Расстройства поведения у детей и подростков

Воспитание «трудных» детей: причины непослушания, советы родителям

Лечение

Лечение оппозиционного вызывающего расстройства в первую очередь связано с вмешательством на основе семьи и семейных отношений, но оно может включать в себя и различные виды психотерапии и обучения для вашего ребенка, а также для родителей. Лечение часто длится несколько месяцев или дольше

Важно рассматривать любые возникающие проблемы, такие как расстройство поведения или обучения, поскольку они могут создавать или ухудшать симптомы ОВР, если их не лечить

Для лечения ОВР не используются лекарства, если только у вашего ребенка нет другого расстройства психики. Если у вашего ребенка сосуществуют расстройства, такие как СДВГ, беспокойство или депрессия, лекарства могут помочь избавиться от них.

Родительская подготовка.

Психотерапевт или детский психолог с опытом лечения ОВР может помочь вам развить навыки воспитания, которые будут более последовательными, позитивными и будут меньше расстраивать вас и вашего ребенка. В некоторых случаях ваш ребенок может участвовать в этом обучении вместе с вами, поэтому каждый в вашей семье разрабатывает общие цели для решения проблем

Привлечение других авторитетных фигур, таких как учителя, к обучению может быть важной частью лечения

Лечебно-родительская терапия.

Во время лечебно-родительской терапии психотерапевт или детский психолог тренирует родителей, когда они взаимодействуют со своим ребенком. Например, как вариант, он направляет родителей по стратегиям, которые усиливают позитивное поведение их ребенка. В результате родители учатся более эффективным методам воспитания, улучшается качество отношений между родителем и ребенком и уменьшаются проблемы взаимодействия.

Индивидуальная и семейная терапия.

Индивидуальная терапия для вашего ребенка может помочь ему или ей научиться управлять гневом и выражать чувства более здоровым способом. Семейная терапия может помочь улучшить ваше общение и отношения и помочь членам вашей семьи научиться работать вместе.

Обучение познавательной проблеме. 

Этот тип терапии направлен на то, чтобы помочь вашему ребенку определить и изменить модели мышления, которые приводят к поведенческим проблемам. Совместное решение проблем — в котором вы и ваш ребёнок работаете вместе, чтобы придумать решения, которые работают для вас обоих, могут помочь решить проблемы, связанные с ОВР.

Обучение социальным навыкам.

Ваш ребенок может также пройти терапию, которая поможет ему или ей быть более гибкой и научиться взаимодействовать более позитивно и эффективно со сверстниками.

В рамках обучения родителей вы можете узнать, как управлять поведением вашего ребенка:

  • Предоставление четких инструкций и последующие действия с соответствующими последствиями при необходимости.
  • Признание и восхваление хорошего поведения вашего ребенка и положительные характеристики для продвижения желаемого поведения.

Хотя некоторые методы воспитания могут показаться очевидными, научиться использовать их последовательно перед лицом оппозиции непросто, особенно если дома есть другие стрессоры. Изучение этих навыков потребует рутинной практики и терпения. 

Самое важное в успешной борьбе с недугом – проявить искреннюю любовь и заботу к собственному ребенку, принять его таким, какой он есть и нежно, но твердо провести его через достаточно жесткий для большинства процесс к выздоровлению. Авторы:
Врач высшей категории, психотерапевт, сексолог Виткин М

М.;
К.п.н., психолог, сексолог-консультант Бальций Н. М

Авторы:
Врач высшей категории, психотерапевт, сексолог Виткин М. М.;
К.п.н., психолог, сексолог-консультант Бальций Н. М.

Стресс и благополучие

Большинство родителей детей с инвалидностью или хроническими заболеваниями испытывают повышенный уровень стресса. Однако существующие данные научных исследований говорят о том, что от самого сильного стресса страдают именно родители детей в спектре аутизма (1).

Существует несколько причин, почему такой сильный стресс связан именно с воспитанием детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Всем родителям детей с инвалидностью приходится сталкиваться с трудностями принятия диагноза, беспокойством за будущее ребенка и необходимостью добиваться нужных услуг. Однако родители детей с РАС испытывают дополнительные источники стресса. Во-первых, в большинстве случаев они страдают из-за неизвестности причины аутизма у ребенка, а также могут испытывать чувство вины по этому поводу (пусть и совершенно необоснованное). Им может казаться, что они сделали или не сделали что-то, и это привело к РАС у их ребенка.

Во-вторых, основные нарушения в связи с РАС — социальные. Обычно родители мечтают о теплых и любящих отношениях со своим ребенком. И они могут испытывать растерянность, когда младенец не хочет, чтобы его держали на руках, или ребенок не смотрит им в глаза. Постепенно родители адаптируются и учатся понимать и принимать то, как их ребенок выражает свою любовь, но обычно до этого они переживают замешательство и боль.

В-третьих, независимо от формы РАС или уровня интеллекта, у детей в спектре аутизма часто встречаются проблемные виды поведения: отказ спать, сильные и частые истерики, крайние формы приверженности привычному порядку вещей и так далее. Подобное поведение может сделать повседневную жизнь с ребенком сложной и привести еще к одному источнику чувства вины — вины за отрицательные чувства в отношении ребенка. Кроме того, проблемное поведение негативно сказывается на всей семье, в том числе на отношениях с братьями или сестрами и отношениях между родителями.

Несколько исследований показали связь между поведенческими трудностями детей с аутизмом и высоким уровнем родительского стресса (2, 3, 4). Подобный стресс не только разрушителен сам по себе, он также связан с очень высоким риском депрессии (5).

Последние новости центра

  • 724

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 421

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 643

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 461

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 884

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 838

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 503

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

Как помочь подростку уравновесить своё состояние?

Если вы хотите пережить трудный подростковый период ребёнка и не испортить с ним отношения, вам поможет ряд психологических практик.

Заведите традиции для укрепления отношений

Главной из них должно стать индивидуальное время с ребёнком, без гаджетов, «фоновых» дел и других отвлекающих факторов. Если детей несколько, то у каждого должна быть возможность побыть с матерью и отцом наедине, без братьев и сестёр. Это может быть 20 минут ежедневно или полдня раз в месяц, но обязательно регулярно.

Можно завести и традиции для всей семьи, например упражнение «Круг доверия», когда дети и родители берутся за руки и говорят всё, что думают и что их волнует. Сказанное не должно никак комментироваться, сопровождаться агрессией и наказаниями

При этом взрослые обязаны подать детям пример — первыми начать беседу о чём-то личном и важном

Укрепите доверие в семье

Для этого важно убрать из вашей семейной жизни всё, что работает на разрушение отношений: насилие, унижение, агрессивную критику (особенно без похвалы), сравнение ребёнка с другими и постоянное стремление его перевоспитать, чрезмерный контроль и нарушение личных границ,категоричные запреты,игнорирование мнения и потребностей подростка

Найдите и устраните скрытые причины плохого поведения

Однако не всегда грубость, нарушение запретов, неуправляемое поведение, проверка границ и другие трудные моменты в отношениях с тинейджерами связаны с физиологией. Ингода они указывают на более глубокие психологические проблемы, промахи в воспитании.

Это могут быть нехватка внимания со стороны семьи, самоутверждение, обида, неуверенность ребёнка в собственных силах. Проанализируйте свою ситуацию, чтобы понять, нет ли таких проблем у вас.

Введите семейные правила

Они позволяют сделать атмосферу в семье комфортной для всех её членов. Соблюдать такие правила должны все, разрабатывать и обсуждать — тоже. Ребёнку нужно дать понять, что цель этого мероприятия — не ввести жёсткий контроль над его жизнью, а улучшить микроклимат в доме.

Категорично запрещать в правилах абсолютно всё не стоит. Составьте два списка: один — с теми вещами, которые вы не допускаете вообще, а второй — с теми, которые не одобряете, но иногда можете сделать исключение. Например, прогуливать школу без уважительной причины, когда захочется нельзя, но пропустить уроки в субботу в отдельных случаях можно, например, если вся семья собирается на праздник к родственникам.

За нарушения правил должны предусматриваться санкции. Не наказания, а лишение чего-то приятного. Например, похода на интересное мероприятие или времени на использование гаджетов.

Научитесь хвалить ребёнка

Чем старше становится ребёнок, тем реже его хвалят и чаще критикуют. Это сильно влияет на уровень доверия в семье.

Хвалите подростка даже по самым незначительным поводам вроде вымытой чашки или вовремя приготовленных без вашей помощи уроков. Делайте это обязательно в моменте и конкретно, без общих фраз. И не ждите от похвалы мгновенного отклика. Со временем вы заметите, что ребёнок стал относиться к вам лучше.

Перестаньте реагировать на подростковые манипуляции

Конечно же, списывать все проблемы подростков только на взрослых и физиологию нельзя. Тинейджеры совсем не ангелы и отлично умеют манипулировать страхом, виной, стыдом

Родителям важно различать поведение манипулятора и не вестись на него: не спорить, не ввязываться в борьбу, не обижаться. Нужно просто посочувствовать ребёнку и показать, что вы приняли его точку зрения и эмоции

Это трудно на первых порах, но зато мгновенно разбивает любые попытки манипулирования.

Подростки

Как я уже сказала выше, проблемы во взаимоотношениях с подростками, их агрессивное поведение и непослушание часто бывают вызваны низким уровнем знаний родителей о непростом времени пубертата. Если вы хотите понять, что происходит с вашим ребёнком в трудный период взросления, как правильно с ним общаться, как сохранить тесную связь на всю жизнь, жду вас на вебинаре «Подростки».

Подробнее о вебинаре

Вебинар

Что делать, если вы все-таки поссорились на глазах у ребенка

Если вам не удалось вовремя сдержаться и недопонимание вылилось в «разговор» на повышенных тонах, важно сгладить его последствия для вашего чада. Всеми силами старайтесь:

  1. Говорить и вести себя спокойно. Повышение голоса не придадут убедительности вашим доводам, а ребенка могут серьезно напугать. Еще в большей мере это касается ваших действий. Да, разбив пару тарелок или «распустив руки», вы сбросите свое накопившееся напряжение. Однако для малыша это может стать травмой, с последствиями которой ему придется разбираться всю жизнь.

  2. Избегать оскорблений и унижений. Вербальная (словесная) агрессия так же вредит ребенку, как и физическая. Дети очень чувствительны к эмоциям, вложенным в слова.

    Поэтому, даже если вы не используете бранные слова, ребенок почувствует ваше неуважение к маме или папе.

  3. Сохранять нейтралитет ребенка. Ни в коем случае не нужно спрашивать его мнения – кто прав в вашем споре, на чьей он стороне. И, тем более, убеждать в том, что правы именно вы. Это крайне травматично для малыша, ведь вы оба для него родные и любимые люди.

Лучше всего показать ребенку, что конфликт завершен – то есть после ссоры при нем же и помириться. Но часто и это не получается. В таком случае, после того как эмоции улеглись, признайте свою ошибку и извинитесь перед ребенком за то, что ему пришлось это увидеть. Как только вы почувствуете себя готовым, можно спокойно объяснить малышу, что произошло, что вы чувствовали и почему поругались

Важно подчеркнуть, что вины ребенка в произошедшем не было, так как маленькие дети часто думают, что причиной негативного поведения родителей являются они сами

Доступными для детского понимания словами необходимо объяснить, что ссора не говорит о том, что кто-то виноват или один хуже другого, просто два человека не смогли договориться

Также важно озвучить, что ссора не приведет к разрыву отношений между мамой и папой, что они продолжают любить друг друга и своего сына или дочь

Если же ссоры родителей, особенно с применением словесной или физической агрессии, имеют регулярный характер, необходимо остановиться и задуматься

Важно понять причины происходящего и исправить ситуацию как можно скорее, чтобы прекратить травматизацию ребенка. Лучше всего для этого обратиться за помощью к специалисту по семейным отношениям, так как самостоятельно бывает трудно разорвать порочный круг взаимных обвинений и упреков

Предпринимая усилия по улучшению своих отношений с супругом (супругой), вы не только станете сами спокойнее и счастливее, но и сможете сделать более счастливыми своих детей.

Анастасия Вялых,
психолог портала «Я – Родитель»

Как рассказать ребёнку о своих эмоциях?

Если речь идёт о ребенке постарше, после 2,5-3 лет можно уже рассчитывать не только на эмоции, но и на слова, речевые обороты. Допустим, вы встревожены чем-то, понимаете, что это не пустяк, и при общении с ребёнком вам не абстрагироваться, скажите об этом прямо: «У меня, доченька (сынок), сегодня настроение не очень хорошее, поэтому я немного напряжённый (напряжённая), но это не из-за тебя, не волнуйся, всё наладится». Если настроение не просто «не очень», а очень скверное — тогда продумайте доходчивое пояснение для малыша… Скажем, вот такое: «У меня, дитя моё, сегодня очень плохое настроение, но я буду стараться общаться с тобой нормально, но не уверена что у меня это получится… Пожалуйста, сегодня ты тоже постарайся быть зайчиком. И этим ты мне сильно поможешь. Будем стараться вместе, хорошо?».

Насколько подробно объяснять причины своего душевного дискомфорта — решать вам, но есть три правила:

Ни в коем случае не лгать

Не можете или не хотите сказать правду — лучше ограничьтесь общими фразами про плохое настроение или неважное самочувствие.
Объясняйте кратко, 2-3 фразы — не больше.
Если ребёнок задаёт вопросы — отвечать лучше прямо, не увиливая и без излишней информации. Если вы не хотите отвечать на вопрос ребёнка – так и скажите «Извини, доченька (сынок), я не могу с тобой об этом сейчас говорить, это то, что касается только меня, и мне не хочется это ни с кем обсуждать, даже с тобой, моё золотко».

Затем плавно переведите тему сначала на какой-то смежный вопрос, а потом вообще уведите разговор в иную сферу. Если вы могли бы ответить, но не готовы прямо сейчас всё грамотно сформулировать, так и скажите: «Малыш, это трудный вопрос, мне надо подумать, как тебе это объяснить, давай поговорим об этом позже, скажем, после обеда или ужина… Хорошо?». Только обязательно назначьте время и заговорите об этом без напоминания, когда оно, это обещанное вами время, наступит.

Даже в 3-4 года дети вполне в состоянии понять смысл таких слов, объяснений и просьб быть аккуратнее с родителем, у которого возникли какие-то проблемы. Конечно, было бы наивно рассчитывать, что сказав один раз с утра о своём неудачном настроении, мама или папа получит к себе особое отношение от трёхлетнего дитя на целый день. Но всё же, в таком случае ваш ребёнок будет знать, почему мама или папа сегодня быстро теряет терпение и не очень настроен поиграть с ним в такие чудесные игры… Слыша это объяснение несколько раз в течение дня, ребенок будет понимать и правильно воспринимать мамины или папины реакции, а также, безусловно, будет более адекватно и дружелюбно относиться к их состоянию

Что особенно важно, при правильных объяснениях ребёнок не будет принимать эти настроения на свой счёт и искать свою (несуществующую) вину

Получайте новые статьи прямо на почту!

Причины непослушания детей

Мотивы, они же причины непослушания детей достаточно просты и примитивны:

привлечение внимания – нехватка любви и заботы вынуждает вести себя таким образом, чтобы взрослые уделили ребенку хоть каплю внимания

При этом неважно в каком ключе оно будет: в позитивном или негативном;
стремление завоевать лидерскую позицию – большое количество детей, особенно в подростковый период, хотят беспрекословного исполнения каждого «хочу». Это проявляется в капризах, непослушании, постоянных спорах;
месть – да, порой, чувство мести встречается и по отношению детей ко взрослым

Случается, что родители не замечают, как сильно ранят детские чувства. Для сына или дочери — это может стать большой обидой и иметь достаточно серьезные последствия;
побег от неудач – отказ от активности на мероприятиях, боязнь посещения новых мест и знакомств являются ключевыми признаками проблем развития личности, а также низкой самооценки ребенка;
кризис – встречается в 3 года, в 6-7 лет, а также в подростковый период. В это время важно принятие ребенка и оказание максимальной поддержки;
физиологические причины – в эту категорию следует отнести психические нарушения и заболевания. Работы родителей в такой ситуации недостаточно, нужна дополнительная медицинская и психолого-педагогическая помощь.

Социальные проблемы

Социальные проблемы — это проблемы в отношениях с окружающими, а также неспособность следовать установленным общественным нормам поведения. Они могут быть связаны как с огрехами воспитания, так и говорить о ментальных заболеваниях у ребенка. Их делят на личностные и общественные. Личностные подразумевают, что ребенок не может установить контакт с другими. Общественные связаны с нормами поведения.

Наиболее типичным примером таких трудностей — асоциальное поведение подростков и коммуникативные сложности у детей с расстройствами аутического спектра. Это крайние варианты. Чаще встречаются следующие трудности:

  • недоверие другим;
  • травля в коллективе;
  • избегание близких отношений;
  • девиантное поведение;
  • неадекватное поведение;
  • трудности в общении с другими.

Социальные проблемы — одни из самых распространенных. Они могут возникать у детей дошкольного возраста и усиливаться по мере взросления ребенка. Исправить эти проблемы проще у маленьких детей. Чем старше ребенок, тем прочнее у него закрепляются определенные паттерны поведения.

Внутрисемейные проблемы

Наше общество действительно в некоторой степени стало детоцентричным. После появления ребенка вся семья, включая дедушек и бабушек, переходит на обслуживание ребенка. Это приводит к проблемам с иерархией в семье и вызывает трудности в воспитании ребенка. Такой малыш выглядит капризным, непослушным, упрямым, он реагирует на замечания, пакостит и шкодит.

Похожий результат наблюдается и в тех случаях, когда ребенок растет в дисфункциональной семье — его родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, они находятся в разводе, слишком заняты на работе, эмоционально холодны или практикуют слишком свободное воспитание.

Также таким поведением ребенок может бороться против авторитета родителей. Ребенок не слушается, осознанно нарушает правила, становится неряшливым и упертым. Протестное поведение усиливается в кризисные периоды (3 и 7 лет, подростковый возраст).

Важно! Поведенческие проблемы могут быть связаны не только с особенностями семьи. Они могут признаком разных психических заболеваний и расстройств

При подозрении на них нужно обязательно проконсультироваться со специалистом.

Нарциссические родители и их обесцененные дети

Частые вопросы

Какие актуальные сегодня существуют проблемы детской психологии?

+

Среди основных проблем детской психологи выделяют следующие: вопросы о движущих силах психологического развития, организация психологический помощи детям и их родителям, фундаментальные психологические вопросы.

Почему ребенок плохо себя ведет?

+

Проблемы плохого поведения могут лежать как в области психологии (неправильное воспитание, отставание правил или ответственности за их нарушение), так и в области соматического здоровья (работа нервной системы и мозга и связанные с ними болезни психики).

Какой ребенок считается невоспитанным?

+

Невоспитанным считается ребенок, который не умеет себя правильно вести и перестраивать свое поведение в зависимости от окружающего его контекста. К такому поведению относится упрямство, мнительная манера общения, другое проблемное поведение.

Что делать, если ребенок избалованный?

+

Избалованность возникает из-за различных требований к ребенку у разных членов семьи (например, папа разрешает то, что запрещает мама). В этом случае могут помочь четко установленные правила, единый подход к воспитанию и терпение, чтобы справиться с моментами, когда дети ведут себя неуравновешенно и истерично.

Что делать, если поведение ребенка вызывающее?

+

Нужно понять, что стало причиной демонстративного и вызывающего поведения. Эта проблема остро стоит в подростковом возрасте и в случае гиперопекающих и гиперконтролирующих родителей.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Симптомы или как проявляется заболевание

Проявления девиантности чрезвычайно разнообразны и во многом совершенно не похожи. Всех их объединяет нарушение морали и нравственности.

Основные группы поведенческих аномалий — объекты для лечебного и воспитательного воздействия. Они хорошо знакомы специалистам клиники психического здоровья.

Зависимое поведение

Под действием психоактивных веществ или виртуальных раздражителей полностью изменяются духовные потребности. Типичны интернет-зависимости — навязчивый просмотр сайтов, злоупотребление мессенджерами и соцсетями, игромания. 

В основе патологии лежит стремление получать удовольствие с минимальными усилиями. Подросток считает себя особенным и постоянно демонстрирует  собственное превосходство и избранность.

Сравнительно новые виды зависимого поведения — шопингомания, стремление к бесконечным покупкам. При адреналиновой зависимости тяга к экстремальным занятиям связана с неумением реализовать себя.

Кощунство, пренебрежение святынями и извечными ценностями

Подростки подсознательно стремятся организовать скандал и сделать себе рекламу самым безнравственным способом. Они используют ненормативную лексику в публичных местах, издеваются над религиозными культами и национальными героями, демонстрируют половые извращения.

Альтернативные ценности

Дети и подростки объединяются в группы и субкультуры. Главным мотиватором выступает поиск развлечений, уход от скуки. Обычное явление для таких группировок — праздность, нежелание учиться и работать.

Разрушение отношений с родителями

Общение внутри семьи сопровождается грубостью, отсутствием заботы о ближнем. Избалованные дети бунтуют, уходят из дома, постоянно конфликтуют со старшими. Рядом с родителями они отказываются общаться, делиться переживаниями, сами же страдают в одиночестве.

Агрессивное поведение

Иногда принимает форму защиты: подросток долго копит обиды на непризнание в коллективе сверстников, а затем неожиданно совершает крайне жестокие противоправные поступки.

Другой вариант — выбор жертвы, объекта для издевательства — феномен буллинга в школе или интернете.

Наиболее сложное отклонение — поведение суицидальной личности. Подсознательно подросток стремится шокировать окружающих, восполнить недостаток внимания.

Корыстное поведение

Включает все способы получения материальных благ незаконным путем — кражи, ограбления, вымогательство. Молодых людей привлекают романтические образы “благородных” преступников из фильмов и песен. Правонарушения они совершают часто из скуки и “спортивного” интереса.

Гендерные и сексуальные отклонения

Проявления девиантного поведения подростков — гомосексуализм, половая распущенность, сексуальное насилие. Они связаны с потребностью в удовольствии. Полностью игнорируется высший смысл половых взаимоотношений — продление рода, утрачивается необходимость семьи.

Женщины становятся носителями мужских качеств — стремления к преодолению препятствий и рисков, жесткой конкуренции. Мужчины проявляют инфантилизм и пассивность.

Ложь

Чаще это корыстный обман, самовозвышение в соцсетях, умышленное искажение информации о себе. Подростки кажутся сверхумными, успешными, красивыми, но только виртуально. Нередко ситуация развивается в криминальную сторону и приводит к мошенничеству.

Зависть и нарциссизм

Почти всегда они существуют вместе с озлобленностью, даже ненавистью, ощущением собственной неполноценности.

Нарциссическое поведение — крайняя степень эгоизма, отказ от социальных обязательств. Человек стремится отвергнуть обязанности, но при этом пытается сохранить привилегии и права.

Решение проблем девиантного поведения подростков нужно поручить профессионалу, специалисту клиники психического здоровья, у которого есть необходимые опыт и знания. Замалчивание проблемы усугубляет последствия, создает большие сложности для проживания в обществе.

Что такое психологические проблемы

В психологии под проблемой понимают такое внутреннее состояние, при котором человек испытывает некоторый психологический дискомфорт. Они бывают явными, скрытыми и глубинными. Многие из них действительно формируются в детстве. Однако на то, как мы относимся к ним, влияет и наш последующий опыт.

Выделяют следующие виды психологических проблем:

Вид

Описание

Личностные

К ним относятся проблемы с самооценкой, мотивацией, целями и смыслом жизни, профессиональной ориентацией и так далее.

Семейные

Они объединяют сложности в отношении старшего и младшего поколений, отношений между сиблингами и так далее.

Социальные

Это любые проблемы с общественным порядком и общественными нормами. Поведение, которое противоречит таким нормам, называется девиантным. К нему относится любое странное поведение.

Отношений

Они касаются личных (романтических, дружеских) и рабочих (в том числе во время учебы) взаимоотношений. Сюда входят абьюзивные, дисфункциональные, зависимые и другие типы нездоровых отношений.

К появлению психологических проблем приводят черты характера, отношения с родителями, травмирующие ситуации, особенности работы головного мозга и нервной системы. Психологическая проблема всегда индивидуальна как в проявлении, так и в последствиях, к которым она приводит.

Образовательные проблемы

Проблемы с обучением могут возникать уже у дошкольников. Им бывает сложно сосредоточиться, научиться систематизировать и правильно воспринимать информацию, запоминать и понимать, как использовать эти знания на практике. Чаще всего это связано со следующими причинами:

  1. Клиповое мышление. Современные источники дают информацию небольшими порциями. Она яркая, воздействует на эмоции и центры удовольствия. Из-за этого ребенку бывает сложно на обычном уроке, который сильно отличается от видео в Тиктоке или на Ютубе.
  2. Информационная перегруженность. С раннего возраста ребенок подвергается информационной перегруженности — мы показываем ему мультики, используем приложения, которые учат его читать и считать, стараемся максимально загрузить его развивающими занятиями. Это приводит к переутомлению и нервному истощению.
  3. Высокие нагрузки и интенсивное обучение. Чтобы быть востребованным, нужно овладеть большим количеством навыков. Уже дошкольники ходят на несколько кружков, которые помогают воспитать всесторонне развитую личность. В школе к ним добавляются репетиторы и спорт.
  4. Глобальная геймификация. Считается, что дети лучше воспринимают информацию в игровой форме, поэтому геймификация начинает распространяться на все сферы обучения — дошкольный и школьный период, университет и даже переобучение на работе. Из-за этого ребенок испытывает трудности с классическим обучением.

Особенно остро эти трудности проявляются у школьников и усиливается в подростковом возрасте. В этот период ребенок может начать вести себя неадекватно и странно, у него появляются проблемы с успеваемостью и взаимодействием с педагогами. Он прогуливает уроки, что приводит к еще большим сложностям с учебой.

Важно! Сложности с обучением могут быть следствием задержки развития и нарушения восприятия речи (дисграфия, дисфония и т. д.)

Выявить эти проблемы может психолог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: