Сдвг у детей: что это, как общаться с таким ребенком

Сдвг - синдром дефицита внимания и гиперактивности: причины возникновения, диагностика, лечение

Введение

В настоящее время количество детей с отклонениями в развитии возросло во много раз. Негативная тенденция к постоянному росту нарушений поведения и психического развития детей признается на уровне государства. (Микадзе)    . Причинами данного явления кроются в ухудшении экологических и социальных факторов, также появлении новых медицинских технологий, — появление возможности выхаживания детей с отклонениями в развитии.  Возрастающие образовательные требования школы усугубляют имеющиеся трудности, и без специальной квалифицированной коррекционной помощи компенсация развития не происходит.

На фоне множества патофенеменов (задержки психоречевого развития, роста психосоматических заболеваний, дисграфии, дислексии, другие) отдельно выделяется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), представляющий особую социальную проблему в связи с частой распространенностью среди современных детей. Неблагоприятные проявления в поведении ребенка с СДВГ доставляют много трудностей не только окружающим (родители, воспитатели, учителя), но и самому ребенку.

СДВГ встречается в любых социально-экономических слоях населения,  в большей степени синдром проявляется в малообеспеченных семьях —  социальная среда ухудшает поведенческие проблемы. Также СДВГ имеет большее распространение в регионах с повышенной плотностью населения. (Монина и др.)

На сегодняшний день остается актуальной проблема как ранней диагностики СДВГ, так и оказания своевременной медикаментозной и квалифицированной психокоррекционной помощи. 

Что делать, чтобы поддержать себя?

Люди с СДВГ могут предпринять ряд мер для поддержания своего здоровья и благополучия в целом.

1. Расскажите окружающим, чем они могут помочь

Как при любом другом расстройстве, люди часто хотят помочь, но не знают, как это сделать, все заканчивается бесполезными советами. Расскажите людям в вашем окружении, что вы считаете эффективным, а что неэффективным.

2. Старайтесь регулярно заниматься физическими упражнениями

Регулярные физические упражнения полезны всем. Было установлено, что у людей с СДВГ они существенно снижают симптомы тревожности и депрессии, которые могут усугубить симптомы СДВГ. Не доказано, что физические упражнения оказывают положительное влияние на симптомы гиперактивности, импульсивности или невнимательности.

3. Сон должен быть полноценным и качественным

Недостаточное количество сна может усугубить симптомы СДВГ. Выработать правильные привычки сна может быть непросто, но можно попробовать следующее:

  • разработайте и придерживайтесь привычного графика перед сном, например, примите ванну или послушайте музыку;
  • ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день, включая выходные;
  • не пользуйтесь электронными устройствами минимум за час до сна;
  • не употребляйте сахар, кофеин или алкоголь минимум за пару часов до сна;
  • выполняйте достаточно физических упражнений в течение дня;
  • в спальне должно быть темно и тихо. Если можете, оставьте открытым окно для притока свежего воздуха.

4. Стремитесь питаться регулярно и сбалансированно

Крупное исследование показало, что существует связь между симптомами невнимательности и нездоровыми привычками в питании, включая употребление продуктов с высоким содержанием сахара. Нездоровое питание оказывает негативное влияние на физическое здоровье и, возможно, настроение, что может привести к затруднениям в управлении симптомами СДВГ.

5. Управление транспортным средством

По закону вы должны уведомить Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств (Driver and Vehicle Licensing Agency, DVLA) о любом расстройстве, которое может сказаться на вашей способности безопасно управлять транспортным средством.

Если вы не уверены, влияет ли СДВГ или препарат для лечения СДВГ на вашу способность управлять транспортным средством, проконсультируйтесь с врачом. Если СДВГ влияет на вашу способность управлять транспортным средством, но вы не сообщили об этом DVLA, вас могут оштрафовать на сумму до 1000 фунтов стерлингов. Если вы попадете в ДТП, вас могут привлечь к ответственности.

Подробнее об этом можно узнать на сайте DVLA.

Как лечат СДВГ

Лечение СДВГ направлено на уменьшение симптомов, улучшение функционирования и повышение качества жизни. Планы терапии часто разрабатываются с учетом конкретных потребностей человека, его возраста, тяжести симптомов и личных предпочтений.

Основные направления лечения:

Психообразование. Объяснение пациенту особенностей заболевания является первым шагом в процессе лечения. Это предполагает предоставление информации как самому человеку, так и членам его семьи о природе патологии, общих симптомах и доступных вариантах лечения. Специалисты предлагают специальные психообразовательные программы в зависимости от возраста больного и клинической картины.

Когнитивно-поведенческая терапия. Эта форма психотерапии направлена на изменение моделей поведения и разработку стратегий преодоления симптомов расстройства. Она особенно эффективна у детей. КПТ обычно включает в себя такие методы, как постановка четких целей, создание структурированного распорядка дня, положительное подкрепление и стратегии управления временем.

Лекарства. Врачи используют стимулирующие и нестимулирующие психотропные медикаменты для облегчения симптомов СДВГ. Эти лекарства помогают увеличить концентрацию внимания, уменьшить импульсивность и контролировать гиперактивность.

Общая психотерапия. Она нужна для выявления и устранения негативных моделей мышления и поведения
В ней особое внимание уделяется развитию стратегий преодоления трудностей, методов самоконтроля, организационных навыков и методов управления временем

Длительная психотерапия позволяет взрослым с таким диагнозом справиться с проявлениями расстройства в личной и профессиональной сферах жизни.

Обучение родителей и семейная терапия
Поскольку заболевание влияет не только на человека, но и на членов его семьи, важное значение имеет вовлечение родителей и близких в процесс лечения. Программы обучения родителей основаны на стратегиях устранения поведенческих трудностей и получении навыков для поддержки развития ребенка

Семейная терапия требуется для решения внутренних конфликтов.

Групповая психотерапия. Она нужна в качестве платформы для общения, обмена опытом и обучения друг у друга. Групповая психотерапия направлена на эмоциональную поддержку и улучшение социальных навыков.

Не все методы лечения действуют одинаково для всех людей и часто рекомендуется комплексный подход, сочетающий различные направления терапии. Планы лечения должны быть индивидуализированы, регулярно контролироваться и корректироваться по мере необходимости для достижения оптимальных результатов. Регулярное наблюдение у психиатра, психотерапевта и невролога необходимо для обеспечения эффективности лечения и постоянной поддержки.

Рекомендации родителям гиперактивных детей

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».

1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.

2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.

3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).

4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.

6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.

7

Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени

8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.

9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.

10. Создайте необходимые условия для работы

У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий

11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.

12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.

14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.

15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.

16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.

17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию

Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Атлас: нервная система человека. Строение и нарушения. Под редакцией Астапова В. М. и Микадзе Ю.В. – М., 2004
  2. Балашова Е.Ю., Ковязина М.С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М., 2013
  3. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст. Авт. сост.: Семаго Н.Я., Семаго М.М. – М., 2014
  4. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб, 2014.
  5. Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая помощь. – Спб, 2007
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза – М., 2015

Памятка для родителей

Семья особенного ребенка, как никто знает, что такое синдром дефицита внимания. Такой ребенок требует намного больше любви и внимания. Существуют определенные правила для мамы и папы, следование которым поможет минимизировать нагрузку на психическое состояние их чада:

  1. Стройте позитивное отношение. Дети, страдающие расстройством, очень болезненно реагируют на критику. Не стоит употреблять слово «нет» в разговоре с ними. Вместо того, чтобы говорить «не делай так», стоит сказать, как «следует делать правильно». Необходимо показывать собственный позитивный пример: «Давай я помогу тебе убрать вещи» и развивать позитивное мышление у ребенка. Нужно привить убеждение, что ему все под силу.
  2. Хвалите ребенка! Все люди совершают ошибки, а дети особенно. Не концентрируйтесь на провалах, лучше похвалите их за достижения. Расскажите, как гордитесь хорошими поступками. Если ребенок что-то сломал, подбодрите его.
  3. Оградите своего ребенка от волнения. Если он раздражен или перевозбужден, необходимо постараться успокоить его: например, сделать ванную, включить приятную музыку, усадить за спокойные игры.
  4. Организуйте режим дня. Зная распорядок, ребенку будет легче справляться с заданиями, и он почувствует себя спокойней. Основные занятия должны повторяться в одно и то же время: прием пищи, выполнение домашнего задания, сон и прочее. Помогите ему решать важные дела здесь и сейчас, не откладывая на потом.
  5. Разговаривайте со своим чадом. Темы для обсуждения могут быть самыми разными. Спрашивайте, что он чувствует, думает. Слушайте, что он отвечает на поставленные вопросы, и давайте позитивные комментарии. Нельзя отвечать за ребенка. Если ему нужно время подумать, не беда. Он должен знать, что им действительно интересуются, и вам важна его жизнь.
  6. Минимизируйте отвлекающие факторы. Помните, что ваш ребенок нуждается в особенных условиях для развития. Чтобы ему было легче концентрироваться, дайте ему «выпустить пар». Если задание слишком большое, можно поделить его на части и выполнять поэтапно. Делайте перерывы между этапами, контролируйте качество проделанной работы и переходите к следующему заданию. Так ребенку будет проще сосредоточиться.
  7. Плохое поведение – не приговор. Ни в коем случае нельзя кричать на детей с СДВ. Правильнее объяснить, что именно рассердило вас, как родителя. Нельзя обобщать, выскажитесь по поводу конкретной ситуации. Если вы решили прибегнуть к наказанию, оно должно быть справедливым.
  8. Уделяйте время себе. Воспитание ребенка, страдающего от синдрома дефицита внимания – это труд. Вам тоже нужен отдых. Чтобы найти для себя хоть немного свободного времени, придумайте для чада полезный досуг. Например, IQ Club проводит для детей тренинги и интересные занятия. Их правильная организация позволяет увлечь любого ребенка, даже гиперактивного и невнимательного!

Когда начинается СДВГ и как он изменяется со временем?

В детстве

СДВГ может начать проявляться в раннем возрасте и зачастую его впервые замечают, когда ребенок идет в школу. Однако некоторые люди могут не сталкиваться со сложностями до взрослого возраста, или же эти сложности могут быть незаметны до более позднего возраста.

Хотя люди с СДВГ имеют общие, «типичные» симптомы, у разных людей СДВГ может проявляться по-разному. То, как выглядит СДВГ, может зависеть от:

  • происхождения;
  • личности;
  • вписывания в среду;
  • уровня поддержки и структуры;
  • позитивного и негативного жизненного опыта;
  • периода жизни.

Синдромы гиперактивности и импульсивности, как правило, более распространены в детстве и со временем представляют меньшую проблему для человека. Симптомы невнимательности, как правило, становятся большей проблемой в подростковом и взрослом периоде.

Взросление

Обычно в процессе взросления молодые люди испытывают больше трудностей и получают меньше поддержки. Например, у человека, живущего дома и имеющего обширную поддержку, СДВГ может не вызывать проблем до тех пор, пока он не переедет оттуда.

Молодые люди с СДВГ часто испытывают новые сложности, такие как:

  • работа или учеба;
  • проживание отдельно;
  • отношения;
  • финансы.

Во взрослом возрасте

На протяжении жизни новые испытания, такие как рождение ребенка, могут еще больше усилить общий уровень стресса у человека. Это может означать, что в процессе взросления СДВГ приводит к еще большим сложностям.

По мере возрастания общего уровня требований и стресса, людям с СДВГ с большей вероятностью будет сложно справиться с этим. Когда такое случается, они могут стать подавленными и плохо себя чувствовать. При соответствующей поддержке этого можно избежать. Узнать больше на эту тему можно в разделе о поддержке далее в этом ресурсе.

«Мне вчера сказала врач… и она направила меня на подтверждение. Сейчас я пытаюсь понять, что чувствую по этому поводу. Мне 38 лет, и за всю жизнь никто об этом мне не говорил. До сих пор я не могла выразить свои чувства». Рейчел

СДВГ — что это и как диагностировать ​

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — неврологическое расстройство развития, которое проявляется в детском возрасте, то есть не может начать развиваться в подростковом или взрослом возрасте. Симптомы всегда обнаруживаются уже в дошкольном возрасте, но чаще всего именно начало школьного обучения становится серьёзным испытанием. Детям с СДВГ сложно сосредоточиться, усидеть на одном месте в течение урока, они импульсивны и с трудом контролируют свои желания и эмоции, например, могут вставать и ходить по классу, выкрикивать с места, петь песни не только на уроках музыки и так далее.

С точки зрения неврологии, СДВГ — стойкое и хроническое нарушение, для которого на данный момент нет гарантированного способа излечения

При этом важно понимать, что это не нарушение восприятия. Дети с СДВГ — умные, активные и воспринимают реальность совершенно адекватно, умеют анализировать и делать выводы

Это, в первую очередь, нарушение способности выполнять понятые задачи, планировать их и доводить до конца, как того ожидают взрослые.

Несмотря на то, что проблема достаточно распространённая, случаи неправильной постановки диагноза встречаются достаточно часто. Либо гиперактивным детям не диагностируют СДВГ, и тогда родителей просто достают советами «наконец-то заняться воспитанием и вести себя построже», либо ставят этот диагноз обычному активному ребёнку, выписывая ненужные лекарства.

Научим умению быть спокойным и внимательным

Записаться на консультацию

Некоторые взрослые думают, что их дети ведут себя так из-за вредности или избалованности, и не знают, как успокоить своего гиперактивного ребёнка. Но в действительности советы «просто постараться и взять себя в руки» не работают. Многие дети могут сами рассказать, как нужно себя вести в школе — они прекрасно слышат и понимают все наставления. «Не вертись, сиди ровно, не дёргайся, не вставай, пиши, следи внимательно», — но как только доходит до дела, они действительно не могут следовать всем этим правилам.

СДВГ — это особенность работы мозга, а не прихоть или каприз ребёнка. Говорить ребёнку с СДВГ: «Просто старайся и не ленись», — это тоже самое, что говорить человеку с близорукостью: «Просто смотри внимательнее и чётче».

Хотелось бы сразу предостеречь родителей от постановки диагноза «по книжке». Бывают ситуации, когда родителям, например, кажется, что ребёнок должен быть спокойным и тихим (мы-то именно такими были, да?), а тот оказывается активным и любознательным. И родители удивлены: «Как? Ребёнок не хочет час собирать паззл? Наверное, у него гиперактивность».

Конечно, вы можете заподозрить, что у вашего ребёнка СДВГ, но для того чтобы убедиться в этом, необходимо обязательно посетить врачей — невролога и психиатра. Они подтвердят или опровергнут ваши подозрения. Если вам кажется, что врач ошибся, посетите другого врача, чтобы получить второе мнение

Важно, чтобы врач действительно пытался найти индивидуальный подход к вашему школьнику, учитывал обстоятельства и особенности развития, а не выписывал лекарства для галочки

Органические заболевания головного мозга (в частности церебрастенический синдром)

 Диагноз «органическое поражение головного мозга» в последнее время стал очень распространенным. Это связано с тем, что данная формулировка описывает не одно заболевание, а ряд отдельных патологий. Все они характеризуются изменениями структуры головного мозга. В большинстве случаев органические изменения не оказывают существенного влияния на работу ЦНС, ярко выраженные симптомы начинают проявляться в том случае, если повреждено более 20% головного мозга. При более серьезных повреждениях проявляются стойкие патологические синдромы, одним из них является церебрастенический синдром.

У детей органические повреждения головного мозга чаще всего связаны с перенесенными внутриутробными инфекциями или родовыми травмами. Но привести к развитию органических заболеваний могут и другие причины. Церебрастенический синдром развивается в результате кислородного голодания головного мозга

Больной не может концентрировать внимание и усваивать большое количество информации, быстро устает

Развиться церебрастенический синдром может в любом возрасте.

При игнорировании проблемы, психика ребенка не развивается нормальными темпами, но современная медицина позволяет проводить успешное лечение. Дети с различными органическими повреждениями головного мозга сегодня получили шанс на выздоровление и ведение полноценной жизни в будущем.

СДВГ в России

Стоит уделить внимание особенностям диагностики и коррекции СДВГ в России. Как уже было упомянуто выше, вещества — стимуляторы центральной нервной системы, традиционно используемые для коррекции СДВГ (среди которых метилфенидат, декстроамфетамин и др.), в России внесены в Список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых запрещен

Впрочем, существуют условия, при которых ввоз указанных веществ на территорию Российской Федерации допускается для личного использования в медицинских целях. Причины, по которым указанные препараты не признаются, а некоторые из них даже именуются «детским кокаином», возможно, базируются на необоснованных утверждениях о том, что такие стимуляторы в любом случае либо сами вызывают зависимость, либо провоцируют зависимое поведение. Несомненно, при фармакологическом лечении возникают риски формирования зависимости от многих лекарств, в том числе от обезболивающих или успокоительных.

Как понять, что у знакомого мне человека есть СДВГ?

Друзья и родные могут замечать признаки СДВГ у тех, кого они знают. Канадский альянс ресурсов по борьбе с СДВГ (CADDRA) имеет полезный перечень признаков, которые могут указывать на то, что у человека, которого вы знаете, есть неподтвержденный СДВГ.

Проблемы с организацией. Например: неумение распределять время, пропущенные приемы, частые просроченные и незавершенные проекты.
Неустойчивая работоспособность или успеваемость.
Проблемы с управлением гневом.
Проблемы в семье или браке.
Отсутствие рутины. Например, нерегулярный сон.
Сложности с управлением финансами.
Аддиктивное поведение, например: употребление психоактивных препаратов, компульсивный шопинг или азартные игры

Частые несчастные случаи вследствие неосторожности или невнимательности.
Проблемы с вождением, например: штрафы за превышение скорости, серьезные дорожные происшествия или лишение водительских прав.
Вынужденное уменьшение рабочей нагрузки или сложности с завершением заданий по учебе.
Низкая самооценка или хроническая неуспеваемость.

Люди, у которых кто-либо из близких родственников есть СДВГ, также с большей вероятностью сами имеют СДВГ.

 «Я ценю свой мозг и в то же время испытываю сложности с ним. В этом вопросе для меня очень важен баланс. На это ушли годы, но я научилась распознать в себе сильные стороны, обусловленные моим нейротипом. Меня не устраивает описание только «недостатков». Мое отличие — это МОЙ собственный опыт». Клэр

Стигма

Рассел Баркли считает, что навешивание ярлыков — палка о двух концах; При маркировке есть много подводных камней, но, используя точную этикетку, можно получить доступ к услугам. Он также считает, что маркировка может помочь человеку понять и принять обоснованное решение, как лучше всего справляться с диагнозом, используя знания, основанные на фактах. Исследования также показывают, что образование братьев, сестер и родителей оказывает, по крайней мере, краткосрочное влияние на результат лечения. Баркли заявляет о правах с СДВГ: «… из-за различных законов, которые были приняты для их защиты. Существуют законы о специальном образовании с Законом об американцах с ограниченными возможностями, например, в которых СДВГ упоминается как приемлемое состояние. Если вы измените ярлык , и снова назовем это просто неким изменением нормального темперамента, эти люди потеряют доступ к этим услугам и потеряют с трудом завоеванные средства защиты, которые удерживают их от дискриминации … »Психиатр Харви Паркер, основавший CHADD , заявляет: «мы должны праздновать тот факт, что школьные округа по всей стране начинают понимать и признавать детей с СДВГ и находят способы их лечения. Мы должны отметить тот факт, что широкая публика не смотрит на детей с СДВГ. как «плохие» дети, как мальчишки, но как дети, у которых есть проблема, которую они могут преодолеть ». Однако в школе сверстники могут высмеивать детей за использование психиатрических препаратов, в том числе от СДВГ.

Благодарность

Эта информация была подготовлена редакционной коллегией по взаимодействию с общественностью Королевского колледжа психиатров (PEEB). Она является отражением наиболее достоверных данных, имеющихся на момент написания данного документа.

Консультанты: доктор Дитмар Ханк и доктор Кейт Франклин

Благодарим людей, которые столкнулись с СДВГ и помогли в разработке этого ресурса, и любезно согласились поделиться своим опытом в виде цитат.

Особая благодарность Сьюзан Данн Моруа, основательнице и координатору группы поддержки взрослых с СДВГ в Бристоле.

Полная информация предоставляется по запросу.

This translation was produced by CLEAR Global (Oct 2023)

Что такое СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это диагноз, применяемый к людям, которые испытывают трудности со следующим:

  • невнимательность — сложно сконцентрироваться;
  • гиперактивность — ощущение беспокойства и сложно усидеть на месте;
  • импульсивность — говорить или делать что-то, не подумав сначала о последствиях.

Большинство людей испытывают эти трудности в определенные моменты своей жизни или в определенных ситуациях. Например, человеку может быть сложно сконцентрироваться на следующий день, если плохо спалось накануне ночью.

Тем не менее, для людей с СДВГ эти трудности обычно начинаются в детстве, и для большинства людей они продолжаются по мере взросления, хотя могут измениться или улучшиться. Эти трудности также влияют на многие области жизни человека.

«Для меня чтение книги может напоминать катание на карусели, когда книгу держит кто-то из толпы. Задачи могут ощущаться как поездка на машине, где мое нетерпеливое «я» управляет педалями, а мое любопытное «я» держит руль». Человек с СДВГ

Как жить с СДВГ взрослому человеку

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.

Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.

Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.

Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе

Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы

Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.

Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.

Становится ли СДВГ более распространенным?

За последние годы в Великобритании наблюдается рост числа направлений в службы, оказывающие помощь при СДВГ. Этому способствует ряд причин, в частности:

  • более широкая осведомленность о СДВГ среди населения и медицинских работников;
  • пандемия COVID-19, которая привела к изменению рабочей и образовательной среды. Это могло сделать поведение при СДВГ более заметным.

То, что большее количество людей направляют для оценки на наличие СДВГ, — это хорошо, так как это означает, что люди, у которых есть СДВГ, могут получить необходимую поддержку. Те, у кого СДВГ не обнаружен, но есть потребности в соответствующей поддержке, также могут получить поддержку. 

Некоторые люди ошибочно высказываются о том, что СДВГ — «модно» или «придумано». В действительности, первое врачебное описание нарушения, напоминающего СДВГ, было сделано в XVIII веке. Название расстройства претерпело изменения со временем, но были описаны те же трудности, которые мы сегодня расцениваем как СДВГ.

Специалисты в области здравоохранения и ученые во всем мире согласны с тем, что СДВГ является обоснованным диагнозом. Есть четкие методические указания, описывающие как диагностировать СДВГ и как проводить оценку, поддержку и лечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание причин, особенностей проявления СДВГ чрезвычайно важно в настоящее время в связи с распространенностью заболевания. Кроме сложностей, которые испытывают люди, окружающие и воспитывающие такого ребенка, не надо забывать и о том, что и самому ребенку бывает тяжело с подобными трудностями

Отвлекаемость не дает проявить себя на занятиях. Повышенная раздражительностью с повышенной ранимостью, нарушение чувства дистанции в социальных контактах нарушает нормальное общение со сверстниками и взрослыми. Трудности планирования,  гиперактивность и нарушения внимания при обучении в школе могут привести к хронической неуспеваемости и навешиванию негативного «ярлыка» на ребенка при нормальных умственных способностях. Дальнейшее некорректируемое развитие может привести к асоциальному поведению — отсутствие должного самоконтроля, импульсивность и уменьшенное чувство страха могут привести к тотальному социальному неблагополучию. 

            Из всех видов диагностики, нейропсихологический синдромный анализ является на сегодняшний день одним  наиболее полных методов оценки психических процессов при различных функциональных состояниях мозга и особенностей психических процессов. Благодаря квалифицированному описанию не только дефицитарных, но и сильных сторон психического развития, можно наметить эффективную коррекционную помощь детям с СДВГ.  Специально организованная коррекция слабых звеньев психического развития при опоре на сильные звенья поможет скорректировать ход психического онтогенеза. А это в свою очередь позволит адаптировать детей к современному обществу, улучшит их психологическое состояние и даст возможность получить хорошее подходящее образование, к чему и стремятся родители.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: