Что такое адаптивное обучение и какая от него польза

Адаптивная технология обучения

В чем же недостатки?

Представители компаний утверждают, что несмотря на создание “виртуального профиля” для каждого ученика, они не хранят в своей базе идентификационные данные. Таким образом, нет привязки между показателями студента и его именем и фамилией. Иными словами, если Иван Сидоров предпочитает учиться с помощью видео, успешно окончил три курса по математике, но провалил два курса по английскому, система знает, что это один и тот же ученик, но не знает, что это Иван Сидоров. Вместе с тем, в сети можно найти достаточно рекламных роликов адаптивных систем, где четко видны имена учеников рядом с их статистическими показателями.

Вторая претензия – высокая стоимость содержания адаптивных систем. По представленной в отчетах информации использование платформы персонализированного обучения обходится университетам примерно в $150 в год за каждого студента, и это еще субсидированная цена. На данный момент такое могут себе позволить далеко не каждый ВУЗ. Что в таком случае делать? Перекладывать эти расходы на студентов и их родителей? Это тоже непростая дилемма. Тем не менее, все технологии становятся более доступными вместе с их распространением. Так что, скорее всего, стоимость адаптивного обучения существенно снизится с популяризацией адаптивных платформ в школах и университетах.

Напоследок претензия от самих педагогов и специалистов по обучению. Большинство систем персонализированного обучения опираются на ответы ученика. В точных науках, таких как математика и физика все достаточно однозначно и вариант ответа в большинстве случаев только один. Но как быть с гуманитарными направлениями? Сможет ли платформа принимать правильные решения, если ответ неоднозначен или правильного ответа не существует совсем?  

Эффективность адаптивной системы обучения

Говорят, за адаптивным обучением будущее. Это бесспорно. Однако пока не существует полноценных исследований, которые бы доказывали его высокую эффективность и преимущества перед классическим офлайн-образованием. А те, что есть, дают противоречивые результаты. Что можно сказать точно:

  • процент студентов, которые дошли до конца адаптационного курса, выше, чем у обычных электронных программ;
  • показатели успеваемости либо выше, либо соответствуют обычной форме обучения;
  • студенты чаще чувствуют удовлетворённость после прохождения адаптационного курса, чем обычного;
  • больший уровень вовлечённости в обучающий процесс;
  • часто более высокий уровень мотивации.

Самым масштабным исследованием адаптивного обучения считается проект ALMAP, который провели в 2013-2015 годах при поддержке фонда Мелинды и Билла Гейтса. В нём приняли участие более 20 000 студентов разных форм обучения из 14 университетов страны.

Как работает адаптивное обучение

Классическое обучение в вузе выглядит так: есть чётко определённая программа, единая для всех обучаемых. В центре этой системы — преподаватель, который передаёт знания. Учитывать индивидуальные особенности студентов при таком подходе нет ни времени, ни возможностей — ни один человек не способен качественно отслеживать прогресс большого количества людей и корректировать процесс учёбы, исходя из этих данных.

А компьютер может. Именно поэтому разработчики платформ адаптивного обучения используют технологии искусственного интеллекта для сбора и обработки больших массивов данных. Это позволяет, не убирая преподавателя из центра системы, создавать возможности для индивидуального обучения каждого студента в рамках одного курса.

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Как организовать самостоятельную работу всех учащихся? Как проверить ее результаты у каждого ученика? Как обеспечить материалами и заданиями постоянно работающий самостоятельно класс? Проблема эта становится основной заботой учителя в АСО. Большую часть времени на уроке следует отвести на устную самостоятельную работу, которая в условиях АСО проводится преимущественно в парах различного типа. Работа в парах включает взаимоконтроль как одно из средств, обеспечивающих сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. Но чтобы спокойно работать индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса, необходимо предварительно специально обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

Очень важно обратить внимание на то, что при самостоятельном чтении про себя, при письме, при решении задач все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Скорость выполнения заданий для самостоятельной работы зависит не только от степени подготовленности учащихся, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, учитель в традиционной системе дает учащимся дифференцированные задания

Чтобы преодолеть возникающее в процессе обучения неравенство, учитель в традиционной системе дает учащимся дифференцированные задания.

В АСО для этой же цели применяются многоуровневые задания с адаптацией. Объем и трудности заданий увеличиваются от уровня к уровню. Первый уровень коррелирует с оценкой «3», второй — с оценкой «4», третий — с оценкой «5». Представим графически возрастание трудности и объема заданий от уровня к уровню.

Главным при выполнении заданий с адаптацией является включение механизмов само регуляции. Учащиеся начинают с I уровня, а затем ученик сам решает переходить ли к выполнению задания следующего уровня.

27 стр., 13144 слов

Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха …

… творческие способности у глухих учащихся. Нужно не просто дать материал, провести работу в более удобной форме, при этом используя средства информационных технологий, а построить процесс обучения таким образом, чтобы у …

Время для выполнения заданий у всех одинаковое, но каждый ученик продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Работа завершается по сигналу учителя до звонка, чтобы учащиеся успели выставить себе оценки за достигнутый уровень и качество выполнения заданий.

Контроль качества выполнения заданий может осуществляться в разных режимах. При наличии средств обратной связи ученик может проверить качество в режиме «самоконтроль» или в режиме «взаимоконтроль». При отсутствии средств обратной связи контроль осуществляет учитель, привлекая в качестве ассистентов тех учащихся, у кого он уже проверил задания, и в свою очередь тех, у кого эти задания проверили ассистенты.

объем

III

II II – уровень на оценку «4»

III

I трудность

Слайд 17

«+» и «–» в использовании АСО Временные затраты на подготовку заданий на первом этапе. Поддерживается здоровье учащихся. Заставляет думать и работать не только сильного, но и слабого ученика, так как задания даются с адаптацией и каждый ученик работает со своей индивидуальной скоростью. На уроках учащиеся овладевают приемами самостоятельной работы, учатся слушать партнера и оценивать себя и одноклассников. Влияет на формирование практических умений учащихся; Увеличивается количество времени для индивидуальной работы учителя на уроке с учениками , которые нуждаются в помощи учителя. Увеличивается накопляемость оценок на уроках истории.Взаимоконтроль на уроке экономит время и помогает мне. И самое главное …. это повышает качество знаний и умений учащихся.

Предложения по распространению результатов:

  • деятельность школьных и районных методобъединений: организация и проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий с целью обмена опытом. Ежегодное проведение единого методического дня на базе школы, представление результатов работы ОУ.
  • представление опыта работы школы в СМИ, выпуск буклетов, брошюр с целью распространения опыта и формирования положительного отношения к образовательному учреждению.
  • создание Интернет – сайта для обеспечения открытости образовательного процесса и обмена информацией.

7. Механизм реализации

  • программа реализуется через годовые учебные планы
  • программа реализуется через целевые программы «Одаренные дети», «Здоровье и развитие», «Детская школьная организация», «Коррекционно-развивающая работа»
  • промежуточные результаты рассматриваются на заседаниях Управляющего совета Школы, педагогических советах, методических объединениях, заседаниях совета старшеклассников
  • информирование местного сообщества происходит во время публичных докладов администрации перед общественностью, через публикации в СМИ и школьный сайт

За что критикуют адаптивное обучение

Хотя в мире есть уже около десятка EdTech-компаний, которые предлагают свои услуги по адаптации обучения или адаптированные курсы, адаптивное обучение пока так и не стало повсеместным.

Назовём две ключевые причины.

Адаптивное обучение стоит дорого.

Подобные системы требуют значительных вложений — и лишь немногие образовательные учреждения могут позволить их себе. Это подтверждают и представители EdTech.

«Создание собственной системы адаптивного обучения обойдётся в сумму от 100 миллионов рублей, поэтому сегодня вряд ли это под силу рядовому вузу или школе. Единственный путь, который мы видим, — это сотрудничество, симбиоз учебного заведения с IT-компанией, имеющей опыт успешной разработки подобных систем», — объяснил генеральный директор ENBISYS.

Правда, представители компании отметили, что у образовательных учреждений есть и менее затратные опции — там, например, предлагают создавать адаптивные курсы на уже существующей технической базе, а потом продавать их другим учебным заведениям.

От учебных заведений и преподавателей требуется немало усилий на адаптацию.

Адаптивное обучение пока не может существовать в вакууме — для администрации учебного заведения, педагогического коллектива и преподавателей это всё ещё значительный вызов. Им, во-первых, приходится разрабатывать учебный контент (а это, с учётом технологии, непросто), а во‑вторых — менять привычный подход к работе.

Например, с этим столкнулись в Техническом университете Колорадо при внедрении адаптивного обучения на нескольких курсах. В задачи преподавателей входил мониторинг прогресса студентов, постоянная обратная связь (её надо было дать студентам в течение максимум двух дней), личное обсуждение с учащимися и перенос оценок в отдельную систему.

Предсказуемо, что немало преподавателей если и не совсем в штыки воспринимают прогресс, то относятся к технологическим новинкам с большой долей скепсиса. Это касается, конечно, не только зарубежных специалистов, но и российских. Так, в совместном исследовании НИУ ВШЭ и «Яндекса» утверждается, что педагоги не очень-то стремятся к использованию цифровых инструментов.

Тем не менее и исследователи, и представители бизнеса соглашаются с тем, что за адаптивным обучением будущее. Другой вопрос, что наступит оно, видимо, не так уж скоро.

Элементы системы адаптивного обучения

Реализация адаптивного обучения возможна только на образовательных платформах, на которых есть некоторые базовые системы и элементы, необходимые для адаптивного обучения.

  1. Система сбора данных – занимается сбором и обработкой огромных объемов данных, касающихся знаний и умений слушателя:

    • адаптивная онтология – отражает связи отдельных понятий и генерирует нужные системы, цели и алгоритмы взаимодействия студентов;
    • средства модельных расчетов – обработка данных в реальном времени и параллельный анализ их с целью дальнейшего использования.
  2. Система выводов – трансформирует данные и генерирует выводы на основании всех собранных данных:

    • психометрические инструменты – необходимы для оценки знаний и умений слушателя, параметров контента, эффективности обучения и пр. С каждым новым уровнем информация о слушателе становится точнее;
    • инструменты стратегии обучения – помогают в оценке чувствительности слушателя к изменениям в преподавании, оценивании и темпе обучения;
    • инструменты обратной связи – объединение всех данных и передача обратно в систему сбора данных.
  3. Система персонализации – необходима для нахождения оптимальной стратегии для слушателя и изучения каждой концепции. Включает следующие элементы:

    • инструменты рекомендаций – предлагаю слушателям ранжированные рекомендации, касающиеся того, что делать дальше, с балансированием целей обучения, сильными и слабыми сторонами слушателя, его вовлеченностью и пр.;
    • инструменты предиктивной аналитики – предрекают степень и вероятность достижения целей, которые установил преподаватель, ожидаемую оценку, уровень знаний и умений и пр.;
    • инструменты единой истории обучения – личный кабинет слушателя, который дает возможность связывать в одно целое опыт обучения, который был получен из разных образовательных программ с использованием разных форматов обучения.

Примерные программы для детей с ОВЗ

Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.

Категория обучающихся с ОВЗ

Варианты адаптированных программ

1

2

3

4

Глухие

1.1

1.2

1.3

1.4

Слабослышащие

2.1

2.2

2.3

2.4

Слепые

3.1

3.2

3.3

3.4

Слабовидящие

4.1

4.2

4.3

С тяжелыми речевыми расстройствами

5.1

5.2

С нарушениями опорно-двигательного аппарата

6.1

6.2

6.3

6.4

С задержкой психического развития

7.1

7.2

С расстройствами аутистического спектра

8.1

8.2

8.3

8.4

С умственной отсталостью, интеллектуальными расстройствами

Пр. № 1599, вар.1

Пр. № 1599, вар.2

Таблица 1. ФГОС ОВЗ, рабочие программы

Этапы адаптивного обучения

Как выглядит процесс такого типа обучения? Чтобы рассмотреть этот вопрос подробнее, нужно сказать пару слов об этапах разработки самого адаптивного обучения.

Создание адаптивных обучающих курсов связано с двумя областями: моделью предметной области и моделью студента. Первая — это своеобразное хранилище знаний, которые разработчики распределяют по темам, выстраивая логичные связи между отдельными разделами и прописывая правила перехода на разные уровни. А модель студента является индивидуальным путём приобретения знаний каждым учащимся.

Все эти массивы данных изучаются и анализируются искусственным разумом, вырабатывая рекомендации для новых участников. В этом состоит сущность адаптивного обучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

А со стороны студента этапы обучения, как правило, выглядят следующим образом:

  1. Предварительное тестирование.
  2. Разработка индивидуального плана обучения на основе результатов теста.
  3. Изучение обучающего материала и примеров.
  4. Закрепление новых умений и навыков с помощью тестов или упражнений.
  5. Поддержка во время обучения, связь с преподавателем.
  6. Промежуточная проверка знаний.
  7. Корректировка уровня заданий и тем, в зависимости от результатов.

Многие онлайн-платформы, которые используют адаптивный метод обучения, применяют разные разные способы адаптации нового материала:

  • повышают уровень сложности контента;
  • повышают уровень практических заданий;
  • предоставляют новые материалы в определённом порядке.

Выбор стратегии обучения зависит от технических возможностей самой платформы и предметной области курса.

Тип адаптации с предоставлением материалов в определённом порядке считается самым сложным, потому что требует обработки большого количества данных.

Обучение детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у  школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, 
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении. 
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет. 

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени; 
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

<<Форма демодоступа>>

Заключение ПМПК действует в течение календарного года с даты его подписания или в течение срока указанного в самом заключении (при представлении заключения в школу до истечения срока, оно действует в течение всей текущей ступени образования или в течение срока, указанного в самом заключении).

После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту. 

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

<<Перелинковка>> 

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

Выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ: 

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы, 
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Надомное обучение

Ребёнок с ОВЗ может числиться в классе массовой или коррекционной школы, к нему будут приходить учителя домой или вести занятия дистанционно. 

Для организации надомного обучения школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку по преподавателям и рассмотреть возможные формы аттестации. 

Чтобы перевести ребёнка на надомное обучение, необходимо заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. При этом право на него имеют только дети с заболеваниями из определённого перечня.

Главное преимущество такого образования — он подходит для маломобильных детей и тех, у кого сложные нарушения.

Минусы:

  • родителям необходимо создать условия для обучения дома, например, открывать дверь педагогу, если ребёнок малоподвижен;
  • надомникам приходится много материала изучать самостоятельно.

<<Форма семейного образования>>

Педагогические проблемы

Среди них автор технологии выделяет следующие:
— при опросе отдельных учащихся остальные в работу почти не включены;
— при проверке тетрадей — большая трата времени, а ученика интересует оценка;
— безделие учащихся на уроке, притворяются, что слушают, привычка ко лжи;
— регулярная самостоятельная работа не проводится;
— низкая контролируемость результатов деятельности учащихся;
— плохая обратная связь;
— сплошной контроль (письменные задания) выполняет преимущественно оценочную функцию;
— нет достаточной возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока;
— дифференцированные задания определяются на основе субъективной оценки;
— эффективность индивидуальной работы сводится на нет;
— психологически не всегда оправдано заслушивать неподготовленные ответы перед всем классом, ставить в сложное положение ученика, вызывающее падение веры в собственные силы;
— нежелательная работа со слабыми учениками после уроков (усиливают перегрузки, а если ученик больной? Или у него ослабленное здоровье……);
— ежедневные перегрузки учителя;
— не все выполняют домашнее задание, поэтому трудно вести урок, страх за невыполнение программы, ориентация на среднего, а остальные — слабые, сильные?..

Программы для детей с УО

Для учеников с умственной отсталостью существуют два варианта адаптированных программ, которые учитывают особенности развития и образовательные потребности:

  1. Пр. № 1599, вар.1 — предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости и предполагает организацию особых условий обучения. Упор делается на формирование способности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими. Данный вариант служит основой для разработки адаптированных программ с учетом уровня развития и образовательных потребностей школьника. При необходимости составляются индивидуальные учебные планы.
  2. Пр. № 1599, вар.2 — предназначен для учащихся с умеренной или тяжелой степенью УО, а также с множественными расстройствами развития. Срок обучения в данном случае продлевается, а результаты обучения несопоставимы с результатами, которые достигаются при обучении по стандартным общеобразовательным программам. Обучение может осуществляться в семейном или надомном формате, и в этом случае необходимо обеспечить школьнику социальные контакты и получение жизненного опыта настолько, насколько это возможно. Необходимо сформировать такую социальную среду, которая поможет ему сформировать жизненные компетенции в самых разных сферах. Для того, чтобы учесть особые образовательные потребности такого ребенка, разрабатываются СИПР — специальные индивидуальные программы реабилитации.

Важно!

Если ребенок с ограниченными возможностями здоровья на каком-либо этапе обучения показывает готовность к освоению разделов варианта № 1, в его индивидуальную учебную программу можно включить отдельные темы или разделы оттуда.

С чего все началось

В сфере образования вопросами персонализации занимаются уже не первое десятилетие. Персонализированное обучение зародилось в 50-ых годах в виде концепции “Программированного обучения”, разработанной психологом Гарвардского университета и изобретателем Берресом Фредериком Скиннером. Первым механическим прототипом адаптивного обучения стала “Обучающая машина” Скиннера. Механизм содержал в себе список вопросов, которые по очереди отображались студенту в маленьком окошке. В коробке был механизм позволяющий выбирать разные варианты ответы. Когда студент отвечал правильно, машина поощряла его и показывала новый вопрос. Если студент ошибался – проблематичные вопросы отображались повторно. Самым важным было то, что “Обучающая машина” давала немедленный ответ о том правильно ли ответил студент. Таким образом студент быстро учился на своих ошибках.  

Обучающая машина Скиннера. (Wikipedia)

Само понятие “Адаптивное обучение” сформировалось в 70-ых годах благодаря набирающему в то время популярность направлению искусственного интеллекта. В те года считалось, что компьютеры рано или поздно, как и человек, научатся адаптироваться к окружающей среде. Новый подход пришелся по душе противниками классической системы обучения считавшими, что игнорирование уникальных способностей каждого ученика и поголовное пичканье одинаковыми материалами всех студентов даст о себе знать в будущем. Главной задумкой адаптивного обучения стало предположение, что системы смогут адаптироваться к предпочтительному для студента методу обучения и за счет этого можно будет добиться более качественного и эффективного обучения. Основными барьерами в развитии данного направления стали высокая стоимость и размеры компьютеров, а также отсутствие вменяемых и дружелюбных к ученикам пользовательских интерфейсов.  

Виды адаптированных программ

Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:

Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия

Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия

По завершении выдается стандартный аттестат.
Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.

Важно!

Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.

Разработка программы адаптивного обучения

Разработка программы, включающей технологию адаптивного обучения, состоит из нескольких шагов:

  • определение цели обучения – должны быть определены знания и умения, которые будут формироваться благодаря программе;
  • структурирование предметной области – должна быть создана карта знаний, для этого должны быть детально описаны темы обучения, с выделением нескольких уровней сложности и связей между ними. Чтобы подробно структурировать предметную область, должно быть выделено минимум 3 уровня;
  • создание контента для достижения целей обучения – карта знаний со 2го этапа должна быть наполнена единицами микрознаний контента, которые будут образовывать логическую структуру;
  • разработка банка контрольных вопросов – каждый уровень знаний должен контролироваться блоком 3-10 вопросов, которые формулируются строго с опорой на цели обучающей программы. Работа адаптивного алгоритма зависит от корректности оценки уровня сложности вопросов. Может быть диагностирован не только ожидаемый уровень компетентности, но и оценена степень уверенности в правильности своего ответа. Тестами должен обеспечиваться контроль знаний для достижения целевого уровня слушателей.

Сущность адаптивного обучения

Определение 1

Адаптивное обучение – это технология обучения, которая базируется на построении индивидуальной учебной траектории для учащегося, учитывая его текущие знания, способности, мотивацию и прочие характеристики.

Лучшее решение для обучения – работа с преподавателем персонально. Но это довольно дорого, ресурсоемко и не может быть реализовано для большого потока слушателей. Аналог индивидуального преподавания – адаптивное обучение, оценивающее сильные и слабые стороны слушателя, учитывающее его опыт и потребности, а также подбирающее уникальный стиль обучения, основываясь на этом.

Обучение, использующее технологию адаптивного обучения предлагают персонализированный трек каждому учащемуся, который в режиме реального времени перестраивается в ответ на действия каждого пользователя. Такой курс включает значительно больше контента, но он и подразделяется на большее количество фрагментов. Таким подходом обеспечивается правильная дозировка знаний и точная настройка на конкретного слушателя. Алгоритм адаптивного обучения формируется на основании всей базы материалов в нужный персонализированный «плейлист». Иными словами, учащийся изучает не весь материал, а то, что ему нужно.

Персонализация в режиме реального времени дает возможность не только выстроить заданную траекторию, но и скорректировать ее на ходу, с учетом персонального темпа усвоения знаний. Если алгоритм будет видеть низкий уровень понимания того или иного блока знаний, то траектория будет изменена по направлению к более простым блокам.

Ключевое отличие адаптивного обучения – работа с тестами. Линейное обучение использует тесты для завершения процесса обучения, а при адаптивном подходе тестами определяют как будет проходить обучение на каждой ступени. Они представляют собой важнейший фактор, выполняющий роль переключателей, которыми определяется дальнейшая траектория. Сами тесты включают несколько типов вопросов: множественный выбор, соотнесение, ранжирование и пр.

Первые концепции адаптивного обучения появились в середине ХХ века после того, как американским психологом и профессором Гарвардского университета Б. Ф. Скиннером, основателем бихевиористского учения, была создана «обучающая машина».

В процессе эксперимента с голубями Скиннер задумался о создании механического приспособления, похожего на коробку, которое бы задавало студентам вопросы. Сделали эту конструкцию в 1954 году. За правильный ответ студентам предоставляли новый академический материал, а за неправильный – повторяли старые вопросы. Это мотивировало студентов к адаптации и изучению правильных ответов.

К преимуществам адаптивного обучения можно отнести:

  • сокращение времени на обучение в разнородных группах;
  • повышение вовлеченности учеников;
  • более тщательный автоматический контроль за усвоением.

Учащимся выставляют оценки за достигнутый уровень и качество выполнения задания.

При выставлении общей оценки уровневая оценка «3» повышается при качественном выполнении заданий, т. е. оценка за качество выполнения заданий может поднять оценку за I уровень, но не снижать ее. При выставлении оценки за качество учитывается не только правильность выполнения заданий, но и красивое оформление его.

Главным достоинством заданий с адаптацией является полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящих от уровня к уровню. Задания написаны на доске, каждый работает независимо от остальных. Лучшие ученики получают оценку «5» за более интенсивный учебный труд и его высокое качество. Оценка «3» за факт выполнения задания I уровня помогает неуверенному в себе ученику преодолеть нижний барьер и идти к следующему уровню. Задания с адаптацией могут быть записаны на карточках, которые стопочками лежат на столе у учителя. Ученик сам выбирает уровень, с которого он начнет, а в самом уровне один из вариантов.

В каждом предмете имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий. Главное — отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых в затруднительное положение. Особенно страдают девочки, стараясь изо всех сил все выполнить. Мальчики зачастую просто не выполняют задания, если нет на это сил. Но больше всего от этой уравниловки страдают сильные учащиеся. Они способны сделать больше, но привыкают работать налегке и постепенно теряют свои способности.

Проблема дисциплины на уроке тесно связана с занятостью учащихся самостоятельной работой. Необходимо обеспечить учащихся заданиями для самостоятельной работы с избытком, так как, войдя во вкус, лучшие учащиеся, склонные к данному предмету, могут выполнять значительно больше заданий, чем они выполняли на начальном этапе перехода к АСО. Постепенно и остальные учащиеся научатся интенсивно работать самостоятельно на уроке в меру своих возможностей и способностей. Увеличение времени самостоятельной работы на уроке создает предпосылки для нормализации загруженности учащихся домашней самостоятельной работой и полной трансформации ее характера, так как домашняя самостоятельная работа в условиях АСО становится свободной и носит вспомогательный характер.

Заключение

Обеспечить резкое повышение активности каждого ученика на каждом уроке, возможность каждому овладеть речью как средством общения, всеми видами речевой деятельности: излагать свои мысли и свое эмоциональное и мировоззренческое отношение вслух и письменно, воспринимать поэтические и прозаические произведения на слух и вдумчиво сопереживая, читать — все это может быть обеспечено при переходе к адаптивной системе обучения. Основным преимуществом структурной модели урока в АСО является совмещение самостоятельной работы учащихся на уроке и индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися на уроке.

Модель ориентаций обучения, воспитания и развития на центральную фигуру ученика, включенного в адаптивную деятельность

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: