Пояснение
В исходном существительном моза́ика» ударение падает на «а». Это слово иноязычного происхождения (от итал. mosáico, музейный, имеющий отношение к музам), ударение в котором приходится на аналогичную латинскую фонему. При заимствовании иноязычных слов полагается по возможности оставлять ударение в исходной позиции, если только это возможно в местном произношении. В данном случае – определённо «да». В чём же дело? В «самовыражении» академических языковедов? Нет, в данном случае они правы.
Во времена хрущёвских реформ, теперь уже баснословные, школьникам на уроках русского говорили: да, моза́ика» это тоже правильно, говорите как вам удобнее. Но тут же невесть откуда взялась и мгновенно расползлась по градам и весям неизвестно что означающая моза́йка», породившая непроизносимые производные от неё слова. Дело доходило до того, что в районных и заводских многотиражках ничтоже сумняшеся печатали «мозайчник-передовик», «мозайчное панно», и т.п. ахинею. Так что если в правильном, но неудобном произношении мозаи́чный и виновато какое-то там «самовыражение», то уж никак не академическое.
Значение
Прилагательное мозаи́чный» употребляется в русском языке в прямом, переносном и специальном значениях (основные примеры даны выше; см. также рис. в перечне):
- Общее – плоское художественное изображение, выполненное укладкой по прочной основе на связующем специально подогнанных друг к другу мелких кусочков смальты – окрашенного в массе стекла, поз. А на рис.
- В прикладном искусстве – декоративное покрытие (чаще всего пола), выполненное в технике художественной мозаики, но не из смальты, а их стандартных облицовочных материалов (плитки, прямоугольной колотой и фасонной, втиранием цветной мраморной крошки, и т.п.), поз. Б. Синонимы «узорный», «узорчатый»; частичный «наборный» (на профессиональном жаргоне облицовочников наборно́й).
- В разговорной речи и, порой, в искусствоведении – с виду подобный мозаике, похожий на мозаику, подражающий мозаике: мозаи́чная картина», «мозаи́чная роспись» (поз. В), и т.п. Синоним (профессиональный в искусствоведении) «эклектичный» (сочетающий в себе разнородные художественные стили, манеры и техники исполнения).
- В искусствоведении употребляется синонимом к «эклектичный» (переносное значение), если в одном произведении налицо смешение многих стилей, манер, техник: мозаи́чная архитектура» (поз. Г), «мозаи́чная живопись» (поз. Д), и др. Обиходные синонимы «разнородный», «смешанный»; частичный «сборный».
- Также в переносном – прочно соединённый в одно целое из некрупных частей примерно одинакового размера и строения, но различных по форме и разноцветных, естественным образом (поз. Е) или рукотворно (поз. Ж). Синоним «брекчированный»; частичные «мешаный», «сборный», «разнородный», «фрагментарный» (не подразумевают соединения в одно крепкое целое).
- В светотехнике и, нередко, в обычном речевом обиходе применительно к характеру освещённости – освещённый пятнами, бликами (возможно, движущимися и/или мерцающими), поз. З, И. Синонимы «бликующий», «фрагментарный»; частичные «пятнистый», «бегающий», «играющий», «мерцающий» (три последних – к нестабильному (неустойчивому) бликующему освещению).
- То же самое, в переносном значении – подражающий в расцветке бликующему освещению: Мозаи́чный окрас пятнистого оленя прекрасно маскирует его под пологом светлого широколиственного леса». Синоним «пятнистый»
- В психологии и психиатрии мозаи́чный <образ мыслей>», «мозаи́чное <мышление>– неспособный(ое) сосредоточиться на одном предмете, непроизвольно беспорядочно перескакивающий мыслями с одного на другое, см. рис справа. Симптом серьезного нарушения психики – мозаи́чной психопатии». Синоним «беспорядочный»; частичные «несобранный», «разболтанный», «разбросанный», «сумбурный», «сумятичный», «фрагментарный».
- Там же, профессиональное в переносном значении – воспринимающий предметы, явления, действия порознь, не осознавая иногда даже очевидной связи между ними. Симптом когнитивного диссонанса, нарушения связности восприятия. Синонимы «беспорядочный», «бессвязный», «диссонирующий», «фрагментарный»; частичные «дробный», «разбросанный», «разрозненный».
- В том же, переносное обиходное, но не обязательно с патологическим подтекстом – имеющий отрывочное, не цельное представление о чём-либо. Синонимы «беспорядочный», «дробный», «неупорядоченный», «отрывочный», «разрозненный», «частичный», «фрагментарный».
Правила определения ударения в словах
Ударение в словах может быть определено по следующим правилам:
- 1. В словах с приставками ударение обычно падает на корень слова. Например: примире́ние, изображе́ние.
- 2. В словах с суффиксами ударение также чаще всего падает на корень. Например: кри́вость, коло́тьба.
- 3. В словах, образованных путем композиции, ударение падает на одну из составляющих частей. Например: кра́сно-бе́лое, подполко́вник.
- 4. В словах с приставкой раз-, ударение падает на приставку только в тех случаях, когда она обозначает движение, удаление. Например: ра́звал, разве́ргаться.
- 5. В словах с приставками и суффиксами ударение падает на корень, независимо от наличия приставки или суффикса. Например: на ра́здражение, на пристра́стие.
- 6. В словах с приставкой без- ударение часто падает на первый слог. Например: безжа́лостный, бе́зобразие.
Правила определения ударения в словах могут иметь исключения, поэтому для точного определения ударения в слове рекомендуется использовать словарь.
Правила ударения
В русском языке существуют определенные правила для ставления ударения в словах, и они включают следующее:
Правило 1: Ударение в слове «мозаичный» обычно ставится на предпоследний слог. Например: «моз-аический», «мозаич-ный».
Правило 2: Если в слове есть приставка или суффикс, ударение ставится на основу слова. Например: «при-мозаичный», «мозаичн-ость».
Правило 3: В некоторых исключительных случаях ударение может падать на последний слог. Например: «мозаич-ные», «мозаич-ный».
Знание этих правил поможет вам правильно ставить ударение в слове «мозаичный» и в других словах с похожими ударением, придерживаясь правил русского языка.
Правило 1: Ударение в слове мозаичный ставится на предпоследний слог.
В русском языке существует правило ударения, которое гласит, что в слове «мозаичный» ударение должно падать на предпоследний слог. То есть, ударение ставится на букву «и» в данном слове.
Когда мы ставим ударение на предпоследний слог, мы подчеркиваем этот слог и делаем его более заметным. Такой подход помогает правильно произносить слово и не допускать ошибок в его произношении.
Слово | Ударение |
---|---|
мозаичный | мозаичный |
Правило ударения на предпоследний слог является одним из основных правил русской орфографии и помогает нам произносить слова правильно и слышать ударение в речи других людей
Ударение на предпоследний слог также используется во многих других словах русского языка и является важной частью его грамматики
Правило 2: Если в слове есть приставка или суффикс, ударение ставится на основу слова.
В русском языке есть множество слов, которые имеют основу и при этом содержат приставку или суффикс. При ударении в таких словах необходимо ставить ударение на основу слова, а не на приставку или суффикс.
Примеры слов, в которых необходимо обратить внимание на правильное ставление ударения:
Слово | Ударение |
---|---|
безобразный | безОбразный |
наперебой | напереБОЙ |
подлежащий | подЛЕЖАЩИЙ |
продолжаться | продоЛЖАться |
переделывать | передеЛЫВать |
Если в слове есть как приставка, так и суффикс, то ударение все равно ставится на основу слова:
Слово | Ударение |
---|---|
разоблачение | разоблаЧЕние |
переписывание | перепиСЫвание |
Правильное ставление ударения на основу слова очень важно для правильного произношения и понимания текста
Поэтому следует обратить внимание на наличие приставок и суффиксов в словах и ставить ударение на основу
Правило 3: В исключительных случаях, ударение может падать на последний слог.
Несмотря на то, что обычно ударение в слове «мозаичный» падает на второй слог, существует исключительный случай, когда оно может падать на последний слог. Это происходит, когда в слове имеется приставка «мо-«, которая вносит изменение в ударение.
В приставках «мо-» и «со-» ударение, как правило, падает на последний слог. При этом, корень слова и дальнейшие слоги остаются без ударения. Такое ударение присуще словам, начинающимся с приставок «моза-«, «со-» и имеющим корень на последнем слоге.
Примеры слов с ударением на последний слог:
- мозаический
- мозаичность
- созвездие
- сохранить
Стоит отметить, что такие случаи ударения на последний слог в слове «мозаичный» являются исключительными и несистематическими. Обычно ударение в этом слове падает на второй слог, как показано в правиле 2.
Значение и использование слова мозаичный
В контексте слова «мозаичный» значит «относящийся к мозаике» или «сделанный в технике мозаики». Например, «мозаичный узор» – это узор, выполненный с использованием техники мозаики. Также слово «мозаичный» может использоваться как прилагательное для описания чего-либо, имеющего сходство с мозаикой, например, «мозаичный рисунок» или «мозаичный стиль».
В разговорной речи слово «мозаичный» может применяться для описания несвязного, фрагментарного характера чего-либо. Например, «мозаичные воспоминания» означает, что воспоминания представляют собой набор отдельных фрагментов или образов, не связанных между собой в логической последовательности.