Использование союза «зато»
Разберемся с правописанием «зато», ведь в подобной форме слово применяется чаще. В этом контексте оно не указывает на предмет, не является прилагательным или глаголом, не имеет лексического значения, и его нельзя отнести к члену предложения.
Примеры предложений
Для закрепления материала приведем ряд примеров:
- «Илья не имеет высокооплачиваемой работы, зато он подает большие надежды и в будущем добьется больших высот».
- «Из-за карантина руководство объявило внеплановый отпуск, зато наконец-то высплюсь».
- «Андрей не выполнил общения, зато дал слово, что сделает работу за пять дней».
- «Предприятие перешло на 4-дневный график работы, зато можно расслабиться и провести больше времени с семьей».
- «Нам приходится сидеть втроем за партой, зато не скучно пишется и удается пообщаться во время лекции».
Как правильно: заведующий, или заведующая? Чем или чего?
03-03-2018
Как правильно: заведующий, или заведующая? Чем или чего?
В разговорной речи мы говорим заведующая, если подразумеваем лицо женского пола, это может быть отражено и в документах. Но предпочтительнее говорить заведующий, независимо от пола, это то же самое, когда мы говорим врач, а не врачиха. Это слово перешло из прилагательного в категорию существительного и управляет творительным падежом:
заведующая аптекой, или заведующий аптекой.
Есть оба варианта. Но традиционно сложилось, что в деловом общении или когда не знаем какого пола руководитель обращаемся в мужском лице — ‘заведующий’. Женщину же можно в разговоре или неофициальном обращении назвать ‘заведующая’.
Вы правильно употребили написание этих слов: если говорить и писать ‘заведующий’ — это правильно в том случае, когда вы обращаетесь к мужчине, когда же речь идет о женщине правильно говорить ‘заведующая’.
Сама, являясь заведующей, решила ответить на этот вопрос.)
В документах, скажем в должностной инструкции, которая составлена применительно к особям обоего пола, будет употребляться слово ‘заведующий’. Но, если должность занимает женщина, то правильно будет о ней сказать: ‘заведующая’. Когда на документ ставится подпись, то правильнее вс же написать ‘заведующая детским садом’, ‘заведующая библиотекой’ или ‘заведующая отделением’ Иванова Н.Н. Вс-таки, заведующий аптекой Сидорова, как-то нелепо звучит. А вот, когда пишут заявление на имя заведующей, то так и пишут: (кому?)Заведующей библиотекой Петровой. А когда сама заведующая пишет заявление, скажем на имя директора, то она должна написать так: (от кого?) от заведующей билиотекой-филиалом или же просто: заведующая библиотекой-филиалом.
Задачка. В документах обычно пишут сокращенный вариант: зав.
Ну, с употреблением ‘заведующий’ или ‘заведующая’ более или менее понятно: эти два слова отличаются друг от друга по роду — мужской и женский род.
А вот с управлением этого слова возникают трудности.
Во первых, оно образовалось от глагола ‘заведовать’, а он требует Творительный падеж. Действительное причастие Причастие настоящего времени ‘заведующий’ является отглагольной формой, а следовательно тоже требует Творительный падеж.
Но если это причастие превратилось в существительное, то после него нужно употреблять Родительный падеж, как после всякого существительного.
Это ведь смотря о ком идет речь — о мужчине или женщине. Мужчина — заведующий отделом маркетинга, а женщина — заведующая детским садом, например. Отталкиваться нужно от слова ‘заведовать’, а оно требует после себя творительного падежа. Заведовать (чем?) отделом информации, значит, заведующий отделом информации. Задавать вопрос ‘чего’ — неправильно.
В русском языке существует синтаксическая норма управления, которая утверждает, что существительные заведующий, управляющий, командующий требуют, чтобы зависимое слово находилось в форме творительного падежа, то есть
заведующий чем? аптекой,
управляющий чем? банком,
командующий чем? армией, флотом.
Формы зависимых слов в родительном падеже (типа заведующий аптеки) являются синтаксической ошибкой в речи говорящего или пишущего.
Традиционно в названии профессий в деловой речи употребляют формы мужского рода, хотя в отношении слова ‘заведующий’ возможна форма женского рода ‘заведующая аптекой, лабораторией, кафедрой, магазином, клубом’.
Если говорить о деловом письме (например, подпись под документом), то только мужской род, независимо женщина или мужчина занимают должность. Аналогично- исполняющий обязанности кого-то. Русский язык — сложная штука )
Если мы не знаем к кому конкретно обращаемся (к мужчине или женщине), то правильнее будет писать заведующий. То же слово следует употреблять, если вы обращаетесь к мужчине. Если же в этой роли выступает женщина, то ее следует называть заведующая.
В данном случае все зависит от того, кто же все-таки заведует, человек мужского рода или же женского. Если заведует мужчина, то говорим ‘заведующий’, аналогично, если заведует женщина, то мы о ней скажем ‘заведующая’. Вот такое простое правило, можно запомнить
Тест по теме «Правописание не с разными частями речи»
1.В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1)(не)прерывное (не)домогание
2)мне это вовсе (не)интересно
3)(не)вежда
4)это было (не)избежно
2.В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1)совершить (не)лепый поступок
2)бормотать что-то (не)внятное
3)ничем (не)оправданный риск
4)юноша крайне (не)вежлив
3.В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1)в пачке (не)достает трех тетрадей
2)(не)взлюбить с первого взгляда
3)(не)зная причины
4)обошлось (не)дешево
4.В каком варианте НЕ пишется раздельно?
1)работа (не)зачтена
2)вести себя (не)принужденно
3)(не)приступная крепость
4)с утра (не)здоровится
5.Какое из объяснений является ошибочным?
1)(не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно
2)переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется
3)отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова
4)(не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова
6.В каком примере НЕ пишется слитно?
1) Многие рукописи (не)расшифрованы.
2) В книге (не)хватало нескольких страниц.
3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.
4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.
7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.
1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.
2) Мне в этот день (не) здоровилось.
3) С людьми браниться – никуда (не)годится.
4) Толпа (не)доумевала.
5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.
8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.
1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.
2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.
3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.
4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.
9.Укажите слитное написание частицы не:
1) далеко (не)робкое замечание
2) (не)у кого остановиться;
3) ничуть (не)дорог;
4) (не)здоровый цвет лица;
5) (не)дядин дом;
6) (не)доумевал;
7) (не)большой, но удобный шкаф;
выразить (не)годование;
9) (не)чего бояться;
10) (не)длинна, а коротка.
10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:
1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,
2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;
3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.
11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:
1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;
2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;
3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.
12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:
1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;
2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;
3) (не)вредимый, (не)громкая.
13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.
1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;
2) пишетсяслитно, если можно заменить синонимом без не,
3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.
14.Укажи примеры с ошибкой:
1) проявил негодование;
2) неласковый взгляд;
3) вовсе не лёгкий переход;
4) был недогадлив;
5) ничуть не подозрительный;
6) нискольконепривередлив;
7) отнюдьнебезвыходный.
Ответы:
Определение должности
Официально, в соответствии с правилами русского языка, это официальное наименование должности пишется раздельно – «заведующий кафедрой». В данном случае «заведующий» является существительным, а «кафедрой» — обозначает предмет труда и пишется существительным с предлогом «за». Таким образом, правильная форма — «заведующий кафедрой».
Но следует отметить, что в повседневной жизни и в разговорной речи, часто используется форма «заведующий кафедры» — слитно. Это языковая практика, которая не ушла из употребления. В разговорной речи допустимо использование обоих вариантов, но в официальных документах лучше придерживаться раздельного написания.
Таким образом, можно сделать вывод, что «заведующий кафедрой» пишется раздельно и является правильной формой наименования данной должности.
Заведующий кафедрой
Однако согласно действующим правилам русского языка, правильно писать словосочетание «зав кафедрой» раздельно. Заведующий кафедрой – это должностное лицо, руководящее работой кафедры, поэтому слово «зав» отделяется от слова «кафедрой» пробелом.
Важно отметить, что написание «завкафедрой» является ошибкой и не соответствует русскому языку. Правильно писать слитно только те слова, которые состоят из двух существительных, например: «автомобильсборочный», «домостроительный» и т.д
Таким образом, если вы хотите использовать правильную форму, то следует писать «зав кафедры» раздельно.
Заведующий кафедры
Существуют различные мнения на этот счет. Некоторые эксперты утверждают, что правильно писать «заведующий кафедры» слитно, в то время как другие предпочитают вариант «зав кафедры» раздельно.
Не существует однозначного и строгого правила, которое бы определяло, какой вариант использовать. В данной ситуации можно руководствоваться личными предпочтениями или конкретными требованиями учреждения, в котором работает заведующий.
Главное, чтобы использование одного или другого варианта не вызывало недопонимания или неудобств у коллег и сотрудников. Ведь в конечном итоге, важнее не то, как будет написана должность, а сама работа и ответственность, которую несет заведующий кафедрой.
Раздельное написание
Научный статус зав кафедры в университете предполагает особую ответственность и руководящую роль. Ведь кафедры – это основные структурные подразделения учебного заведения, которые имеют самостоятельность в организационных и научно-исследовательских вопросах.
Правильное написание термина «зав кафедрой» раздельно является предпочтительным. В соответствии с действующими правилами русского языка, при образовании именных слов с предлогами, состоящих из двух частей, эти части пишутся слитно. Однако, в случае с термином «зав кафедрой», это правило исключается. Здесь употребляется раздельное написание. Это связано с тем, что слово «зав» имеет устойчивую комбинацию со словом «кафедрой», образуя единый законченный смысл.
Такое разделение на слова придает термину большую ясность и позволяет избежать недоразумений при чтении и понимании. Использование раздельного написания «зав кафедрой» является правильным и рекомендуется в официальных документах и научных трудах.
Описание
Запись «зав кафедрой» пишется слитно или раздельно? Вопрос о том, как правильно писать эту фразу, возникает достаточно часто. Ответ на него зависит от контекста использования.
Если речь идет о должности, то слова «зав кафедрой» пишутся слитно. Заведующий кафедрой — это высшая административная должность на кафедре учебного заведения. Вместе с этим, запись может использоваться и как глагол, тогда слова пишутся раздельно.
Примеры:
- Он стал заведующим кафедрой.
- Он заведует кафедрой успешно и с большим энтузиазмом.
Также следует отметить, что в официальных документах и научных работах рекомендуется использовать универсальные термины, такие как «руководитель кафедры» или «глава кафедры», чтобы избежать путаницы и неоднозначности письменной формы.
Примеры использования
Вопрос о том, как правильно пишется словосочетание «зав кафедрой» – один из наиболее обсуждаемых вопросов в русском языке. Мнения на этот счет разделились: некоторые считают, что оно пишется слитно, другие утверждают, что его следует записывать раздельно.
Одни считают, что слово «зав кафедры» образовано от существительного «заведующий» и генитива существительного «кафедра». Поэтому его нужно писать по принципу «падеж + существительное». Таким образом, правильная запись будет следующей: «зав кафедры».
Другие утверждают, что слово «зав кафедры» является сложным существительным, обозначающим должность. Поэтому его следует писать слитно. Таким образом, правильная запись будет выглядеть следующим образом: «завкафедра».
В итоге, нет однозначного ответа на вопрос о том, как правильно пишется словосочетание «зав кафедры». Однако, в практическом использовании встречаются оба варианта записи: «зав кафедры» и «завкафедра». Рекомендуется придерживаться принятого в вашем сообществе варианта и использовать его в письменной и устной речи.
Заведующий кафедрой
Вопрос правильного написания словосочетания «заведующий кафедрой» вызывает определенные сомнения у многих людей. По правилам русского языка это словосочетание пишется слитно, то есть «заведующийкафедрой».
Однако, возможен и вариант написания этого словосочетания раздельно, то есть «заведующий кафедрой». Использование одного из данных вариантов зависит от конкретного случая и контекста, в котором оно употребляется.
Раздельное написание словосочетания «заведующий кафедрой» может быть предпочтительным в формальных и официальных документах, а также в учебных и научных текстах. В таких случаях разделение слов обеспечивает более ясное выражение смысла и более точное передачу информации о должности и обязанностях человека, занимающего эту должность.
Слитное написание словосочетания «заведующийкафедрой» возможно в неформальной речи и в повседневном общении. Оно может использоваться при устном общении и в неофициальных текстах. Слитное написание может быть более удобным и стилистически более подходящим в таких ситуациях, поскольку оно позволяет избежать излишних разрывов в тексте и создает единый образ человека, занимающего должность заведующего кафедрой.
Определение должности
Как правильно пишется — «зав кафедрой» или «зав кафедры» — вопрос, возникающий в контексте определения должности преподавателя. Заведующий кафедрой (зав.кафедрой) — это высшая должностная должность, занимаемая вузом для руководства и координации работы определенного направления образования.
В русском языке использование формы «зав кафедрой» является правильным и более распространенным. Это отражает роль и функции должности, которая предполагает непосредственное руководство кафедрой и ответственность за организацию учебного процесса, научно-исследовательскую работу и методическую деятельность.
Нередко встречается и использование формы «зав кафедры» как сокращенной формы, которая также не является ошибкой. Однако, следует отметить, что она более характерна для неофициального общения и может использоваться среди коллег или в неформальных характеристиках. В официальных документах и актах, а также при обращении к должностному лицу следует предпочитать форму «зав кафедрой».
В заключение, по вопросу о том, как правильно писать — «зав кафедрой» или «зав кафедры» — следует отметить, что обе формы являются приемлемыми, но предпочтение отдается форме «зав кафедрой» в официальных документах и при обращении к должностному лицу, которое носит официальный характер.
Правила написания
Вопрос о том, как правильно пишется словосочетание «зав кафедрой» — достаточно распространенный среди людей, интересующихся правилами русской грамматики или занимающихся написанием текстов на русском языке. Ответ на этот вопрос кроется в правилах написания предлогов и существительных.
Существительное «зав» в данном случае является сокращением слова «заведующий». Существует правило, что сокращения пишутся слитно с той частью речи, которая является основой сокращения. Значит, существительное «зав» должно писаться слитно с предлогом «кафедрой». То есть правильно пишется «завкафедрой».
Однако есть исключения из этого правила. Если сокращение состоит из двух существительных, то оно пишется раздельно. Но это не касается словосочетания «зав кафедры», так как предлог «кафедры» является частью существительного «зав». Поэтому правильно будет писать «зав кафедрой» — слитно.
Слитное или раздельное написание «зав кафедрой/зав кафедры»
Осуществление правильного написания фразы «зав кафедрой/зав кафедры» зависит от контекста, в котором она используется. Правила русского языка предусматривают различное написание в зависимости от функции словосочетания.
Если фраза «зав кафедрой/зав кафедры» выступает в роли простого обозначения должности, то она пишется раздельно. Например: «Он является заведующим кафедрой физики» или «На встрече присутствовал заведующий кафедрой информационных технологий». В этом случае, «зав» является самостоятельным словом, а «кафедрой» — дополнением существительного «заведующий».
Однако, существует случай, когда фраза пишется слитно. Если «зав кафедрой/зав кафедры» используется как параметр, характеризующий действие или состояние глагола, то она пишется слитно. Например: «Он занимается заведованием кафедрой физики» или «У него возникла необходимость провести занятия во время отсутствия заведования кафедрой». В этом случае, «зав» является приставкой к глаголу «заведование», а «кафедрой» — дополнением этого глагола.
Разъяснения лингвистов
Спор о правильном написании выражения «заведующий кафедрой» или «заведующий кафедры» вызывает много дискуссий среди лингвистов.
Одни лингвисты считают, что правильная форма будет «заведующий кафедрой», так как слово «заведующий» относится к дательному падежу и олицетворяет действие, которое осуществляется по отношению к кафедре. В этом случае «кафедра» рассматривается как принимающий падеж, т.е. «заведующий» (кто?) кафедрой (чем?).
Другие лингвисты утверждают, что более правильным будет использование формы «заведующий кафедры». Согласно данной точке зрения, слово «заведующий» относится к родительному падежу, а «кафедра» стоит в именительном падеже. Такое использование позволяет лучше передать связь между «заведующим» и «кафедрой».
В современном русском языке оба варианта считаются допустимыми и корректными. Таким образом, выбор между «заведующий кафедрой» и «заведующий кафедры» в большей степени зависит от стилистических предпочтений и личных предпочтений автора.
Какое написание указано в документах
Официальные документы и нормативные акты содержат разъяснения относительно правильного написания словосочетания «Заведующий кафедрой». В качестве официального термина используется именно данное написание словосочетания.
Правила русского языка гласят, что после предлогов (таких как «заведующий», «руководитель», «директор» и др.) следует падежный оборот: «заведующий кем? — кафедрой». Поэтому правильным является использование формы «заведующий кафедрой».
Согласно правилам русской орфографии, предлог «заведующий» относится к числовым руководителям кафедр нескольких направлений. В таком случае после предлога «заведующий» ставится слово «кафедрой» в творительном падеже единственного числа.
Итак, официальное написание словосочетания «Заведующий кафедрой» соответствует правилам русского языка и указано в документах, следовательно, его следует использовать при оформлении официальных текстов и документов.
Определение роли заведующего кафедрой
Заведующий кафедрой – это руководитель отделения в учебном заведении, ответственный за организацию и координацию учебного процесса на данной кафедре.
Заведующий кафедрой выполняет ряд важных функций, включающих:
- Планирование: заведующий кафедрой разрабатывает общие цели и задачи учебного процесса на своей кафедре. Он определяет содержание и направление обучения, разрабатывает программы учебных курсов, планирует расписание занятий и контрольно-оценочные мероприятия.
- Координация: заведующий кафедрой обеспечивает взаимодействие преподавателей, студентов и других специалистов, которые принимают участие в учебном процессе. Он контролирует правильность выполнения учебных программ, организует внутрикафедральные семинары, научно-исследовательскую работу и другие мероприятия.
- Методическое руководство: заведующий кафедрой обеспечивает качество обучения на своей кафедре. Он осуществляет методическое руководство преподавателями, следит за эффективностью применяемых методов обучения, оценивает успеваемость студентов и осуществляет меры по ее повышению.
- Административная работа: заведующий кафедрой занимается вопросами набора и расстановки преподавательского состава, а также административными процедурами, связанными с организацией и функционированием кафедры.
- Участие в разработке учебных программ: заведующий кафедрой принимает участие в создании новых учебных программ и внесении изменений в существующие. Он анализирует требования и потребности рынка труда, содействует актуализации учебного процесса и повышению его качества.
Роль заведующего кафедрой представляет собой сложную и ответственную задачу, требующую не только высокой квалификации в области преподавания и науки, но и развитых организационных и управленческих навыков.
Правила родительного падежа
Родительный падеж в русском языке используется для обозначения принадлежности, происхождения, наличия или отсутствия:
- принадлежности к кому-то или чему-то (книга учителя, дом родителей)
- происхождения из какого-то места (проект города, творение художника)
- наличия или отсутствия (боль головы, бритва брата)
Для образования родительного падежа существительных, прилагательных и числительных:
- Существительные женского рода образуют родительный падеж, добавляя к основе (-и) или (-ы) без окончания: песня – песни мамы, книга – книги учителя.
- Существительные мужского и среднего рода образуют родительный падеж, добавляя к основе (-а) или (-я) без окончания: дом – дома родителей, город – города проекта.
- Существительные неодушевленного рода образуют родительный падеж, добавляя к основе окончание (-а) или (-ов): сад – сада бабушки, ресторан – ресторана начальника.
- Прилагательные и числительные образуют родительный падеж, изменяя окончания в соответствии с родом, числом и падежом существительного: красивый дом – красивого дома родителей, два стола – двух столов друзей.
Следует также обратить внимание на некоторые исключения:
Слово | Родительный падеж |
---|---|
человек | человека |
кофе | кофе |
лицо | лица |
яйцо | яйца |
мышь | мыши |
Увольнение с работы, где перестали платить
На предприятии, где ещё работаю, два месяца не выдают зарплату, в конце мая будет три. Хочу уволиться, но при увольнении вряд ли что-то заплатят. Какой правильный путь увольнения выбрать? Заявление об увольнении, отработать две недели и стоит ли подать заявление в прокуратуру и когда?
Здравствуйте, уже сейчас подавайте заявление в прокуратуру, не медлите, прокуратура примет меры по пресечению нарушения трудового законодательства. Работодатель будет привлечен к административной, ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ
Уволиться можете по собственному желанию по ст. 80 ТК РФ с “отработкой” 14 дней – ваше право.
Можете сразу подавать в прокуратуру и трудовую инспекцию. Пишите заявление об увольнении по собственному желанию, ст.80 ТК РФ.И подайте иск в суд в случае чего.
Администратор печатает сообщение
Регистрируясь на сайте, Вы принимаете
Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского объявляет выборы на должность заведующего кафедрой биологии и физиологии человека.
Квалификационные требования к должности заведующего кафедрой
(в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1-н «Об утверждении Единого квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного образования»)
— высшее профессиональное образование,
— наличие ученой степени и ученого звания,
— стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности кафедры, не менее 5 лет.
г. Москва, ул. Чечулина, д. 3, корп. 1, кабинет 217А, пн.-пт. с 10:00 до 17:00.
Срок подачи документов:
с 6 апреля 2022 г. по 6 мая 2022 года
Козлова Ольга Станиславовна, секретарь ученого совета ИЕСТ
Телефон: 8(499) 720−24−76; 8(916) 927−34−19
Часто встречающиеся ошибки при написании заведующего кафедрой
Правильное написание должности заведующего кафедрой настолько важно, что часто можно увидеть ошибки в его написании. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся ошибок:
-
Заведующий кафедрой – это правильное написание данной должности. Здесь слово «кафедрой» является обязательным и указывает на руководителя какой-либо конкретной кафедры. Например: «Заведующий кафедрой физики».
-
Заведующий кафедры – это неправильное написание. В этом случае отсутствует предлог «кафедрой», который указывает на конкретную кафедру. Правильное прилагательное для данной должности будет «заведующий кафедрой». Например: «Заведующий кафедрой математики».
-
Заведующий кафедру – это также неправильное написание. Здесь отсутствует предлог «кафедрой», который является неотъемлемой частью должности. Правильное написание должно быть «заведующий кафедрой». Например: «Заведующий кафедрой химии».
-
Заведующий или заведующий кафедрой – это альтернативное написание, которое также встречается, однако оно не является правильным. В данном случае отсутствует само название кафедры, поэтому такое использование некорректно. Правильно будет указать конкретную кафедру. Например: «Заведующий кафедрой информатики».
Если вы хотите правильно написать должность заведующего кафедрой, обратите внимание на наличие предлога «кафедрой» и укажите название конкретной кафедры, чтобы избежать встречающихся ошибок
Варианты использования заведующего
Заведующий кафедрой – должностное лицо, ответственное за организацию и руководство работой кафедры. В зависимости от контекста использования, может быть применимо несколько вариантов названия этой должности.
- Заведующий кафедрой – наиболее часто используемый вариант названия этой должности. В этом случае слово «кафедрой» рассматривается как дополнение к слову «заведующий».
- Заведующий кафедры – в этом варианте слово «кафедры» выступает в роли притяжательного падежа (родительного падежа с предлогом «заведующего»). Это может использоваться, например, при указании кого или чего руководит заведующий.
Выбор конкретного варианта названия зависит от контекста использования и личных предпочтений автора текста
Независимо от выбранного варианта, важно соблюдать правила русского языка и не допускать орфографических ошибок
Правописание сложных имен существительных
Слитно | Через дефис |
Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: автомастерская, сверхчеловек, авианосец, полчаса. | Существительные, написание которых определяется общими правилами: пол-арбуза, пол-Москвы, пол-литра. |
Сложносокращенные слова: стенгазета, танцпол, хозтовары. | Сложные существительные, состоящие из двух слов, каждое из которых может употребляться самостоятельно: кафе-бар, генерал-майор, жар-птица, купля-продажа, студент-экономист. |
Сложные существительные с соединительными гласными о, е: водоотвод, южноамериканец, новостройка. | Сложные слова, которые обозначают политические направления, партии: социал-демократ. |
Сложносокращенные слова: ВУЗ, главбух, спецкор. |
Существительные, которые обозначают сложные единицы измерения: грамм-калория. Исключение: трудодень, трудочас. |
Сложные существительные, в которых первая часть оканчивается на и или ь: вертихвостка, вырвиглаз. Исключение: перекати-поле. |
Существительные, где первая часть блок и пресс: блок-система, пресс-клуб. Исключение: блокпост, блокнот, блокгауз. |
Существительные, которые образованы от имен собственных, пишущихся через дефис: ньюйоркцы, уланудэнцы. | Сложные существительные, обозначающие части света: юго-восток. |
Сложные существительные, где первая часть борт-: бортпроводница. | Сложные существительные, в которых первая часть имеет оценочный характер: чудо-ребенок, бой-баба, паинька-зайка. |
Сложные существительные, где вторая часть град, город, метр: вольтметр, Волгоград. | Сложные существительные, в которых иноязычная первая часть обер-, унтер-, лейб-, штаб-, вице-, экс-, макси-, миди-, мини-: мини-юбка, экс-участник, вице-премьер. |
Существительные, которые обозначают некоторые научные термины (как правило, в их состав входят буквы греческого и латинского алфавита): гамма-лучи. | |
Сложные составные фамилии и некоторые географические названия: Сен-Лоран, Лас-Вегас. |
Раздельно пишутся:
- Два нарицательных существительных, которые выражают родовое и видовое понятия: дерево береза, рыба камбала, цветок ромашка.
- Нарицательное существительное и имя собственное: город Астрахань, река Лена, озеро Байкал, девочка Катя, кошка Мурка.
- Существительное, которое выражает официальное обращение и имя собственное или нарицательное: гражданин Петров, товарищ полковник.
- Сочетания с неизменяемыми определениями, следующими за существительным: штаны клеш, вагон люкс.
- Сочетания существительных в именительном и творительном падежах, имеющие целью усиление значения: дурак дураком, растяпа растяпой.
- Сочетания со словом «месяц»: в марте месяце, месяц апрель.
- Сочетания фамилии, имени и отчества: Лев Николаевич Толстой.
- Имена исторических личностей, получивших прозвища: Ричард Львиное Сердце, Всеволод Большое Гнездо.
Применение предлога с местоимением «за то»
Выше мы рассмотрели вариант, когда «зато» пишется слитно. Но иногда «за то» выступает в качестве местоимения с предлогом.
Первоначально «то» имело форму «тот», относящуюся к человеку, газете, сообщению или иному предмету. Если «то» применяется без существительного, на которое оно указывает, его легко заменить на предмет (человека) из контекста предложения.
Для выбора между слитным и раздельным написанием «зато» необходимо спросить — «за что?». Такого действия достаточно, чтобы отличить союз от местоимения с предлогом.
Примеры предложений
Приведем несколько примеров применения «за то»:
- «Люблю супругу за то, что она умеет слушать, всегда старается понять и никогда не критикует за неправильные поступки».
- «Дедушка всегда дает сладости за то, что я ему помогаю по огороду».
- «Инженеру дали премиальные за то, что он внедрил новый метод и тем самым сэкономил деньги предприятию».
- «Если мы будем играть в прятки, я спрячусь за то дерево, и меня вряд ли смогут найти товарищи».
Сайт «Школково» поможет вам качественно подготовиться к аттестационному испытанию по русскому языку!
Если вы хотите успешно справляться с заданиями по теме: «Слитное, дефисное и раздельное написание различных частей речи», включенными в экзаменационное тестирование, выбирайте наш образовательный портал. Педагоги «Школково» собрали, систематизировали и в доступной форме изложили здесь весь материал, необходимый для повторения основных разделов.
Мы предлагаем принципиально новый подход к подготовке к единому госэкзамену. Он позволяет учащимся старших классов определить нуждающиеся в повторном изучении темы, а затем ликвидировать пробелы в знаниях.
Вначале мы рекомендуем школьникам повторить базовую теорию. После этого учащиеся могут проверить свои знания, выполнив онлайн-задания по теме: «Слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи». Большой, регулярно обновляемый перечень упражнений представлен в соответствующем разделе сайта.
Оценить уровень собственных знаний вы можете прямо сейчас. Для этого просто выберите несложное задание и попробуйте его сделать. Весь процесс отнял минимум времени, и вы без труда нашли правильный ответ? Смело переходите к более серьезным заданиям. А при наличии определенных затруднений поспешите включить в свое расписание занятия на нашем образовательном портале.
Повторять теорию и выполнять задания по теме: «Слитное, раздельное и дефисное написание слов различных частей речи» старшеклассники могут в онлайн-режиме. Заниматься на сайте «Школково» имеют возможность не только столичные выпускники, но и жители отдаленных российских городов.