Общая характеристика проблемы нарушений письменной речи

Дислексия: что это такое? виды и признаки, причины и симптомы

Признаки дислексии

Проявления патологии весьма разнообразны. В общем виде симптомы дислексии следующие:

  1. Изменение порядка букв, слогов, чисел при составлении слов и чтении;
  2. Трудности с освоением алфавита, таблицы умножения, написанием текстов;
  3. Неправильный захват письменного инструмента (ручка, карандаш);
  4. Слабые показатели концентрации, плохая память;
  5. Путаница «лево-право»;
  6. Проблемы с общением и выстраиванием взаимоотношений.

Для более точного и детального понимания проблемы рассмотрим классификацию симптомов дислексии в зависимости от возраста.

Дети дошкольного возраста

Характерны речевое отставание, затруднения в освоении слов и их произношении, а также базовых навыков письма, ухудшенная словесная память. Наблюдается путаница в расположении букв и слов.

Младшие школьники

Ребятам затруднительно распознавать слова, наблюдается замена слов схожими по смыслу и звучанию. Частое явление — перестановка букв, слогов и слов при чтении, путаница в цифрах. Во многих случаях диагностируются нарушенная координация движений, медленное освоение навыков, проблемы с запоминанием фактов.

Средний школьный возраст

Ребята очень медленно читают либо вообще отказываются от выполнения устных и письменных заданий. У дислексиков часто неразборчивый почерк, проблемы с памятью, им сложно правильно распознавать мимику и другие сигналы.

Признаки дислексии у старших школьников

Навык письма сформирован плохо, и такие дети пишут и читают с ошибками. Им трудно воспринимать, обобщать и пересказывать информацию. Возникают проблемы с сочинениями и многими другими заданиями. Работают медленно, сложно адаптируются к изменениям.

В более взрослом возрасте дислексия проявляется медленным или ошибочным чтением, невнимательностью, рассеянностью, трудностями с самоорганизацией и самообучением.

Диагностика дислексии

Для определения у ребенка такого расстройства, как дислексия, проводится логопедическое обследование. В процессе диагностики специалисту необходимо определить уровень сформированности устной речи, навыков чтения и письма, а также оценить неречевые процессы. Диагностика проводится в несколько этапов:

  1. Первоначальный. Собирается полный анамнез жизни и развития ребенка, оценивается состояние артикуляционного аппарата, уровень развития речевой и ручной моторики.
  2. Диагностика устной речи включает в себя оценку звукопроизношения, фонематического развития, а также сформированность слоговой культуры слова и связной речи.
  3. Диагностика письменной речи предполагает выполнение ряда заданий – списывание текста, письмо на слух, самостоятельное письмо. В процессе обследования логопеду предстоит оценить темп и правильность чтения, понимание текста и наличие ошибок.
  4. Нейропсихологическое обследование, во время проведения которого определяется уровень сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, а также оптических ориентировок.

В зависимости от результатов диагностики ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование, которое включает в себя прием невролога, выполнение ЭЭГ, ЭхоЭГ, а также консультацию офтальмолога.

Что это такое

Дисграфия – это нарушение навыка письменной речи, когда возникают частичные затруднения в овладении письмом. Характерными признаками являются стойкие повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с усвоением орфографических норм.

Дислексия – это нарушение формирования навыка чтения. Оно связано с затруднениями в образовании компонентов речи и неправильной работой анализаторных систем.

Некоторые специалисты считают, что эти нарушения – это не просто патологии, а дар, которым нужно уметь пользоваться. Они не являются показателем низкого интеллекта – данные затруднения могут возникнуть у детей с нормальным умственным развитием

Во время диагностики важно определить − это дисграфия и дислексия, или физиологические ошибки, которые являются нормой при усвоении письменной речи

Коррекция дислексии

И хотя дислексия будет сопровождать человека на протяжении всей жизни, некоторым детям все же удается освоить навыки функционального чтения. К сожалению, часть из них так и не достигает необходимой степени грамотности.

Устранение дислексии заключается в изменении метода обучения, в том числе — это прямое и непрямое обучение распознанию слов и умению выделять отдельные части слова. При прямом обучении применяются особые фонетические методы отдельно от обучения чтению. В одном случае ребенка учат читать по словам или фразам, в другом — используется иерархия приобретенных знаний: вначале от чтения по слогам, потом — по словам и по предложениям. Кроме этого, рекомендуется воздействовать на разные органы чувств, изучать новые слова и соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения для изучения слов, звуков и предложений.

Также может понадобиться обучение выделению частей, из которых состоит слово, комбинированию различных звуков для создания слов, разбивание слов на слоги, определение местонахождения определенного звука в слове.

Важно также научить ребенка понимать смысл текста и отдельных его абзацев, определять основную идею текста, научится делать выводы из прочитанного. Для обучения детей рекомендуется использовать компьютер

Это нужно для выделения фрагментов в тексте или отдельных частей слова

Для обучения детей рекомендуется использовать компьютер. Это нужно для выделения фрагментов в тексте или отдельных частей слова.

На данный момент широко применяется коррекция дислексии по методу Рональда. Д. Дейвиса, суть которой заключается во вкладывании в написанные слова и буквы образного выражения и запоминание его. Так, можно устранить пробелы в восприятии.

Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии

При проблемах и трудностях с чтением проверьте себя и своих близких на риск присутствия дислексии с помощью инновационного нейропсихологического . Начните тест прямо сейчас!

Таким образом, можно сказать, что дислексия представляет собой расстройство, при котором производительность при чтении ниже ожидаемой с учётом потенциала ребёнка, его способностей, возраста, интеллекта вне зависимости от периода его обучения в школе.

Под производительностью в чтении мы понимаем как декодирование и скорость чтения, так и интонацию и понимание слов.

Следовательно, для того, чтобы была диагностирована дислексия, должны быть выполнены следующие условия:

  1. Отсутствие умственной отсталости
    , которая может быть причиной низкой производительности при чтении.
  2. Проблемы со чтением
    должны наблюдаться не менее чем в течение двух лет
    (в сравнении с ровесниками).
  3. Выбранный метод обучения подходит человеку
    и стимулирует его также учиться дома.
  4. Отсутствие психических проблем, а также нарушений зрения и слуха, которые могут быть причиной трудностей со чтением.
  5. И, наконец, подобные трудности возникают только и исключительно при чтении и заданиях, связанных со чтением.

Исследователи обратили внимание на дислексию еще в конце XIX — начале XX века, изучение этого расстройства продолжается до сих пор. За это время выдвинуто несколько научных теорий, трактующих дислексию с позиции различных наук

Дислексию можно рассматривать с когнитивной, поведенческой и нейропсихологической точек зрения:

Дислексия с когнитивной точки зрения:
Данная теория рассматривает дислексию с позиции обработки получаемой информации. Говоря упрощённо, чтение представляет собой процесс, состоящий из ряда субпроцессов: внимания , памяти , восприятия, рассуждения или осмысливания. В каждом из этих субпроцессов задействованы определённые когнитивные ресурсы. У людей, испытывающих трудности при чтении, нарушен один или более из этих субпроцессов, в связи с чем им приходится задействовать больше когнитивных ресурсов. Как результат, это приводит к сложностям с обучаемостью и чтением.

Дислексия с поведенческой точки зрения:
Данная теория считает дислексию поведенческой проблемой, объясняя все возникающие при чтении проблемы неэффективностью выбранного метода обучения.

Дислексия с неврологической, образовательной и психологической точки зрения:
Чтение определяется как совокупность различных процессов, направленных на понимание и осознание прочитанного. Таким образом, дислексия рассматривается как нарушение понимания, распознавания и различения звуков, букв и слогов и их интеграции, т.е. нарушение фонематического слуха и восприятия.

Специалисты, которые чаще всего занимаются дислексией

Невролог

При необходимости невролог делает энцефалограмму и томографию мозга, допплерографическое исследование сосудов. Определяет, является ли дислексия последствием каких-то объективных причин

Очень важно вовремя выявить или исключить серьезные патологии, нарушения, сбои в работе систем, влияющих на работу мозга. За помощью можно обращаться как в поликлинику, так и в неврологические диагностические центры и институты

Психолог

Психолог помогает выявить уровень стресса человека. У дислексиков часто возникают проблемы в коммуникации, трудности с бытовыми делами: самостоятельным походом в магазин, поездкой на транспорте. Страх и непонимание происходящего делают детей замкнутыми и еще более непонятными для окружающих, что затрудняет социализацию.

Нейропсихолог

Специалист по нейропсихологии помогает выстраивать новые нейронные связи — процесс этот небыстрый и длится 9−12 месяцев. Поэтому не стоит тратить время и деньги на краткосрочные «курсы лечения» и «восстановления».

Кроме того, если вы обнаружили признаки дислексии у своего ребенка, можно обратиться к специалистам Ассоциации родителей детей с дислексией за бесплатной онлайн-консультацией или в специализированные центры .

Взрослые с дислексией также могут обратиться за помощью к логопеду или нейропсихологу. Во время диагностики специалист оценивает фонологические навыки, беглость чтения, орфографию, понимание прочитанного и многое другое. Консультацию должен проводить профессионал, хорошо разбирающийся в нарушениях развития речи и чтения.

  • Чем опасна детоксикация? Вред соковой диеты

      

  • Стеноз легочной артерии. Сердечный цианоз без смешения артериальной и венозной крови.

      

  • Синовиальная оболочка коленного сустава. Завороты коленного сустава. Завороты синовиальной оболочки коленного сустава. Синовиальные сумки коленного сустава.

      

  • Эффективность лапароскопической лимфаденэктомии в онкогинекологии

      

  • Воспалительный вагинит

Сопутствующие дислексии патологии

Сопутствующая патология относится к совместному возникновению двух (или более) расстройств у одного и того же человека. Сопутствующая патология может быть обнаружена между расстройствами в пределах одной диагностической группы, например, расстройством чтения и математическим расстройством (оба нарушения обучения с общими факторами риска), а также между расстройствами из разных диагностических групп, например, между расстройством чтения и поведенческими и эмоциональными расстройствами.

Показатели сопутствующей патологии между расстройством чтения и другими нарушениями развития нервной системы сильно различаются, но в среднем около 40% детей с расстройством чтения / дислексией будут иметь и другое расстройство. У многих детей с дислексией проблемы с устной речью выходят далеко за рамки фонологической области.

Поскольку чтение для понимания смысла опирается на языковые навыки, из этого следует, что многие плохие читатели также имеют плохие навыки понимания прочитанного.

У некоторых детей с дислексией отмечается нарушение развития речи (DLD – международная аббревиатура), расстройство, характеризующееся постоянными трудностями в экспрессивной и / или восприимчивой речи. Хотя нарушение общения обычно оценивается отдельно от нарушений обучения, DLD является основным фактором риска развития дислексии. Действительно, ученые отмечают, что среди детей с особыми трудностями чтения (дислексия) около 40% имеют значительные языковые нарушения.

Дети, которые поступают в школу с DLD, подвергаются высокому риску трудностей с грамотностью. Короче говоря, границы дислексии не являются четкими: нередко у детей с дислексией возникают языковые проблемы, а некоторые дети также соответствуют клиническим критериям DLD.

DLD – не единственное расстройство, которое сочетается с дислексией

Дислексия также часто сопровождается проблемами с вниманием и координацией движений. Существует также взаимосвязь между дислексией и нарушением звука речи, социально-эмоциональными и поведенческими расстройствами и проблемами интернализации, такими как тревога и депрессия

Ни одно из этих сопутствующих заболеваний не следует рассматривать как «основные» признаки дислексии, но они могут усложнить как ее проявление, так и реакцию на вмешательство.

Другим расстройством, которое часто сопутствует дислексии, является расстройство счета, вычислений (или дискалькулия). Как и расстройство чтения, математическое расстройство классифицируется как специфическое расстройство обучения в DSM5. Оно сопутствует дислексии в 30-70% случаев. Как и чтение, математика также является сложным навыком с несколькими компонентами. Совпадение с дислексией велико, потому что многие аспекты математики зависят от вербальных навыков, например, знания чисел, подсчета, поиска числовых фактов и решения вербальных задач. Однако математика также включает в себя невербальные навыки; к ним относятся способность оценивать количество и сравнивать различные величины.

Кроме того, проблемы со счетом связаны с плохими зрительно-пространственными навыками, плохой исполнительной функцией и дефицитом рабочей памяти. Такой дефицит обычно является признаком видов невербальных трудностей в обучении, связанных с более низким интеллектуальным уровнем.

Клиническая и образовательная реальность такова, что для многих детей плохое чтение связано с целым рядом трудностей, каждая из которых представляет собой определенное измерение. Как показывает история дислексии, но это далеко не новые проблемы, они преследовали дислексию с тех пор, как она была впервые выявлена в 19 веке.

Диагностика и коррекция детской дислексии

Логопед изучает анамнез жизни и развития, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата и моторики. У детей дошкольного возраста оценивают звукопроизношение, связность речи, способность воспринимать устную речь. У школьников смотрят на особенности письма, скорость чтения, успеваемость по различным предметам.

По показаниям назначают консультации невролога, офтальмолога, прохождение электроэнцефалограммы, ЭхоЭГ, офтальмологические тесты. Выбор методов коррекции зависит от формы патологии и ее запущенности. Традиционно логопеды проводят специальные занятия.

Упражнения при дислексии

Цель — устранить дефекты звукопроизношения, сформировать грамматические системы словообразования, развить речевой слух, улучшить зрительно-пространственные представления:

  1. «Отыщи слово». Предлагаем найти все предметы на заданную букву, со временем усложняем и ищем вещи, названия которых не начинаются, а заканчиваются на определенный звук;
  2. «Составь слова». Составляем из «приклеившихся» друг к другу магнитных букв отдельные слова. К примеру, нужно разделить «МАМАБАБУШКАПАПА»;
  3. «Напиши слово». Пусть дислексик прочтет слово и напишет его по памяти. Постепенно усложняем, добавляя словосочетания;
  4. «Почини предложение». Предложите из перемешанных карточек с написанными словами составить фразу. Для детей дошкольного возраста можно адаптировать так: составить слова из карточек со слогами;
  5. «Угадай-ка». Это упражнение любят все ребята. Рисуйте на спинке ребенка буквы, слоги, слова, а он пусть угадывает их;
  6. «Игра в слова». Поочередно с учеником называйте слова, которые начинаются на последнюю букву предыдущего слова. К примеру, «мама-атлас-сова-альбом-машина»;
  7. «Считаем звуки». Подготовьте немного макарон и чашку. Называйте слова и предложите выкладывать перед собой столько макарон, сколько звуков в слове;
  8. «Милые названия». Пусть малыш назовет ласково слова, сказанные вами. Примеры: стол-столик, машина-машинка, кошка-кошечка.

Можно подключить фантазию и придумать собственные игры и упражнения, которые понравятся ребенку и принесут пользу.

Что такое дислексия

Дислексия — это особенность работы мозга, из-за которой человеку сложно читать, при этом его интеллект, зрение и слух в норме.

Чаще всего дислексия развивается вместе с другими нарушениями:

  • дисграфией — трудностями с письмом;
  • дискалькулией — трудностями с изучением арифметики;
  • СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

По данным European Dyslexia Association (EDA), это расстройство у 9–12% населения планеты. Оно доставляет дискомфорт, однако чаще всего не препятствует успешному обучению и карьере. В EDA утверждают, что многие люди с дислексией преуспевают в творческих профессиях, например в архитектуре.

Расстройство не помешало стать успешными Тому Крузу, Киану Ривзу и Стивену Спилбергу.

Диагностика дислексии

Большинство родителей и не подозревают, что их ребенок страдает дислексией, до тех пор, пока он не пойдет в детский сад или школу, где начнет изучать символы. Обследовать нужно детей, у которых отмечается задержка пассивной и активной речи, которые не могут нагнать сверстников после первой ступени обучения.

Дислексия у детей обследуется на предмет навыков чтения, слуха, уровня развития речи и когнитивных способностей. Также дети проходят психологическое обследование, с помощью которого выясняются функциональные особенности детей и предпочтительные для них формы обучения. По запросам учителя или родителей проводят исследования, которые помогут определить уровень понимания текста при чтении, анализа текста, понимания читаемой речи, слушаемой речи. С помощью этих исследований можно определить эффективные подходы для обучения ребенка.

В результате исследования происходит оценка функций активной и пассивной речи, проводится обследование когнитивных способностей (память, обоснование, внимание). Также оценивают язык, произношение, восприятие устной речи

Психологическое обследование помогает выявить эмоциональные аспекты, усиливающие расстройство чтения. Для этого собирают полный анамнез семьи, который включает в себя наличие эмоциональных нарушений и психических расстройств в семье.

Врачу необходимо убедиться в том, что ребенок имеет нормальное зрение и нормальный слух. С помощью неврологического обследования можно выявить наличие дислексии у детей, нервно-психическую незрелость, либо неврологические нарушения, чтобы исключить какие-либо иные заболевания.

Определение и виды дислексии

Дислексия — это нарушения в развитии навыков чтения, спровоцированные недоразвитыми психическими функциями, которые принимают участие в этом процессе.
Характерной чертой дислексии являются повторяющиеся стойкие отступления в процессе чтения:

  • смешивание и замена звуков;
  • побуквенное чтение;
  • переиначивание слогов;
  • трудности при составлении или восприятии сложных предложений;
  • неправильное понимание смысла прочитанного.

Дислексию часто называют проблемой гениев. Этой болезнью страдали такие знаменитости, как Уинстон Черчилль, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Джордж Буш, Квентин Тарантино и другие. Но, разумеется, не все имеющие дислексию, становятся гениями.

Чтобы диагностировать дислексию, нужно оценить уровень сформированной разговорной речи, грамматических навыков, чтения, внимания, мышления и памяти. Дислексия преодолевается, если развивать все вышеперечисленные навыки. Терапия направлена на:

  • правильное проговаривание звуков;
  • построение предложений;
  • развитие связной речи.

По статистике, количество учеников с развитым интеллектуальным мышлением, имеющие признаки дислексии, составляет 4,8%. Школьники, у которых есть тяжелые проблемы с речью и которые имеют ЗПР, подвержены дислексии в 20-50% случаев. У мальчиков и девочек нарушение случается в соотношении 4,5 к 1.

Виды дислексии

По форме дефектного чтения логопедия выделяет два типа нарушений:

  1. Дислексия — навык чтения нарушается частично.
  2. Алексия — невозможность овладения чтением либо полная потеря навыков.

Эти проблемы возникают отдельно и предшествуют развитию дисграфии. Если не провести детям и младшим школьникам своевременную коррекцию дислексии, у них может развиться низкая самооценка и депрессивное состояние, также для них будет характерно плохое поведение.

По внешним признакам различают такие виды дислексии:

  • Литеральная — отличается частичным усвоением некоторых букв.
  • Вербальная — характеризуется проблемой чтения слов.

Учитывая нарушенные психические функции и механизмы, выделяют основные виды дислексии:

  • Фонематическая — отличается не сформированным фонематическим пониманием, синтезом и анализом.
  • Семантическая — характеризуется недоразвитостью слоговой целостности, бедным запасом слов, неумением устанавливать связь между словами.
  • Аграмматическая — появляется из-за недоразвитой письменной речи, отсутствия умений проводить морфологический и функциональный синтез.
  • Мнестическая — формируется из-за нарушений памяти, связанной с речью, затруднения соотношения букв и звуков.
  • Оптическая — возникает при недоразвитости оптических понятий.
  • Тактильная — проявляется вместе с нечетким осязательным восприятием детей с плохим зрением.

Примеры:

  • пила — липа;
  • ясная день,
  • сидю;
  • ком — том — дом;
  • красивый ваза;
  • корова — ковер.

Исходя из перечисленного списка, недоразвитые речевые функции провоцируют появление фонематической, семантической и аграмматической дислексии; а ЗПР становится причиной мнестической, оптической и тактильной.

…против традиционного подхода к обучению

Альтернативой фонетическому подходу в спорах о правильном методе обучения чтению является традиционный метод обучения — подход сбалансированной грамотности. Эта стратегия развилась из традиционного подхода к обучению речи в целом, который предполагал, что дети учатся читать, если им дают хорошие книги и учат «стратегиям трех подсказок». Стратегия трех подсказок включает в себя: семантические — смысловые подсказки (имеет ли это смысл), синтаксические — подсказки по структуре предложений (звучит ли это правильно) и визуальные подсказки — выявление контекста из картинок (выглядит ли это правильно). Этот метод популярен среди многих педагогов, так как они считают, что он формирует любовь к книгам и чтению.

Хотя в настоящее время традиционные программы обучения включают некоторые элементы фонетического подхода, они обычно не соответствуют более последовательному подходу программ, основанных на фонетическом методе. Более того, включение в традиционное обучение ограниченных элементов фонетического подхода не просто менее эффективно — оно не эффективно вообще. Как утверждает Хэнфорд, стратегии традиционного подхода, такие как «три подсказки», в корне расходятся с обучением фонетике. «Одно отрицает другое», — утверждает эксперт по обучению чтению (Hanford, 2019). Вот почему споры о правильных методах обучения чтению становятся войной: победитель может быть только один.

Виды дислексии

  • Фонематическая. Выражается в нарушении формирования и распознавания фонем. Ребенок читает слова по буквам, путает и переставляет местами слоги. 
  • Семантическая. Выражается в отсутствии понимания прочитанного текста. 
  • Аграмматическая. Проявляется в неправильном выборе окончаний, времен, падежей при составлении словесных конструкций. 
  • Мнестическая. Выражается в нарушении соотношения букв и звуков и неспособности их различать. При чтении они могут смещаться, исключаться из слова и т.д. 
  • Оптическая. Возникает вследствие нарушения зрительно-пространственного представления о форме и размере предметов. Ребенку сложно  нарисовать букву по образцу и узнать ее. 

Коррекция дислексии по методу Рональда Дейвиса

Рональд Д. Дейвис был дислексиком, но никогда не считал себя больным. Причиной нарушения чтения он считал нестандартный образ мышления – визуальный, а не вербальный, как у большинства людей. Его методика устраняет неверное восприятие книжных символов, помогает снять стресс и поднять самооценку. Курс занятий короткий, но интенсивный. Метод Дейвиса включает 8 этапов:

1. Оценка. Специалист выявляет основные проблемы, определяет уровень затруднения восприятия. Для этого ребенок должен мысленно визуализировать и описать предмет.

2. Переключение. Проводятся упражнения по визуализации. Школьник учится «отключать» нарушение ориентации, то есть подавлять симптомы дислексии.

3. Разрядка и проверка. Ребенку позволяют отдохнуть, чтобы избежать головной боли и другого дискомфорта. Расслабляется все тело. Затем дефектолог проверяет, сохранился ли прогресс, достигнутый на прошлом этапе.

4. Точная настройка. Определяется оптимальная ориентационная точка, ребенок входит в комфортное состояние.

5. Координация. Нормализуется восприятие понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Устраняются нарушения движения, тело приходит в равновесие.

6. Освоение символов. Дислексики нормально воспринимают трехмерные объекты, но книжные символы – двухмерные. Чтобы научиться воспринимать буквы и цифры, нужно представить их в трехмерном формате. Проще всего это сделать с помощью пластилина.

7. Последовательное чтение. Для дислексика слово – цельный объект, поэтому дефектолог учит ребенка разделять его на буквы и слоги. Для тренировки используются элементарные тексты. Слова перечитываются по несколько раз, школьник должен разъяснять их содержание.

8. Отработка символов относительно слов. На последнем этапе прорабатываются сложные слова.

График занятий подбирается индивидуально. Дейвис утверждал, что не способен полностью вылечить дислексию, однако дети, прошедшие курс с дефектологом, способны контролировать проявления нарушения.

Дислексия – не болезнь, а нарушение, поддающееся коррекции. Проблемы с чтением были у таких знаменитостей как А. Эйнштейн, Г. Х. Андерсен, Петр I, Леонардо да Винчи и т. д. Дислексия не помешает ребенку реализовать себя и преуспеть в учебе, однако обратиться к специалисту следует как можно раньше. Самый популярный способ коррекции – метод Дейвиса. Он позволяет принять свою особенность и научиться контролировать симптомы дислексии.

Особенности диагностики

Диагностику школьный логопед проводит в начале учебного года и в конце. Но диагноз дислексия, дисграфия специалист ставит только во втором классе. Потому что на первом году школьного обучения у детей могут быть физиологические ошибки, а цель логопедической помощи в первом классе − максимальная коррекция звукопроизносительной стороны речи.

Чтобы проверить освоение письменной речи, логопед использует обычную и разрезную азбуки. Он проверяет узнавание школьником зрительного образа буквы, умение ее делить на элементы. Логопед оценивает работу фонетико-фонематических процессов – это различение фонем на слух, владение звуко-буквенным анализом.

Обязательно специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи и слоговую структуру

Логопед обращает внимание на состояние моторной сферы, особенно пространственной ориентации и координации движений; сформированы ли у ребенка тонкие дифференцированные движения пальцев. Проверяет как школьник ориентируется на листе бумаги, различает ли похожие фигуры и элементы букв

Логопед предлагает ребенку прочитать печатные и прописные буквы. Дает диктант на слух, списывание. Также он смотрит на понимание школьником прочитанного. Кроме того, проводят диагностику сформированности высших психических функций. По результатам диагностики составляется план коррекционной работы.

Что могут сделать родители и педагоги?

  • Будьте открыты к науке о чтении, особенно если вас учили преподавать, используя традиционный подход к обучению. Трудно слышать, что то, во что вы верили и использовали в течение многих лет, не является лучшим методом обучения для ваших учеников, но развитие детей стоит потраченных усилий.

  • Узнайте как можно больше про науку о чтении. Существует множество исследований и статей, посвященных эффективности обучения чтению через фонетический подход, а также другим аспектам науки о чтении. Школы могут начать работать над необходимым профессиональным развитием, чтобы учителя могли использовать наилучшие возможные стратегии обучения.

  • Применяйте методики на основе фонетики, которые развивают ключевые навыки чтения и обучения, а также когнитивные функции, такие как рабочая память и слуховая обработка, которые, как показывают исследования, имеют решающее значение в обучении чтению. Хорошим примером является Fast ForWord — онлайн-методика для учеников любого возраста. Она развивает речь, чтение и когнитивные функции, которые являются основополагающими для обучения. Этот прочный фундамент позволит ребенку стать успешным учеником в любой дисциплине.

Профилактика

К мерам предотвращения расстройств высших психических функций у малышей относятся:

  • соблюдение матерью во время беременности правил безопасности и врачебных рекомендаций;
  • отказ от курения, употребления алкоголя и запрещенных препаратов во время вынашивания плода;
  • предупреждение ситуаций, чреватых травмами головы у детей;
  • своевременное начало обучения грамоте, чтению и письму;
  • постоянное речевое общение с ребенком;
  • развитие мелкой моторики.

Специалисты настоятельно рекомендуют взрослым не сюсюкать, используя исковерканные слова и уменьшительно-ласкательные суффиксы, с детьми, вышедшими из младшего дошкольного возраста, исправлять речевые ошибки, учить малышей правильному произношению слов.

Если у вашего ребенка есть проблемы с чтением, не спешите списывать все на лень или невнимательность. Возможно, у него проявились симптомы дислексии. Запишитесь на консультацию в клинику «СМ-Доктор», узнайте, в чем причина проблем и как их устранить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: