Развитие речи детей по возрастам

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Рекомендации

Общайтесь с малышом начиная с того момента, когда он еще находится в утробе матери
Рассказывайте все то, что видите, акцентируйте внимание на происходящем, на любых мелочах и незначительных деталях. Может показаться, что годовалый карапуз ничего не понимает, но это не так – в сознании и памяти откладываются слова, предложения.

Читайте вслух
В книжных магазинах огромный выбор книг, предназначенных на любой возраст и на самые разнообразные темы и тематики. Остается только выбрать подходящую литературу.

Используйте меньше гаджетов (телевизор, компьютер, планшет)

Маленькому человеку важно слушать и слышать живую речь своих близких.

Совместные прогулки позволяют узнать много нового, расширить как свой кругозор, так и своего малыша. К тому же единение с природой, с каждым родителем объединяют.

Ребенок берет пример с вас! Дети отражают истинную сущность своих родителей.
При разговоре с сыном, дочерью, старайтесь говорить максимально понятно и доступно их возрасту.

Повторенье – мать учения

Не злитесь и не сердитесь, когда малыш просит повторить, не расслышав или не услышав вас.

Детство – особый период в жизни маленького человека. Главная задача родителей – как можно больше и чаще общаться с ребенком! Уделяйте максимум своего времени и внимания – домашние дела подождут, а близкие, смотря на вас, начнут принимать в этом удивительном процессе более активное участие.

Смысловой контекст

Так, в нашем примере со словом «город» важно понимать, что именно мы хотим узнать про него: «Что это за город?» Если вопрос звучит как: «Где этот город?», следовательно, речь идет о пространственной характеристике (расположение на карте, как добраться, сколько километров, что находится поблизости и т. д.)

Если нас интересует вопрос: «Чем интересен этот город?», значит, речь может идти о каких-то достопримечательностях (например, историко-культурных либо экономических). Соответственно, сам по себе вопрос как языковая конструкция («что это за город») имеет недостаточную смысловую нагрузку и требует дополнительного контекста. Конструирование данного контекста, в свою очередь, осуществляется в процессе речи.

Д.Б.Эльконин. Развитие устной и письменной речи учащихся

Повышение квалификации —

Системно-деятельностный подход

ПРЕДИСЛОВИЕ

Незадолго до Великой Отечественной войны Д. Б. Эльконин провел исследование, результаты которого отразил в монографии «Развитие устной и письменной речи учащихся». В 1940 г. книга должна была выйти в свет в виде отдельного тома «Ученых записок Ленинградского педагогического института им. Крупской», но не вышла. Даниил Борисович сохранил гранки, но так и не собрался опубликовать свою первую крупную монографию. Эта книга, написанная около 60 лет тому назад, сегодня издается впервые. Оценим кратко ее содержание.

В те годы в психологии и методике начального обучения бытовало мнение, что письменная речь отличается от устной только техникой и что обучить ребенка чтению и письму означает сформировать у него письменную речь. Даниил Борисович построил свое экспериментальное исследование письменной речи младших школьников в период ее становления (I—IV классы) для того, чтобы показать, что письменная речь отличается от устной как со стороны функционирования, так и со стороны внутреннего строения; она более абстрагирована от ситуации, иначе мотивирована, значительно произвольнее, чем устная речь ребенка. Иное функционирование письменной речи накладывает отпечаток на ее внутреннюю структуру, и прежде всего на отношения между речью и мышлением. Д. Б. Эльконин стремился понять письменную речь в качестве особого способа общения и становления мысли, проследить, как она приобретает психологические характеристики, а не грамматические формы, — в этом он видел смысл психологического изучения письменной речи.

Д. Б. Эльконин продемонстрировал, что максимальные возможности произвольной речи обнаруживаются в свободном письме, а не в списывании и диктовке, которые часто преобладают в формировании письменной речи у младших школьников

Практике свободного письма, по мнению Даниила Борисовича, надо уделять гораздо большее внимание в начальном обучении. Письменная речь дисциплинирует мышление, приучая ребенка к расчленению потока мысли и развернутому ее выражению

Но требование расчлененности мысли выполнимо лишь в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на воображаемого читателя, на воображаемую ситуацию общения. Это предполагает одновременное воспитание ребенка и как «писателя», и как «читателя», способного понять авторскую точку зрения, встать на точку зрения другого, выраженную средствами текста. Решение этой двуединой задачи нуждается в совершенно особом понимании содержания и методов работы на уроках чтения.

Недооцененный источник письменной речи — культивируемые в школе устные ответы учащихся перед классом, которые строятся по многим канонам письменной речи: они подробны, адресованы коллективному слушателю, который не реагирует на них непосредственно; они насыщены абстрактным содержанием школьных знаний, рассуждениями, обоснованиями. Но культура специализированной учебной устной речи в школе отсутствует: учитель обычно пересказывает реплики учеников своими словами, снимая коммуникативную направленность ученического ответа. Культура «школьной» речи может быть воспитана при правильной организации совместной учебной работы детей на уроке. Эти практические выводы, сделанные Даниилом Борисовичем, как и общие результаты его давнишнего исследования, до сих пор сохраняют, на наш взгляд, свою актуальность: современная школа все еще не использует резервов речевого развития учащихся.

Первое издание книги «Развитие устной и письменной речи школьников» — это большой подарок учителям и ученым, ценящим все последующее научное творчество Д. Б. Эльконина.

Профессор В. В. Давыдов

Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. — М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.Книга представляет собой первую публикацию монографии, написанной Д. Б. Элькониным в 1940 г. по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале многочисленных экспериментов автор показывает, что письменная речь отличается от устной как по функционированию, так и по внутреннему психологическому строению.

Скачать во вложении

Вложения
Д.Б.Эльконин Развитие устной и письменной речи учащихся.docx 300 Kb
< Предыдущая   Следующая >

Что влияет на развитие речи у детей

Речевое развитие — это длительный процесс, на темпы и специфику которого оказывают влияние различные факторы. Среди них выделяют: 

  • состояние здоровья и темпы развития. При наличии у ребенка ряда патологий формирование речевых способностей может нарушаться. Например, снижение слуха препятствует пониманию и подражанию речи окружающих. Также на фоне общей задержки развития часто страдает и речевая функция;
  • индивидуальные особенности, наследственность и даже пол ребенка. Иногда девочки начинают ходить и говорить раньше мальчиков. Если наблюдалась задержка формирования речи у родителей, возрастает вероятность, что малыш тоже заговорит позже;
  • окружающая среда и условия жизни. Если родители уделяют мало времени непосредственному общению с малышом, то может возникнуть дефицит эмоциональной близости ребенка со взрослыми. Это также может являться одной из причин более позднего формирования речевых навыков;
  • отсутствие стимуляции речевого развития со стороны взрослых. Учиться говорить сложно, поэтому ребенку нужна помощь, мотивация и поддержка со стороны родителей. Если малыш не стремится этого делать, а взрослые при этом охотно понимают его без слов и не побуждают разговаривать, то формирование речевой функции может замедлиться.

Список литературы

1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 360 с.

2.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия,
1999. — 288 с.

3.
Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. — 225
с.

4.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С.
Избранные психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. — с.426-437.

5.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. — 174 с.

6.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. — 306 с.

7.
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни // Ярославский
Педагогический Вестник. — №7. — 2004. — С.17.

8.
Немов Р.С. Психология образования. — М.: ВЛАДОС, 1996. — 496 с.

9.
Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. Лисина
М.И. — М: Педагогика, 1985. — 258 с.

10.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина — М.: Просвещение,
1984. — 342 с.

11.
Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском
саду — М.: Просвещение, 1966. — 248 с.

12.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей — М.: Просвещение, 1972. — 164с.

13.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. — 114 с.

14.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2001.
— 386 с.

Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. — С-Пб.: Питер, 1998. С. 24.

Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: ЛИНГВА-Центр,
2003. С. 8.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 92.

Севастьянов О.Ф. Несостоявшийся диалог: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский о природе
эгоцентрической речи // Психологический журнал.— 1989.— Т. 10.— № 1.— С. 118.

Немов Р.С. Психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1996. С. 95.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 1999.
С. 57.

Развитие  речи  детей  дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина — М.:
Просвещение, 1984. С. 46.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников. — М.: Академия, 2000. С. 31.

Бородич А.М. Методика развития речи детей — М.: Просвещение, 1981. С. 44.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.:
Просвещение, 1983. С. 28.

Языковая структура

Язык представляет собой систему знаков, служащую средством осуществления человеческого общения и мышления (Психологический словарь / Под. ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова). Он вырабатывается в процессе общественного развития, представляя собой форму отражения общественного бытия в сознании индивидов

При этом важно отметить, что человек получает уже готовый язык, который был сформирован задолго до рождения данного конкретного индивида. Однако, становясь носителем данного языка, индивид одновременно становится и потенциальным источником его развития

В структуру языка входят следующие компоненты:

Лексика (система значащих слов),

Грамматика (система форм слов и словосочетаний),

Фонетика (определенный звуковой состав, свойственный только конкретному языку).

Техники эффективного общения с ребенком

Общение с детьми дошкольного возраста является основой для их развития. Это время, когда они учатся выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать контакт с окружающими людьми. Чтобы эффективно общаться с ребенком, необходимо использовать определенные техники:

  1. Слушайте ребенка внимательно

Важно научиться слушать ребенка и проявлять к нему искренний интерес. Постарайтесь понять его мысли и чувства и выразите свою поддержку

Это поможет ребенку почувствовать себя важным и позволит ему лучше развиваться.

Устанавливайте контакт с глазу на глаз

Старайтесь общаться с ребенком, поддерживая глазный контакт. Это поможет установить эмоциональную связь между вами и ребенком, а также улучшит взаимопонимание.

Используйте понятный язык и простые формулировки

Дети дошкольного возраста еще только учатся разговаривать, поэтому важно использовать понятный для них язык и простые формулировки. Объясняйте вещи ясно и конкретно, чтобы ребенок мог понять, о чем вы говорите

Используйте положительное обращение

При общении с ребенком старайтесь использовать положительное обращение. Поощряйте его достижения и старания, выражайте любовь и уважение. Это поможет ребенку развиваться и повысит его самооценку.

Будьте терпеливыми

Общение с детьми дошкольного возраста может быть сложным и требовать большого терпения. Помните, что ребенок только учится общаться и может совершать ошибки. Будьте терпеливыми и поддерживайте его на пути развития.

Использование этих техник поможет вам эффективно общаться с ребенком дошкольного возраста и создать для него комфортную и безопасную обстановку для развития. Помните, что каждый ребенок уникален, и каждому необходимо время и поддержка для полноценного развития.

Когда начинают говорить дети — существуют ли нормы развития речи?

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, и его речь в том числе. Существовавшие некогда «нормы», что в год ребенок должен знать 10—50—100 слов, а в два — 800–1000, на сегодняшний день признаны некорректными и редко используются в практике. Так что четких стандартов, в каком возрасте дети начинают говорить слова и как быстро должен пополняться их словарный запас, просто не существует.

Есть ориентиры, которыми можно пользоваться, оценивая уровень развития малыша. Однако стоит понимать, что это всего лишь ориентиры, и оценивать развитие нужно в целом. Если дети позже начинают говорить, это вовсе не означает, что с ними что-то не так.

Возраст
Импрессивная речь (понимание речи)
Экспрессивная речь

6 месяцев

поворачивается на голос

обращает внимание на громкие звуки

смеется

произносит отдельные слоги и звуки в ответ на обращение к нему

9 месяцев

машет рукой на прощание

качает или кивает головой, когда отрицает или соглашается с чем-то

лепечет, произносит слоги

говорит «ма-ма-ма», «па-па-па», но слова пока не привязаны к людям или предметам

12 месяцев

говорит как минимум одно слово, придавая ему смысл (например, «мама», обращаясь к матери)

подражает звукам («кошечка делает «мяу», собачка — «гав»)

произносит простые лепетные слова

15 месяцев

18 месяцев

указывает по просьбе как минимум на одну часть тела

использует указательный жест в диалоге

2 года

показывает по просьбе картинки

выполняет сложные просьбы

говорит простые фразы («мама, пить», «киса мяу»)

называет хотя бы одну картинку

3 года

показывает части тела по просьбе (и называет их)

выполняет сложные просьбы

говорит короткие предложения

называет хотя бы один цвет

речь понятна окружающим

Еще раз повторим: не существует норм, во сколько лет дети начинают говорить отдельные слова, фразы и предложения. Все очень индивидуально, а приведенные выше сроки — лишь приблизительные ориентиры.

Интонационные механизмы речи

Развитие речи как целостный процесс охватывает все аспекты вербальной сферы индивида, в том числе интонационную сторону.

Интонационная сторона — мелодика (просодика) речи — непосредственно связана с ее чистотой, правильностью и красотой. Интонация играет огромную роль, усиливая значение слов и выражая иногда больше смысла, чем собственно сами слова. Кроме того, интонационно выразительная звучащая легче воспринимается, так как позволяет выделить наиболее важные в смысловом значении части высказывания.

Интонационный механизм формирования речи относится к паралингвистическим Это неязыковые (невербальные) средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.

Они могут подразделяться на три вида (Шевцова Б. Б., «Технология формирования интонационной стороны речи»):

Фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

Кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

Графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Интонация, в свою очередь, представляет собой совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих фразе повествовательное, вопросительное или восклицательное значение, позволяющих говорящему выражать различные чувства. Механизмы позволяют выразить ту или иную интонацию при помощи знаков препинания.

Формирование интонационной стороны речи затрагивает такие компоненты, как мелодика, тембр, темп, ритм, ударение и паузы.

Мелодика

Является основным компонентом интонации. Мелодика речи определяет изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени (Торсуева И. Г.). Функции мелодики:

Выделение ритмических групп и синтагм в структуре высказывания,

Выделение наиболее значимых моментов высказывания,

Связывание отдельных частей высказывания в единое целое,

Определение отношения субъекта к произносимому тексту,

Выражение подтекста, модальных оттенков.

Мелодика высказывания образуется за счет сочетания нескольких мелодических мотивов — минимальных единиц мелодики, связанных с ритмическим рядом. Мелодику высказывания образуют либо несколько различных мотивов либо повторы одного и того же мотива.

Речевая мелодика и мелодика музыкальная — это не одно и то же. Речевая мелодика достаточно редко сохраняет ровный тон, постоянно то повышаясь, то понижаясь. Так же часто меняются ее интервалы, а тоны не имеют определенной длительности. В отличие от музыкальной, речевая мелодика не укладывается в схему определенной музыкальной гаммы.

Одним из компонентов мелодики, определяющим анатомо-физиологические механизмы речи, является частота основного тона (ЧОТ) — самая низкая составляющая в спектре звука величина, обратная периоду колебания голосовых связок. В нормальной речи при разговоре происходит постоянное изменение частоты основного тона. Что же касается диапазона данных изменений, то он определяется индивидуальными особенностями речи говорящего, а также его эмоционально-психическим состоянием.

Физиологические механизмы речи применительно к ЧОТ:

Мужчины: 132 Гц,

Женщины: 223 Гц,

Дети: 264 Гц.

Что касается различения звуков по высоте, то его определяет скорость колебания голосовых складок человека. В свою очередь, механизм порождения речи за счет колебаний складок зависит от таких параметров, как скорость воздушного потока, проходящего через голосовую щель; ширина голосовой щели; уровень упругости голосовых складок; массы вибрирующей части складок.

При постоянном изменении частоты основного тона в звучащей речи мелодика выполняет связующую функцию для отдельных частей речевого потока и одновременно — разделительную.

Дошкольный этап речевого развития

Этот период является основным в становлении полноценной связной речи ребенка. Словарный запас ребенка непрерывно растет и расширяется. К концу дошкольного возраста, ребенок владеет около 4000-5000 слов. Постепенно расширяется количество частей речи, используемых в активной речи. При этом, некоторые части речи, например, деепричастия, ребенок может произносить ошибочно. Но это является нормальным на данном этапе речевого развития.

В развитии речи дошкольника можно выделить ряд важных особенностей:

  1. Постепенное освоение свистящих согласных – в 3-4 года, шипящих – в 5-6 лет и сонорных – в 6-7 лет.
  2. Формирование непроизвольных высказываний в начале дошкольного возраста.
  3. Полноценное освоение диалогической речи.
  4. Освоение морфологии речи.
  5. Развитие фонематического восприятия к пяти-шести годам.
  6. Усвоение языковых закономерностей речевого строя.
  7. Освоение синтаксиса к семи годам, его использование в монологах.
  8. Полноценное формирование связных произвольных высказываний к концу дошкольного возраста.

Речь и её виды

Определение 1

Речь – это форма общения людей посредством языковых конструкций.

Деятельность человека без речи невозможна, она позволяет человеку сообщать свои мысли, намерения, настроение и усваивать информацию от окружающих. Речь имеет тесную связь с мышлением. Речь присуща только человеку и изучается с самого его рождения.

Понятие речь довольно часто путают с языком, но это разные понятия и психологи выделяют несколько её трактовок:

  • речь – это умение человека говорить;
  • речь – это действие, совершаемое человеком с помощью звуков;
  • речь – это технология выражения мыслей с помощью языковых навыков.

Язык же является сложной системой знаков, благодаря которым можно письменно или устно передавать информацию.

Статья: Направленности речи и её психические явления

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Для речи характерны такие свойства как понятность, содержательность, выразительность. Чтобы понимать другого человека надо знать особенности темы разговора и разбираться в терминологии.

Содержательность речи показывает чувства, мысли и стремления, выраженные в разговоре.

Речь может быть не только содержательной, но и поверхностной. Содержательная речь происходит между людьми по интересующей их теме, а поверхностная речь – это просто разговор двух знакомых.

Выразительность речи связана с эмоциональной насыщенностью, поэтому может быть энергичной и яркой или пустой и бледной.

Рисунок 1.

Речь может быть письменная и устная, которая, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую, т.е. речь одного человека, плюсы которой заключаются в том, что собственную мысль можно донести до слушателей без искажений. Диалогическая же речь представляет собой разговор между двумя лицами. Диалогическая речь не требует развернутости, доказательности и продуманности фраз. Недостаток диалогической речи заключается в том, что говорящие могут высказывать свои мысли не до конца, искажать разговор, перебивать друг друга.

Письменная речь появилась значительно позже. Письменная речь требует максимально правильных формулировок, соблюдения логики и грамматики. Благодаря письму опыт, накопленный людьми, передается из поколения в поколение.

Есть ещё внутренняя речь, как бы про себя и для себя. С внутренней речью тесто связаны мышление, восприятие, память.

Ранний возраст речевого развития

Психология выделяет в раннем возрасте две фазы становления речи:

  • Дограмматическая фаза освоения речи. Она охватывает возраст от одного до двух лет. В это время, речевой аппарат ребенка только начинает формироваться. Его неразвитость обуславливает невозможность овладения полноценным грамматическим строем языка. Речь ребенка реализуется без использования верных грамматических конструкций.
  • Грамматическая фаза освоения речи. Она начинается с двухлетнего возраста.

Активная речь ребенка начинает формироваться постепенно. Первоначально происходит расширение активного словаря ребенка. Возрастные рамки его формирования индивидуальны. Активный словарь начинает формироваться с момента произнесения первого слова. После этого, ребенок начинает активно повторять слова за окружающими, постепенно увеличивая их количество.

На данном этапе речевого развития можно выделить ряд особенностей:

  1. Начальный этап формирования связной речи. Ребенок расширяет словарный запас, но еще полноценно не владеет навыками их связывания и построения диалогов.
  2. Стремление к общению и проявление инициативы в нем.
  3. К концу раннего возраста происходит становление монологической речи. Ребенок может рассказать окружающим о том, где он был и что видел.
  4. Развитие желания слухового восприятия речи. Особенно это касается чтения книг. Ребенок проявляет интерес к чтению.
  5. Развитие навыков рассказывания стихотворений. К трех летнему возрасту, ребенок оказывается способен повторить небольшой стишок, рассказанный или прочитанный взрослым.
  6. Начало становления грамматических навыков. Слова приобретают определенный характер. Ребенок начинает осваивать способы употребления существительных в определенном числе, осваивает временное употребление глаголов, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Как правильно формировать и развивать речь у ребенка

Современные исследования показали, что речь ребенка формируется преимущественно благодаря взаимодействию со взрослыми. Поэтому контакт родителей и детей раннего возраста так важен для речевого развития. 

Важно

С самого рождения разговаривайте с малышом, сопровождайте любую коммуникацию с ним (кормление, переодевание, массаж) эмоционально окрашенными словами. Чаще называйте его по имени, произносите названия вещей, которые его окружают, и давайте вслух характеристику его деятельности и тому, как здорово он со всем справляется.

Что еще помогает сформировать речь малышей? В возрасте 5–6 месяцев дети обычно с удовольствием повторяют разные звуки и слоги. Им очень приятно, когда взрослые отмечают их успехи, радуются их достижениям и включаются в диалог. Реагируйте на вербальную активность, которую проявляет ребенок. Например, специалисты рекомендуют повторять звуки, которые он произносит, окрашенные позитивной интонацией. Вовлекайте малыша активно участвовать в диалоге, когда вы занимаетесь чем-то по хозяйству. Так у детей формируется понимание, что для коммуникации требуется разговорный навык. Уже в возрасте 8–10 месяцев малыша можно словами побуждать к простым действиям, например: «Помаши ручкой!» Также полезно играть с ребенком в звукоподражание: «Как лает собачка? Как гудит машина?»

Полезнаяинформация:

Разговаривая с детьми раннего возраста, лучше использовать короткие предложения и произносить их раздельно. Старайтесь поддерживать диалог с малышом, задавая ему вопросы в игровой форме.

Ребенок, понимая интонацию, сможет давать обратную связь. Также специалисты рекомендуют отказаться от изменения, упрощения слов и языка жестов, а также не требовать от малыша правильного произношения сложных слов

Важно не сердиться и не торопить ребенка скорее научиться разговаривать. Наоборот, радуйтесь даже самым маленьким его речевым успехам и поощряйте их

Так вы поможете создать для ребенка полноценные и комфортные условия для речевого развития.

Как развивать речь у детей в домашних условиях? Формированию речи дополнительно помогают простые игры и упражнения, которые легко организовать в домашних условиях. Ниже приводим примеры некоторых из них.

Развитие мелкой моторики

Предлагайте ребенку выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Это помогает стимулировать развитие речи, так как центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом. Также рекомендуется делать массаж кистей рук ребенка и регулярно устраивать пальчиковые игры, особенно такие, где каждый пальчик совершает изолированные движения, а также чередуется сжатие и расслабление мышц кисти.

Книги и картинки

Читайте ребенку детские стихотворения и сказки, пойте ему песенки, разглядывайте вместе простые книжки, называйте картинки. Особенно эффективным считается использование карточек с изображением животных, транспорта и т. п., которые можно перебирать и озвучивать.

Артикуляционная гимнастика

Организовывайте разнообразные веселые игры, благотворно влияющие на органы речи. Например, вместе с ребенком можно строить гримасы перед зеркалом: показывать язык, надувать щёки. Также полезными будут дыхательные игры, например выдувание мыльных пузырей, попытки сдуть со стола бумажку или мячик для настольного тенниса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: