Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Устная
Письменная -
Слайд 3
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Устная речь может осуществляется при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии. -
Слайд 4
Монологическая
Диалогическая
Полилог -
Слайд 5
Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении.
-
Слайд 6
Диалог-это непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками.
-
Слайд 7
Полилог-это обмен высказываниями, разговор нескольких лиц.
-
Слайд 8
Подготовленная
(доклад, лекция и др.)
Неподготовленная
(разговор, беседа) -
Слайд 9
Письменная речь -это речь , основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой.
-
Слайд 10
Научном стиле
Публицистическом стиле
Официально-деловом стиле
Художественном стиле -
Слайд 11
Используется книжный язык
Порядок слов в предложении закрепленный, инверсия недопустима
Сложные синтаксические конструкции
Причастные и деепричастные обороты, распространенные предложения, вставные конструкции
При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом -
Слайд 12
Передается звуками
Возникла исторически изначально
Обращена к собеседнику непосредственно
Реакция собеседника происходит сразу после или даже в момент произнесения
Собеседник может вмешаться, перебить, повлиять на ход устной речи. Устная речь интерактивна
Произноситься раз и навсегда, изменения внести невозможно, можно только повторить с изменениями
Поддается улучшению навык, но не произнесенная речь
Базовым навыкам человек учится сам
Следует естественным правилам, обеспечивающим понимание
Сопровождается интонацией, мимикой, жестами
Изначально мимолетна, существует в момент произнесения -
Слайд 13
Передается графическими знаками- буквами
Возникла на базе устной речи
Обращена к отсутствующему адресату
Реакция собеседника отложена. Она может быть отнесена от времени написания на тысячелетия
Собеседник не может повлиять на развертывание письменной речи
Возможно редактирование и даже полная замена высказывания
Поддается улучшению и навык, и уже написанная речь
Базовым навыкам человека учат специально
Подчиняется целому кодексу специально созданных правил
Сопровождается графическим оформлением текста
Способна существовать сколь угодно долго – зависит от материала, на котором записана -
Слайд 14
В наше время обе формы речи неразделимо связаны между собой и, переплетаясь в одно целое , составляют полноценное общение. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону, как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет – технологий люди имеют возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. Трудно представить себе современное общение только посредством устной или только посредством письменной формой речи – это всё равно, что лишить себя одного из чувств (осязания, обоняния и т.д. ). Нам в равной степени необходимы обе формы речи, чтобы полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире. Если бы хоть одной из них не было , то её следовало бы придумать.
-
Слайд 15
Посмотреть все слайды
Таблица-сравнение
Важные особенности и отличия двух видов речи приведены в таблице:
Критерий | Устная | Письменная |
Способы кодирования | Является звучащей, слышимой, произносимой. Она выражается звуками, или акустическим кодом. | Считается видимой, написанной. Она выражается буквами, или графическим кодом. |
Механизмы порождения | Появляется спонтанно и создается во время говорения. При этом от человека требуется высокая скорость выбора слов, автоматизм при синтаксическом конструировании, хорошая тренированность. | Письменный текст обычно является подготовленным. Он подвергается редактированию и совершенствованию. |
Механизмы восприятия | Должна восприниматься сразу. | Осмысливается при многократном чтении. |
Грамматические и лексические особенности | Могут присутствовать повторы, неполные или простые предложения. | Более четко подбираются слова, преобладает книжная лексика и сложные предложения, используются страдательные конструкции. |
Виды норм | Предъявляются орфоэпические требования. | Предъявляются пунктуационные, каллиграфические и орфографические требования. |
Выразительные возможности | Подразумевает использование средств звуковой выразительности, отличается разнообразием интонаций, паузами, логическими ударениями. Также часто применяются жесты и мимика. | Отличается меньшей экспрессивностью. Это компенсируется использованием кавычек, знаков препинания, шрифтов. |
Характер адресата | Собеседники не только слышат, но и видят друг друга. | Как правило, обращена к отсутствующим. |
Правила фонетического разбора
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → . Иногда в транскрипции ставят знак ударения: ;
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с — , и — , м — и т. д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь — ;
- Мягкость согласного звука помечается вверху справа знаком апострофа: м — ;
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → , грузчик → ; вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Правила для «ь», «ъ»
- Буквы «ь», «ъ» не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква «ь» делает мягким предыдущий согласный.
- Буква «ъ» используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков , , , . В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы «а», «о», «у», «ы», «э» предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы «я», «ё», «ю», «и», «е» предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой «е» остаётся твёрдым.
Кафе → , купе → , отель → .
Буквы «я», «ю», «е», «ё» после согласных обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → .
Мяч → , мел → .
Буквы «я»,» е», «э», «о» после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → или , е → , э → или , о → .
Ряби́на → , пятно́ → , ве́село → , коро́ва → .
- Буква «ё», «я», «ю», «е» после гласных, после «ъ», «ь» и в начале слова обозначают следующие звуки: я → , ю → , е → , ё → (под ударением) и я → , е → (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо «й» пишут «j».
- Буква «и» после «ь» обозначает звук .
Ручьи → .
Буква «и» после согласных «ж», «ш», «ц» обозначает звук .
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
Под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
Без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
В начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ь», «ъ» | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
После «ж», «ш», «ц» | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: , , и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие , или черточкой над звуком.
- Буквы «й», «ч», «щ» всегда обозначают мягкие звуки: , , . Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные «а», «о», «у», «ы», «э».
- Буквы «ж», «ц», «ш» всегда обозначают твёрдые звуки: , , . Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные «я», «ё», «ю», «и», «е».
- Буква «й» всегда обозначает звонкий и мягкий звук .
- Буквы «л», «м», «н», «р», «й» всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы «х», «ц», «ч», «щ» всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → , д → , г → , з → , в → :
столб → , поезд → .
Непроизносимые согласные «в», «д», «л», «т» в корне не обозначают звука:
чувство → , солнце → .
Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → , теннис → .
Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → , аллея → .
В некоторых случаях:
Буква с в начале слова означает звонкий звук :
сделал → .
Буква «г» перед глухой согласной произносится как или :
когти → , мягкий → .
Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → .
Буква «н» обозначает мягкий звук перед согласными «ч», «щ»:
стаканчик → , сменщик → .
Сочетание -чн-, -чт- произносится как :
конечно → , скучно → , что → .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
изжить → , уезжать → .
В конце возвратных глаголов сочетание букв -ться-, -тся обозначают звуки :
купа́ться → .
Сочетание букв -стн- произносится как , -стл- — , -здн- — :
звёздный → , лестница → .
В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная «г» обозначает звук :
золотого → , синего → .
Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук :
счастливый → , извозчик → , перебежчик → .
Характеризуем звуки
Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.
Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.
Как дать правильную характеристику гласным
У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.
С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.
Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так
Все, переходим к согласным.
По твердости/мягкости
Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:
- Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
- Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).
Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц»
И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.
Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.
Парные по твердости/мягкости
Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.
То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.
Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.
Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.
По звонкости/глухости
Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.
Вот вам хорошая картинка для запоминания:
Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».
Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».
Парные по звонкости/глухости
Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».
Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.
Что такое звуки и как они складываются в слова
С вопросов «Что такое звук?» и «Чем звуки отличаются от букв?» начинается изучение основ фонетики в первом классе. Малыши знакомятся с этими понятиями и осознают, что далеко не из всех звуков можно складывать слова. В образовании слова может участвовать только тот звук, который произносится с помощью языка, губ, зубов, а также голосовых связок.
Можно попросить ребёнка встать перед зеркалом и попробовать произнести любые знакомые буквы и буквенные сочетания, например, бу, ву, зы, ши, фа
Важно, чтобы он проследил за тем, как меняется положение языка по отношению к зубам и губам, как движутся губы. Однако в этом упражнении речь идёт только о звуках, а не о словах, так как само слово состоит из отдельных букв и звуков, каждый(-ая) из которых занимает строго определённое место
Без этого слово будет лишено смысла — в этом и заключается главное различие между звуками и буквами.
Правила звуко-буквенного анализа
Для выполнения звуко-буквенного анализа слова используется фонетическая транскрипция , которая представляет собой графическую запись звучания слова.
Сложность выполнения фонетического разбора заключена не только в определении правильных звуков и букв, но и в чётком оформлении самого задания.
Запомните, что звукобуквенный анализ оформляется вот так:
Транскрипция слова всегда записывается в квадратных скобках — ;
Слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
Мягкость звука обозначается так — «’»;
Перед глухими звонкие согласные оглушаются;
Йотированные гласные при анализе разделяются с помощью стрелок;
Звонкие звуки часто записываются как глухие;
Звуки , в приставках слов смягчаются;
Если согласные, которые не произносятся, но пишутся;
Сочетание букв «СЧ», «ЗЧ» читаются как «Щ»;
Отсутствие звука обозначается так: ;
Удвоенный согласный обозначается «:»:
Используйте правила оформления звукобуквенного разбора для успешного выполнения задания.
Фонетический разбор: что нужно знать
Фонетический разбор слова — это разбор слова по его звуко-буквенному составу. Такой разбор в русском языке требует знания не только самих звуков, но и их обозначения.
Обозначение звуков
Звуки обозначаются буквами, заключёнными в квадратные скобки. Приведём несколько примеров:
Крот —
Крюк —
Нашли отличие? В первом случае обозначение показывает, что перед нами — твёрдый согласный, а указывает на мягкий согласный.
На письме твёрдость согласных звуков обозначают буквы а, о, у, ы, э, а также твёрдый знак (ъ), а мягкость — е, ё, и, ю, я, а также мягкий знак (ь). Конечно, существуют и слова-исключения, например бутрброд
Но важно отметить, что всё это относится к парным согласным
Парными по твёрдости-мягкости являются следующие звуки:
К непарным мы относим следующие звуки:
— Всегда твёрдые — , и ;
— Всегда мягкие — , и .
Также для фонетического разбора слова важно знать классификацию согласных звуков по звонкости-глухости. Парными по звонкости-глухости являются следующие согласные:
Парными по звонкости-глухости являются следующие согласные:
Остальные согласные мы называем непарными. Среди них звонкие непарные согласные — , , , , , , , , , а глухие непарные — , , , , .
Что касается обозначения гласных, важно отметить буквы е, ё, ю, я, образованные с помощью двух звуков: , , , . В письменном фонетическом разборе эти звуки мы прописываем раздельно
В младших классах для звукового анализа используются цветовые схемы. Твёрдые согласные в них выделяют синим цветом, мягкие — зелёным, а гласные обозначаются красным цветом.
Теперь мы готовы к полноценному разбору слов!
Читайте по теме:
Твёрдые и мягкие согласные
Публикация «Взаимодействие устной и письменной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Тесное взаимодействие устной и письменной речи и приобретение ими принципиально новых качеств — таких, как возможность записи и передачи на любые расстояния устной речи и синхронная письменная переписка, приводит к фактическому появлению новых гибридных образований в сфере форм существования языка. Предлагаем обозначить их как переходные формы существования языка — устную электронно-опосредованную (синхронную, устную зафиксированную (асинхронную) и письменную электронную (синхронную и асинхронную, которые фактически являются реализацией устной или письменной формы языка, опосредованной электронными приборами, за счет чего они теряют некоторые или приобретают новые отличительные признаки.
Известно, что между устной и письменной речью имеется много общего: в основном используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Характерно, что на уровне 1200 наиболее употребительных слов принципиальных различий между разговорным и литературно-книжным списком слов нет.
Да, правы те, кто считает, что это сложный вопрос. Действительно, устная речь возникла и существует как звуковая, произносимая. Однако не всякая произносимая и слышимая речь может быть отнесена к устной форме речи. Дело в том, что устная речь может быть записана (на бумаге, а письменная – произнесена. Так, при чтении вслух или произнесении наизусть стихотворения мы воспринимаем звучащую речь, однако письменная форма в данных случаях была первичной, поэтому вслух воспроизводится эта форма речи с присущими ей лексико-грамматическими особенностями. И хотя при произношении вслух письменного текста он может приобретать некоторые особенности устной речи (ее интонационную окраску, ритм и т. п., эта звучащая речь не является устной в полном смысле этого слова. Характерно, что естественный диалог гораздо менее артикуляционно интенсивен, его темп в среднем выше, чем театральный1. И в тех случаях, которые анализировались, мы имели дело с произносимой вслух, озвученной письменной речью, со всеми присущими ей (т. е. письменной речи) особенностями. В одном случае это была озвученная письменная стихотворная речь, во втором – озвученная письменная научная речь.
Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Отличие устной формы литературного языка от письменной не только в том, что последняя записана. Письменная речь использует другие структурные формы и средства выразительности, отличные от устных. Ничего неожиданного и разрушительного современные языковые явления не несут. Происходит сближение разговорной и книжной речи – это главная тенденция развития многих языков в наше время. Проблема лишь в том, чтобы своевременно разобраться в новых, возникающих сегодня нормах разговорной речи, чтобы определить необходимость их интерпретации в литературную речь.
Для этого необходимо практическое владение традиционно сложившимися нормами современного литературного языка, чтобы органично включить в эту систему новые элементы.
Русский язык — язык русского народа
Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.
С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.
Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.
Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.
Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.
Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы.
Типы устной речи
Также и устная речь классифицируется по ряду типов.
Ораторская речь
Ораторские речи произносятся в стиле, используемом оратором. Эти типы речей обычно даются на специальном праздновании, таком как инаугурация или церемония перерезания ленты. Они могут быть длинными и официальными, такими как речи, используемые на выпускном, похоронах, или короткими и неформальными, такими как речи, произнесенные как тосты на специальных мероприятиях.
Ораторские речи также можно произносить на таких мероприятиях, как дни рождения, вечеринки по случаю ухода на пенсию и многие другие. Политические речи тоже считаются ораторскими, и они лучше, когда оратор не пытается разрешить сложный спор, а апеллирует к общим целям и основным истинам.
В ораторских речах выступающий не стремится убедить кого-то сделать что-то или поверить определенным образом, но может решать определенные вопросы, выступая с речью. Инаугурационные речи, пожалуй, самые известные ораторские речи, которые существуют сегодня.
Выступление по особому случаю
Речи, которые не попадают в какую-либо другую категорию, обычно классифицируются как выступления по особым случаям, и они могут включать в себя вводные речи оратора, предназначенные для краткости, но интересные и для представления следующего оратора; трибьютные речи, которые предназначены для того, чтобы отдать дань уважения кому-то мертвому или живому; и речи о принятии награды, которые предназначены для того, чтобы поблагодарить кого-то за награду и описать, что награда означает для вас.
Речи по особым случаям должны быть короткими, как правило, минут десять или меньше; краткими и по существу; с соответствующим настроением.
Другими словами, существуют различные цели для выступлений по особым случаям, и будь то событие, на котором они предлагаются, включает в себя что-то счастливое или мрачное, для кого-то еще живого или посмертного случая или чего-то большого или малого, они часто являются одними из самых простых речей для написания.
Мотивационная речь
Мотивационная речь является уникальным типом речи и имеет целью самосовершенствование для слушателей. С мотивационной речью вы можете превратить негативную ситуацию в позитивную. Эти типы выступлений особенно популярны в деловых встречах с руководителями, чтобы выполнить определенную задачу или побудить сотрудников продавать больше вашего продукта или услуги.
Мотивационные речи могут быть в начальной школе к средней школе, чтобы мотивировать учащихся, чтобы сделать лучше тест или в спортивном мероприятии. Речи отлично подходят для вдохновения людей, повышения самооценки человека или даже мотивации целой толпы людей.
Мотивационные речи часто сопровождаются специальными приемами, чтобы быть более эффективными.
К ним относятся:
- Задать вопрос, чтобы возбудить любопытство и интерес аудитории.
- Цитирование научного исследования, чтобы придать выступлению некоторый авторитет и доверие.
- Рассказывать истории, чтобы заинтересовать и вовлечь аудиторию. Это может быть историческая история, личная или даже профессиональная. Хотя история из собственной жизни, вероятно, будет работать лучше всего.
- Убедиться, что контакт с аудиторией налажен, можно дать им подробные предложения о том, что может решить эту проблему, что, естественно, увеличит их мотивацию.
Дискуссионная речь
В официальных дебатах много словесных перепалок, и дебаты происходят в различных формах. Эти формы включают парламентские, классические, импровизированные, Линкольн-Дугласские, импровизированные, общественные форумы и фиктивные судебные процессы.
Как правило, в ходе дебатов обе стороны получают равное время для обсуждения вопроса и объяснения, почему их взгляд на этот вопрос является правильным. Дебаты несколько отличаются от убедительных речей, потому что здесь не обязательно заставить другую сторону переключиться на вашу сторону. Вместо этого необходимо выразить свою точку зрения, почему вы верите в определенную вещь.
Дебаты-это аргументы, которые имеют правила и независимо от того, какой стиль вы выберете, каждая сторона получает тему, а затем имеет определенное количество времени, чтобы подготовиться к ее представлению.
Дискуссионные группы развивают очень ценные навыки, включая исследовательские навыки, навыки публичных выступлений, лидерские навыки, инициативные навыки, развитие изящества под давлением, навыки критического мышления и разработку аргументов, которые являются логичными и обоснованными.
Кроме того речь может быть демонстративная или занимательная, по продолжительности бывает лаконичная речь и продолжительная.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 7,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 8,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 15,
Канакина, Горецкий, Учебник
Страница 9,
Канакина, Рабочая тетрадь
Страница 6,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 7,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 145,
Полякова, Учебник
2 класс
Упражнение 8,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 9,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 42,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 93,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 188,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 191,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 230,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 27,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 3,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 26,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 120,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 13,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 79,
Полякова, Учебник, часть 1
4 класс
Упражнение 2,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 112,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 36,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 125,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 254,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 7,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 254,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 255,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 314,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 492,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 685,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
Упражнение 2,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 5,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 15,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 7,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 59,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 60,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 305,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 9,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 10,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 1,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 2,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 12,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 13,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 14,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 16,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
8 класс
Упражнение 237,
Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 382,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 410,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 2,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Упражнение 3,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник
Цветовая схема слова
Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.
Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:
Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.
Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.
А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:
Звук согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной , в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.