Основные симптомы детской стеснительности
Прежде всего, стоит принять во внимание, что застенчивость не является полезным качеством, поскольку такие дети не могут чувствовать себя комфортно практически нигде и ни с кем. Стеснительный ребенок отличается проявлениями отстраненности и трусости, что мешает ему грамотно выстраивать свое взаимодействие с окружающими
Для того, чтобы понять, как именно можно помочь ребенку преодолеть застенчивость, необходимо ознакомиться с основными ее признаками:
Излишняя осторожность. Застенчивый ребенок весьма осторожен в своих действиях
Навряд ли он упадет при катании на коньках, ведь он скорее предпочтет вообще на них не становиться. Еле слышный голос, учащенный пульс, повышенное потоотделение, дискомфорт в области живота, постоянное волнение – основные виды реакции ребенка на стрессовую ситуацию.
Самокритичность. Стеснительные дети отличаются неуверенностью в себе, которая только усугубляется от постоянной критики к самому себе. Таких детей не устраивает в себе практически все: внешность, черты характера, поведение с друзьями и знакомыми. Ребенок без остановки сравнивает себя с окружающими и приходит к выводу, что он хуже других. В результате неспособность адекватно оценивать себя приводит к отстраненности и отчужденности.
Скрытность. Любой застенчивый ребенок отличается замкнутостью. Он не может найти в себе силы поделиться переживаниями с другом. В большой компании такие дети стараются не привлекать к себе внимания и держаться на расстоянии.
Пугливость присуща не всем стеснительным детям, но встречается достаточно часто. Такие дети боятся всего нового. Для них любое изменение в жизни ассоциируется с новыми проблемами и сложностями. Смена места жительства, покупка нового гардероба – любое резкое изменение будет приниматься в штыки.
Нарушение речи. Если ребенок не уверен в себе и часто испытывает страх, то это может отразиться на качестве его речи. Заикания, невозможность связно выразить свое мнение, проблемы с дыханием – эти признаки присущи чрезмерно стеснительным детям.
Важно
Если вы заметили, что ваш ребенок стал скрытным и нерешительным, то не стоит сразу же думать, что он капризничает и наказывать его за это. Подобные действия приведут только к ухудшению состояния малыша.
Восемь способов помочь ребенку стать увереннее
1. Проявляйте уважение и будьте корректны в высказываниях!
Не позволяйте никому унижать и оскорблять ребенка, никогда не делайте этого сами. То же самое касается ехидных замечаний. Дети не понимают сарказма и принимают сказанное Вами за чистую монету. Когда ребенок поймет, что Вы обращаетесь с ним уважительно, то он начнет сам себя уважать.
2. Верьте в малыша
Когда в нас кто-то верит, мы можем горы свернуть, правда? Чаще говорите ребенку, что Вы его очень любите, верите в него, что он особенный и способен на многое. Простая фраза: «Я знаю, что это трудно, но уверена, что ты справишься», воодушевит его и поможет побороть неуверенность. Кстати, оценочных похвал типа «Ты – самый лучший» нужно избегать, иначе он будет сильно огорчаться каждый раз, когда не сможет оправдать подобных ожиданий.
3. Цените старания ребенка
Если у малыша что-то не получилось, обратите его внимание на позитивную сторону. Например, Вы можете сказать что-то вроде: «Это было тяжело, но я видела, как ты старался, в следующий раз обязательно получится
Молодец!», «Да, по чтению у тебя тройка, но зато ты прекрасно считаешь, а чтение мы подтянем!» или «Не получилось нарисовать человечка, но зато эти цветы совсем как настоящие». У него должно остаться чувство удовлетворения, что с частью задачи он справился великолепно.
4. Давайте посильные задания
Не нужно давать ребенку поручения и игры, слишком трудные для детей его возраста. Вряд ли он выполнит их на пятерку с плюсом. Усложняйте их постепенно, после того, как увидите, что ребенок справляется хорошо. Если нужно, ненавязчиво предложите помощь. Всегда благодарите ребенка за то, что он сделал. «Спасибо, что ты так хорошо пропылесосил», «Спасибо, что ты так быстро убрал игрушки на место», «Бутерброды получились, просто объеденье. Я знала, что ты сможешь сам их сделать» – сказать такое несложно, а пользы от этих слов будет много. В случае если ребенок не справился, например, плохо вымыл посуду, не перемывайте ее при нем, сделайте это, когда он ляжет спать, чтобы не обидеть его.
5. Хвалите за хорошее и игнорируйте плохое
Обращайте внимание, когда ребенок ведет себя хорошо: улыбнитесь ему, похвалите, угостите леденцом. Если он капризничает или проявляет агрессию при гостях, не кричите на него, а решительно попросите выйти из комнаты
Когда он успокоится, разрешите ему вернуться и похвалите, что он принял правильное решение. Если Вас не устраивает его поведение, то скажите прямо, что не нравится, не задевая при этом самого ребенка: «Ты хорошая девочка, но огрызаться и толкаться – это плохо».
6. Разрешите ребенку быть самостоятельным
Психологи считают, что дети, которые постоянно находятся под родительской опекой, чувствуют себя более неуверенно, чем те ребята, которым давали свободу действий. Не указывайте постоянно, что и как делать ребенку, не выполняйте то, что он может сам. Фраза «Я сама сделаю, ты не сумеешь» должна быть под запретом. Не делайте за малыша то, что он хочет сделать сам, но пока не решается. Дайте ему время и право на ошибку. Не получилось с первого раза – получится со второго.
7. Все могут ошибаться
Покажите, что взрослые тоже совершают промахи. Создайте ситуацию, где вы окажетесь в незавидном положении, как часто это происходит с ребенком. Попросите у него помощи и поддержки. Например, вы рассыпали крупу и ее нужно собрать, разбили тарелку и т. д. Помогая и утешая вас, малыш почувствует себя сильным и незаменимым.
8. Не откупайтесь дорогой игрушкой
К сожалению, никакие брендовые вещи не могут повысить самооценку, они ее заменяют, но ненадолго. Кстати, один из признаков неуверенности в себе, низкой самооценки – это просьбы ребенка купить ему новый гаджет или вещь с лейблом, ведь они придают уверенности и поднимают самооценку. Лучше дайте ребенку понять, что когда есть такая возможность, вы никогда для него не пожалеете денег.
Итак, рецепт уверенности в себе не так уж и сложен: любите малыша, уделяйте ему внимание, не забывайте чаще хвалить его, и тогда он вырастет счастливым!
Застенчивость – норма или отклонение
Стеснение – это своего рода наша защита в непонятных ситуациях. Например, при общении с незнакомыми людьми, пока мы краснеем и смущаемся, мозг оценивает, насколько безопасна обстановка. Первые признаки смущения можно заметить за ребенком с пяти месяцев, когда улыбчивый малыш вдруг начинает прятать личико и отворачиваться от незнакомых людей.
⠀
Следующий период, когда дети начинают стесняться, наступает примерно в два с половиной года. Как раз в этот период идет активное созревание нервной системы и это является нормой.
⠀
Однако по мере взросления застенчивость становится для человека скорее помехой, нежели благом. Она мешает ребенку нормально учиться, отвечать у доски, заводить друзей, выражать свое мнение и в целом добиваться чего-либо в жизни. Потому что основой всего в современном мире являются навыки коммуникации.
Почему ребенок становится застенчивым
Существует мнение, что застенчивость передается по наследству. Но по многочисленным психологическим исследованиям все намного проще. Застенчивый ребенок это тот, кого просто не научили общаться.
Также существует ряд других факторов, которые могут повлиять на излишнюю детскую робость:
1. Особенности воспитания
Например, частые запреты, наказания, обидные высказывания в сторону ребенка могут стать причиной развития неуверенности в себе и возникновению излишней стеснительности.
2. Неправильное раннее развитие
Когда родители пытаются развивать ребенка не по возрасту. Например, учить читать в 3 года, в результате чего у малыша не получается, он сталкивается с критикой и замыкается в себе.
⠀
Как правильно заниматься ранним развитием ребенка читайте здесь.
3. Особенности темперамента
Считается, что застенчивых людей больше всего среди флегматиков и меланхоликов. На черты характера которых накладываются дополнительные факторы влияющие на развитие робости.
4. Гиперопека
Так же как и чрезмерные запреты, гиперопека лишает ребенка самостоятельности. Поэтому ситуации, где ему нужно проявить себя, вызывают у него стресс, реакция на который проявляется в виде застенчивости.
5. Индивидуальные особенности
Бывает, застенчивым ребенок становится из-за некоторых особенностей, если они заметны окружающим. Например, если нужно ходить в очках, носить брекеты или ортопедическую обувь, что может спровоцировать насмешки других ребят
Одно неосторожное слово – и ребенок может замкнуться в себе
Пять советов родителям застенчивых детей
Приводим 5 важных рекомендаций для родителей застенчивых детей. Их цель – напомнить мамам и папам о том, что их дети уникальны, неповторимы и развиваются в своем ритме.
Совет 1. Давайте ребенку время собраться, не торопите его
Со стеснительными детьми работать нужно в спокойном режиме. Их нельзя торопить и подгонять. Необходимо отмечать даже маленькие успехи этих ребят.
Очень важно помнить – то, что остальным дается легко, для них может быть непосильной задачей, преодолением. Не ждите, что буквально через несколько занятий ораторским мастерством ваш ребенок станет победителем на турнире чтецов или получит приз за участие в конкурсе художественной самодеятельности. Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех.
Даже сам факт выхода на сцену, выступления – большой подвиг и успех.
Совет 2. Не давите и не сравнивайте
Никогда не требуйте непременных побед и, главное, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми − он легко может решить, что он ни на что не способен, раз не оправдывает ожиданий родителей.
Иногда детям нужно больше времени, чтобы раскрыться, иногда они выступают хуже, чем остальные. Главное, что они работают над собой, постигают, пусть и небольшие, но вершины. Все полученные навыки и знания останутся с ними на всю жизнь. Давление может ослабить у детей желание заниматься.
Совет 3. Как можно чаще подбадривайте и хвалите
Обязательно отмечайте любые положительные результаты ребенка. Не обозначайте сразу глобальную цель, разбивайте ее на мелкие задачи. Делая каждый день по маленькому шагу и фиксируя его, мы быстрее приходим к финишу и победе, чем если пытаемся нахрапом преодолеть дистанцию. В отношении публичных выступлений это правило работает на сто процентов.
Если постоянно отмечать маленькие успехи (например, вчера рассказал стихотворение на «5», сегодня защитил доклад без волнения), в подсознании фиксируется установка «Я могу». Тогда ваш юный оратор становится увереннее в себе.
Родителям стоит завести «Дневник успехов юного оратора» и отмечать в нем любые промежуточные достижения ребенка. Этот метод помогает наглядно увидеть результаты и побуждает двигаться к покорению новых вершин.
Совет 4. Больше практики и ситуаций успеха
Главное правило для более быстрого достижения результата – постоянная практика. Это могут быть систематические занятия в специализированном кружке или периодические задания на развитие коммуникативных качеств, например, заговорить первым с соседом в лифте, поддержать диалог с продавцом в супермаркете, поднять руку и ответить на уроке.
Для наработки практики можно в игровой форме тренировать дома ораторские навыки. Приведем несколько примеров.
Игра «Речевые импровизации»
Ребенок должен выбрать предмет и описывать его без остановки и без повторов в течение 2-3 минут. Это тренирует спонтанную речь, а хороший опыт экспромтов автоматически помогает справляться с волнением в неожиданных ситуациях.
Игра «Тренировка эмоций»
Все участники пишут на небольших листочках названия эмоций: радость, грусть, печаль, скука. Листочки помещаются в «шляпу». Выбирается любой короткий текст. Затем по очереди каждый игрок вытягивает листочек и читает текст, изображая указанную на нем эмоцию. Остальные игроки должны угадать, что было написано на листочке.
Игра «Дебаты»
Групповая игра, для участия в которой дети должны разделиться на две команды: «утверждающих» и «отрицающих». Выбирается интересная ребятам тема. Каждая команда должна привести минимум 5 аргументов, подтверждающих их правоту. Проверено на опыте – даже очень застенчивые дети начинают рьяно отстаивать свою точку зрения в таких экспресс-дебатах.
Рекомендуем как можно чаще создавать ситуации успеха у детей. Это могут быть участие в онлайн-конкурсе, когда у ребенка есть время на подготовку и возможность записать видео в спокойной домашней обстановке, или выступление в классе на какую-то хорошо проработанную тему. Такие техники помогают поверить в себя.
Совет 5. Поощряйте и поддерживайте
Детей, которым трудно даются выступления на сцене, хвалить и поощрять нужно как можно чаще. Это помогает им раскрыться, осознать свои сильные стороны. Родительская поддержка очень важна. Хорошо, если вы будете отмечать успехи и достижения ребенка и вместе с ним справляться с трудностями.
Если ребенок испытывает страх, помогите ему с ним бороться.
История из практики
Мама девочки Валентины из истории №2, настраивая 10-летнюю дочку на конкурс чтецов, утром перед выступлением давала ей выпить «эликсир храбрости». Такой способ тоже может помочь снять страх и настроить ребенка на победу.
Главный принцип, без которого действующим человеком не стать!
Некоторые качества в человеке вырабатываются парадоксальными способами. Решительность – это одно из них. Чтобы стать решительным, нужно поступать нелогично – нужно принимать меньше решений.
Незнание этого принципа превратило многих людей в неудачников. Решения должны приниматься как можно реже, лучше всего один раз. Решительность это навык, который позволяет не возвращаться к принятым решениям.
Скажем, вы решили начать бегать по вечерам. После трех недель бега, вы уже чувствуете себя прекрасно, голова соображает лучше и цель достигнута. Решение бегать каждый день уже не актуально. Тут еще к тому же и дождь пошел… Как поведет себя нерешительный человек? Он примет решение – “хватит, мне это больше не нужно!”. Ошибка.
Как поступит решительный человек? Он не будет принимать никаких новых решений. Он наденет без задней мысли ветровку, кроссовки, плеер в уши и получит удовольствие от свежести на улице и бодрости своего сознания внутри.
Необходимо прописать у себя на уровне подсознания – вы только тогда закончили принимать решения, когда вы его закрыли. Пока вы к нему возвращаетесь, взвешиваете и обдумываете вашу правоту, вы проявляете нерешительность. Меняя свое мнение, вы проявляете нерешительность. Применяя разные решения в одинаковых ситуациях, вы тоже проявляете нерешительность.
Природа нерешительности очевидна – большинство людей отдают больше внимания меняющимся обстоятельствам, а не выбранной системе.
В результате, краткосрочно, их решения выглядят правильно и иногда абсолютно обоснованно, но в долгосрочной перспективе, вектор их действий выстраивается в разнонаправленную кривую.
Чтобы стать решительным человеком надо научиться делать всего-то две вещи:
1) Принимать решения 2) И не возвращаться к ним больше
Можно разумно подумать: “А что если решение принято неправильное? Мне что, так и идти всю жизнь в неправильном направлении?” Здесь надо помнить, что даже самая плохая система намного лучше, чем отсутствие системы. Если вас мучает вопрос возможной ошибки то, во-первых, вы опять проявляете нерешительность, а во вторых вы не установили график переэкзаменовки вашего решения.
Решая следовать тому или иному курсу действий, вы должны изначально решить, когда вы можете пересмотреть это решение. Поставьте дату, раньше которой вы не можете не то что передумать, а ставить под сомнение ваше прежнее решение. Т.е. если вы решили бегать, вы должны изначально решить – я буду бегать полгода без отговорок и сомнений, войду в режим и только спустя 6 месяцев я могу отменить мое решение. В результате, в течение 6 месяцев вы будете пребывать в состоянии уверенности и правильности выбранного курса.
Если вы это сделаете, то эти полгода могут стать лучшие полгода в вашей жизни, потому что вы проживете их уверенно. И результаты, и качество жизни вырастут в десятки раз. Вы перестанете нервничать, лениться и даже ревновать. И только спустя полгода, ваше решение может быть осознанно пересмотрено, а не отменено сиюминутной слабостью или давлением обстоятельств.
Когда человек становится по-настоящему решительным, его жизнь упрощается в разы. Он перестает изматывать себя сомнениями и тем самым освобождает огромное количество клеток мозга. Теперь он не думает “способен ли я достичь моей цели?”, теперь он начинает направлять все свои мысли на вопрос: “как мне достичь моей цели?”.
Подытожу все вышесказанное правилом: чтобы стать решительным человеком, не нужно принимать 100%-но правильные решения, надо принимать решения на 100%-ов правильно.
Также читайте статью о том, как делать правильный выбор.
Причин может быть много
Чаще проблема обнаруживается, когда ребенок входит в детский коллектив.
К примеру, пришел ребенок в детский сад и не может там адаптироваться. Его обижают другие дети. Он ни с кем не дружит, и не хочет идти в этот «дурацкий детский сад». Что в этом случае делать? В этом возрасте дружба – это совместная игра. Причины могут быть разными. Это может быть неуверенность в себе. Робость и замкнутость. Неумение заметить партнера по игре. Игнорирование правил игры. Стремление самому быть везде главным, устанавливать свои правила. В зависимости от причины нужно и действовать.
Ребенок может стесняться подойти к другим ребятам
Принимайте серьезные решения за 5-10 минут
Джон Брэддок, основатель и руководитель My Life & Wishes
Принимая решения, касающиеся бизнеса, я всегда руководствовался интуицией и действовал быстро, если видел подходящую возможность. Могло показаться, будто я выпрыгнул из самолета и в полете размышлял о том, как смастерить парашют, но это было не так.
Мой прошлый опыт и развитая интуиция позволяют мне быстро оценить риск и решить, стоит ли ввязываться в новое дело. Я даю себе не больше 10 минут, чтобы обработать информацию. Затем представляю наиболее оптимистичный сценарий и самый неудачный исход, а потом спрашиваю себя: «Смогу ли я пережить тот и другой вариант развития событий?» Если ответ «да», я действую быстро, если «нет», даже не начинаю.
Застенчивость
Хотя детская застенчивость встречается довольно часто, она вызывает беспокойство со стороны многих родителей, в особенности тех, для которых общительность является значимой ценностью. Некоторые дети становятся застенчивыми из-за неприятного жизненного опыта, но большинство детей просто такими появляются на свет. Для некоторых детей среднего подросткового возраста социальные ситуации и взаимодействия могут оказаться настоящим кошмаром. Когда они вступают в контакт с новыми ребятами, они крайне редко чувствуют себя непринужденно. Обычно они не хотят или не могут сделать первый шаг, предпочитая отказаться от возможной дружбы, нежели обратиться к кому-то незнакомому. Некоторые робкие дети могут испытывать эмоциональный дистресс, но таких детей меньшинство. На самом деле некоторые дети замкнуты по своей природе и проявляют замедленную реакцию в новых для них ситуациях.В некоторых случаях застенчивость может лишать ребенка определенных возможностей. Чрезмерно застенчивые дети зачастую не так легко адаптируются к обстановке в классе или на игровой площадке, как их сверстники. Чем дольше сохраняется эта особенность характера ребенка, тем сложнее ему измениться. Застенчивость может привести к умышленному избеганию социальной среды и отказу от участия в общественных мероприятиях, что в конечном счете приводит к неспособности эффективно функционировать в роли взрослого, живущего в обществе. Если застенчивость вашего ребенка является причиной нарушения здоровья, она может быть вызвана тревожным расстройством или типом темперамента — в таком случае полезно пройти обследование у специалиста, занимающегося проблемами психического здоровья.Но несмотря на это большинство застенчивых детей обретают умение заводить друзей и хорошо чувствуют себя в социальных условиях, как только заканчивается первоначальный период приспособления к ситуации. Дети, у которых наблюдаются сложности с установлением и сохранением дружеских отношений, даже после переломного периода требуют большего участия и внимания со стороны взрослых. В конечном счете многие (а возможно, и большинство) застенчивые дети обретают умение бороться со своей застенчивостью. Они действуют таким образом, чтобы не было заметно их робости или скрытности, хотя внутри могут чувствовать себя очень застенчивыми. Родители должны аккуратно направить детей на участие в общественной жизни, где они смогут научиться успешно взаимодействовать с окружающими.
Родительские реакции на детские страхи
Как только вы столкнулись с детскими страхами, задумайтесь, что происходит с вами.
Как правило, реакции родителей на детские страхи бывают такими:
- Паникер и спасатель
- Раздраженный критик
- Проводник и защитник
В первом случае паникуют те мамы, которые не уверены в себе, их собственные страхи раздувают проблему до вселенских масштабов, и вместо реальной помощи такие мамы начинают паниковать или бросаются жалеть и «спасать» ребенка, нападать на его «обидчиков».
В роли раздраженных критиков чаще всего выступают папы, их злит, что сын боится с их точки зрения пустяков, поэтому они выбирают простой, но бесполезный прием – ругают малыша или насмехаются – «Трусишка! Такой большой, а боишься ерунды!» или: «Ты же мужик, а ведешь себя как девчонка!»
Взрослая позиция – быть проводником и защитником, который поддерживает и помогает ребенку. Он должен знать, что мама и папа не оставили его один на один со страхом и всегда готовы помочь разобраться с тем, что же его пугает, и в конечном итоге помочь преодолеть страх.
Итак, очень хорошо, когда при встрече с детскими страхами, вы выбрали позицию проводника и защитника. Как теперь нужно действовать?
Общий подход при страхах такой:
– признать детские чувства без высмеивания или упрека;
– если необходимо, защитить его и поддержать;
– если страх ограничивает или парализует, помочь обрести уверенность и восстановить активность.
Обратите внимание, не нужно спасать ребенка, который боится! Ведь опыт прохождения через страх нельзя прожить за него
Да, очень важно, чтобы ребенок чувствовал, что с ним все в порядке, и его не отвергнут с его чувствами. Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое. В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом
В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом
Но помогать ему стоит только тогда, когда страх дезадаптирует, то есть мешает ему жить, общаться, спать, играть, познавать новое. В других случаях достаточно лишь вашего принятия и дружелюбного присутствия рядом.
Рассмотрим, как этот подход может выглядеть с детьми разного возраста.
Определение понятия
Нерешительностью называется отсутствие уверенности в своих силах, в правильности принятия решений. Нерешительность является чертой характера, которая время от времени возникает у каждого человека. Для любого индивида является нормальной ситуация, когда при принятии решения возникают определенные сомнения. Тогда как одни преодолевают свою нерешительность, выбирая свой путь, другие создают из этого огромную проблему, которая со временем нарастает, повергая человека в ступор, поглощая его целиком.
Рассматривая нерешительность с психологической точки зрения, выделяют два ее аспекта:
- в основе нерешительности лежит неуверенность в себе, в своих силах;
- склонность индивида к переживанию, волнению из-за предположительных проблем в скором будущем.
Если нерешительность преследует в повседневной жизни, не дает возможности принимать даже самые элементарные решения, то имеет место психологическая проблема, проявляемая в результате наличия неправильного мировосприятия. Человек, который не может сам сделать выбор, оказывается под властью других людей, которые принимают решение за него. Не всегда это члены семьи, это может быть и авторитетный друг, и начальник, и даже программа на мобильном устройстве.
Когда за нерешительного человека кто-то другой принимает решение, он, вроде как, облегчает его участь, при этом оказывать медвежью услугу, ведь рано или поздно наступит момент, когда рядом не окажется людей, способных помочь в принятии решения.
Данная проблема имеет другую сторону — чрезмерная уверенность
Если же проблемы с общением связаны с тем, что ребенок, наоборот, чувствует себя настолько уверенно в детском коллективе, что фактически не замечает других, тогда, как правило, тоже возникают проблемы с тем, чтобы найти друга. Тогда ребенку сложно помнить о том, что другие тоже могут что-то хотеть, и это надо учитывать.
В этом случае полезно в процессе самой игры, совместной деятельности с другими детьми, помогать ребенку осознавать свои границы. «Слышать» других детей. Ждать своей очереди. Будут полезны групповые занятия . В процессе взаимодействия ребенок будет учиться навыкам общения. Ощущать свои и чужие границы. Можно говорить о чувствах самого ребенка. Возвращать его к чувствам других детей в той же ситуации. Бывает полезна сказкотерапия. Где аналогичные ситуации воспроизводятся и разворачиваются.
Но самое важное в этом случае – в реальных ситуациях освоить, как правильно общаться. Как отвечать на обиды не агрессивно, какие есть еще способы
Обучить ребенка базовым навыкам саморегуляции, способам ответа на обидные высказывания других ребят.
Отсутствие границ у ребенка бывает и при общении со взрослыми. Например: с воспитателями, с учителями в школе, и даже с родителями
Тогда очень важно взрослым установить определенные границы в общении с ребенком. Четко разграничить, что можно делать и говорить по отношению к другому человеку, а что нельзя
И самим не забывать о данной договоренности с ребенком! Последовательность – залог успеха при обучении ребенка чувствовать свои и чужие границы.
Автор статьи психолог, психотерапевт Строкова С.С.
Как распознать детский страх?
Как правило, понять, что малыш боится, несложно. Испугавшись, дети могут расплакаться, крепко вцепиться в родителей или попытаться «спрятаться», закрыв лицо руками. Ребенок может настороженно замереть или демонстрировать тревожность – грызть ногти, сосать палец, нервно перебирать руками. Есть у страха и физиологические симптомы: тремор рук, сердцебиение, вспотевшие ладони, тошнота, потребность сходить в туалет.
Однако в некоторых случаях ребенок может скрывать от родителей свой страх. Косвенно на него могут указывать, например, бессонница, перемены в поведении или упорное нежелание о чем-то говорить.
Особенности проявления страхов
Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.
Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.
Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна. Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды. В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.
Нерешительность ребенка: Часто задаваемые вопросы
Q: Как определить, страдает ли мой ребенок от нерешительности?
A: Есть несколько признаков нерешительности у детей. Основные из них – колебания, затруднения в принятии решений, боязнь делать ошибки и низкая самооценка
Если вы замечаете эти признаки у своего ребенка, стоит обратить внимание на проблему и предоставить ему поддержку.
Q: Какова роль родителей в преодолении нерешительности у ребенка?
A: Родители играют важную роль в развитии уверенности у ребенка. Постоянная поддержка, поощрение его усилий и наставничество помогут ему преодолеть нерешительность и стать более уверенным в себе.
Q: Может ли нерешительность повлиять на успехи ребенка в учебе?
A: Да, нерешительность может повлиять на успехи ребенка в учебе. Когда ребенок не уверен в своих способностях, он может избегать сложных задач или бояться высказывать свои мысли, что может сказаться на его успехах и академической производительности.
Q: Какие стратегии помогут ребенку развить уверенность в себе?
A: Развитие уверенности – это постепенный процесс. Помогите ребенку развивать навыки решения проблем, поддерживайте его и поощряйте участие в различных активностях. Объясните ему, что ошибки – это нормально, и помогите постепенно преодолевать страх перед неудачами.
Q: Когда следует обратиться за помощью специалиста?
A: Если нерешительность ребенка начинает серьезно влиять на его поведение, отношения со сверстниками или академические успехи, стоит обратиться за помощью специалиста – психолога или педагога. Профессиональные консультации помогут выявить особенности проблемы и разработать индивидуальный план поддержки.
Коррекция психики
Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста отличаются специальным подходом
Важно наладить контакт с ребенком и определить причины и признаки проблем в игровой или познавательной форме. Преодолеть тревожность могут помочь родители, предварительно проконсультировавшись у психотерапевта
Как бороться с детскими страхами:
Игровая терапия. Преимущество такой терапии в том, что юный пациент не понимает, что происходит. Он играет с родителями или специалистом. Задача психолога — создать во время игры условия, вызывающие у него страх
Важно показать, как справиться со сложной ситуацией.
Рисование. Наиболее эффективный способ диагностики и коррекции страхов как у детей дошкольного возраста, так и у тех, кто уже учится в школе
Занятия рисованием направлены на выражение эмоций и переживаний, путем переноса их на бумагу. Бороться с проблемой будет легче, если специалист поможет пациенту выставить визуализированный страх в юмористической форме.
Песочная терапия. Относится к эффективным методикам арт-терапии. Помогает не только снять напряжение, но и выявить страх и бороться с ним.
Сказкотерапия и куклотерапия. Основная задача — создать сказочную ситуацию, где персонаж (кукла) преодолевает страх, опираясь на реальные способы его подавления.
Такие же меры применяются и для преодоления тревожности у младших дошкольников. Ученикам старших классов справиться с проблемой будет проще. Кроме арт-терапии могут использоваться разнообразные тренинги, а также занятия с опросниками и тестами. К детям старшего школьного возраста может применяться метод беседы при условии того, что ребенок идет на контакт со специалистом.
По своему содержанию сеансы могут быть разными. Специалисты могут работать с такими приемами и методами:
- Интерпретация. Помогает ребенку перебороть собственные страхи путем внушения рационализации его отрицательных мыслей.
- Отреагирование. Основная цель — создание искусственной обстановки для выражения негативных эмоций.
- Десенсебилизация. Упражнения такого характера позволяют проработать механизм преодоления страха при периодической встрече с ним. Занятия используются для выявления и коррекции фобий.
- Контейнирование. Принятие чувств и эмоций ребенка.
Выяснить основные причины боязни и убрать некоторые признаки проявления страха будет легче, если в терапии будут принимать участие и родители. Специалист по детской психологии может дать им советы и порекомендовать упражнения, которые помогут детям побороть в себе страх.
Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло
Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.
Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.
После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.