ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования. Человек должен владеть
интонационным богатством языка, важным
не только для формирования культуры речи,
но и для культуры общения
Поэтому очень
важно начинать работу по формированию
интонационной выразительности речи еще
в дошкольном возрасте, так как эта работа
стимулирует развитие связной речи, позволяет
избежать таких недостатков высказывания
как нечеткость дикции, монотонность,
нерасчлененность речи, замедленный или
убыстренный темп, влияющих на понимание
содержания и эмоционального смысла высказывания
Особенности
интонационной выразительности
речи у детей в онтогенезе рассматривались
психологами, лингвистами, педагогами
(C.JI. Рубинштейн, А.Н. Гвоздев, В.В. Гербова,
О.С. Ушакова, М.Ф. Фомичева и др.).
Преодоление
расстройства интонационной выразительности
является необходимым элементом
полноценного развития речи, подготовки
детей к успешному школьному
обучению, профилактики школьной дезадаптации
различных категорий детей.
У
большинства детей с нарушениями речи,
по мнению Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой,
E.H. Винарской, Л.В. Лопатиной, Л.А. Копачевской,
Н.А. Туговой и др., помимо нарушений лексико-грамматического
строя речи, в той или иной степени отмечается
неспособность оформлять свою речь просодическими
элементами языка. Речь детей часто мало
выразительна, монотонна, интонирование
речевых высказываний затруднено. Для
них характерно нарушение процессов восприятия
и воспроизведения интонационных структур
предложения. Все это затрудняет не только
речевую активность детей, но и достаточно
негативно сказывается на общении с окружающими,
задерживает формирование познавательных
процессов и в связи с этим препятствует
полноценному формированию личности.
В
то же время подробное изучение особенностей
овладения различными типами интонации
и их восприятием, знание затруднений,
которые при этом дошкольники с тяжелыми
нарушениями речи испытывают, учет выявленных
особенностей просодики у данной категории
детей позволит определить целенаправленно
и дифференцированно строить работу по
воспитанию правильной интонации как
важнейшего компонента нормированной
речи.
Все
вышесказанное обусловливает необходимость
детального теоретического и практического
изучения нарушений просодической
стороны речи у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией и определение наиболее
оптимальных путей повышения эффективности
методов и средств коррекционного воздействия
в процессе логопедической работы по преодолению
выявленных нарушений.
Объект
исследования: интонационная сторона
речи у детей старшего дошкольного возраста
со стертой формой дизартрии.
Предмет
исследования: технология развития
и совершенствования интонационных компонентов
речи у старших дошкольников с дизартрией.
Цель
исследования: теоретически обосновать
и разработать основные направления логопедической
работы по развитию интонационной стороны
речи у дошкольников с дизартрией.
В
соответствии с целью, объектом и
предметом были поставлены следующие
задачи исследования:
1.Определить
основные подходы к изучению и коррекции
нарушений интонационного оформления
высказывания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
2.
Выявить характерные особенности нарушения
интонационной стороны речи детей старшего
дошкольного возраста со стертой формой
дизартрии в сопоставлении с нормально
говорящими детьми.
3.Раскрыть
последовательность и содержание логопедической
работы по коррекции интонационных возможностей
речи у старших дошкольников с дизартрией.
В
процессе решения поставленных задач
применялись следующие методы
исследования:
-
- библиографический
поиск; - теоретический
анализ литературы в свете проблемы исследования; - констатирующий
эксперимент; - качественный
и количественный анализ полученных результатов.
- библиографический
Практическая
значимость исследования: полученные
данные могут быть полезны в процессе
дальнейшей разработки методических рекомендаций
формированию просодической стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста
с дизартрией.
Структура
и объем работы.
Курсовая работа состоит из введения,
трех глав основной части, заключения,
библиографического списка и приложений.
Что делать родителям, если у ребенка нарушения речи
Не стоит пытаться исправлять эту патологию путем запретов и окриков типа «А ну-ка, перестань кривляться, сейчас же говори правильно». Поскольку эти нарушения тесно связаны с состоянием нервной системы, следует постараться создать в семье спокойную атмосферу, постараться скорректировать общение с ребенком, установить доверительные взаимоотношения.
Коррекцию нарушений речи должен проводить квалифицированный логопед. Желательно перед началом занятий проконсультироваться с неврологом, психотерапевтом, психологом по работе с детьми с отклонениями развития. Придется настроиться на то, что цикл коррекционных занятий будет продолжительным — несколько месяцев, возможно, несколько лет.
Если в семье есть лица с нарушениями речи, нужно поработать над ее коррекцией. Желательно, чтобы ребенок слышал вокруг себя спокойную, негромкую речь в неторопливом темпе для подражания. Нужно отмечать любые, даже самые маленькие успехи ребенка, убеждать его, что дефект преодолим, подбадривать.
Для укрепления нервной системы ребенка желательно провести общеукрепляющие мероприятия:
- Закаливание.
- Занятия посильными видами спорта.
- Прием витаминных комплексов, большое количество свежих овощей и фруктов в рационе.
- Соблюдение режима дня.
- Оптимизация учебной нагрузки.
- По рекомендации врача — прием нейролептиков.
Соблюдение таких рекомендаций приведет к коррекции речевых нарушений.
Study of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with dysarthria
-
Ирина Анатольевна Калинина
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
-
Анастасия Александровна Реутова
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ключевые слова:
темпо-ритмическая организация речи, темп речи, ритм речи, общее недоразвитие речи, дизартрия
Аннотация
Количество детей с нарушениями речи увеличивается. При этом страдает не только речевое развитие, но и в темпы формирования просодических компонентов речи.
Авторы акцентируют внимание на изучении темпо-ритмической организации речи у детей дошкольного возраста с дизартрией. Целью статьи является исследование темпо-ритмической организации речи у дошкольников
Для достижения поставленной цели была адаптирована методика, включающая обследование шести основных элементов темпо-ритмической организации речи (восприятие ритма, воспроизведение ритма, определение темпа речи, восприятие темпа речи, воспроизведение отражённого темпа речи и самостоятельное управление темпом речи).
Теоретическая новизна. Проведён количественный и качественный анализ особенностей развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников 6-7 лет с дизартрией. Выделены особенности сформированности темпо-ритмических компонентов у дошкольников с дизартрией. Условно выделены уровни развития темпо-ритмической организации речи и их качественная характеристика.
Практическая значимость. Разработана адаптированная методика диагностики темпо-ритмической организации речи у дошкольников.
Abstract: The number of children with speech disorders is increasing. At the same time, not only speech development suffers, but also the rate of formation of prosodic components of speech.
The authors focus on the study of the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children with dysarthria. The purpose of the article is to study the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children.
To achieve this goal, a methodology was adapted, which included an examination of six basic elements of the tempo-rhythmic organization of speech (perception of rhythm, rhythm reproduction, determination of the speech pace, perception of the speech pace, reproduction of the reflected speech pace and independent control of the speech pace).
The theoretical novelty. Conducting in quantitative and qualitative aspects of the analysis of the development of the tempo of the rhythmic side of speech to preschoolers 6-7 years old with dysarthria. The features of the formation of tempo-rhythmic components in preschool children with dysarthria are highlighted. Conditionally allocated levels of development of the tempo-rhythmic organization of speech and their qualitative characteristics.
Practical significance. An adapted method for diagnosing the tempo-rhythmic organization of speech in preschool children has been developed.
Биографии авторов
Ирина Анатольевна Калинина, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
студент
Анастасия Александровна Реутова, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования
Опубликован
2020-06-30
Выпуск
№ 2(46) (2020): Вестник Шадринского государственного педагогического университета
Раздел
5.8. Педагогика
Симптомы нарушений темпа и ритма речи
При тахилалии (ускоренном темпе речи) бурный поток высказывания ошеломляет собеседника, которого высказывающийся практически не дослушивает до конца, и часто перебивает. Артикуляционный аппарат не успевает отчетливо произносить звуки, слоги и слова, все высказывание произносится на одном выдохе, без передышки. Тахилалия может сопровождаться подергиваниями тела или отдельно рук и ног, гримасничаньем.
Спотыкание отличается, кроме частого повторения речевых единиц, еще и неоправданными паузами в речи, остановками в середине речевого высказывания. В отличие от заикания при спотыкании речь ребенка не ухудшается при незнакомой аудитории, не имеет периодичности.
При брадилалии артикуляция звуков вялая и нечеткая, гласные звуки произносятся растянуто. Голос монотонный, высказывания не окрашены эмоционально, в них не хватает характерных модуляций. Речь настолько замедленная, что вызывает у окружающих нетерпение и раздражение.
Дети, видя такое отношение, стараются чаще молчать, чем говорить. Такая позиция еще больше задерживает их умственное развитие. По данным научных исследований, при брадилалии не только внешняя, но и внутренняя речь имеет замедленный темп.
Заикание имеет обширную клиническую картину. Ему свойственны такие симптомы:
- Судороги всех отделов артикуляционного аппарата.
- Сопутствующие движения мышц лица, шеи, рук и ног — зажмуривание, топанье, сжимание кулаков, частое моргание.
- Речевые уловки — всевозможные «э-э», «ну». «так», «вот» и т.д.
- Страх перед речью, боязнь произношения отдельных звуков, слов.
- Усиление заикания при общении с малознакомыми людьми.
Обследование детей при нарушении темпа и ритма речи
Если у родителей возникло подозрение, что их ребенок имеет нарушения темпа и ритма речи, нужно проконсультироваться с логопедом детской поликлиники, речевого центра, школы или детского сада. Иногда можно услышать ошибочное мнение, что не стоит начинать коррекцию недостатков речи до тех пор, пока ребенку не исполнится 5 лет.
Это отчасти справедливо для неосложненных случаев формирования звукопроизношения, поскольку речевой аппарат еще не сформирован, и звуки могут появиться самостоятельно. Во всех остальных случаях чем раньше начнется коррекционная работа, тем успешнее она будет.
При первичном обращении специалист обязан провести логопедическое обследование. Основные направления этого обследования:
Установление причины и характера речевого нарушения.
Определение темпа речи ребенка и его родителей.
Диагностика основных психических процессов (память, внимание, мышление).
Изучение истории речевого развития — появление первых слов, фраз, вероятность форсирования речи ребенка родителями. Двуязычие в семье.
Определение стиля семейного воспитания, отношения к ребенку, наличия конфликтов, сложной жизненной ситуации.
Сбор анамнеза нарушения, сопутствующих патологий.
Определение имеющихся недостатков артикуляции.
Соответствие уровня речевого развития ребенка возрастной норме.. Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем
Возможно, какие-то вопросы покажутся родителям лишними, однако логопед задает их не из праздного любопытства — в развитии и коррекции речевых нарушений нет мелочей, очень большое значение имеет ситуация в семье и наличие психологических проблем.
Как работать с детьми с нарушениями ритма и темпа речи в общеобразовательной школе?
В начале коррекционной работы по устранению дефектов речи логопед может установить так называемый «режим молчания» на месяц для того, чтобы сломать стереотип неправильной речи. Необходимо, чтобы педагог поддерживал это мероприятие, не заставлял ребенка высказываться, а если это необходимо, то контролировал, чтобы это происходило путем шепотной речи.
Желательно, чтобы речь без запинок и пауз, отработанная на занятиях с логопедом поощрялась и поддерживалась учителем. Не нужно заставлять ребенка повторять неправильно произнесенное слово, обсуждать его дефект с посторонними людьми, демонстрировать особенности патологии. Если такой ребенок является левшой, нельзя переучивать его писать «как все». При таком подходе патологии речи возобновятся с новой силой.
Желательно оградить детей с нарушениями речи на время ее коррекции от участия в шумных и напряженных мероприятиях, длительных экскурсиях и путешествиях. Речь учителя должна быть образцом для подражания — четкая, плавная, спокойная, выразительная, безупречная по артикуляции.
Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, логопед.