Синдром дефицита внимания и гиперактивности: этиология, виды, психологическая помощь

Синдром дефицита внимания: что такое сдвг и почему диагноз не приговор

О лекарствах: что работает, а что нет

Конечно, итоговое решение о назначении препарата остаётся за врачом, но мы и сами стараемся придерживаться только научно обоснованных методов коррекции гиперактивности, поэтому считаем необходимым предоставить такую информацию. Иногда врачи назначают лекарства, которые не обладают доказанной эффективностью и не используются нигде, кроме постсоветских стран. Сюда можно отнести глицин, актовегин, тенотен, мексидол и другие ноотропы и гомеопатические препараты. Однако ни одно из этих лекарств не было исследовано должным образом: клинические испытания либо не проводились вообще, либо не показали каких-либо значимых результатов.

Поэтому велика вероятность, что такое лечение СДВГ не поможет, и симптомы у ваших детей сохранятся. Отзывы на форумах также очень противоречивы. Некоторые мамы отмечают улучшения, однако в этих случаях приём лекарств практически всегда сопровождался активными занятиями с детьми.

В США, Израиле и Европе используются психостимуляторы (первая работа об их использовании опубликована в 1937 году), которые доказали свою эффективность, однако в России они запрещены, поэтому одним из наиболее эффективных препаратов для лечения СДВГ, с точки зрения доказательной медицины, является атомоксетин (торговое название «Страттера»). Это ингибитор обратного захвата норадреналина, то есть препарат, который нормализует «химию» мозга. Не назначайте лечение самостоятельно! Принимайте препарат только по назначению врача!

Также для лечения синдрома дефицита внимания, и у детей в том числе, могут назначать антидепрессанты, которые нормализуют работу гормонов и нейромедиаторов. В очень редких случаях, например, для лечения тиков или контроля сильно выраженной жестокости, могут назначить нейролептики.

Сомневаться в назначении врача — нормально. Если что-то смущает или остаются вопросы — обсудите с ним свои опасения и сомнения или обратитесь за вторым мнением к другому специалисту.

  1. Статистика: распространенность СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25733754/)
  2. Статистика: СДВГ у взрослых (https://www.webmd.com/add-adhd/adhd-adults#1)
  3. МКБ-11 (https://icd.who.int/browse11/l-m/en#/http%3a%2f%2fid.who.int%2ficd%2fentity%2f821852937)
  4. DSM-5 (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  5. Особенности работы мозга при СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4893880/)
  6. Наследуемость СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4574913/)
  7. Связь курения родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  8. Курение родителей (в том числе и отцов) и порок сердца (https://nplus1.ru/news/2019/03/25/Quit)
  9. Депрессия у родителей и СДВГ (https://nplus1.ru/news/2018/08/09/adhd-smoking-depression)
  10. Плохое питание во время беременности и СДВГ (http://neuronovosti.ru/adhd-pregnancy-omega/)
  11. Недоношенность, низкий вес и влияние экологии (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/adhd-causes)
  12. Типы и симптомы СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/childhood-adhd/types-of-adhd)
  13. Псевдо-СДВГ (https://www.webmd.com/add-adhd/guide/adhd-conditions-similar)
  14. Конфликты с братьями и сёстрами (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17494830/)
  15. Связь сна и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4340974/)
  16. Развитие тревожно-депрессивных и вызывающих оппозиционных расстройств https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16127966/
  17. Гнев и враждебность и СДВГ (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18597170/)
  18. Проблемы с контролем за эмоциями (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20686097/)
  19. Гиперактивность и риск возникновения зависимостей (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17909126/)
  20. Ребёнку о СДВГ (http://www.adhd-kids.narod.ru/articles/kids_guide.html)
  21. Лучшее лечение СДВГ — поведенческая терапия + медикаменты. Обзор МТА (https://www.nimh.nih.gov/funding/clinical-research/practical/mta/the-multimodal-treatment-of-attention-deficit-hyperactivity-disorder-study-mta-questions-and-answers.shtml)
  22. Препараты с недоказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783055&postcount=4)
  23. Препараты с доказанной эффективностью, информация с врачебного форума (https://forums.rusmedserv.com/showpost.php?p=783054&postcount=3)

Как проявляется гиперактивность

Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются

Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто — агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

Диагностика СДВГ

Диагноз СДВГ обычно ставит психолог или психотерапевт. Родители часто приходят к специалисту с детьми по направлению педагогов, ежедневно наблюдающих за поведением ребенка. Чтобы диагностировать СДВГ, должны быть симптомы, в т. ч. расстройств внимания, чрезмерной активности или импульсивности, которые сохраняются в течение не менее 6 месяцев до такой степени, что приводят к дезадаптации или несовместимы с уровнем развития ребенка. 

Например:

Частое невнимание к деталям или частые небрежные ошибки в школьной работе, на работе или других видах деятельности.
Частые неудачи в поддержании внимания к задачам или действиям, связанным с игрой.
Частое избегание или сильное нежелание выполнять такие задачи, требующие постоянных умственных усилий.
Частые беспокойные движения руками или ногами.
Ерзание при сидении.
Преувеличенная шумность в игре, трудность сохранения спокойствия во время отдыха.
Частые ответы до того, как вопрос будет закончен. Неумение выслушать.. Диагностика СДВГ у взрослых связана с рядом трудностей, особенно если диагноз не был поставлен в детском возрасте

Симптомы синдрома могут маскироваться другими, часто сопутствующими СДВГ психическими расстройствами: 

Диагностика СДВГ у взрослых связана с рядом трудностей, особенно если диагноз не был поставлен в детском возрасте. Симптомы синдрома могут маскироваться другими, часто сопутствующими СДВГ психическими расстройствами: 

  • депрессией;
  • биполярным расстройством;
  • тревожными расстройствами. 

Установлено, что около 80% взрослых с СДВГ борются одновременно хотя бы с одним сопутствующим психическим расстройством, из которых чаще всего упоминаются алкоголизм, антисоциальные расстройства личности, депрессия, тревожные расстройства.

Особенно сложным период для людей, страдающих СДВГ, — время подросткового возраста, в течение которого изменения, физиологически происходящие в организме, оказывающие сильное влияние на психическое равновесие, дополняются изменениями особенностей симптомов. Отсутствие успеха в сочетании с постоянно получаемыми негативными замечаниями и событиями делает все более трудным для молодого человека с СДВГ воспринимать себя положительно, что увеличивает риск зависимости или депрессии во взрослой жизни.

Лечение СДВГ

Диагностикой и лечением СДВГ у детей занимается детский врач-невролог или врач-психиатр. Я как психолог оказываю поддержку родителям, помогаю найти ресурсы, даю рекомендации, как справится с негативными эмоциями, страхами по поводу диагноза ребенка

Обратите внимание, прежде чем , необходимо иметь диагноз от врача. Не стоит заниматься самодиагностикой, даже если вы нашли все симптомы СДВГ у ребенка, помните поставить диагноз может только врач! 

Для лечения СДВГ применяют комплексную терапию: медицинские препараты и психологическую коррекцию. Лекарства можно давать ребенку исключительно по назначению врача-невролога (психиатра), он подбирает их строго индивидуально, исходя из поставленного диагноза и с учетом данных обследования. 

Кроме того, для лечения СДВГ используют БОС-терапию (метод биологической обратной связи, при котором ребенок выполняет специальные задания в игровой форме), массаж, физиотерапию.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей?

СДВГ приводит к тому, что дети становятся гиперактивными, и не могут сосредоточиться на текущей деятельности

Им трудно контролировать свои импульсы, и они не в состоянии уделять внимание учебе в школе

Симптомы СДВГ иногда трудно диагностировать, тем более что они различаются от человека к человеку.  

В ранние школьные годы человеку с СДВГ может быть трудно сосредоточиться на учебе. Именно в это время обычно обнаруживается, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности. Обычные ежедневные обязанности вроде чистки зубов, подготовки к школе и выполнения домашнего задания становятся трудновыполнимой задачей. 

Как правило, именно классный руководитель первым замечает симптомы отклонений: ученик ведет себя беспокойно, ему трудно усидеть на одном месте.

Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности также можно определить по чрезмерно возбужденному поведению и оживленному способу взаимодействия с другими людьми, наряду с особыми проблемами внимания.

Как и СДВГ, СДВ у детей (Синдром дефицита внимания) также наблюдается довольно рано. Однако, поскольку дети с СДВ не являются гиперактивными, то обычно избегают внимания: они находятся в своем собственном мире и, похоже, большую часть времени мечтают.

СДВ является подтипом СДВГ и имеет формальное название — преимущественно невнимательный тип СДВГ. 

Лечение СДВГ у детей

К методам лечения СДВГ у детей относятся: 

1. Медикаментозная терапия

Лекарства от СДВГ помогают снизить импульсивность и гиперактивность, одновременно повышая физическую координацию и способность ребенка сосредоточиться на деятельности.

Благодаря регулярному использованию стимуляторов можно увеличить высвобождение химических веществ, таких как дофамин и норадреналин, которые помогают в мышлении и внимании.

2. Поведенческое лечение 

Это разновидность психотерапии, которая помогает человеку и его семье справиться с повседневными проблемами.

Поведенческое лечение также полезно для обучения ребенка самоконтролю и освоения социальных навыков, необходимых для существования в обществе без посторонней помощи.

3. Другие способы лечения

К ним относятся:

  • Избегание пищевых красителей и добавок, которые могут вызывать гиперактивное поведение.
  • Следование гипоаллергенной диете: исключите из рациона ребенка химические добавки, шоколад, продукты, содержащие салицилаты (например, ягоды, яблоки, порошок чили, помидоры и т. д.), а иногда даже молоко и яйца. 
  • Биологическая обратная связь — своего рода нейропатия, измеряющая волны мозга.
  • Посещение ребенком йоги или боевых искусств — тех дисциплин, которые помогают сосредоточиться. 
  • Досуг на свежем воздухе — проведение 20 минут на свежем воздухе в естественной обстановке улучшает концентрацию внимания. 

Лечение СДВГ у детей раннего возраста

Детям от 4 до 5 лет обычно рекомендуют поведенческую терапию. Если она не приводит к улучшению, то врач может назначить метилфенидат. Прием лекарства необходимо контролировать и изменять дозу, чтобы гарантировать максимальный эффект при минимизации побочных эффектов.

Метилфенидат не рекомендуется применять детям в возрасте до 6 лет. Препарат еще не изучен в этой возрастной группе. Некоторые исследования показывают, что он влияет на рост детей. Родители сообщили о побочных эффектах этого препарата, таких как потеря веса, бессонница, потеря аппетита, эмоциональные всплески и тревога.

Вы также можете почитать, как СДВГ протекает у девочек.

Обязательные условия для диагностики

Единого теста для точной диагностики нет. Врач (обычно психиатр) ставит диагноз, опираясь на несколько источников:

  • заключения других врачей,
  • оценка школы,
  • общение с родителями,
  • поведение школьника.

Большая часть симптомов должна появиться до 7 лет и присутствовать постоянно более чем 6 месяцев и в разных условиях.

Например, если ребёнок пошёл в 1-й класс и кажется неусидчивым и рассеянным уже 2-3 месяца, но при этом дома ведёт себя как обычно, внимателен и спокоен — то говорить о СДВГ преждевременно.

Повод для беспокойства — поведение, нехарактерное для возраста школьника

Например, дети в начальной школе могут бегать по коридору во время переменки или ёрзать на стуле к последнему уроку, но если школьник не может просидеть ровно и 5 минут — стоит обратить на это внимание

Также основанием для диагноза является поведение школьника, которое негативно влияет на него, на его взаимодействие с коллективом и на качество обучения. В этом случае скорректировать поведение поможет постоянная физическая нагрузка в комплексе с технологией изменения поведения 7Spsy — методом поведенческой терапии.

Псевдо-СДВГ 

При диагностике СДВГ также важно учитывать, что некоторые другие заболевания и состояния могут давать похожие симптомы , например, плохая успеваемость может быть вызвана проблемами со зрением или дислексией, агрессивность и проблемы со сном — сильным стрессом, а невнимательность и рассеянность — нарушением функций щитовидной железы. Поэтому стоит пройти полное обследование и исключить состояния, которые дают схожие симптомы, но требуют иного лечения, чем СДВГ

Советы родителям детей с СДВГ

Когда специалисты провели комплексную диагностику и поставили диагноз СДВГ, то подростку требуется медико-психологическая помощь. Родителям в обязательном порядке необходимо провести лечение ребенка. Кроме медикаментозной терапии подросток должен получить психолого-педагогическую помощь. Также нужно позаботиться о записи ребенка на психокорректирующие занятия.

Специалисты также советуют родителям:

  • Больше уделять внимания подростку, показывать ему свою любовь;
  • Посетить школу, поговорить с администрацией по поводу дальнейшей учебы;
  • Предложить ребенку занятия спортом в секции, помощь в выполнении домашних заданий;
  • Пересмотреть режим дня подростка;
  • Составлять перечень дел, которые ребенок должен делать ежедневно;
  • Отказаться от авторитаризма в воспитании школьника.

Специальные диеты способствуют снижению частоты эмоциональных вспышек. В рационе подростка должны преобладать белки, сложные углеводы. Стоит исключить употребление ребенком искусственные и химические продукты.

Родителям нужно развивать у подростка навыки самоконтроля. Научившись сдерживать свои эмоции, ребенок успешнее социализируется. Также нельзя усугублять проблему строгими наказаниями, постоянными упреками. Главная задача родителей – помочь ребенку справиться с заболеванием.

Неправильно думать, что патология пройдет с возрастом. Ее необходимо обязательно лечить. В противном случае болезнь негативно скажется на социализации ребенка. Но самостоятельная терапия здесь противопоказана. Лекарства должен назначать только врач.

Вам может быть интересно

26.09.2019 Оставаться голодным безрассудно, или чем опасно намеренное голодание

28.10.2019 «Стирание воспоминаний» поможет вылечить алкоголизм и наркоманию

26.08.2019 Прощать или прощаться: возможна ли счастливая жизнь вместе после измены?

15.04.2019 Способный, но ленивый: что делать, если ребёнок не хочет ничего делать

26.08.2019 Хронический алкоголизм: есть ли шанс избавиться от патологической привычки?

24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом

28.10.2019 Выбраться из скорлупы и стать счастливым — это может каждый Как стать счастливее: из интроверта — в экстраверта

24.09.2019 Болезнь, а не похмелье: чем опасен абстинентный синдром?

26.09.2019 Устали на работе? Нужен перерыв? Только не смотрите в телефон!

23.09.2019 Большой вес — большие проблемы. Как женщине победить ожирение?

22.08.2019 5 шагов к свободе: как избавиться от созависимости

06.08.2019 «У микрофона — страх!»: как не бояться выступать на публике

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Успейте записаться на ЛОГОИНТЕНСИВ

Центр Речи приглашает детей от 2 до 7 лет на двухнедельную коррекционно-развивающую программу в формате ЛОГОИНТЕНСИВ. СТАРТ 21 июня!

Приглашаем Вас и Вашего ребенка принять участие в этой программе, если:

  • Ваш ребенок не говорит вообще, либо общается отдельными словами
  • Ваш ребенок имеет трудности установления контакта, самообслуживания
  • Часто болеет, имеет нарушение мышечного тонуса
  • У ребенка грубые нарушения звукопроизношения, низкий словарный запас, множественные ошибки в употреблении предлогов, окончаний и пр.
  • У ребенка частые истерики, проявляется агрессия по отношению к сверстникам или младшим детям
  • У ребенка диагностирован аутизм или расстройства аутистического спектра.

Варианты лечения СДВГ в клинике Госпитальная

Консультация ВРАЧА психиатра

Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму

  • беседа для точного определения проблемы;
  • избрание оптимальной схемы лечения;
  • разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.

Время консультации – до 60 минут.

На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.

Записаться

Стоимость 5 000 ₽

Амбулаторное лечение

  • Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
  • Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
  • Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
    контроль опытным медперсоналом;

Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!

Записаться

Стоимость 6 500 ₽

Стационарное лечение

  • Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
  • Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
  • Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;

Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!

Записаться

Стоимость от 7 000 ₽

Терапия СДВГ

В лечении СДВГ чаще всего используют комбинацию лекарственных средств и психотерапевтических методик . Если в приоритете медикаментозная терапия, назначают только проверенные и безопасные для детей и подростков препараты . Когда эффект от лекарственной терапии (без добавления психотерапии) стабильный или назначенные препараты почти полностью купируют проявления СДВГ, считается, что медикаментозного лечения достаточно . Однако Американская ассоциация педиатров (AAP) рекомендует начинать терапию СДВГ с психотерапевтических методик, особенно это касается детей раннего возраста .

Авторы работы перечисляют практические рекомендации при СДВГ :

  1. Оценивать и проводить диагностику состояния больного нужно с учётом его развития и сред влияния.
  2. Начинать терапию рекомендуется с психотерапевтических методов, а если назначено медикаментозное лечение, то психотерапию продолжают.
  3. Фармакологическое вмешательство следует осуществлять строго в контексте клинического диагноза, учитывая выраженность функциональных нарушений.
  4. Согласие родителей и близких родственников имеет большое влияние на эффект от лечения лекарственными препаратами.
  5. После 6‑месячного курса лекарственной терапии рекомендуют прекратить приём медикаментов.
  6. Не рекомендуется использовать дополнительные препараты для устранения нежелательных эффектов от медикаментозной терапии СДВГ. Для купирования побочных проявлений лучше скорректировать дозу назначенных препаратов основного курса лечения.

AACAP (Американская академия детской и подростковой психиатрии) считает, что поведенческая терапия, как единственный вид лечения может применяться только при лёгких случаях СДВГ, а также у пациентов младшего возраста .

Что такое СДВГ у детей: краткая характеристика

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.

Проблемы, которые сопровождают СДВГ ​

Сложности в обучении 

Основная и самая очевидная проблема, с которой сталкивается ребёнок с СДВГ — это сложность в обучении. Школьник может забывать записывать задание, невнимательно слушает учителя, отвлекается, из-за этого может не успеть написать контрольную работу и так далее. Всё это сказывается на успеваемости, на качестве усвоения материала и на отношениях с учителем.

Конфликты с братьями и сёстрами 

Дети с СДВГ чаще конфликтуют с родными братьями и сёстрами , а отношения в семье становятся менее тёплыми и дружескими. Это вызвано в некоторой степени импульсивностью и неспособностью контролировать свои поступки.

Проблемы со сном 

Некачественный сон может быть как отдельным симптомом СДВГ, так и усугублять проявления этого синдрома . Например, школьник, который мало и плохо спит, может быть ещё более беспокойным, чем школьник с СДВГ, который имеет качественный сон.

Расстройства или заболевания 

До 87 % детей с СДВГ имеют как минимум одно сопутствующее расстройство психики, до 20 % детей — три или более: тревожность, депрессия, аутизм, навязчивые действия, тики и так далее.

СДВГ сам по себе, так и в сочетании с некачественным сном, может способствовать развитию тревожных и депрессивных расстройств .

Гнев и детская агрессия 

Наличие у школьника СДВГ и хотя бы одного сопутствующего расстройства делает ребёнка более гневливым, вспыльчивым , что связано с повышенной эмоциональностью и проблемами с саморегуляцией эмоций .

Курение, алкоголизм, употребление наркотиков 

Импульсивность увеличивает риск развития вредных привычек: курения и употребления запрещённых веществ у подростков. Диагностированный СДВГ в возрасте 11-14 лет значительно повышает риск возникновения зависимости к 18 годам.

Типы поведения детей по Гринспену

Лучше всего о «трудных» типах поведения детей рассказал в своих работах известный детский психиатр Стэнли Гринспен. Посвятив много лет изучению психологии поведения детей, он пришел к выводу, что «трудных» детей можно поделить на пять типов:

  • Нервные;
  • Замкнутые;
  • Неуправляемые;
  • Рассеянные;
  • Агрессивные.

Нервный или чувствительный – вид поведения детей, которому свойственны ум, сообразительность и, главное, способность к сопереживанию. Такие дети могут быть отличниками, схватывающими все на лету, или скатиться на тройки с переутомлением от изобилия информации и новых впечатлений. Психология поведения детей этого типа такова, что они болезненно переносят насмешки и критику, а потому и друзей заводят с трудом, предпочитая издали наблюдать, как играют и веселятся другие. Способность к сопереживанию – отличное качество, но когда оно выходит за рамки нормы, ребенок начинает не только считывать чужие чувства, но и придавать им утрированное значение. Более того, такие дети утрируют и собственные эмоции. Там где обычный ребенок грустит, чувствительный испытывает горе, радость вырастает до огромного счастья, а обида – до катастрофы.

Замкнутый или погруженный в себя – характер поведения детей, которым свойственна склонность к математике и естественным наукам. Такие дети довольно усидчивы, способны рассуждать на серьезные темы, но при этом упускают из виду эмоциональную сферу. Со временем у ребенка может развиться негативная самооценка, но это не значит, что такое дитя предпочитает свои фантазии реальному миру. В противоположность «нервному», «замкнутый» нуждается во внешних раздражителях, тактильном контакте и активных движениях, но чтобы настроиться на другого человека, ему приходится прилагать слишком много усилий.

Неуправляемый – характер поведения детей, для которого свойственны такие качества как упрямство, непокорность, властность. Неуправляемый ребенок может создать проблему на пустом месте из упрямства. В то же время такие дети упорные, энергичные и настойчивые, и на каждое ваше слово у них найдется десяток своих. В поисках изощренных контраргументов они проявляют чудеса логики. В школе такие дети, как правило, сосредотачиваются на одном предмете и ждут от себя высоких результатов. Такой вид поведения детей еще называют максималистским. У неуправляемых детей отлично развито зрительное восприятие целостного образа, но они редко интересуются деталями. Подобно чувствительному типу, неуправляемый утомляется от изобилия сенсорных раздражителей. Однако он не капризничает, а стремится взять ситуацию под контроль.

Рассеянный – характер поведения детей, для которых свойственны проблемы с концентрацией внимания. Такой ребенок быстро переключается с предмета на предмет. Иногда дети этого типа попадают под контроль психиатра с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), хотя ситуация требует совсем другого подхода. Рассеянные дети по тем или иным причинам вынуждены выполнять действия, которые им претят. А когда не получаешь ни удовольствия, ни отдачи от работы, концентрация внимания снижается поневоле.

Агрессивный или напористый – тип поведения детей, которому свойственна чрезмерная активность. Где все идут, он бежит, где одни только говорят, он делает. Агрессивный  – первый хулиган в классе, он же самый вспыльчивый. Пока злоба и агрессия находятся под контролем, они могут принести успех, выливаясь в такие качества как честолюбие, целеустремленность, энергичность. В стрессовых ситуациях волевые качества агрессивного типа обостряются. Страх, к примеру, может сделать ребенка еще более вспыльчивым. При этом агрессивный тип может испытывать трудности в общении при помощи слов и символов. Как показывают исследования, такой вид поведения детей больше всего нуждается в поощрениях и чувстве защищенности, полноценном вербальном общении и развитии умения эмоционально мыслить вместо того, чтобы немедленно действовать.

Каждый из этих типов определяет уникальный характер поведения детей в тех или иных ситуациях. Однако при благополучных внешних обстоятельствах все они поступают в рамках нормы поведения детей.

Причины СДВГ у детей

Расстройство СДВГ– это дисфункция головного мозга. Зачастую она формируется во время беременности. Среди факторов, повышающих риск возникновения синдрома:

  • тяжелая, патологическая беременность;
  • недостаток в рационе матери витаминов, микроэлементов;
  • интоксикация;
  • скрытые внутриутробные инфекции;
  • генетическая предрасположенность.

Гиперактивность головного мозга часто встречается на фоне гипоксии, возникающей у младенцев при травмах во время родов, недоношенности.

Генетическая предрасположенность к заболеванию СДВГ обусловлена наследованием генов, которые регулируют обмен дофамина и норадреналина. При нарушении их функций меняются передача импульсов, связи между корой лобных долей и подкорковыми структурами.

Появление симптомов СДВГ у подростков врачи связывают с проживанием в неблагополучных условиях, экологически загрязненной местности, отравлением солями тяжелых металлов. Проблему может спровоцировать несбалансированный рацион ребенка, нехватка магния и других микроэлементов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: