Игры и игрушки для детей в 5 лет (как развлекать)
С пяти лет ребенок все больше одиночному времяпрепровождению предпочитает компанию сверстников. Вместе им очень интересно играть в ролевые игры – школу, больницу, дочки-матери, войнушку, магазин. Они устанавливают свои, порой достаточно сложные правила, вводят расчетную валюту в виде фантиков. Дети настолько увлечены, что их игра может продолжаться несколько часов. Причем в куклы могут играть также и мальчики. Для пятилетнего возраста это вполне характерно.
Если у ребенка есть способности или желание, его можно записать в спортивные секции. С пяти лет уже можно заниматься гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, шахматами, хоккеем, некоторыми видами восточных единоборств. Самое время отдать ребенка на бальные танцы, рисование, научить игре на фортепьяно. Только не нужно детей принуждать или уговаривать, они должны сами проявить желание.
Одними из любимых развлечений остаются чтение сказок, детских книг, лепка, рисование, конструирование, собирание паззлов, кубиков. Любят они слушать и детские песенки, нередко подпевая сами. Иногда дети увлекаются коллекционированием. Собирают открытки, фантики от конфет, вкладыши на определенную тематику. Многие современные дети в пять лет овладели компьютером, любят играть на нем в игры. Родителям нужно следить за длительностью времяпрепровождения за монитором, ограничивая его до получаса в день.
Познание: что это
Понятие «познание» представляет собой совокупность двух взаимосвязанных факторов, влияющих на развитие ребенка. Первый фактор связан с теми событиями и мыслительными процессами, которые необходимы для получения и усвоения информации. Частыми вопросами на этом этапе считаются:
Чем интересуется ребенок в возрасте 5-6 лет?
Какую информацию он выбирает из окружающей его среды?
Каким образом информация поступает к нему (какие при этом используются способы познания)?
Как ребенок поступает с полученной информацией (усваивает, систематизирует, забывает, другое)?
Второй фактор непосредственно связан с тем, как ребенок относится к информации. Он готов познавать то, что считает положительным. Если первичные данные будут восприняты негативно, то желания к дальнейшему познанию не появится
Поэтому очень важно правильно следить за познавательным развитием девочек и мальчиков
Навык самообслуживания
В возрасте 5 лет ребенок уже должен обладать основными навыками самообслуживания. Эти навыки помогут ему стать более самостоятельным и справляться с базовыми задачами в повседневной жизни.
1. | Одевание |
Ребенок должен уметь одевать/снимать одежду самостоятельно. Он должен знать, как надеть свитер, штаны, носки и обувь. Он также должен уметь регулировать молнии, застегивать кнопки и завязывать шнурки. | |
2. | Умывание |
Ребенок должен знать, как правильно умываться. Это включает использование мыла, набор воды, тщательную мойку рук и лица, а также использование полотенца для вытирания. Ребенок также должен знать, что умываться нужно несколько раз в день. | |
3. | Питание |
В пяти лет ребенок должен уметь самостоятельно есть. Он должен знать, как пользоваться столовыми приборами, как правильно жевать пищу и как использовать салфетки для уборки. Он также должен понимать, что перед едой нужно вымыть руки. | |
4. | Туалетные навыки |
Ребенок должен знать, как пользоваться туалетом самостоятельно. Это включает снятие и надевание одежды перед использованием туалета, правильную сидячую или стоячую позицию, очистку после себя, умывание рук и прочие санитарные меры. | |
5. | Уборка игрушек |
Ребенок должен понимать необходимость уборки своих игрушек после игры. Он должен знать, где хранить игрушки и помогать с их уборкой. Это развивает ответственность и чистоту в его действиях. |
Умение самообслуживаться поможет ребенку развивать навыки самостоятельности, ответственности и самоконтроля. Эти навыки также позволят ему чувствовать себя более уверенно и готовым к новым вызовам в жизни.
Движение: мелкая и крупная моторика
Дети учатся играя, и именно этим должны быть заняты дети в 5 лет. В этом возрасте они бегают, скачут, кидают и пинают мячики, лазают по детской площадке и качаются на качелях. А также:
- может удержать равновесие на одной ноге хотя бы 10 секунд
- умеет прыгать на двух и одной ноге, ходить задом наперёд;
- легко поднимается и спускается по лестнице;
- начинает осваивать велосипед со страховочными колесами;
- может нарисовать или скопировать круг, треугольник, квадрат или другую фигуру;
- рисует человечка с отдельными частями тела (не менее шести);
- самостоятельно одевается и раздевается, чистит зубы и справляется с туалетом с минимальной помощью;
- начинает пользоваться при еде ножом, с помощью взрослого.
Питание ребенка в 5 лет
К пяти годам несколько замедляется рост детского организма по сравнению с предыдущими годами. Поэтому уменьшается потребность в дополнительных калориях. Снижается количество потребляемых животных белков, но увеличивается доля жиров и белков растительного происхождения. Калорийность дневного рациона должна составлять примерно 2000 ккал. На белки и жиры должно приходиться по одной части, на углеводы – 4, т.е. соотношение углеводов, жиров и белков должно составлять 4:1:1. Такой режим питания позволит ребенку не испытывать чувство голода, в то же время не перегружать пищеварительную систему жирной и тяжелой пищей. Необходимо следить, чтобы в его рационе присутствовало достаточно овощей, как источник многих незаменимых микроэлементов. Следует дополнять ежедневное питание сырыми овощами и фруктами по сезону.
Что должен уметь ребенок в 5-6 лет
Считается, что дети имеют нормальное познавательное развитие, если к 5-6 годам они умеют:
- определять форму объекта;
- отличать цвета и оттенки;
- распознавать простые фигуры в геометрии;
- мысленно составлять маршрут передвижения от своего дома к магазину;
- определять причинно-следственную связь какого-либо события;
- запоминать текст, цифры;
- фантазировать и отличать фантазию от реальности;
- проводить эксперименты, распределять предметы по группам, анализировать ту или иную ситуацию;
- считать от 0 до 10 и обратно;
- решать несложные задачи по математике на сложение и вычитание;
- определять времена года, дни недели, части суток;
- определять иные элементарные вещи.
- Говоря о физическом развитии, то в этом возрасте, как мальчики, так и девочки должны уметь:
- свободно ходить на пятках, носках;
- высоко поднимать коленки;
- бегать в разном темпе;
- ловить, бросать, перебрасывать, отбивать;
- прыгать (вперед, назад, на одной ноге, в высоту, в длину и т.д.);
- играть в спортивные игры (футбол, волейбол, теннис, бадминтон).
Развитие ребенка в 5 лет (что должен уметь)
В 5 лет ребенок окреп как физически, так и психологически
Ему важно, как он выглядит, во что одет. Он себя уже воспринимает как личность, понимает, что отличается от других
Имеет свое мнение и отстаивает его не капризами, а пытается объяснить, приводя доводы. Дети в пять лет достаточно физически выносливы. Они могут пробежать, не останавливаясь, 200-300 метров в быстром темпе. Если на пути встречаются препятствия, они их ловко перепрыгивают или оббегают.
У детей хорошо развита координация движения. Они с закрытыми глазами легко достают пальцем до кончика носа, уха, макушки, колена. Пятилетние дети довольно ловкие, подбрасывают и ловят даже небольшой мяч, не промахиваясь, точно бьют по нему ногой. Могут пробежать по тонкой дощечке, прыгают вперед и назад, через препятствия – ямки, канавки.
Ребенок пяти лет умеет контактировать не только с детьми, но и взрослыми – соседями, друзьями семьи. Может подойти к незнакомым сверстникам, завязать разговор, принять участие в игре, поделиться игрушками. Большую часть дня пребывает в хорошем настроении, оптимистично настроен, не капризен, не упрям. Пытается во всем помочь взрослым – родителям, бабушкам, дедушкам. Например, принести тапочки, очки, накрыть на стол, укрыть пледом. Если назревает конфликтная ситуация, готов идти на уступки, чтобы прийти к компромиссному решению.
У пятилетнего ребенка хорошая память. Он способен запоминать новые слова, как русские, так и иностранные, объемные стихотворения, смысла которых даже не понимает. Пытается выяснить значения новых слов. У него богатый словарный запас – 2500-3000 слов. Ему удается довольно легко излагать мысли , точно передавать свои ощущения или впечатления словами. Не путается в понятиях «вчера» и «завтра», «ужин» или «завтрак». Если происходит ошибка, он тут же поправляет себя сам.
Из пяти-шести слов, логически рассуждая, легко находит лишний предмет. Например, сообразит, что из слов «ложка», «тарелка», «кастрюля», «стул», « чашка», «стакан» — посторонним предметом является «стул». Если на картинке изображены предметы неправильно, найдет ошибку и объяснит, что здесь не так.
Игры и развлечения для 5-летнего ребенка
В пятилетнем возрасте дети очень активны и любят играть. Они обладают широким кругозором и интересуются многими вещами. В этот период ребенок уже может играть в более сложные игры и заниматься развивающими активностями.
Одной из популярных игр для 5-летнего ребенка является конструктор. С помощью конструктора ребенок может строить различные сооружения, изобретать новые модели и развивать свою фантазию. Конструкторы бывают разные: для мальчиков и для девочек, с разными элементами и тематиками.
Еще одной интересной игрой является разрешение головоломок. Дети в этом возрасте активно развивают свою логическую мысль и способность решать сложные задачи. Головоломки помогают развивать концентрацию, эрудицию и логику ребенка.
Для развития мелкой моторики и координации движений рекомендуется заниматься творчеством. Это может быть рисование, лепка из пластилина или игра с пазлами. Эти занятия помогают развивать творческий потенциал и фантазию ребенка.
Важно учить ребенка социализации. Для этого можно играть в командные игры, например, в футбол или молочную игру
Такие игры помогут развить у ребенка навыки коммуникации, сотрудничества и уважения к другим.
Не забывайте об активных играх на свежем воздухе. Детям нужно двигаться! Проведите время на детской площадке или сыграйте в прятки. Это прекрасный способ развлечения и физического развития.
Игры и развлечения для 5-летнего ребенка помогут развивать его интеллектуальные и физические способности. Что еще может быть лучше, чем учиться и развлекаться одновременно?
Физическое развитие 5-летнего ребенка
Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.
- Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста.
- С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи).
- Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость.
- Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
Знать цифры от 1 до 10;
Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
Знать и различать основные цвета;
Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
Знать своё имя, фамилию и адрес;
Знать дни недели;
Находить различия в предметах;
Пересказывать сюжеты картинок;
Знать названия овощей и фруктов, различать их;
Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Математические навыки
На пятом году жизни ребенок уже обладает определенными математическими навыками, которые он активно развивает. Ребенок знает числа от 1 до 10 и может считать в этом диапазоне. Он может складывать и вычитать числа от 1 до 5 при помощи конкретных предметов или изображений.
В этом возрасте ребенок начинает понимать понятие количества, размера и порядка. Он может сравнивать объекты по размеру и количеству: определять, какой предмет больше или меньше, и загадывать «больше» или «меньше». Он может расположить предметы в правильном порядке, учитывая их размер, цвет или форму.
Ребенок также начинает осознавать понятия времени и длительности. Он может понимать понятия «рано» и «поздно», «быстро» и «медленно». Он может считать до 10 и обратно.
У ребенка в этом возрасте появляется интерес к геометрии и формам. Он может узнавать и называть основные геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Он может составлять пазлы и строить конструкции из различных блоков.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому эти навыки могут различаться. Родители и педагоги должны поддерживать и поощрять увлечение ребенка математикой, создавая интересные игры и задания, чтобы развивать его математические способности
Развитие навыков ребенка в 5 лет
В возрасте пяти лет ребенок находится на ключевой ступени своего развития. Он активно осваивает новые навыки и умения, которые помогут ему успешно адаптироваться в обществе и учиться в школе. В этом возрасте дети обычно полностью формируют свои базовые навыки, включая физические, когнитивные и социально-эмоциональные навыки.
Физическое развитие в пятилетнем возрасте обычно характеризуется усилением координации движений. Ребенок может бегать, прыгать, лазить, кататься на велосипеде и ловко играть с мячом. Он также может рисовать и писать, улучшая свои мелкомоторные навыки. Дети в этом возрасте уже часто могут самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки и зубы.
Когнитивное развитие в пять лет свидетельствует о значительном продвижении в понимании и использовании языка. Ребенок может объяснять свои мысли посредством рассказов, задавать вопросы и хорошо понимать сообщения взрослых. Он начинает интересоваться письмом, знакомится с буквами и цифрами, исследует окружающий мир и задает много вопросов
Развивая свою память и внимание, ребенок может запоминать простые песни, стихи и сказки
В пятилетнем возрасте социально-эмоциональное развитие становится более сложным. Ребенок начинает играть вместе с другими детьми, развивает навыки совместной игры. Он учится делиться игрушками, сотрудничать и решать конфликты. Ребенок становится более самостоятельным и начинает брать на себя некоторые обязанности, такие как уборка игрушек или помощь в приготовлении еды.
Пятилетний ребенок также развивает воображение и творческие способности. Он может создавать свои собственные истории и игры, рисовать и лепить из пластилина. Ребенок начинает проявлять свои интересы и предпочтения, что помогает ему обнаружить таланты и развить их в будущем.
Важно помнить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому не стоит сравнивать их с другими детьми. Наблюдайте за своим ребенком, поощряйте его усилия и поддерживайте его в его интересах и достижениях
Это время важно для формирования базы навыков и умений, которые будут помогать вашему ребенку на протяжении всей его жизни.
Старший дошкольный возраст: особенности
Ребенок в 5-6 лет считается дошкольником. На этом этапе развиваются познание, интеллект, память, воображение, личность в целом. Ребенку все интересно, его завлекают и интересуют различные вещи, предметы, процессы, происходящие в мире. Однако в таком возрасте он не способен упорядочивать всю поступающую информацию
Следует с осторожностью относиться к познавательному развитию детей. Ведь именно в этом возрасте происходит становление личностного «Я»
В основном, дошкольники 5-6 лет стремятся расширить свой кругозор, понять взаимоотношения взрослых и быть с ними наравне, утвердить свое отношение к окружающей среде и обществу. Познание происходит посредством общения с ровесниками, самостоятельного изучения данных, экспериментирования
Этот возраст характеризуется развитием и становлением волевых качеств, позволяющих ребенку фокусировать внимание на той или иной деятельности
Многие дети в возрасте 5-6 лет критически могут к себе относиться, искать какие-либо недостатки, комплектовать по их поводу. В этом случае необходимо собственным примером доносить до ребенка только позитивную информацию и настраивать его на все хорошее и лучшее. Негатив в воспитании ребенка может привести к неустойчивой детской психике.
Рекомендации воспитателям дошкольных учреждений
Воспитателям старшей дошкольной группы следует много времени уделять ребенку, чтобы он смог познавательно развиваться. Для этого нужно:
- Помогать ребенку в изучении чего-то нового и расширении кругозора. Преподносить информацию о мире, живых и неживых существах, природе, космосе в доступной форме. Проводить тематические праздники, конкурсы, упражнения, вести практические занятия. Научить понимать ребенка, что любая деятельность, должна быть настроена на результат. Сформировать понятие и потребности в ведении здорового образа жизни, соблюдении правил техники безопасности.
- Развивать познавательные процессы ребенка. Задача воспитателя: донести информацию ребенку различными способами. Развивать процессы познания можно путем специальных упражнений и игр, которые помогают развитию мышления. Показать ребенку цепочку связей и закономерностей, последствия нарушения этой цепочки. Подталкивать ребенка к самостоятельному выбору, деятельности.
- Способствовать проявлению самостоятельности ребенка. Воспитатель обязан поощрять ребенка за любые познавательные вопросы, организовывать практические занятия, направленные на развитие мыслительного процесса. Знакомить детей с источниками информации: книгами, газетами, журналами, компьютером, интерактивными столами, другими также необходимо. Проводить больше конкурсов, где ребенок сможет проявить себя и раскрыться полностью.
- Формировать познание мира путем позитивного восприятия. Рассказывать и наглядно приводить примеры об исторических событиях, о том, как нужно относиться к окружающим, о взаимоотношениях между ровесниками. Формировать у детей знание слова «нельзя» и «можно», бережное отношение к вещам, предметам, чувство гордости за себя, свою Родину.
Старший дошкольный возраст – период становления всех познавательных процессов
Важно, задействовать максимальное количество игр, упражнений и заданий для полноценного развития ребенка
Особое внимание следует уделить конструктору, играм, где необходимо определить групповую принадлежность предмета («Третий лишний», «Разложи по порядку»), играм, развивающим память
Главное в познавательном развитии детей возрастом 5-6 лет – это постоянное расширение кругозора. На любые вопросы, отвечайте ребенку развернуто, обоснованно и аргументированно.
Читайте далее:
Методы развития кругозора у дошколят
Нормы развития детей старшего дошкольного возраста
Формирование познавательных навыков детей в 3—4 года
Visited 1 times, 1 visit(s) today
Физическое развитие пятилетнего ребёнка
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно. Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы
В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Занятия с ребенком в 5 лет (как развивать)
Для развития речи с детьми полезно заучивать скороговорки и считалочки. Проговаривая их вначале медленно, затем в убыстренном темпе, ребенок вырабатывает чистоту произношения и хорошую дикцию. Есть специальные математические считалки, повторяя которые, дети дополнительно учатся счету и простым арифметическим действиям. Если ребенок только приступил к заучиванию алфавита, с ним можно поиграть в лото. На широкой полосе бумаги в ряд пишутся крупные буквы. Ребенку выдаются жетоны — бумажные кружки или квадратики. Взрослый называет букву, а дети ищут ее у себя на бумаге и, если нашли, закрывают жетоном. Игра продолжается, пока не закроется весь ряд. Вместо букв можно написать и цифры.
Хорошо развивает логическое мышление игра, где требуется найти лишний предмет. Ребенок из предложенных картинок должен выбрать одну, которая отличается от других. Например, среди картинок с цветами есть одна с грибочком. Или на всех карточках нарисованы музыкальные инструменты, а на одной — молоток. Подручный дидактический материал можно сделать самим, купить в магазине или распечатать картинки из Интернета.
Чтобы познакомить детей с цифрами, можно купить разукрашки, в которых, чтобы получить контур рисунка, необходимо соединить по порядку точки с цифрами. Когда рисунок будет готов, его можно разукрасить. В 5 лет нужно показать ребенку, как пользоваться телефоном и научить звонить самостоятельно. Объяснить простые правила движения, рассказать, зачем нужен светофор, что означает каждый цвет и какие выполняют действия при их загорании.
Речь 5-летнего ребенка
- Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог.
- Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи.
- После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста.
- Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.