Причины СДВГ
Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».
Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.
Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.
Сколько симптомов нужно для постановки диагноза
При СДВГ человек испытывает значительные трудности как минимум в двух сферах жизни — например, в работе, отношениях с партнером и внутри семьи, отдыхе и досуге, заботе о здоровье. Чтобы поставить диагноз, российские психиатры опираются не только на МКБ-11, но и на руководство DSM-V (свежая версия номенклатуры психических диагнозов, используемая в США). Оно включает в себя девять симптомов невнимательности и девять симптомов гиперактивности.
Вот симптомы невнимательности:
- Человек пренебрегает деталями и допускает небрежные ошибки при работе или в другой деятельности.
- Ему трудно сконцентрироваться.
- Возникает впечатление, что человек не слушает, когда к нему обращаются напрямую.
- Он не следует инструкциям или конечным задачам.
- Имеет трудности с организацией задач и мероприятий.
- Избегает, не любит или не желает заниматься деятельностью, требующей постоянных умственных усилий в течение продолжительного времени.
- Часто теряет вещи.
- Легко отвлекается.
- Забывчив в повседневной деятельности.
А вот симптомы гиперактивности и импульсивности. Человек часто:
- Двигает руками или ногами или не может усидеть на месте.
- Оставляет свое место в офисе или в другой ситуации.
- Ходит или бегает вперед-назад, когда ситуация этого не требует.
- Не может спокойно участвовать в размеренной деятельности, например, настольных играх.
- Находится в движении, ведёт себя, как «взвинченный».
- Говорит чрезмерно много.
- Выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут заданы.
- Испытывает трудности с ожиданием своей очереди.
- Прерывает других во время общения или вмешивается в разговор.
Юлия Строгова, взрослый и детский психиатр, занимается диагностикой СДВГ:
«Чтобы получить диагноз после 17 лет, нужно набрать по пять пунктов в одной или каждой из этих категорий. Кроме того, симптомы должны мешать человеку жить. Иначе мы сталкиваемся с ситуацией: “Ой, все болтают ногой, тогда у всех СДВГ?”. Дело в том, что не всем людям это препятствует в жизни и работе. И не у всех есть четыре других признака, которые мешают адаптации».
Критика
СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных душевных расстройств. СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-х годов. В существовании данного синдрома сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что данное расстройство существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.
Исследователи из канадского Университета Макмастера определили пять основных пунктов, относительно которых развиваются дискуссии:
- Клиническое диагностирование, для которого не существует лабораторных или радиологических подтверждающих заболевание тестов и характерных физиологических особенностей организма.
- Частое изменение критериев диагностики.
- Не существует эффективного способа лечения. Существующие способы лечения очень длительны.
- При лечении используются препараты, часть которых содержит психотропные вещества (метилфенидат, декстроамфетамин).
- Частота выставления диагноза СДВГ различается значительно в разных странах.
Недостаточная ясность по поводу того, что можно отнести к СДВГ, и изменения в критериях постановки диагноза приводили к замешательству. Этические и юридические проблемы лечения являлись главными областями разногласий — особенно использование психостимуляторов при терапии, а также рекламирование стимуляторов СДВГ группами и индивидуумами, которые получают деньги от фармацевтических компаний.
Профессиональные медики и агентства новостей утверждали, что диагноз и лечение данного расстройства заслуживают более тщательного расследования.
Для объяснения симптомов СДВГ были предложены альтернативные теории, к которым относятся теория охотника и фермера, нейромногообразие (Neurodiversity) и теория социального конструкта СДВГ (Social construct theory of ADHD).
Некоторые личности и группы полностью отрицают существование СДВГ. К ним можно отнести Томаса Саса, Мишеля Фуко и такие группы, как Гражданская комиссия по правам человека. Однако большинство медицинских структур и суды США считают диагнозы СДВГ легитимными (см. Ritalin class action lawsuits).
Насколько распространен СДВГ
Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.
Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.
Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.
Экономика образования
Как поддерживать ментальное здоровье школьников
Рекомендации родителям гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
1. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и не выполняйте их за него.
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе.
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
4. Избегайте завышенных или заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
5. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и что нельзя. Гиперактивные дети должны справляться с обычными для всех подрастающих детей проблемами. Эти дети не нуждаются в том, чтобы их отстраняли от требований, которые применяются к другим.
6. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
7
Вызывающее поведение Вашего ребёнка — его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
9. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным.
10. Создайте необходимые условия для работы
У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
15. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию.
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию
Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Найдите те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе
Проблемы, которые сопровождают СДВГ
Сложности в обучении
Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.
Конфликты с братьями и сёстрами
Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.
Проблемы со сном
Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.
Расстройства или заболевания
До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.
СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .
Гнев и детская агрессия
Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .
Курение, алкоголизм, употребление наркотиков
Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.
Сеть пассивного режима работы мозга
Возвратимся к дефициту внимания у людей с СДВГ, точнее к сложностям произвольного переключения и удержания внимания, к чувствительности к отвлекающим факторам (если это не состояние гиперфокуса)
Здесь важно упомянуть так называемую сеть пассивного режима работы мозга (default mode network, DMN). Эта система участков мозга включает в себя часть префронтальной коры, заднюю поясную кору, предклинье и угловую извилину (см
рис. 1).
Рисунок 1. Default mode network (DMN). Источник
Хотя функции DMN не изучены до конца, известно, что именно она более активна, когда человек не сфокусирован на конкретной задаче и позволяет вниманию и мыслям блуждать.
Недавний метаанализ на основе 20 исследований 944 пациентов с СДВГ и 1121 нормотипичного человека выявил систематические изменения функциональных связей в DMN у людей с СДВГ. При этом синдроме некоторые регионы DMN слишком сильно активизируются во время обработки информации, что приводит к отвлечению и усложняет концентрацию внимания. Также у пациентов с СДВГ была обнаружена повышенная связь DMN и части префронтальной коры, отвечающей за мультизадачность, что может отражать склонность людей с СДВГ метаться между несколькими делами одновременно.
К счастью, с возрастом сеть пассивного режима работы мозга развивается, и в ряде случаев, если в детстве симптомы СДВГ сопровождаются нарушениями функциональной связности DMN, эти нарушения могут нейтрализоваться.
СДВГ – диагноз
Постановка диагноза СДВГ требует тщательного анализа и длительного наблюдения за ребенком, так как многие признаки СДВГ проявляются время от времени. В настоящее время основами для постановки диагноза служат феноменологическая и психологическая характеристики. Феноменологическая характеристика — это набор и проявление отклонений личности от нормы. Психологическая характеристика — это фактически психологический портрет личности. Над этими вещами работают психологи и нейропсихологи, они и составляют портрет ребенка.
Критерии диагностики применимы для детей, начиная со старшего дошкольного возраста, так как для этого необходима качественная оценка поведения ребенка как минимум в двух условиях обстановки (самый яркий пример – школа/сад и дом)
Самое важное для постановки диагноза – наличие нарушений обучения и социальных функций. Единых диагностических критериев и методов оценки симптомов заболевания нет, в каждой стране, в каждой клинике существуют свои методики и какая из них эффективней – вопрос спорный.
Большинство критериев, которым отвечают дети с СДВГ (невнимательность, рассеянность, неорганизованность, гиперактивность, неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость, беспокойство, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность, неспособность ждать и пр.) применимы и к обычным, плохо воспитанным или непоседливым детям
Однако, как утверждают специалисты, если поставить рядом здорового ребенка и ребенка с СДВГ и понаблюдать некоторое время за ними, разница будет очень заметной. Кроме того, если имеются убедительные сведения о клинически значимых нарушениях в социальных контактах или в школьном обучении, то это облегчает врачам постановку диагноза.
Что будет, если не лечить симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Дети с СДВГ не могут сосредоточиться на обучении, а их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой степени болезни пациентам трудно закончить начальную и среднюю школу. С возрастом, уязвимость детей перед пороками возрастает — они могут попасть в плохую компанию, заняться воровством и т.д. В школе их не любят, ведь они мешают работать на уроках всему классу, часто спорят с учителями, грубят. Обычно от таких учеников стремятся избавиться, путем перевода в коррекционный класс или школу.
Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость, наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат — сбежавшие из дома подростки с СДВГ.
Если не лечить СДВГ у детей, во взрослой жизни их не ждет ничего хорошего. Импульсивность, лень, скандальность не дают человеку развиваться, он часто ищет легкие пути заработка. Такой человек — тяжкое бремя для родителей, семьи и общества.
Внимание! Если СДВГ переходит в хроническую форму, симптомы болезни сохраняются в течение многих лет. Без лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется в будущем у 70% пациентов в подростковом возрасте и 30% страдает СДВГ всю жизнь
Вам может быть интересно
26.09.2019 Оставаться голодным безрассудно, или чем опасно намеренное голодание
28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию
26.08.2019 Прощать или прощаться: возможна ли счастливая жизнь вместе после измены?
15.04.2019 Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать
26.08.2019 Хронический алкоголизм: есть ли шанс избавиться от патологической привычки?
24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом
28.10.2019 Выбраться из скорлупы и стать счастливым — это может каждый Как стать счастливее: из интроверта — в экстраверта
24.09.2019 Болезнь, а не похмелье: чем опасен абстинентный синдром?
26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!
23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?
22.08.2019 5 шагов к свободе: как избавиться от созависимости
06.08.2019 «У микрофона — страх!»: как не бояться выступать на публике
Тревожные расстройства
Тревожные расстройства могут вызывать у человека хроническую тревогу, панические атаки и фобии.Некоторые симптомы тревожных расстройств схожи с симптомами СДВГ, например:
- нарушение концентрации внимания;
- раздражительность;
- беспокойность;
- трудности с социальными навыками из-за социальной тревожности.
Тревожные расстройства также вызывают у людей чувство неконтролируемого беспокойства, быструю утомляемость или чрезмерный страх из-за определённой ситуации или объекта.
Врач или психотерапевт могут диагностировать тревожное расстройство, проанализировав анамнез и применив диагностические критерии к симптомам, которые наблюдаются у человека.
Миф 4. «Что еще за СДВГ? Ребенок просто плохо воспитан, избалован или у него дурной характер»
СДВГ не следует путать с избалованностью, ленью, распущенностью или капризностью — это врожденное нарушение развития и медицинский диагноз. Синдром подразумевает трудности, которые возникают у человека с раннего возраста вне зависимости от его мотивации, поведения или воспитательных методов родителей или от того, достаточно ли они уделяют ребенку внимания.
В отличие от детей, не имеющих нарушений развития, но проявляющих нежелательное поведение, у детей с СДВГ наблюдаются отставание в одной или нескольких областях развития: в языке и речи, крупной и мелкой моторике, академических навыках. Академическая неуспеваемость должна стать поводом для проведения комплексной оценки ребенка и его жизненной ситуации. Если кроме академической успеваемости в школе, в других областях у ребенка нет сложностей и он подолгу охотно, внимательно и усидчиво занимается в кружках и дома, проблемы скорее всего у учителей, а не у него.
У людей с СДВГ также могут отмечаться вторичные трудности социальных навыков. Подобные трудности могут быть непосредственной ключевой частью и симптомами какого-либо нарушения, например, при аутизме. В других случаях они формируются «вторично» — вследствие сложностей с удержанием внимания, отвлекаемостью, импульсивностью и т. п. Например, человеку с аутизмом сложнее следовать социальным правилам, поскольку у него возможны нарушения «теории психического» (понимание границ, приемлемости различного поведения с разными людьми), человек с СДВГ может не иметь таких сложностей, но будет нарушать социальные правила вследствие импульсивности и невнимательности, что затруднит их освоение и использование в будущем.
О лекарствах: что работает, а что нет
Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.
Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.
В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!
Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.
Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.
- Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
- Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
- МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
- DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
- Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
- Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
- Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
- Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
- Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
- Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
- Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
- Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
- Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
- Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
- Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
- Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
- Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
- Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
- Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
- Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
- Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)
СДВГ у взрослых
Многие взрослые, у которых СДВГ не был выявлен в детстве, не осознают, что именно это и есть причина их неспособности сохранять внимание, трудностей в изучении нового материала, в организации пространства вокруг себя и в межличностных отношениях. Американское исследование 2006 года (т
н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается
Американское исследование 2006 года (т. н. Гарвардское исследование), включившее немногим более 3 тысяч человек, позволило его авторам рассчитать ожидаемую распространённость СДВГ в 4,4 % во взрослой популяции (диагноз по критериям DSM-IV). Более высокая распространённость СДВГ выявлялась, если обследуемый являлся мужчиной, этническим европейцем, безработным и женатым в прошлом. В несколько более раннем исследовании (тоже в США, 966 взрослых обследованных) распространённость СДВГ среди взрослых была установлена в 2,9 % для СДВГ в узком понимании (Narrow ADHD, установлен по критериям DSM-IV) и 16,4 % для СДВГ в расширенном толковании (диагноз ставился с учётом ряда дополнительных, подпороговых критериев) . С возрастом распространённость СДВГ у взрослых снижается .
Распространённость СДВГ у взрослых существенно зависит от наличия сопутствующих психологических проблем и заболеваний: по данным мексиканского исследования 2007 года наличие СДВГ было установлено у 5,37 % обследуемых из общей популяции (обследовано 149 человек) и у 16,8 % амбулаторных пациентов психиатров с непсихотическими психиатрическими заболеваниями (обследован 161 человек). Особенно примечательно, что среди психиатрических пациентов половые различия в распространённости СДВГ оказались «перевёрнутыми» по отношению к СДВГ в общей популяции и среди детей: СДВГ был установлен у 21,6 % пациенток-женщин и только у 8,5 % пациентов-мужчин .
Лечение синдрома дефицита внимания
Существует много методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и детей, но выбор их должен быть строго индивидуальным. Доктора часто рекомендуют начинать терапию с лекарств, и действительно после приема лекарства при синдроме дефицита внимания у большинства детей с СДВГ гиперактивное поведение и когнитивные функции улучшаются. Но из-за трудностей контроля дозировки и побочных эффектов, у них начинаются другие проблемы — ухудшается рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что подбирать лечение должен только компетентный, очень опытный в этих вопросах врач. И если медикаменты не подходят, нужно лечить синдром дефицита внимания другим методом.
Что же делать, если вы не хотите давать ребенку лекарства? Как лечить синдром дефицита внимания? Помимо лекарственной терапии (о ней ниже) существуют и другие эффективные методики.
Физиотерапия. Магнитотерапия. Транскраниальная микротоковая стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейромедиаторов и гормонов, таких как эндорфины и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности. После нескольких сеансов микротоковой стимулирующей терапии наступает улучшение симптоматики гиперактивности у детей, уходят перепады настроения, раздражительность и другие симптомы.
Лечебная физкультура. Как было сказано выше, установлено, что большинство людей страдают от СДВГ из-за нарушений работы мозжечка
Лечебная физкультура напрямую нацелена на детей с мозжечковой задержкой развития, она стимулирует активизацию мозжечка, что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и т.д.. Постоянно выполняя упражнения, можно добиться стойких результатов благодаря физиологическим возможностям мозга — нейропластичности мозговых клеток
Адаптация. Жесткие рамки поведения, как это ни парадоксально, — один из лучших методов лечения СДВГ. Любое занятие с железной дисциплиной — боевые искусства или балет, фигурное катание, гимнастика — становятся спасительным кругом для детей с синдромом дефицита внимания. Это связано с высокими нагрузками и необходимостью использования сложных двигательных навыков. В результате развиваются моторика, чувство баланса и времени, оценка последствий, навыки исправления ошибок и мышечной координации, уходит депрессия.
Очень эффективны любые аэробные (дыхательные) упражнения — они стимулируют когнитивные способности мозга, развивают мышление, формируют новые стратегии и действия. Учителя обнаружили, что активность является наиболее эффективным способом приструнить синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста и школьников. Получив интересное занятие и адекватную нагрузку, школьники могут сидеть часами, не покидая рабочего места.
Поведенческая терапия. Играет существенную роль в улучшении поведения детей. Лучше всего проявляют себя самоуправление, управление временем и другие аспекты контроля поведения. Если медикаментозное лечение проводить без поведенческой терапии, эффект быстро прекратится, как только кончится действие лекарств от синдрома дефицита внимания.
Нейрофизиологическое обучение. Чтобы улучшить нервную деятельность у детей с СДВГ, а гипердинамический синдром дефицитом внимания — неврологическое заболевание, нужно выявить дефект нейронной реакции. Нейрофизиологическое обучение направлено на улучшение дефектов развития нервной системы в плане реакций. Специфические эффекты могут вызывать реакции, стимулируя точность и скорость отклика мозга. Особенно эффективна (применяется в Японии) высокочастотная музыкальная терапия. Кроме того, развитию мозговой деятельности способствуют нетрадиционные методы — китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры.
Сенсорная интеграция обучения. Этот метод был опробован в Японии на детях с аутизмом и дал великолепный эффект. При аутизме у ребенка нарушаются функции головного мозга. Причины этой патологии до сих пор не вполне понятны, но аутичные дети демонстрируют многие нежелательные явления сенсорного поведения, например, им несвойственно тактильное обучение. Но в то же время, их мозг может принимать сенсорную информацию. Система биологической обратной связи применяет принципы оперантного кондиционирования. Сенсорная интеграция предполагает подачу мозгу знаков, усиливающих запоминание и мыслительную деятельность.