФТИ и Coursera.
Ориентация на прикладные знания. Задача наставника не только передать ученику знания, но и добиться того, чтобы он их усвоил и знал, как применить в реальной жизни.
Предоставление возможности самостоятельно принимать решения. Педагог-наставник предоставляет ученикам возможность находить и принимать решения, определять, каким путем или способами прийти к решению поставленной задачи. Этот навык поможет в будущем любому школьнику. Глава Сбербанка предложил внедрить с младших классов в школьное образование предмет «Принятие решений».
Личность наставника. Наставник в корне отличается от обычного учителя: он должен вести за собой, вдохновлять, мотивировать учеников своими успехами, вызывать доверие и уважение. Часто их помнят на протяжении всей жизни, а находят иногда далеко за пределами школы. Например, наставником основателя корпорации Microsoft Билла Гейтса был всемирно известный Уоррен Баффет, а генеральный директор холдинга Alphabet Ларри Пейдж называет своим наставником Стива Джобса.
Личность педагога в воспитательном процессе
Приведенные выше пункты говорят о том, что от современного педагога требуется быть разносторонней личностью, способной вызвать интерес у детей к разным видам деятельности. Также он должен вызывать доверие у класса и становиться источником мнений, оценок и новых инициатив.
Современным детям очень сложно фокусировать свое внимание на монотонном, скучном материале. Поэтому педагог должен идти в ногу со временем и применять в своей работе достижения современных технологий и постоянно придумывать новые форматы работы
Погруженные в информационное пространство, интернет и мобильные средства связи, дети с неохотой углубляются в учебный процесс. Знание этих нюансов делает педагога их союзником, когда он применяет те же самые средства связи и способы для погружения детей в воспитательный процесс.
Найти контакт с детьми поможет введение в воспитательный процесс следующих направлений:
- использование мультимедийных досок и планшетов;
- организация курсов компьютерного дизайна и программирования;
- проведение мастер-классов по компьютерной анимации, съемке роликов;
- постановка творческих номеров и концертов.
Также педагог должен знать и уметь применять в работе все современные тренды образования.
Направления работы с учащимися
При организации воспитательной работы с учениками класса, классному руководителю следует ориентироваться на общую систему воспитательной работы в школе. Она обычно включается в себя следующие направления:
- познавательно-информационное, интеллектуальное
- историко-патриотическое, краеведческое
- трудовое
- профориентационное
- спортивно-оздоровительное
- художественно-эстетическое
- экологическое
- духовно-нравственное.
Нужно обогащать учебную работу воспитательными моментами
Для реализации целей и задач воспитательной работы классный руководитель может внедрять всевозможные формы и методы, например:
- обогащать учебную работу воспитательными моментами, направленными на воспитание понимания у детей общечеловеческих ценностей, национальной культуры
- проводить внеклассные мероприятия по различным темам, в том числе и с целью развития коммуникативной культуры школьников, развития их творческих способностей
- активно взаимодействовать с родителями учеников, как в виде проведения родительских собраний, так и в виде проведения индивидуальной работы
- развивать лидерские и организаторские способности учеников путём развития ученического самоуправления
- анализировать уровень учебной работы учащихся
- осуществлять помощь каждому ученику в профессиональном самоопределении
- по каждому из направлений воспитательной деятельности проводить интересные мероприятия, например тематические классные часы, викторины и конкурсы, праздники, игры, турниры и т. д.
Важнейшим направлением воспитательной работы в школе является профилактика вредных привычек, правонарушений и безнадзорности. Опыт педагогов свидетельствует о том, что с этой целью эффективным является проведение следующей работы с учащимися:
- контроль над посещаемостью учащихся
- популяризация занятости учеников во внеурочное время в секциях и кружках учреждений внешкольной работы, формирующие здоровый образ жизни
- проведение тематических профилактических часов, беседы, обсуждения, встречи с интересными людьми, специалистами, докторами
- проведение специализированных тренингов и игр
- организация конкурсов сочинений
- кинолектории.
Смотрите видео об опыте воспитательной работы одной из школ
https://www.youtube.com/watch?v=31IiLZlHrHsVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Школа №10 поделилась опытом воспитательной работы. (https://www.youtube.com/watch?v=31IiLZlHrHs)
Начать с себя
В странах, где половое воспитание организовано на системном уровне — таких, как Нидерланды, Финляндия, Швеция — показатели заболеваемости ВИЧ/ИППП и ранней беременности намного ниже, говорит Татьяна Дмитриева. Но в России, по ее мнению, начинать надо не с уроков полового воспитания для школьников — у нас, увы, тех же самых основ не знают многие взрослые.
«Я бы начала с базисного просвещения взрослых — контрацепция, культура активного согласия. Как предлагать секс, получать секс, как заниматься сексом. Покончила бы с мифами — такими, как супружеский долг. Если муж с женой занимаются сексом без согласия одного из них, это неприемлемо, это насилие, но даже это понимают не все», — отметила Дмитриева.
Учить нужно и учителей. Потому что даже если самый лучший учебник по половому воспитанию выдать непрофильному учителю, который придет в класс со своим грузом стереотипов и мифов, толку из этого не будет. А если потом ребенка встретит дома родитель, нагруженный теми же стереотипами, эффект окажется еще ниже.
Поэтому нам, взрослым, начинать придется с себя. «Когда простые вещи закрепятся на уровне нормы, они автоматически будут передаваться детям в семьях. Только после этого мы можем заниматься систематическим школьным образованием», — считает Дмитриева.
Воспитание вне урока
Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.
Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях по МХК, но и посредством внеурочной деятельности.
В последние годы все большую популярность приобретают такие внешкольные мероприятия для детей и подростков, как походы на выставки и в музеи. Для ребят из сельской школы подобные мероприятия могут быть связаны с поездками в областные центры и близлежащие города. Дети, которые живут в городе, имеют возможность вместе с учителями посетить местные галереи и выставки.
Перед походом в музей с ребятами необходимо провести подготовительную работу. Можно рассказать детям о художнике(-ах) и его (-их) творчестве или напомнить им об этом, если они уже изучали соответствующий материал на занятиях.
Для создания и поддержания интереса школьников можно предложить им занимательные задания. Например, в «Третьяковской галерее» можно попросить младших ребят найти картины, на которых изображены собаки. В качестве ответа они могут назвать такие произведения, как «Всадница» К.Брюллова, «Тройка» В.Перова, «Завтрак аристократа» П.Федотова и др. Детей постарше можно попросить найти на картинах более мелкие детали.
Тем, кто интересуется живописью, можно дать задания, связанные с сюжетами картин, направлениями искусства.
Что мешает изменениям
Маловероятно, что в обозримом будущем во всех школах изменится подход к преподаванию. Вот что этому мешает.
Неготовность самих педагогов менять подход к обучению. Средний возраст школьного учителя в РФ составляет 45–47 лет. Большинство из них имеют консервативные взгляды и не готовы к изменению своих методик преподавания, проверенных годами.
Устаревание школьной системы образования. То, что было актуально 30 лет назад, сейчас уже несовременно в условиях быстрого технического и общественного развития. Например, 71% учителей считают нынешнюю систему школьного образования устаревшей и предлагают внедрить в программу: финансовую и цифровую грамотность, психологию, инновационные технологии, эмоциональный интеллект и креативные техники.
Медленный процесс цифровой трансформации. Половине российских педагогов требуется серьезная помощь для эффективной работы в онлайн-формате — сами они освоить данный процесс не в силах. Наставник же находится в одном контакте с учеником, в том числе и цифровом.
Сопротивление со стороны учеников или их родителей. Не всем подходит подобный метод обучения по тем или иным причинам.
Воспитательный потенциал современной школы
Замечание 1
Воспитательный процесс нацелен на создание условий для позитивной самореализации личности, осознания и принятия самого себя, своей значимости, ценности, способностей и умений. Это является достаточно сложным и многофакторным процессом.
Воспитание начинается в семье и продолжается в стенах школьного учебного заведения
Школьное воспитание оказывает важное воздействие на формирование социально зрелой личности ребенка. Роль и значение школы в воспитании детей очень велико
Именно в школьных стенах происходит формирование характера ребенка, складываются особенности его поведения и развиваются творческие ориентиры.
На сегодняшний день, школа располагает следующими воспитательными возможностями:
- Педагоги осознают и понимают текущие проблемы современного общества, в котором происходит постепенное ослабление нравственных ценностей и моральных норм поведения. Осознание проблемы и ее принятие является важным шагом к разрешению проблемы;
- Формирование личности осуществляется в процессе построения коммуникативных связей. Педагоги должны четко и грамотно выстраивать линию своего педагогического поведения и воздействия на учащихся. Требуется применение индивидуального подхода к каждому учащемуся. Не допускается унижение их достоинства, принуждение. Школьное воспитание должно ориентироваться на разрешение проблем, путем разговора с учащимися;
- Условия современной школы позволяют создать оптимальную образовательную и воспитательную среду, ориентированную на реализацию индивидуального личностного подхода к каждому учащемуся. В школах организуются кружки дополнительного образования по разным направлениям, тематические сообщества, научно-исследовательские центры;
- Школа располагает возможностями для организации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на соблюдение прав учащихся и защиту их интересов. Учебно-воспитательная деятельность должна быть построена в форме диалога, оказывать помощь и поддержку учащимся в решении их проблем и затруднений. Иными словами, образовательный процесс должен базироваться на принципах демократии;
- Создание открытого образовательного пространства. В организации воспитания и обучения должна строиться система взаимодействия с семьей, обязательное приобщение родителей к процессу воспитания.
Подводя итоги
В заключение, воспитание детей в школе является важной частью образовательного процесса. Школа должна не только передать знания, но и помочь детям стать грамотными, ответственными и творческими членами общества
Воспитание в школе основывается на принципах эмпатии, толерантности и сотрудничества, а также на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Педагоги играют решающую роль в формировании личности детей и должны быть образцом для подражания. Только таким образом можно создать благоприятную атмосферу в школе и сделать воспитание детей эффективным и успешным.
Post Views: 2 329