Шепелявость: причины, виды, пути исправления

Сигматизм

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии — нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера. К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

Постановка и автоматизация звука

Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.

Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.

Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д

Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп

Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.

Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.

Источник

Причины межзубного произношения

Межзубная шепелявость может иметь разные причины. К ним относятся:неправильный прикус — если у вашего ребенка так называемый открытый прикус, почти наверняка это основная причина шепелявости. Открытый прикус — это неправильное совмещение верхних и нижних зубов. В таких случаях необходимо посетить ортодонта и провести лечение, которое зачастую длится многие месяцы,не правильное положение языка. Отсутствие вертикального положения языка чаще всего вызвано сосанием пальцев, слишком долгим кормлением ребенка из бутылочки, неправильным дыханием ртом и слишком долгим использованием сосок и прорезывателей,аномалии в строении речевого аппарата. При такой аномалии строение артикуляционного аппарата может касаться языка (слишком большой), неба (расщелины), либо снижение мышечного тонуса,дыхание через рот.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Слайд 59 Нарушения произношения звуков р, р` Распространенность нарушений произношения звуков р, р` у

детей – 26% от всех звуков русского языка (по данным М.А. Александровской).

Фонетические (антропофонические) дефекты звуков р, р`– искажение, отсутствие звуков р, р` – называются ротацизмом.Виды ротацизма:Велярный: нарушено место образования звука р. Кончик языка не принимает участия в артикул. звука. Язык отодвигается назад. Активное участие в образовании звука принимают корень языка и мягкое небо (лат. velum). Воздушная струя, проходя через образованную щель между этими органами артикул. аппарата, вызывает беспорядочную вибрацию нижнего края мягкого неба. Звук получается грубый, «горловой» и акустически воспринимается как шум, который примешивается к тону голоса. Предрасполагающие факторы – слабость артикуляционых кинестетических ощущений, парез мышц кончика языка, короткая подъязычная связка, может сформироваться по подражанию.

Постановка звука

Способов вызвать у ребенка нужный артикуляционный уклад не так уж и много. Всего три:

  • подражание — выполняется по показу логопеда;
  • механический — уклад формируется при помощи логопедических зондов или предметов их замещающих (обычно ватные палочки);
  • смешанный — соединение первых двух способов.

Во время постановки звука при межзубном сигматизме можно спрятать кончик языка за нижние зубы, на середину языка положить шпатель или ватную палочку (сделать желобок) и попросить ребенка сомкнуть зубы «заборчиком». В таком положении ребенок подает струю воздуха вперед и контролирует слухом, какой звук произносится, запоминает правильное звучание.

Таким приемом пользуются, если более простые не принесли успеха. Повторять выдох следует 5-6 раз во избежание переутомления ребенка. После непродолжительного перерыва (смены вида деятельности) можно вернуться к постановке и закрепить результат. В дальнейшем прием проводится и со шпателем и без него под неустанным контролем слуха.

Если нарушено произношение всех свистящих и шипящих звуков, то коррекция начинается с постановки при межзубном сигматизме

Очень важно «наполнить образами» процесс постановки и проводить занятие, по возможности в игровой форме. Как показывает практика, чем больше наглядных сравнений у ребенка на занятии, тем быстрее проходит коррекция

Действенным методом является запись процесса занятия в МР3 формате, если есть возможность, можно сделать видеозапись отрывка занятия, а затем обсудить с ребенком, что получилось и почему.

Постановка заканчивается только тогда, когда ребенок произносит правильно звук в любом состоянии и сколько угодно раз. После этого коррекция межзубного сигматизма свистящих переходит на новый этап – автоматизацию.

Коррекция дислалии

Дислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит. Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома. Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

 5,874 total views,  8 views today

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су …

В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш …

Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

В начале слова

Сова, щука…

В конце слова

Укус, груз..

В середине

Колесо, тяжело..

В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са — вот летит оса.
Су-су — книгу принесу.
Сы, сы — у меня усы.

Ста- сто — сту
Сна — сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны — это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Коррекция сигматизма

Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.

Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:

  1. «Заборчик». Улыбка должна быть широкой, чтобы были хорошо видны зубы. Фиксируем такое положение на протяжении 3-5 секунд. Количество повторений – 2-3 раза.
  2. «Усики». Нужно удерживать губами легкие и плоские предметы. Это могут быть ручки и бумажные полоски.
  3. «Прокати карандаш». На столе или другой ровной поверхности лежит карандаш, а ребенок дует на него, чтобы он сдвинулся с места.
  4. «Надуваем шарики». Нужно поочередно надувать и сдувать щеки.

Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.

Упражнения на укрепление языка:

  • «Дождик». Нужно делать ритмичные шлепки языком по губам.
  • «Блинчики». Неторопливыми круговыми движениями облизываем губы.
  • Можно делать легкие покусывания боков, спинки и кончика языка.

При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.

Диагностика

Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование

Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:

  • Артикуляторных органов. Производится осмотр органов полости рта, оценка тонуса лицевой и артикуляционной мускулатуры, состояния орального праксиса. При выявлении аномалий ЧЛО, нарушений мышечного тонуса устанавливается предварительный речевой диагноз. При необходимости выдается направление на консультацию к ортодонту, неврологу.
  • Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется при их произнесении изолированно, в слогах, словах, фразах. Для этого используется специальный картинный и речевой материал, соответствующий возрасту, интеллекту логопата. Применяются специальные дидактические приемы, позволяющие разграничить различные виды сигматизма и парасигматизма.
  • Состояния звукопроизношения. Осуществляется для выявления всех дефектов звукопроизношения (как фонетических, так и фонематических), количества нарушенных звуков. При дефектах шипящих и свистящих устанавливается тип сигматизма. После этого определяется последовательность коррекционной работы.

Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.

Упражнение «Чашечка» — базовое для постановки шипящих звуков

Основные виды сигматизма

Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.

Выделяют следующие типы:

Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).

Призубный. В этом случае кончик языка упирается в края зубов, перекрывая тем самым проход воздушной струи через межзубную щель. В результате этого звук идет через небольшую щель, приобретая характерный свист. Звуки С и З фактически произносятся как Т (самолет – тамолет).

Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними резцами, при этом воздушная струя выходит толчками. Причиной может стать ненормальное выступление нижней челюсти вперед. Свистящие и шипящие звуки произносятся с призвуком Ф.

Шипящий. Речь детей наполнена свистом, шумом и шипением. Вместо звуков С и З слышатся Ж, Ш (сад – щад, зима – жяма). Кончик языка вытянут к твердому нёбу, выгнут и оттянут внутрь рта.

Боковой. Выдыхаемая струя воздуха выходит через одностороннюю щель, либо по обоим краям языка. Особенность бокового сигматизма – это хлюпающий призвук во время произношения. Вместо звука С слышно подобие льхь, хьль. Коррекция бокового сигматизма вызывает наибольшие сложности, потому что это самая сложная форма дефекта.

Носовой. При произношении струя воздуха выходит не через рот, а через нос. В итоге слышен хряпающий звук с гнусавостью. В этом случае прохождению воздуха мешает корень языка, который примыкает к заднему нёбу.

Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.

Диагностика

Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.

Органов артикуляции. Логопед осматривает органы ротовой полости, оценивает тонус артикуляционной и лицевой мускулатуры. На основании обследования устанавливается предварительный речевой диагноз. Речевого слуха. Дифференциация звуков проверяется специалистом сначала в изолированном произношении, а затем в слогах, словах, словосочетаниях и т.д

Важно использовать речевые материалы, которые соответствуют интеллектуальному развитию детей и их возрасту. Состояние звукопроизношения

На основании этого определяется точная форма сигматизма, после чего составляется план коррекционной работы.

Сигматизм: основные причины

Причин шепелявости может быть сразу несколько. Чаще всего повинны аномалии в строении органов артикуляции. Это, например, слишком большой или толстый язык, либо короткая уздечка, ограничивающая свободу движения языка. Часто влияют дефекты прикуса, расщелины нёба, гипертрофия миндалин, аномалии зубов. Кроме прочего, встречается низкая эластичность мышц, обеспечивающих артикуляцию.

Проблема возникает, когда мышцы языка слишком слабо или, наоборот, сильно напрягаются. Другие причины – проблемы со слухом, а также хронические заболевания верхних дыхательных путей. Шепелявость может спровоцировать затянувшееся кормление ребенка при помощи соски.

Еще один распространенный фактор – дурной пример, который показывают ребенку сами взрослые. Малыш начинает подражать взрослым, которые разговаривают с ним, нарочито сюсюкая, коверкая правильное произношение слов. Особенно грешат этим мамы, бабушки, няни и старшие сёстры.

Старший ребенок может наблюдать за младшим братом или сестренкой и видеть, что взрослые разговаривают с ним отдельным («лялечным»)языком, из ревности («Почему ему можно так разговаривать, а мне – нет?»)

Ну и, несомненно, желанием привлечь к себе внимание родителей, которое было частично потеряно из-за рождения младшего ребенка

Также известны случаи в смешанных, двуязычных (билингвальных) семьях, где родители – разных национальностей. Они часто не выговаривают звуки второго языка в семье, носителем которого они не являются. Несомненно, в процессе подражания такое неправильное произношение передается и детям.

Логопедическая гимнастика

Упражнения для развития речевого аппарата предусматривают тренировку челюстей, губ и языка. Пример артикуляционной гимнастики при межзубном сигматизме может выглядеть следующим образом.

«Улыбка-слоник»: улыбнуться с закрытым ртом как можно дальше оттянув уголки губ, а затем «собрать губы в трубочку» и показать, как слоник хоботом пьет воду. Все повторить сначала

Все упражнения выполняются по 10 раз в одном темпе (это очень важно). Можно использовать метроном на занятиях.
«Месим тесто»: широкий расслабленный язык по всей длине массировать губами, произнося «пя-пя-пя», затем можно то же самое делать зубами — «та-та-та».
«Блинчик»: губы в улыбке, широкий язык лежит на нижней губе «остывает на окошке»

Важно следить за статикой, не допускать произвольных движений во время выполнения упражнения.
«Заборчик»: губы растянуть в улыбке, верхние зубы совместить с нижними, выстроив ровный «заборчик». Важно научиться удерживать челюсти в таком положении хотя бы 10 секунд.
«Котик сердится»: губы в улыбке, кончик языка упереть в нижние зубы и попеременно поднимать («котик выгнул спину дугой») и опускать («котик успокоился») спинку языка. В этом упражнении очень важно соблюдать ритмичность и соотносить движения языка с движениями маятника метронома.
«Качели»: исходное положение губ – улыбка, «язычок катается на качелях» под счет метронома. Сначала широкий язык кончиком закрывает нижнюю губу, а затем верхнюю губу. Движение повторяется, сначала в медленном темпе, до десяти раз.
«Чистим нижние зубы»: кончиком языка пройтись по зубам с внешней стороны, поместив язык в «кармашек» между щекой и зубами. Язык должен «почистить» все зубы нижней челюсти. Для укрепления боковых мышц языка можно сделать упражнение «чистим верхние зубы» (движения такие же, как и с нижними зубами).
«Трубочка»: поднять боковые части языка вверх, а спинку – опустить вниз. Получится желобок, через который длительно выдувается воздух.

Упражнения можно варьировать и в зависимости от особенностей строения речевого аппарата ребенка добавлять другие. Необходимо помнить, что устранение межзубного сигматизма всегда начинается с логопедической гимнастики – это аксиома.

Подготовительный этап продолжается столько, сколько требуется для приведения в рабочее состояние речевого аппарата. Подразумевается управляемость движениями языка, челюстей, губ, способность держать язык в заданной позе на протяжении хотя бы пяти секунд. Только после достижения такого минимума возможен переход на следующую ступень.

Слайд 62Виды ротацизма:Двугубный (кучерской) В артикуляции звука принимают участие губы, которые сближаются

и вибрируют в проходящей воздушной струе. Язык пассивен. Возможен вариант губного произношения без вибрации. Звук произносится аналогично английскому w. Встречается довольно редко.Одноударный: нарушен способ образования звуков р, р`. Отсутствует вибрация кончика языка, хотя место артикуляции не нарушается. Кончик языка только раз успевает оттолкнуться от альвеол. Звук подобен английскому звуку d. Это вид ротацизма наиболее близок к нормированному произношению и может считаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением звуков р, р`.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

Когда мы работаем над дефектным звуком, нам всегда помогает артикуляционная гимнастика. Половина успеха зависит от его ежедневного выполнения

Свистки s и h одинаковые в суставе, поэтому для них подходит один и тот же комплекс упражнений, важно понимать, какой сустав нам нужен. Для звука (ов) это так: в улыбке губы вытянуты, зубы ровно друг на друга «забором», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного тянется и поднимается к небу, его края касаются верхних зубов, в центре языка образуется неглубокая бороздка, по которой поток воздуха свободно проходит и выдыхает между пространством в зубы i

Попытайся!

Таким образом, нам нужно выработать «бороздку» в язычке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («скольжение»), равномерность положения верхних и нижних зубов — «забор», симметричное растяжение губ в улыбке. В случаях, когда у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык, необходим речевой массаж языка с помощью зонда.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: