Алгоритмы для регионов
Сейчас РОО помощи детям с РАС «Контакт» разрабатывает карту, на которой будут отражены общие алгоритмы, как получить помощь для ребенка с аутизмом в конкретном регионе, городе или районе (если речь идет о крупном городе). Регионы в этом плане могут довольно сильно различаться.
Например, родителям часто не хватает информации о том, где можно пройти базовый скрининг и понять, есть повод для беспокойства, или нет. Они не знают, в какое учреждение обратиться в первую очередь, и какие специалисты должны работать с имеющимися дефицитами.
В апреле 2018-го мы надеемся запустить эту карту. Она будет устроена по принципу викимапии (Wikimapia, бесплатная многопользовательская интерактивная карта), куда могут добавлять объекты сами пользователи.
Помимо прочего, карта поможет родителям объединяться и организовывать ресурсные или коррекционные классы. Даже директора больших образовательных комплексов не всегда знают, какие дети живут на их территории, и можно ли сформировать коррекционный класс.
Логопеды для детей с аутизмом
Американская ассоциация речевого и языкового слуха (ASHA) отмечает на своем веб-сайте, что рекомендуются лучшие методы лечения аутизма. Но в то время как эти рекомендации описаны в целом, конкретный фокус для SLP не включен.
В целом, идея заключается в том, что терапевты в целом (и, вероятно, SLP в частности) должны формировать свою терапию в соответствии с потребностями отдельного ребенка и обеспечивать, чтобы терапия фокусировалась на «основных дефицитах» аутизма (обычно понимаемых как социальные и коммуникационные проблемы)., Этот тип совета довольно расплывчатый, поэтому, возможно, SLP и дети, страдающие аутизмом, обращаются к нему так по-разному. В то время как некоторые терапевты включают в свои занятия игру, повседневные занятия или социальные группы, другие предлагают гораздо более традиционный подход к обучению.
Ферн Суссман, руководитель программы «Больше, чем слова» и «TalkAbility» в Центре Ханен в Торонто, Канада, — SLP, который работает и пишет о детях с аутизмом. Она рекомендует начать с специалиста, сертифицированного Американской ассоциацией по языку слуха (ASHA). Но в дополнение к этим полномочиям, вот ее список качеств, которые нужно искать в SLP, который работает с аутичными детьми:
- Ваш SLP должен проверять использование языка (а не только способность произносить слова или звуки)
- Ваш SLP должен выяснить, получает ли ваш ребенок шутки, интонацию, зрительный контакт
- Ваш SLP не должен воздействовать на зрительный контакт, просто давая «мандат» или команду «смотреть на меня», но должен вовлекать вашего ребенка до такой степени, что он самостоятельно устанавливает зрительный контакт
- Ваш SLP не должен быть кем-то, кто специализируется на проблемах артикуляции или заикания. Вы хотите, чтобы он всегда использовал язык естественно. Вы можете сделать оба сразу — поработать над правильным произношением и помочь ребенку подумать: «Почему эта шутка смешная?»
- Ваш SLP должен понимать особые сильные стороны вашего ребенка и работать над их сильными сторонами. Визуальный ребенок никогда не должен заниматься исключительно слуховой работой.
Прелок, Патриция. «Понимание расстройств аутистического спектра: роль патологов и аудиологов с речевым языком в предоставлении услуг». 1997-2008 Американская ассоциация речевого языка и слуха.
Симптомы расстройства аутистического спектра
РАС характеризуется:
- дефицитом социальной коммуникации (например, невербального взаимодействия, навыков в развитии, поддержании и понимании отношений)
- ограниченными, повторяющимися моделями поведения.
Имеется в виду, что у ребенка отмечается задержка или отсутствие речи и он не использует ее для разговора, выражения эмоций, для достижения желаемого
Не использует в общении жесты и мимику, не указывает на желаемый объект пальцем, не обращает внимание, когда другие указывают на что-то. Такой ребёнок может не реагировать на свое имя и не поддерживать зрительного контакта
В саду воспитатели обращают внимание, что ребенок не играет со сверстниками и не проявляет к ним интерес.Также важным диагностическим признаком является однообразная или стереотипная деятельность. Тут можно упомянуть триаду Винг-Гулда, где помимо нарушений социального взаимодействия, коммуникации, говорится о нарушениях воображения, которое характеризуется отсутствием символической игры («понарошку»). Игра в основном стереотипна. Ребенок кружится, или взмахивает руками, ходит из стороны в сторону, сортирует предметы по цветам или выстраивает в башни, в ряд, трудно переключаем в своей деятельности или наоборот импульсивен и неусидчив. Он может иметь фиксированные интересы: часами наблюдать за струей воды или за приходящими и уходящими поездами. При этом такие дети могут знать счет до ста, воспроизводить его механически, иметь большой словарный запас, знать иностранные слова. Но, к сожалению, применять эти знания не могут, испытывают трудности при формулировании просьб.
Про стигму
— Знает ли ваше близкое окружение о диагнозе Артема?
— Да, все знают. Кроме коллег, не хочется от них жалости. Нам очень повезло с садиком: реакция администрации и воспитателя была адекватной. Наши родители и некоторые друзья вообще сначала убеждали, что мы наговариваем и всё будет хорошо. А когда разговор зашел про оформление инвалидности, смотрели с непониманием: зачем нам это клеймо? В итоге сочувствуют, есть друзья, которые помогали в те или иные моменты.
— Вокруг аутизма есть много стигм. Например, что это априори замкнутые дети, что это одаренные дети, что это дети с умственным развитием. На самом же деле всё индивидуально. С какими стереотипами вы столкнулись, в какие сами верили еще до того, как узнали больше об этом расстройстве?
— История про савантов самая неприятная, что вот были ученые и музыканты с аутизмом. Потому что «вот чего вы расстраиваетесь, ребенок одаренный, вот сколько одаренных с аутизмом». А правда в том, что на одного гения сто детей с проблемами, и никто не видит, чего стоит жизнь здесь и сейчас с особенным ребенком.
— Некоторые мамы и папы не хотят признавать, что у их ребенка аутизм, объясняя его поведение особенностями характера. Связано ли это с внутренней стигмой?
— Я считаю, что тут два источника проблемы. Первое — это, конечно, общественное осуждение. «Ребенок не нормален», часто такие родители прячут своих детей в чулан, это очень печально. Второе — это родительский опыт, и мир, разрушенный по факту, еще цел в голове. На эту тему есть очень хорошая шведского психолога Гурли Фюр «Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с особенностями развития». В ней хорошо расписан процесс принятия. Основное, что я оттуда взял, — это то, что нужно «похоронить» ребенка мечты, отгоревать и начать заниматься тем ребенком, который есть.
Синдром раннего детского аутизма (РДА) или синдром Каннера
- Эмоциональная холодность
- Неспособность управлять своими эмоциями (приступы внезапной агрессии)
- Стремление к одиночеству
- Безразличие к близким людям
- Отсутствие зрительного контакта (не смотрит в глаза)
- Погружение в мир внутренних переживаний
- Отсутствие стремления к коммуникации с окружающими
- Страх новизны
- Испытывает потребность в своего рода ритуалах и проявляет бурную негативную реакцию на любые изменения (в режиме дня, на перестановку мебели, изменение времени прогулок, приемов пищи и тд.)
- Привязанность к одной игрушке или ее части
- Отсутствие жестикуляции при разговоре
- Ребенок не реагирует на свое имя
- Не просит о помощи
- Нарушение психоречевого развития
- Может на протяжении долгого времени ходить по кругу, раскачиваться на месте или выполнять другие однотипные движения.
- Примерно у 30% детей наблюдаются эпилептические припадки
- Нарушения сна и работы ЖКТ
- Низкий уровень умственного развития (умственная отсталость)
История разработки
В XVII веке Т. Сиденгам ввел во врачебный обиход «классификационную медицину». Произошел стремительный рост количества выделенных отдельных заболеваний, число которых к концу XVIII века определялось тысячами. В Англии Джон Граунт (англ. John Graunt) попытался классифицировать случаи смерти детей до 6 лет, распределив их на смерть от молочницы, судорог, рахита, болезней зубов, глистных инвазий, недоношенности, смерть в первый месяц жизни, смерть грудных детей, смерть от увеличения печени, от удушья во сне? и прибавил к ним половину случаев смерти, причиной которых были оспа, «свиная оспа», корь, и не сопровождавшиеся судорогами глистные инвазии, и смог достаточно точно определить, что смертность живорожденных детей до 6 лет достигала 36 %.
В XIX веке классификацию болезней для всех возрастов предложил Франсуа Босье де Лакруа (Francois Bossier de Lacroix; 1706—1767) в книге «Методика нозологии» (Nosologia Methodica). Далее Первый Международный статистический конгресс, состоявшийся в Брюсселе в 1853 году заказал единую классификацию причин смерти, применимую на международном уровне. На втором Конгрессе, проходившем в Париже в 1855 году, были рассмотрены две классификации, классифицированные по этиологии на 5 групп: эпидемические болезни, органические (системные) болезни, болезни, подразделявшиеся по анатомической локализации, болезни развития и болезни, являющиеся прямым следствием насилия. Вторая классификация группировала болезни по характеру их проявления (подагрические, герпетические, гематические и т. д.). Конгресс принял компромиссный список, состоявший из 139 рубрик. В 1864 году эта классификация была пересмотрена в Париже на основе этиологической модели.
В 1891 году Международный статистический институт поручил комитету под председательством Жака Бертильона (фр. Jacques Bertillon, 1851—1922), начальника Статистической службы Парижа, подготовить классификацию болезней по причинам смерти. Эту классификацию приняли многие страны, и в 1898 году Американская ассоциация общественного здравоохранения рекомендовала её статистикам Канады, Мексики и США. Ассоциация также внесла предложение пересматривать классификацию каждые 10 лет. При шестом пересмотре в 1948 году в эту классификацию, названную Международным перечнем причин смерти, включили клинические состояния, не приводящие к смерти. Было издано «Руководство по Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти». Во второй том включили диагностические термины по алфавиту, кодируемых по соответствующим рубрикам.
Десятый вариант классификации болезней (МКБ-10) вступил в силу в 1990 году. В ней впервые использована алфавитно-цифровая система кодирования.
В 2000 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) анонсировала начало работы над одиннадцатым пересмотром. Она длилась 18 лет; новая МКБ-11 была утверждена в 2019 году. МКБ-10 содержала 14 тыс. кодов, а в МКБ-11 их 55 тыс. Например, группа «Психические, поведенческие расстройства или нарушения развития нервной системы» пополнилась 15 новыми диагнозами, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); дисморфическим расстройством (одержимость исправлением незаметных окружающим недостатков в своей внешности); расстройством патологического накопительства; игровым расстройством (зависимость от компьютерных игр).
Также в МКБ-11 появился новый раздел «Состояния, связанные с сексуальным здоровьем». В подраздел «гендерные несоответствия» перенесли транссексуализм и гермафродитизм, а сами понятия уточнили — их больше не считают нарушением или расстройством. Психиатр-сексолог Олег Старостин объясняет: ВОЗ ввела такую формулировку, чтобы люди, не обладающие психиатрическим диагнозом, могли рассчитывать на медпомощь — в частности, на гендерный переход. Также изменились формулировки, касающиеся педофилии. В МКБ-9 она была определена как «половое извращение», а МКБ-10 — как «сексуальная тяга к детям». А в МКБ-11 говорится про «педофильное расстройство».
Гордитесь достижениями ребёнка
Ваш ребенок с РАС может стать, а не может и не стать «отличником» в традиционном понимании этого слова. Если он не склонен к изучению наук и не имеет такой потребности, не любит спорт, скорее всего, он не завоюет научные или спортивные награды, не станет звездой шоу-бизнеса (хотя кто знает, мир не предсказуем).
Но каждый раз, когда ваш ребёнок с аутизмом переходит на новый уровень, преодолевает свои последние ограничения, это замечательное событие. Когда ваш ребёнок задаёт вопросы, делится игрушками, самостоятельно пробует что-то новое или даже здоровается с незнакомцем — это повод отпраздновать!
Не сравнивайте своего ребёнка с типичными детьми, сравнивайте его только с ним же и, когда вы видите новые достижения, хвалите его. Может быть, похвала ему не так важна, как обычному ребёнку, но кто знает? Вполне возможно, похвала для него значит гораздо больше, чем вы думаете!
Диагностика аутизма
Первым шагом в постановке диагноза является всесторонний сбор анамнеза. Распознать аутистическое расстройство по отдельным симптомам непросто, поскольку модели поведения ребенка могут меняться несколько раз в процессе развития.
В первый год жизни дети с расстройствами аутистического спектра практически не отличаются по своему поведению от других детей. Поведенческие особенности проявляются только на втором году жизни, особенно при общении с другими детьми. Поэтому в большинстве случаев окончательный диагноз можно поставить только в возрасте 18 месяцев.
При подозрении на расстройство аутистического спектра чаще всего детский психиатр устанавливает дальнейшее наблюдение за развитием ребенка. Он может анализировать его поведение в течение длительного периода времени (нескольких месяцев или лет), чтобы поставить окончательный диагноз.
Хотя не существует специального метода, который мог бы со стопроцентной вероятностью выявить аутизм, в настоящее время для формальной диагностики используется несколько специфичных инструментов. К ним относятся следующие тесты: «График диагностического наблюдения при аутизме», «Интервью для диагностики аутизма», а также различные шкалы оценки детского аутизма. Все эти тесты используются врачом не только сами по себе, а как часть более широкой оценки, включающей длительное наблюдение за поведением ребенка.
Специалист в области психического здоровья обязательно задает родителям важные вопросы:
-
Интересуется ли ребенок окружающим миром?
-
Делится ли он со своими родителями эмоциями?
-
Часто ли ребенок злится и кричит?
-
Боится ли он прикосновений?
-
Имеются ли у ребенка речевые нарушения?
-
Проявляет ли ребенок повторяющиеся модели поведения?
-
Замечали ли вы, что ребенок слишком чувствителен к различным раздражителям (звуку, свету и т.д)?
-
Идет ли он на контакт со сверстниками?
Почти все аутисты имеют проблемы со взаимодействием с окружающими. Им трудно формировать или поддерживать отношения с другими людьми. У них часто встречаются отклонения в вербальной и невербальной коммуникации. Способность говорить может быть ограничена, но в некоторых случаях она также может быть нормальной или выше среднего.
Многие аутичные люди избегают прямого зрительного контакта и используют лишь ограниченные жесты и язык тела.
Аутисты часто имеют так называемые «особые интересы», которые могут показаться необычными или чуждыми посторонним, и демонстрируют повторяющееся стереотипное поведение, напоминающее ритуалы.
Со стороны может казаться, что аутичные люди живут в своем собственном мире, который с его правилами и представлениями трудно понять другим.
Поскольку некоторые формы аутизма и особенно ранний детский аутизм часто ассоциируются с умственной отсталостью, для диагностики также проводится тест на уровень интеллекта. Однако при этом учитывается не только общий IQ, но и понимание языка, способность к логическому мышлению, а также скорость обработки задач и рабочая память.
Для диагностики особенно важно использовать тест развития, специально адаптированный к возрасту ребенка. В противном случае может случиться так, что результат теста будет ложноположительным и у ребенка будет диагностировано расстройство аутистического спектра (хотя на самом деле его не будет).. Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Врач также проводит дифференциальную диагностику, например с СДВГ, поведенческими расстройствами, социальной фобией, депрессией, нарушениями языкового развития, обсессивно-компульсивными расстройствами, синдромом Ретта.
Расстройство также могут подтвердить и некоторые генетические тесты, которые помогут выявить, нет ли у пациента синдрома Мартина-Белла, туберозного склероза головного мозга или другой генетической мутации.
Осложнения аутизма
К основным неблагоприятным последствиям аутизма относятся:
-
деградация личности;
-
нетрудоспособность;
-
нарушение когнитивных функций, снижение уровня интеллекта;
-
агрессия, нанесение самоповреждений;
-
судороги, эпилепсия;
-
тяжелые нарушения поведения;
-
сложности с социальной адаптацией;
-
плохая успеваемость в школе;
-
психические заболевания (фобические тревожные расстройства, депрессия, обсессивно-компульсивное расстройство и т.д.);
-
снижение качества жизни членов семьи.
Перечисленные осложнения аутизма возникают при тяжелой стадии недуга и позднем обращении за медицинской помощью. При своевременном обращении к врачу и вовремя начатых психокоррекционных мероприятиях прогноз заболевания благоприятный
Родителям при этом важно соблюдать ряд рекомендаций:
Принять своего ребенка таким, какой он есть и перестать сравнивать с другими детьми
Вместо того чтобы сосредотачиваться на том, чем он отличается от остальных и чего ему «не хватает», лучше обратить внимание на его особенности и маленькие успехи. Ребенку так необходимо чувство безусловной любви и принятия.
Придерживаться распорядка дня
Аутичные дети, как правило, добиваются лучших результатов, когда они следуют четко структурированному графику. Можно составить расписание для своего ребенка с регулярным временем для приема пищи, терапии, школы и времени сна
Важно свести нарушения этих правил к минимуму. Если изменения в расписании неизбежны, следует подготовить к ним ребенка заранее.
Поощрять хорошее поведение
Положительное подкрепление имеет большое значение для ребенка с РАС, поэтому следует хвалить его, когда он ведет себя правильно или осваивает новый навык (конкретно указывая, за какое поведение его хвалят).
Научиться улавливать невербальные сигналы, которые аутичные дети используют для общения. Необходимо обращать внимание на звуки, которые они издают, выражение лица и жесты, которые используют, когда устали, проголодались или хотят спать. Чаще всего дети с РАС капризничают потому, что взрослые не улавливают их невербальные сигналы. Истерика — способ сообщить о своем разочаровании и привлечь внимание.
Обратить внимание на сенсорную чувствительность ребенка. Многие аутисты гиперчувствительны к свету, звуку, прикосновению, вкусу и запаху. Некоторые из них напротив «недостаточно чувствительны» к сенсорным раздражителям. Важно выяснить, какие образы, звуки, запахи, движения и тактильные ощущения вызывают «плохое» или деструктивное поведение ребенка, а что вызывает положительную реакцию.
Сохранять позитивный настрой и не сдаваться. Невозможно предсказать течение расстройства аутистического спектра. Поэтому не следует делать поспешных выводов о том, какой будет дальнейшая жизнь вашего ребенка. Как и у всех, у людей с аутизмом есть целая жизнь, чтобы расти и развивать свои способности.
Раннее медицинское вмешательство — самый эффективный способ ускорить развитие ребенка и сгладить симптомы аутизма.
Поэтому если вы заметили у своего чада какие-либо признаки расстройства, не откладывайте визит к врачу. Чем раньше будет поставлен диагноз и назначено лечение, тем благоприятнее будет дальнейший прогноз.
Чем отличается аутизм от РАС?
Аутизм и РАС (расстройства аутистического спектра) — это два понятия, связанных с нарушениями в развитии и функционировании мозга. Они имеют общие черты, но также есть различия.
- Определение: Аутизм (также известный как инфантильный аутизм) — это нейроразвитие, которое приводит к проблемам в общении, социальных взаимодействиях, речи и поведении. РАС — это более широкий термин, который включает в себя различные расстройства развития, такие как аутизм, аспергеровский синдром, детское дезинтегративное расстройство и другие.
- Уровень функционирования: Аутизм представляет собой спектр от высокофункционального до низко функционального уровня. РАС также имеет различные уровни тяжести, от легкой до тяжёлой.
- Основные симптомы: У людей с аутизмом часто наблюдаются проблемы с социальным взаимодействием, повторяющимся поведением и интересами, а также ограниченная навязчивая реакция на определенные стимулы. Расстройства аутистического спектра включают в себя эти признаки и могут затрагивать также речь, общение, понимание социальных намеков.
- Диагностика: Аутизм, РАС диагностируются профессионалами в области психического здоровья на основе поведенческих наблюдений, анамнеза и результатов специализированных тестов.
- Лечение и поддержка: Для обоих состояний используются различные методы лечения и поддержки, которые включают терапевтические подходы, медикаментозную терапию, психосоциальную помощь и образовательные интервенции. Лечение назначаются индивидуально в зависимости от нужд и возможностей пациента.
В целом, аутизм является одним из расстройств аутистического спектра, представляющий более широкую классификацию, включающую различные формы расстройства.
Пусть папа принимает участие и в играх и в воспитании!
Очень часто дети живут в мире женщин. Это происходит по ряду причин: матери обычно более тесно связаны с ребёнком, особенно с ребенком-аутистом, они обеспечивают ежедневный уход и выбор методов лечения. Женщины чаще выбирают профессии врачей и педагогов. Но гораздо более важным является тот факт, что отцы мальчиков с РАС часто сталкиваются тем, что их сын просто не понимает типично мужской деятельности, такой как командные виды спорта, работа с инструментами, и т.д.
Без представления о том, как коммуницировать со своим необычным ребенком, многие отцы просто отходят в сторону, позволяя матери взять инициативу в свои руки и теряя возможность подключиться к интересам сына. Зная особенности вашего ребёнка, ищите альтернативы, например пешие прогулки вместо футбола. Вы можете обнаружить множество общих интересов, нужно лишь посмотреть не стандартно.
Синдром Аспергера у женщин
Статистика утверждает, что синдром Аспергера и другие расстройства аутистического спектра чаще возникают у мальчиков. Тем не менее, девочки также могут иметь аутизм или одну из его разновидностей.
Относительно недавно в Шотландии (Rutherford et al, 2016) было проведено исследование, результаты которого оказались весьма любопытными. Оказывается, что среди маленьких детей с синдромом Аспергера соотношение мальчиков и девочек составляет 5.5:1, для подростков соотношение составляет 2.3:1, а у взрослых людей — 1.8:1. Исходя из этого, можно сделать вывод, что у женщин эта патология не встречается реже, просто она диагностируется позже. Если мальчиков к врачам приводят родители, то девочки обращаются к специалистам самостоятельно, став взрослыми.
Такое положение вещей отчасти связано с тем, что некоторые симптомы у девочек протекают не так, как у мальчиков. Родителей должно насторожить такое поведение дочери:
неявные поведенческие проблемы. Они не являются, по мнению родителей и учителей, чем-то деструктивным
Поэтому они зачастую не принимаются во внимание. Ну, разве стоит тянуть девочку к психиатру, если она не хочет общаться с одноклассницами? Но если ребенок слишком замкнут и застенчив, постоянно пребывает в одиночестве, то стоит задуматься и присмотреться к нему внимательнее;
селективный мутизм
Этот симптом означает, что девочка не может говорить в некоторых ситуациях, при этом она не может выбирать, когда именно сможет говорить, а когда нет. То есть на этой неделе она сможет отвечать в школе, а на следующей – нет. Предсказать частоту проявления мутизма невозможно;
общается преимущественно с мальчиками. Таких девочек принято называть «пацанками». Девочки с РАС не разделяют увлечения своих сверстниц модной одеждой и прическами, они просто не понимают, зачем это нужно. Момент полового созревания для них может стать шоком, они полностью лишены сексуальности, не испытывают полового влечения. Молодые женщины в спектре аутизма могут хотеть иметь детей, но для них более приемлемым оказывается усыновление, нежели рождение собственных из-за нежелания интимной близости с мужчиной;
пребывание в мире фантазий. Детям свойственно погружаться в выдуманные истории и увлекаться сказочными персонажами. По мере взросления такая увлеченность отступает, и на первый план выходят более реальные вещи. Однако девушки с синдромом Аспергера продолжают пребывать в фантастических мирах. Психотерапевты объясняют это тем, что в реальности люди с РАС чувствуют себя не в своей тарелке, а в выдуманном мире их любят такими, какие они есть.
Вылечить синдром Аспергера нельзя, но его выявление и понимание особенностей человека с этой патологией позволяет построить нормальные взаимоотношения в семье. Это касается как родителей с детьми, так и супругов. Достаточно часто женщины с РАС отказываются от интимной близости, хотя искренне любят своего супруга. Нарушение сенсорного восприятия приводит к тому, что прикосновения к телу (особенно в чувствительных местах) воспринимается ими как неприятные или болезненные. Стремление жить по распорядку может превратить интимную близость в четко распланированный ритуал, который быстро наскучит нейротипичному партнеру. Сохранить семью поможет понимание того, что такое синдром Аспергера.
Девушки с такой патологией чувствуют себя несчастными, зачастую они хотят иметь любимого человека и семью, но строить взаимоотношения с противоположным полом им чрезвычайно трудно. Кроме проблем, связанных с РАС, у девушек и молодых женщин на фоне душевных переживания возникают депрессии, гендерная дисфория, нервная анорексия и тревожные расстройства. Все это, а также желание разобраться в себе и причинах своих проблем приводит их в кабинет психотерапевта. И только получив информацию о синдроме Аспергера, они принимают себя и учатся жить со своими врожденными «особенностями». Не стоит опасаться того, что вас неправильно поймут или навсегда запишут в «ненормальные». Осознание проблемы является первым шагом на пути по улучшению собственной жизни.
Чего не делать – «покупаться» на обещания шарлатанов
К сожалению, можно встретить обещания «вылечить» аутизм, предлагаются сомнительные методы (уколы, различные медикаменты, диеты, лечение токами и др.), которые не имеют научно доказанной эффективности. Скептицизм у родителей также должны вызывать «уникальные авторские методики».
Неадекватная программа помощи – это как минимум впустую потраченные деньги и время. В некоторых случаях такие методы псевдолечения (например, болезненные мануальные процедуры, неоправданные госпитализации, приводящие к разлуке с ребенком, необоснованно назначенные препараты, не имеющие доказанной эффективности) могут нанести вред психическому развитию и даже физическому здоровью ребенка.
Для помощи людям с РАС существуют методы вмешательства с доказанной эффективностью, то есть те, эффективность которых была доказана в клинических испытаниях и подтверждена в систематических обзорах в соответствии с принципами современной доказательной медицины. Это методы, позволяющие преодолевать ключевые дефициты – развивать коммуникацию и социальные навыки, гибкость, учиться регулировать эмоции, осваивать навыки самообслуживания и академические навыки. Наиболее эффективные вмешательства разработаны в рамках прикладного анализа поведения. Исследования показывают, что своевременно начатые качественные программы помощи приводят к значительным результатам для людей с РАС и их семей.