Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дисграфией бугиотопулу василики

Особенности развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи

3.2 Анализ результатов контрольного исследования

3.3 Оценка
эффективности формирующего исследования

Выводы по третьей главе

Введение

Актуальность
исследования. Число неуспевающих школьников по оценке различных источников
составляет в России более 30% от общего числа учащихся, а по зарубежным данным,
количество детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, колеблется от 3 до
20%

Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают
внимание на детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение. К
числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести
детей, посещавших коррекционные дошкольные учреждения, в том числе детей с
общим недоразвитием речи (в данном исследовании принимали участие дети с общим
недоразвитием речи (ОНР III-го уровня)

Большинство
этих детей после окончания специальных учреждений
обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция
к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно
в начальном звене, ставит таких детей в еще более неравные «стартовые» условия
по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.

Речевые
нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других
психических функций. Согласно Д.Б.Эльконину в старшем дошкольном возрасте
наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С
одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей
успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она
наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать,
как «индикатор» состояния психического развития в целом.

Исследования
памяти детей с ОНР, проведенные И.Т.Власенко, Л.И.Беляковой, Ю.Ф.Гаркушей,
О.Н.Усановой, Э.Л.Фитередо и др. показало, что у данной группы детей особенно
страдает развитие слуховой памяти. Поэтому проблема её развития и коррекции
особенно актуальна.

Цель исследования –
исследование методов коррекции слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня.

Объект исследования – слухоречевая
память дошкольников с ОНР III уровня.

Предмет исследования – коррекция
слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования. Трудности
развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным
формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при
условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения
на развитие фонематических процессов.

Задачи исследования:

1)    изучить и
проанализировать литературу по теме исследования;

1) подобрать
методики диагностики слуховой памяти дошкольников с ОНР;

2) отобрать
детей с ОНР III уровня для экспериментального исследования;

3) провести
обследование детей дошкольного возраста ОНР

4) подобрать
и апробировать систему игр и упражнений по коррекции слуховой памяти детей;

5) дать
оценку эффективности системы игр и упражнений по коррекции слухоречевой памяти.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные научно-теоретические
и нейропсихологические положения о системной организации высших психических
функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.В. Ахутина), принципы общей специальной
педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического
развития (Б.Г.Ананьев).

Методы исследования:

изучение и
анализ литературы;

анамнестический
метод;

тестирование;

количественный
и качественный анализ.

Теоретическая
значимость

Практическая значимость исследования

1) доказана эффективность использования
нейропсихологических методик А.Р. Лурия, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной для
исследования состояния слухоречевой памяти детей с речевыми нарушениями;

2) пазработаны основные направления
специальной психолого-педагогической работы по развитию слухоречевой памяти у
дошкольников с учетом особенностей нарушения речи;

3) материалы исследования могут быть использованы
в работе логопедов, педагогов, психологов с детьми старшего дошкольного
возраста с речевыми нарушениями.

Эмпирическая база исследования: муниципальное образовательное учреждение начальная
школа-детский сад №1 «Айгуль» г. Белебея муниципального района Белебеевский
район. В исследовании принимали участие 10
детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура
исследования:

выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов по
главам, заключения, списка литературы, приложений.

Глава i. теоретические основы коррекции слухоречевой памяти у детей с
речевыми нарушениями

Упражнения для развития слуховой памяти

У каждого человека есть слуховая память, только она по-разному развита. Улучшить ее можно с помощью упражнений, которые нужно регулярно повторять.

Способы развить слуховую память с помощью упражнений:

Повторить в правильной очередности ряд чисел. В начале они состоят из 2-х чисел, затем – из 5-6. Усложнить задание можно, если попросить повторить числа в обратном порядке.
Включить музыкальную композицию. Прослушать ее, затем выключить и повторить ее ритм, хлопая в ладоши.
Написание текстов под диктовку также развивает слуховую память.
Полезно быть в уединении, для этого необходимо выключить телевизор, радио. Сесть, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам, к примеру: к шуму улицы. Также можно делать это упражнение свежем воздухе, слушая звуки природы.
Повторить прохлопанный ритм, который постепенно усложняется.
Прочитайте небольшой отрывок текста, после перескажите его своими словами.
Прослушивание радиопередач, особенно спектаклей, аудиокниг хорошо тренирует слуховую память

Анализируя и повторяя отдельные отрывки дополнительно можно тренировать память, внимание.
Скороговорки, чистоговорки, потешки, стихотворения разного объема тренируют слуховую память.
Определить на слух, какой музыкальный инструмент звучит.

Средства развития произвольной памяти у дошкольников с ОНР

Всю коррекционно-воспитательную работу в ДОУ проводят и на специализированных занятиях, и в повседневной жизни

Важно, чтобы помощь, направленная на развитие речи была квалифицирована, обоснована, своевременна. Воспитатель должен принимать активное участие в коррекционном процессе, способствовать устранению речевых дефектов и нормализации психики проблемного ребенка

При отслеживании динамики речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь

Внимание и память тесно связаны с речью. Если у детей нарушено внимание, то восприятие речи не может идти в полном объеме

Проблема развития памяти у детей с ОНР решается не только на теоретическом уровне. Дефектологи и логопеды должны ставить перед собой следующий ряд задач:

  • выяснить подходы и принципы, реализуемые педагогами;
  • выделить предпочитаемые формы, методы и приемы работы.

Развитие памяти идет поэтапно:

  • на первом этапе дети учатся произвольно запоминать информацию посредством использования разнообразных мнемотехник на примере букв и слогов;
  • на втором этапе идет закрепление полученных навыков произвольного запоминания на материале слогов, незнакомых слов и слов, имеющих абстрактное значение;
  • на третьем этапе протекает обучение самостоятельному выбору мнемотехник, необходимых для слухоречевого запоминания на материале отдельных предложений, коротких прозаических и стихотворных текстов.

Работа по формированию памяти должна проводиться на неучебном материале в разных жизненных ситуациях. Вне зависимости от того, хорошая у ребенка память или плохая, ее вредно перегружать.

Развитие памяти может идти следующими путями:

  • метод «крокирования», когда ребенок при запоминании фраз самостоятельно выбирает, какие он будет рисовать «подсказки», чтобы позже это помогло ему вспомнить то, что было прочитано;
  • «вспомни и покажи» — дети должны воспроизвести движение знакомых ему объектов – летящей птицы, ползущего червяка и пр.;
  • пробы Хеда – нацелены на построение схемы своего тела, т. е. ребенок должен оценить, что расположено у него на лице и как отдельные части лица расположены относительно друг друга.

Есть и более облегченные варианты, которые включают зрительную поддержку, тактильные ощущения и ряд иных межанализаторных взаимодействий.

Проводя предлагаемые выше методики, предварительно необходимо выяснить, какие слова, обозначающие части тела и лица, ребенку знакомы и использовать именно их.

Современный процесс формирования грамматического строя языка детей – крайне важное условие его полноценного речевого и общего развития психики, так как язык и речь играют ведущую роль в развитии его мышления и речевого общения, а также планирования и организации поведения ребенка, формирования его социальных связей. Все это выступает важнейшим средством опосредствованных психических процессов, к которым относят память, восприятие, эмоции

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Развитие произвольной памяти у детей с ОНР

Исследование памяти у детей с ОНР помогло определить, что объем их зрительной памяти почти не отличается от нормы. Исключение затрагивает только возможность продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми, страдающими дизартрией. Низкие результаты проб у таких детей связывают с выраженными нарушениями восприятия формы и слабостью пространственных представлений.

Эффективность произвольной памяти во многом зависит от умения контролировать себя в процессе заучивания, в первую очередь от умения различать, как воспроизведен материал, и что осталось невоспроизведенным. Недостатки произвольной памяти у детей проявляются снижением ее объема и недостаточной точностью. Например, дословно воспроизвести несложный текст для детей с ОНР достаточно сложно. Наличие у них вторичных отклонений в развитии психических процессов создает ряд дополнительных затруднений при овладении связной монологической речью. Все это должно быть учтено при организации и проведении коррекционных занятий, направленных на обучение детей рассказыванию.

Психокоррекционная работа с детьми с ОНР должна состоять из комплекса мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия социальных факторов, на улучшение общего психического состояния ребенка.

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие слухоречевой памяти

«За покупками»

Цель игры: развитие слухоречевой памяти.

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый говорит ребенку: «Представь себе, что идешь в магазин. Сейчас я назову тебе список товаров, которые ты должен купить. Смотри ничего не забудь!» Для детей, которые уже овладели чтением, можно пояснить, что, к сожалению, бумаги и ручки не нашлось, поэтому весь список покупок нужно хорошо запомнить. Взрослый называет ребенку от 3 до8 наименований товаров в зависимости от возраста. Когда ребенок «возвращается из магазина», он перечисляет все свои «покупки».

В игру можно вводить соревновательный момент, если играют взрослый и ребенок по очереди или несколько детей. Побеждает тот, кто запомнит больше слов.

«Путешествие»

Цель игры: развитие слухоречевой памяти.

Возраст детей: от 2 лет.

Инструкция и ход игры: взрослый предлагает ребенку представить, что он отправляется в кругосветное путешествие, и говорит: «У тебя много друзей, когда ты вернешься, они будут рады получить от тебя подарки. Кому ты подаришь…(дальше взрослый перечисляет названия подарков — от 3 до 8 в зависимости от возраста)?» В ответ ребенок называет для каждого подарка своего получателя. После этого взрослый говорит ребенку: «Путешествие было длинным и интересным. Но вот ты вернулся домой. Кого ты первым навестишь (позовешь в гости)? Что ты привез своему другу?

Сюжет этой игры можно несколько изменить. Ребенку нужно будет запоминать не кому, какой подарок он привез, а откуда. Можно «путешествовать» по разным странам и городам.

«Кто пришел в гости?»

Цель игры: развитие слухоречевой памяти с опорой на зрительное восприятие и память.

Возраст детей: от 3 лет.

Инструкция и ход игры: для игры понадобятся картинки (3-8 штук) с изображением людей разной внешности. Различия должны быть ярко выраженными: в одежде, по полу, цвету волос, глаз и т.д. Взрослый говорит ребенку: «У тебя появились новые знакомые, и ты решил позвать их в гости. Вот они, посмотри на них внимательно, постарайся запомнить их имена и опиши каждого (ребенку необходимо самостоятельно или, при затруднениях, с помощью взрослого назвать как можно больше отличительных признаков каждого человека).

Интересно, кто придет в гости первым, а кто потом? Теперь я опишу тебе первого гостя, а ты попробуй угадать, как его зовут?» При затруднениях взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы.

Для усложнения игры можно придумать, какие блюда и напитки больше понравятся каждому из гостей. В этом случае, когда ребенок угадывает имя гостя, он называет еще его любимое блюдо, которое обязательно нужно поставить на стол.

Размещено на

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Определение 1

Психическое развитие – это качественные и структурные новообразования психики, которые характеризуются необратимостью, направленностью и закономерностью. Развитие речи – один из показателей общего психического развития.

Определение 2

Дети с нарушением речи – это дети, которые имеют отклонения в развитии речи при условии сохранения нормального слуха и интеллекта. Нарушения речи разнообразны, они проявляются нарушением произношения, грамматического строя речи, бедностью словарного запаса, а также нарушением темпа и плавности речи.

В соответствии со степенью тяжести речевые нарушения подразделяют на те, которые не представляют препятствий к обучению в массовой школе, а также тяжелые нарушения, которые требуют специального обучения.

Дети с нарушениями речи обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии ЦНС. Их поведению может быть свойственен негативизм, агрессия, повышенная возбудимость, раздражительность или, наоборот, повышенная застенчивость, нерешительность, пугливость, общая заторможенность, замкнутость и пр.

Преодоление ОНР у детей – актуальная проблема современной логопедии. Развитие словаря, уточнение значений слов, формирование лексической системы играют важную роль в процессе развития познавательной деятельности детей, так как слово и его значение – средство не только речи, но и мышления.

Своевременная коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и дальнейшей их успешной адаптации в социуме.

1.1 Психологические подходы к исследованию памяти

слухоречевая память речь нарушение

Память, важнейшая характеристика психической жизни

Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии

Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г.Эббингауз , К.Левин, П.Жане ), биогенетические (И.П.Павлов, И.М.Сеченов), физиологические (Л.С.Выготский) .

Одной из первых психологических теорий памяти не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером.

Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций .

Память понимается как – сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости.

Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро .

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранящиеся и воспроизводящиеся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении.

Весьма характерно так же, что вместо качественного анализа процессов памяти как особого рода деятельности, во многих случаях дается анализ предметного содержания воспроизведений, то есть того, что воспроизводилось, а не того, как, нашими способами и путями осуществлялось запоминание и воспроизведение .

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память всегда выбирает определенную информацию.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и запоминанием .

На смену ассоциативной теории в конце XIX века пришла гиштальттеория. Исходным понятием и одновременно принципом выступила изначальная, целостная организация первичных элементов – гиштальт (структур). Именно законы формирования гиштальта определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного материала, его доведение до целостности. Возникновение структуры есть организация или самоорганизация материала, в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами безопасности, сходства. Эти причины есть конечная основа структурообразования, не нуждающаяся ни в каком дальнейшем обосновании и объяснении.

Тестирование на слуховую память

Во время определения того, насколько развита слуховая память у ребенка, используется тест Дэвида Весклера:

  1. Ребенок повторяет в точной последовательности ряд чисел: 5, 7, 1; 8, 2, 4, 2; 6, 9, 5, 7, 3.
  2. Малыш должен назвать числа в обратной последовательности: 2, 4; 4, 7, 8; 5, 9, 3, 6.
  3. Дошкольник должен повторить слова в правильном порядке; луг, крот, ночь, кот, лук, кит, борщ, стол, хворост, буква, арбуз.

Повторять числа и слова можно несколько раз, пока ребенок их не запомнит и повторит. Но если он и после 6-7 повторений не смог их запомнить и озвучить, то необходимо обратиться за консультацией к невропатологу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: