Музыкальная терапия для детей и взрослых
В России музтерапия развивается силами энтузиастов-подвижников. Среди них сертифицированный музыкальный терапевт с большим опытом клинической работы в больницах, госпиталях и школах Алиса Апрелева, основатель сообщества Музтерапевт.ру.
По её словам, очень важно отделять шарлатанское «музыкальное знахарство» от настоящего медицинского направления. Сама по себе музыка не является панацеей и не может заменить традиционные медицинские процедуры и методы лечения, однако она значительно облегчает течение болезни и ускоряет выздоровление
Особенно музыкальная терапия показана беременным женщинам и матерям, детям с особенностями развития и неврологическими заболеваниями, людям с хроническими заболеваниями и болями неясной этиологии.
Также, одним из наиболее эффективных направлений считается музыкотерапия для детей. Поскольку детский мозг и психика находятся в состоянии пластичности, воздействие на них при помощи музыки приносит огромную пользу. Во многих отделениях детской интенсивной терапии по всему миру музыка используется как средство дополнительной помощи в период выхаживания недоношенных младенцев и при врождённых заболеваниях.
Музыкальный и экспрессивный терапевт (соединение различных видов арт-терапии, как аудио, так и визуального), певица и фотохудожник, автор проекта «Колыбельные для всей семьи» Наталья Фаустова, получила повышение квалификации по курсу «Музыкальная терапия в неврологической практике» у Алисы Апрелевой. Миссия Наталии — популяризация и применение музыки, как средства укрепления связи между ребёнком и взрослыми, профилактики стресса, облегчения до- и послеродовой хандры, компенсация отсутствия родительского тепла у детей сирот.
Совместные занятия музыкой поддерживают хороший семейный микроклимат и помогают легче переносить повседневный стресс.
Другой сертифицированный специалист, Наталья Каменева, отмечает, что музыкальная терапия для детей помогает справиться с проблемами коммуникации при особенностях развития (синдром Дауна, аутизм, ДЦП). Она снимает тревожность, помогает в формировании речи, стимулирует развитие мелкой моторики.
Кроме того, метод музыкальной терапии активно используется в неврологической и логопедической практике. Он поможет при синдроме дефицита внимания, дислексии, заикании, проблемах со сном, а также в периоды возрастных кризисов (3 года, 6-7 лет, подростковый период).
Физиотерапия
Существуют достоверные доказательства того, что занятия аэробикой (40 —
50 % РЧСС для прогресса 60 — 80 %), проводимые по 20 — 40 минут 3 — 5 раз в
неделю, полезны для улучшения аэробных способностей, скорости пешей прогулки и
выносливости при ходьбе среди людей, у которых был легкий или умеренный
инсульт, и характеризуются весьма низким кардиоваскулярным риском.
Было исследовано девять статей (семь рандомизированных контролируемых испытаний). Интенсивность упражнений, изменяющаяся от 50 % до 90 % резерва частоты сердечных сокращений. Упражнения продолжительностью 20 — 40 мин 3 — 5 раз в неделю. Общее число тем, включенных в исследования составляло 480. Все исследования сообщают о позитивных эффектах аэробной выносливости, независимо от стадии восстановления инсульта. Есть достоверные доказательства того, что аэробные упражнения преимущественны для улучшения аэробной выносливости среди людей с легким или умеренным инсультом. Аэробным упражнениям следует быть важным компонентом реабилитации при инсульте.
К. Либенсон для лечения болей в спине рекомендует вариации тренировок
стабильности.
- Интенсивность: субмаксимальная, менее, чем 50 % от 1 повторного максимума (1ПМ).
- Подходы и повторения: начинать следует с 1 подхода с примерно 6 повторениями.
- Прогресс до 1 подхода с 12 повторениями.
- Дальнейший прогресс после приема «обратная пирамида» путём добавления второго подхода с 8 повторениями, и затем третьего подхода с 4 повторениями.
- Время удерживания: акцент на выносливость при удерживании на период 1 — 2 вздохов (6 — 10 секунд).
- Форма: движения следует выполнять медленно в соответствующей позе для тренировки контроля моторики и предупреждения травм.
- Частота: один или два раза в день для улучшения контроля моторики.
- Продолжительность: вплоть до 3 месяцев необходимо для преобразования алгоритмов движения для пациентов с хронической болью.
- Вариации тренировок стабильности включают в себя интенсивность, подходы, повторения, время удерживания, форму, частоту и продолжительность.
М. Вернбом рекомендуют тренировки против внешнего динамического
сопротивления (другими словами, сопротивление нагрузке) при гипертрофии.
Для кардио- и легочной реабилитации существует межпрофессиональное
требование для физиотерапевтов, профпатологов и для всех уровней клинического
вмешательства из-за острого характера болезни пациентов.
Для лечения индивидуальных спортивных повреждений только физиотерапевт
может быть необходимым для проведения пациента через специальный курс лечения. Включение
домашних упражнений, которые являются легкими и безопасными для выполнения в
одиночку, позволяют терапевту осуществлять периферийное наблюдение с
минимальным риском.
Упражнение №7: Коллаж
Создание коллажа прекрасно развивает детские творческие способности, способствует выплеску негативных эмоций, активизирует воображение. С его помощью можно узнать, о чём думает ребёнок и что его волнует.
Арт-терапевтический коллаж представляет собой картину из вырезок, фотографий, стикеров и картинок, наклеенных на бумагу или текстиль в произвольном порядке.
Если ребёнок маленький, родители могут выбрать материалы для коллажа самостоятельно (например, специально вырезать картинки с изображением грустных или счастливых людей). Школьнику уже можно принести ворох ненужных глянцевых журналов и предоставить всю работу делать самому. Выбирая те или иные изображения, делая подписи и свободно оформляя свой коллаж, ребёнок сможет выразить свои мысли, идеи. Ни в коем случае не вмешивайтесь в процесс и не предлагайте ничего своего/ не критикуйте деятельность ребёнка. Это только его творчество, оценивать его не стоит.
Когда работа будет готова — поговорите о том, что она значит для её создателя. Вот несколько вопросов, которые можно задать:
- Почему ты поставил своего любимого артиста в центре картины?
- Что для тебя значат эти слова слева на ватмане?
- Какие чувства ты переживала, когда создавала этот коллаж?
- Как ты думаешь, каким люди тебя представляют, если смотрят на этот коллаж?
- О чём вспоминала и думала, когда его делала?
- Что для тебя было самым трудным/самым лёгким в работе?
- С какими воспоминаниями для тебя связана эта картинка?
- Если бы можно было бы добавить звук — какой бы он был?
- Что бы ты ещё хотел рассказать мне про этот коллаж?
- Как бы ты назвал свою работу?
- Я заметила, ты долго искал картинку на вот это место — что оно для тебя обозначает?
- Кому бы ты показала этот коллаж и почему?
Упражнение №4: Сотри свой страх
Само задание изобразить страх мобилизует в ребёнке отвагу и смелость, ведь даже начать рисовать этот самый страх — дело нелёгкое. Ребёнок преодолевает психологический барьер, а потом проживает негативные эмоции через творческие действия. Таким образом, страхи значительно уменьшаются.
Выполнять упражнение рекомендуется на поле для песочной терапии. В домашних условиях им может стать любая поверхность с тонким слоем песка, манки или крупы. Попросите ребёнка, используя руки или другие приспособления, нарисовать свой страх, а потом вместе сотрите его движением руки или разными инструментами (к примеру, скребком для разрезания пластилина, щеткой). Можно придумать вместе сказку о том, как этот страх зародился на песке и как пришёл добрый волшебник и стёр его.
Упражнение №8: Кляксография
Отличное арт-терапевтическое упражнение на концентрацию внимания, развитие творческих способностей и умения анализировать.
Поделите лист бумаги пополам карандашом. На одной половине поставьте любую кляксу (красками или чернилами) и попросите ребёнка с другой стороны дорисовать по образу и подобию аналогичную кляксу любым удобным ему способом и любым цветом. По завершении упражнения обсудите, на что похожи кляксы на каждом листе. Практически рукодельный тест Роршаха!
Другой вариант этого упражнения — обсуждать с ребёнком каждую сделанную кляксу. На кого или что она похожа? Какое у неё настроение? Хотела ли она быть другого цвета? Какого и почему? Где она живёт, чем занимается, что любит? Кого клякса боится? Если бы она умела говорить — что бы она сказала? И так далее.
Слайд 4АРТТЕРАПИЯ – ПУТЬ К УСТАНОВЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЙСРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ТОЛЬКО
ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ, НО И БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О СЕБЕ И О ДРУГИХ ЛЮДЯХ. СТРОЯ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ВЛАДЕЮЩИМИ ЯЗЫКОМ ЗВУКОВ, КРАСОК, ДВИЖЕНИЙ, ТО ЕСТЬ ЯЗЫКОМ НЕСЛОВЕСНОГО ОБЩЕНИЯ, ОН ПОЛУЧАЕТ НОВЫЙ ОПЫТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НЕСТИ В ЖИЗНЬ, ОБЛЕГЧАЯ СВОЕ ОБЩЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ.
АРТТЕРАПИЯ – ПРОЦЕСС ОСОЗНАНИЯ СЕБЯ И МИРА В ТВОРЧЕСТВЕ ВОПЛОЩАЮТСЯ ЧУВСТВА, НАДЕЖДЫ И СТРАХИ, ОЖИДАНИЯ И СОМНЕНИЯ, КОНФЛИКТЫ И ПРИМИРЕНИЯ. ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КАК РЕБЕНКА, ТАК И ВЗРОСЛОГО, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ АРТТЕРАПИИ — ЭТО ЕГО РАЗВИТИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ, РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЕГО ПРАВ НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕОДОЛЕТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ БОЛЕЗНЬЮ ИЛИ ТРАВМАМИ ВПЛОТЬ ДО ИНВАЛИДНОСТИ
Типы упражнений
Терапевтические упражнения могут включать в себя:
- аэробику, улучшение выносливости и восстановления;
- тренировку ловкости;
- тренировку механики тела;
- дыхательные упражнения;
- упражнения на координацию движений;
- тренировку обучения;
- тренировку паттернов движения;
- тренировку двигательного контроля и обучения;
- тренировку восприятия;
- упражнения на амплитуду движений и растягивание мягких тканей;
- упражнения на расслабление;
- упражнения на общее укрепление, силу и выносливость.
Наиболее часто включаемые упражнения делятся на 4 группы:
- Укрепляющие упражнения обычно выполняются с большим сопротивлением и меньшим количеством повторений.
- Упражнения на выносливость задействуют большие группы мышц в течение длительного периода времени (в пределах 50 — 60 % от максимального потребления кислорода (МПК)) для достижения большей сердечно-сосудистой выносливости.
- Упражнения на развитие гибкости выполняются через растяжение и движение.
- Упражнения на улучшение баланса и координации фокусируются на поддержании собственного центра тяжести.
Всё это комбинируется в программы упражнений, подходящие для множества
различных типов пациентов. Разные подтипы упражнений могут помочь увеличить
эффективность или улучшить состояние людей с особенными потребностями, связанными
с сопутствующими заболеваниями, например, гидрокинезотерапия для пациентов с
инсультом, имеющих трудности с поддержанием баланса.
Предписания базовых упражнений должны следовать мнемонике ЧИВТ.
- Ч – частота: число дней в неделю.
- И – интенсивность: низкая, умеренная или высокая.
- В – время: количество минут на тренировку (для упражнений на выносливость).
- Т – тип: тренировки на выносливость, укрепляющие упражнения, тренировка гибкости или некоторые комбинации.
Детская музыкальная терапия в домашних условиях
В полной мере музтерапию может проводить только сертифицированный специалист. Он индивидуально подбирает подходящую музыку для каждого ребёнка, проводит групповые занятия, разрабатывает и выбирает упражнения в зависимости от потребностей пациента.
Тем не менее, в домашних условиях музыкальная терапия для детей тоже может принести пользу.
- Прежде чем начать занятия, прослушайте все предлагаемые ребёнку мелодии и песни. Выбирайте для занятий только ту музыку, которая вам понравится. Если музыка не вызывает ответных чувств, то как бы её не хвалили и не рекламировали, никакой пользы для вас именно она не принесёт.
- Проводите музыкальные занятия в спокойной обстановке, без лишних отвлекающих факторов.
- Отрегулируйте громкость звука так, чтобы были слышны все звуки, однако имелась возможность разговаривать.
- Помните ещё одно правило музыкальной терапии: живая музыка всегда лучше записанной, однако записанная музыка лучше, чем её отсутствие.
- Не спешите! Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут.
Укрепляющие упражнения
Укрепляющие тренировки предназначены для создания мышечной ткани; они
обычно состоят из системы постепенно усложняющихся упражнений с подключением
силовой тренировки. Укрепляющие тренировки могут быть высокой или умеренной
интенсивности.
Этот способ физиологического воздействия увеличивает общий тонус и
представляется в трех формах: изотонической, изометрической и изокинетической.
- Изотоническая состоит из динамичных движений
с постоянной нагрузкой. - Изокинетическая включает в себя постоянную
скорость с изменяющейся нагрузкой. - Изометрическая включает в себя статичное
сокращение мышц без изменения их длины.
Силовые упражнения (СУ) были признаны эффективным методом улучшения
мышечного тонуса, силы и борьбы с гипертрофией, которые являются основными составляющими
физической подготовки, связанной с качеством жизни. Для начинающих рекомендации по общепринятым
силовым упражнениям предлагают интенсивность 60 — 70 % от 1 повторного
максимума (1 ПМ) для увеличения силы. Впрочем, по сравнению с отсутствием упражнений,
нагрузка ниже 60 % от 1 ПМ может также вызвать значительный прирост силы среди
пожилого здорового населения. В идеальном случае тренировочная программа упражнений предназначается
для поддержания здоровья человека и достижения личных физических результатов в
рамках индивидуального состояния здоровья, функционирования и соответствующей
физической и социальной среды.
Для зрелого населения всех возрастов цели программ силовых тренировок, ориентированных
на укрепление здоровья, включают в себя снижение напряжения в ходе повседневной
активности (ПА) (например, подъем по лестнице, ношение пакетов с продуктами) и
эффективное управление, подавление и предупреждение хронических расстройств и таких
заболеваний, как остеопороз, диабет 2 типа, ожирение. По этим причинам, хотя силовые упражнения
важны для всех возрастных интервалов, их значение становится еще важнее с
возрастом.
Дозировка нагрузки
Американская коллегия спортивной медицины (АКСП) рекомендует:
- Частота – 2-3 раза в неделю, но, впрочем, с другой научной точки зрения эти рекомендации частоты условны и вытекают скорее из предположения, чем имеют надежные научные доказательства. Отсутствие доказательств ослабляет установленные рекомендации относительно объемов нагрузки и тренировок прогрессивных СУ для улучшения мышечной прочности. В нескольких исследованиях СУ сообщается, что частота СУ, равная от 2 до 3 раз в неделю (1 для неподготовленных лиц), приводит к оптимальному мышечному приросту. Фейгенбаум и Поллок считают, что один подход с 15 повторениями, выполняемый с частотой 2 — 3 раза в неделю (1 раз в неделю допускает достаточную регенерацию) все еще обеспечивает 80 — 90 % силового прироста от программ СУ с большей частотой. Более того, авторы говорят, что каждому подходу СУ следует состоять из 8 — 10 разных упражнений, нацеленных на основные мышцы. Однако, эти рекомендации обобщаются и предусмотрены для всех пациентов с различными состояниями здоровья и возрастными диапазонами. Часто цитируемые в научной литературе исследования СУ не описывают адекватно рекомендуемую частоту для разных групп пациентов (нетренированные, тренированные и хорошо тренированные).
- Интенсивность – процент от 1 ПМ, например, 73 % от 1 ПМ.
- Продолжительность – 3 секунды для концентрической и 3 секунды для эксцентрической фазы активности (около 1 минуты в целом).
- Объем – число подходов и повторений.
Преимущества
Арт-терапия вызывает эмоциональный катарсис (осмысление, обновление, разрядку).
Самореализации. Создание материального произведения можете повысить уверенность в себе и активизировать чувство собственного достоинства. Личное удовлетворение приходит от обоих творческого и аналитического компонентов художественного процесса.
Расширение прав и возможностей. Арт-терапия может помочь людям, визуально выразить эмоции и страхи, которые они не могут выразить с помощью обычных средств, и может дать им ощущение контроля над этими чувствами.
Эффективный способ релаксации и снятия стресса, арт-терапия сама по себе или в сочетании с релаксационными техниками.
Облегчение симптомов болезни и физическая реабилитация, если пациент определит и проработает чувства гнева, обиды и т.д.
Слайд 5АРТТЕРАПИЯ – ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПО-СВОЕМУ ОТВЕЧАЕТ НА ВЕЧНО СТОЯЩИЕ
ПЕРЕД НИМ ВОПРОСЫ: «КТО Я И ЧТО Я? ЧТО ТАКОЕ МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ?» ТВОРЧЕСТВО — ЭТО И ЕСТЬ ПУТЬ, НА КОТОРОМ ИЩУТ ОТВЕТЫ НА ЭТИ ВОПРОСЫ, И СПОСОБЫ ОТВЕТА И САМ ОТВЕТ. ПЕРЕЖИВАНИЕ МОМЕНТА ТВОРЕНИЯ ДАЕТ СИЛЫ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ И РЕШЕНИЯ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ КОНФЛИКТОВ
АРТТЕРАПИЯ – КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ АРТТЕРАПИЯ ОСОБЕННО ВАЖНА ДЛЯ ЛЮДЕЙ-ИНВАЛИДОВ, КОТОРЫЕ В СИЛУ ФИЗИЧЕСКИХ ИЛИ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ ЗАЧАСТУЮ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАНЫ, ОГРАНИЧЕНЫ В СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТАХ. ТВОРЧЕСКИЙ ОПЫТ, ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ, РАЗВИТИЕ НОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, ПОЗВОЛЯЮТ ИМ БОЛЕЕ АКТИВНО И САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧАСТВОВАТЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, РАСШИРЯЮТ ДИАПАЗОН ИХ СОЦИАЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА СПОСОБСТВУЕТ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЯМ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ, БОЛЕЕ УСПЕШНО СТРОИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ
Примеры арт-терапевтических упражнений
1. Упражнение «Цветок»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Закрой глаза и представь прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.
Примечания: важно закончит упражнение на положительном настрое, если ребёнок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим. 2
Упражнение «Каракули Виникотта»
2. Упражнение «Каракули Виникотта»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.
Материалы: бумага, карандаш.Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещё?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали?
Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
3. Упражнение «Маска»
Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.
Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем её смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками.
Примечания: не показывайте ребёнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребёнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.
4. Упражнение «Мое состояние»
Цель: развивать способность анализировать свое внутреннее состояние, учиться менять его.
Материалы: бумага, любой графический материал на выбор.
Закрой глаза, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов, сосредоточься на своем состоянии, если будут приходить образы, то просто наблюдай за ними. А теперь открой глаза и попробуй нарисовать свое состояние. Это могут быть просо цвета и линии или образы.
Посмотри на свой рисунок. Если он тебе нравится, дарит покой, то сохрани его и любуйся, когда захочется развеселиться, если рисунок тебе не нравится, то попробуй изменить его так, чтобы он дарил тебе приятные чувства.
Примечания: упражнение пройдет лучше, если ребенок уже знаком с эмоциями, внимательно следите за состоянием ребенка во время выполнения, помните, что здесь важен процесс, а не результат…
5. Упражнение «Ладошка»
Цель: определить текущее состояние, выявить потребности
Материалы: восковые мелки, бумага формат А4.
Размести на листе свою левую ладонь и обведи ее. Раскрась изображение так, как ты видишь сейчас свое настроение. Далее ведется обсуждение рисунка. Можно задавать вопросы: какие чувства у тебя вызывает рисунок, в какой части рисунка их больше, что говорит тебе ладошка. Затем можно предложить нарисовать ладонь желаемого настроения и ладоши шагов к ней.
Примечания: если ребенок отказывается обводить ладонь, то можно использовать рисунок в круге.
Желаю творческих успехов в арт-терапии!!!
Упражнение «Внутри и снаружи»
Это упражнение прекрасно подойдет для начала работы с осознанностью. Вы научитесь отличать внутренние явления, возникающие в мозгу и теле, и внешние, связанные с окружающим миром.
1. Закройте глаза, глубоко вдохните, а затем медленно выдохните
Мягко переключите внимание на свое тело. Понаблюдайте за приятными ощущениями или чувствами
Если возникнет боль или напряжение, отметьте и это, но не зацикливайтесь. Возможно, появится еще кое-что: жар, холод или скованность в некоторых частях тела. Если сидите — почувствуйте, как ноги касаются пола. А если лежите, проанализируйте ощущения от соприкосновения с кроватью. Дышите как обычно и следите за дыханием: как медленно поднимается и опускается живот и как воздух проникает в ноздри и выходит из них.
2. Понаблюдав в течение пары минут за внутренними ощущениями, переключитесь на внешние. Что вы видите, слышите, какие запахи чувствуете? Что вас окружает? Возможно, вы ощущаете вес одежды и текстуру ткани или температуру воздуха? Переключайтесь между органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусовыми ощущениями
Пусть внимание переберет звуки: негромкое тиканье часов, гудение кондиционера
Отметьте окружающие вас формы: узор на ковре, форму дверной ручки. Позвольте вниманию выбраться за пределы комнаты и здания и вобрать звуки окружающего вас мира: клаксон проезжающего автомобиля, звук открывающейся или закрывающейся двери.
3. Понаблюдав за внешним миром пару минут, закройте глаза и снова вернитесь к внутреннему
Обратите внимание на ощущения, которые до этого упустили. Осознайте, что вы чувствуете
Если будут неприятные или дискомфортные ощущения, отметьте их и двигайтесь дальше. Погрузившись на пару минут внутрь, откройте глаза и снова переместите внимание наружу.
Теперь проанализируйте результаты наблюдений и заполните шаблон «Внутри и снаружи».
Что вы обнаружили внутри себя и во внешнем мире? В какой момент ощутили спокойствие и умиротворение? В каком мире комфортнее вашему сознанию? А в каком оно наиболее активно?
Упражнение №3: Котелок хорошего настроения
Сварить хорошее настроение? Проще простого! Предложите ребёнку этот вариант снятия напряжения. Выберете любую ёмкость (например, кастрюлю, казан или сковороду-вок) и решите, из чего же вы можете сварить хорошее настроение.
Дайте ребёнку простор для фантазии: может, для хорошего настроения нужен цветок герани? Три конфеты и апельсин? Любимая игрушка? Пять деталей от конструктора, рисунок с улыбкой, солнечный зайчик и радужный слайм?
Придумайте рецепт вместе и реализуйте его. По окончании кулинарного мастер-класса задайте ребёнку вопрос: чего ещё не хватает в блюде? Какой ингредиент он считает самым важным? А какое блюдо получится, если убрать один из компонентов? Какое бы еще «зелье» ребёнок хотел сварить?