Верное написание слова «христианин»
Слово «христианин» относится к лексике русского языка и обозначает представителя христианской религии.
При написании этого слова важно учесть его правописание. Существует два варианта написания: «христианин» и «христиан»
«Христианин»
Первый вариант — «христианин», является наиболее распространенным и правильным. В данном варианте слово образовано от основы «христиан-«, к которой добавлен суффикс «-ин». Такое написание следует правилу образования производных слов на -ин.
«Христиан»
Второй вариант — «христиан» возникает в силу исторических причин и имеет значение только в определенных контекстах. Например, такое написание может использоваться в термине «православный христианин». Однако в общем контексте использование формы «христиан» не является правильным.
Для лучшего понимания различий между этими формами, можно привести пример: «Он является хорошим христианином» (прилагательное «христианин») и «Он является приверженцем христианской веры» (существительное «христиан»).
христианин | Он является хорошим христианином |
христиан | Он является приверженцем христианской веры |
Итак, правильное написание слова «христианин» — «христианин». Использование формы «христиан» возможно только в определенных контекстах.
Ударение в других падежах слова христианин
Слово «христианин» образовано от основы «христос», поэтому сохраняет ударение во всех падежах на этой основе: христианин, христианина, христианину, христианином, христианине.
Однако, в других падежах слово «христианин» меняет ударение, чтобы отразить грамматические характеристики предложения. Вот некоторые примеры:
В именительном падеже: слово «христианин» обычно имеет ударение на первом слоге. Например: «Этот человек — христианин».
В родительном падеже: ударение переносится на второй слог. Например: «Книга христианина».
В дательном падеже: ударение также на втором слоге. Например: «Подарок христианину».
В винительном падеже: ударение может быть как на первом, так и на втором слоге в зависимости от речевой ситуации. Например: «Видел христианина» или «Видел христианин».
В творительном падеже: ударение снова переносится на второй слог. Например: «Сказка о христианине».
В предложном падеже: ударение также на втором слоге. Например: «С шагом христианина».
Запомните эти особенности ударения в различных падежах слова «христианин», чтобы грамотно использовать его в речи и письме.
христианин
И, не доведши греческих дружин,
В стихах, к фиванским рекам, я крестился,
Но утаил, что я христиани́н.
Данте Алигьери, Божественная комедия (перевод М. Лозинского)
Словарь ударений русского языка .
Смотреть что такое «христианин» в других словарях:
ХРИСТИАНИН — (лат. christianus, от christus Христос). Человек крещенный и исповедующий религию Христа; принадлежащей к христианской религии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. христианин христианина, мн. христиане … Словарь иностранных слов русского языка
христианин — крещеный, крестопоклонник; протестант, назарей, навафей, мосараб, маронит, пелагианин, новациан, католик, православный, несторианин Словарь русских синонимов. христианин крещёный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов
христианин — христьянинъ (1) 1. Последователь христианского вероучения. Яко кровъ тя хрьстьяни спасьныи, чистая, и прибѣжище сътяжавъше, мати дѣво. Мин. окт., 32 (1096 г.). И ставше крѣпко иже о христианех, възвратиша ревнителя, цьркъве отъемше стѣны, а онѣмь … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
христианин — ХРИСТИАНИН, разг. сниж. крещеный ХРИСТИАНКА, разг. сниж. крещеная … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
христианин — (устарелое християнин, христианин), род. христианина; мн. христиане, род. христиан … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Христианин — Христианин Chretien Не только последователь учения Христа (в этом случае Спинозу пришлось бы причислить к христианам). Христианин – это прежде всего тот, кто верит в божественную сущность Христа. Это маловероятное, почти немыслимое… … Философский словарь Спонвиля
ХРИСТИАНИН — ХРИСТИАНИН, христианина, мн. христиане, христиан, муж. (греч. christianos). Последователь христианской религии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ХРИСТИАНИН — ХРИСТИАНИН, а, мн. ане, ан, муж. Последователь христианства. • Духовные христиане возникшее на рубеже 1718 вв. направление в сектантстве (духоборы, молокане, хлысты и нек рые др.), противопоставляющее себя православной церкви и провозглашающее… … Толковый словарь Ожегова
христианин — Христианин, давайте в таком важном слове правильно ставить ударение: христиани/н (не христиа/нин) … Словарь ошибок русского языка
Христианин — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы … Википедия
христианин — • истовый христианин • настоящий христианин … Словарь русской идиоматики
Источник статьи: http://russian_stress.academic.ru/4873/%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD
Значения
Слово христиани́н» употребляется в русском языке в следующих значениях (примеры даны в начале статьи):
- Верный последователь христианства: молящийся, посещающий службы в храме, соблюдающий христианскую обрядность. Частичный синоним «крестопоклонник» (употребляется презрительно радикальными последователями других вероисповеданий).
- Сторонник христианской морали (не обязательно истово верующий) с её понятием о проступках, непростительных никому ни при каких обстоятельствах, см. ниже.
- Человек, крещёный по христианскому обряду. Может быть даже убеждённым атеистом. Так, Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ульянов (Ленин) в данном значении – христиане, не вполне лишённые надежды на спасение в мире ином, также см. ниже.
О свободе воли
Основное отличие христианства от других мировых религий – признание за верующим свободы его воли. Отсюда следует наличие смертных грехов, таких, которые не прощает и сам бог (ереси, например).
Последователи вероучений, отрицающих свободу воли, за неё критикуют христианство преимущественно по двум пунктам: во-первых, наличие собственной свободной воли у твари божьей ставит под сомнение всемогущество бога: раз не всё может простить, то не всемогущ. Во-вторых, тогда, выходит, безбожник, искренний в своём неверии, тоже может быть прощён и попасть в рай, если в жизни сей не совершал смертных грехов (у католиков – после очищения в чистилище)? Ответ христианских теологов в общем таков: но, по-вашему, искренне верующий может творить любое зло, вплоть до дьявольского, не теряя надежды на спасение?
Вообще же вопрос о свободе воли – камень преткновения всех развитых религий, наподобие парадокса с камнем («Если бог всемогущ, то сможет ли он создать такой большой камень, что и сам не поднимет?»).
Решение этой проблемы уже давно нашёл убеждённый атеист Декарт: «Всемогущество без всеведения невозможно, ибо прежде, чем что-то сделать, нужно знать, как это сделать. Поэтому всемогущее существо должно и знать, как разрешается и этот парадокс, и всё прочее, что человеческому уму непостижимо».
Кто придумал Великий пост?
Интересно, что происхождение великого поста тоже очень туманно. Конечно, православная церковь утверждает,что чуть ли не апостолы придумали великий пост, но в том же «Дидахе«, которое написано примерно в 1-2 веке нашей эры (хотя жутко сомнительно), о Великом посте нет ни слова.
Хотя слово пост пару раз встречается, но словосочетания «Великий пост» нет и в помине. А о посте говорится лишь следующее:
Интересно, почему сегодня никто не соблюдает это повеление о посте перед крещением? Да и интересно, можно ли поститься МЛАДЕНЦАМ, которых крестят?
Хотя да, они ПОКА не пьют, не курят. Но вот что делать с молоком? Крестят часто грудничков, а они исключительно молоком питаются, а в пост, по крайне мере в Великий, его точно нельзя пить.
Подозреваю, что во времена написания Дидахе детей ещё не крестили, и никто об этом не подумал. А сейчас, ручаюсь, уже придумали для этого случая очередное исключение. Хотя, разве это крещение? (погружение пер. с греческого) Это не крещение, а окропление!
Так же в Дидахе в отношении поста написана ещё одна интересная мысль:
Опять смешно: чем лицемерный пост по четвергам и субботам отличается от лицемерных постов по вторникам и пятницам? Ведь проблема лицемерных постов не в дне недели, а в самих лицемерах.
А если лицемеры будут поститься во все дни, то для «настоящих христиан», получается, места не останется? Просто нелепо!
Да и разве в Великий пост по вторникам и пятницам поститься не надо, раз церковь закрепила эти дни за лицемерами?
Когда появился великий пост?
Я ЛИЧНО проштудировал кучу Доникейских отцов церкви и не нашёл такого словосочетания — Великий пост.
Нет его там, как и слова Троица, как и много чего другого, что сегодня церковь возвела в ранг догматов, обязательных к исполнению. Великий пост был установлен спустя СТОЛЕТИЯ после Христа и совершенно очевидно, что к Христу отношения никакого не имеет.
Самое забавное, что последнюю неделю перед «Великим постом» объявляют самым строгим периодом Великого поста! Но именно в это время Христос и его апостолы ели мясо и пили вино на еврейскую Пасху, которая была за ТРИ дня до его воскресения, которое знаменует конец Великого поста, а ныне совмещено с православной Пасхой!
Я уже в прошлом году писал о православном посте целую статью, и далее не буду углубляться в тему постов из Библии, которые якобы являются прообразом современного Великого поста. Кому интересно, могут почитать мои размышления об этом в той статье.
Хочется закончить эту статью, которую я написал, как обычно, чисто случайно, под настроение, словами Иоанна Златоуста, который отлично высказывался о многих лжеучениях, которые сегодня возведены в ранг святого действия.
И всё получается как в известной песне:
Думайте сами, решайте сами, есть вам или не есть...
Как правильно ставить ударение в слове «христианин»?
Чтобы узнать, куда правильно следует ставить ударение в этом слове, разделим его на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков, содержащихся в нем:
хри-сти-а-нин
При произношении этого четырёхсложного слова голосом выделим гласный звук «и» последнего, четвертого по счёту слога.
Современная орфоэпическая норма русского литературного языка рекомендует произносить это существительное и его формы единственного числа с ударным четвёртым слогом:
хри-сти-а-ни́н.
Понаблюдаем за постановкой ударения в падежных формах единственного числа рассматриваемого одушевленного существительного:
- и. п. кто? христиани́н,
- р. п. нет кого? христиани́на,
- д. п. дам кому? христиани́ну,
- в. п. вижу кого? христиани́на,
- т. п. восхищаюсь кем? христиани́ном,
- п. п. думаю о ком? о христиани́не.
Ударение в слове «христиане»
Отметим, что в формах множественного числа существительного ударение перемещается на гласный «а» третьего фонетического слога:
хри-сти-а́-не
- и. п. кто? христиа́не,
- р. п. вера кого? христиа́н,
- д. п. дам кому? христиа́нам,
- в. п. вижу кого? христиа́н,
- т. п. беседую с кем? с христиа́нами,
- п. п. расскажу о ком? о христиа́нах.
Аналогичное ударение прослеживается в родственных словах:
- христиа́нство
- христиа́нский
- христиа́нка.
Запомним
Христиани́н — христиа́не.
Произношение слова «христиани́н» с ударным гласным «а» устарело.
Ударение в слове «христианин» ставится на гласный «и» последнего слога согласно акцентологической норме русского литературного языка.
Поупражняемся в постановке ударения
Чтобы усвоить, на какой слог ставить ударение в рассматриваемом слове, прочтем отрывки из художественных произведений.
Путешествие моё хотел бы я совершить как добрый христиани́н (Н. В. Гоголь. Духовная проза).
Давид впервые вступил в борьбу и теперь не был погружен в раздумье, не зная, достойно ли это доброго христиани́на (Джеймс Фенимор Купер. Последний из могикан).
Хоть раз в жизни веди себя как подобает христиани́ну, а не смешливой девчонке-школьнице, к которой учитель повернулся спиной (Джеймс Фенимор Купер. Зверобой).
Оливер и в самом деле был бы хорошим христиани́ном и на редкость хорошим христиани́ном, если бы молился за тех, кто его кормит и о нем заботится (Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста).
Кто и зачем придумал посты
Они были известны задолго до возникновения христианства, и соблюдались людьми:
- перед важными событиями, религиозными торжествами, когда требовалось сугубое очищение души, сосредоточенность;
- в случае, если совершено какое-либо отступление от канонов, правил религии, грех; это — пощение покаяния; таким, например, был пост царя Давида (2 Цар.12), а также обличенных прор. Ионой жителей нечестивого города Ниневии;
- ради скорби о потере близкого человека.
При этом речь шла не об ограничении вкушения пищи, а о полном отказе от нее. Иногда разрешалось пить воду, но бывало, что запрещалась и она. Понятно, что столь строгий пост продолжался от нескольких часов до нескольких дней. Впрочем, из Ветхого Завета известны случаи длительного полного воздержания – когда человек имел на то особое благословение свыше и ему давались силы, чтобы пройти это поприще:
- 40 дней воздерживался от пищи, воды прор. Моисей на горе Синай, где ему были даны Заповеди, перстом Божиим начертанные на двух каменных плитах («скрижалях»); непосредственное общение с Господом поддерживало его силы душевные и телесные;
- столько же времени подвизался среди пустыни Сам Христос, Бог и Человек, перед тем, как выйти на проповедь веры;
- известны также рассказы о древних подвижниках, соблюдавших подобное воздержание, также поддерживавшихся силой Духа Святого.
Впрочем, есть также примеры «постнической жизни», то есть соблюдения воздержания многие годы. Понятно, что не мог быть полный отказ от пищи.
- Из Евангелия от Луки известно о вдовице Анне, «дочери Фануиловой», которая, живя при храме во Иерусалиме, «постом и молитвой» служила Господу;
- «Акридами» (саранчей) и диким медом десятилетия питался св. Иоанн Предтеча.
Особенности ударения в словах, производных от «христианин»: примеры
Существует ряд слов, производных от основного слова «христианин», которые имеют определенные особенности ударения. Рассмотрим некоторые из них:
- Христиа́нский — прилагательное, означающее «относящийся к христианству»
- Христиа́низм — существительное, обозначающее систему верований или последователей христианства в целом
- Христиа́нить — глагол, который означает приводить к христианскому вероисповеданию или образу жизни
- Христиа́нство — существительное, обозначающее мировую религию, основанную на учении Христа
- Христиа́нёв — фамилия, производная от слова «христианин»
Во всех этих словах ударение падает на окончание «иа», которое является неотъемлемой частью производных форм. Правильное произношение данных слов поможет избежать ошибок и показать владение русским языком.
История установления христианских постов
«Деяния Апостолов», другие источники по истории христианства первых веков, говорят нам, что во времена Апостолов пост верующих представлял собой, как правило, полное воздержание в течение одного или нескольких дней, и посвящался:
покаянию; таково было пощение св
Павла после явления ему Христа на дороге в Дамаск и обращения к вере (Деян.9:1-25);
сосредоточенной молитве перед принятием важного решения или началом дела; например, свв. Павел и Варнава молились «с постом» после рукоположения священников во Антиохии, Листре, Иконии, где основали молодые христианские общины (Деян.14:21-23).
Позже, со II в., появляются также периоды воздержания, посвященные:
- скорбным дням воспоминания страданий Христовых; это воздержание по средам и пятницам, когда воспоминаются предательство Иуды и страдания Господа; первые века постным днем также была Пасха иудейская;
- праздникам; первым по времени появления считается Великий Пост, предшествующий Пасхе; он известен со II в., однако, пощение пред праздником Воскресения имело разную продолжительность у различных общин; лишь к IV в. Великий Пост устанавливается как сорокадневный; к VII-XII в. относится постепенное утверждение такой же продолжительности Рождественского поста, а также установление еще двух – Апостольского и Успенского.
Мифы и широкое распространение
Вопрос о правильном ударении в слове «христианин» вызывает множество споров и недоразумений. Мифы и неправильные утверждения широко распространяются, создавая путаницу среди говорящих русским языком.
Одним из таких мифов является утверждение о том, что ударение в слове «христианин» должно падать на последний слог. Это мнение носит недостаточно обоснованный характер и не соответствует правилам русского языка.
Слово «христианин» имеет ударение на предпоследнем слоге, то есть на слоге «а». Это подтверждается ударным характером гласной «а» в слове «христианин».
К сожалению, неверное ударение на последний слог в слове «христианин» является распространенной ошибкой среди говорящих русским языком. Что особенно интересно, подобные ошибки встречаются даже среди людей, потенциально связанных с религиозными кругами или изучающих христианство.
Правильное ударение в слове «христианин» имеет важное значение, так как искаженное ударение может привести к неправильному произношению и восприятию слова, а также вызвать недоразумения в общении
Поэтому рекомендуется всем говорящим русским языком обратить внимание на правильное ударение в слове «христианин» и избегать распространения неправильного варианта. Только с соблюдением правил правильного ударения мы сможем говорить языком четко и без искажений
Примеры предложений, как пишется слово христиане
Вся община вместе с вновь обретенным братом возносила молитву к Богу. После ее окончания христиа́не приветствовали друг друга братским целованием, затем совершался обряд евхаристии. Разве все это не говорит о том, что христианская…
— Евгений Герцман, История музыки. Ранние христиане 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов, 2021 год
Да и сами христиа́не вряд ли ставили перед собою такую задачу.. Это теперь, спустя двадцать столетий, мы знаем, что именно тогда, при зарождении христианства, возник рубеж между старой и новой эрой в истории человечества, между…
— Евгений Герцман, История музыки. Ранние христиане 3-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов, 2021 год
христиа́не. Представить себе жизнь северной русской деревни без таких, как семья Паничевых – Павла Ивановича и Нины Федоровны, – думаю, сложно. Потому что именно такие люди сохраняют то русское, что еще в нашей деревне осталось,…
— Петр Давыдов, Нерентабельные христиане. Рассказы о русской глубинке, 2021 год
Каждый год в тот день в Иерусалиме было много людей. Все израильтяне хотели быть в храме в тот день. Позже христиа́не назвали этот день Пятидесятницей; многие христиа́не теперь называют этот день Пятидесятницей. Когда это произошло,…
— Анна Вежбицкая, Во что верят христиане. История Бога и людей, 2021 год
А сейчас христиа́не многие торгуются с Богом. Приходят в церковь свечку поставить: я тебе, Господи, – свечку, а Ты мне – работу хорошую, квартиру и т. д. А тогда такого не было. Тогда люди благодарили за все Бога и довольствовались тем,…
— Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей, 2020 год
Так молились, наверное, первые христиа́не в катакомбах. Бабушка не читала наставлений, она учила меня примером своей жизни и молитвы. Игумен Савватий (Рудаков) Прабабушка Александра меня не воспитывала – она Для России час подвига за…
— Православные христиане в СССР. Голоса свидетелей, 2020 год
Христиа́не веруют «во Едину,Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Этими словамиСимвол верыопределяет свойства Церкви как богочеловеческого организма. Созданная по образу Святой Троицы, Церковь являет собой тайну сущностного единства…
— митрополит Иларион (Алфеев), Во что верят православные христиане, 2017 год
Они христиа́не.
Евреи и мусульмане пользуются лунным календарём, а христиа́не — иностранным.
«Библия», «христиа́не» – помилуй Бог, да ведь это то же, что сказал бы Голицын, который, верно, теперь сидит здесь неподалеку, во дворце, и, может быть, толкует и о Библии и о христианах.
— А по-моему, как хочешь и где хочешь, только не на кладбище, где погребены честные христиа́не.
Велят вешать, если за дверью христиа́не, икону на двери.
В нашем онлайн словаре вы изучите какое правильное ударение в слове христиане и как оно правильно произносится. Изучайте новые слова из русского языка и применяйте к ним правильные ударения. В слове «христиане» ударение следует ставить на слог с буквой А — христиа́не.
Склонение существительного «христианин»
Существительное «христиан и́ н» (одуш.)
Падеж | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
Именительный Кто? Что? | христиан и́ н | христи а́ не |
Родительный Кого? Чего? | христиан и́ на | христи а́ н |
Дательный Кому? Чему? | христиан и́ ну | христи а́ нам |
Винительный (одуш.) Кого? Что? | христиан и́ на | христи а́ н |
Творительный Кем? Чем? | христиан и́ ном | христи а́ нами |
Предложный О ком? О чём? | христиан и́ не | христи а́ нах |
Делаем Карту слов лучше вместе
Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: густить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Предложения со словом «христианин»
Цитаты из русской классики со словом «христианин»
Истинный масон, крещен он или нет, всегда духом христианин, потому что догмы наши в самом чистом виде находятся в евангелии, предполагая, что оно не истолковывается с вероисповедными особенностями; а то хороша будет наша всех обретающая и всех призывающая любовь, когда мы только будем брать из католиков, лютеран, православных, а люди других исповеданий — плевать на них, гяуры они, козлища!
ХРИСТИАНИ́Н , -а, мн. —а́не, —а́н, м. Последователь христианства (в 1 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
Предложения со словом «христианин»
И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
Чтобы стать истинным христианином, нужно родиться заново и пройти через опыт обращения, для которого обычно можно было указать точный момент.
Эта тенденция к слиянию власти и религии продолжилась и после того, как императоры стали христианами, хотя теперь они уже не могли заявлять о своём божественном происхождении.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%81%D1%83%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5/%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD
Ударение в окончаниях слова христианин
Слово «христианин» имеет окончания, которые могут быть ударными или безударными в зависимости от его падежа и числа. Вот основные правила:
- В именительном и винительном падежах единственного числа ударение падает на последнюю букву «н». Например: христианин, христианина.
- В родительном падеже единственного числа ударение падает на предпоследнюю букву «и». Например: христианина.
- В остальных падежах единственного числа и во всех падежах множественного числа ударение падает на предпоследнюю букву «н». Например: христианина, христианину, христианины, христианинами.
Важно отметить, что эти правила являются общими, и есть некоторые исключения в различных словоформах. Чтобы быть уверенным в правильном ударении, рекомендуется использовать словарь или справочник
Как постились христиане до Великого раскола
Весьма по-разному в разных регионах и даже в отдельных общинах и иноческих обителях. Современные церковные историки указывают, что у западных христиан воздержание всегда было мягче, тогда как Восток уже к IV в. практиковал сугубые подвиги: были монашествующие, которые не вкушали ничего целую седмицу, другие по 3 или 5 дней, а также миряне, подражающие им.
Впрочем, и на Востоке существовал очень распространенный Устав обители прп. Феодора Студита, который разрешал рыбу большинство дней Великого Поста, а также давал другие послабления. Словом, традиций пощения было множество, но христиане давали всем им право на существование, мудро следуя словам ап. Павла:
Православные и католические традиции: различия
После раскола Церквей 1054 г. произошел разрыв духовного общения между ними. Уже спустя несколько столетий различия традиций уже выглядели, как очень существенные.
Вот, например, что пишет в начале XVI в. католический епископ Иоганн Фабри, познакомившийся с традициями России и сравнивший их с католической практикой:
«Рассказывали также, что среди них (русских – Авт.) имеются и такие, которые, постясь, не употребляют в пищу ничего, что, как очевидно, некогда обладало жизнью, даже рыбу. Имеются и другие, которые в определенные для поста дни не пьют ни вина, ни чего-либо другого из напитков. Услышав об этом, мы были так потрясены, что, охваченные восторгом, казались лишенными ума, поскольку сравнение наших христиан с ними в делах, касающихся христианской религии, производило весьма невыгодное впечатление…»
Стоит, впрочем, отметить, что Фабри наблюдал картину страны, которая, в отличие от Византии (где и после раскола Церквей сохранялись разные традиции пощения), приняла к этому времени монашескую традицию пощения, да еще по достаточно строгому Иерусалимскому уставу монастыря прп. Саввы Освященного, однако, различия в образе пощения, конечно, были заметны и касались, прежде всего, строгости воздержания. Это расхождение сохранилось до наших дней. Есть и другие.
Посты в православии
К настоящему времени их 4:
- Рождественский.
- Великий.
- Апостольский (на Руси именовался Петровским, в честь св. Петра).
- Успенский.
Православные также соблюдают среду и пятницу, как это делали древние христиане. Есть некоторые дни года, которые являются постными: это праздники Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня (11 и 27 сентября соответственно).
Наконец, как у древней Церкви, есть и добровольно налагаемые на себя ограничения: это период подготовки к Причастию (как правило, около 3 дней, но продолжительность определяется по совету священника) и Евхаристический – непосредственно перед Таинством Причащения (с полуночи до самого Таинства).
Сколько постов у католиков
К настоящему времени у них принято только два многодневных поста:
- Великий;
- Адвент – готовящий верующих к Рождеству Христа.
Апостольский и Успенский посты, возникнув на Востоке, так и не утвердились на Западе. Кроме этого:
- из иных постных дней католики соблюдают только пятницу (но не среду, как православные);
- зато постными у них являются все кануны дней великих церковных праздников, а также существует (правда, сейчас почти вышла из употребления) практика дней покаяния и воздержания в течение трех дней (среда, пятница, суббота)каждое время года;
- наконец, как и православные, католики держат Евхаристический пост, предшествующий Причастию; но продолжается он… один час.
Пояснение
«Изюминка» ударной позиции в слове христиани́н» – древний суффикс «нин». Некогда одной из его речевых функций было указание на принадлежность того, о ком речь, к некоему территориально-государственному образованию, но в таком употрелении этот суффикс большей частью был (и является) безударным.
Административно-политическая карта средневековой Европы выглядела как лоскутное одеяло. К примеру, граф Лиможский мог быть богаче и влиятельнее тогдашнего французского короля, формально будучи его вассалом. Бургундия, Ломбардия, Савойя вообще были самостоятельными королевствами. Затянулась такая раздроблённость надолго: в мемуарах де Сандро, на основе которых Александр Дюма-отец написал свою знаменитую трилогию о мушкетёрах, д’Артаньян нигде не назван французом; он – гасконец. Отголоски тогдашней «политической рвани» существуют и поныне. О событиях в Каталонии (когда-то тоже самостоятельном государстве) все слыхали. Но и в теперешней Германии, в Нюрнберге, или, скажем, в Ансбахе вас могут поправить: «Простите, я не немец, я – баварец».
Не минула сего и Древняя (домонгольская) Русь. Чернигов и Новгород-Северский в те времена считались с Киевом ничуть не более, чем Пикардия или Прованс с Парижем, а Мюнхен с Берлином. Безударный «нин» в общении говорил: да, мы сородичи, хотя из разных земель («Я куря́нин. – А я полтавча́нин»). Суффикс «ец» северного происхождения стоял особняком, так как Господин Великий Новгород искони был отдельным суверенным государством; так же себя обозначали жители могущественных княжеств, претендующих на полную самостоятельность («влади́мирец», «ряза́нец») или их верных вассалов («му́ромец»). Ударный «ич» в роли территориально-государственного идентификатора широко распространился позднее, чтобы отличать своих от чужаков («москви́ч» – «тата́рин»). Наряду с ним употреблялся безударный «нин», как знак общеэтнической принадлежности («москвитя́нин»).
Не последним из факторов, побудивших людей прекратить этот, простите, бардак, и сообща взяться за общее дело, была единая вера: католицизм в Европе, православие в России (уже России). Причём духовное единение намного опередило государственное: Марко Поло в конце XIII в. пишет о стране Ро́сии и её народе ро́сах, хотя и оговаривается «Здесь много царей» (т.е. удельных князей).
«Принципиально безударный» в мирских делах суффикс «нин» применительно к общему вероучению свидетельствует: да, мы пока что разноподданные, но одной веры, общих убеждений, и ни к чему нам распри затевать. Это его значение в слове христиани́н подчёркивается постановкой слога «нин» в ударную позицию. Подходя догматически, неправильное произношение «христиа́нин» можно было бы счесть ересью, но отцы канонической православной церкви подходят к этому вопросу с пониманием, явных дурней среди них не наблюдается.
Однако, если речь идёт не об одном конкретном христианине, но о нескольких, то ударение переходит на следующий в обратном порядке суффикс «-иан-»: ведь среди них могут оказаться и верующие разных толков (православные, католики, лютеране, кальвинисты, пресвитериане и др.), и сектанты, и еретики, и даже крещёные неверующие, см. далее. Это вторая из причин, по которым в христиани́н ударение нужно ставить непременно на последний слог.