Культура речи и ее воздействие на молодое поколение
В профессиональной деятельности педагога культура речи имеет важнейшее значение. От нее во многом зависит успешность воспитателя, его способность общаться и доносить информацию до своих воспитанников. Это фактор развития языка детей, поскольку они копируют окружающих взрослых не только в поведении и манерах, но и в грамотности, и даже в интонациях. Если у педагога грамотная, хорошо поставленная дикция с богатым словарным запасом, огромная вероятность того, что его ученики также успешно овладеют всеми необходимыми навыками.
Поскольку для ребенка все качества воспитателя являются образцом для подражания, его речь должна отвечать следующим характеристикам:
- Правильное произношение с четкой артикуляцией звуков.
- Понятный и доступный ребенку темп, громкость и интонации. Сотрудник ДОУ должен не просто четко и грамотно произносить слова. Они должны быть понятными, не слишком громкими или тихими, внятными, выразительными.
- Грамматически правильное оформление фраз и предложений.
- Связный, понятный для малыша определенного возраста текст. Слишком сложные или намеренно упрощенные фразы лишают воспитанников возможности совершенствовать собственную речь.
- Точное использование терминов и обозначений. Это поможет детям получить представление о множестве ранее неизвестных определений и слов, научиться грамотно их использовать в собственных высказываниях.
Оценивается качество произношения воспитателя по следующим категориям:
- Содержательность.
- Правильность, грамотность.
- Направленность.
Педагогический состав должен уметь формировать свои высказывания таким образом, чтобы они приносили пользу воспитанникам, давали им важную и нужную информацию, способствовали расширению кругозора, помогали изучать все богатство родного языка.
Воспитатель должен заниматься самообразованием и саморазвитием, устраняя возможные дефекты в собственном произношении, например, акценты или местные диалекты, использование просторечных слов и словосочетаний, а также различных «засорителей», «паразитов», грамотно расставлять ударение, конструктивно правильно строить предложение, следить за качеством дикции. Он должен избегать слишком тихого или громкого воспроизведения, визгливого или пронзительного произношения, слишком высокой эмоциональности или же наоборот – предельно монотонной, невыразительной речи. Общаться необходимо спокойным, доверительным тоном с умеренной громкостью.
В случае наличия разнообразных проблем помочь решить их может консультация для воспитателей по звуковой культуры речи, работа над собой, развитие собственных способностей и навыков.
Если же преподаватель отмечает наличие отклонений в качестве воспроизведения звуков у своих воспитанников, он может обратиться за помощью профессионала. Полученные рекомендации логопеда воспитателям по звуковой культуре речи дадут возможность в мягкой и незаметной форме исправить нарушения без привлечения специалиста. В тех же ситуациях, когда у ребенка отмечаются более серьезные проблемы, педагог может порекомендовать родителям занятия с логопедом, а в особо сложных ситуациях перевод в специализированную логопедическую группу.
Дополнительная работа по воспитанию культуры речи
Осуществляемая воспитателем работа с детьми дошкольного возраста по воспитанию культуры речи, должна иметь продолжение и за рамками ДОУ, то есть в семье ребенка. Для этого воспитателю необходимо организовать совместную с родителями работу, имеющую собой единую направленность воспитания.
Для закрепления полученных в ДОУ знаний и умений в семье, воспитателю группы следует проводить с родителями дополнительную работу, направленную на повышение их воспитательной активности по вопросам воспитания культуры речи:
Индивидуальные беседы и консультации
Круглые столы
Родительские собрания
Современный уровень системы дошкольного образования, в соответствии с задачами речевого развития, установленными ФГОС, включает в себя:
- Активное владение воспитанниками собственной речью, как основного средства общения
- Проведение работы, направленной на обогащение активного словаря воспитанников
- Проведение работы, направленной на развитие у воспитанников связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи
- Воспитание звуковой и интонационной культуры речи воспитанников, фонетического слуха
В процессе взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми необходимо осуществлять работу, направленную на формирование социально-коммуникативных навыков общения. Данная работа предполагает:
- Создание доброжелательной атмосферы общения
- Установление между воспитателем и воспитанниками доверительных взаимоотношений, посредством использования поощрений и поддержки
- Установление групповых традиций
- Создание условий по организации различных ситуаций общения (со взрослыми, сверстниками, младшими детьми и т.д.)
- Оказание содействия по установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми группы
- Удовлетворение потребностей в общении каждого воспитанника.
Замечание 3
Таким образом, в результате осуществляемой воспитателем работы, дети не только приобретают знания норм речевого этикета общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания в ходе образовательной деятельности и в реальных жизненных ситуациях.
Основные требования к качеству речи воспитателя ДОУ
В педагогической деятельности приходится уделять много внимания правильному подходу к произносимым словам. Они одновременно должны быть и понятными малышам с учетом их возрастной группы, и способствовать стремлению развиваться, совершенствовать собственные навыки говорения и использования словарного запаса. Отсюда можно сделать вывод, что педагогу предстоит постоянно себя контролировать, а также отслеживать, понимают ли дети то, что он произносит, параллельно вводя все новые слова и термины. Если это будет сделано правильно, ребенок сможет практически незаметно для себя осваивать новые понятия и терминологию. Для этого сотрудники детских учреждений должны изучать методическую литературу и понимать, как работает мозг ребенка в определенный период. Если перегрузить поток информации малознакомыми или непонятными словами и фразами, малыш быстро потеряет интерес к происходящему и будет относиться к взрослому настороженно, без привязанности и внимания.
Столь же недопустимо спускаться до словарного уровня ребенка, «сюсюкая» с ним и неоправданно часто применяя уменьшительно-ласкательную лексику. Это не будет способствовать ни сближению с ним, ни формированию его поведения и речи, ни постепенному взрослению. В случае необходимости используется консультация для воспитателей о культуре речи педагога.
В основные требования к речи преподавателя ДОУ входят:
- Соответствие нормам языка, правильное использование орфоэпии, грамматики.
- Богатый и разнообразный словарный запас.
- Логическая связь между отдельными компонентами высказывания.
- Точность формулировки и грамотность определений.
- Выразительность, позволяющая сделать язык эффективнее, красивее, понятнее и ближе малышам.
- Отсутствие неуместных высказываний и выражений, отказ от использования «мусорных» слов, жаргона и диалекта.
- Уместность – использование определенных правил и норм этикета и общения.
Для повышения качества и уровня воспитания практикуется использование опыта педагогов с большим стажем, имеющим отличные знания в этой сфере
Они могут подготовить сообщение на тему культуры речи воспитателя, провести педсовет, посвященный этой важной и ответственной теме, чтобы помочь сотрудникам ДОУ выявить возможные недостатки и исправить их в кратчайший срок
Роль наставников столь же велика, как и самообразование. Любой представитель педагогического сообщества должен понимать, что от его собственной грамотности и манеры общения зависит, насколько хорошо овладеют навыками говорения доверенные ему дети.
Если он задействует все классические и новые методики и наработки, то сумеет организовать обучение таким образом, что малышам будет и интересно, и очень полезно его слушать. Грамотность и воспитанность дошкольников – лучшая похвала педагогическому таланту воспитателя ДОУ.
Для начала следует осознать, какие основные требования можно предъявить к речи воспитателя.
Например, дети трех лет понимают в речи только факты, без каких-либо отступлений. Наоборот, эти отступления только мешают им для нормального восприятия смысла («Саша, не трогай окно», «Витя, не пиши на картине»). Детям постарше в содержание речи можно добавлять обороты, которые могут самого дошкольника привести к самостоятельному выводу («Лена, если будешь пачкать пол, его придется снова мыть», «Ксюша, если ты бросишь стакан, он может разбиться на осколки, которые могут поранить»).
Во-вторых, воспитатель должен составлять грамматически грамотные предложения.
Например, фразы типа «не ложи сюда книгу» вместо «не клади сюда книгу» или «Лена, ты обратно стала капризничать» построены не по правилам русского языка. Дошкольники очень чутко реагируют на все речевые обороты, которые они слышат из уст воспитателя, и впитывают их, словно губка.
Кроме того, необходимо с самого детства приучать к правильному произношению, а также соответствующе ставить ударение в слове. Быть может, тогда пресловутое «звОнит» исчезнет из лексикона наших людей. В подготовительных группах возможны даже специальные занятия, на которых дети будут обсуждать наиболее часто употребляемые выражения, в которых многие люди совершают ошибки. Все это помогает строить культуру речи маленького человека.
В-третьих, желательно использовать средства для усиления выразительности речи.
Речь воспитателя может быть монотонной и в таком случае она не будет восприниматься дошкольником соответствующе. Например, при вялом аппетите детей слова «Таня, жуй быстрее, что ты так возишься» только усилят невосприимчивость ребенка к словам. И наоборот, добавив эмоциональной окраски в речь можно достичь потрясающих результатов. «Дети, а вы заметили, какая сегодня вкусная каша? Лена, ты сегодня такая умница, очень аккуратно кушаешь». В таких случаях обычно похвала действует ободряюще на того человека, кому она предназначена, а также стимулирующе на всех остальных детей. Дошкольники начинают показывать воспитательнице, что они тоже умеют быстро и аккуратно кушать.
Выразительная речь служит для уточнения мысли, а также для живописной обрисовки образа, которое должно вызвать у маленького дошкольника живое представление и окажет сильное эмоциональное воздействие.
Кроме того, эмоциональная сторона речи воспитателя повышает культуру слушания, а также воспитывает у дошкольников желание самим что-нибудь рассказать или вступить в диалог. Желательно также по возможности не допускать до занятий с детьми педагогов с дефектами речи (сюсюканье, картавость, шепелявость и так далее). В случае наличия таковых, крайне желательно избавиться от них с помощью совместной работы с логопедом, а также личных тренировок.
В-четвертых, воспитатель должен постоянно поправлять дошкольника в случае неправильного употребления им речевых оборотов.
Речь воспитателя порой неотделима от речи ребенка. «Вчера будет пятница» — говорит дошкольник. Воспитатель подправляет его и обязательно произносит правильный вариант вслух. Ребенок вслушивается в речь воспитателя. Именно так формируются правильные навыки точного употребления слов. Особенно хорошо проводить такие беседы на основе событий в мире природы: «Листья пожелтели. Ветер дует. Прошел дождь. Скоро выглянет солнце.»
В зависимости от того, насколько развиты дошкольники, воспитателю следует периодически добавлять новые для детей слова, при этом объясняя их смысл. Например, описывая картину, где изображена кормушка с птицами, воспитатель сначала должен задавать более легкие вопросы: «Кого вы видите на картине? Что делают птицы?» И только потом можно узнать, знают ли дети, что такое кормушка. «Кормушка так названа, потому что птицы в ней кормятся. Кормушки изготавливают для тех птиц, которые остаются зимовать. А каких птиц вы видели зимой?». Таким образом, нужно не просто научить ребенка заучивать слова, а подробно объяснять ему их смысл.
Итак, проводя основную часть времени с педагогом, именно на речь воспитателя ребенок главным образом ориентируется при произношении. Более того, дошкольники копируют даже интонации, в зависимости от уместности описываемого события. В этом ему помогают примеры ярких эмоциональных рассказов или бесед. В свою очередь, воспитатель должен постоянно следить и при необходимости совершенствовать свою речь.
Автор — Наталия Титова.
НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru.