Понятие деятельностного метода обучения
Определение 1
Деятельностный метод обучения – это метод обучения, направленный на формирование системы знаний, в рамках конкретной учебной дисциплины.
Подача учебного материала осуществляется не в привычном «готовом» виде, а требует от учащихся самостоятельного поиска необходимой информации и ее усвоения. Самостоятельная работа учащихся находится под контролем педагога, который управляет учебным процессом.
Замечание 1
Основой деятельностного метода обучения является непосредственно самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Главным результатом применения деятельностного метода обучения, согласно Стандарту образования нового поколения, является развитие личности ребенка, на основании:
- освоение учащимися основных способов деятельности
- формирование новых уровней развития личности
- формирование умения планировать и организовывать собственную деятельность
- формирование умения осуществлять самоконтроль и самооценку
- организация взаимодействия учащегося с педагогом и сверстниками, в рамках образовательного процесса
- учет особенностей и индивидуальностей учащихся, для организации эффективного процесса обучения
- использование разнообразных организационных форм обучения, направленных на рост творческого потенциала и познавательных мотивов учащихся
Приемы деятельностного подхода
Выделяют следующие приемы (методы) данного подхода:
- моделирование: формирование образного и абстрактного (теоретического) мышления;
- дискуссия: развитие критического мышления и коммуникативных черт характера; обмен мнениями, последующее согласование противоположных точек зрения и в итоге приход к общему основанию;
- диалог: попеременный обмен различными мнениями по единому предмету обсуждения для более детального развития представлений по теме. В его основе лежит какая-то проблема, поэтому ученикам необходимо сопоставить, дополнить, уточнить разные точки зрения, рассмотреть различные аспекты ее разрешения;
- «аквариум»: разноаспектный анализ рассматриваем проблемы, развитие у учеников рефлексивных способностей. Подразумевает одновременно работу внутренней и внешней группы учеников. Внутренняя принимает участие в обсуждении исследуемой темы/проблемы, а внешняя наблюдает за ней;
- «снежный ком»: развитие коммуникативные навыков путем работы в парах (в малых и больших группах);
- «мозговой штурм»: развитие способностей по генерации новых креативных идей, а также их анализ и синтез;
- «жужжащие группы»: техника развитие коммуникаций в малых группах. Большая группа разбивается на несколько малых для работы над конкретным вопросом или проблемой. Во время рабочего обсуждения в аудитории издается шумный звук, похожий на жужжание роя пчел;
- имитационные упражнения: воспроизведение определенных рабочих ситуаций путем создания специальных условий для получения учениками опыта, аналогичного с приобретаемым в реальной жизни;
- анализ конкретных учебных ситуаций: усовершенствование навыков и приобретение опыта, например, при осмыслении полученной информации, ее анализе и синтезе, выборе аргументов, путей решения проблемы и т. д.;
- проблемное изложение: демонстрация педагогом способов организации мыслительного процесса, ознакомление с основными этапами проблемно-поисковой деятельности;
- эвристический, сократический (частично-поисковый) метод: усвоение учениками лишь отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности;
- исследование: изучение учащимися всех этапов проблемно-поисковой деятельности, совершенствование исследовательских, аналитических и творческих навыков;
- «круглый стол»: групповое обсуждение рассматриваемой темы всеми членами коллектива;
- игровое обучение: воссоздание и получение общественного опыта в искусственно созданных условиях, например, о различных знаниях, умениях, эмоциональной оценке каких-либо явлений;
- проектная деятельность: ознакомление с технологией составления и выполнения проектов.
Каким образом реализуются принципы системно-деятельностного подхода
Меняется сам подход к уроку, роль учителя и применяемые им образовательные инструменты.
Как выглядит урок при реализации системно-деятельностного подхода? Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.
Для того, чтобы «системно-деятельностный» урок состоялся, у учителя должен быть другой функционал:
-
Создать проблемную ситуацию на уроке
-
Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его
-
Научить ребят саморефлексии
-
Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески
-
Научить учеников грамотно дискутировать
-
Поощрять, поддерживать и принимать «иную» точку зрения ученика
Образовательные технологии тоже должны быть другие:
-
Продуктивное чтение
-
Исследовательская деятельность
-
Проблемный диалог
-
Групповая работа
-
Самооценивание и саморефлексия
Реализация деятельностного метода обучения
Реализация деятельностного подхода обучения на уроках осуществляется через:
- моделирование конкретных жизненных ситуаций на занятиях и их последующий анализ;
- использование интерактивных и активных методов обучения;
- организация проектной деятельности, овладение приемами и навыками исследовательской деятельности;
- организация и вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную и рефлексивную деятельность.
Во время учебных занятий учащимися предполагается осуществление ряда работ по следующим направлениям: - самостоятельная работа с различными источниками информации
- решение практических и познавательных задач, отражающих типичные ситуации
- анализ современных общественных событий и явлений
- освоение и усвоение типичных социальных ролей, через участие в играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни
- осуществление аргументации своей точки зрения и оппонирование иному взгляду или мнению
- выполнение разнообразных исследовательских проектов и творческих работ
Технология деятельностного метода обучения предполагает ряд этапов, реализуемых во время урока:
Этап мотивации и осознанного вхождения в учебный процесс. Педагог настраивает учащихся на работу, озвучивает цель и задачи урока, необходимость и значимость изучаемой темы и т.д.
Этап актуализации знаний. На данном этапе педагог ставит перед детьми проблемный вопрос (ситуация, задача и т.д.), который мотивирует детей на изучение новой темы. В процессе занятия осуществляется работа над развитием мышления, речи, памяти и т.д. у учащихся.
Этап проблемного объяснения нового учебного материала
Педагог обращает внимание детей на сложные стороны проблемного вопроса, в случае затруднения задает наводящие вопросы, подводящий диалог и т.д. Все это необходимо для того, чтобы решение проблемного вопроса, осуществлялось в нужном направлении
Подводя детей к решению, педагог способствует их самостоятельному открытию нового.
Этап первичного закрепления учебного материала, осуществляется посредством выполнения тренировочных упражнений, с обязательным комментированием последовательности производимых действий, проговаривание вслух алгоритма действия.
Этап самостоятельной работы, с последующим проведением самопроверки. На данном этапе учащиеся самостоятельно выполняют задания на усвоение и проверку полученных знаний. После выполнения осуществляют проверку работ на наличие ошибок сравнивания их с эталоном. Необходимо не просто найти и отметить ошибки, а установить их причину, сделать проработку выявленных ошибок и затруднений. Самостоятельная работа и ее проверка способствуют созданию у каждого учащегося ситуации успеха и веры в свои силы.
Этап включения новых знаний в систему. На этом этапе учащиеся тренируют навыки применения новых знаний в совокупности с теми, что были приобретены ранее. Осуществляется посредством повторения, использования игровых и соревновательных элементов. Данная работа способствует тому, что у детей формируется положительный эмоциональный фон и интерес к течению урока.
Подведение итогов. Основная цель – фиксация на полученных новых знаниях, их значимости, осуществление самооценки, согласование домашнего задания.
Сущность и принцип данного подхода
Основная характеристика
Исторический опыт развития педагогики показывает, что в современных реалиях необходимым условием реализации образовательных задач является деятельность самого ученика.
Деятельность является формой активного отношения к окружающему миру (изменение, преображение действительности).
Образование направлено на то, чтобы научить детей действовать, а знания служат средством обучения действиям.
Принципы данного подхода применимы практически ко всем учебным предметам и заключаются в направленности обучения на личность, ее мотивы, цели, потребности, а главным фактором ее самореализации выступает самостоятельная познавательная деятельность.
Выделяют следующие дидактические принципы:
- Деятельности. Он означает, что школьник получает знания не в готовом виде, а проявляет активность, добывая их самостоятельно.
- Непрерывности. Предполагает преемственность между всеми ступенями и этапам учебного процесса, учитывая возрастные психологические особенности развития ребенка.
- Целостности. Подразумевает формирование у учеников целостного представления об окружающем мире, о роли и месте отдельной науки в общей научной системе.
- Минимакса. Заключается в том, что школа должна предоставить учащемуся возможность усвоения образовательной программы на максимальном для него уровне и гарантировать освоение социально безопасного минимума, то есть соблюдать государственный стандарт знаний.
- Психологической комфортности. Направлен на снятие всех стрессообразующих факторов в процессе обучения, поддержание и развитие диалоговых форм общения и доброжелательной атмосферы на занятиях.
- Вариативности. Ориентирован на развитие у учеников вариативного мышления, формирование способности выбирать адекватный и оптимальный вариант решения.
- Творчества. Подразумевает творческую направленность обучения.
При этом ребенок должен научиться:
- предметно-практическим действиям, способам и приемам управления деятельностью, способности формировать исследовательских цели, находить средства их реализации, разрабатывать и проверять различные гипотезы;
- соотносить учебную деятельность с деятельностью в конкретной жизненной ситуации;
- переходить от совместной познавательной деятельности в группе под руководством учителя к своей собственной;
- творческим навыкам, то есть проявлять инициативность, креативность и самостоятельно находить решения.
Технологии и реализация подхода в обучении
Механизмы реализации деятельностного метода включают технологии, основанные на:
- создании учебных ситуаций. Направлены на решение задач, практически значимых для изучения (познания) и открытий окружающего мира. Например: учебные ситуации с элементами творческой, игровой, конструкторской, социальной, исследовательской деятельности;
- реализации проектной деятельности. Проект — это целенаправленная деятельность, предполагающая наличие плана и четких оценочных критериев итогового результата. В качестве примера можно привести информационные, учебно-исследовательские, прикладные, социальные, ролевые, игровые проекты;
- уровневой дифференциации обучения. Является педагогической технологией, в основе которой лежит эффективность управления и организация учебного процесса. Например: работа в индивидуальном темпе, выполнение заданий в зависимости от уровней подготовки.
А также информационные (обмен информацией) и коммуникативные (коммуникации — общение, взаимодействие человека с внешней средой) технологии. ИКТ являются инструментом повышения качества образовательных услуг, играющим важную роль в адаптации детей к жизни в современном обществе. Они позволяют:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- формировать их мотивацию к самосовершенствованию;
- улучшать качество учебных исследований;
- диагностировать, корректировать, развивать качество образования с целью достижения высоких учебных результатов;
- объединять учебный процесс с работой ученических научных сообществ.
Помимо перечисленных выделяют технологии критического мышления, организации проблемно-диалогических уроков и др.
Технологии деятельностного подхода ориентированы на:
- освоение новых знаний;
- овладение способа получения знаний;
- процесс обучения и получение результата.
А также позволяют:
- поставить учащегося в новую роль — «исследователя»;
- сделать учебный процесс поисковым и творческим;
- предоставить ученикам выбор, альтернативный вариант, возможность путем размышления самостоятельно выбрать модель правильного алгоритма учебного действия;
- повысить учебную мотивацию, воспитать творческую и самостоятельную личность, осуществляющую поиск необходимой информации и вступающую в дискуссии.
Реализация рассматриваемого подхода в обучении обеспечивается совокупностью таких необходимых компонентов, как:
- Самоопределение к деятельности (организационный момент).
- Актуализация полученных знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Постановка учебной задачи.
- Формирование идеи и построение плана выхода из затруднений (новаторство, «изобретение» нового знания, умения).
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Самостоятельная работа и самопроверка по эталону.
- Внедрение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (самоанализ).
Следует отметить, что многие педагогических технологии основаны на деятельностного подходе, а именно:
- проектная деятельность;
- интерактивные учебные методы;
- проблемно-диалоговое обучение;
- витагенный способ преподавания;
- интегрированное обучение на основе межпредметных связей.
Понятие деятельностного подхода
Деятельностный подход в педагогике представляет собой такую организацию образовательного процесса, которая способствует формированию личности обучающегося в процессе его собственной познавательной деятельности.
Эта методология подразумевает непосредственное включение учащихся в учебную деятельность. Они учатся самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, решать задачи, контролировать процесс, оценивать полученный результат и нести за него ответственность, то есть становятся субъектами собственного развития.
Появление теории деятельностного подхода в 20-30 гг. XX века связано с научными трудами, например, таких ученых, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Л. Г. Петерсон является основателем дидактической системы деятельностного подхода.