Сдвг — синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности: этиология, виды, психологическая помощь

Как выявляют СДВГ?

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений, врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или комбинированный тип.

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Определение и диагностические критерии

В настоящее время основой для установления диагноза является фено­мено­ло­ги­чес­кая психо­ло­ги­чес­кая харак­те­рис­ти­ка. Многие признаки СДВГ проявляются лишь время от времени.

Согласно действующим (по состоянию на начало 2007 года) критериям диагностики, СДВГ можно диагностировать начиная с позднего дошкольного или школьного возраста, поскольку для выполнения требований постановки диагноза необходима оценка поведения ребёнка как минимум в двух условиях обстановки (например, дома и в школе). Наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза СДВГ.

Импульсивность

Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически эти дети часто характеризуются как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами. Дети с СДВГ могут легкомысленно и беспечно повредить или уничтожить чью-либо собственность значительно чаще, чем дети без признаков СДВГ.

Одна из трудностей в диагностировании СДВГ — то, что он часто сопровождается другими проблемами. Небольшая группа людей с СДВГ страдает редким расстройством, называемым синдром Туретта.

Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM-5

Согласно DSM-5, диагноз Синдром дефицита внимания/гиперактивности можно установить не ранее 12 лет (по 4-му изданию с 6 лет). Симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках. Для диагноза необходимо 6 симптомов, а с 17 лет — 5 симптомов. Они считаются раздельными для невнимательности и гиперактивности. Симптомы должны присутствовать не менее полугода, и они должны отставать от уровня развития большинства подростков этого возраста. Симптомы должны проявляться и до 12 лет, и их нельзя объяснить другими психическими расстройствами.

Невнимательность

Часто неспособен удерживать внимание на деталях: из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
Легко отвлекается на посторонние стимулы.
Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Часто ломает все предметы подряд (в то же время делает вид, что не он это делал).

Гиперактивность

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
  6. Бывает болтливым.
  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит «свернувшись калачиком».

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .

СДВГ у взрослых

Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях. Американское исследование 2006 года (т

н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается 

Американское исследование 2006 года (т. н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается .

Распространённость СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин .

Методы психологической работы с СДВГ

Для понимания выбора форм и методов коррекции, разработки механизма воздействия на синдром необходимо понимать, представлен ли синдром в относительно «чистом» виде или имеет сопутствующие нарушения. Так, дети с СДВГ могут страдать нарушениями в выработке моторных навыков, могут отмечаться языковые и речевые нарушения, нарушения восприятия.

Опираясь на результаты теоретического анализа, рассмотрев патогенез изучаемого синдрома, специалисты должны использовать комплексный подход при оказании психологической помощи.

В работах Ю.С. Шевченко предлагается использовать 5-уровневую систему лечебно-коррекционной работы . I уровень — метаболический (представляет собой медикаментозное лечение). II уровень — нейропсихологический (представлет собой нейропсихологические мероприятия, включая комплексную психомоторную коррекцию). III уровень — синдромальный (использование развивающих игр, изолированно воздействующих на элементы синдрома). IV уровень — поведенческий (применение бихевиоральной терапии в сочетании с другими видами). V уровень — личностный (использование групповой и индивидуальной терапии).

По нашему мнению, работа должна быть представлена системой по психологическому сопровождению лиц, имеющих данный синдром. Именно система будет отвечать требованиям комплексного подхода, на который указывают врачи и психологи. Система, которая включает три этапа, уже показала свою эффективность. Такая последовательность позволяет повысить эффективность лечения детей с СДВГ.

  1. Диагностический. На этом этапе проводится комплексная оценка неврологического, психического статуса ребенка.
  2. Разработка программы лечения расстройства. Лечение включает в себя медикаментозные методы, а также методы психотерапии (в том числе семейной), психокоррекции поведения, нейропсихологии.
  3. Проведение медико-психолого-педагогических консилиумов для выработки рекомендаций по сопровождению ребенка в период лечения.

Таким образом, синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой сложное психоневрологическое расстройство, требующее разработки модели по психологическому сопровождению детей и их семей, которая будет включать в себя последовательность этапов, план мероприятий, механизм работы с детьми, родителями, учителями, а также описание круга специалистов, привлекаемых для работы с данным видом расстройства.

У моего ребенка диагноз СДВГ. Что это означает?

Не все люди понимают, что СДВГ – это заболевание, и некоторые видят в этом необоснованный «ярлык». Временами родителям бывает трудно принять, что их ребенок болен и они бывают возмущены диагнозом. Иногда родители полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, так как были плохими или невнимательными родителями

Важно понимать, что СДВГ – это заболевание. С помощью лечения можно улучшить учебу, социальную адаптацию ребенка, способность заводить друзей и поддерживать дружбу

Правильное лечение может снизить напряженность в семье, нормализовать жизнь дома и сделать ее приятной для всех членов семьи. Самое важное заключается в том, что эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее без каких либо проблем. Если Вы обеспокоены наличием этого заболевания и его последствиями для Вашей семьи, поговорите со специалистом, который расскажет Вам про это заболевание. Откладывание лечения из-за недостаточного понимания проблемы – это, безусловно, неправильно для Вашего ребенка.

Причины СДВГ

Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».

Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.

Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.

Как распознать СДВГ у детей

Некоторые специалисты могут диагностировать СДВГ даже у детей до одного года. Главные признаки — сильная возбудимость и гиперактивность. Младенцы часто плачут, кричат, дергают ручками и ножками, говорит Ольга Демьяненко. У детей более старшего возраста (4–5 лет) синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется уже более явно.

«Ребенок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте. И это не связано с какой-то игрой — ему движение необходимо само по себе. Он очень быстро переключается. Взял одну игрушку, поиграл, потом другую

Также он не может долго удерживать свое внимание на чем-то. Ему нужно переключение, он быстро устает

Плюс тяжело успокаивается, долго не может заснуть», — рассказывает Демьяненко.

Ребенку с СДВГ сложно выполнять инструкции, он часто даже не слышит, что ему говорят. Также маленький человек не может вести себя тихо и сдержанно, даже когда повода для беспокойства нет. Он громко разговаривает, громко смеется, кричит.

Насколько распространен СДВГ

Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.

Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.

У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.

Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.

Экономика образования

Как поддерживать ментальное здоровье школьников

Как жить с СДВГ взрослому человеку

Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.

Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.

Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.

Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе

Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы

Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.

Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Как лечить СДВГ

Диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» должны поставить несколько специалистов. Это врач невролог или невропатолог, а также нейропсихолог или клинический психолог и психиатр. Только убедившись в верности диагноза, нужно принимать меры.

Для ребенка важны не только лекарственные препараты, но и правильный психолого-педагогический подход, предупреждает Анна Портнова

По ее словам, хороший педагог посадит такого ученика на первую парту и будет стараться удерживать его внимание. А плохой — отправит на последнюю и будет постоянно делать замечания, усугубив тем самым состояние ребенка

Также при диагнозе СДВГ эффективна когнитивно-поведенческая терапия, которую проводит психолог или психиатр.

Существуют препараты, которые улучшают работу мозга и активируют функцию внимания. Но в России их зарегистрировано мало. Многих лекарств, которые имеют доказанную эффективность, у нас просто нет, говорит Портнова. И это большая проблема.

Терапия у психолога — более доступный вариант коррекции симптомов СДВГ для россиян. И она достаточно эффективна в большинстве случаев.

Кадр из сериала «Хороший доктор». Подпись: У персонажа сериала Сэлен Моррисон — СДВГ. Она использует оригинальные методы для концентрации внимания: медитации, игру на укулеле, а также множество гаджетов — фитнес-браслеты, планшеты и т.п.

Что такое СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ, ADHD) — это нейробиологическое расстройство, которое выявляется у большого количества детей, подростков и взрослых по всему миру . В прошлом столетии благодаря проведению множества исследований была создана надёжная научная база, облегчающая современное понимание причин, распространённости и тактики терапии СДВГ .

По данным Американской медицинской ассоциации за 1998 год, СДВГ считается самой изученной болезнью с убедительными научными данными в сравнении с другими схожими заболеваниями . Авторы практического руководства по детской и подростковой психиатрии Американской академии детской и подростковой психиатрии (AACAP) редакции 2007 года, пишут о том, что клиницисты во всём мире считают СДВГ первичным нейробиологическим расстройством, которое может спровоцировать у детей, подростков и взрослых нарушения различной степени тяжести . Биологическую основу СДВГ подтверждают нейропсихологические, нейровизуальные и генетические исследования .

Научно доказано, что при СДВГ дефицит исполнительного функционирования, реакций торможения, концентрации внимания, рабочей памяти и способности к планированию связаны с определёнными областями головного мозга . В ходе исследований выявлено, что у детей с СДВГ в среднем объём мозга меньше, по сравнению с пациентами контрольной группы того же возраста . В некоторых научных источниках описаны меньшие размеры мозжечка наряду с уменьшением общего объёма мозга .

Полезная информация для родителей детей с СДВГ

Помимо помощи детям, страдающим СДВГ, помощь требуется и их родителям. Воспитание ребенка, имеющего те или иные особенности в развитии, требует больше сил, терпения и вовлеченности.

Трудности в коррекции поведения, сложности в обучении, медленное получение результатов от вкладываемых усилий, непонимание окружающими особенностей ребенка зачастую накладывают отпечаток на эмоциональное состояние взрослых. Поэтому многим родителям требуется поддержка, помощь специалистов для того, чтобы справиться с грузом ежедневных задач.

Получение достоверной информации относительно диагноза, причин его возникновения и коррекции очень важно для родителей. Сегодня на просторах интернета можно найти много данных о СДВГ — правда, качество источников не всегда проверяется

Большое число специалистов из разных сфер обещают «вылечить» ребенка самыми разными методами, в том числе диетами, биологически активными добавками к пище (БАДами), физиопроцедурами и прочими иногда совершенно ненаучными методами.

Именно поэтому психообразование, группы поддержки, тренинги для родителей являются важной частью терапии СДВГ, чтобы сохранить время и ресурсы семьи. Ведь понимание природы этого состояния, механизмов возникновения и путей коррекции снижает уровень тревожности и избавляет от чувства вины мам и пап («Это я виноват(а), что он такой, потому что мало уделял(а) внимания ему», «Как же он будет во взрослой жизни!» и т. д.)

Существует большое количество книг и интернет-ресурсов для семей, где растут дети с СДВГ. Вот лишь малая часть из них:

Книги:

  • Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком».

  • Екатерина Мурашова «Дети-тюфяки и дети-катастрофы».

  • Эдвард Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь».

Этиология СДВГ

В настоящее время СДВГ является полиэтиологичным психоневрологическим расстройством. Выделяют следующие теории этиологии СДВГ (рис. 1).

Развитие синдрома может быть обусловлено поражением генов, нарушением обменных процессов в организме, нарушением деятельности нервных клеток. При рассмотрении данных теорий следует отметить роль нейроприроды СДВГ, а также его патогенез. Экзогенные и эндогенные факторы могут оказывать влияние как комплексно, так и обособленно друг от друга.

На развитие синдрома могут оказывать влияние следующие факторы.

Перинатальный фактор. Его воздействие очень значимо для формирования нервной системы ребенка

Нервная система в своем развитии проходит несколько этапов, и каждый этап имеет важное значение для морфофункциональной зрелости нервной системы. Любое внешнее воздействие (неблагоприятное) вызывает риск возникновения нарушений

Так, например, осложнения в родах могут привести к таким последствиям, как гипоксия плода, в результате чего страдает кора головного мозга. При гипоксии нарушаются многие функции головного мозга: нейроны становятся не способны выполнять свои функции полноценно, и, соответственно, чтобы компенсировать погибшие клетки, соседние берут на себя эти функции. На это требуется время и соответствующие внешние воздействия. В первые два месяца происходит процесс миелинизации нервных волокон, который впоследствии должен защитить отростки нейронов и способствовать высокой передаче нервных импульсов. В этот период перенесенные заболевания, различные нарушения и сбои в работе организма нарушают процесс миелинизации, и нейроны не получают защитную оболочку, что может привести к различного рода нарушениям ЦНС.

Алиментарный фактор. Проведенные исследования в изучении СДВГ указывают на то, что на симптоматические нарушения могут оказывать внияние особенности питания. В частности, установлено, что несбалансированное питание, частое употребление пищи с консервантами, недостаточное употребление продуктов, содержащих белковые компоненты, приводят к эндокринологическим нарушениям. Дефицитное состояние прежде всего обусловливается недостатком микроэлементов во внешней среде и нарушенным питанием. Вследствие этого происходит нарушение метаболизма питательных веществ, страдает организм, в том числе и нервная система.

Экологический фактор. Ухудшение экологической обстановки ведет к различным поражениям в организме. Наиболее чувствительными к экологическим изменениям являются дети. Воздействие на их организм происходит еще в утробе матери. Окружающая среда «насыщается» различными продуктами переработки (CO, CO2 и т.д.), тяжелыми металлами и их солями. Например, при наличии авитаминоза и дефицита микроэлементов (магний, железо и т.д.) воздействие тяжелых металлов на организм усиливается. При дефиците магния в организме может накапливаться свинец в избытке, который является сильным нейротоксином, при этом оказывает серьезное воздействие на когнитивные процессы, влияет на обучение и поведение. Сам по себе фактор не может вызвать СДВГ, но осложняет течение данного расстройства.

Социальный / социально-психологический фактор. Социальные отношения, общение в кругу сверстников, взаимодействие со взрослыми, внутрисемейные отношения «родитель — ребенок» оказывают влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. Характер отношений чаще всего является конфликтным, тем самым провоцируя развитие поведенческих нарушений, таких как агрессия, импульсивность, раздражительность, склонность к асоциальным действиям. Семья, являющаяся неблагополучной, конфликтные отношения между родителями, наличие лиц с девиантным и делинквентным поведением выступают факторами риска развития расстройства.

Как лечить синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Справиться с дефицитом внимания помогают психолог и невролог

Работа психолога направлена на то, чтобы корректировать эмоции, поведение и когнитивные функции: мышление, внимание и память. Для этого проводят сеансы когнитивно-поведенческой терапии

На них ребенка обучают, как правильно воспринимать окружающую обстановку и контролировать себя.

Чаще всего психотерапевтические сеансы проводят в формате игр, в ходе которых воспроизводят определенные жизненные ситуации. Вместе с ребенком в обучении могут участвовать родители или другие дети с дефицитом внимания. Для улучшения когнитивных функций эффективна арт-терапия: занятия рисованием, лепкой, игрой на музыкальных инструментах.

В отличие от психолога, невролог — это дипломированный врач, прошедший подготовку для диагностики и лечения нервной системы. При синдроме дефицита внимания с гиперактивностью невролог назначает лекарства для улучшения функции головного мозга4.

Один из них — препарат Проспекта. В качестве действующего компонента это лекарство содержит вещество, которое регулирует активность специального мозгоспецифического белка. Этот белок в норме присутствует в головном мозге и необходим для нормальной мозговой активности, а также обладает свойством  влиять на активность нервных клеток головного мозга и защищать их от повреждения. Средство способствует снижению до нормы избыточно выраженных функций и улучшению угнетенных, связанных с дефицитом внимания, уменьшению гиперактивности, улучшению мышления, внимания и памяти.

Форма выпуска препарата – таблетки для рассасывания. При СДВГ принимают по 1 таблетке 2 раза в день между приемами пищи. Курс лечения длится 8 недель. Спустя 1–2 месяца врач может назначить повторный курс. Таблетки  Проспекта можно принимать детям, начиная с 7 лет.

1Глозман Ж.М., Шевченко И.А. Проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и подходы к его коррекции. СибСкрипт. 2013. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sindroma-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-i-podhody-k-ego-korrektsii (дата обращения: 17.12.2023)

2 Абшилава Э.Ф. Клинико-психопатологические и патопсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihopatologicheskie-i-patopsihologicheskie-osobennosti-detey-s-sindromom-defitsita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu-sdvg (дата обращения: 17.12.2023)

3 Фесенко Ю.А., Фесенко Е.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностика и коррекция нарушений. Практическое пособие. 2019. URL:
  https://azon.market/image/catalog/v_1/product/pdf/377/3764391.pdf?ysclid=lq9n63c8kt313303078 (дата обращения: 17.12.2023)

4 Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Журнал медико-биологических исследований. 2014. URL:
  https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-novoe-v-diagnostike-i-lechenii?ysclid=lq9n5ovyzx512724311 (дата обращения: 17.12.2023)

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ?

У некоторых детей выявляются другие заболевания, которые сопутствуют этому расстройству. Они включают:

  • Расстройства развития учебных навыков, которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников.
  • Вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением.
  • Эмоциональные расстройства, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным.
  • Тики так же могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка. 
  • Так же у ребенка может быть выявлена задержка психоречевого развития или психического развития (ЗПРР или ЗПР)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: