Ответы к домашним заданиям странице 97 §106. Глагол как часть речи
603. В чём сходство и различия между выделенными глаголом и существительным?Шумит тростинка малая, Шумит высокий клён… Шумят они по−новому, По−новому, весеннему… Идёт−гудит Зелёный шум, Зелёный шум, весенний шум! (Н. Некрасов)
604. Выпишите подлежащие вместе со сказуемыми−глаголами, обозначающими цвет различных предметов весной, определите время глаголов. Укажите, в чём согласуется сказуемое−глагол с подлежащим. Выделите корень в глаголах.Образец. Пшеница зеленеет − наст. вр., согл. в числ. Трава позеленела − прош. вр., согл. в роде и числе.1. Уж голубеют дали. 2. Небеса неожиданно засинели. 3. Солнце золотило горы. 4. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса.5. На лугу пестреют яркие цветы. 6. В сумерках розовеют стволы берёз. 7. На солнцепёке по буграм уже темнеют первые проталины.
605. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Обозначьте лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам.Образец. На пригорке желтеет (3−е л., ед. ч.) мать-и-мачиха.Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть.
Наклонения глагола
Один и тот же глагол может употребляться в формах трех наклонений:
изъявительного, повелительного или условного.
- Рисовать — рисуешь, рисуй, рисовал бы,
- прочитать — прочитаете, прочитай, прочитал бы.
Изъявительное наклонение
Изъявительное наклонение глагола обозначает, что действие может совершаться сейчас, в будущем или в прошлом. Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам:
- настоящее время (что делаю?) я гуляю, рисую, глажу,
- будущее время (что сделаю?) прогуляюсь, улыбнусь, (что буду делать?) буду гулять, буду рисовать,
- прошедшее время (что делал?) гулял, рисовал, (что сделал?) нарисовал, улыбнулся.
В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения глаголы изменяются по лицам и числам, что называется спряжением. В зависимости от личных окончаний различают первое и второе спряжение глаголов.
Понаблюдаем, как изменяется глагол I спряжения «гулять»:
- 1 лицо я гуляю— мы гуляем
- 2 лицо ты гуляешь — вы гуляете
- 3 лицо он гуляет — они гуляют
Сравним личные окончания глагола II спряжения «клеить»:
- 1 лицо я клею — мы клеим,
- 2 лицо ты клеишь — вы клеите
- 3 лицо он клеит — они клеят.
Глагол в форме прошедшего времени изъявительного наклонения изменяется по родам и числам:
- художник рисовал , девочка рисовала, дитя рисовало, ученики рисовали,
- мальчик улыбнул ся, мама улыбнулась, солнце улыбнулось, дети улыбнулись.
Запомним, что в форме прошедшего времени у глагола нет категории лица. Если у глагола имеется лицо, значит, нет рода, и наоборот.
В форме мужского рода прошедшего времени глагол имеет нулевое окончание, в форме женского рода — окончание -а, в форме среднего — окончание -о. Форма множественного числа прошедшего времени оканчивается на -и.
Условное наклонение
Аналогично по родам и числам изменяется глагол в форме условного наклонения:
- я хотел бы,
- бабушка хотела бы,
- общество хотело бы,
- ученики хотели бы.
Отметим, что своими окончаниями формы условного наклонения очень похожи на формы прошедшего времени изъявительного наклонения, но они в своем составе имеют формообразующую частицу «бы».
Повелительное наклонение
В повелительном наклонении глагол имеет чаще всего форму второго лица и изменяется по числам:
- ты отрежь — вы отрежьте,
- ты нарисуй — вы нарисуйте.
Различия между «отличать» и «различать»
1. Значение:
«Отличать» означает устанавливать разницу или различие между предметами или явлениями, находя их особенности или характеристики. Это может быть как физическое, так и абстрактное отличие.
«Различать» также означает установление различий, но в более общем смысле. Оно может относиться к любым разновидностям предметов или явлений, а не только к их характеристикам.
2. Характеристики употребления:
«Отличать» обычно используется с дополнением в форме отглагольного существительного или существительного в родительном падеже. Например: «Отличать цвета», «Отличать детали», «Отличать явления».
«Различать» требует дополнения в форме именительного падежа или местоимения в именительном падеже. Например: «Различать различия», «Различать предметы», «Различать варианты».
3. Сочетаемость:
Оба глагола могут сочетаться с различными словами-производными, образуя различные словосочетания и предложения. Например: «Отличать по запаху», «Различать по внешнему виду», «Отличать звуки», «Различать нюансы».
Таким образом, «отличать» и «различать» имеют похожие значения, но отличаются в употреблении и сочетаемости с другими словами.
Синтаксическое значение слов
Разница между словами «отличать» и «различать» заключается в их употреблении и особенностях синтаксического значения.
Слово «отличать» используется для обозначения способности различать одно явление от другого, выделять его особенности и характеристики. Оно употребляется с прямым дополнением и может быть использовано как с переходными, так и с непереходными глаголами. Например:
Отличать вкусы — различать разные вкусы.
Отличать краски — различать оттенки красок.
Слово «различать» также обозначает способность отличать одно явление от другого, но его употребление связано с наличием сравнительной степени. Оно употребляется с предложным дополнением и может быть использовано как с переходными, так и с непереходными глаголами. Например:
Различать вкуса — сравнивать и различать вкусы между собой.
Различать оттенки — сравнивать и различать оттенки различных цветов.
Таким образом, хотя слова «отличать» и «различать» имеют схожее значение, их употребление и синтаксические особенности различаются и зависят от контекста и цели высказывания.
Семантические оттенки и значения
В современном русском языке слова «различать» и «отличать» используются для выражения разницы и употребляются с различными оттенками смысла.
Слово «различать» подразумевает возможность заметить и выделить различия между объектами или явлениями. Оно подчеркивает наличие разницы и фокусируется на процессе распознавания и восприятия различий.
Слово «отличать» выражает способность сравнивать, оценивать и выделять характерные черты или качества объектов или явлений. Оно подчеркивает умение выделить особенности, отличающие один объект от другого.
Таким образом, различать и отличать — это два разных способа выражения разницы и фокусировки на различных аспектах объектов или явлений в процессе их восприятия и анализа.
Употребление в речи
Глагол «отличать» употребляется в значении обнаружения чего-либо своеобразного, отличительного или выдающегося. Примеры выражений с этим глаголом: «Отличать хорошее от плохого», «Отличить подделку от оригинала»
Обратите внимание на то, что глагол «отличать» употребляется с предлогом «от»
Глагол «различать» употребляется в значении выявления индивидуальных отличий или различий между предметами или явлениями. Примеры выражений с этим глаголом: «Различать цвета», «Различать почерк». Глагол «различать» употребляется с предлогом «между» или без предлога в случае указания конкретных объектов, между которыми происходит сравнение.
Эти глаголы имеют некоторую пересекающуюся семантику и могут использоваться в контексте разнообразных ситуаций. Однако различие в их употреблении в речи позволяет точнее и яснее выражать свои мысли и идеи и избегать путаницы.
Чем глагол является в предложении
Может быть очень разными членами предложения:
- : Жить – Родине служить. Жить – подлежащее, отвечает на вопрос «О чем говорится в предложении?» : самая частая синтаксическая роль: Я жду, Я устал ждать. Жду, устал ждать – сказуемые. : Он попросил меня (о чем?) принести воды. «Принести» здесь не будет сказуемым, потому что попросил он, а нести буду я – разные лица выполняют действия.
Это была общая статья про глагол. Я скоро выпишу много других текстов про глаголы и поставлю сюда ссылки.
Уже сейчас можете читать статьи про две формы глагола: причастие и деепричастие.
Видео:Немецкий язык, 28 урок. МОДАЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ: dürfen, möchten, müssen, sollen. ModalverbenСкачать
Спряжение глаголов по безударным личным окончаниям
Если у слова, обозначающего действие предмета, безударное личное окончание, то нужно образовать от него неопределенную форму и посмотреть, какая именно буква стоит перед «-ть». При этом начальную форму следует брать того же вида, что и личная форма.
Примеры:
- «поднимает» — глагол несовершенного вида. Значит, неопределенная форма должна быть тоже несовершенного вида – «поднять». Окончание «-ять», значит, I спряжение;
- «тает» — глагол несовершенного вида, в инфинитиве «таять», т. е. это слово следует включить в I спряжение, так как заканчивается на «-ять».
- «клеит». Ставим его в неопределенную форму: «клеить». Окончание «-ить», соответственно, этот глагол относится ко II спряжению;
- «борешься» — «бороться», на «-оть» и входит в I спряжение.
Задание: проспрягайте (то есть измените по лицам и числам) указанные выше слова.
Чтобы определить лицо глагола, нужно поставить перед ним личное местоимение. Получаем «я поднимаю» и «поднимаете».
Первое спряжение:
- я поднимаю, мы поднимаем;
- ты поднимаешь, вы поднимаете;
- он поднимает, они поднимают.
А теперь проспрягаем глагол второго спряжения, чтобы увидеть, как меняются окончания:
- я клею, мы клеим;
- ты клеишь, вы клеите;
- он клеит, они клеят.
Подводя итоги, отметим — для выяснения, какую гласную ставить в конце слова, можно использовать два метода:
Первый способ — поставить глагол в третье лицо множественного числа.
Например, нужно узнать окончание глагола «верт_т». Ставим в третье лицо: «они вертят». Глагол заканчивается на «-ят», значит, это глагол 2 спряжения и в неопределенной форме окончание будет «-ит», т.е. «вертит».
Точно так же и с глаголами первого спряжения, например, «зате_ть». Ставим в третье лицо: «они затеют». Окончание «-ют», следовательно, это 1 спряжение, и неопределенная форма будет иметь окончание «-ять»: «затеять».
Второй способ — определение по неопределенной форме глагола или инфинитиву
(т. е. глагол должен отвечать на вопросы «что делать?» или «что сделать?»). Поставив глагол в неопределенную форму, смотрим окончание. Есть глагол не на «-ить», то он относится к первому спряжению и в безударном личном окончании будет писаться буква «е».
Например, глагол «стро_т». Ставим в инфинитив, получается «строить», окончание «-ить», т. е. глагол второго спряжения и в личной форме будет писаться буква «и» — «строит».
Глагол «зате_т» в инфинитиве имеет окончание «-ять», то есть относится к первому спряжению и в личной форме будет иметь окончание «-ет», т. е. «затеет».
Признаки спрягаемых форм
Все глагольные формы, за исключением инфинитива, причастия и деепричастия, относят к спрягаемым, имеющим постоянные и непостоянные признаки/
В список непостоянных признаков входят:
- наклонение;
- род;
- время;
- лицо;
- число.
Каждый из обозначенных признаков характеризуется рядом особенностей.
Время
Название «непостоянные» указывает на то, что глагол изменяется по временам, но это касается только форм изъявительного наклонения.
Так, в зависимости от времени, глаголы будут изменяться следующим образом:
- Настоящее время.Отражает событие или действие, одновременное с сообщением о нем. Иногда обозначает процесс, который происходил когда-то, либо описывает то, что еще не произошло, при этом сохраняет формальные показатели настоящего времени. Представляю себе, что я уже в отпуске, лежу на пляже.Захожу я вчера домой – и вижу постороннего в кухне.
Род, лицо и число
В список непостоянных признаков глаголов изъявительного наклонения, кроме времени, входит число, род, а также лицо.
Что касается рода, этот грамматический признак присущ не всем глаголам, а лишь формам прошедшего времени или условного наклонения:
- мужской (читал – читал бы);
- женский (изучала – изучала бы);
- средний (светило – светило бы).
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам:
- 1-е лицо обозначает, что о действии сообщает говорящий (я мечтаю, мы смеемся);
- 2-е лицо означает, что процесс осуществляет собеседник (ты читаешь, вы рассказываете);
- 3-е лицо указывает на факт, что о действии повествует лицо, которое только наблюдает и не участвует в его осуществлении (он, она, оно бежит, они бегут).
Формы глаголов могут быть в единственном и множественном числе.
Наклонение
Категория наклонения в русском языке, означающая объективность, необходимость или возможность действия, в арсенале имеет три формы. По словообразовательным особенностяи каждой из них можно понять, идет речь о реальных событиях, возможных при некоторых обстоятельствах либо желательных для исполнения.
Благодаря множеству форм глагола, используемых в русском языке, письменная и устная речь становится богаче, приобретает эмоциональную окраску, помогает выразить происходящие события не в застывшем виде, а в развитии. Человек, владеющий грамматикой и правильно использующий глагольные формы, является интересным собеседником и оратором.
А как изменяются местоимения и числительные?
Все очень просто. Одни слова этих частей речи больше похожи на существительные, а другие – на прилагательные. И изменяются они, за редким исключением, соответственно: одни по образцу существительных, т.е. по числам и падежам или только по падежам, а другие – по образцу прилагательных: по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Но эта закономерность относится, как это всегда бывает, не ко всем словам, а к подавляющему их большинству. Исключения бывают всегда. Встретив их, будьте внимательны.
Значит, эталон склонения – изменение существительных. Для примера обратимся к словам девочка и мальчик.
У существительного девочка есть формы в единственном числе: девочка, девочки, девочке, девочку, девочкой, о девочке, во множественном числе: девочки, девочек, девочкам, девочек, девочками, о девочках.
Слово девочка – 1-го склонения. Если мы возьмем пример другого склонения, то формы будут те же, но набор окончаний другим.
Мальчик – слово 2-го склонения. В единственном числе оно изменяется так: мальчик, мальчика, мальчику, мальчика, мальчиком, о мальчике , во множественном так: мальчики, мальчиков, мальчикам, мальчиков, мальчиками, о мальчиках.
Есть и третий набор окончаний, например, у слова ночь: ночь, ночи, ночи, ночь, ночью, о ночи – в единственном числе и:ночи, ночей, ночам, ночи, ночами, о ночах – во множественном.
Такой набор окончаний у слов 3-го склонения.
Почему учитывается весь набор окончаний, а не одно или два? Потому что в языке есть такое явление: омонимия. Многие ребята знают об этом явлении, потому что уже изучали его в разделе Лексика.
Грамматические формы тоже могут быть омонимичными: произноситься и писаться сходно
Если вы были внимательны, вы обратили внимание на этот факт при изменении слов: девочка, мальчик и ночь. Вот почему некоторые окончания существительных в разных падежах совпадают. Поэтому склонением называется весь ряд изменений слова со всеми окончаниями
Большинство слов русского языка изменяется так, что образуется три набора окончаний. Это и есть три склонения.
Но есть существительные, окончания которых отличаются от наборов окончаний трёх склонений. Формы те же самые, а окончания другие. Это слова женского рода на –ия, например, армия (имеет окончание – и в род. пад., в дат. пад. и в предл. пад.), слова мужского рода на –ий, например, санаторий (имеет окончание – и в предл. пад.) и слова среднего рода на –ие, например, здание (имеет окончание –и в предл. пад.).
Также особую группу составляют существительные среднего рода на –мя: имя, время, пламя, бремя, знамя, племя, стремя, семя, вымя, темя. Все эти существительные древние. В род. пад., дат. пад. и предл. пад. они имеют окончание –и , а также во всех косвенных падежах, кроме формы вин. пад. ед.числа, форма которого совпадает с формой им. пад., – суффикс –ен: имя, имени, имени, имя, именем, (об) имени – в ед.числе и: имена, имен, именам, имена, именами, (об) именах – во мн. числе.
Несмотря на эти особенные слова, система получается стройная. Множество существительных относятся к трем склонениям и имеют один и тот же набор окончаний, свойственных данному склонению. И только малое количество слов имеют особые окончания, другими словами, они тоже склоняются, имеют набор форм, как и у всех других существительных, но набор окончаний у них свой, особый.А есть ли существительные, которые не изменяются? Есть. Это некоторые слова-иностранцы, например, метро, пальто, такси, шимпанзе, Токио и другие. Хотя такие слова и используются в русском языке, но стоят особняком, ведут себя не совсем по-русски: не изменяются. И называются они соответствующе: несклоняемые. А бывают несклоняемые прилагательные? Тоже бывают, например, беж, меланж, хаки, мини, макси, клеш и другие. У несклоняемых существительных и прилагательных окончаний нет.
С точки зрения работы всей системы языка эти слова, скорее, не правило, а исключение.
Особенности глагола
Вряд ли кто-то задумывается в процессе говорения о морфологических составляющих высказывания. Именно посредством глаголов (ГЛ) описывают происходящее, обозначают действие, дают оценку сообщаемому. Основные вопросы, на которые отвечает его неопределенная форма – «Что делать?», «Что сделать?». Для глагола характерны постоянные и непостоянные признаки, что определяется его общим грамматическим значением.
Отличительная особенность – все глаголы называют действие, но при этом каждый из них передает отдельное, конкретное значение и смысловой оттенок. Может обозначать:
- физическую активность (строить, косить, рубить);
- умственную, речевую деятельность (анализировать, декламировать, замечать);
- передвижение предметов и объектов в пространстве (плыть, ехать, лететь);
- физиологическое и эмоциональное состояние (ненавидеть, плакать, удивлять и др).
Кроме ГЛ с полным лексическим значением, есть такие, которые служат как средства передачи модальности, формообразования и установления синтаксической связи с именной частью сказуемого.
ГДЗ к странице 114 §113. Невыдуманный рассказ (о себе)
650. Прочитайте начало рассказа Я. Сегеля «Как я был мамой». От чьего имени ведётся рассказ?Однажды, когда я был уже большой и учился в первом классе, у меня заболел живот. Дежурный учитель очень удивился, почему это вдруг я перестал носиться как пуля, а сел прямо на пол посредине школьного коридора и сижу.— А ну−ка поднимайся сейчас же! — сказал он. Я попробовал.— Ой! — вскрикнул я и стал белый как мел.Тут учитель тоже стал белый как мел и остановил двух мальчиков из второго класса — Юлика и Валерика…— А ну−ка, хлопцы, помогите солдату! — сказал учитель, и они втроём потащили меня к школьному врачу.
651. Прочитайте отрывок из изложения ученика по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой». Укажите недочёты в использовании видов выделенных глаголов. Запишите исправленный вариант текста. Обозначьте вид глаголов.Но тут принесли в палату ужин, и нянечка просила меня: «Корми Сашу». А Саше было всего два года. И я стал Сашу кормить. Я раньше посмотрел, как Вовина мама кормит своего Вову, и сделал точно так же. Она наберёт неполную ложечку, и я набрал неполную ложечку. Вовина мама ждала, пока её Вова прожуёт всё до конца, а потом вытирала рот своему сыну: и я ждал, пока мой Саша всё жуёт, и вытер Саше рот.Потом я перестелил своему Саше постель, ложил его поудобнее. Вовина мама потихонечку запевала своему сыну песню, я тоже пел, но только не колыбельную, а про паровоз.
652. Подготовьте устный рассказ на тему «Как я однажды… (чуть не заблудился, удил рыбу, опоздал в школу, играл в футбол и т.п.)».
Подведем итоги
Зная основы образования глаголов прошедшего времени в русском и английском языках, вы сможете не только правильно поставить речь во время личного общения с иностранцами или своими соотечественниками, но и написать им грамотное письмо.
Какие глаголы изменяются по временам?
Во-первых, нужно помнить, что, когда мы говорим о временны́х формах глагола, мы говорим об изъявительном наклонении, т. е. говорим о действии, которое, по нашему мнению, происходит, происходило или будет происходить в реальности.
В повелительном и условном наклонении глаголы временны́х форм не имеют.
Времена глагола
У глагола в русском языке выделяют три времени: настоящее, прошедшее и будущее.
Глаголы в настоящем времени обозначают действия, совершаемые в момент речи, т. е. в момент, когда мы этот глагол произносим (я бегу
— это значит, что я говорю слово «бегу» и бегу одновременно).
Глаголы в прошедшем времени обозначают действие, которое совершилось или совершалось ДО того, как мы это слово произнесли: я бежал
, прибежал
— значит сейчас, когда я это говорю, я уже не бегу. Совершал или совершил действие до момента речи.
Глагол в будущем времени обозначает действие, которое совершилось или будет совершаться после того, как мы этот глагол произнесли.
Изменение глагола по временам
Изменим по временам глагол ходить.
В прошедшем времени: ходил
— что делал? Ходил, ходила, ходило, ходили. Я уже ходил туда и вернулся.
Прошедшее время:
Настоящее время. Что делаю, делаешь, делаете?
и так далее: хожу, ходишь, ходим
…
Настоящее время:
я хожу мы ходим
ты ходишь вы ходите
он ходит они ходят
Будущее время. Я буду ходить, ты будешь ходить.
В данном случае лицо и число определяется по вспомогательному глаголу, к которому присоединяются личные окончания (буду, будешь, будем), а сам глагол ходить
стоит в неопределенной форме. Такая форма будущего времени называется будущее сложное.
Будущее время:
я буду
ходить мы будем
ходить
ты будешь
ходить вы будете
ходить
он будет
ходить они будут
ходить
Все три временны́е формы: прошедшее, настоящее, будущее, причем будущее сложное, будут у глаголов несовершенного вида — ходить, решать (а не решить), подписывать, рисовать.
Только две временны́е формы: прошедшее и будущее, причем будущее простое — у глаголов совершенного вида: прийти, решить, подписать, нарисовать
.
От глаголов совершенного вида формы настоящего времени не образуются.
Образование временны
́
х форм
Во-первых, некоторые глагольные формы образуются не только с помощью окончаний, но и с помощью суффиксов.
Например, суффикс —л
— прошедшего времени не образует нового слова, а образует форму прошедшего времени, т. е., в отличие от подавляющего большинства суффиксов в русском языке, является формообразующим, а не словообразующим и, следовательно, не входит в основу, так же как и суффикс —ть
неопределенной формы и суффикс —и
повелительного наклонения.
Ходи-л
, смея-л
-а-сь, дума-л
-и, приходи-л
-о-сь.
Во-вторых, глагол для образования форм времени использует обычно не одну основу, как имя существительное и прилагательное, а две!
Правописание гласной перед л
в глаголах прошедшего времени
В глаголах прошедшего времени перед л
пишется та же гласная, что и в неопределенной форме: зависеть — зависел, лаять — лаял.
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. — М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. — М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. — М.: Дрофа, 2010.
- Lik-bez.com ().
- School-collection.edu.ru ().
Домашнее задание
Упражнение №1.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, найдите глаголы и определите их время.
ЗВУКИ ВЕСНЫ.
Тысячи звуков р…дятся весною в оживш…м лесу. От п…нька к пеньку проб…жала, тоненько пискнула мыш…, прогудел, стукнулся о б…резу и грузно упал жук. На м…кушке б…резы скоро з…кукует кукушка. На самой в…ршине дуба заворкует дикий голубь. На закате со…нца страшно ухнет в лесу филин.
Упражнение №2.
Найдите глаголы в настоящем времени, выпишите их.
1. Упал 6. Танцуешь
2. Читает 7. Мо́ем
3. Хохочут 8. Покрашу
4. Напишу 9. Сварим