Яков
Яков — холоп верный, бывший дворовый, о нем рассказывается в части поэмы под названием «Пир на весь мир». Герой был верным хозяину, терпел любые наказания и выполнял безропотно даже самую тяжкую работу. Это продолжалось до тех пор, пока барин, которому приглянулась невеста его племянника, не отправил того на рекрутскую службу. Яков сначала запил, но все же вернулся к хозяину. Однако мужик желал отомстить. Однажды, когда он вез Поливанова (барина) к сестре, Яков свернул с дороги в Чертов овраг, распряг лошадь и повесился на глазах у хозяина, желая оставить того на всю ночь наедине с совестью. Подобные случаи мести действительно были распространены среди крестьян. За основу своей истории Некрасов взял подлинный рассказ, услышанный им от А.Ф. Кони.
Агап Петров
Агап — непокладистый и глупый мужик, по словам знающих его крестьян. А все потому, что Петров не желал мириться с добровольным рабством, на которое толкала крестьян судьба. Единственное, что могло его успокоить, — вино.
Когда его поймали, несшего бревно из барского леса, и обвинили в воровстве, он не выдержал и высказал хозяину все, что думает о реальном положении дел и жизни в России. Клим Лавин, не желая наказывать Агапа, инсценирует жестокую расправу над ним. А потом, желая утешить, поит его. Но унижение и чрезмерное пьянство приводят героя к тому, что утром он умирает. Такова плата крестьян за право открыто высказывать свои мысли и желание быть свободными.
Декабристки
Поэма о жёнах декабристов, последовавших за мужьями на каторгу. Состоит из двух частей:
- Княгиня Трубецкая»,
- «Княгиня М. Н. Волконская».
В первой части картины тяжкого зимнего пути из Петербурга в Восточную Сибирь через безлюдную тундру перемежаются с сонными видениями героини. В её грёзах проходит картина восстания 14 декабря 1825 г.
Вторая часть написана в форме воспоминаний Волконской.
Читателей захватит самоотверженность молодых женщин, не побоявшихся угроз царя, не остановившихся ни перед какими препятствиями для достижения своей цели.
Работая над поэмой, Некрасов изучал документальные источники. В основу второй части легли записки Волконской.
Поэт сознательно несколько идеализировал своих героинь, придав им оттенок народнической революционности.
В дореволюционных изданиях поэма сильно искажена цензурой. Из опасений цензурных преследовании автор изменил заглавие и выпустил поэму под названием «Русские женщины».
Написана поэма в 1871 -1872 гг.
Помещик по прозванью Последыш
Князь с говорящей фамилией, какие любит поэт, Утятин, ставший в народе Последышем, — последний помещик описываемого строя. Во время его «царствования» отменили любимое крепостное право. Не поверил в это князь, хватил его от злости удар. Жестокий и скупой старик держал в страхе родных. Уговорили наследники крестьян притвориться и вести прежний образ жизни, когда помещик рядом. Пообещали мужикам землю. Повелись крестьяне на лживые обещания. Сыграли крестьяне свою роль, но были обмануты, чему никто не удивился: ни автор, ни странники.
Внешность помещика – второй тип барина на Руси. Тщедушный старичок, худой как заяц зимой. Есть во внешности и признаки хищников: ястребиный острой нос, длинные усы, колкий взгляд. Внешность такого скрытого под мягкой личиной опасного хозяина жизни, жестокого и скупого. Самодур, узнав, что крестьян «вернули помещикам», дурит пуще прежнего. Удивляют прихоти барина: играть на скрипке верхом на лошади, купает в проруби, женит 70-летнюю вдову на 6-летнем парнишке, заставляет коров замолчать и не мычать, вместо собаки садит сторожем убогого глухонемого.
Князь умирает счастливым, он так и не узнал об отмене права.
Можно признать в образе каждого помещика звучит авторская ирония. Но это смех сквозь слезы. Горя, которым залили богатые глупцы и невежи крестьянство, хватит не на одно столетие. Не все смогут подняться с колен и воспользоваться волей. Не все поймут, что с ней делать. Многие мужики будут сожалеть о барстве, настолько крепко в их мозг вошла философия крепостного права. Автор верит: Русь воспрянет ото сна, поднимется, и счастливые люди наполнят Россию.
Корчагина Матрена Тимофеевна
Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина — героиня, которой посвятил Некрасов всю третью часть поэмы. Вот как описывает ее поэт: «Осанистая женщина, лет тридцати осьми, широкая и плотная. Красива… глаза большие… сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький». Путешественников приводят к женщине ее слова. Матрена соглашается рассказать о своей жизни, если мужики помогут в жатве. Название этой главы («Крестьянка») подчеркивает типичность для русских женщин судьбы Корчагиной. А слова автора «не дело между бабами счастливую искать» подчеркивают бесплодность поисков странников.
Матрена Тимофеевна Корчагина родилась в непьющей, хорошей семье, и там жилось ей счастливо. Но после замужества она оказалась «в аду»: свекор — пьяница, свекровь суеверна, на золовку приходилось работать, не разгибая спины. С мужем Матрене еще повезло: он только раз ее побил, но все время, кроме зимы, он был на заработках. Поэтому за женщину некому было и заступиться, единственный, кто пытался ее защитить, — дедушка Савелий. Женщина терпит домогательства Ситникова, на которого нет управы, потому что он господский управляющий. Единственным утешением Матрены становится ее первый ребенок — Дема, но из-за недосмотра Савелия он гибнет: мальчика съедают свиньи.
Проходит время, у Матрены появляются новые дети, умирают от старости родители и дед Савелий. Самыми трудными становятся неурожайные годы, когда всей семье приходится голодать. Когда ее мужа, последнего заступника, забирают в солдаты вне очереди, она идет в город. Находит дом генерала и бросается в ноги его жене, прося заступиться. Благодаря помощи генеральши Матрена с мужем возвращаются домой. Именно после этого случая ее все считают счастливицей. Но и в будущем женщину ждут одни беды: ее старший сын уже в солдатах. Некрасов, подводя итог, говорит, что ключ от женского счастья давно потерян.
Веретенников Павлуша
Веретенникова встретили мужики в селе Кузьминском, на ярмарке, он собиратель фольклора. Некрасов дает небогатую характеристику его внешности и не говорит о его происхождении: «Какого роду-звания, не знали мужики». Однако почему-то все зовут его барином. Это неопределенность необходима для того, чтобы образ Павлуши носил обобщенный характер. На фоне людей Веретенников выделяется своим беспокойством о судьбе русского народа. Он не равнодушный наблюдатель, как участники множества бездеятельных комитетов, которые обличает Яким Нагой. Некрасов подчеркивает доброту и отзывчивость героя тем, что уже первое его появление знаменуется бескорыстным поступком: Павлуша выручает крестьянина, покупающего ботиночки внучке. Неподдельная забота о народе располагает и путешественников к «барину».
Прототипом образа послужили этнографы-фольклористы Павел Рыбников и Павел Якушкин, участвующие в демократическом движении 60-х годов XIX века. Фамилия же принадлежит журналисту П.Ф. Веретенникову, который посещал сельские ярмарки и публиковал отчеты в «Московских ведомостях».
Добросклонов Гриша
Гриша Добросклонов появляется в эпизоде «Пир на весь мир», этому персонажу посвящен весь эпилог произведения. Сам он семинарист, сын дьяка из деревушки Большие Вахлаки. Семья Гриши живет очень бедно, только благодаря щедрости крестьян удалось поднять на ноги его самого и брата Савву. Их мать-батрачка рано умерла от непосильного труда. Для Гриши ее образ слился с образом родины: «С любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине».
Будучи еще пятнадцатилетним ребенком, Гриша Добросклонов решил посвятить свою жизнь помощи народу. В будущем он хочет отправиться в Москву на учебу, а пока вместе с братом помогает мужикам как может: работает с ними, объясняет новые законы, читает им документы, пишет для них письма. Гриша сочиняет песни, в которых отражаются наблюдения за бедностью и страданием народа, рассуждения о будущем России. Появление этого персонажа усиливает лиричность поэмы. Отношение Некрасова к своему герою однозначно положительное, писатель видит в нем революционера из народа, который должен стать примером для высших слоев общества. Гриша озвучивает мысли и позицию самого Некрасова, решения социальных и нравственных проблем. Прототипом этого персонажа считают Н.А. Добролюбова.
Игра в жизненный путь
Учитель, не понимая особенностей лексикона детей XXI века, не считает нужным объяснять слова салазки и жучка, а зря. По современной картинке дети догадаются, но приблизительно. Старые, дореволюционные картинки изображают деревянные салазки-санки, а собачку обязательно черной, потому что жучка – это не кличка, а нарицательное, метафорическое по происхождению, наименование собаки, черной, как жук.
Уяснив себе третью картинку, дети увидят, что та же триада – человек, животное и сани – представлена в ней в юмористическом ключе, как детская игра. У мальчика еще нет своего пути, ни цикличного, как у крестьянина, ни бесконечного, как у ямщика, он бегает без цели и определенного направления, но он уже играет в путь.
Сопоставив все три картинки, дети получат образ мира, заключенный в короткой строфе, как в осколке зеркала. В нем три настроения, три масштаба, три пространства объединены белым снегом, общим временем, сквозной идеей движения и символическим числом три.
И тут мы вынуждены обратиться к еще одной стороне художественной образности – символичности искусства.
О дровнях
Дровни – не обязательно для дров, но это простейшие сани, низкие, иногда из пары бревен с настилом, в которых нет сиденья для ездока; когда нет груза, подпирающего спину, он правит полулежа. В интернете с трудом можно найти подходящие картинки, чтобы было видно, что крестьянин обновляет путь, т.е. прокладывает колею по свежему снегу. Не заказать ли новые картинки современным художникам, но только внимательным к пушкинскому слову?
На дровнях можно поехать только очень недалеко, за дровами в ближайший лесок, к стогу запасенного на зиму сена, на речку, и не по большой дороге, а напрямик, полем или лесом, ведь дровни практически волочатся по снегу и опрокинуться почти невозможно… Лошадка крестьянина потому и лошадка, что не конь богатырский, а так себе… И одежда у крестьянина скорее всего домотканая, цвета неотбеленного полотна…
Уяснив все эти детали, дети получат рисунок (реальный или словесный), где вся картинка будет выражена в бытовых тонах, где пространство будет ограничено деревней, ближайшим лесом, а дорога выглядеть как колея, прокладываемая по свежему снегу. На это намекает и восклицание, начинающего строфу: любой житель России может представить себя на месте автора и вспомнить, когда он, читатель, мог так восклицать.
Скопление глухих согласных Крестьянин, торжествуя… поможет «услышать» скрип полозьев по снегу. Аллитерация в следующей строке, при соответствующей случаю работе учителя, создаст фон для контрастного выделения слова «путь»:
На дровнях обновляет путь…
Один фрагмент требует вербальной актуализации на уроке: торжествуя, / На дровнях обновляет путь. Торжество крестьянина очевидно связано с окончанием осенних работ, хотя современные дети часто объясняют его радостью от первого снега. Иначе говоря, только закончив путь одного сезона, крестьянин тут же начинает новый путь: поэт сталкивает идеи начала и конца пути, подчеркивая сезонную, природную цикличность жизненного пути крестьянина, замкнутость траектории его движения.
Философия искусства
Основной соавтор
Jaaj.Club
Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации. В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе. |
||
Читать |
Коробейники
Вокруг несложной истории любви и гибели молодого коробейника (торговца вразнос) развёрнуты картины сельского быта.
Действие поэмы происходит во время Крымской кампании. Немногими, но яркими штрихами Некрасов отмечает темноту и бесправие народа, угнетаемого царем и чиновниками.
Поэма написана в стиле, весьма близком к народному творчеству. Отрывки из неё в течение ряда десятилетий распевались народными массами.
«Песней убогого странника» Чернышевский воспользовался для пропаганды революционных идей. Эту же песню процитировал Герцен в «Колоколе» от 1 февраля 1862 г.
Поэма впервые напечатана в 1861 г.
Дукат и червонец
Флорин второй половины XIII века
В 1252 году во Флоренции был начат выпуск золотых монет массой около 3,5 грамма, которые впоследствии стали называть флоринами. В 1284 году в Венецианской республике появились их подражания — цехины, позже получившие наименование «дукаты». Вместе этот тип оказал существенное влияние на монетные системы многих европейских государств, которые чеканили монеты того же типа, то есть с содержанием примерно 3,5 грамма чистого золота. В России за ними закрепилось наименование «червонец», применявшееся как к иностранным монетам массой около 3,5 г, так и к идентичным монетам собственной чеканки.
Голландский дукат (червонец) 1724 года
В XVII—XVIII веках одними из наиболее распространённых монет этого типа стали голландские дукаты. Для финансирования походов русской армии, а также для других операций за границей с 1770 (с датой «1768» на самой монете) по 1867 год в Санкт-Петербурге секретно чеканились копии этих дукатов, которые в официальных документах именовались «известная монета». Народные названия монет — «арапчик» и «пучковый». Первое название произошло, вероятно, из-за того, что изображённый на монете воин вызывал ассоциации с «арапом», а второе — от пучка стрел в его руках.
То, что червонцы, пучковые называли также лобанчиками отмечает ещё Даль. Но в нумизматической литературе именно эта точка зрения становится господствующей. Специально занимавшийся этим вопросом учёный-нумизмат С. А. Розанов пишет:
Среди народных названий голландских червонцев русской чеканки «лобанчик» упоминают нумизматы Спасский и Уздеников. Развёрнутое определение термину дано в Нумизматическом словаре Зварича
При этом обращает на себя внимание тот факт, что в словаре лобанчиками названы не только подражания, но и оригинальные монеты голландской чеканки:
Стихотворения Некрасова
В стихотворениях Некрасова мощно звучат характерные для его поэзии мотивы социального протеста, жгучей ненависти к эксплуататорам.
В «Колыбельной песне» высмеивается русское чиновничество и дворянство. В «Родине» поэт с проклятием вспоминает о своём детстве и ранней юности, проведённых в крепостнической усадьбе.
Тяжёлой доле крестьян посвящены стихотворения «Калистрат», «В полном разгаре страда деревенская», «Размышления у парадного подъезда», «На покосе».
Безысходная нужда и отчаяние городских бедняков отражены в стихотворениях «Еду ли ночью» и «Вор».
В стихотворении «Плач детей» изображён непосильный труд детей на фабрике.
Атмосфера всеобщей запуганности и правительственного террора ярко передана в сатире на либерального обывателя «Человек сороковых годов» и в стихотворениях «Как праздновали трусу» и «Смолкли честные, доблестно павшие».
В «Песне Еремушке» — призыв к молодежи разбудить в себе «необузданную, дикую к лютой подлости вражду».
Смелый призыв к революции в стихотворении «Душно без счастья и воли…»
Образ Оболт-Оболдуева
Барин Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев внешне очень схож с типичными образами помещиков: пузатый, круглый, румяный, усатый. Некрасов при описании этого персонажа использует уменьшительные суффиксы с пренебрежительным произношением (-еньк: пузатенький, кругленький и т.д.). Но от этого описание не изменяется. Троечка, сигарочка, вся эта слащавость не вызывает умиления. Наоборот у читателя складывается противоположное отношение. Помещик не вызывает жалости. Он пытается вести себя молодецки, однако у него это не получается. Увидев странников, Оболт-Оболдуев испугался. Крестьяне, которые получили вольность, не отказывали себе в желании наконец отомстить за многолетние унижения. Помещик выхватывает пистолетик. В его рука оружие становится каким-то ненастоящим, игрушечным.
Гаврила Афанасьевич очень гордится своим происхождением. Но даже оно вызывает у автора сомнения. Ведь за что предок Оболт-Ободуева получил власть и титул? За то, что развлекал царицу игрой с медведем. А другой прародитель помещика был казнен за попытку ограбить казну и сжечь столицу.
Оболт-Оболдуев привык к комфорту. И пока еще совсем не привык к тому, что ему больше не прислуживают. Помещик, рассказывая путникам о своем счастье, просит для удобства подушку, для комфорта – ковер и рюмку хереса – для настроения. Но сплошной праздник с множеством прислуги остался в прошлом. Барский дух радовали русские потехи и псовые охоты. Его радовала власть, нравилось бить мужиков. «ударам» Оболт-Оболдуева Некрасов подбирает яркие эпитеты:
- Зубодробительные,
- Искросыпительные,
- Скуловоротные.
Эти метафор совершенно не сходятся с рассказами помещика том, как он заботился о мужиках, как их любил угощал по праздникам. Оболдуеву жалко прошлого: кто же будет мужика миловать, если бить нельзя. Существовавшая связь между помещичьим слоем и мужиком разорвалась. Оболдуев уверен, что в этой ситуации пострадавшими оказались обе стороны, но его слова не находят поддержки ни у странников, ни у самого автора. Хозяйство Оболдуева приходит к упадку. Помещик не представляет, как можно вернуть прежнее состояние, ведь трудиться он не привык.
Ямщик – дальнобойщик прошлых веков
Третья и четвертая строчки после уяснения всех значений дадут основание для более яркой картины: быстрое движение сравнивается с полетом, проиллюстрировано (в контраст с крестьянским скрипом) звонким артикуляционно-звуковым образом бразды взрывая (внимание, объясните детям, что взрывы тут ни при чем! Просто взрытые борозды остаются, а снег летит во все стороны от копыт и полозьев!); удалой ямщик (не просто кучер!) в красном кушаке возвышается над всем окружающим, – и все это создает совершенно иной звукоцветовой колорит и эмоциональный тон. Ямщики ездили по трактам между городами и возили по всему необъятному пространству России пассажиров и почту, выполняя роль нынешней железной дороги, авиации и автоводителей-«дальнобойщиков»; зимой съехать с тракта в поле или лесок было смертельно опасно: увязнув с лошадью в снегу, ямщик мог замерзнуть сам и погубить пассажира
Путь ямщика в данном тексте, в момент, который выхвачен из его жизни взглядом автора и читателя, – сам этот путь никак не назван, не закреплен и не ограничен. Мы не знаем, откуда и куда едет ямщик, а знаем только, что это его профессия – ехать, быть всегда в пути. Он тоже взрывает бразды по новому снегу, но как будто в бесконечности, и глагол-метафора летит только усиливает это впечатление.
Вечное движение
Понятие символа употребительно и в быту, и в науке, и в искусстве; в результате символ является одним из самых синкретичных и противоречивых понятий.
Символ (от греч. sýmbolon) – у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества. В искусстве это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями художественного образа и знака. Читателю надо постоянно иметь в виду, что искусство символично в принципе, а словесное искусство, благодаря силе означающего и изображающего слова, символично в наивысшей степени.
Восходящее солнце является условным символом Японии, (поскольку условен отсчет меридианов и восход солнца происходит во всех странах), но универсальным символом начала; точно так же закат – универсальный символ конца, гора – высоты, ветер – свободы.
У каждого человека свой ПУТЬ, и разве не об этом весь роман?
Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1958. Т. 14. С. 194.
Вот наглядный пример участия грамматических и лексико-грамматических значений в формировании смысла: здесь проявляется разница в значениях однонаправленных и разнонаправленных глаголов движения.
Трессидер Дж. Словарь символов. М., 1999. См. также: Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. М., 1996; Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995. С. 259–367; Адамчик B.B. Словарь символов и знаков. Минск, 2006; Бенуас Л. Знаки, символы и мифы. М., 2005; Генон Р. Царство количества и знаки времени. М., 1994; Жан Ж. Знаки и символы: Энциклопедия. М., 2005; Климович K. Во власти символов. М., 2006; Попова Н.Н. Античные и христианские символы. М., 2003; Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997; Мифология: Энциклопедия / Сост. Т. Зарицкая. Минск, 2002; Иллюстриpoванная энциклопедия cимвoлов / Сост. А. Егазаров. М., 2007; Энциклoпедия cимвoлoв, знакoв, эмблем / Сост. В.Л. Телицын и др. М., 2005.
Заключение
Таким образом, поэма Н. А. Некрасова насыщена рядом ярких, самобытных персонажей, призванных со всех сторон отразить положение народа в России, отношение к нему разных сословий и представителей власти. Именно благодаря такому количеству описаний людских судеб, часто имеющих в своей основе реальные истории, произведение никого не оставляет равнодушными.
Народность
поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить
хорошо»
Поэма
“Кому на Руси жить хорошо” задумывалась
Некрасовым как народная эпопея. В ней
отражены думы и чувства, жизнь простого
народа в пореформенной России. Вместе
с тем из рассказов крестьян мы узнаем
об их жизни до 1861 года. Например, Савелий
рассказывает о жестокостях своего
бывшего помещика Шалашникова, который
порол своих крепостных. Наглядным
примером барина-крепостника в поэме
является старый князь Утятин, показанный
в главе “Последыш”. Поэма раскрывает
на римерах образов крестьян особенности
русского национального характера, «к
положительные его качества, так и
отрицательные.
Автор
произведения изображает крестьян
всесторонне. Мы видим, как они отдыхают
(глава “Сельская ярманка”), узнаем, как
живут и трудятся. Поэт дает право
крестьянам самим рассказать о своей
жизни, труде и заботах. Причем у читателя
не возникает ни малейшего сомнения в
том, что крестьянин говорит именно так:
А
горе наше мерили?
Работе
мера есть?
Вино
валит крестьянина,
А
горе не валит его?
Работа
не валит?
Мужик
беды не меряет,
Со
всякою справляется,
Какая
ни приди.
Мужик,
трудясь, не думает,
Что
силы надорвет…
Крестьяне
в поэме делятся на рабов и тех, кто
протестует против такой жизни. Это Яким
Нагой и Савелий, богатырь святорусский.
Яким защищает интересы народа, выражает
протест, который до конца еще не созрел.
Он — выходец из самых низов народа и
знает тяжесть крестьянской жизни не
понаслышке. Савелий также крестьянин,
который ценит свободу: “Клейменный, да
не раб!” — говорит он о себе.
Крестьянское
терпение
Выносливо,
да временем
Есть
и ему конец.
Но
часть крестьян свыклась со своим рабским
положением и не хочет ничего менять.
Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а
также Яков, “холоп примерный”.
В
многочисленных образах крестьян Некрасов
показал такие их черты, как трудолюбие,
гуманность, ум, честность, стойкость и
терпение. Но автор также показывает и
отрицательные черты народа: пассивность,
покорность, необразованность.
Некрасов,
являясь знатоком русского народного
творчества, ввел в поэму множество
вставных элементов: песен, пословиц,
поговорок. Это придало языку произведения
подлинную народность, а автору дало
возможность глубже раскрыть мировоззрение
и чувства крестьян.
“Хвали
траву в стогу, а барина в гробу”, — говорит
крестьянин Влас, используя пословицу.
Как известно, именно в устном народном
творчестве заключена мудрость народа.
Грусть
и тоска слышится в народных песнях,
представленных в поэме. Их названия
говорят сами за себя: “Голодная”,
“Барщинная”.
Стоит
мужик —
Колышется,
Идет
мужик —
Не
дышится!
С
коры его распучило,
Тоска-беда
измучила.
Беден,
нечесан Калинушка,
Нечем
ему щеголять,
Только
расписана спинушка,
Да
за рубахой не знать.
Песни
помогают читателю понять, что, несмотря
на отмену крепостного права, жизнь
крестьян по-прежнему очень тяжела,
потому что на месте старых форм
эксплуатации появляются новые, а
крестьяне по-прежнему остаются нищими.
Некрасов
показал Русь не только как государство
рабов и господ, но и как волшебную страну,
в которой много чудес: говорящая пеночка,
скатерть-самобранка — все это атрибуты
русских народных сказок. Есть здесь
место и настоящему богатырскому подвигу.
Ты
думаешь, Матренушка,
Мужик
— не богатырь?
И
жизнь его не ратная,
И
смерть ему не писана
В
бою — а богатырь!
Цепями
руки кручены,
Железом
ноги кованы.
Спина…
леса дремучие
Прошли
по ней — сломалися.
А
грудь? Илья-пророк
По
ней гремит-катается…
Все
терпит богатырь!
И
гнется, да не ломится…
Богатырь
— это любой русский крестьянин, жизнь
которого и есть настоящий богатырский
подвиг.
Н.
А. Некрасову удалось осуществить свой
замысел — создать поистине народную
эпопею, показать труд и отдых крестьян.
Особенностью поэмы является то, что
рассказчиками являются сами крестьяне,
что придает ей большую народность.
Н.
А. Некрасов создал много произведений,
посвященных жизни простого народа,
крестьянства. Это и “Мороз, Красный
нос”, и “Коробейники”, и “Забытая
деревня”, и “Несжатая полоса”, но поэма
“Кому на Руси жить хорошо” по праву
занимает особое место, являясь ярким и
глубоким творением крестьянского поэта
Н. А. Некрасова.
Выводы
Сказка “Дикий помещик” выступает как яркий пример социальной критики русского общества XIX века. Автор осуждает систему крепостного права и неравенство между крестьянами и помещиками, высмеивает жалование и безразличие правящей элиты к нуждам и страданиям простого народа.
Центральное послание сказки состоит в том, что люди должны бороться за свои права и не принимать угнетение и несправедливость. Крестьяне просили Бога об избавлении от притеснения помещика, и их мольбы были услышаны, что подчеркивает необходимость борьбы за свою свободу.
Салтыков-Щедрин мастерски использует сатиру и гротеск для выявления и осмеяния недостатков и противоречий общества. Он создает живописные образы героев и ситуаций, которые с одной стороны кажутся абсурдными, но с другой стороны отражают реальность и проблемы того времени.
Сказка “Дикий помещик” остается актуальной и сегодня, так как многие общественные проблемы и социальные неравенства, поднятые в произведении, остаются актуальными и в наше время. Это делает сказку ценным источником для изучения и понимания истории и культуры России.