С чего началось
24 мая 2022 года секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявил, что России надо отказаться от Болонской системы, так как сегодня наших соотечественников фактически отстранили от любого участия в европейской научно-образовательной сфере.
Полагаю, целесообразно отказаться от так называемой Болонской системы образования и вернуться к опыту лучшей в мире отечественной образовательной модели.
Николай Патрушев
Идею в тот же день поддержал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Он предложил относиться к Болонской системе как «к прожитому этапу».
«Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», ― подчеркнул глава ведомства.
От чего уходим
Болонская система возникла по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. В 1999 году на конференции в Болонье (Италия) 29 европейских стран подписали декларацию «Зона европейского высшего образования».
Идея заключалась в том, чтобы создать общеевропейское образовательное пространство, которое позволяет студентам и преподавателям свободно передвигаться по Европе, обмениваться опытом, делать совместные проекты и т. д. Дипломы университетов, входящих в Болонскую систему, признают равнозначными во всех странах-участницах Болонского процесса.
10 честных способов повысить уникальность курсовой или диплома
Узнать, какие (они действительно честные)
Сейчас в систему входят 48 государств, включая Россию. Наша страна присоединилась к ней в 2003 году. В вузах ввели двухуровневую систему образования — бакалавриат и магистратуру. Однако в ряде учебных заведений сохранили специалитет. Особенно это касается медицинских и технических специальностей.
Часть российских вузов, вошедших в Болонский процесс, стали выдавать приложения европейского образца к дипломам. Ещё западная система дала нашим студентам возможность стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру окончить по другой.
Разбор по составу слова «Бакалавр»
Состав слова «бакалавр»:
корень — , нулевое окончание —
Категория: Русский язык
Русский язык
Тест на тему “Мягкие согласные”
1 / 5
Что можно сказать про буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х?
Обозначают всегда мягкие звуки
Обозначают всегда твердые звуки
Обозначают и мягкие, и твердые звуки
Не обозначают звуки
2 / 5
Какие буквы всегда обозначают мягкие согласные звуки?
ж, ц, ш
б, в, г
й, ч, щ
с, т, ф
3 / 5
Почему согласные звуки называются мягкими?
Потому что после согласных звуков стоят гласные буквы я, е, ё, и, ю
Потому что после согласных звуков стоит мягкий знак (ь)
Потому что после согласных звуков стоят гласные буквы а, э, о, ы, у
Потому что при произношении таких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу
4 / 5
Какие буквы не выражают мягкость согласных звуков?
5 / 5
Укажите верное утверждение.
В русском языкознании нет термина «мягкие согласные буквы»
В русском языкознании нет термина «мягкие согласные звуки»
Термин «мягкие согласные буквы» равнозначен термину «мягкие согласные звуки»
В русском языкознании есть только термин «мягкие согласные»
Чем отличается диплом бакалавра от специалиста
Продолжительность обучения, перспективы обучения и работы за рубежом, возможность изменить профессию, возможность поступить в аспирантуру — это критерии, исходя из которых можно выбирать между бакалавриатом и специалитетом. Сравниваем:
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Бакалавриат | Специалитет |
---|---|
Срок обучения — 4 года. Это позволяет быстрее приступить к работе: работать после бакалавриата можно и нужно | Срок обучения — минимум 5 лет |
Больше возможностей для тех, кто планирует переезд | Актуален на территории России. Ценится за рубежом, если это диплом топового вуза |
Поступление в магистратуру не считается получением второго высшего образования. Можно претендовать на бюджетное место | Поступление в магистратуру возможно, но будет считаться получением второго высшего образования, если диплом специалиста выдан позднее 2011 г. |
Возможность изменить выбор профессии через 4 года и поступить на другую или более узкую специальность в магистратуру. Это позволяет отвечать вызовам рынка труда и быстро меняющимся технологиям | В 11-м классе абитуриент выбирает, кем точно он будет через 5–6 лет. Первые 2 года студенты проходят базовую подготовку по направлению, затем — знания по конкретной специальности. Но поступить в магистратуру тоже возможно |
Доступно много программ двойных дипломов. Подготовка студента в своём вузе и вузе-партнёре и получение двух дипломов позволяет обрести опыт обучения в разных образовательных системах, свободное владение иностранным языком и конкурентное преимущество при старте карьеры | Для специалистов есть магистерские программы с двойными дипломами, но их на порядок меньше |
В аспирантуру можно поступить только после магистратуры | В аспирантуру можно поступить сразу после специалитета |
Техникумы и вузы
Неверно судить о дипломе бакалавра с точки зрения иерархии советских ученых степеней. О том, чем отличается бакалавр от младшего специалиста, зачастую рассуждают люди, не получившие ни того, ни другого диплома. Младший специалист — это уровень больше прикладной, профессиональный. Диплом младшего специалиста готовят средние учебные заведения — техникумы и колледжи. Степень бакалавра подтверждает научные знания специалиста и глубокую теоретическую и практическую подготовку по данной специальности.
Бакалавров готовят только вузы соответствующего уровня аккредитации. Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра и аспирантуры, можно сказать в общих чертах: диплом бакалавра дает шанс заработать деньги при помощи своей специальности уже через четыре года обучения.
Что дает диплом бакалавра
В настоящее время наука идет вперед гигантским рывками, и затяжной процесс обучения ведет к тому, что к моменту выпуска многие знания, полученные в вузе, становятся устаревшими и ненужными. Поэтому нецелесообразно готовить студентов «узких специальностей» пять, а то и шесть лет. Современная система обучения более гибкая и позволяет формировать структуры квалификаций и потребности рынка труда
Следует принимать во внимание и тот факт, что в нашей стране студентами становятся молодые люди возраста 17-18 лет. В этот период сложно до конца понять, какую именно профессию следует выбрать
В настоящее время вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста, при приеме на работу практически не стоит. Базовое высшее образование идеально подходит для формирования профиля той или иной специальности. Более практические профессиональные знания студенты получают на старших курсах бакалавриата. А после окончания базового курса высшего образования и получения своей первой научной степени студент уже знает, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра. Поэтому он может скоординировать свои профессиональные планы в соответствии с текущими потребностями рынка труда и уровнем зарплат в той или иной области.
Педагогический терминологический словарь
(от ср.-век. лат. baccalaureus)
в большинстве стран — первая учёная степень, приобретаемая студентом после освоения программы базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе). В Рос. Федерации введена с начала 90-х гг. Во Франции звание Б. присваивается выпускникам полной средней школы и даёт право поступления в вузы.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 22)
1. Квалификация (степень), свидетельствующая о получении высшего профессионального образования (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
2. Степень (квалификация), свидетельствующая о получении высшего профессионального образования (ГОС высшего профессионального образования).
Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).
Для получения квалификации (степени) «бакалавр» установлен срок освоения основных образовательных программ — не менее чем четыре года.
(Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. — СПб., 2002. С. 103-104, 111)
См. также Академическая степень, Бакалавриат
За что критикуют Болонскую систему в России
Россия вошла в состав участников Болонского процесса в сентябре 2003 года, но в ней наряду с системой «четырёхлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура» продолжала и до сих пор продолжает действовать для некоторых направлений (например, медицинских и инженерных) и «советская» система специалитета, в котором продолжительность обучения составляет 5–6 лет. Кстати, для других стран — участниц Болонской системы наши дипломы специалистов приравниваются к бакалаврским.
Сторонники прежней советской системы обычно критикуют Болонскую, подразумевая именно двухуровневость системы, за:
- более короткий по сравнению со специалитетом срок обучения в бакалавриате. Дело в том, что далеко не все бакалавры идут в магистратуру (эта ступень необязательная), и тогда получается, что их высшее образование ограничивается четырьмя годами. Противники системы считают, что этого мало для полноценного образования, и на бакалавров смотрят как на «недоучек», а бакалавриат ругают за отсутствие фундаментальности;
- то, что можно поступить в магистратуру по иному направлению, чем был бакалавриат (например, став бакалавром по экономике, пойти в юридическую магистратуру — если, конечно, получится пройти по конкурсу). Кто-то видит в этой гибкости плюсы, кто-то — минусы, считая тех, кто учился в магистратуре «не по своему» направлению, тоже «недоучками», раз у них не было профильной базы.
Вероятно, вице-спикер подразумевает этим аргументом, что бюджетных мест в магистратуре хватает не всем желающим, а те, кому их не хватило и у кого при этом нет возможности учиться за деньги, остаются за бортом, так как у бакалавриата самого по себе (без магистратуры) качество подготовки недостаточное.
Но этот аргумент кажется спорным. Мест для магистратуры действительно выделяется меньше, чем для бакалавриата, однако это логично в условиях, когда бакалавриат считается полноценной ступенью образования, а вторая ступень предназначается для желающих заняться наукой или детальнее углубиться в узкую прикладную область. Такое желание есть не у всех, кому-то для работы хватает бакалавриата. Что касается недостаточности подготовки, то вряд ли это касается повально всех программ бакалавриата, а для наиболее сложных и так действует специалитет либо его можно ввести — там, где четырёхлетний срок действительно не позволяет охватить весь объём знаний, необходимых для качественного освоения специальности. Строго говоря, если дело только в сроке, то и бакалавриат можно сделать пятилетним — там, где требуется более фундаментальная подготовка. А для каких-то прикладных специальностей, возможно, и трёх лет вполне хватит.
Заметим, что сокращённые сроки образования не всегда минус с точки зрения государственных интересов. Например, президент недавно поручил разработать такие методики ускоренного обучения IT-специалистов, чтобы можно было поступать на пятилетнюю программу высшего образования сразу после девятого класса. По сути, должен получиться микс школьной программы для 10–11-х классов и бакалавриата — то есть в пять лет планируется вместить то, что сейчас занимает шесть.
Кроме того, Ирина Яровая сослалась на необходимость качественной подготовки специалистов для целевого набора — очевидно, опять же, подразумевая, что бакалаврской подготовки для этого мало.
Скорее всего, наиболее вероятную причину столь резкой и единодушной смены позиции чиновников и депутатов относительно Болонской системы стоит искать в том, что стремление к европейской унификации образовательного пространства на фоне недружественной геополитической ситуации стало для России неактуальным. Об этом, в частности, прямо заявила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова:
Что такое бакалавриат
Бакалавриат представляет собой одну из разновидностей высшего образования. Когда курс обучения пройден, студенту выдают диплом. При поиске работы обладание документом, удостоверяющим звание бакалавра, помогает найти престижное рабочее место.
С рассматриваемым понятием связано несколько распространённых мифов, которые на самом деле не соответствуют действительности. Вот наиболее известные из них:
-
Некоторые считают, что речь идёт о неполном высшем образовании. В советское время были студенты, которые уходили из института, проучившись несколько лет. Чаще всего это происходило после трёх курсов. При поступлении на новое место человек писал в заполняемой им анкете, что высшее образование у него незаконченное. Бакалавриат с этим не имеет ничего общего. Он представляет собой базовую ступень высшего образования, удостоверенную дипломом.
-
Иногда считается, что после завершения бакалавриата, в обязательном порядке необходимо обучаться дальше в магистратуре для получения полного образования. Конечно, получение звания магистра более престижно и открывает лучшие возможности для карьеры ученого, тем не менее и без этого возможно найти престижную работу.
-
Распространено мнение, что бакалавров работодатели предпочитают не нанимать, а хотят видеть на работе окончивших специалитет или заслуживших магистерскую степень. Чтобы убедиться в ложности этих предпосылок, можно просмотреть требования к кандидатам, распространяемые кадровыми агентствами.
-
Опасаются, что из-за бакалавриата нет возможности продолжить образование, поступив в специалитет. Существует приказ Минобрнауки № 124 от 12 фев. 2017 г., в котором утверждён порядок такого перевода.
-
Считают, что получить диплом вуза в любой профессии можно на любой из рассматриваемых форм обучения. Специалитет включает в себя 84 специальностей, а бакалавром можно стать по 177. Таким образом гораздо больше возможностей получить степень, благодаря окончанию бакалавриата.
Учёба в бакалавриате имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому надо делать выбор, исходя из своих планов профессионального роста.
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?
Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.
Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.
В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр» перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.
И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.
Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.
Отличия магистров и бакалавров
Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.
Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.
Кто такой бакалавр?
Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное . В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру. Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:
- Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
- Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
- Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.
Уровни высшего образования в России
В недалёком прошлом система высшего образования была менее дифференцированной. А меньшее разнообразие статусов было проще воспринимать и понимать.
В современную систему входят:
- бакалавриат;
- специалитет;
- магистратура;
- аспирантура;
- ординатура;
- ассистентура-стажировка.
Высшим образованием считается каждая ступень, поэтому деление на полное и неполное между ними применяться не может. При классификации по уровням принято относить к первому только бакалавриат, ко второму — специалитет и магистратуру, а остальное причисляют к третьему уровню или к подготовке кадров высшей квалификации.
Успешное прохождение этапа подтверждается дипломом. А незавершённый процесс называется неполным или незаконченным высшим. В этом случае студенту выдают справку об обучении или о периоде обучения. Первую обычно отдают тем, кто не прошёл итоговую аттестацию, а вторая потребуется при переводе из одной образовательной организации в другую.
Поступить на программы бакалавриата и специалитета можно после окончания школы или колледжа. Любое среднее образование позволяет претендовать на место в вузе. Но существует разница в приёмной кампании, так как для поступающих после колледжей проводятся отдельные вступительные испытания. Для зачисления на следующие уровни только среднего образования недостаточно.
С 2023 учебного года в шести вузах страны стартовал проект по изменению ступеней высшего образования в качестве альтернативы существующей системе. В течение трёх лет в выбранных учебных заведениях программы подготовки будут разделены по трём уровням:
- базовый ;
- специализированный;
- профессиональный.
Бакалавриат
Стандартный срок обучения: 4 года по очной форме
Направлений: более 180
Зачётных единиц: около 240
Подготавливать бакалавров в России в некоторых вузах начали ещё в 1996 году наравне со старой системой. В 2003 году произошло официальное присоединение к Болонскому процессу, которое ознаменовало принятие международных стандартов высшего образования. А после 2010 года эта квалификация стала основной для выпускников вузов.
Как правило, освоение программы занимает 4 года на дневном отделении, а при других формах — 5 лет. Пройти дисциплины быстрее разрешается по ускоренному индивидуальному учебному плану. По закону он утверждается для определённого студента.
Бакалавриат можно назвать первой ступенью высшего образования. После её прохождения набор знаний у выпускников обычно универсальный и базовый. Улучшить профессиональные навыки и расширить поле практических умений вчерашний студент может или во время трудовой деятельности, или получив более узкую квалификацию на следующей ступени.
Специалитет
Стандартный срок обучения: не менее 5 лет по очной форме
Направлений: более 100
Зачётных единиц: около 300
Квалификационная степень «специалист» существовала ещё в СССР, а с некоторой интерпретацией осталась и по сегодняшний день. Это привычная для старшего поколения форма образования, в нынешней системе она приравнивается к бакалавриату и магистратуре в сумме. Поэтому сразу после церемонии вручения дипломов специалист может отправиться в аспирантуру.
Состоит из 5 или более учебных лет. За это время студенты получают базовые и углублённые знания по специальности. Подход в большей степени ориентирован на самостоятельную практическую работу студентов по выбранной профессии.
Магистратура
Стандартный срок обучения: 2 года по очной форме
Направлений: более 180
Зачётных единиц: около 120
Поступать на магистра можно только после получения диплома бакалавра или специалиста. Однако вторым высшим эта ступень не считается. Во время обучения студенты активно занимаются научной деятельностью: проводят исследования и делятся результатами в статьях, принимают участие в конференциях. Наличие этой степени является необязательным для большинства должностей.
Для бакалавров есть возможность пройти на магистерскую программу на бюджет при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Выбирать смежное направление необязательно. К примеру, спортсмен может освоить вторую ступень в сфере экономики, а эколог — отучиться на факультете журналистики. Но в ряде случаев, безусловно, потребуется профильное образование.
Выбор пути
После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.
- Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
- Второй вариант: поступление в магистратуру. Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью. В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.
- Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.
При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры — еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.
Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.
Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры
Специалитет позволяет получить не только фундаментальные знания, но и даёт возможность совершенствоваться в узком конкретном направлении. Этот способ получения образования напоминает ранее существовавший в России в прежние годы.
В первые 4 года студент получает фундаментальные знания (получает степень бакалавра), затем 1-1,5 года учится на специалиста, где ему предоставляют узкоспециализированное обучение.
Чтобы стать магистром, нужно после бакалавриата проучиться еще 2 года. Бакалавр — это базовое образование по выбранной специальности.
Основные отличия выпускников — тех, кто окончил магистратуру или бакалавриат:
-
Звание магистра значит, что у выпускника более высокий уровень знаний.
-
Бакалавр обладает фундаментальными знаниями и исследовательскими навыками, а второй — дополнительно усвоил специализированную профессию.
-
В магистратуру поступают уже после бакалавриата. Тут имеется возможность более взвешенно выбрать специальность, чем сразу после окончания школы.
-
Обучение на магистра занимает больше времени по сравнению с бакалавром — четыре года против двух.
Считается, что специалитет применяется обычно для получения медицинского или инженерного образования. Если человек хочет дополнительных для себя знаний и развития, желает освоить большой объём информации и овладеть сложными практическими навыками, он может поступить в магистратуру или аспирантуру.
Диплом бакалавра, специалиста или магистра — какой лучше?
На фоне двух других видов обучения диплом, полученный при завершении бакалавриата, выглядит менее значительным.
Получив образование фундаментального уровня в определённой профессии, молодой сотрудник, приступая к трудовым обязанностям, будет приобретать опыт и совершенствоваться. После прохождения обучения в специалитете его практические навыки будут более развитыми, однако нет гарантии, что он найдёт место в точности по своей специализации.
Высшее образование представляет собой не только набор фундаментальных или специализированных знаний, но и умение думать и работать. Современной жизни присущи быстрые изменения и необходимость принятия сложных решений. На любой ступени обучения при получении высшего образования студенты учатся этому.
Система и условия
Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.
Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.
В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.
Как работает Болонская система образования
Советская система высшего образования достаточно сильно отличалась от систем западных стран. В СССР все образование было бесплатным и массовым, но по-настоящему качественным считают среднее специальное и высшее техническое образование. К гуманитарному уже есть вопросы – прежде всего, из-за упора на идеологию. Но главное – советская, а потом и российская системы не были готовы к полноценному образовательному взаимодействию с другими странами.
Примерно те же проблемы испытывали и другие страны. Еще с 1970-х годов тянулся так называемый Болонский процесс, в рамках которого страны Европы готовились к взаимному сближению своих систем высшего образования. Итогом процесса стали две декларации – Сорбонская (подписана в 1998 году министрами образования Франции, Германии, Великобритании и Италии) и Болонская (подписана в 1999-м представителями 29 стран).
Основная цель Болонской декларации – повышение конкурентоспособности европейского пространства высшего образования. А достигается это за счет совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования с установлением определенных стандартов.
Всего декларация включает в себя шесть принципов:
- во всех странах применяются сопоставимые научные степени – напрямую или через приложение к диплому. Например, российский статус кандидата наук может быть сопоставим со статусом доктора философии (но официально этого пока нет);
- двухцикловое обучение – оно состоит из предварительного и выпускного обучения. То есть, на первом цикле (от 3 лет) можно получить диплом бакалавра, а на втором – магистра или доктора (то есть, кандидата наук);
- система зачетных единиц трудоемкости для обеспечения мобильности студентов. В рамках ECTS (European Credit Transfer System) студенты набирают зачетные единицы, которые затем могут перезачитываться в других странах. То есть, пройдя курс в одной стране, его можно использовать в другой для получения диплома;
- расширение мобильности студентов, преподавателей и иного персонала (зачет времени, затраченного на работу);
- содействие европейскому сотрудничеству в сфере качества образования;
- содействие европейским принципам в высшем образовании – начиная от учебных планов и заканчивая практической подготовкой и научными исследованиями.
Как видно, основная цель Болонской системы образования – это объединение систем высшего образования на уровне стран Европы. Фактически это касается не только и не столько качества образования, сколько общих принципов и сопоставимости систем. В идеале студенты смогут переходить из вуза одной страны в вуз другой без каких-либо препятствий (но до этого, очевидно, еще далеко).
Сейчас в Болонский процесс включены 48 стран. Кроме стран Европы, это также 11 стран бывшего СССР, Турция и Великобритания. Соответственно, в Болонском процессе находится и Россия – по крайней мере, пока.