Виды дислалии у детей

Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка

Виды сигматизма

Классификация сигматизмов основана на физиологии метода произношения звуков, то есть на нарушениях в работе органов артикуляции. В зависимости от типа дисфункций выделяются следующие виды:

Межзубный сигматизм

Признаками такого вида нарушений считаются нечеткость артикуляции звука С. Он произносится как английский t. Во время фонации не образуется желобок посредине языка. Он необходим для свободного прохождения воздушной струи. Язык преграждает путь струе за счет того, что его кончик располагается между челюстями.

Губно-зубной сигматизм

Шипящие и свистящие произносятся с призвуком Ф. Причиной проявления такого вида сигматизма, может стать чрезмерное развитие нижней челюсти, ее выступание вперед.

Нижняя губа поднимается вверх к резцам. Образуется небольшое сужение, а язык готовится произнести звук С. Формируется комбинированная артикуляционная позиция для В-Ф и С-З. Фонация происходит смешанная, неприятная на слух. Например, вместо сирень фирень, зайка вфайка.

Призубный сигматизм

Артикуляция шипящих нарушается позицией кончика языка. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи. Звук идет чрез небольшую щель, приобретая свист. С и З произносятся как Т с призвуком С. Например, самолет проговаривается как тамолет, зонтик донтик.

Шипящий сигматизм

С, З произносятся со смягчением. Вместо них мы слышим Ж, Ш. Речь наполнена шумом, свистом, шипением. Например, сумка щумка, сад щад, соль жоль, зима жяма.

Причиной неправильной фонации становится положение кончика языка. Он вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости. Не занимает позицию для произношения С и З.

Боковой сигматизм

Разделяется на односторонний и двусторонний. Язык отклоняется в сторону либо не касается коренных зубов. Образуются щели. Чрез них проходит воздушная струя, образую хлюпающий призвук. Ребенок говорит на месте звука С хьль, льхь. Суп хлюп, собака -хьлябака. Сигматизм боковой является самым сложным видом хзаболевания.

Носовой сигматизм

Воздушная струя выходит через нос. Таким образом могут произноситься не только свистящие и шипящие звуки, но многие другие. Прохождению воздуха мешает корень языка. Он примыкает к заднему небу. Для воздушной струи не остается прохода в ротовую полость. Свистящие звуки произносятся с призвуком Х, гнусаво.

Причины межзубного произношения

Межзубная шепелявость может иметь разные причины. К ним относятся:неправильный прикус — если у вашего ребенка так называемый открытый прикус, почти наверняка это основная причина шепелявости. Открытый прикус — это неправильное совмещение верхних и нижних зубов. В таких случаях необходимо посетить ортодонта и провести лечение, которое зачастую длится многие месяцы,не правильное положение языка. Отсутствие вертикального положения языка чаще всего вызвано сосанием пальцев, слишком долгим кормлением ребенка из бутылочки, неправильным дыханием ртом и слишком долгим использованием сосок и прорезывателей,аномалии в строении речевого аппарата. При такой аномалии строение артикуляционного аппарата может касаться языка (слишком большой), неба (расщелины), либо снижение мышечного тонуса,дыхание через рот.

Коррекция

При устранении дефектов артикуляции используются гимнастики, дыхательные упражнения, логоритмики. Следует учитывать вид нарушения. На исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Артикуляционная гимнастика

Рекомендованы следующие артикуляционные упражнения:

Заборчик

Делаем широкую улыбку, зубы видны. Фиксируем положение губ на несколько секунд. Затем повторяем упражнение 2-3 раза.

Усики

Ребенок удерживает губами плоские легкие предметы (полоски бумаги, трубочки, ручку).

Надуваем шарики

Участвуют щеки. Ребенок надувает- сдувает щеки попеременно.

Прокати карандаш

Малыш дует на карандаш, который лежит на столе.

  • Имитация жевания
  • Пропевание слогов, звуков.

Массаж

Точечный

Вибрируем пальцами под подбородком, под козелками ушей. Открываем и закрываем рот попеременно во время массажа.

Массаж мягкого неба

Разминаем неба пальцами до получения глоточного эффекта.

Упражнения

Упражнения на укрепление языка:

Блинчики

Облизывание рта широкими круговыми движениями.

Дождик

Ритмичные шлепки языком по губам.

Покусывания кончика, спинки, боков языка.

Упражнения на распластывание языка:

Печем пирожки

Понадобится механическая помощь языку. Двумя пальцами берут язык и складывают в пирожок.

  • Саночки
  • Железная дорога

Постановка звуков

В ходе логопедических занятий по постановке звука используется метод подражания, работа с зеркалом, и механический способ.

Автоматизация звуков

В прямых открытых слогах

Произносим ша, са, шу, су

В обратных слогах

Уч, ус, уз, цш

Со стечением согласных

Шус, мышь, час..

В начале слова

Сова, щука

В конце слова

Укус, груз..

В середине

Колесо, тяжело..

В словосочетаниях, фразах, предложениях

Для упражнений можно использовать следующие вспомогательные тексты:

Са, са вот летит оса. Су-су книгу принесу. Сы, сы у меня усы.

Ста- сто сту Сна сну -сны

Самокат принесу, сани вынесу.

Десять дней Айболит не есть, не пьет, не спит.

Синие шары, синее небо, синее сосны это весна!

  • Пересказ текст
  • Самостоятельное составление текстов по картинкам

Работа по устранению дефектов речи должна вестись под строгим контролем логопедов, родителей. Повторение упражнений в домашних условиях приносит несомненную пользу малышу. Родителям стоит внимательно следить за звукопроизношением детей, заставлять их работать над исправлением ошибок. Только таким путем произойдет автоматизация звуков, избавление от сигматизма.

Тема: Звуки { р } { рь } в словах, словосочетаниях, предложениях.

Цели:

  • закрепить звук р, р’ в словах, словосочетаниях, предложениях;

  • тренировать использование обобщающих слов;

  • совершенствовать умения образовывать качественные прилагательные;

  • развитие мелкой моторики рук;

  • воспитывать навык самоконтроля.

Оборудование:

  • герои мультфильма “Простоквашино”;

  • профили ;

  • телефон;

  • зеркала;

  • картинки с магазинами (хозяйственный, мебельный, продуктовый, магазин одежды);

  • плакат с изображением деревни;

  • изографы;

  • ребусы.

  • Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам должны прийти гости. Они хотят посмотреть, чему же вы научились, как вы умеете произносить звук . Но где же они?

2. Работа с зеркалами, профилями

А пока повторим перед зеркалами правильное звучание звуков .

Упражнения “Маляр”, “Лошадка”, “Болтушка”.

Ребята, а может вы хотите отправиться в гости? В гости в Простоквашино?

Хорошо, надо предупредить о нашем приезде…(Звонок).

Алло, кто это?

Это кот Матроскин. Ребята, мы приехать не смогли, но очень хотим пригласить вас в гости. Мы любим ребят, которые правильно говорят – вы такие, тогда приезжайте! Но привезите нам …

Что случилось, что привезти? Связь прервалась, что-нибудь придумаем.

Так какие звуки мы умеем теперь выговаривать? (р-р’)

Матроскин будет доволен, так как в именах его друзей есть такие же звуки.

3. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков(р-р’)в словах

А каких друзей Матроскина вы знаете?

Дядя Фёдор, Шарик, Телёнок Гаврюша, корова Мурка и сам Матроскин.

Молодцы, но что же мы им купим, пойдём в магазины.

(На доске вывешивается картинка, с изображением хозяйственного магазина.)

Что будем покупать? Кастрюлю, самовар. сковороду, кружку, ведро, поварёжку, тарелку.

Хорошо, а какое время года у нас сейчас? (Зима.)

Значит, дяде Фёдору нужны тёплые вещи: куртка, брюки, варежки, свитер.

К весне ему понадобяться: резиновые сапоги.

К лету: рубашка, шорты, кроссовки.

А вот и мебельный магазин, что там купим: кровать, кресло, торшер, ковёр, табурет, люстру.

На чём всё это повезём? На грузовой машине.

А в продуктовом магазине мы купим: вермишель, макароны, баранки, пирожные, торт, помидоры, огурцы, морковь, редьку. Положим всё это в корзинку.

Галчёнку возьмём крупу.

Печкину – ручку, карандаш.

Шарику – фоторужьё, дяде Фёдору – грабли, трактор.

4. Произношение (р-р’) в словах, предложениях

Выставляется деревня Простоквашино и герои.

Вот наша деревня.

Давайте поздороваемся! Здравствуйте!

Самое время отдать подарки нашим друзьям. Будьте добры, возьмите подарки!

(Плакат с вещами: резиновое – деревянное – шерстяное.)

Как вы думаете, кто что из вещей возьмёт?

Составление предложений.

Дядя Фёдор возьмёт деревянный рубанок и т.д.

5. Физминутка (развитие мелкой моторики рук)

Домик: Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел.

Грабли: Листья падают в саду, я их граблями смету.

Корзинка: В лес корзинку я беру и грибы в неё кладу.

В каких названиях наших упражнений слышим звук (р)?

6. Творческие задания

а) Изографы: – Дядя Фёдор хочет с вами поиграть и даёт такое задание.

Отгадайте эти изографы: трактор, страус, вертолёт.

б) Ребусы: – А теперь отгадайте ребусы: сыр, бор, Вера, врач, тёрка.

в) Доскажи словечко, закончи фразу:

Наша старшая сестра вяжет с самого…(утра).

Среди жирных голубей прыгал тощий… (воробей).

Я сегодня утром рано умывался из-под…( крана).

г) Чтение стихотворения.

К Галчёнку залетела гостья, это ворона. Давайте прочитаем про неё стихотворение:

Учила ворона своих воронят:

Вороны в лесу вот так говорят:Кор – кар – кар – картина,Кор – кар – кар – корзина,Кор – кар – кар – картошка,Кор – кар – кар – кормёжка.

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Классификация нарушений звукопроизношения

В международной практике используются термины, обозначающие искаженное произношение звуков, образованных из названий букв греческого алфавита с суффиксом «-изм». Термины: сигматизм, ротатокизм, ламбдакизм, йотакизм, гаммакизм и хитизм. В случаях, когда обнаруживается фонетическая замена, к названию дефекта добавляется префикс «-para» — парасигматизм, параротацизм и т.д.

Сигматизм — это нарушение речи, заключающееся в неправильном произношении сибилянтных и свистящих звуков. У детей, страдающих сигматизмом, наблюдаются нарушения в произношении звуков , , , , , , . Сигматизм — очень распространенная форма неправильного произношения. Наблюдается довольно большое количество вариантов как чисто фонетического сигматизма (межзубный, латеральный, назальный, язычно-зубной), так и парасигматизма (зубной, свистящий, шипящий). Это говорит о том, что произношение свистящих и шипящих довольно сложное.

Различные ошибки в произношении звука объединены под названием ротацизм. В связи с большой сложностью артикуляции, и особенно языка (задействованы все мышцы языка), существует множество видов ротацизмов. Например, логопед А.Я. Яунберзин записал 28 вариантов. Наиболее распространенными являются: отсутствие (полное отсутствие звука или гласный звук на его месте), носовое произношение, гортанное произношение (велярное или увулярное), одноударное, приглушенное, двухударное . Параротацизм также имеет множество вариантов: замены —  р-д, р-й, р-л, р-ль, р-н, р-г, р-ы .

Под названием ламбдацизм скрываются все дефекты произношения звука . Существует три типа ламбдацизма: отсутствие звука или гласных, двусложное или язычное произношение звука , носовое произношение -л- нг; параламбдацизм: л-д, л-л’ (с разной степенью ослабления), л-р, л-в, л-н, л-ы или у.

Нарушение произношения полугласного называется йотазизмом. Звук используется в русском языке в двух значениях: как неслоговой звук (край, чай, вой) и как слоговой звук, входящий в произношение йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слогов. Приведенные выше два значения звука получают несколько иное выражение в случае ошибок произношения этого звука. Ошибки произношения: 1) звук не произносится вообще; 2) заменяется на ; 3) заменяется на .

Дефекты произношения нёбных звуков называются каппацизм — звуки к и к’, гамма-кизм — звуки г и г’, хитизм — звуки х и х’.

Помимо описанных выше, в логопедической литературе встречаются нарушения мягкого фокуса и ассонансных звуков.

Имеются интонационные ошибки в произношении согласных с звонкими и безголосыми парами. Существует три типа интонационных нарушений: а) полное отсутствие в речи звонких согласных, то есть их постоянная замена парными глухими; б) неадекватная интонация; в) неадекватная глухость. Все три случая относятся к паралалии и обычно отражаются в письменной форме.

Исследователи отмечают, что озвучивание звонких согласных встречается чаще, чем озвучивание незвонких согласных.

Среди дефектов смягчения также наблюдаются три варианта: а) полное отсутствие в речи мягких согласных звуков, то есть их постоянная замена парными твердыми звуками; б) чрезмерное смягчение в) нарушение дифференциации твердых и мягких звуков, то есть помимо правильного произношения твердых и мягких согласных, наблюдаются отклонения как в одну, так и в другую сторону.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее он ставится в произношении ребенка, и тем разнообразнее будут ошибки в произношении. Так, звук т может быть либо смягчен, либо заменен звуками типа п или к, а нарушений произношения звука p насчитывается более 20: p боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука p звуками л, л’, р’, й, в, д и др. Таким образом, группа сигматизмов делится на фонетические сигматизмы (латеральные, межзубные и др.) и парасигматизмы (замена сибилянтов на свистящие, замена свистящих и сибилянтов на т и д и т.д.), т.е. сигматизмы фонетико-фонематического характера. В группах ротацизм, ламбдацизм, каппацизм можно также выделить чисто фонематические ротацизм, ламбдацизм и параротацизм, параламбдацизм и др.Следует также сказать, что у разных детей дефект произношения может затрагивать только одну группу звуков (звонкие, ассонансные или свистящие и т.д.), и тогда он называется простым, частичным, мономорфным дефектом произношения, затем включать много групп звуков (один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и интонационными дефектами и т.д.), тогда дефект называется сложным диффузным, полиморфным.

Слайд 63Виды ротацизма:Проторный (фрикативный): нарушен способ образования звуков р, р`. Отсутствует вибрация

кончика языка и вместо смычки кончика языка с альвеолами образуется щель. Положительным моментом данного уклада является то, что кончик языка все-таки поднят к альвеолам, то есть принимает активное участие в артикуляции. Звук получается щелевым. Акустически близок к звуку ж или звуку з (если язык в верхнем положении). Это вид ротацизма близок к нормированному произношению и может считаться предшествующей, физиологичной ступенью к овладению правильным произношением звуков р, р`.Носовой: в артикуляции звука имеет место патологическое резонирование носовой полости. Нарушено место образования, язык отодвинут назад, отсутствует вело-фарингеальный (небно-глоточный) затвор, воздушная струя направляется в носовую полость. Звук имеет назальный оттенок, подобен немецкому . Встречается при открытой ринолалии, при дизартрии, где наблюдается парез мягкого неба.

Ротацизм

Ротацизм это в логопедии – дефект произношения твердого или мягкого звука . Его  называют картавостью. Это одна из самых распространенных форм дислалии. При ней ребенок не  выговаривает или произносит искаженно твердый или мягкий звук .

Выделяют следующие виды ротацизма:

увулярный 

 У ребенка идет вибрация  не языка, а небного язычка;

горловой 

В этом случае  наблюдаются  неправильные движения корня языка;

раскатистый

Язык ребенка задействован  сильнее, чем необходимо для  нормального произношения звука;

велярный

Корень языка при вибрации сближается с границами между твердым и мягким нёбом;

фрикатичный 

Ребенок произносит не русский, а  английский звук r;

боковой

Произносится средний звук  между и .  Один из краев языка при этом не касается верхних жевательных зубов;

кучерское  

Звук создается задней стенкой языка.

Виды ротацизма

Как выговаривать букву Р

Коррекция ротацизма проходит у логопеда. 

Ее этапы:

  • подготовка при помощи разминки и артикуляционной гимнастики;
  • постановка правильного звука при помощи упражнений;
  • закрепление и введение его в повседневную речь.

Помощь других врачей при ротацизме  требуется редко.  Но в некоторых случаях пациента могут  направить к ортодонту для пластики уздечки или исправления прикуса. 

Лечение

Важно! Родителям без предписания врача настоятельно не рекомендуется проводить с ребенком какие-либо логопедические упражнения. Это может только усугубить характер нарушения, что приведет к необратимым патологическим процессам

Врач может порекомендовать следующее:

  • Если диагностируется межзубной сигматизм, то проводятся упражнения для укрепления мышц языка. Также врач назначает дополнительные упражнения для правильного произношения звуков.
  • Коррекция бокового сигматизма направлена на расширение языка и укрепление его боковых краев. Ребенок должен научиться правильно направлять воздушную струю во время произношения звуков.
  • При губно-зубной форме нарушения все упражнения должны быть направлены на то, чтобы ребенок правильно формировал речевой вдох во время произношения звуков.

В большинстве случаев упражнения должны проводиться не только с логопедом, но и дома с родителями. Поэтому родителям необходимо внимательно слушать рекомендации врача, регулярно выполнять все его предписания.

Следует понимать, что постановка правильного произношения звука – это еще не окончание лечения. Результат в обязательном порядке надо закрепить, так как только в таком случае можно говорить о правильной речи.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Слайд 49Виды ламбдацизмовГубно-губной, или двугубый: нарушено место образования, способ образования звука л.

В артикуляции звука принимают участие губы, которые сближается. Акустически звук л становится близким краткому звуку у, или английскому звуку w. Предрасполагающие факторы – слабость артикуляционых кинестетических ощущений, парез мышц кончика языка, нарушения прикуса.Нижнее произношение: нарушено место образования звуков л, л`, кончик языка не поднимается вверх, в артикуляции принимает участие передняя часть спинки языка. Акустически звуки не нарушаются и коррекции могут не подвергаться. Чаще встречается при дизартрии. Предрасполагающие факторы – слабость артикуляционых кинестетических ощущений, парез мышц кончика языка.

Подготовительный этап

Он необходим потому, что нередко к постановке звука нельзя приступить сразу, поскольку ребенок не может придать своим артикуляторным органам нужное положение. Допустим, нам нужно воспитать у него правильную артикуляцию звука «р», а ему не удается даже поднять кончик языка кверху, не говоря о самой вибрации. При таких обстоятельствах необходимо проведение подготовительной работы. Она заключается преимущественно в так называемой артикуляторной гимнастике, основная цель которой состоит в развитии достаточной подвижности губ и языка. Обычно такую подготовку необходимо проводить при моторной функциональной и механической дислалии и в особенности при дизартрии, для которой характерны парезы артикуляторных мышц.

При полиморфном нарушении звукопроизношения проводится общая артикуляторная гимнастика, включающая в себя все основные движения артикуляторных мышц. «Общность» упражнений диктуется тем, что в этих случаях оказываются нарушенными звуки из разных артикуляторных групп и поэтому каждое движение пригодится если не для одного, то для каких-либо других звуков. К тому же уже сама по себе полиморфность нарушения звукопроизношения свидетельствует о неблагополучном состоянии речевой моторики, а значит, и о необходимости ее серьезной тренировки.

При мономорфных же нарушениях звукопроизношения выбор артикуляторных упражнений определяется двумя основными условиями. Во-первых, он зависит от особенностей нормальной артикуляции вновь поставленного звука

Так, например, при воспитании правильной артикуляции звука «р» важно научить ребенка поднимать язык кверху и как можно лучше развить подвижность его кончика, однако это совсем не требуется для постановки звука «с», при котором кончик языка неподвижно лежит у нижних резцов

Во-вторых, выбор артикуляторных упражнений во многом определяется самим характером дефектного произношения звука. Например, для постановки правильной артикуляции звука «л» нет никакой необходимости в выполнении специальных упражнений для губ, поскольку они не участвуют в образовании этого звука. Но если мы имеем дело с двугубным или губно-зубным «л», то в этом случае упражнения для губ необходимы: только научив ребенка активно разводить губы в стороны, мы сможем в дальнейшем обеспечить их изоляцию от участия в образовании звука, а, следовательно, и устранить «губное» его звучание.

При механической дислалии в подготовительный период нередко приходится устранять аномалии в строении речевого аппарата. Например, при очень короткой уздечке языка постановка звука «р» возможна лишь после ее подрезания, или преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение переднего открытого прикуса. (В последнем случае уже во время корригирования прикуса проводятся и соответствующие артикуляторные упражнения, способствующие более успешному проведению ортодонтического лечения.)

При сенсорной функциональной дислалии в подготовительный период проводится работа по воспитанию слуховой дифференциации звуков, поскольку в случае ее нарушения ребенок не осознает неправильности своего звукопроизношения, а значит, и не сможет в дальнейшем его контролировать.

Таким образом, в подготовительный период обеспечивается более совершенная и достаточно дифференцированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов, благодаря чему ребенок получает реальную возможность овладеть правильной артикуляцией дефектно произносимого им звука.

Помощь родителей в подготовительный период играет очень большую роль. Она должна заключаться в систематическом выполнении с ребенком всех предлагаемых логопедом артикуляторных упражнений, а также упражнений в слуховой дифференциации звуков. Для этого не нужно быть специалистом — достаточно получить лишь подробную консультацию логопеда, а во многих случаях и просто воспользоваться данной книгой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: