Что делать, когда один ученик терроризирует целый класс

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства

Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

  1. Незаконное ограничение права на образование или его нарушение. Оно выражается тем, что нарушаются или ограничиваются конституционные права ребенка на получение бесплатного и доступного образования. Сюда же относится отказ директора принять ребенка в школу или исключение учащегося из учреждения. Проступок наказывается штрафом. Должностные лица должны будут заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица — от ста до двухсот тысяч.
  2. Незаконное ограничение или нарушение прав и свобод, связанных с образованием и установленных законом. Сюда относится нарушение установленного порядка реализации этих прав и свобод. За подобные деяния должностных лиц наказывают административным штрафом от десяти до тридцати тысяч рублей. Юридическим лицам придется выплачивать штраф от пятидесяти до ста тысяч.

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

  1. За несоблюдение норм человеку сначала будет вынесено предупреждение, а при повторном нарушении штраф. Для физических лиц — от ста до пятисот рублей. Для должностных лиц от пятисот рублей до тысячи. Для тех, кто осуществляет деятельность без пометки юридического лица — штраф до тысячи и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам придется выплатить от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае невыплаты им также грозит приостановление деятельности на тот же срок.

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

Российские школы в 2022/2023 учебном году примут 17,5 млн учеников — это:

  • Четыре с лишним Татарстана — по состоянию на 2022 год в республике проживает 3 886 395 человек.
  • На полмиллиона больше, чем в 2020/2021 и 2021/2022 годах — по 17 миллионов школьников.
  • На миллион больше, чем в 2019/2020 учебном году — тогда за парты сели 16,5 миллиона детей.
  • На 3,4 миллиона учащихся больше, чем в 2015/2016 учебном году — 14,1 миллиона человек.
  • На 5,4 миллиона больше числа детей, которые учились в 2010/2011 учебном году, — 12,1 миллиона школьников.
  • Примерно на 3,6 миллиона больше, чем в 2006/2007 учебном году — 13,9 миллиона детей.
  • В 4,1 раза больше числа студентов в России — 4,22 миллиона.
  • На 5 миллионов больше числа школьников в Германии — 12,5 миллиона.
  • В 3,1 раза больше, чем в Турции — там в средней школе учатся 5,5 миллиона школьников.
  • В 16,5 раза меньше количества учащихся в Китае — 289 миллионов.
  • Чуть меньше численности населения Нидерландов — там проживает 17,6 миллиона человек.
  • Три Дании — население этой страны составляет почти 5,8 миллиона человек.
  • В 3,1 раза меньше численности школьников в США — 55 миллионов.

Что делать родителям?

Учительский буллинг, выражающийся систематическими придирками и предвзятым отношением к конкретному школьнику, сам по себе не закончится. Поэтому, родители должны предпринять активные меры по разрешению конфликтной ситуации. Можно выбрать один из следующих способов:

  • открытое общение с педагогом;
  • проведение беседы с завучем и директором;
  • перевод ученика в другое учебное заведение;
  • публичный рассказ об учительском буллинге в СМИ.

Рассмотрим подробнее каждый из способов. Наиболее простым и правильным выходом является прямой разговор родителей с педагогом. Поняв, по каким причинам ребенок стал «нелюбимчиком» учителя, можно попытаться совместно найти выход из конфликта.

Если же преподаватель уклоняется от разговора или твёрдо решил не изменять своего отношения к ученику, то необходимо посетить директора или завуча – может быть, они найдут более весомые доводы, которые убедят учителя пересмотреть своё отношение к школьнику. 

В случае затянутости конфликта, в результате чего страдает психологические и эмоциональное состояние ребенка, стоит оформить его перевод в параллельный класс или другое учебное заведение. Но, такая мера может быть предпринята в самом крайнем случае, ведь у вашего чада на пути в жизни ещё будет много неудобных и конфликтных людей, потому не стоит его с детства приучать к «тепличным условиям».

Если педагог не только оказывает психологическое воздействие на ученика, занижая ему оценки, но и использует физическую силу, то такие случаи необходимо освещать в СМИ, привлекая правоохранителей и социальную службу.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.
  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников

Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих — до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

Имеет право педагог оскорблять учащихся и их родителей?

На сегодняшний момент конкретных указаний к подобным ситуациям в законодательстве нет. Обычно, правила поведения педагога утверждаются в нормативной документации школы.

Но это не значит, что школьники и их родители в этом плане никак не защищены:

  1. ГК РФ прописывает права на защиту чести и достоинства.
  2. Конституция РФ (статья 21) подтверждает охрану достоинства каждой личности государством.
  3. В статье 34 ФЗ «Об образовании» утверждены права учеников на уважение их достоинства и защиту от физического или психологического воздействия и оскорблений.
  4. Статья 48ФЗ раскрывает обязанности учителя в плане соблюдения всех видов норм, следования этике и уважения достоинства коллег, учащихся и их родителей.

Таким образом, педагог не должен воздействовать на учеников:

  • Криком.
  • Физическими действиями.
  • Оскорблениями.
  • Унижением.
  • Негуманным наказанием.

Если ученик нарушил какие-то правила школьной жизни, учитель в первую очередь, должен обратиться к Уставу и решать проблему с законными представителями ребенка и администрацией.

Причины придирок к ребенку со стороны учителя и способы воздействия педагога

К основным причинам предвзятого отношения учителя к ученику относится простая неприязнь и стремление извлечь выгоду для себя. Многие родители, у которых дети оказались под учительским буллингом, стараются задобрить педагога различными приятными презентами и деньгами. Так действовать категорически недопустимо, поскольку это способствует созданию плохой традиции и поощрение преподавателей к подобному поведению. 

Как же понять, что учитель не соблюдает педагогический этикет? Преподаватель, поставивший себе задачу незаслуженно придираться к школьнику, делает:

  • вторжение в персональное пространство учащегося;
  • публичные высмеивания недостатков ребенка и обсуждает при всем классе дела в его семье;
  • сравнение учеников, при этом превознося «любимцев» и высмеивая остальных;
  • поощрения школьников, доносящих один на другого;
  • угрозы наказания за минимальные провинности;
  • намеренное занижение оценок, пытаясь безосновательно «валить» учащегося. 

Как решают проблему переполненных классов в других странах?

Проблема переполненных классов является актуальной не только для России, но и для многих других стран. Разные государства применяют различные подходы в решении этой проблемы. Некоторые страны сосредотачиваются на ограничении количества учащихся в классе, в то время как другие стремятся обеспечить просторные и современные учебные помещения.

Вот несколько способов, которыми другие страны решают проблему переполненных классов:

  • Ограничение количества учащихся: Некоторые страны устанавливают максимальное количество учащихся в классе по закону. Например, в Германии максимальное число учащихся в начальных классах составляет 25 человек, а в старших классах — 30 человек.
  • Строительство дополнительных школ и классов: В некоторых странах, где проблема переполнения классов особенно остро чувствуется, ведется активное строительство новых школ и расширение уже существующих. Например, в Китае ведется масштабная программа по строительству сотен новых школ и классов ежегодно.
  • Введение двухсменной формы обучения: В некоторых странах, в которых недостаточно учебных помещений для всех учащихся, применяется система двухсменного обучения. Дети посещают школу в разное время, позволяя использовать учебные помещения более эффективно.
  • Использование информационных технологий: В некоторых странах учебные материалы предоставляются в электронном виде, что позволяет ученикам изучать материалы самостоятельно и заниматься вне учебного класса. Это помогает разгрузить классы и делает процесс обучения более гибким.
  • Перегруппировка учащихся: В некоторых случаях, чтобы справиться с переполненностью классов, учащихся распределяют по разным классам на основе их уровня знаний или других критериев. Это позволяет учебным заведениям более эффективно использовать учебные ресурсы.

Каждая страна выбирает подход, который наиболее эффективен в конкретной ситуации

Однако важно помнить, что решение проблемы переполненных классов требует не только материальных затрат, но и проработки образовательной политики и стандартов качества образования

Почему переполненный класс может негативно влиять на обучение?

Ограничение внимания и вовлеченности: В переполненном классе учитель не всегда может уделить достаточно времени каждому студенту. Это означает, что некоторые дети могут чувствовать себя неоцененными и не получать достаточно внимания учителя. В результате снижается их вовлеченность в обучение и учебные результаты.

Проблемы с дисциплиной: Чем больше детей в классе, тем сложнее управлять дисциплиной

Переполненный класс может создавать хаос и беспорядок, что может отвлекать не только тех детей, которые не могут сконцентрироваться, но и тех, кто хотел бы учиться.

Несбалансированное внимание: В классе с большим количеством детей учитель может столкнуться с проблемой распределения внимания между всеми учениками. Это может привести к ситуации, когда некоторые студенты получают больше внимания и помощи, чем другие, что может искажать процесс оценки и оставлять часть класса без должного образовательного поддержки.

Отсутствие индивидуализации и дифференциации: В классе с большим количеством детей учитель может столкнуться с трудностями в индивидуализации образования и предоставлении каждому ученику необходимого уровня поддержки

Индивидуализация и дифференциация могут играть важную роль в эффективном обучении, так как все дети имеют разные потребности и способности к учебе.

Ограниченные возможности участия: В переполненном классе возможности для участия в процессе обучения могут быть ограничены. Большое количество детей может привести к сокращению времени, отведенного на открытое обсуждение, групповую работу или рабочие станции, что может ограничить возможность студентов активно участвовать в учебном процессе.

В целом, переполненные классы могут оказывать негативное влияние на обучение студентов, поэтому важно искать решения и обращаться за помощью, если возникают проблемы с количеством детей в классе

Чем плохи большие коллективы?

Приведу такой пример. Есть большой лист фанеры весом 60 кг. Его комфортно могут нести 6 человек. Да, каждому по 10 килограмм, но вполне посильно, быстро выявляется лидер, который руководит, остальные спокойно подчиняются, либо могут безконфликтно корректировать его действия.

А теперь предложим нести этот лист 30 участникам. Тут же выявляется как минимум 4 компании, у каждой свой лидер. Как минимум 2 лидера своих компаний сойдутся в споре за общее лидерство, при чем они будут поддерживаться своими приятелями. Но это все мелочи, на самом деле.

Итак, 30 человек взяли лист, каждый несет всего по 2 кг, что очень легко. Любой может сделать вид что, несет, и ни кто этого не заметит. И будет подозревать соседа в том, что тот не несет, а прикидывается. Теперь у нас есть 3 типа поведения:

  1. Честно нести, но подозревать, что сосед не несет.
  2. Не нести, но делать вид, что несешь, в тихую посмеиваясь.
  3. Открыто не нести, указывая на абсурд ситуации.

Какой класс считается переполненным

Согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил (СП 2.4.3648-20) количество учеников в классе определяется нормой площади на одного обучающегося:

  • не менее 2,5 м² на обычных уроках;
  • не менее 3,5 м² на групповых или индивидуальных занятиях.

Место, которое занимают мебель и учебное оборудование, в расчёт не берутся.

Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей.

Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости.

Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Ниже мы расскажем, как именно.

Совет № 1: взрослые, не подрывайте авторитет друг друга

Взрослые – трансляторы, дети – приемники. От взрослого зависит, как поведут себя дети. Он передает им ценности, и в его власти сделать класс дружным коллективом. Только, пожалуй, сделаю оговорку: этого взрослого школьники должны уважать.

Чтобы помочь детям мирно сосуществовать, объединитесь в команду «учитель – директор (школьная администрация) – родители», не допускайте противостояния. Когда родители дома ругают учителя, что бы он ни делал, ему будет трудно добиться уважительного отношения к себе в классе и при необходимости скорректировать поведение детей. Если ребенок перестанет прислушиваться и к родителям, педагоги им уже не помогут.

Учитель: дисциплина или оскорбление? Право отчитывать ребенка при всем классе

Вопрос о том, насколько учитель имеет право отчитывать ребенка при всем классе, постоянно вызывает дискуссии и противоречия среди общества и специалистов. Одни считают, что такое поведение учителя помогает поддерживать дисциплину и устанавливать границы в классе, другие же считают это оскорбительным для ребенка и могущим привести к стигматизации и негативным эмоциональным последствиям.

На самом деле, вопрос о праве учителя отчитывать ребенка в публичном формате имеет свои аргументы как в пользу, так и против. Сторонники такого подхода твердят, что это способствует установлению порядка в классе и созданию более благоприятной образовательной среды. Они считают, что такое поощрение помогает понять ученикам причину и последствия своих действий.

Однако, несмотря на эти аргументы, критики такого подхода утверждают, что открытое выговаривание ребенку может привести к его публичному унижению и эмоциональным травмам. В долгосрочной перспективе, это может негативно повлиять на его отношение к учебе и самооценку.

Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и что работа учителя должна включать в себя индивидуальный подход к каждому ученику. Критиковать ребенка при всем классе может быть эффективным инструментом в некоторых случаях, но важно помнить о мере исключать возможность оскорбления ребенка

Ведь добиться дисциплины можно и другими способами, например, через индивидуальные разговоры, внутриклассные правила и поощрение положительного поведения.

В итоге, решение о том, отчитывать ребенка при всем классе или нет, должно быть взвешенным и основываться на конкретных обстоятельствах и индивидуальных потребностях каждого ученика. Главное, чтобы вся дисциплинарная работа учителя была направлена на развитие и саморазвитие ребенка, а не на его оскорбление и демонстрацию власти.

Заключение

Итак, что предпринять, когда учитель «валит» моего ребенка? Если вы лично убедились в явном занижении оценок, то следует предпринять всё возможное, чтобы восстановить справедливость. В противном случае ребенок может утратить возможность продолжить обучение в среднем специальном и высшем учебном заведении. Можно воспользоваться всеми вариантами, как активного доказывания с предоставлением фактов членам комиссии или получением побед за участие в олимпиадах с демонстрированием достижений ученика.

Некоторые родители изберут иной путь и ничего не предпримут. Самое главное – вам необходимо показать своей дочери или сыну, что собственные права всегда необходимо отстаивать, выбирая для этой цели максимально оптимальный метод

Также, ребенку важно понять и запомнить, что родители для него являются надёжной опорой, на которую можно всегда рассчитывать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: