Гдз русский язык учебник канакина, горецкий 4 класс часть 1. ответы на задания

Падежи: карточки с заданиями 3 класс

Старая и новая редакции

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Выберите год учебника

● Все года

Вопрос

№5 учебника 2011-2022 (стр. 8):

Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

   — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?

   — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

   — У моего батюшки и сливочки не едятся.

                       <…>

   — Речка, матушка, спрячь меня!

   — Поешь моего простого киселька.

   Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

2

«Дурачина ты, простофи́ля!

   Выпросил, дурачина, корыто!

   В корыте много ль коры́сти?

  Воротись, дурачина, ты к рыбке;

   Поклонись ей, выпроси уж избу».

  • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.
  • Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая была девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?
  • Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?

№5 учебника 2023-2024 (стр. 8):

Прочитайте выразительно отрывки из русской народной сказки «Гуси-лебеди».

   — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?

   — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

   — У моего батюшки и сливочки не едятся.

                       <…>

   — Речка, матушка, спрячь меня!

   — Поешь моего простого киселька.

   Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

  • Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказки.
  • Сравните, как девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая была девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?

Ответ

№5 учебника 2011-2022 (стр. 8):

В первом отрывке девочка  (сестрица Алёнушка) разговаривает с рекой, первый разговор — когда она ищет брата, второй — когда они с братом убегают от Бабы Яги.

В первый раз девочка обращается к реке без вежливых слов, грубовато. Во второй раз — ласково, уважительно. На то, что речь девочки стала вежливой, указывает слово «матушка» и то, что девочка сказала реке «спасибо». По этим словам можно судить, что девочка стала воспитанной, поняла, как вести себя правильно.

Во втором отрывке старуха обращается к старику. Речь старухи содержит много грубых и деревенских слов (дурачина, простофиля, выпросил). Подобная речь характеризует старуху, как грубого, жестокого, необразованного человека.   

№5 учебника 2023-2024 (стр. 8):

В первом отрывке девочка (сестрица Алёнушка) разговаривает с рекой, первый разговор — когда она ищет брата, второй — когда они с братом убегают от Бабы Яги.

В первый раз девочка обращается к реке без вежливых слов, грубовато. Во второй раз — ласково, уважительно. На то, что речь девочки стала вежливой, указывает слово «матушка» и то, что девочка сказала реке «спасибо». По этим словам можно судить, что девочка стала воспитанной, поняла, как вести себя правильно.

  • ← Предыдущее
  • Следующее →

Непроизносимые согласные в корне слова

В русском языке имеется несколько слов, в которых рядом оказываются три или четыре согласные буквы. Произнести эти слова так, чтобы четко слышались все эти буквы, трудно. Поэтому отдельные звуки выпадают или произносятся нечетко. При этом выпадение согласного звука в таких словах считается орфоэпической нормой, то есть их и не нужно пытаться произнести.

Однако на письме это может вызывать ошибки. Ведь мы часто пишем, как слышим.

Для того чтобы обнаружить непроизносимый согласный, слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы в результате согласный оказался на конце слова или перед гласным. Тогда он будет слышаться четко: звездный – звезда, поздний – опоздать.

Если при изменении слова вы убедились, что согласный не слышится (не появляется), то его там, скорее всего, и нет: чудесный – чудеса.

Однако есть несколько слов, которые являются исключениями. В них непроизносимый согласный есть, но его не слышно ни в одной из позиций. Запомните эти слова: чувство, лестница, праздник.

Теперь вновь пора написать небольшой диктант.

Чудесный день, устный ответ, любимый праздник, радостная встреча, доброе сердце, опасный зверь, поздний час, ужасный фильм, честное слово.

Как склонять по падежам

Всего их шесть – запомнить их в 4 классе, как и склонение имен прилагательных по падежам было не так-то и просто. Но на самом деле ничего сложного тут нет, все логично и закономерно. Самое главное, что требуется от прилежного ученика – это запомнить вопросы. Поставив вопрос, можно будет точно определить, какое окончание должно быть у склоняемой части речи.

Кроме того, помните, что при склонении прилагательных множественного числа или единственного, при склонении прилагательных женского рода, мужского или среднего они обязательно перенимают тот падеж, в котором употребляется главное существительное, качества которого они описывают.

Чтобы все стало ясно, рассмотрим простой пример:

На столе лежит зеленая тетрадь.

Сначала определяем имя существительное, его род, число и падеж. Для этого ставим вопрос: лежит что? – тетрадь, тетрадь она, значит, это женский род в им. п. (вопрос «что?» относится к этому падежу). Теперь ставим следующий вопрос: тетрадь какая? – зеленая, это и есть прилагательное, тоже женского рода в им. п.

Если падеж существительного изменится, то он изменится вместе с окончанием и у другой части речи. Например:

У меня нет зеленой тетради. – Ставим вопрос: нет чего? – тетради, это существительное женского рода в род. п., так как «кого?чего?» вопросы этого падежа. Тетради какой? – зеленой, следовательно, прилагательное «зеленой» тоже женского рода и стоит в предложении в род. п.

Если вы не помните вопросы падежей ни для одной части речи в русском языке и нет времени или желания их заучивать, то тогда придется использовать тяжелую артиллерию – скачать таблицу, распечатать ее, заламинировать и повесить над рабочим столом. Со временем вы все-таки запомните их, и будете использовать автоматически, уже не заглядывая в шпаргалку.

Важно: выше были приведены основные правила склонения прилагательных за 4-ый класс. Но не все так просто

Есть и небольшие исключения, о которых тоже нужно помнить, чтобы писать всегда правильно и грамотно и суметь помочь ребенку с домашним заданием.

Как определить склонение существительного: памятка

Чтобы безошибочно определять склонение, нужно запомнить окончания каждого из трех типов склонений. 

Пользуйтесь алгоритмом:

  1. Определить часть речи (для существительного это будут вопросы кто? и что?);
  2. Определить род существительного;
  3. Определить падеж;
  4. Выделить основу, приставку (если есть) и окончание;
  5. Использовать таблицу склонений или выучить окончание для каждого из них;
  6. По окончанию и таблице склонений определить его тип;
  7. Если слово имеет окончание -ие, — ае или — мя, то его нужно просклонять. 

Попробуем определить склонение по образцу:

По данному принципу можно определить склонение любого существительного.

Правописание приставок, оканчивающихся на З и С

Многие приставки в русском языке заканчиваются на согласные буквы З или С. Вот они:

  • раз- и рас-;
  • воз- и вос-;
  • вз- и вс-;
  • без- и бес-;
  • низ- и нис-;
  • из- и ис-;
  • через- (чрез-) и черес- .

Их можно назвать парными, так как их значение от написания на конце букв З или С не меняется.

Написание перечисленных выше приставок зависит от того, на какую букву начинаются корень или другая приставка, идущая следом.

Перед гласными или звонкими согласными в приставке пишется буква З, перед глухими согласными – буква С.

Для применения этого правила необходимо умение различать звонкие и глухие согласные.

Вы сможете делать это без сомнений, если запомните фразу: «Фока, хочешь поесть щец?». Уникальность ее заключается в том, что в ней собраны все глухие согласные, существующие в русском языке, и нет ни одной звонкой.

Обратите внимание на то, что у приставки с- нет пары, то есть приставки з- не существует. В словах здравствуй, здоровье, ни зги, здание и здесь буква З является частью корня

Их я советую просто запомнить

В словах здравствуй, здоровье, ни зги, здание и здесь буква З является частью корня. Их я советую просто запомнить.

Склонение фамилий и географических наименований в текстах документов.

Географические
названия, прежде всего славянские, в
русском языке склоняются по падежам.

Род
несклоняемых географических наименований
определяется по соотнесенности с родом
того нарицательного существительного,
наименованием которого является имя
собственное: Хельсинки (город), м.р

Несклоняемые
названия стран на гласную могут
употребляться и в женском, и в среднем
роде (в зависимости от соотнесенности
с понятиями «страна» и «государство.)

1.
При склонении иностранных имен и фамилий
используются окончания соответствующих
типов русского склонения и не сохраняются
особенности склонения в языке-источнике.

2.
Иностранные имена на согласный звук
склоняются независимо от того,
употребляются ли они самостоятельно
или вместе с фамилией.

3.
Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся
на согласный звук, склоняются, если
относятся к мужчине, и не склоняются,
если относятся к женщине. Ср.:
Карла Шнайдера — Анны Шнайдер

4.
Не склоняются фамилии на -аго,
-яго, -ых, -их, -ово

5.
Не склоняются иностранные фамилии на
гласный звук, кроме фамилий, оканчивающихся
на безударный
(-я)

6.
Не склоняются украинские фамилии на-ко
(-енко)

7.
В русских двойных фамилиях первая часть
склоняется, если она употребляется
отдельно как фамилия: у
Кончаловского-Михалкова
,
и не склоняется, если не образует фамилии:Демут-Малиновского.

8.
Нерусские фамилии, соотносящиеся в
контексте с несколькими лицами, могут
употребляться как в форме множественного
числа, так и в форме единственного числа.

36.
Правильное использование грамматических
форм прилагательных
.

Наиболее
распространенной ошибкой при употреблении
имен прилагательных является неправильное
образование степеней сравнения, когда
к простой сравнительной степени
присоединяется элемент сложной — словоболее:*более
лучший
,*более
предпочтительнее,
Употребляя
соотносительные полные и краткие формы
качественных прилагательных в функции
сказуемого, необходимо учитывать их
смысловые и стилистические оттенки
значения.

В
отдельных случаях краткие формы имен
прилагательных выражают временные,
связанные лишь с данной ситуацией
признаки, в то время как полные формы
выражают признаки относительно
постоянные.

Употребление
в официально-деловом стиле кратких форм
имен прилагательных делает речь более
четкой и категоричной.

Полные
формы нередко обладают разговорной или
просторечной окраской, потому их
употребление в текстах документов
нередко оказывается неуместным.

Возможен
выбор между краткой формой и полной
формой в творительном падеже.

Явно
просторечный характер имеет сочетание
полной и краткой форм имен прилагательных
в роли сказуемых как однородных членов
предложения.

Алина Игоревна Иртеньева

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Алина Игоревна Иртеньева
Блог
Как склонять наименование
ЗАПИСЬ #1 В ЗАКЛАДКИ

02 июля 2014, 05:34, автор — хозяйка блогаАлина Игоревна Иртеньева

Уважаемые коллеги! Подскажите, как склонять наименование:
Именительный — муниципальное общеобразовательное учреждение Поповская основная общеобразовательная школа;
Родительный — 1)муниципального общеобразовательного учреждения Поповск
ая основн
ая общеобразовательн
ая школа ИЛИ 2)муниципального общеобразовательного учреждения Поповск
ой основн
ой  общеобразовательн
ой школ
ы?
Я считаю, что первый вариант правильный,  т.к.
Поповская основная общеобразовательная школа выступает как приложение. В справочниках подобного примера не нашла.

2014-07-02 09:38:08 — Галина Викторовна ЛебезеваВторой вариант правильный
2014-07-02 09:38:22 — Татьяна Викторовна Носовая с Вами согласна, Алина Игоревна. Это как `день рождения`))
2014-07-02 09:38:49 — Алина Игоревна ИртеньеваСпасибо!
2014-07-02 09:40:59 — пользователь отключенКомментарий отключен модератором
2014-07-02 09:42:05 — Галина Викторовна ЛебезеваВот если в кавычки, то первый. Но без кавычек склоняется все название.
2014-07-02 09:47:02 — Татьяна Викторовна НосоваНазвание школы обязательно в кавычках, это, видимо, Алина Игоревна недоглядела)
2014-07-02 09:47:21 — Алина Игоревна ИртеньеваДа, наименование без кавычек (так Уставе школы прописано). В каком бы справочнике об этом прочитать?
2014-07-02 09:48:38 — Ольга Ивановна ЛубинецУ Розенталя `Справочник по литературой правке`, так, кажется,называется.
2014-07-02 09:50:11 — Галина Викторовна ЛебезеваПосмотрите в Свидетельстве об аккредитации школы или в лицензии. Вот как там прописано, так и пишется. Если там нет кавычек, значит, по второму варианту.
2014-07-02 09:51:07 — Ольга Ивановна ЛубинецНазвание ОУ прописывается в строгом соответствии с Уставом и никак больше!
2014-07-02 09:52:24 — Любовь Валентиновна КолгановаНазвание школы не обязательно в кавычках. У кого как прописано. Но если в кавычках, — не склоняется, без кавычек — склоняется.
Пишете строго по Уставу, значит, склоняете.
2014-07-02 09:55:06 — Татьяна Викторовна НосоваО! Если БЕЗ кавычек — то, конечно по второму…
впервые вижу — без кавычек.. у нас в районе все, даже городские с номерами — в кавычках.
2014-07-02 09:56:34 — Алина Игоревна ИртеньеваСпасибо, дорогие коллеги!
2014-07-02 09:58:09 — Галина Викторовна ЛебезеваА у нас все школы — наименования без кавычек.
2014-07-02 09:59:30 — Любовь Валентиновна КолгановаА у нас вот с кавычками.
2014-07-02 10:05:27 — Алина Игоревна ИртеньеваC кавычками не было бы проблем. Склоняется как, например, магазин `Солнышко`. А без кавычек проблема.Но коллеги её разрешили.
2014-07-02 10:05:53 — Любовь Валентиновна КолгановаУдачи!
2014-07-02 10:09:11 — Елена Александровна ЕрмоликЕсли в Уставе без кавычек, то без них должно быть и в документах, тогда склоняем.

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

1 склонение

Склонение имен существительных:

Что же такое 1 склонение существительных? Это один из способов изменения словоформы, который относится к определённой группе существительных, имеющих конкретное окончание и род. 

1 склонение существительных включает: Существительные 1-ого склонения на -а и -я:
Существительные мужского и женского рода;

Имеющие твёрдую или мягкую основу с окончанием -а или -я в именительном падеже;

Существительные общего рода с таким же окончанием. 

Собака;Кошка;Бабушка;Мама;Пуговица;Вишня;Черешня;Яблоня;Забияка;Задира.

Особенностью 1-го склонения существительных является то, что в женском роде также может быть окончание -ия. 

Существительные 1-ого склонения на -ия:

  • Лекция;
  • Инспекция;
  • Специя;
  • Комплекция. 

Не забывайте, что эти слова относятся именно к первому склонению. 

В Камне-Каширском, в городе Камень-Каширском?

Если сложносоставной топоним представляет собой русское или давно освоенное название, в косвенных падежных формах его первая часть должна склоняться: из Камня-Каширского, в Переславле-Залесском, в Могилеве-Подольском, в Ростове-на-Дону. То же в сочетании с родовым термином: в городе Петропавловске-Камчатском, в городе Ростове-на-Дону.

Все топонимы, у которых первая часть названия имеет морфологическую примету среднего рода, охвачены тенденцией к неизменяемости: из Ликино-Дулева, в Соболево-на-Камчатке.

Правильно: в Камне-Каширском, из Переславля-Залесского, в городе Могилеве-Подольском, но: в Ликино-Дулеве, у города Соболево-на-Камчатке.

Правописание слов с двойными согласными

Слышатся как один звук двойные (сдвоенные) согласные. Они могут встречаться в суффиксах (очарованный), на стыке приставки и корня (рассказал), на стыке корня и суффикса (конный), в самом корне (группа), на стыке двух корней (роддом, юннат).

Разбор слова по составу позволяет обнаружить двойные согласные на стыках, но не в корне. Слова с двойными согласными в корне необходимо запоминать. К сожалению, таких слов довольно много, приведу лишь наиболее часто встречающиеся:

Далее вы найдете небольшой диктант, в котором встречаются слова с двойными согласными как в корне, так и на стыке частей слова.

Рассказ, суббота, аккуратный, осенний, аппетит, ранний, аллея, юннат, русский, касса, пассажир, Анна, терраса, шоссе, утренний, колонна, Геннадий, Кирилл, Россия.

Кстати, о том, что имена собственные пишутся с прописной (заглавной) буквы, детишки тоже узнают уже в начальной школе.

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель

Исключение, которое важно запомнить: носков!
Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар

НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Склонение

Ребята, прочитайте и скажите, чем отличаются слова?

Существительные отличаются числовым значением. Слова в левом столбике представлены в единственном числе, в правом – во множественном. Слова-существительные могут менять своё численное значение.

Из предыдущих уроков вы знаете: существительные также меняют свою форму, находясь в разных падежах. Что это значит? Посмотрим, какие формы принимает слово лягушка, изменяясь по падежам. 

Ребята, что меняется в одном и том же слове? Окончания. Мы вспомнили про числа и падежи неслучайно, потому что понятие склонения с ними тесно связано. 

А теперь ответьте на вопрос: если учитель попросит вас просклонять существительное, то что вы должны будете сделать? Правильно: изменить численную и падежную форму слова.

Посмотрите ещё раз на таблицу, в которой мы просклоняли существительное лягушка. Какой род у этого существительного? Женский. Падежные окончания у слова лягушка:-а, -у, -и, -е, -ой. Но у имени существительного есть также род мужской (баран, пень) и средний (оконце). И когда мы будем изменять по падежам эти слова, то у них появятся другие окончания. Давайте посмотрим:

Род и окончание существительного помогают нам определить тип склонения.

Рассмотрим 1 склонение. Эта группа состоит из существительных женского, мужского рода с окончаниями в И.п. – а, -я. Просклоняем по падежам слова мужского рода мужчина, батя, женского рода планета, земля. 

Обратите внимание: у существительных мужского и среднего рода, имеющих в И.п. окончания – а, -яв Д.п., П.п.появляется одинаковое окончание – е

Группу 2 склонения составляют существительные мужского рода, имеющие нулевое окончание в И.п.; среднего рода с окончаниями -о, -е.

В таблице одинаковые окончания вы можете отметить у существительных в мужском и среднем роде: в Р.п. – а, –я; Д.п.– у, –ю; Т.п.– ом, –ем;П.п. –е.

Склонение 3 типа включает существительные только одного, женского рода, с Ь на конце.

Одинаковое окончание – и: в Р.п., Д.п.,П.п.

Вы заметили: выявляют склонение имён существительных, предварительно поставив в форму ед.ч.? Почему необходимо выполнять такое условие? Давайте поступим по-другому. Просклоняем слова разного рода во мн.ч. и попробуем назвать тип склонения.

Мы выделили окончания, но могут они нам помочь определить склонение? Нет. Почему? Потому что нет никакой связи между окончаниями существительных во мн.ч. и склонением.

Выучите АЛГОРИТМ определения склонения:

  • вначале существительное ставят в ед.ч., И.п.;
  • выделяют окончание;
  • определяют у слова род;
  • делают вывод о склонении.

Образец устного рассуждения.

Зацвели вишни. Существительное вишни ставим в ед.ч., И.п. –вишня. Подставляем определяющие местоимения: вишня – она, моя. Род – женский, окончание я. Значит, вишня относится к I склонению.

А теперь выполним практическое задание.

ВНИМАНИЕ! Правильные ответы найдёте в конце урока. Упражнение 1

Упражнение 1.

Выпишите названия птиц и животных. Определите склонение, запишите в скобках рядом со словом.

В воде разлёгся бегемот. Ласточка пролетела над лужайкой. Шкурка у зебры нарядная.Мышь сгрызла все книжки на чердаке. Павиан гордо ходил в клетке. Конь у дедушки серый в яблоках. Ворона громко раскаркалась.

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Определение несклоняемых существительных

Те существительные, которые заимствованы из других языков отличаются от исконных русских слов тем, что во всех падежах эти имена существительные сохраняют свою первоначальную форму, потому они так и называются — несклоняемые существительные. Мы уже рассматривали такие существительные на страницах этого сайта. Вы можете посмотреть о сложностях определения рода у несклоняемых существительных. Например, узнать шимпанзе какого рода.

Примеры:

  • Друзья назначили встречу (у чего?) – у метро;
  • По дороге домой я спустился (куда?) – в метро;
  • На уроке дети составляли рассказ (о чем?) – о метро;
  • Родители предложили мне воспользоваться (чем?) – метро.

Как можно заметить, словоизменительная морфема (окончание) в несклоняемых именах существительных отсутствует.

Для того, чтоб определить форму падежа подобных существительных необходимо задать вопрос, исходя из контекста.

Например:

  • Вызвать (что?) – такси (винительный падеж);
  • Помыть зеркало (чего?) – трюмо (родительный);
  • Вытереть пыль (на чем?) – на жалюзи (предложный);
  • Радуюсь (чему?) – эскимо (дательный);
  • Добились победы (чем?) – пенальти (творительный).

Итак, определение:

Прежде всего, к этому обширному лексическому ряду относятся те несклоняемые существительные, которые заканчиваются на ударное «а», а также гласные «у», «о», «э», «ю», «и», «е».

Примеры:

  • На гласную «а»: фейхоа, буржуа, амплуа, боа, бра, антраша, ара, па, ультра, па-де-труа;
  • На гласную «у»: кенгуру, какаду, шоу, зебу, рагу, рандеву, фрау, банту, гуру, табу, ноу-хау;
  • На гласную «о»: трюмо, кино, пальто, танго, бунгало, авокадо, сабо, вето, манго, какао, депо, бюро, кредо, барокко, евро, инкогнито, арго, маэстро, бистро, радио, табло;
  • На гласную «э»: алоэ, каноэ;
  • На гласную «ю»: авеню, инженю, барбекю, меню, дежавю, интервью, парвеню, превью;
  • На гласную «и»: такси, алиби, иваси, регби, колибри, пенальти, кольраби, жалюзи, киви, шасси, рефери, жюри, конфетти, пари, пони, салями, визави, леди, папарацци;
  • На гласную «е»: кашне, колье, конферансье, протеже, драже, пюре, фойе, атташе, коммюнике, купе, шимпанзе, пенсне, шоссе, суфле, резюме, безе, кофе, портье, цеце.

Определяем род нужной части речи

Чтобы разобраться в склонении прилагательных и причастий, для начала следует понять, как определять род и какое окончание ставить в им. п. В русском языке их используется три:

  • мужской;
  • женский;
  • средний.

Соответственно, окончания будут:

  • для мужского — -ый, -ий;
  • для женского — -ая, -яя;
  • для среднего — -ое, -ее;
  • для множественного числа — -ие, -ые.

Для определения вначале определяется род того существительного, от которого оно зависит в предложении. Нужно просто поставить вопрос, и все будет ясно. Для примера:

Яркое солнце: солнце – оно, это средний, солнце какое? – яркое, это прилагательное ср. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красивая кукла: кукла – она, это женский, кукла какая? – красивая, это та же жен. р. в ед. ч. и им. п.

Или:

Красный портфель: портфель – он, это муж. р., портфель какой? – красный, это та же часть речи муж. р. в ед. числе и им. п.

Ошибки при склонении имен существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:

  • именительный (именительный падеж всегда упот­ребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
  • косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).

2. Склонение имён существительных

Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существитель­ных и их окончания в именительном падеже единственного числа.

3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия

Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санато­рии, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также окан­чиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).

4. Разносклоняемые имена существительные

Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.

При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.

5. Несклоняемые имена существительные

Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:

  • многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
  • иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
  • русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
  • многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.

Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане .

Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.

Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица

6. Склонение существительных во множественном числе

1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:

1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши 2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла 3-е скл. ж. р. степи, дочери

2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.

3. Различаются по значению существительные:

4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:

Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица

Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема:

Правописание гласных И и Ы после Ц в разных частях слова

Буква Ц всегда обозначает один звук – твердый

При этом совершенно не важно, какая после этой буквы следует гласная – И или Ы. Поэтому определить на слух, какую из гласных писать после Ц, невозможно

Необходимо знать правило, точнее даже несколько правил, так как написание ЦЫ и ЦИ зависит от того, в какой части слова этот слог находится.

В корне слова после Ц пишется И, за исключением следующих слов: цыпочки, цыган, цыц (и однокоренных им).

Запомнить слова-исключения поможет фраза: «Цыган встал на цыпочки и цыкнул  на цыпленка: «Цыц!». В ней собраны все слова, в которых после Ц в корне пишется Ы.

Важно: в названиях некоторых населенных пунктов и в некоторых других именах собственных в корне после Ц тоже пишется Ы, например: село Цыйша, фамилия Цыба. В суффиксах слов, которые оканчиваются на -ЦИЙ и -ЦИЯ, после Ц пишется И

В суффиксе –ЫН, идущем после Ц, пишется Ы

В суффиксах слов, которые оканчиваются на -ЦИЙ и -ЦИЯ, после Ц пишется И. В суффиксе –ЫН, идущем после Ц, пишется Ы.

Первый суффикс встречается в именах существительных (наций, Конституция), второй – в именах прилагательных (сестрицын).

Важно: в именах собственных (фамилиях) после Ц иногда может писаться И, например: Вицин. В окончаниях после Ц пишется Ы

Такие окончания могут быть в существительных и прилагательных, корень которых заканчивается на Ц, например: куцый, курицы

В окончаниях после Ц пишется Ы. Такие окончания могут быть в существительных и прилагательных, корень которых заканчивается на Ц, например: куцый, курицы.

Правильно написать слово с ЦЫ (или ЦИ) поможет следующий алгоритм:

  1. Определите, в какой части слова находится орфограмма.
  2. Если орфограмма находится в корне, определите, не является ли слово исключением. Если нет, пишите ЦИ.
  3. Если орфограмма находится в суффиксе, определите, не заканчивается слово на –ЦИЯ (-ЦИЙ). Если да (заканчивается), пишите И, если нет – Ы.
  4. Если орфограмма находится в окончании, пишите Ы.

И не забывайте, что если вы пишите имя собственное (фамилию, название населенного пункта), то этот случай правилами не регламентируется. Поэтому не постесняйтесь спросить, какая буква следует после Ц, у носителя фамилия или жителя населенного пункта. Не имея такой возможности, загляните в справочник или документ.

Для того чтобы закрепить правило, предложите ребенку написать небольшой словарный диктант.

Цыганские песни, наша авиация, цыплячий цвет, цветущая акация, цирковой лев, тетрадь лучшей ученицы, веселые танцы, полезный кальций, сестрицын платок.

В Москве, в городе Москве или в г. Москве?

В «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой указано, что «сокращение г. (город), как и полное слово, рекомендуется употреблять ограниченно, главным образом перед названиями городов, образованными от фамилий (г. Киров)».

Таким образом, общеупотребительно: в Москве. Варианты в г. Москве, в городе Москве следует характеризовать как специфически-канцелярские (т. е. употребительные преимущественно в официально-деловой речи). Варианты в г. Москва, в городе Москва не соответствуют литературной норме.

  • Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. М., 1980.
  • Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. 2-е изд., М., 2001.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.
  • А. Э. Мильчин, Л. К. Чельцова. Справочник издателя и автора. М., 2003.

Правило встречается в следующих упражнениях:

3 класс

Упражнение 189,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 47,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 72,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 77,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 45,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 1,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 6,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 242,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 7,Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

4 класс

Упражнение 152,Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 124,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 125,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 135,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 170,Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 23,Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 167,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 168,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 3,Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 731,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 732,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 272,Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 273,Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 107,Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 239,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 240,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 324,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

8 класс

Упражнение 76,Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: