Гормоны
Поднять подростка утром в школу – испытание для многих родителей. Это не лень. Виной всему – пора гормонов. Кровь подростка наполнена половыми гормонами, гормонами роста и гормонами стресса. Половые гормоны (тестостерон и эстроген) действуют в той части мозга, которая контролирует выработку особенного вещества, называемого «серотонин». Серотонин способствует хорошему настроению и воздействует на управляемые гормонами биологические часы организма. Непрерывный переизбыток гормонов переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько часто страдают от гормонального «похмелья».
Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются. Неиспользуемые – вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени.
Весь такой внезапный и непредсказуемый!..
Если бы учёных, изучающих онтогенез (процесс развития от зачатия до смерти), попросили выбрать слово, лучше всего характеризующее подростковый возраст, им, вероятнее всего, стало бы слово «неравномерность». Не только части тела подростка растут и развиваются неравномерно, то же самое происходит и с разными отделами его мозга. «Тут помню, тут не помню» — это про них. Потому что один отдел мозга уже «почти как у больших», а другой будет созревать аж до 25 лет! Именно подобная неравномерность приводит к тому, что с разницей всего в несколько минут ваше дитятко с сорок четвертым размером ноги может вести себя то как взрослый человек, то как неразумный младенец. Всё зависит от того, какие отделы мозга (зрелые или ещё нет) задействованы в конкретный момент. Проблески разума и совершенно зрелые, казалось бы, чувства и мысли могут сменяться абсолютно детскими идеями о завоевании мира в костюме человека-паука или «хотя бы» Стива Джобса, если комбинезон человека-паука купить не удалось.
Пять «нужно»
-
Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.
-
Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
-
Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
-
Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
-
Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
Список литературы
- Горев А.С. Динамика ритмических составляющих альфа-диапазона ЭЭГ детей 7–8 лет в условиях релаксации // Физиология человека. – 1998а. – Т. 24. – №1 – С. 21-26.
- Горев А.С. Динамика ритмических составляющих ЭЭГ в условиях релаксации у школьников 9–10 лет с различной успешностью обучения // Физиология человека. – 1998б. – Т. 24. – №6. – С. 42-47.
- Горев А.С. Влияние кратковременной релаксации на организацию биоэлектрической активности мозга в состоянии спокойного бодрствования у младших школьников // Физиология человека. – 2004. – Т. 30. – №5. – С. 30-35.
- Горев А.С. Влияние произвольной регуляции функционального состояния (релаксация) на организацию корковых процессов при мнестической деятельности у школьников 9–10 лет // Физиология человека. – 2007. – Т. 33. – №2. – С. 35-42.
- Горев А.С. Произвольная регуляция функционального состояния и ее влияние на эффективность когнитивной деятельности в подростковом возрасте // Физиология человека. – 2017. – Т. 43. – №2. – С. 15-22.
- Горев А.С. ЭЭГ-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10–12 лет // Новые исследования. – 2015. – № 1 (42). – С. 16-26.
- Гримак Л.П. Психология активности. Психологические механизмы и приемы саморегуляции. – М.: Либроком, 2010. – 378 с.
- Колесов Д.В., Сельверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
- Мачинская Р.И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – №1. – С. 26-36.
- Мозговые механизмы формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте / под ред. Р.И. Мачинской, Д.А. Фарбер. – М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: МОДЭК, 2014.
- Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009.
- Реминдштадт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М.: Мир, 1994. – 317 с.
- Семенова О.А., Мачинская Р.И. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность произвольной организации когнитивной деятельности у детей. Сообщение II. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ состояния регуляторных функций мозга у детей предподросткового возраста с трудностями учебной адаптации // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – № 5. – С. 28-38.
- Семенова О., Мачинская Р., Ломакин Д. Влияние функционального состояния регуляторных систем мозга на эффективность программирования, избирательной регуляции и контроля когнитивной деятельности у детей. Сообщение I. Нейропсихологический и электроэнцефалографический анализ возрастных преобразований регуляторных функций мозга в период от 9 до 12 лет // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – №4. – С. 5-17.
- Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. Д.А. Фарбер. – Л.: Наука, 1990. – 197 с.
- Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Ухтомский А.А. Собр. соч.: В 6 т. – Л., 1954. – Т. 4 – С. 5-229.
- Фарбер Д.А., Игнатьева И.С., Влияние нейроэндокринных сдвигов пубертатного периода на реализацию рабочей памяти у подростков // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – №1. – С. 5-14.
- Фарбер Д.А., Курганский А.В., Петренко Н.Е. Мозговая организация преднастройки к зрительному опознанию у детей предподросткового возраста // Физиология человека. – 2015. – Т. 41. – №5. – С. 5-15.
- Фарбер Д.А., Петренко Н.Е. Особенности мозговой организации произвольного внимания и их влияние на эффективность целостного опознания у подростков 12–13 лет // Новые исследования. – 2015. – №4. – C. 4-18.
- Фарбер Д.A., Мачинская Р.И., Курганский А.В., Петренко Н.Е. Функциональная организация мозга в период подготовки к опознанию фрагментарных изображений // Журнал высшей нервной деятельности им И.П. Павлова. – 2014. – Т. 64. – №2. – С. 190-200.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 367 с.
- Фельдштейн Д.И. Трудный подросток – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. – 206 с.
- Эверли Дж.С., Розельфельд Р. Стресс. Природа и лечение. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Профилактика девиантного поведения
Для предупреждения развития отклонений у детей и подростков родителям необходимо обратить внимание на:
- семейные установки и модели воспитания, принятые в их семье;
- психологическую атмосферу, окружающую их ребенка в школе или детском саду.
В отношении семейного окружения постарайтесь:
Создать в семье атмосферу принятия, понимания и защищенности.
Обеспечить ясность границ и правил в семье: что у нас в семье запрещено, и что у нас допустимо, разрешено.
Сформировать (в первую очередь для себя) ясное представление о том, на основе каких принципов вы воспитываете своих детей. Каких целей пытаетесь достичь
Эффективны ли ваши способы достижения воспитательных целей, не причиняют ли они детям больший вред.
Важно, чтобы семейные правила были сообщены и объяснены детям. Ведь только понимание обеспечит в конечном счете присваивание детьми этих правил как своих собственных
В противном случае, насаждаемые насильственно, непонятные правила, двойные стандарты, вызывают стремление нарушать их в каждом случае, когда наказания можно избежать.
В отношении взаимодействия в школе (и шире — за пределами дома):
- Выясняйте и учитывайте мотивы поведения маленького человека, для того чтобы избежать несправедливого наказания. Особенно тех случаях, когда им двигало понятное стремление защитить себя, возможно и не вполне конструктивным способом. В этом случае основная цель родителей — понять, что произошло и помочь ему выбрать социально-приемлемые способы регуляции отношений.
- Постарайтесь обеспечить девочке или мальчику личностно-ориентированный подход в образовательных учреждениях, хотя бы путем выбора школы с соответствующими ценностями и принципами обучения. Гибкость в отношении учебных возможностей поможет избежать ситуаций хронической неуспешности и позволит школьнику адекватно оценивать свой вклад и ответственность в учебной деятельности.
- Для развития эмоционального и социального интеллекта ребенка разъясняйте эмоциональные состояния свои и других людей в ситуациях взаимодействия. Например, что чувствует человек, почему он реагирует таким образом, как можно было бы разрешить ситуацию лучшим способом и т. п. Дети и подростки нуждаются в назывании их состояний и расширении опыта в построении отношений с другими людьми. Подросток с развитым социальным и эмоциональным интеллектом менее подвержен раздражительности, импульсивному поведению, эмоционально более устойчив и его адаптивные возможности выше. А значит, в новой и сложной для него ситуации он меньше рискует отреагировать некорректным способом.
Коррекция девиантного поведения
В связи с тем, что причины нарушения поведения у детей и подростков лежат в разных сферах их жизни, как семейной, так и социального развития ребенка, для их коррекции необходим комплексный подход.
Важно обследовать мальчика или девочку на предмет наличия биологических причин отклоняющегося поведения и, в случае их наличия, обеспечить адекватное лечение.
Также необходимо провести ревизию способов воспитания в семье, устоявшихся моделей взаимодействия между взрослыми и младшими членами семьи. Здесь неоценимую помощь окажут , поскольку в его компетенции увидеть и помочь скорректировать те моменты, которые, в силу их привычности и обыденности, могут быть незаметны родителям.
Дети и подростки часто попадают в трудные ситуации только потому, что у них не хватает социальных навыков и умений
Они не знают, как отреагировать на провокацию, как сообщить о своем недовольстве и несогласии в приемлемой форме и расстраиваются и злятся, когда реакции других людей идут вразрез с их ожиданиями.
Стратегии коррекции
Первичная встреча позволяет выявить необходима ли семейная терапия или будет достаточно лишь психологической работы с ребенком в случае недостаточного развития у него социальных навыков.
Для формирования таких навыков по совету психолога используются ролевые игры, создающие трудные социальные ситуации и позволяющие молодому человеку или девиантному подростку найти новые способы взаимодействия в «лабораторных условиях» игры, в поддерживающей атмосфере. Школьник получает обратную связь о своих способах контактировать с взрослыми и сверстниками. Обучается пониманию, как его действия и поступки могут отражаться на реакциях и поведении других людей.
В условиях групповых или индивидуальных занятий с психологом дети узнают о том, каким образом они могут удовлетворять свои потребности в самовыражении, не причиняя вред другим людям и себе, а также получают навыки социально-приемлемого поведения. С помощью и поддержкой специалиста «трудный подросток» закрепляет новые способности и находит силы и возможности переносить полученные навыки из учебно-игровой ситуации в реальную жизненную обстановку.
Девиантное поведение детей и подростков вызывает много сильных переживаний у родителей и педагогов, много гнева, страха, возмущения. Однако человек с нарушенным поведением часто страдает сам от невозможности решать трудные для него жизненные ситуации социально приемлемым способом. Часто отклоняющееся поведение является криком о помощи, сигналом, что школьник переживает серьезное неблагополучие и нуждается в поддержке. Постарайтесь услышать этот призыв и своевременно обратиться за помощью для своих детей и для себя!
Осложнения
Действия подростка с аномальными формами самовыражения противоречат устоям общества. Из-за непринятия установок и норм оно тоже отталкивает своих маргиналов, делает их изгоями. Последствия антиобщественного поведения всегда тяжкие и пагубные:
- Ранняя алкоголизация, формирование стойких зависимостей. Около 50% случаев алкоголизма и наркомании развиваются уже в этом возрасте. Первые пробы запрещенного вещества происходят на фоне стремления казаться своим в компании, быть похожим на ее участников, желание испытать что-либо необычное. Большая часть времени проходит в поиске алкоголя или наркотика.
- Ущерб физическому и психическому здоровью. Неврозы, депрессии, одиночество, заражение венерическими болезнями — далеко не полный перечень последствий девиантного поведения подростков.
- Ограниченные возможности получения профессии, недостаточная социальная успешность в будущем.
- Деградация личности, прекращение прежних связей, уход из нормального общества.
- Приобщение к криминальной среде.
От девиантного поведения страдает не только сам подросток. Вырождение исторической памяти, утрата культурного наследия и национальной гордости разрушают общество и государство, делает его слабее.
На начальных стадиях психическое заболевание проявляется эпизодически, от случая к случаю, поэтому непостоянные симптомы могут ускользать от внимания родителей и педагогов.
Психиатры советуют реагировать даже на малозаметные изменения в поведении, обращаться за помощью при первых сомнениях в здоровье психики.
Нельзя оставлять без внимания:
- необычные предметы в доме — незнакомые средства бытовой химии, мелкие части растений, обрезки марли, измазанную посуду;
- запах горелой травы или химикатов в комнате;
- резкую смену интересов и увлечений;
- нарушения координации движений;
- длительную слабость, апатию или наоборот, беспричинную веселость;
- неожиданные вспышки гнева;
- аморальные поступки.
При недавно возникшей аномалии ребенок еще ищет внимания взрослых, ощущает неловкость после своих поступков. Вскоре они повторяются. Теперь уже подросток не чувствует за собой вины, а мнение окружающих ему безразлично. Критически оценивать себя уже не получается. Такая ситуация означает, что пограничное расстройство перешло в болезнь.
Родителям не следует пытаться лечить ребенка самостоятельно “народными” методами, водить его к “дешевым” специалистам с липовыми дипломами. Разобраться с проблемой может опытный врач специализированной клиники психического здоровья. Не стоит затягивать с визитом
Родители — громоотвод
— Можно ли посоветовать родителям набраться терпения, чтобы эти вспышки пережить? Какую тактику здесь лучше избрать?
— Наша родительская роль не в том, чтобы объяснить подростку, как жить, и направить. Наша задача — всё то, что с детьми в это время происходит, удержать в рамках, пережить этот период и идти дальше. Поэтому, когда мы говорим о подростковой агрессии, то здесь мы берем на себя функцию громоотвода. Подростки конфликтуют с нами и взрываются, потому что дома чувствуют себя безопаснее чем где бы то ни было. Поэтому и ругаются с нами они чаще, зная, что мы их из дома не вышвырнем. Эти эмоции они не могут привнести в общение со сверстниками, где их обижают, но в ответ они не могут покричать, потому что тогда их будут считать психами и «наобижают» еще сильнее. А дома это делать можно, потому что там безопасно. Родителям нужно принять эту роль громоотвода, чтобы не находится в непрерывном состоянии ужаса и обиды.
— Что родителям делать не стоит?
— Первое — не надо пугаться и впадать в панику. Помните: агрессия — нормальная история, она свойственна любому человеку и так может быть. Для подростков характерна повышенная агрессивность. Из состояния страха мы не можем предпринимать никаких конструктивных действий, а будем защищаться и защищать себя. Точно не нужно в ответ нападать: агрессия порождает обратную агрессию. Напугав подростка, вызвав в нем страх и тем самым погасив вспышку агрессии, мы не решим проблему, а только спровоцируем новые. В какой-то момент «переорать» подростка уже не получится, поэтому и играть в игру «Кто кого переорет» не стоит. Плюс не забывайте, что орем мы тоже от страха, когда не знаем, что сейчас делать. Не нападайте — это только усиливает агрессивное поведение.
— Понятно, что кричать в ответ не следует, а как снять чувство вины за эти конфликты?
— Совершенно не нужно считать себя плохим родителем, когда подросток ведет себя агрессивно. Возможно, вы предпринимаете неверные действия, о которых мы уже поговорили. Поведение подростка может быть никак не связано с тем, хороший вы родитель или плохой, а вот с конкретными действиями — возможно. У любых родителей подростки творят ерунду. Если подросток часто ведет себя агрессивно, это не указывает на патологию. Это может быть свойство подросткового возраста. Чтобы свериться, дойти до специалиста не возбраняется, но подозревать самое плохое точно не стоит. Не надо и игнорировать ситуации агрессии. Это тоже часть взаимодействия, где вы можете помочь, ведь часто агрессия — сигнал о том, что внутри плохо. Становиться жестче тоже не следует, потому что это уже будет агрессия с нашей стороны. Подростки очень редко бывают агрессивными целенаправленно, он поступает так потому, что по-другому не умеет.
— А что же тогда поможет в ситуации проявления агрессии?
— Пошаговой инструкции здесь, конечно, нет, потому что дети очень разные. Но однозначно мы сможем действовать целенаправленно и эффективно, если будем в таких ситуациях сохранять спокойствие или хотя бы будем стараться к нему приблизиться. Агрессия на фоне спокойствия начинает затухать, как костер, в который перестают подкидывать дрова. Спокойствие даст нам возможность соображать. Второй момент — психотерапия для родителя как отдельного взрослого человека. У большинства людей агрессия вызывает страх, мы не умеем с ней взаимодействовать и переживать ее. Это наша личностная история, поэтому психотерапия даст возможность разобраться в себе, понять свои отношения с агрессией и лучше помогать подростку, выдерживать его агрессивное поведение. Помогают и четкие границы
Тут важно разобраться и понять: а как дальше со мной нельзя, чего быть точно не должно? Правильной и неправильной границы не существует, ее важно определить, знать для себя недопустимые проявления агрессии и уметь свои «со мной так нельзя» отстаивать в конфликте. Например, для кого-то неприемлем крик, а для кого-то граница, которую переходить нельзя, — это мат
Этих границ не должно быть много, но они должны быть.
Префронтальная кора пока отстаёт
В процессе эволюции сложилось так, что развитие префронтальной коры сделало нас Homo Sapiens, то есть людьми разумными. Эта часть мозга ответственна за такие «взрослые» навыки, как планирование, расстановка приоритетов, принятие решений и контроль импульсов.
Однако в мозге подростка всё немного не так. Префронтальная кора завершает своё развитие самой последней: в 11-19 лет у неё ещё не имеет такого авторитета и множества нейронных связей, как в мозге взрослого. Сигналы к другим частям мозга и к организму от неё слабее и медленнее, нейронные пути, по которым они «бегают», не так налажены и укреплены. У подростка пока нет биологической основы, чтобы вести себя как полноценный взрослый.
Риск — дело благородное и… подростковое.
Неспособность к долгосрочному планированию сплетается в мозге подростка с неспособностью контролировать импульсивные реакции (за это тоже отвечают лобные доли). Помимо этого мозг тинейджера сильнее, чем полностью зрелый мозг, реагирует на сильные стимулы, вызывающие яркую реакцию, и гораздо слабее отвергает тягу к стимулам аверсивным (которые могут причинить вред). Такой «коктейль» приводит к тому, что принято называть рискованным поведением подростков знакомство с алкоголем и никотином, увлечение экстремальными видами спорта, зацепинг, паркур, иногда — употребление наркотиков и рискованное сексуальное поведение. Большинство исследователей рискованного поведения подростков сходятся в том, что оно является неотъемлемой частью взросления, одним из способов формирования собственной идентичности. Родителям от результатов подобных исследований вряд ли полегчает, но причины готовности подростка «поставить на зеро» всё, включая порой его собственную жизнь, вероятно, станут понятны. Совет, который дают родителям исследователи, касается ограничения доступа к тому, что может быть смертельно опасным (например, наркотикам), однако при этом следует оставлять подростку пространство для рискованных занятий, где возможность тяжёлых последствий и гибели сведена к нулю.
Симптомы или как проявляется заболевание
Проявления девиантности чрезвычайно разнообразны и во многом совершенно не похожи. Всех их объединяет нарушение морали и нравственности.
Основные группы поведенческих аномалий — объекты для лечебного и воспитательного воздействия. Они хорошо знакомы специалистам клиники психического здоровья.
Зависимое поведение
Под действием психоактивных веществ или виртуальных раздражителей полностью изменяются духовные потребности. Типичны интернет-зависимости — навязчивый просмотр сайтов, злоупотребление мессенджерами и соцсетями, игромания.
В основе патологии лежит стремление получать удовольствие с минимальными усилиями. Подросток считает себя особенным и постоянно демонстрирует собственное превосходство и избранность.
Сравнительно новые виды зависимого поведения — шопингомания, стремление к бесконечным покупкам. При адреналиновой зависимости тяга к экстремальным занятиям связана с неумением реализовать себя.
Кощунство, пренебрежение святынями и извечными ценностями
Подростки подсознательно стремятся организовать скандал и сделать себе рекламу самым безнравственным способом. Они используют ненормативную лексику в публичных местах, издеваются над религиозными культами и национальными героями, демонстрируют половые извращения.
Альтернативные ценности
Дети и подростки объединяются в группы и субкультуры. Главным мотиватором выступает поиск развлечений, уход от скуки. Обычное явление для таких группировок — праздность, нежелание учиться и работать.
Разрушение отношений с родителями
Общение внутри семьи сопровождается грубостью, отсутствием заботы о ближнем. Избалованные дети бунтуют, уходят из дома, постоянно конфликтуют со старшими. Рядом с родителями они отказываются общаться, делиться переживаниями, сами же страдают в одиночестве.
Агрессивное поведение
Иногда принимает форму защиты: подросток долго копит обиды на непризнание в коллективе сверстников, а затем неожиданно совершает крайне жестокие противоправные поступки.
Другой вариант — выбор жертвы, объекта для издевательства — феномен буллинга в школе или интернете.
Наиболее сложное отклонение — поведение суицидальной личности. Подсознательно подросток стремится шокировать окружающих, восполнить недостаток внимания.
Корыстное поведение
Включает все способы получения материальных благ незаконным путем — кражи, ограбления, вымогательство. Молодых людей привлекают романтические образы “благородных” преступников из фильмов и песен. Правонарушения они совершают часто из скуки и “спортивного” интереса.
Гендерные и сексуальные отклонения
Проявления девиантного поведения подростков — гомосексуализм, половая распущенность, сексуальное насилие. Они связаны с потребностью в удовольствии. Полностью игнорируется высший смысл половых взаимоотношений — продление рода, утрачивается необходимость семьи.
Женщины становятся носителями мужских качеств — стремления к преодолению препятствий и рисков, жесткой конкуренции. Мужчины проявляют инфантилизм и пассивность.
Ложь
Чаще это корыстный обман, самовозвышение в соцсетях, умышленное искажение информации о себе. Подростки кажутся сверхумными, успешными, красивыми, но только виртуально. Нередко ситуация развивается в криминальную сторону и приводит к мошенничеству.
Зависть и нарциссизм
Почти всегда они существуют вместе с озлобленностью, даже ненавистью, ощущением собственной неполноценности.
Нарциссическое поведение — крайняя степень эгоизма, отказ от социальных обязательств. Человек стремится отвергнуть обязанности, но при этом пытается сохранить привилегии и права.
Решение проблем девиантного поведения подростков нужно поручить профессионалу, специалисту клиники психического здоровья, у которого есть необходимые опыт и знания. Замалчивание проблемы усугубляет последствия, создает большие сложности для проживания в обществе.
Друзья и комплексы
Согласно исследованиям Annals of New York Academy of Sciences 2004 года, в процессе того, как подростки учатся мыслить абстрактно, их социальная тревожность поступательно возрастает. Абстрактное мышление позволяет смотреть на себя глазами другого, а потому подростки используют это новое умение, чтобы размышлять о том, что другие думают о них. Именно поэтому комплексы — неотъемлемая часть взросления, справиться с которой подростку должны помочь друзья и любящие родители.
И еще немного о подростковых компаниях: друзья предоставляют подросткам возможность учиться «взрослым» навыкам, таким как переговоры, компромисс и групповое планирование
«Они практикуют взрослые социальные навыки в безопасных условиях, и это очень важно», — комментирует Шерил Файнштейн. Поэтому даже если ваши дети просто сидят с друзьями на лавочке, они не бездельничают, а в определенном смысле работают и учатся
Проверяйте источники
Тщательный анализ достоверности источников, особенно онлайн-источников, с которыми сверяются ученики в поисках информации для своих исследовательских проектов, является стратегией обучения, которая поможет им на протяжении всей их жизни
Является ли представленная информация фактом или чьим-то мнением? Является ли целью этого ресурса проинформировать, оказать влияние или развлечь того, кто им пользуется? Являются ли цитируемые авторы и / или источники достаточно авторитетными и квалифицированными, чтобы обсуждать эту тему? Создание таких суждений является важной исполнительной функцией, которую должны развивать ученики. В своей книге «Подростковый мозг: Достижение автономии» (The Adolescent Brain: Reaching for Autonomy) Роберт Сильвестер (Robert Sylwester) определяет этот осторожный подход к проверке источников информации как одну из «интуитивных, логических и продуктивных способностей, которые улучшат разрешение..
возникающих профессиональных проблем».
Развитие мозга ребенка по годам
Различные области мозга созревают в разное время. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в детях, подростках и молодых людях. Несмотря на то, что не существует двух детей, развивающихся идентично, учёные, с помощью магнитно-резонансной томографии, делавшейся одним и тем же детям на протяжении нескольких лет, установили взаимосвязь между определёнными этапами развития ребёнка и изменениями в тканях мозга.
Развитие в 0 – 4 года
Раннее развитие – В первых несколько лет жизни быстрее всего изменяются области мозга связанные с базовыми функциями. К 4-м годам практически полностью развиваются области, отвечающие за основные чувства и общая моторика. Ребёнок может ходить, держать карандаш и самостоятельно кушать.
Ощущения – области, отвечающие за ощущения, например, тактильные, развиты практически полностью.
Зрение – Области мозга, управляющие зрением полностью созрели.
Развитие в 6 лет
Язык – область мозга, отвечающая за речь – незрелая и окрашена оранжевым цветом, но продолжает быстро развиваться в детях вплоть до 10 лет. Мозг уже начинает процесс «прореживания», уничтожая излишние связи. В последующие годы этот процесс усилится, что может служить одним из объяснений, почему маленькие дети, в отличие от взрослых, так легко выучивают новый язык.
Разум – жёлтые и красные области префронтальной коры головного мозга обозначают, что эти части мозга, ответственные за абстрактное мышление, умение мыслить рационально и эмоциональную зрелость, ещё не развились. Недостаток их зрелости – одна из причин, почему маленьким детям сложно воспринимать большое количество информации и когда им предлагается слишком большой выбор, у детей случаются истерики.
Развитие в 9 лет
Мелкая моторика – Если общая моторика хорошо развита уже к 5 годам, то развитие мелкой моторики активнее всего развивается между 8 и 9 годами. Детям становится легче писать, а в поделках они выходят на новый уровень аккуратности.
Математика – К 9 годам начинают созревать теменные доли головного мозга. Их развитие позволяет детям овладевать навыками математики и геометрии. Скорость обучения в этом возрасте очень большая.
Развитие в 13 лет
Рассудительность – префронтальная кора созревает одной из последних среди областей головного мозга. Пока она не развилась, у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы.
Эмоции – глубоко в лимбической системе растёт способность переживать эмоции. Но эта способность не сдерживается префронтальной корой, которая отстаёт в развитии. Поэтому подросткам часто так трудно сдерживать свои эмоции.
Логика – В этом возрасте очень быстро развиваются теменные доли, которые на рисунке обозначены синим цветом. Интеллект и аналитические способности ребёнка растут.
Развитие в 15 лет
Специализация – в подростковом возрасте изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться. Мало используемые связи будут умирать, чтобы помочь развиваться более активным связям. В результате, внутреннее развитие ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.
Развитие в 17 лет
Абстрактное мышление – Тёмно синий и фиолетовый цвет созревших областей префронтальной коры головного мозга показывает, почему в старшем подростковом возрасте дети способны иметь дело с гораздо более сложными вещами, чем в детстве. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Становятся возможны планирование, оценка рисков и самоконтроль.
Развитие в 21 год
Высшие психические функции – Хотя, на первый взгляд, кажется, что внутреннее строение практически полностью развилось в подростковом возрасте, области тёмно-синего и фиолетового на этой картинке показывают, что сильный недостаток в эмоциональной зрелости, контроль за импульсами и способность принимать решения сказываются вплоть до достижения совершеннолетия.
Зрелость – мозг 21-летнего молодого человека практически созрел. Но области зелёного свидетельствуют, что даже по достижении официального «взрослого» возраста у нас в мозгу всё ещё есть области, имеющие потенциал для развития. Эмоциональная зрелость и способность принимать решения будут развиваться и в последующие годы.
Как вы видите мозг развивается быстро и активно, но для его функционированности нужны постоянные занятия. Развивайте малышей и себя вместе с mentalar.
Условия риска девиантного поведения
В семье:
- антиобщественный характер семьи в целом либо отдельных ее членов: маргинальный образ жизни родителей, алкоголизм, и пр.;
- неполная семья либо тяжелое нарушение отношений между родителями;
- нарушения в стиле семейного воспитания (по типу гипер или гипоопеки, кумира семьи и пр.);
-
физическое или психологическое насилие в семье (как по отношению к детям, так и по отношению к другим членам семьи, чему дети являются свидетелями).
В школе:
- приоритет в обеспечении личного авторитета педагога любой ценой (в том числе с помощью унижений, оскорблений ребенка);
- сложность заданий, превышающая реальные возможности школьника (интерес к учебе и познанию теряется, подросток ищет другие способы для самоутверждения и компенсации собственной неуспешности);
- ученику трудно найти свое место в коллективе, либо коллектив выбирает его как средство решения собственных социально-психологических трудностей, и это может выражаться в бойкотах, высмеивании, травле.
Реальность подросткового периода
Префронтальная кора головного мозга — а именно кора лобных долей — это генеральный директор мозга человека. Непосредственно благодаря ее работе мы ведем себя прилично в обществе и не бьем посуду во время званого ужина. Эта область мозга вовлечена в регуляцию эмоций, контроль поведения, отсрочку удовольствия, прогнозирование долгосрочных действий и оценка их рискованности. Так как строение лобной коры произошло позже других областей мозга человека, она проявилась во всем великолепии. Нейронные связи в лобной коре человека намного сложнее и крупнее чем у человекоподобных обезьян. Более того, у человека именно лобная кора заканчивает свое формирование намного позже остальных областей мозга.
Развитие и формирование лобной коры занимает продолжительное время, что сказывается на поведении молодых людей
Как показывают результаты многочисленных исследований, лобная кора полностью созревает к 25 годам. Интересным доказательством того, что лобная кора у подростков развита не полностью служит тот факт, что молодые люди хуже понимают иронию. Одна из причин подобной странности заключается в том, что у взрослых повышена активность области распознавания лиц. Иными словами, взрослому человеку достаточно лишь бросить взгляд на лицо собеседника, чтобы распознать иронию, так как лобная кора достаточно развита для этого. Более того, по мере развития лобной коры поведение подростков, в том числе и эмоциональное, меняется. Так, тинейджеры старшего возраста переживают все гораздо острее и более восприимчивы к проявлению эмоций на лицах других людей. Плюс ко всему, склонность к рискованным действиям молодые люди действительно недооценивают.