Развитие мелкой моторики школьников упражнения

Развитие мелкой моторики на уроках физической культуры у учащихся 1-2 классов и ее влияние на учебный процесс

Полезные упражнения для развития мелкой моторики у детей

Игры с мелкими предметами

Можно брать все, что есть дома — крупу, горошинки, орешки (тем более, что малыши очень любят быть рядом с мамой на кухне), пуговицы, бусинки, камешки. Но подобные занятия стоит проводить очень аккуратно, не оставляя ребенка без присмотра, чтобы он случайно не проглотил, не вдохнул мелкий предмет, не засунул его в нос и вообще никак не поранился.

Среди игр:

  • Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.
  • Складывание в бутылку с узким горлышком (можно делать это не пальцами, а пинцетом, но неострым) или перекладывание в формочки.
  • Рисунки из зернышек.

Пальчиковые игры

Отлично подходят совсем для малышей и радуют детей вплоть до младшего школьного возраста. Пальцами ребенку можно показывать (а он должен повторять) различных героев, действия, дополнять это стишками-потешками. Заодно он учится понимать такие понятия, как «вверх», «вниз», «вперед», «назад», а также узнает счет

Важно, чтобы были задействованы кисти и все пальцы

Пример пальчиковой игры можешь посмотреть на видео:

Лепка

Пластилин, будь то классический или модный сейчас неприлипающий к рукам, соленое тесто, глина, песок — любое из этих средств прекрасно воздействует на моторику, а заодно развивает фантазию. Маленьким детям подойдет лепка отдельных деталей — шариков, кубиков, более взрослым можно усложнить задачу.

Мозаика

Младшим детям достаточно даже просто вставлять мозаику в основу. Старшие могут придумывать или повторять картинки.

Счеты

Полезно даже просто переставлять колечки с одного края на другой, собирать их группами. С более старшими детьми к этому стоит добавить изучение цифр.

Рисование

Оно необходимо для мелкой моторики и для развития гармонии между работой левого и правого полушарий мозга. Помогает наладить двигательную активность рук, развить креативные способности.

Также детям будут полезны:

  • разматывание, сматывание ниток;
  • игры со скрепками;
  • накручивание гаек на болтики;
  • закручивание крышек;
  • изготовление поделок;
  • завязывание шнурков;
  • переливание воды в разные емкости;
  • самостоятельная очистка фруктов;
  • собирание пазлов;

Перекатывания

В руках можно катать всё, что угодно: и мячики, и грецкие орехи, и карандаши-шестигранники, и даже мамины бигуди. Самым подходящим материалом для рук станет тот, что, словно ёжик, колется, так как «иголочки» ещё больше прибавят остроты тактильных ощущений и разгонят кровь. Итак, делаем самомассаж.

Катаем карандаш по столу, зажатый между ладонью и рабочей поверхностью. Перекатываем его, пропуская между пальцами как эквилибриста, удерживая в определённом положении. Активно трём его, зажатым между двумя ладошками.

А теперь очередь мячика.

Отлично развивают координацию вместе с моторикой катание мяча по заданной траектории. Можно нарисовать дорожку в виде лабиринта или спирали, по которой зажатый между ладошкой и поверхностью бумаги мячик побежит к заданной цели.

Отлично! Завалялись в хозяйстве два ещё не съеденных грецких орешка? Их тоже можно в дело!

Два орешка зажимаем в одной руке и начинаем перекатывать, словно стараемся их неровные края отшлифовать.

Развитие мелкой моторики у школьников и дошкольников

Развитие мелкой моторики у дошкольников -важный и значительный момент в становлении и взрослении растущего организма. Учиться управлять своими руками и совершать ими различные движения нужно начинать с ранних лет. Ведь как известно речевой и двигательный центры находятся друг с другом в тесной дружбе. Грудничок, к примеру, взять что-то в руку и удержать сразу, пожалуй, не сможет. Но это не значит что упражнений для самых маленьких не существует. Ему можно разминать и массировать пальцы. Ведь развитие мелкой моторики и координации рук нужно еще и потому, что речевые центры стоят недалеко от центра движения. И как вы понимаете, заработает один -начнет функционировать в скором времени и другой.

Развитие моторики рук у детей

Следующим этапом по сложности в 1,5 – 2,5 года для детей станут такие простые для взрослых движения: застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов и переливание воды из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком. Или попробуйте насыпать в таз крупу и спрятать в ней небольшие игрушки. Ваш малыш попытается их найти и заодно потренирует свои тактильные ощущения и помассируют руки. С крупой также можно делать различные аппликации, складывать из нее изображения. К творческим тренировкам можно будет отнести и рисование пальчиковыми красками, которые разовьют моторику пальцев и одновременно подарят приятные ощущения.

игры на развитие мелкой моторики

Для дошкольников существуют огромное количество игр и заданий на развитие моторики: сортировка мелких предметов, развешивание кукольной одежды на прищепки, закручивание болтов на гайки, нанизывание бусинок на нитку, создание рисунков из природных материалов, работа с конструктором и пластилином и многое другое. Эти задания станут подготовкой к школьным занятиям и письму в частности. Мелкую моторику можно тренировать и с помощью рифм и хлопков. Например, любимые с детства ладушки придутся здесь как никогда кстати. Прихлопывая говорим: — Ладушки, ладушки! Где были? -У бабушки. Что ели? -Кашку. -Что пили? -Бражку. Кашку поели, бражку попили Шу-у-уполетели! На головку сели, петушком запели. Ку-ка-ре-ку! (поднимают руки вверх и опускают на голову) Чтобы ребенок смотрел только на вас и хоть немного, но слушался, можно обмазать лицо кашей или поиграть со своим чадом в театр. Причем не простой, а пальчиковый

Такая игра очень увлекательна и развивает воображение, мышление и внимание. Таким образом тренируются руки и речевые навыки, а ваш малыш пробует на себе увлекательную роль артиста

Упражнения для развития крупной моторики у детей

А вспомните игры с тенью и светом, когда твои руки становились то собачкой, то еще каким-то невиданным зверем. Вашей задачей станет показать ребенку в буквальном смысле на пальцах как интересно их можно использовать, изображая различные предметы и животных. А потом использовать эти навыки в качестве развлечения и разыгрывать сказочные сценки

Обратите внимание на упражнения для развития крупной моторики -это и взмахи руками, соединение их перед грудью и за спиной, поднимание и опускание плеч. Показать всю значимость развития моторики рук у детей с помощью игр стоит одной из задач для педагогов и психологов

Именно игра может заинтересовать малыша не лениться получать информацию, справляться даже со сложными заданиями. Вам в свою очередь, нужно хвалить ребенка за каждое проделанное ими упражнение.

Выполняя задания для центра развития мелкой моторики рук, у ребенка появляется ловкость и точность, хорошая координация и синхронность движений пальцев рук. А это в свою очередь влияет на память и мышление, что весьма актуально для пожилых людей. И поэтому такими правдивыми кажутся слова известного педагога Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Посетить занятия можно в Лесиках, подробнее по телефону +7 (861) 201-92-90

Графические задания

Большинство таких заданий выполняются на  подготовленных карточках. Можно приобрести специальные тетради, прописи, разукрашки.

Контуры

На карточке нанесены контуры предметов и образец штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная). Указано направление линий.

Детям нужно заштриховать рисунки, стараясь не выходить за их контуры и делать равномерные отступы между линиями.

Дождик

На картинке нарисованы тучки, а внизу цветы. Детей просят полить цветочки, чтобы они не завяли. Для этого им надо провести линии. Такое задание можно  выполнять несколько раз, предлагая каждый раз картинку с другими видами линий. 

Волны

Нужно обвести кораблик и нарисовать волны на воде

Следует обратить внимание, что линии разного вида (прямые и изогнутые). 

Следует дорисовать линии плавники, навести чешуйки.

Узорная штриховка

На карточке расположены примеры фигурных линий. Дети должны поставить карандаш на точку и провести линию, закончив узоры. Главное, стараться не отрывать ручку от бумаги, пока линия не будет дописана до конца.

Дорисуй рисунок

Детям понравится выполнять задания на дорисовку картинок:

  • дорисуй клетку тигренку;
  • дорисуй пирамидку, каждое второе кольцо заштрихуй;
  • дорисуй бабочку и т.д.

Соедини точки

Необходимо не просто проводить линии в нужном направлении, а нарисовать траву у дома соединяя точки парами. В более сложном варианте предлагается соединить все точки одной линией.

Развивай глазомер

В таких заданиях нужно постараться самостоятельно провести линии между предметами. Сначала детям дается более легкие задания, когда нужно проводить дугообразные кривые линии. Намного сложнее детям проводить прямые линии таким образом, чтобы они как можно точнее попали в цель.

  • помоги зайчику попрыгать по кочкам;
  • попади мячом в корзину;
  • помоги восстановить волейбольную сетку;
  • порази цель в тире.
  • Рисуй с нажимом
  • В этом задании нужно выполнить штриховку, делая правильный нажим:
  • заштрихуй облака так, чтобы одно было темнее, а другое светлее;
  • заштрихуй стаканы — один с водой (она почти прозрачная), другой с соком (намного темнее);
  • заштрихуй листочки, делая их разными по интенсивности цвета.

Повторение рисунка по клеточкам

Для такого задания подготавливаются карточки разлинованные в клетку. В начале строки задан «ритм» рисунка, который нужно самостоятельно повторить до конца строчки.

Графические диктанты

На карточках в клетку можно предложить детям выполнить графические диктанты. В таких заданиях указывается количество клеток и направление движения линии. В случае правильного выполнения диктанта на карточке появляется изображение какого-то предмета.  Читайте подробнее о том, Как проводить графические диктанты в детском саду.

Шнуровка и мозаика

Чей дошкольник может похвастаться тем, что он сам завязывает шнурки? А ведь чем он раньше этому обучится, тем лучше.

Шнуровка – это один из эффективных способов развивать мелкую моторику. Разматывать, развязывать, нанизывать – всё это хорошо для дошкольников. А для детей постарше есть специальные задания, когда требуется зашнуровать по алгоритму — образцу, либо подсоединить при помощи шнурка недостающие в образе детали.

И вообще, для наших модных детей можно найти примеры необычных красивых шнуровок на обуви – пусть тренируются, если хотят быть в тренде!

Схожа со шнуровкой мозаика, которая так же, как навык нанизывания мелких бусин на ниточку, требует способности удерживать в пальцах мелкие детали, которые нужно сложить в рисунок. Здесь в ход может пойти всё: от пуговиц и бусин до макарон и гороха. Главное, — приложить фантазию, и получится настоящее произведение искусства!

Что такое мелкая моторика и почему она так важна

Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.

Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.

Польза

Поскольку в процессе активности задействованы сразу несколько систем организма, то развитие мелкой моторики буквально мобилизует его целиком, развивая их все вместе и по отдельности.
Работа сразу нескольких отделов мозга способствует его развитию, быстрой обработке информации, образованию новых связей между нейронами.
Нервные окончания на ладонях и стопах связаны с частями тела и органами, а значит, воздействие (с помощью нервных импульсов) происходит на них. Развиваются мышцы конечностей и пальцев, ускоряется ловкость, активность рук и ног, становится четче, лучше почерк.
Происходит развитие речи, так как в мозге участки, отвечающие за движения и речь, находятся очень близко. Упражнения на мелкую моторику необходимы детям, которые еще только учатся говорить, и пожилым, у которых этот навык может нарушиться из-за серьезных заболеваний, особенно инсульта. Согласно статистике, нарушение двигательной функции после инсультов происходит в 70% случаев, у 50% она не восстанавливается даже через полгода

В такой ситуации очень важно регулярно заниматься.
Улучшается память. Так происходит из-за повышения активности мозга.
Развивается воображение, креативность

Доказано, что работа с реальными зрительными образами улучшает пространственное мышление, возможность представлять что-то вымышленное, придумывать нестандартные решения задач.
Развивается способность четкого планирования действий. По одной из теорий, развитие мелкой моторики приучает мозг продумывать свои действия перед выполнением и делать это очень быстро.

Не пропустите

Не пропустите5 простых мастхэвов для мозга, чтобы сохранить интеллект надолго

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: