Что это нововведение означает для детей?
С одной стороны, у ребенка уменьшится нагрузка в школе. Это значит, что он сможет больше времени уделять другим предметам: русскому, английскому, математике. А еще он будет меньше уставать.
С другой стороны, отмена обязательного второго иностранного лишает ребенка возможности расширить кругозор и изучить культуру другой страны. В перспективе это может повлиять и на его трудоустройство. Как правило, чем больше языков знает соискатель, тем выше его зарплата и шансы получить желаемую должность.
Поэтому родителям придется хорошо подумать, нужно ли убирать второй иностранный из программы ребенка. Большую роль также играет качество преподавания в школе.
Как выбрать второй иностранный
Если ваша цель – это качественное филологическое образование и учебный план школы однозначно предполагает изучение двух языков с 5-го класса, то главной задачей родителей будет выбор языка, который детям предстоит изучать с 5 класса.
Если этот выбор за вас не сделает школа, мотивируя его наличием преподавателя, то стоит прислушаться к таким советам экспертов:
- Выбирайте не родственные языки. Если первым является английский, то хорошим выбором будет китайский. Так ребенок точно не будет путать слова и правила, ему будет легче ориентироваться в каждом предмете.
- Выбирайте язык, который будет востребован. Если в начальной школе ребенок не изучал английский, то есть смысл выбрать именно этот предмет в качестве второго иностранного, ведь с высокой степенью вероятности именно английский может потребоваться во взрослой жизни.
- Ориентируйтесь на потребности семьи. Если ребенку необходимо общаться с близкими родственниками, которые проживаются за границей, то стоит приложить максимум усилий для того, чтобы он изучал именно необходимый для этого язык, ведь практика живого общения – самый важный этап, которого лишены многие школьники.
Что происходит с мозгом при изучении иностранного языка?
Изучая иностранный язык, вы буквально силой мысли вызываете физические трансформации в мозге. Это происходит из-за феномена нейропластичности — способности мозга к изменению структуры, восстановлению повреждений, выстраиванию новых нейронных связей. Это благодаря ним работают наши память, чувства и воображение.
В каком возрасте лучше учить иностранный язык?
Но когда нужно начинать учить английский? Педагоги и психологи утверждают, что активнее всего дети впитывают знания с 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются основные речевые навыки и его мозг лучше всего воспринимает и запоминает звук иностранной речи.
Плюсы и минусы изучения второго иностранного
Многие родители и школьники не понимают, зачем изучать второй иностранный в школе. Но владение несколькими языками имеет ряд преимуществ:
Повышение конкурентоспособности. Школьник, освоивший два и более иностранных языка, больше ценится на рынке труда.
Развитие мозга. Изучение иностранных языков положительно влияет на общее умение мыслить и эрудицию.
Расширение кругозора. При изучении иностранного языка ребёнок взаимодействует с чужой культурой, открывает для себя новые традиции и обычаи.
Кажется, что чем больше языков учишь, тем круче. Но у подхода есть и возможные минусы:
Путаница в голове. Если по первому иностранному ещё не сформировалась качественная база, ребёнок может запутаться в грамматических правилах, лексическом запасе или фонетических особенностях.
Чрезмерная нагрузка. В традиционной школе ребёнок чаще всего перегружен учёбой, и лишние часы изучения второго иностранного не всегда эффективны
Важно трезво оценивать ресурсы школьника на освоение ещё одного языка.
Плюсы и минусы изучения второго иностранного языка
Известно, что знание и свободное владение несколькими языками помогает в разных жизненных ситуациях, позволяя свободно общаться и решать текущие вопросы. Традиционно, первым иностранным языком является английский, а вот какой выбрать в качестве второго. Вопрос достаточно важный, ведь временные и материальные затраты должны быть оправданы. Итак, какие в целом преимущества изучения второго языка:
- больше возможностей для общения;
- ребёнок получает базовые знания, которые при желании можно развивать в будущем;
- увеличение шансов найти высокооплачиваемую работу;
- комфорт и ощущение безопасности при путешествиях;
- прокачивание творческого мышления;
- улучшение когнитивных функций мозга (запоминание, рассуждение, анализ);
- замедление процесса деменции в старости.
При решении этого вопроса каждой семье рекомендуется понять какое направление деятельности интересует их ребёнка. Уже сейчас очевиден рост популярности на изучение китайского языка. Сотрудничество России и Китаем только развивается, а значит бизнесу и предпринимателям нужно хорошо понимать своих партнеров. Логично, что изучение языка становится жизненной необходимостью.
Если ребёнок ориентирован на карьеру юриста, то стоит обратить внимание на французский язык. Многие мировые документы оформляются именно на этом языке
Онлайн – сотрудничество стирает границы между странами. Да, сейчас есть определенные трудности, вызываемые санкциями, напряжённой политической обстановкой. Однако все меняется и компании всех стран настроены на сотрудничество, обмен опытом и получение прибыли. А это значит, что в будущем будет выигрывать тот, кто владеет не одним иностранным языком.
При этом важно знать, что при изучении второго языка могут быть и минусы:
- пренебрежение родным языком;
- потеря культурной идентичности;
- большие временные и финансовые затраты.
Эти недостатки важно знать и учитывать при решении начать изучать дополнительный язык. Это даст возможность правильно расставить приоритеты и гармонично вписать дополнительные занятия в повседневную жизнь
Какими будут обязательные уроки труда
Программу предмета, который вернется в российские школы, утвердят до 1 июня текущего года. Уже готовы первые наработки федеральных образовательных стандартов.
На уроках труда школьники будут изучать обязательные модули:
- «Производство и технологии»;
- «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»;
- «Компьютерная графика. Черчение»;
- «Робототехника»;
- «3D-моделирование».
При этом не будет строгого разделения на занятия для мальчиков и для девочек. Школы сами будут выбирать, по какому принципу создавать подгруппы. Как отмечаются в Госдуме, если мальчик захочет научиться готовить, у него должна быть такая возможность. И так же с девочками.
Дополнительный предмет — нужен ли
Если школа не гуманитарного направления, то закономерен вопрос о целесообразности второго языка. Родители обеспокоены повышением нагрузки, качеством преподавания. Особенно ярко эти проблемы видны в сельских школах, в небольших поселениях. Большинство профессионалов считают, что новый предмет можно вводить в программу тогда, когда есть педагоги, подтвердившие качество своих знаний на специальном тестировании.
О плюсах новой дисциплины:
- способствует укреплению памяти, всестороннему развитию;
- расширяет возможности поступления в российские высшие учебные заведения, в иностранные вузы;
- специалисты со знанием двух и более языков ценятся больше, что в будущем положительно скажется на карьере.
По наблюдениям педагогов в процессе изучения нескольких иностранных языков развивается интеллект, повышается самооценка учащихся. Кроме этого они уверены, что второй и следующие языки даются гораздо легче, чем первый. Но не все так радужно — есть и недостатки:
- значительное увеличение нагрузки;
- велика вероятность, что родителям придется нанимать репетиторов, чтобы ребенок смог усвоить программу;
- методические пособия рассчитаны на углубленное изучение языка, что приводит к сложностям в подаче материала, требует много времени на подготовку к урокам;
- учебники, большей частью, старые, и не подходят современным детям;
- нет согласованности между количеством часов, программами, заданиями в ОГЭ, ЕГЭ.
Да и не всем учащимся физико-математических или биолого-химических классов перспектива заниматься еще одним языком нравится. Если кому-то он и понадобится, то всегда можно изучать его дополнительно помимо школьной программы.
Хотим отменить!
О том, как в школах Вологодской области начинают вводить второй иностранный язык, «Красный Север» писал 9 сентября 2015 года : тогда новый предмет стал обязательным. Тогдашний министр образования и науки Дмитрий Ливанов выразил мнение, что это повысит качество образования и уровень развития школьников. Но шесть лет спустя ситуация изменилась.
— Я случайно узнала из Интернета, что можно отменить второй иностранный, и стала в общем чате спрашивать у других родителей. Пока заявление написала только я одна. У нас никто не в курсе, в школе тоже ничего нам не говорили, просто поставили перед фактом в конце августа, что у нас будет второй язык — французский.
Желающих отказаться, думаю, набралось бы большинство. Но после моего заявления другие родители звонили в школу, и им сказали, что бесполезно писать даже коллективное заявление, что уже составлен учебный план, учебные часы, и этого уже никто менять не будет, — поделилась вологжанка Оксана Сверкунова, сын которой в этом году пошел в 5-й класс школы № 13.
Елена РЯБОВА, начальник департамента образования Вологодской области: — Что касается требований к результатам изучения второго иностранного языка, то они ориентированы больше не на предметные результаты, а культурологическую подготовку, диалог культур. Количество часов, необходимое для освоения программы, а также класс, в котором начинается изучение второго иностранного языка, школа устанавливает самостоятельно. Это может быть не только 5-й, но и 6-й или 7-й класс.
По мнению специалистов, одного-двух часов в неделю достаточно, чтобы достичь планируемых результатов.
Наталья БАТИГ, директор языковой студии «Alice»: — Вообще идея учить второй, третий и какой угодно иностранный язык сама по себе хороша. И делать это лучше именно в детстве, так как в этом возрасте все лучше усваивается. Но по факту во многих школах изучение второго иностранного языка было очень формальным, редко где он преподавался полноценно.
Не везде есть нужные специалисты, особенно в сельских школах. По моему мнению, лучше никакого продукта, чем плохой. Поэтому отмену второго иностранного я считаю обоснованной.
По словам Оксаны, в школе сказали, что у них нет четких алгоритмов перехода к новым ФГОСам, а завуч предложила как один из вариантов решения проблемы сделать предмет зачетным (зачет/незачет).
Сокольчанка Наталья Мосенкова рассказала, что у ее сына только в этом году начинаются занятия по немецкому языку как второму иностранному, он учится в 7-м классе школы № 3. Она интересовалась у классного руководителя возможностью отмены этого предмета и получила ответ, что отказаться от второго иностранного языка нельзя, он пока является основным. Как объяснила директор, новые правила по изучению иностранного языка будут введены только со следующего учебного года и будут касаться только пятиклассников.
— Не все дети могут освоить даже один иностранный язык в хорошем качестве. Зачем их еще мучить вторым иностранным? Мне кажется, что этот выбор ребенок должен делать сам, по желанию. У меня старшая дочь — перфекционистка во всем, ей это интересно.
А младшая — из другого теста: ей интереснее творчество, — добавляет череповчанка Полина Горецкая, мама двух дочек-подростков.
— За один учебный час в неделю учитель не может выдать программу в полном объеме, а вот спрос за второй иностранный — как с английского и русского языков. Зачем такая нагрузка ребенку? — сетует вологжанка Наталья Пысларь, чей ребенок учится в школе № 14. — В Интернете пишут, что при заявлении со стороны родителей по поводу исключения второго иностранного языка из линейки расписаний директор должен его убрать.
На деле получается, что директор отказал в связи с тем, что на момент вступления в силу закона уже был утвержден учебный план.
Мы попросили прокомментировать это обращение директора школы № 14 Николая Дьякова.
— Для введения новых ФГОСов нам нужно разработать новую образовательную программу, это находится в ведении школы. Это немаленький документ, требующий согласования с новыми методиками, которые пока нужно изучить. Новые правила вступят в силу с 1 сентября 2022-го, и нынешний год дается школам на подготовку.
Преимущества отказа от второго иностранного языка в школе
Освобождение времени: Отказ от изучения второго иностранного языка позволит избавить учащихся от дополнительных занятий и учебной нагрузки, освободив время для изучения других предметов.
Усиленное изучение основного иностранного языка: Вместо изучения двух иностранных языков учащиеся могут сосредоточиться на изучении одного основного языка, что позволит им более глубоко и качественно усвоить его.
Повышение успеваемости: Отказ от второго иностранного языка поможет учащимся сосредоточиться на изучении остальных предметов, что может привести к повышению их успеваемости в школе.
Учёт потребностей учеников: Некоторым учащимся сложно усваивать два иностранных языка одновременно из-за отсутствия мотивации или индивидуальных особенностей. Отказ от изучения второго иностранного языка позволит учесть потребности и интересы каждого ученика.
Экономия ресурсов: Отказ от изучения второго иностранного языка может позволить сэкономить ресурсы школы на обучение иностранным языкам, например, на оплату преподавателей или закупку учебников.
Улучшение психологического состояния: Отказ от изучения второго иностранного языка может помочь учащимся снизить уровень стресса и избежать перегрузки, что способствует лучшему психологическому и эмоциональному состоянию.
Развитие других навыков: Благодаря освободившемуся времени учащиеся могут более активно заниматься другими увлечениями и развивать другие навыки, которые могут быть полезны в их будущей жизни и карьере.
Индивидуальный подход: Отказ от второго иностранного языка позволяет школам реализовать индивидуальный подход к образованию, учитывая потребности и возможности каждого ученика.
Что делать тем, кто уже учит второй иностранный язык?
Отметим повторно, если школьники хотят научиться новому предмету, а их семья не имеет никаких возражений, необходимо подписать документ и администрация учреждения обязательно примет для этого меры или рассмотрит заявление подробно.
Если для учебы есть все указанные условия и финансы, документация родителей будет выполнена. Если же нет нужной квалификации и средств, школьники смогут учиться только после оплаты репетитору.
Сейчас есть много возможностей, к примеру дистанционные курсы, частные занятия с носителями, видеоуроки — все это самостоятельно и иногда бесплатно. Если весь класс отказался от языка, все желающие продолжают учиться в своем темпе и со своим планом.
Достоинствами такой учебы являются:
- комфортный план занятий;
- возможность учебы в маленьких группах;
- индивидуальный подход;
- учтены интересы и уровень знаний;
- удобный график оплаты за занятия;
- промокоды и скидки;
- подбор преподавателя.
Большинство идей платные, но они точно помогут достичь желаемого результата и будут приносить только удовольствие от процесса
Преподаватель предлагает занятия с учётом предпочтений родителей и ребенка, регулирует процесс и все внимание направлено на одного человека
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе
Нередко введение второго иностранного языка в школе становится головной болью учеников и их родителей. Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе? Мы расскажем, что нужно предпринять, чтобы отказаться от изучения второго иностранного языка в школе (немецкого, французского, испанского и т.д.), на какую нормативную базу при этом можно ссылаться.
Желание отказаться от второго иностранного языка обычно возникает из-за повышенной учебной нагрузки, качества подачи материала, отсутствия возможности применить предлагаемый язык на практике. Поэтому отказ родителей от второго иностранного языка вполне объясним.
Можно ли отказаться от второго языка в школе?
Да, теперь это возможно. Ранее школьникам с 5 класса приходилось дополнительно к основному иностранному языку изучать немецкий, испанский, французский или английский (в качестве второго языка). Право на отказ появилось в связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Отказ от второго иностранного языка в школе по ФГОС
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
С 1 сентября 2022 года вводится новый ФГОС основного общего образования (утверждаются Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287).
Новый ФГОС устанавливает входящие в учебный план обязательные для изучения предметные области и учебные предметы. Среди прочих обязательных учебных предметов указаны «Иностранный язык, Второй иностранный язык».
Для родителей, которые хотели бы отказаться от немецкого, испанского, французского или английского языка в качества второго, важно следующее:
В ФГОСе, действовавшим ранее (утвержденным Приказом Министерства Образования и Науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) отказ от второго языка в школе был невозможен и изучение «Второго иностранного языка» предусматривалось на уровне основного общего образования (5 — 9 классы) и являлось обязательным (Письмо Минобрнауки РФ от 17 мая 2018 г. № 08–1214).
Условия изучения второго языка
Изучение второго иностранного языка (при поступлении соответствующих заявлений от родителей) будет включено в учебный план только при наличии школе необходимых кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий. Так, школа должна определенным образом оборудовать кабинеты иностранных языков.
С какого года можно отказаться от изучения второго иностранного языка в школе?
Прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) в соответствии с обновленным ФГОС ООО начнется с 1 сентября 2022 года.
При этом школа может принять решение об обучении учеников 5-9 классов в соответствии с обновленным ФГОС ООО с 1 сентября 2021 г. с согласия их родителей (законных представителей).
Можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, если ребенок его уже изучает?
Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России указывает, что
Как отказаться от второго иностранного языка в школе
Согласно новому ФГОС, в целях обеспечения индивидуальных потребностей учеников второй иностранный язык может быть включен в учебный план основного общего образования по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
То есть в настоящее время для отказа от второго иностранного языка просто не пишите заявление на его изучение. Также возможно, что школа предложит написать заявление об отказе от обучения второго языка.
С введением нового ФГОС ответ на вопрос, можно ли отказаться от второго иностранного языка в школе, будет положительным.
Родной язык как второй иностранный
Школьное обучение на территории всех субъектов РФ осуществляется на русском языке, регионы, где в обиходе параллельно с русским применяется свой национальный язык, стараются сохранить свою национальную идентичность, обучая подрастающее поколение родному языку. И вот тут в 2023-2024 году в школе может возникнуть правовая коллизия, ведь изучается «родной язык» (если это не русский) как второй иностранный, но решать теперь будет ли в расписании этот предмет, разрешили родителям.
Действительно, в небольших сельских школах, где дети в быту разговаривают на родном языке, родители вероятнее всего с радостью ухватятся за возможность изучать предмет, но в больших полиязычных мегаполисах, где основным языком общения является русский, ожидается высокий процент отказа от изучения родного языка. Уже сегодня многие ученые заявляют, что если региональные языки исчезнут из школьной программы, то могут со временем уйти в историю, ведь любой язык жив, пока его знают и используют люди.
Что говорят эксперты
Председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что трудовое воспитание — это неотъемлемая часть образовательного процесса. Он подчеркнул, что, если привить ребенку с детства трудолюбие, у него все в будущем будет хорошо.
Из-за введения обязательного урока труда экспертам придется пересмотреть школьную программу, подготовить учителей и оборудовать классы. Как отмечают в Госдуме, работа над этим уже началась.
Директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала, что на уроках труда предлагают сочетать урочную и внеурочную деятельность. При этом урочная часть регламентирована гораздо точнее. Какими именно будут нагрузка на школьников и ожидаемые результаты, эксперты обсудят позднее.
отказ | Воспитание двуязычных детей
Перейти к содержимому
Что делать, если ребенок отказывается говорить на втором или третьем языке?
Неприятие второго языка часто связано с уровнем принятия этого языка в обществе. Овладение вторым языком, например английским, вызывает изумление, и это неизменно приводит к большей мотивации ребенка. Языки с меньшей привлекательностью имеют противоположный эффект, вызывая неприятие в обществе, поскольку язык плохо понимают.
Родители должны противодействовать возможному социальному давлению, уважая родной язык
Если родители поддаются такому давлению, отказываясь говорить на языке, они впоследствии лишают ребенка важной связи с их миром и культурой
Если родитель общается с ребенком на родном языке из-за общественного давления, они непреднамеренно посылают четкий сигнал о том, что родной язык неполноценен и не достоин гордости. Избегание этой практики должно быть целью; цель поощрения положительных ассоциаций со вторым языком должна иметь приоритет.
Ребенок теряет интерес к языку, когда у него возникает ощущение, что для его овладения языком делается недостаточно или такое умение не рассматривается как преимущество, что язык не важен или, скорее, язык ведет к определенным недостаткам.
Следующие стратегии могут быть эффективными для противодействия такому отношению:
- Поговорите со своим ребенком об использовании языка. Преимущества должны быть понятны даже маленькому ребенку, и его нужно убедить, чтобы воспользоваться ими. Например, в отпуске, когда он в гостях у страны, где может заказать рожок мороженого или пообщаться с бабушкой.
- Когда ребенок пойдет в школу, поговорите с учителем, чтобы привлечь его или ее к поощрению ребенка сохранять свой родной язык, даже если учитель на нем не говорит. Отношение учителя по отношению к «иностранному языку» является важным фактором, и его нельзя упускать из виду. Это может привести к успеху или стрессу.
- Принять отклонение от нормы, где
- Интересуйтесь, когда ваш ребенок сообщает о своих желаниях и пожеланиях
- Найдите время, чтобы понаблюдать за тем, что делается, и найдите время, чтобы выслушать
- Делайте возможные занятия интересными для вашего ребенка и не забывайте беседовать и повторять что делается, чтобы ребенок понял и выучил язык
- Хвалите ребенка, когда он говорит на вашем языке, и говорите ему, как вы гордитесь тем, что он проявляет интерес к вашей культуре
- Подарки на языке могут способствовать лучшему пониманию языка и стимулировать больший интерес.
- Путешествие в страну, чтобы стимулировать понимание языка вашим ребенком.
- Посещайте родственников, чтобы ваш ребенок имел возможность увидеть/услышать язык на работе.
- Ищите других детей или родителей, которые также говорят на нескольких языках.
Далее в типичных задачах: Чтение и письмо
Назад к типичным задачам: Пассивное отношение
Дом