«Дис» на латыни — «отсутствует»
В начале своего профессионального пути я понятия не имела, как поддерживать дисциплину в классе. В университете говорили о методиках преподавания, видах уроков, приемах обучения — и ни слова о том, что дети будут похожи на взбесившихся неуправляемых макак. Молчали и про то, что авторитет придётся буквально выгрызать, особенно в старших классах, где учителю в рот уже не заглядывают. Поэтому на практику я пришла еще в розовых очках.
Спойлер: в конце практики стёкла моих очков, конечно, потрескались, но еще держались в оправе. Ведь на уроках присутствовали учителя, это сдерживало самых буйных.
А потом меня наградили классом-«мячиком», который в началке учителя перекидывали друг другу, когда нервы сдавали. Почти каждый день я рыдала от бессилия и нежелания идти на урок.
Ведь что такое недисциплинированный класс?
- Головная боль от шума, так как каждый из 30 учеников что-то говорит соседу — и хорошо, если шёпотом.
- Режим «учитель-невидимка», поскольку на тебя и твои замечания просто не реагируют.
- Невыполненные классные и домашние работы, вечное «Мы не проходили».
- Профессиональное выгорание, потому что твои объяснения никто не слушал, и результат обучения отсутствует.
Не привыкла отступать, поэтому стала искать способы, как заставить учеников замолчать и слушать меня, какими приёмами увлечь их и мотивировать.
Игровая и практическая деятельность
У первоклассников ведущим видом деятельности все еще остается игра. Поэтому, чтобы ребенку было несложно сосредоточиться на выполнении задания, необходимо создать игровую обстановку. Существует большое количество дидактических игр, которыми нужно заменить все упражнения репродуктивного типа. Например, не просто решаем примеры, а ищем ошибки в тетрадках учеников Лесной школы.
Рекомендуется использовать игру «Фишки». Перед началом урока учитель с детьми решают, какое слово или действие будет считаться сигнальной фишкой (например, покашливание или фраза «А теперь …»). Далее первоклассники должны в ходе занятия замечать, когда прозвучит этот сигнал и фиксировать его (например, ставить палочку на листочке или рисовать кружочек и т.д.). В конце урока следует проверить, кто справился с этим заданием и определить самого внимательного ученика.
Также основное место в объяснении учебного материала должна занимать практическая деятельность детей. Ребенок не будет отвлекаться, если ему интересно то, что он делает. Слушать рассказ учителя о том, что бывают звонкие и глухие звуки не так занимательно, как взять в руки кубик с буквой и, встряхнув его, определить — будет он звенеть или нет.
Как развивать внимание ребенка в 2 года?
Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание
Ребенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками.
Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается.
Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект.
В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным).
Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш
Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие
Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители.
Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью.
В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е.
появляются зачатки произвольного внимания. Условия развития внимания детей 2-3 лет • Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное
• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.)
• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным. • Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.
Проводите мероприятия
Чаепития — обычная практика для классного руководителя и его учеников. В дружных школьных коллективах чаепития проводят раз в квартал или раз в полгода. Но любой учитель может прийти на данное мероприятие, посидеть и выпить чай с детьми.
Можно и просто организовать раз в месяц или квартал веселые мероприятия, связанные с вашим предметом. Например, Веселые старты, Смешные олимпиады, Поле чудес, Своя Игра, Умники и умницы, взяв в основу популярные телепередачи.
Все навыки и умения в области завоевания доверия и любви детей обычно приходят с опытом. Но надеемся, что в нашей статье вы найдете те способы, которые помогут вам стать ближе к своим ученикам. Не стесняйтесь спрашивать совета или просить помощи у своих подопечных, очень часто именно они наталкивают на нужные нам и интересные им методы. Общайтесь с вашим классом вне уроков. И пусть всё у вас получается!
Антирейтинг приёмов, которые не помогают держать дисциплину на уроке
Теперь о том, что не действует и даже мешает.
1. Крик
Это признание в собственной слабости, неуверенности. Крик — пустая угроза, поэтому на учащихся практически не действует. А вот педагог выглядит как истеричка.
2. Игнор буйных
Для самых бессовестных это карт-бланш на вседозволенность. Зачем останавливаться, если учитель всё равно «не видит»?
3. Бесконечные жалобы
Вместо взрослого учителя школьники видят девочку с косичками, которую за эти косички дёрнули, и теперь она зовёт маму, папу, бабушку, чтоб те наказали обидчиков. Такую «ябеду» по-настоящему не уважают. Да и защитникам быстро надоест закрывать собственной грудью неумение педагога наладить дисциплину среди учеников.
Подчёркиваю: речь идёт о жалобах на любые, даже самые маленькие проступки школьников. Бумажный поток не даст результата. Но про экстраординарные ситуации, угрожающие жизни и здоровью учителя или учеников, конечно же, молчать нельзя!
4. «Гудбай из класса»
Выгонять с уроков даже самых буйных педагог не имеет права. Мало ли что ученик сделает с собой, с кем-нибудь еще или со школьным имуществом. Пока идёт урок, учитель отвечает за жизнь и здоровье каждого в классе.
Публикация «Консультация для педагогов „Как удержать внимание детей на занятиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Колокольчик, бубен
Суть приема заключается в том, что услышав звук колокольчика или бубна, дети должны выполнить определенное действие. Так в подготовительной группе часто используют колокольчик, оповещающий о начале занятия. В других возрастных группах это может быть сигнал оставить свои дела и подойти к педагогу. Но чтобы это работало, их надо приучить к этому. Как вы можете использовать данный прием? Как вы научите детей?
Для начала вы собираете детей и объясняете, что сегодня вы будете играть в одну интересную игру. «Когда вы услышите вот этот звук (позвонить колокольчиком или постучать в бубен, вы должны оставить все свои дела и подойти ко мне. Кто услышит, тот победитель». Дальше ваша задача периодически звенеть бубном и комментировать результат, стимулируя
детей к действию : «Саша и Наташа – молодцы! Они — победители. А кто еще у меня победитель?» или «Звонит бубен, вспоминаем, кто забыл нашу игру, быстрее к нам присоединяйтесь, где мои победители?» Обязательно дети, которые услышали и сделали все как надо, должны получить похвалу: словесную, тактильную, зрительную.
Управление тишиной
Этот способ применяется тогда, когда дети уже собрались, но галдят, и необходимо добиться тишины от каждого из детей.
«Представьте, что моя рука — это громкоговоритель, если я широко открываю ладонь, от туда доносится громкий звук, если я собираю пальцы в щепотку — звук становится тише, когда я ее сжимаю в кулак — звук замолкает. Сейчас вы
будете произносить звук А, но внимательно следите за движениями моей
ладони». Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук
очень громко (1-2 сек., то становиться тише, некоторое время он может
повибрировать, что забавляет детей. И наконец, педагог собирает звук в ладонь, прижимает палец к губам, призывая детей к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.
Раз, два, три – замри
По этой команде все дети должны замереть, чем бы они не занимались, в той позе, что делали. Они находятся так до тех пор, пока не поступит команда «отомри». В эту игру можно играть и на прогулке.
Победитель тот, кто не шевельнулся ни разу за отведенное время. В тот момент, когда дети замерли, можно дать детям какое-то задание, например, по команде «отомри», все должны собрать игрушки и пойти в туалет.
Гимнастика
Детям отдаются команды «руки вверх, руки в стороны, руки за спины». Можно предлагать детям забавные движения, но не чересчур активные, иначе все перерастет в балаган. Команды подаются четко, быстро сменяя друг друга.
Игра «Руки – ноги»
По одному хлопку — дети должны поднять руки, на два хлопка – встать, на три хлопка – топать. Несмотря на кажущуюся простоту, даже взрослые часто путаются в действиях
Однако это незаменимая игра для того, чтобы привлечь внимание детей и помочь им сконцентрироваться на предмете
Упражнение «Кто меня слышит»
Педагог по мере проведения занятия обращается к детям с просьбами: «Кто меня слышит, хлопни один раз. Посмотри на дверь. Подними правую руку, левую руку».
Каждый раз задания меняются. Дети, будучи заинтригованы и находясь в ожидании следующего задания, слушают воспитателя более внимательно
Учитель кричит на детей уголовная статья
В качестве ответственности при выявлении такого факта в абсолютном большинстве случаев учителя подлежат увольнению (реже такая мера применяется и в отношении директора и завуча). Также родители могут обратиться в прокуратуру при систематическом проявлении психологического давления. Прокуратура также в течение 30 дней проводит проверки и может ходатайствовать о направлении дела в суд и административном аресте (размер штрафа может варьироваться и идет совместно с увольнением сотрудника);На видео- пример того, как учитель кричит, оскорбляет учеников:
Если и это не помогло, то стоит идти дальше, в более серьезные инстанции.
Подумайте, может лучше перевести чадо в другую школу. Не устранив проблему сразу, могут пострадать и другие дети. При обращении в прокуратуру, что делается в самом крайнем случае, пишется заявление, в котором указывается максимально подробная информация о правонарушении, будьте готовы к тому, что вас будут опрашивать по делу. Что делать, если учитель систематически «шуточно обзывает ребенка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников?
Как бороться с неэтичным поведением учителя? В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.
Как структурировать занятие?
1. Пишите подробный план урока и всегда придерживайтесь его. Чем насыщеннее и динамичнее занятие, тем меньше у детей времени на шалости. Кроме того, ученики видят, что вы проделали большую работу над подготовкой урока, а значит, у вас есть законное право требовать внимания. Структура урока определяется, в том числе, и возрастом учеников. Детям в начальных классах можно чаще менять задания, а в средней и старшей школе важнее дать минуту на отдых от сложной темы.
2. План урока желательно рассказать детям в начале занятия. Вы ставите перед классом интересную и актуальную проблему и даёте им время психологически подготовиться к новым знаниям или к проверке знаний уже текущих. Хорошо также, если задание, которое нужно, например, сдать к концу урока, будет сразу написано на доске. В финале занятия всегда полезно подвести с детьми итоги их работы.
3. Не можете понять, в какой момент теряете управление над детьми? Попробуйте провести анализ одного своего урока. Нарисуйте график, одна из осей которого будет отражать заданные классу задачи, а вторая – уровень шума. Так вы увидите, на каком этапе занятия школьников надо увлечь более активной работой, а на каком – спокойной.
Используйте подвижные активности, чтобы повысить концентрацию
Попросите всех учеников принять участие в простом физическом движении. Большинство детей это воодушевляет, плюс легко проконтролировать их полное участие. Это может быть мини-зарядка, чтобы элементарно взбодрить младшие классы, либо завязанное на образовательной теме упражнение, которое включает в себя закономерные движения.
Пример:
Для гуманитарных дисциплин читая материал, дайте задание на хлопки в ладоши, как только ученики услышат определенную языковую единицу, дату или другую релевантную информацию. Ребята будут вас внимательно слушать и скрупулезно следить за содержанием текста.
Для математики: попросите детей изображать руками графики функций согласно написанным уравнениям.
Включите в урок быстрые письменные задания, чтобы утихомирить класс
Когда интерес к докладу/лекции ослабевает, или вы хотите успокоить учеников после шумной командной работы, попросите их сделать быстрое письменное упражнение или короткое задание по написанию «дневника». Не забудьте дать ограничение по времени.
Пример:
Для начальных классов подойдут такие задания:
- Что было самым интересным в ___?
- Что было непонятным в ___?
- О чем ___ заставило вас задуматься?
Для средних и старших классов можно усложнить задачу:
- Кратко изложите, что вы услышали.
- Придумайте вопрос экзамена на основе этого материала.
- Аргументируйте вашу позицию по обсуждаемому вопросу.
Такие упражнения засталяют обучаемых быстро собраться, отрефлексировать то, что они успели услышать, и выдать хотя бы минимальное высказвание.
Начните с интеллектуальной разминки
Начало урока не должно начинаться с глубокого погружения в тему. Учащимся необходимо включиться в процесс, прежде чем постигать что-то новое
Придумайте или найдите несложное задание, которое заставит ребят настроиться на учебный лад и привлечёт внимание учеников на начальном этапе.
Классическая разминка заключается в том, чтобы попросить учеников найти ошибки, допущенные в материале, написанном на доске. Но вместо того, чтобы просить их работать молча и в одиночку, а затем подводить итоги в вопросно-ответном формате с одним учеником за раз (в то время как многие сидят невнимательно), используйте групповую работу и соревновательный момент.
Пример:
Организуйте команды из трех учеников и попросите их работать вместе. После того, как все команды закончат поиск, попросите их всех озвучить количество ошибок, которые они нашли в работе. Команда, которая нашла больше всего ошибок, описывает свои ответы, в то время как другая команда сверяется, дополняет и/или высказывает несогласие.
Засекайте время
Ставьте секундомер или песочные часы на выполнение проверочных заданий. Ограничивайте рамки отведённого времени, дети будут четко понимать, что именно и как быстро они должны сделать. Такой способ организует, мотивирует, заставляет работать ответственно, не отвлекаться на посторонние вещи
Давайте такой отсчет времени на каждом уроке для одного задания, желательно ближе к концу урока, когда необходимо собрать внимание детей и сосредоточить его на чём-то важном
Можно давать время с запасом, либо продлевать его в случае необходимости. Напоминайте, когда время подходит к концу. Можно устроить обратный отчет.
Контраст
Есть ли в ваших уроках и материалах какие-то элементы, которые создают контраст с тем, что ученик знал или видел раньше?
Человеческий мозг запрограммирован искать контраст, как будто от этого зависит его выживание. Он всегда будет уделять больше внимания вещам, которые отличаются друг от друга.
Чтобы не дать заскучать вашим ученикам и стимулировать их обучение, попробуйте создать в своих материалах это ощущение контраста. Не обязательно делать это слишком очевидно. Небольшие изменения шрифта могут быть более эффективными, чем переделка всей цветовой схемы курса.
Цель состоит не в том, чтобы сознательно заметить контраст в материалах, а в том, чтобы сосредоточить внимание на естественных приоритетах мозга
Почему у ребенка нет концентрации внимания?
Что происходит с ребенком — Прежде всего стоит подчеркнуть, что СДВ – это не результат плохого воспитания или бесконтрольного просмотра мультиков. Причиной такого состояния являются отклонения в работе головного мозга, а точнее – дефицит гормонов норадреналина и дофамина в некоторых долях мозга.
Это нарушает передачу нервных импульсов, из-за чего ребенку становится сложно сосредоточиться, появляются трудности с запоминанием информации. Изменения касаются и поведения – часто у таких детей повышается двигательная активность, им сложно усидеть на месте. Дети с СДВ не могут «потерпеть», если нужно подождать каких-то удовольствий, они перебивают взрослых, выкрикивают ответы с места.
Иногда это состояние усугубляется заниженной самооценкой, хотя дети задирают сверстников, выглядят слишком уверенными в себе. Причины, которые провоцируют этот синдром, разнообразны: от курения мамы во время беременности до различных травм или врожденных особенностей.
Делать занятия интерактивными
Детям, особенно в возрасте 5–8 лет, очень важно не просто слушать учителя, но и общаться с ним, принимать деятельное участие в уроке. Поэтому так важно использовать онлайн-инструменты и приложения, которые позволяют ученикам взаимодействовать с педагогом и контентом во время занятий
Педагогам, которые проводят занятие на платформе для видеоконференций, стоит попробовать подключить к учебному процессу другие сервисы и приложения. Чтобы вписать их в урок, можно отправлять ученикам ссылки на конкретные упражнения или делиться с ними своим экраном. Стоит попросить родителей открыть все необходимые ссылки для занятия заранее, а также, при возможности, ознакомить малыша с работой сервиса, платформы или приложения.
Вот несколько полезных ресурсов для всех основных предметов:
- Online Test Pad ― бесплатный многофункциональный сервис для создания интерактивных тестов, кроссвордов и логических игр на разные темы.
- Boom Cards — конструктор карточек, который позволяет создавать интерактивные задания с самопроверкой.
- Izi.Travel даёт возможность создать свой виртуальный музей, аудиоэкскурсию или тематический квест. Разобраться, как это сделать, поможет вебинар.
- LearningApps — конструктор интерактивных упражнений с шаблонами обучающих игр типа «найди пару» и других, головоломок и кроссвордов, заданий на заполнение пропусков и различных тестов. Также содержит богатую библиотеку готовых упражнений, в том числе на русском языке.
- «Взнания» — русскоязычная образовательная платформа для создания любых интерактивных материалов к онлайн- или офлайн-урокам. Бесплатная функциональность крайне ограничена, но платная версия позволяет делать полноценные интерактивные уроки с игровыми элементами.
- Quizlet — сервис для изучения слов, в котором удобно делать карточки для тренировки английского вокабуляра.
- Matific — сайт с сотней математических игр для учеников 1–6 классов и дошкольников.
- Drawar.io ― онлайн-игра «Крокодил», где один игрок быстро рисует загаданное слово или словосочетание, а остальные пытаются угадать, что он изображает. Игру можно использовать для повторения слов на уроках иностранного языка (кроме русского, сервис поддерживает английский, французский, немецкий и испанский языки) ― да и вообще любых новых понятий.
- «IQша» содержит тысячи готовых упражнений по математике, чтению, окружающему миру и английскому, а также упражнения на развитие памяти и логического мышления.
Практически любой материал можно упаковать в игровую форму — тесты, квизы, викторины с виртуальными призами, словесные игры, квесты и головоломки. Дети любят играть, и геймифицированные задания поддерживают их внутреннюю мотивацию ― дошкольники и младшеклассники выполняют задания не потому, что так надо, а потому, что им самим хочется. Это поможет сформировать у маленького ученика установку, что учиться можно с удовольствием.
Однако стоит соблюдать баланс и не превращать полностью обучение в развлечение
Важно помнить, что игровые элементы должны поддерживать интерес к учёбе, а не отвлекать от учебного процесса, и соответствовать образовательной цели
Чего не стоит делать педагогу?
Дисциплина в классе начинается с самодисциплины самого учителя. Многим ученикам будет просто стыдно вести себя плохо перед честным и справедливым, пусть и строгим преподавателем. Так что не опаздывайте на уроки, одевайтесь опрятно, держите стол в чистоте, готовьтесь к занятиям как можно тщательнее и старайтесь не лгать. Будьте последовательны: ставьте обещанные оценки или позволяйте их исправлять, вовремя проверяйте и не теряйте школьные работы. Чувствуя уважение и заботу, а также любовь к своему делу, дети спокойнее воспринимают ответную просьбу вести себя адекватно. А вот чего учителю делать точно никогда не стоит, так это:
повышать голос и перебивать, обзывать детей, высмеивать и унижать их, переходя на личности;
поднимать на ребёнка руку, намеренно занижать оценки или держать детей в страхе другим способом;
переходить на панибратство, нарушать личные границы и допускать фамильярности, даже если разница с учениками в старших классах минимальна;
выделять любимчиков в коллективе, создавая для них исключения, или наоборот, обобщать поведение учеников, наказывая класс за дисциплину отдельных детей;
выгонять школьников из кабинета или ставить в угол, мешая привычному учебному процессу и лишая знаний;
демонстрировать вредные привычки на глазах у учащихся (пить, курить, сквернословить и т
д.);
отвлекаться на телефонные разговоры и беседы со знакомыми во время урока;
постоянно показывать своё превосходство в знаниях, манерах, жизненном опыте и акцентировать на этом внимание;
игнорировать вопросы от детей, не связанные с педагогической деятельностью, и ситуации, в которых требуется психологическая поддержка или совет;
проявлять чрезмерное любопытство или распространять секреты школьников, которые стали случайно известны.
Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой
Это значит, что преподаватель не должен вредить психике детей, проявляя гнев, высокомерие, злопамятность, ненависть. И напротив, учитель должен уметь признавать ошибки и извиняться не только перед родителями или директором, но и самими школьниками
Важно, чтобы в стремлении поддерживать дисциплину в классе, учитель не пренебрегал педагогической этикой. Это значит, что преподаватель не должен вредить психике детей, проявляя гнев, высокомерие, злопамятность, ненависть
И напротив, учитель должен уметь признавать ошибки и извиняться не только перед родителями или директором, но и самими школьниками.
Хороший учитель принимает детей со всеми достоинствами и недостатками, при этом уважая не только их самих, но и их право на «незнание» каких-либо норм поведения в обществе. Школьникам любого возраста бесполезно приказывать, можно лишь разъяснить необходимость того или иного действия. И помните: педагог должен быть твёрдым, но никто не отменял человечность. Можно сохранять жёсткую позицию по каким-то принципиальным вопросам и сочетать это с умением вовремя пойти на небольшие уступки.
Заинтересуйте сразу
Первое впечатление — самое главное. Прежде всего, это касается вашего внешнего вида.
Если вы учитель начальных классов, наденьте что-то яркое, но не кричащее. Идеальный вариант — длинное жёлтое или оранжевое платье, либо цветная блуза в сочетании с тёмным низом
Эти цвета, с одной стороны, привлекут и заострят на вас внимание, а с другой — они не являются агрессорами, успокаивают нервных людей и тонизируют пассивных
Жёлтый цвет должен быть спокойным, ближе к солнечному, ни в коем случае не неоновый или ярко-лимонный. Оранжевый выбирайте натуральный, тёплый, этот цвет вызывает положительные эмоции и чувство радости.
Никакой яркой косметики, если вы женщина. Но и полное её отсутствие для учениц старших классов вызовет у них вопросы.
Такое нужное наказание
Метод кнута и пряника всегда остается самым действенным
Но применять кнут тоже нужно очень осторожно и продуманно. Если вы оставляете ребенка после уроков в качестве наказания, никогда не заставляйте его делать уроки
Вы получите ассоциацию «плохой поступок + наказание = уроки» и, возможно, вызовете негатив к своему предмету. Сделайте штрафные санкции за проступок максимально удобными и полезными для себя и несложными для ученика. Пусть он поможет вам с теми вещами, которые отнимают у вас много времени.
Например, учащийся может:
- полить цветы в классе;
- протереть доску, пыль на подоконниках и шкафах;
- перебрать старые тетради на черновики;
- помочь вам с раздаточным материалом (вырезать карточки, фигурки, что-то подписать или нарисовать).
Почему дети перестают читать
Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»
Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.
Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем: