Также в разделе
Дискалькулия Дискалькулия – специфическое нарушение возможности обучения счету, которое выявляется в дошкольном или уже в школьном возрасте. Ее причина в том, что у… | |
Расстройство расщепления личности (Синдром множественной личности) Расстройство расщепления личности (ранее известное как синдром множественной личности) достаточно часто встречающееся нарушение, возникающее в результате… | |
Нарушение сознания Нарушение сознания — состояние человека, при котором появляются такие признаки как расстройство восприятия объектов, нарушение рационального познания,… | |
Психические заболевания Психические заболевания – это нарушения функций головного мозга. Распознавание и лечение подобных заболеваний составляет область интересов психиатрии. Но… | |
Ангедония Из-за того, что в данное время активно изучаются центры удовольствия и стресса, все чаще используется такой термин как «ангедония». По определению… | |
Алекситимия Алекситимия — психосоматическое расстройство, при котором человек не может выражать чувства словами. Не стоит относить алекситимию к психической патологии,… | |
Психопатия Психопатия — патология, при которой проявляется дисгармонический склад личности, при которой у человека нарушена адаптация, отмечается тотальность и… | |
Дебильность Дебильность — легкая форма умственной отсталости, при которой человек практически не способен абстрактно мыслить и обобщать информацию, но при этом… | |
Галлюциноз Галлюциноз — металкогольный психоз, который встречается чуть реже, чем делирий; имеет связь с хроническим употреблением спиртных напитков. Средний возраст… | |
Расстройство стереотипных движений Расстройство стереотипных движений – это состояние, при котором человек делает повторяющиеся, часто ритмические, но бесцельные движения. В некоторых случаях… |
Гармонический инфантилизм ЗПР
Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.
Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)
- Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
- Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
- Коррекционная школа;
- Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
- По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.
Внешний облик такого ребенка заметно отличается от облика олигофрена осмысленностью взгляда, живостью, адекватностью эмоциональных реакций. Весь характер его поведения указывает на то, что недостатки психического развития носят временный, вторичный характер. С развитием речи улучшается и динамика развития интеллекта
Лечение ЗПР
Методы коррекции зависят от причин возникновения ЗПР. Если заболевание носит медицинский характер, коррекция проводится под наблюдением врачей. Могут быть назначены медикаменты и физиотерапия для лечения соматических заболеваний. При органических поражениях нервной системы необходимо своевременное лечение препаратами, улучшающими кровоснабжение и питание мозга.
Физически здоровым детям рекомендовано посещение специализированного образовательного учреждения или коррекционных групп при общеобразовательных учреждениях. Хороший результат дают занятия артикуляционной гимнастикой с логопедом, развитие мелкой моторики, которая связана с речевым центром головного мозга. Полезны игры на тактильные ощущения, ситуации, развивающие навыки общения.
Патология влияет на все сферы жизни ребенка, может повлечь социальную дезадаптацию. Своевременное обращение за квалифицированной помощью специалистов повышает вероятность полного снятия диагноза. Главным требованием к успешной реабилитации является комплексный подход.
Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46
Факторы, влияющие на психическое развитие человека
Для изучения факторов, которые оказывают серьезное влияние на психическое развитие человека, нужно обратиться к биологическим предпосылкам (иначе, задаткам), которые есть у каждого. Они являются основой возникновения, развития и функционирования психических свойств.
Традиционно на развитие личности воздействуют два главных фактора: биологический (природный) и социальный.
Под биологическим фактором психического развития индивида понимается наследственность. Именно эта способность позволяет сохранять в потомстве характерные черты вида, передавая свои отличительные признаки и особенности развития.
Всего за 1 час получи 1 000 000 кВт энергии на ближайшие 168 часов
для жизни в Потоке
- Если ты:
- чувствуешь себя эмоционально истощённой к концу недели (или даже дня);
- испытываешь постоянное чувство хронической неудовлетворенности, усталости и депрессии;
- ничему не радуешься.
- Всего 1 час еженедельной перезагрузки позволит тебе:
- стать эмоционально устойчивой,
- получить заряд энергии
- наладить энергообмен с миром.
Приглашение на Субботнюю Перезагрузку действует только до 30 марта 10:00
Под социальным фактором понимается общность элементов среды, с которыми человек сталкивается в период становления личности. Всё зависит от микросоциума (наиболее близкого круга общения, семьи и друзей, например) и от макросоциума (широкого круга взаимодействия, к примеру, СМИ или Интернет).
Конечно, социальный фактор оказывает свое влияние косвенно, через внутренние условия.
Сочетание природных и социальных факторов с возрастными этапами дает новые психологические образования, названные социальной ситуацией развития. Это специфическая система отношений человека с миром вокруг него, которая изменяется при переходе от одного возраста к другому.
Единицей анализа социальной ситуации развития является переживание. Оно отображает, какое влияние в текущий момент оказывает среда на развитие личности. Ведь не секрет, что одна и та же ситуация может переживаться по-разному в разном возрасте и разными людьми. Сравните, как дети из одного класса относятся к полученным оценкам по школьным предметам, а также как относятся к ним выпускники и люди пожилого возраста.
Черты детей с ЗПР
Основные черты детей с задержкой психического развития такие:
- замедленное восприятие
- несформированность игровой деятельности
- проблемы в интеллектуальной деятельности
- ограниченный запас известных слов
- небольшой запас знаний и представлений о мире
- незрелость поведения, воли
- незрелость эмоциональной сферы
- низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
- трудности в проведении словесно-логических операций
- длительное время восприятия и переработки полученных данных
- неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
- нарушение всех видов памяти
Гармонический и психофизический инфантилизм
Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.
Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.
Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят. К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.). При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.
Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни
Дисгармонический психический инфантилизм
Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы. Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание. Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.
Подростки характеризуются такими особенностями:
высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
быстрая утомляемость
неспособность длительное время концентрировать внимание
небольшой объем памяти
больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
недостаточное развитие навыков и умений
неповоротливость и медлительность
довольно развитый интеллект
эрудиция на высоком уровне
невнимательность, упускают мелочи
не могут сконцентрировать внимание
болезненно воспринимают критику
легко обижаются
комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок
Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.
Гипофизарный нанизм
Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны
В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью
Новый материал таким детям дается трудно. Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.
Классификация форм задержки психического развития
Основные формы ЗПР были систематизированы и изложены в 1982 году детским психиатром Лебединской К.С. Классификация включает в себя четыре группы детей, с общими причинами возникновения и проявления признаков задержки развития психики.
Легкая форма ЗПР или ЗПР конституционного генеза. При этой форме заболевания наблюдается психический и психофизический инфантилизм. Поведение и физические данные ребенка не характерны для его хронологического возраста и сохраняют черты «детскости». Детки с таким диагнозом имеют хрупкое телосложение, быстро устают, эмоционально нестабильны, у многих недоразвита познавательная деятельность. Обучению и чтению книг они предпочитают активные, подвижные игры.
Формы задержки психического развития детей соматогенного происхождения формируются в результате перенесенных тяжелых патологий. Хронические заболевания угнетают функции ЦНС и становятся причиной физической и психической астении. Длительные периоды лечения под постоянным контролем со стороны взрослых, делают таких детей робкими, неуверенными, не способными к общению со сверстниками.
Формы ЗПР у детей психогенного генеза, в зависимости от причин их возникновении, подразделяются на три группы.
Безнадзорность | Гиперопека | Психическое и физическое насилие |
|
|
|
Самой распространенной формой задержки психического развития является вариант церебрально-органического происхождения. Причина, по которой дети включаются в эту группу – слабое протекание нервных процессов в коре головного мозга. Недостаточное функционирование нервной системы делает маленького человека неуравновешенным, не умеющим придерживаться установленных правил общения с детьми и взрослыми, легко выражающим грубость без раскаяния и сожаления. В тоже время подобная форма задержки развития присваивается детям медлительным и нерешительным, которым трудно привыкнуть к незнакомым людям, они болезненно воспринимают все замечания и неудачи.
Каковы бы не были формы и причины ЗПР у детей, нельзя говорить о необратимости психического недоразвития. При правильной организации процесса воспитания и обучения, проблема задержки развития решается в короткие сроки. Страшный диагноз должен стать для родителей не поводом для волнений, а сигналом о необходимости дополнительных занятий с малышом с привлечением специалистов, деликатного и внимательного отношения к нему как отдельной личности.
Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста
Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.
Симптомы задержки психического развития у дошкольников
Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:
ребенок в возрасте после 4 месяцев должен реагировать на появление в поле зрения своих родителей, если при этом от него не слышно никаких звуков, то следует обратиться к специалисту за помощью;
к полутора годам малыш должен понимать свое имя, произносить простые, часто повторяемые слова и понимать, когда от него требуют простых действий, отсутствие способности к таким действиям настораживает родителей;
если в два года у малыша очень скудный набор слов, он не может запомнить новых слов, не понимает побуждения к действию, такие симптомы говорят о задержке психического развития;
симптомами ЗПР считается ситуация, если к двум с половиной годам малыш не может составить простые фразы и не может показать знакомые предметы по названию;
в трехлетнем возрасте родители должны насторожиться, если малыш не составляет предложения и не может повторить только что сказанное, быстро лепечет или, наоборот, замедлено произносит слова.
в возрасте четырех лет ребенок связно не разговаривает, не различает понятия, нарушено внимание, слуховая и зрительная память отсутствует.
Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности, утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы
Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте
При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:
- если школьник с трудом совершает или у него совсем не получается самостоятельная еда, надевание одежды, застегивание и шнуровка обуви, умывание и другие процедуры личной гигиены;
- малыш не любит участвовать в совместных играх, с настороженностью относится к другим детям, проявляет замкнутость и нежелание общаться;
- во всех действиях ребенок проявляет нерешительность, излишнюю агрессию;
- часто боится простых ситуаций и тревожно ведет себя.
Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.
Отличия ЗПР от умственной отсталости
Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:
- при умственной отсталости недоразвитость физического и психического характера носит необратимое направление, если же у ребенка задержка развития, то при правильной профилактике и должном уходе все замедленные реакции постепенно приходят в норму;
- дети с ЗПР могут адекватно реагировать на предоставленную помощь и использовать полученный опыт в решении подобных задач;
- ребенок с диагнозом ЗПР старается понять смысл сказанного или прочитанного, чувствует удовлетворение от проделанной работы, а ребята с выявленным инфантилизмом даже не пытаются постичь новые знания.
Прогноз последствий и осложнений
Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.
Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.
Особенности детей с задержкой психического развития
Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:
- олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
- обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
- деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального
психического развития; - нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
- детский аутизм в раннем возрасте;
- психопатии – дисгармония в формировании психики.
Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема.
Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов
прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями
по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР)
приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования.
В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий.
О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу.
Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.
Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании
психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР — это одно из проявлений общих заболеваний психики.
Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм
– это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно
к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека.
ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная.
Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических
соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.
Лечение детей с задержкой психического развития
Лечение детей с задержкой психического развития должно быть комплексным, с привлечением неврологов, специалистов в области психологии и психиатрии, педиатров, логопедов.
Коррекция при ЗПР требуется длительная. Используются психолого — педагогические коррекционные методы, заключающиеся в улучшении эмоционального развития и овладевания ребенком коммуникативными навыками.
Если этого оказывается недостаточно, прибегают к медикаментозному лечению.
При медикаментозном лечении используют преимущественно препараты, обладающие ноотропным эффектом (noos в переводе с греческого, означает мышление; tropos переводится как направление).
По мнению специалистов, ноотропные препараты оказывают стимулирующие действие на развитие центральной нервной системы, способствуют улучшению памяти, увеличивают устойчивость головного мозга к нехватке кислорода
и вредным воздействиям внешних факторов, оказывают положительное влияние на способность к запоминанию, восприятию, мышлению, общению, проявлению эмоций и воли.
Для лечения ЗПР применяется целый ряд препаратов:
- витамины группы В и витаминоподобные средства (B1, B6,B12, Нейромультивит, Магне В6).
- производные пирролидона: Биотредин, Энцефабол.
- производные пирролидона, например, пирацетам и др.
- производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты:
Фенибут, Аминалон, Пикамилон, Пантогам и др. - препараты, усиливающие холинергические процессы: Энцефабол, Церебролизин, Глиатилин, Цераксон и др.
- глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин и др;
- препараты, оказывающие биорегулирующее влияние на клетки мозга: Церебрамин, Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Семакс и др.
- цереброваскулярные препараты: Циннаризин, Инстенон, Вазобрал и др.
- общетонизирующие препараты (Лецитин, Когитум и др.);
- гомеопатические препараты: Церебрум композитум H;
Подбор лекарственного препарата осуществляется с учетом состояния ребенка и индивидуальных особенностей его организма. Главным фактором выступает степень возбудимости ЦНС.
Если у ребенка повышенная степень возбудимости назначают средства не обладающие возбуждающим действием (Пикамилон, Пантогам, Глицин, Мексидол, Кортексин, Фенибут, Церебрум композитум Н, Фезам, Энцефабол) или назначают
ноотропные препараты в комплексе с седативными (Магне В6, Валерианахель, Нервохель, Лецитин).
В случае отсутствия эпилептиформной активность назначают ноотропные препараты. Желательно применять монотерапию.
Профилактика или рекомендации при болезни
Согласно статистическим данным, ¼ всех дефектов психического развития связана с аномалиями хромосом. Поэтому о профилактике ЗПР можно говорить только при отсутствии врожденных отклонений. Основные рекомендации по предотвращению болезни:
- создать комфортные условия для протекания беременности и родов;
- постоянно отслеживать здоровье ребенка, регулярно проходить обследование в клинике;
- создать хорошую атмосферу в семье, свести к минимуму конфликтные ситуации;
- своевременно лечить детей при развитии того или иного недуга;
- развивать ребенка с малых лет;
- постоянно общаться и взаимодействовать с детьми, развивать их навыки и способности.
Профилактика заболевания в основном заключается в постоянном взаимодействии мамы и малыша.
Не нужно бояться демонстрировать любовь и нежность, материнские объятия не только успокаивают, но и учат спокойно воспринимать новую обстановку. Не проявляйте чрезмерную опеку или безразличие, это затормозит развитие личности. Равнодушие родителей лишает стимула учиться, а при гиперопеке дети не развиваются, поскольку взрослые относятся к ним, как к малышам
Важно отыскать золотую середину.
Виды ЗПР
Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:
- Конституциональная. Определяется наследственностью.
- Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на
мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая
астения и др. - Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в
неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской
любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость. - Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в
развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,
вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые
травмы и пр.).
Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и
симптоматикой и курсом лечения.
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако
затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают
полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего
мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала
детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые
посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях
переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и
дефицита внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,
слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной
активностью при воспроизведении информации.
Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается
образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое
мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,
сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать
выводы.
Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих
звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью
произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного
высказывания, речевой инактивностью.
Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,
полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой
настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут
отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.
Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся
контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто
— гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений
возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)
у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно
Врачи утверждают: ЗПРР важно начинать
лечить уже в 2-3 года
Проблемы в которых эфективна детская психотерапия
- Детские и подростковые:
- Непослушание, проблемы взаимопонимания;
- Проблемы общения:
- замкнутость,
- конфликтность,
- неуверенность;
- Нарушения сна;
- Агрессивность, раздражительность;
- Тревожность, плаксивость, страхи;
- Комплексная диагностика развития.
- Школьные:
- Неуспеваемость, нежелание учиться;
- Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
- Неусидчивость, гиперактивность;
- Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
- Выявлена или подозревается задержка развития;
- Профориентация для подростков.
- Помощь и консультации родителям:
- Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
- Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
- Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
- Выбрать учебную программу;
- Преодолеть семейные проблемы.
- Диагностированные детские:
- СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- РДА — ранний детский аутизм;
- Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
- ЗПР — задержка психического развития;
- УО — умственная отсталость;
- ДЦП — детский церебральный паралич.
Особенности детей с задержкой психического развития
У детей с ЗПР практически не страдает интеллектуальное развитие, однако подобное состояние все же затрагивает:
Внимание. Оно становится кратковременным и поверхностным
Ребенок в процессе обучения часто отвлекается, ему бывает сложно сконцентрироваться на конкретной задаче.
Память. Изучаемый материал усваивается избирательно, а ребенок лучше запоминает наглядные образы, нежели слуховые.
Восприятие. У ребенка возможны трудности в процессе формирования зрительных образов
При обучении важно учитывать, что таким детям лучше дается усвоение материала по наглядным пособиям.
Речь. Словарный запас ребенка скудный, возможны нарушения при произношении отдельных звуков
Ребенку с трудом удается выстраивать сложные предложения, поэтому его речь упрощена.
Мышление. При отсутствии помощи взрослых ребенок не способен к абстрактно-логическому мышлению. Ему трудно дается сравнение, возникают сложности с построением своих умственных заключением, а также заключением выводов.
Эмоциональную сферу. Дети с ЗПР часто идут на поводу у сверстников, так как не имеют проявлять инициативу. Также они склонны к резкой смене настроения.
Дефектология Проф
Процедура. Ребенок начинает выполнять действия сначала совместно с психологом (одновременное и поочередное сжимание и разжимание пальцев рук), а затем самостоятельно. При замедленном темпе ребенка просят делать это побыстрее.
Перезвоните мне
Процедура. Ребенок последовательно выполняет сначала правой, а затем левой рукой предъявляемые позы. Психолог ждет, пока ребенок выполнит задание, а в случае неправильного нахождения позы пытается скорригировать ответ с помощью стимулирующих или организующих вопросов: «Ты сделал так же, как я? Посмотри внимательно! Может, у меня по-другому? Ты сделал не совсем точно. Как будет правильно?» Желательно перейти к правильному положению пальцев.
По данным ЭЭГ, у детей из групп высокого риска развития шизофрении на фоне различной степени выраженности незрелости биоэлектрической активности выявлены признаки патологического электрогенеза в виде гиперсинхронности физиологических волновых форм и аномальной активности Последняя выражается накоплением «пачечной» -активности. Увеличение мощности р-волновой активности свидетельствует об усилении явлений ирритации коры головного мозга, обусловленной нарушением лимбико-ретикулярных влияний. У части больных регистрируются также высокоамплитудные низкочастотные (8-12 Гц) сонные веретена с максимумом их представленность в лобных областях. Отмеченные изменения на ЭЭГ до некоторой степени коррелируют с особенностями клинической картины шизотипического диатеза: случаи повышения -активности отличаются большей выраженностью аутистического компонента, в то время как наличие сонных веретен более характерно для формирующейся мозаичной психопатии с шизоэпилептоидными и шизоаффективными акцентуациями в будущем.
К факторам риска, обусловливающим гипоксию плода, относят заболевания матери, вызывающие нарушения маточно-плацентарного кровообращения (сердечно-сосудистые, бронхолегочные, эндокринные заболевания, кровопотери, патология пуповины и др.).
Лечение и организация помощи больным с аутизмом
IV стадия — «тотального слабоумия» — в соответствии с названием характеризуется полной утратой не только речи, но и способности к ходьбе и жеванию, а также распадом других жизненных навыков. Нарастают неврологические симптомы (развиваются спинальная атрофия, спастическая ригидность, с наибольшей выраженностью в конечностях), которые на этой стадии преобладают в клинической картине. Смерть наступает в разные сроки — обычно между 12-25 годами от начала заболевания, что практически соответствует и возрасту больных.
Согласно ее трактовке недоразвитость эмоциональной сферы обусловлена типами органического инфантилизма. Энцефалопатические проявления представлены негрубыми церебрастеническими и неврозоподобными расстройствами. Основные черты нарушений высших психических функций проявляются в динамике и обусловлены их недостаточной зрелостью и повышенной истощаемостью.