Признаки нарушения
Прежде всего, на неразвитый фонематический слух указывает непонимание обращенной речи, полное или частичное. Например, если ребенок не может выполнить простых заданий, часто переспрашивает или понимает просьбы неверно. Второй тревожный признак – дефекты речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы тесно связаны, и оказывают весомое влияние друг на друга.
В 4 года ребенок в норме разговаривает фразами, употребляет предлоги, способен задать вопрос. К 5–6 годам все звуки, кроме «Р» произносятся правильно, верно применяются окончания. Кроме того, у дошкольника без труда получается назвать первый звук в слове, подобрать на него другие слова. Выделяют 3 признака нарушения фонематического слуха (в 5 лет):
- дефекты звукопроизношения (к примеру, замена твердых звуков мягкими);
- пропуск звуков в словах, их перестановка, употребление лишних звуков (сказка – сазка, зонтик – зотник, масло – мастло);
- слабое различие схожих звуков в устной речи и в письме с-ш, з-ж, д-т и т. д. (жук – зук, доктор – токтор, сушка – шушка).
У школьников нарушения фонематичного слуха проявляются медленным чтением, в затруднении слияния слогов. Неизменно присутствуют ошибки в письме, ребенок слышит неправильно, и так же пишет (удвоенные согласные, глухие в конце слова, безударные гласные).
Диагностика
Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители
Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.
Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:
Определение источника звука (неречевого)
Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.
Различение фонематически схожих слов
Упражнение «Внимательные ушки».
Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.
Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.
Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.
Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов — это «Покажи сам». Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.
Дифференциация слогов
Проверяется способность отличить мягкие — твердые, глухие — звонкие согласные, путем повторения услышанного.
Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.
Дифференциация фонем
«Хлопни в ладоши»
Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.
Например, найди в звуковом ряду М.
Звуковой анализ
Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.
Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет — из 4-5.
Представление фонемы и подбор слова
Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.
По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:
- составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
- направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.
С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.
Первый этап
Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.
Другие упражнения для этого этапа:
• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.
• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.
• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.
Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.
Причины и механизмы возникновения нарушений
Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.
Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.
К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:
- Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
- Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
- Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
- Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.
Выявив причинно-следственные связи, специалисты смогут назначить при необходимости лечение и подберут соответствующие коррекционные методы работы. В некоторых случаях, например, детям с заячьей губой или волчьим небом, будет рекомендовано хирургическое вмешательство. Все эти меры помогут избавиться от проблем с речью.
Как устранить нарушения фонематического слуха
Решением этой проблемы занимаются логопеды, работающие в садах, центрах обучения детей и школах. Используя специальные методики, они учат ребенка:
- идентифицировать фонемы и не смешивать их в процессе восприятия;
- отличать правильное произношение в каком-либо слове от неправильного;
- контролировать собственное произношение и давать ему оценку;
- правильно ставить язык при произношении того или иного звука.
https://youtube.com/watch?v=bl88D2AoPGA
Для устранения нарушений фонематического слуха логопедические занятия у дошкольников должны проводиться регулярно и не менее трех раз в неделю.
Очень важно проводить коротенькие домашние занятия с ребенком по заданию логопеда (обычно достаточно уделять этому по 5-15 минут 2-3 раза в день). Такие занятия могут проходиться в форме игры
Например, договоритесь с ребенком, что он будет хлопать в ладоши каждый раз, когда услышит в слове звук . Произносите с оптимальной скоростью сначала отдельные звуки, потом короткие слова («мышь», «кость», «вошь», «суп», «шум»), а затем более длинные («кошечка», «косичка», «кошмар», «маскарад»).
https://www.youtube.com/watch?v=YxAhBBoniB4
Сроки преодоления нарушений восприятия звуков и недостатков их произношения зависят от сложности речевого дефекта, индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, помощи со стороны родителей и, конечно, от того, насколько рано они обратились к логопеду при обнаружении первых признаков проблемы.
«Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста».
Цель:
обучить родителей игровым способам развития фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- заинтересовать родителей речью собственного ребенка;
- расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.
СЛАЙД №1.
Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребенка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
- Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
- Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
- Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч) («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
- Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка»вместо «горка» и т.д.)
СЛОВАРИК.
СЛАЙД №2.
Но сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.
Что такое слух? Это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.
Неречевой слух – это восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов. Речевой слух – это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.
При несформированности речевого (фонематического) слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал,- что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Например, «игла», превращается во мглу, «лес» в «лису», «Мишина каша» в «мыши на машине» и т.д.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе систематической работы по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента: фонематический слух- это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию, и элементарный звуковой анализ.
Фонематическое восприятие- первая ступень в овладении грамотой. Оно формируется в период от одного до 4-хлет.
Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы сочетаний звуков, слогов, слов. Он относится ко второй ступени и формируется после четырех лет.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
СЛАЙД №3.
Дети к 5 годам должны уметь (то есть формируются простейшие формы звукового анализа):
- выделение гласных ударных звуков в словах (аист, утка и т. д.), согласные в
- начале слов (танк, пушка, папа и т. д.);
- узнавание звука в слове (есть ли звук к
- в слове кошка, танк);
- подбирать слова с заданным звуком
- (назови слово со звуком м);
- различать на слух слова, отличающиеся одной
- фонемой (мышки — мишка, почка — бочка и т. д.).
СЛАЙД №4,5.
Преодоление недоразвития фонематического слуха достигается путем целенаправленной, кропотливой работы по коррекции звуковой стороны речи и развитию фонематического слуха. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома.
Прежде всего будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р,Ж,Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (наприме, «дуб» — в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко»
Презентация «Фонематический слух»:
Андронова Татьяна Анатольевна,
учитель-логопед,
МАДОУ «Детский сад «Радуга»,
г. Советский, Тюменская обл., Хмао-Югра
Вероятные причины
На развитие фонематического слуха влияет среда воспитания, пример речи в семье, состояние периферической нервной системы и др.
Среди наиболее вероятных причин нарушения можно выделить следующие:
- педагогическая запущенность;
- тугоухость;
- травмы головы, патологии органов слуха, речи;
- гиперактивность;
- ослабление организма, серьезные или частые болезни, особенно в раннем возрасте;
- заболевания щитовидной железы и органов пищеварения;
- неврологические нарушения.
Чтобы выявить точную причину, необходимо проконсультироваться у ЛОРа, невролога и логопеда как можно раньше. Иногда помимо развития фонематического слуха требуется медикаментозное или хирургическое лечение: подрезание подъязычной связки, прием стимуляторов ЦНС.
Фонематический слух очень важен для развития правильной речи
Нужно не упустить момент и уделить ему должное внимание в 4–6 лет, чтобы в школе ребенок легко учился и не сталкивался с насмешками сверстников. Лучше, если методика развития слуха будет разработана индивидуально, с учетом всех особенностей малыша
Что такое неречевые звуки?
Неречевые звуки можно разделить на: звуки природы (журчание воды, шум ветра и дождя, шелест листьев, и др.); звуки, которые издают животные и птицы (жужжание мухи или жука, лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, мычание коровы и так далее); звуки, которые издают предметы и материалы (жужжание пылесоса, шуршание пакета, стук молотка, шорох пересыпаемой крупы, звон бокалов и т.д.); транспортные шумы (сигналы автомобилей, гудение самолёта, стук колёс поезда, скрип тормозов и т.п.); звуки, которые издают разные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки); звуки детских музыкальных игрушек (дудочка, барабан, бубен, колокольчик, металлофон, гармошка).
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни – уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает своё имя, часто произносимые слова, начинает подражать звукам.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь ещё далека от совершенства, ребёнок уже может различать все фонемы родного языка.
На третьем и четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух как в речи взрослого, так и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
К пятому — шестому году жизни фонематический слух полностью сформирован и наступает этап развития фонематического восприятия — звукового анализа, то есть умения определять последовательность и количество звуков в слове, различать звуки сходные по акустическим признакам. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет в дальнейшем успешно освоить чтение и письмо.
Таким образом, сформированный речевой слух и фонематическое восприятие позволяют:
- правильно произносить звуки;
- четко произносить слова;
- владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);
- овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.
Все вышеперечисленные навыки являются основной для успешного овладения грамотным письмом и чтением.
Несформированность фонематического слуха влечёт за собой трудности в формировании фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа и синтеза, что в впоследствии станет причиной трудностей в обучении письму и чтению.
Однако, если для ребёнка изначально не создаются специально организованные социально-педагогические условия для всестороннего развития, то вторичными нарушениями могут выступать трудности фонетико-фонематического анализа, которые проявляются в стойких ошибках в чтении и письме. Также в работах многих педагогов-дефектологов подчеркивается связь дисграфии с недоразвитием устной речи и фонематического слуха.
Трудности могут возникнуть в следующем:
- овладении оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
- соотнесении звука с буквой;
- синтезе букв в слово.
Частыми являются пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию; нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом; слияние двух слов в одно, пропуски слов; ошибки в определение ударения, мелодии слова; непонимание прочитанного.
Для того чтобы предотвратить или скорректировать уже возникшие проблемы в письме и чтении, необходимо целенаправленно развивать фонематический слух и совершенствовать фонематическое восприятие.
В настоящее время существует достаточное количество логопедических приёмов и упражнений по устранению нарушений письменной речи и процесса чтения. Но анализ обращений и запросов от родителей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что коррекционного обучения детей с фонематическим недоразвитием только лишь в рамках логопедического пункта может быть недостаточно – у учеников сохраняются стойкие ошибки в письме и чтении, а период коррекции затягивается на длительное время и может продолжаться годами без значительных улучшений в технике чтения и письма.
К решению проблем фонематического восприятия необходимо подходить комплексно.
Родители, обладая необходимыми знаниями и создавая правильные развивающие условия, могут оказывать плодотворное воздействие на развитие фонематического анализа и синтеза у ребёнка.
Почему возникают такие нарушения
Звуки речи — это достаточно сложные образования, которые присущи исключительно людям. У ребенка они начинают вырабатываться практически сразу после появления на свет. В этом процессе принимают участие как центральная, так и периферическая нервная система, поэтому, если на них воздействуют какие-то негативные факторы, это сказывается на фонематическом восприятии и впоследствии на произношении. В связи с этим можно выделить несколько главных причин, приводящих к нарушению фонематического слуха.
Ослабление организма из-за соматических патологий. Любая более или менее серьезная болезнь может оказать неблагоприятное воздействие на развитие речевого слуха. Например, если у ребенка имеются проблемы с пищеварительной системой, он недополучает питательные вещества, становится вялым, замкнутым и необщительным. Кроме того, некоторые из заболеваний влияют непосредственно на функционирование нервной системы, замедляя психическое развитие (например, нарушения в работе щитовидной железы).
Далеко не всегда к проблемам с фонематическим восприятием приводят серьезные заболевания. У некоторых детей просто имеются определенные особенности организации нервной системы, в силу которых может пострадать фонематический слух
Например, если ребенок очень подвижный, активный и неусидчивый, ему очень трудно концентрировать внимание на улавливании и произношении фонем. В таком случае возникает потребность уделить особое внимание развитию звукового восприятия, и речь ребенка нормализуется
Отдельно следует сказать о нарушениях слуха. Если ребенок не в состоянии расслышать звук, он не может его запомнить и правильно воспроизвести. Поэтому в некоторых случаях причиной нарушения фонематического слуха становится тугоухость. Все осложняется тем, что выявить такую патологию у маленьких детей бывает не так-то просто. Ребенок может в общих чертах понимать, что ему рассказывают, и выполнять просьбы, но при этом не слышать четко все звуки. К отоларингологу следует обратиться, если у ребенка были или имеются симптомы отита: беспокойство, боль в ухе или височной области, гнойные выделения из наружного слухового отверстия.
Неблагоприятная речевая среда, конечно же, с высокой долей вероятности может стать причиной нарушения фонематического слуха и дислалии. Например, если родители мало разговаривают с ребенком, не читают ему книжки или ограничивают его в общении с окружающими, малыш практически не слышит правильной речи, не может тренировать свой речевой слух и улавливать правильное произношение фонем в различных словах. Причиной патологий речевого восприятия может стать неправильное произношение слов самими родителями.
Как проверить фонематический слух?
Самый простой способ – проконсультироваться со специалистом. Вопросами нарушения фонематического слуха занимается логопед. Первичная консультация проводится в 3 года. В этом возрасте становится понятно, нужна ли малышу какая-либо помощь или развитие происходит согласно возрасту. В 5 лет ребенок уже должен отчетливо ориентироваться в звуках и правильно говорить (исключение – звук «р»). Если этого нет, нужны специальные занятия по коррекции.
Сами родители могут проверить фонематический слух ребенка при помощи небольшого теста:
- Предложить малышу выбрать картинку с изображением мишки (при этом дают два варианта, с рисунком медведя, и миски – тарелки).
- Попросить топнуть ногой, услышав слог са. Взрослый произносит в одинаковом темпе: ва-та-за-за-са-ка-за.
- Спросить ребенка, чем отличается рак и лак?
- Попросить придумать слова на гласные звуки «А», «О», «Е», «И», «У».
Игры на развитие фонематического слуха
Речевые игры начинаются с простого: если в 1,5-2 года кроху просят изобразить, как мяукает кошка, лает собака, блеет коза или овца, то в 2,5-3 года уже можно предложить малышу закрыть глаза и на слух определить, кто едет — велосипедист, большая машина или маленькая, какая это птица кричит — ворона или воробей. Полезной также будет игра с музыкальными инструментами «Что звучит?»
Учим ребенка различать высоту, силу, эмоциональную окраску и тембр голоса:
-
Читая сказки, говорите за героев то низким голосом, то высоким. Затем предложите ребенку угадать, кому принадлежат голоса.
-
Игра «Далеко — близко»: предложите ребенку угадать, кто говорит «мяу», «му», «ко-ко», «гав». Расскажите, что когда котенок близко, голос звучит громко, когда — далеко, голос его звучит тихо. Предложите угадать, где котенок (далеко или рядом).
-
Расскажите ребенку, как:Плачет девочка — ААА (плаксиво)Поет певица — ААА (чистый звук)Стонет мальчик (у него болит зуб) — ОООУдивляется девочка — ООО (с другой интонацией)Гудит пароход — УУУ
Попросить ребенка угадать по звуку, кто или что это, и повторить звук за вами.
Определение
Фонематический слух — это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы — это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.
Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем — говорит первое слово.
Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка. Исключение составляют только Р — Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии — фонематическом нарушении слуха
Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе
Второй этап
На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.
• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.
• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.
• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.
Что такое фонематический слух
Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.
Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.
Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:
• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;
• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;
• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.
Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.
В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.
Коррекция
Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.
Медикаментозное лечение
С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока. Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания. Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.
Чаще всего невролог и врач логопед назначают:
Пантогам
Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.
Глицин
Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.
Фенибут
Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.
Кортексин
Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов
Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости
Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов
Обратить внимание на уровень гемоглобина
Коррекционная работа
Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.
Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:
Фонематическая тренировка
Узнавание неречевых звуков
- Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
- Различение набора похожих фонем.
- Дифференциация отдельных слогов.
- Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.
Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:
- «Узнай слово»
- «Повтори за мной»
- «Поставь правильно ударение»
Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.
Этапы развития фонематического слуха
Фонематический слух начинает формироваться с момента рождения малыша. Взрослые должны учитывать, что кроха учится говорить, подражая окружающим его людям: видя их артикуляцию и слыша их речь. Как же развивается фонематический слух и что на каждом этапе развития могут сделать взрослые, чтобы помочь ребенку овладеть навыком дифференциации и воспроизведения звуков речи?
Находясь в животике у мамы, кроха воспринимает музыку, смех и другие довольно громкие звуки, но речь он не слышит.
В две недели — 1 месяц ребенок начинает различать именно речевые звуки.
К двум месяцам малыш уже реагирует на слова мамы: услышав ее голос, успокаивается и перестает кричать, если плачет, если мама обращается к нему во время еды, может сделать перерыв и перестать сосать. До 3 месяцев для ребенка главное — эмоциональное общение с мамой. Надо активно пользоваться мимикой и интонацией: говорить то тихо, то громко, менять тембр голоса, произносить одно и то же слово пискляво или нарочито басом, задавать вопросы и отвечать на них. Старайтесь, чтобы при разговоре ребенок видел лицо того, кто с ним разговаривает. Ребенок развивается, подражая взрослому. Чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук, он должен видеть артикуляцию, то есть движения губ.
Во время купания, переодевания, кормления комментируйте свои действия, называйте предметы, к которым прикасаетесь. Например, собираясь купать малыша, скажите: «Идем купаться». Окунув его в воду, спросите: «Какая вода?» и ответьте: «Вода теплая». Затем скажите, как вода капает: «Вода капает кап-кап». Фразы должны быть короткими, ответы ясными и четкими.