Образ Бабы Яги в русских сказках. Откуда она взялась?
Так, например, существуют исследования, согласно которым, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок Баба Яга и её избушка на курьих ножках являлись у славян олицетворением представителей царства мёртвых. Однако есть и другие предположения, согласно которым Баба Яга (Йога) — это искаженный образ славянской богини — Матушки Йогини — вечнопрекрасной, любящей, добросердечной покровительницы детей-сирот, «золотая ножка в золотой сапожке».
Русский историк М. О. Без-Корнилович в 1855 году в книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений к ней же относящихся» написал:
Получается, что Баба Яга была полноправной богиней и почиталась нашими предками наравне с таким богом как Перун? По мнению исследователей, возможно та же легендарная Золотая Баба является ещё одним из её образов.
Согласно славянским преданиям, Баба Йога странствовала по всем землям, собирая беспризорных детей-сирот. Её узнавали всюду по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами. Детей-сирот Йогиня доставляла к подножию Алтайских гор в свой предгорный Скит для огненного обряда посвящения. В специальной полости в скале, которая называлась Пещь Ра, выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый лапата. В одно углубление, которое было ближе к Пещи Ра, Баба Йога укладывала спящих детей-сирот в белых одеждах, а во второе углубление — сухой хворост, после чего лапата задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост.
Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что дети-сироты были посвящены Древним Вышним Богам, и в мирской жизни их больше никто не увидит. Однако, чужестранцы, присутствовавшие иногда при обряде, потом рассказывали в своих землях, что собственными глазами видели, как маленьких детей принесли в жертву, бросив их живыми в огненную печь. Им было неведомо, что у задвигавшегося помоста-лапаты в Пещь Ра, имелся специальный механизм, опускавший каменную плиту на выступ лапаты, и отделявший углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещи Ра, жрецы переносили детей из углубления на лапате в помещения Капища Рода, и воспитывали из них жрецов и жриц, а те уже будучи взрослыми создавали семьи и продолжали свой род.
Интересно, что само слово «йога» в словаре Фасмера имеет следующие определения: сила, состояние, мочь, быть в состоянии, смысл, разум. А вот в переводе с санскрита, родственного по мнению специалистов, с праславянским, слово «йогини» переводится как «просветленная женщина».
Этимология[править | править код]
В словаре В. И. Даля имя «Кащей» производится от глагола «кастить» — «вредить, пакостить»: «вероятно от слова кастить, но переделано в кощей, от кости, означая измождённого непомерно худобою человека».
Фасмер отмечает, что у слова «кощей» есть два значения, которые имеют разную этимологию:
- «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
- древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».
В «Слове о полку Игореве»править | править код
В значении «пленника, раба» термин употребляется в «Слове о полку Игореве»: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево». При этом в летописи утверждается, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич «Большое Гнездо», то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В значении «воина из обоза», синоним седельника, термин кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.
В берестяных грамотахправить | править код
Кроме того, слово «Кощей» (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением –щ– как –шьк-) встречается как личное имя. Наиболее часто это имя встречается в берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка.
Имя «Кощей» упоминается в московской берестяной грамоте № 3 с чернильным текстом, датируемой концом XIV века, найденной 12 августа 2007 года при раскопках в Тайницком саду Московского кремля.
В сказкахправить | править код
«Кощей», как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом «кость» (общеславянское kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».
Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).
Образ Кощея Бессмертного. Откуда он появился?
Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.
По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.
По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и такой след.
А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.
В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям В. К. Болдака, опубликовавшем в 2007 году статью «Реконструкция событий политической истории восточных славян II–V веков», Кощей и все что с ним связано — это воспоминание славян о событиях, которые происходили почти две тысячи лет назад. В разных письменных источниках у этого человека были разные имена: Кощей, Вострогот и столетний Германарих, но всё это было одно лицо. Это был германский полководец, «король» восточных готов, владения которого располагались на территории современного Крыма и Приазовья. Из сообщения Иордана следует, что Кощей Бессмертный был убит в 375 году после рождества Христова аж на 110 году жизни! По мнению историка, воспоминания о кровопролитной войне — страшном побоище в славянских землях сохранились в виде преданий о Кощее Бессмертном в русском фольклоре и о столетнем Германарихе — в германском.
В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а меч-самосек похож на лазерное оружие. И в самом деле, чем не Дарт Вейдер из «Звёздных войн»?
Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость», т. е. худой, тощий. В «Слове о полку Игореве» слово «кощей» употребляется как в значении раба, так и в значении человека низкого, коварного, презренного (например, половецкий хан Кончак называется поганым кощеем). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить — бранить. А вот академик В. В. Виноградов указывал, что в славянских языках и диалектах «костить» означает не только хулить, ругать, но и портить, наносить вред, пакостить.
Разработка персонажа[]
«Мы рассматриваем его не как злодея, а как символ бессмертной мудрости. Конечно, в процессе работы предложения по этому персонажу были разные, но герой именно в этой роли изначально всем очень понравился. Правда, поначалу он у нас не был таким добреньким, был таким, разносторонним, можно сказать. И только уже когда процесс производства дошёл до анимации, когда мы увидели первый аниматик, мы начали его корректировать, сглаживать углы.
Чуть-чуть убрали заложенную агрессию, он ведь педагог, наставник, он не может быть злым, иначе сюжетные линии сериала строились бы совсем по-другому, например, на каком-то конфликте с ним, но этого и не задумывалось. А уже в процессе анимации и озвучивания он у нас стал ещё более спокойным и добрым.»
— Елена Галдобина, режиссёр мультсериала «Царевны»
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
Кощей Меднобородый
– в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных.
«Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится.
— Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…
Версия-предсказание профессора Гарина
Согласно сказке о Кощее Бессмертном, смерть Кощеева — на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет.
Опуская культурно-мифологическое значение атрибутов смерти сказочного персонажа и его персональную специфику или национальную принадлежность, осмелюсь оспорить сказочную версию об игле и дубе, хотя символ иглы как орудия порчи или уничтожения чрезвычайно многогранен.
Главной иглой в наши времена стала информация, точнее — средства ее распространения. Если хотите, последнего из длинной вереницы кощеев уничтожил Интернет: первые протесты на Украине начались после призыва журналиста Мустафы Найема в социальной сети Facebook. Эта же и иные социальные сети обеспечили выход на киевский Майдан миллиона украинцев. Результат — хорошо известен и далеко не единичен: в свержении Мубарака и Каддафи неубиенные социальные сети сыграли аналогичную роль.
Я слабо верю в подковерные интриги, дворцовые перевороты (даже при отсутствии дворцов) или в допотопные версии Брутов, но отдаю себе отчет в невозможности в наши времена спрятать иглу от народа при наличии десятков миллионов компьютеров даже при ошеломляющих расходах на охранительные веб-бригады или массовое зомби-шоу.
Поэтому у меня нет сомнений в том, что смерть Кощеева — на конце иглы, та игла в виртуале, тот виртуал в мониторе, тот монитор в компьютере, тот компьютер в каждом доме, а дома расположены в городах и весях страны, которую не сберег очередной Кощей. Кощей это понимает, поэтому доступ к игле будет сильно ограничен и средств на это ограничение не будут жалеть…
Рецензии
В условиях Интернета трудно сохранить неудобную для озвучивания информацию. Разве только зомбированный верен пропаганде телеэкрана. Думаю, такие и не посещают страницы свободных интернет-журналов. Зачем, если для них вся правда в теленовостях. Но диванные патриоты это не весь народ.
Согласна с вами, уважаемый Игорь — Интернет в свободном доступе обладает невероятной силой, и ограничение Интернет свобод может привести к массовым протестам. А где протесты, там и шатка власть.
Все авторитарные режимы — это попытка остановить или заморозить время. Кощеи не понимают, что это легко было делать в первобытности или древнем Египте, но все труднее и труднее в наши дни. Конечно, до сих пор существует КНДР, но даже там, насколько мне известно, начались — пусть незначительные, — но глубинные, пока не выходящие на поверхность, подвижки. Когда приходит час «х», а он приходит неотвратимо, еще никому и никогда не удалось противостоять времени, хотя власти это всегда выгоднее, чем народу.
С Новым годом, дорогая Даная! Здоровья и счастья!
Ежедневная аудитория портала Проза.ру — порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.
Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея
Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик
Фильмография и актеры
Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.
«Кащей Бессмертный» (1944)
Режиссер Александр Роу порадовал зрителей киносказкой, которую презентовала студия «Союздетфильм». Сюжет вращается вокруг храброго Никиты Кожемяки, красавицы Марьи Моревны и коварного Кощея Бессмертного. Роль антагониста досталась актеру Георгию Милляру, который успешно справился с образом.
Впрочем, этот лицедей выступил в своем привычном амплуа, потому что в свое время он играл Бабу-Ягу и черта из картины «Вечера на хуторе близ Диканьки». Георгий Францевич поработал на одной съемочной площадке с Сергеем Столяровым, Александром Ширшовым, Сергеем Филипповым и другими звездами кинематографического небосвода.
Кроме того, Милляр перевоплотился в злодея в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» (1967), где сыграл вместе с Анатолием Кубацким, Алексеем Смирновым и Михаилом Пуговкиным.
«После дождичка в четверг» (1985)
В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто Александра Островского. Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.
Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась Олегу Табакову, который поработал с Геннадием Фроловым, Мариной Яковлевой, Натальей Крачковской и Юрием Черновым.
«На златом крыльце сидели» (1986)
Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.
Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были Сергей Николаев, Александр Новиков, Михаил Пуговкин, Татьяна Конюхова, Леонид Куравлев и Лидия Федосеева-Шукшина.
«Книга мастеров» (2009)
В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.
В актерский состав картины вошли Мария Андреева, Максим Локтионов, Валентин Гафт, Ольга Аросева, Михаил Ефремов и Гоша Куценко.
«Реальная сказка» (2011)
Режиссер Андрей Мармонтов решил презентовать фильм, в котором собраны отголоски русского народного эпоса, но только действие картины происходит в современном мире: Василиса Премудрая работает в школе учительницей, Лешей предстает в образе в бомжа, а вот Кощей пребывает в выгодном положении олигарха.
Роли исполнили Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник, Людмила Полякова, Ирина Безрукова и Георгий Штиль.
«Последний богатырь» (2017)
Режиссер этой картины от студии «Дисней» предложил на суд заядлых киноманов необычную концепцию: по сценарию московский парень Иван чудесным образом попадает в сказочную страну Белогорье. Молодой человек, который привык к гаджетам и технологическим новшествам, должен столкнуться с настоящим волшебством, а также со злодеями.
Главных героев сыграли Виктор Хориняк, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Александр Семчев.
Современное использование
Слово «кащей» и формы с суффиксом «-ей» («безсмертный», «бессмертный») давно вошли в русский язык и используются в различных контекстах. В современном русском языке допустимы оба варианта написания: «кащей» и «кощей». Правильно их использование зависит от предпочтений автора или стиля написания текста.
Также следует помнить, что слово «безсмертный» и слово «бессмертный» считаются синонимами и имеют одинаковое значение. Оба варианта написания являются правильными и могут использоваться в разных текстах.
Важно отметить, что в некоторых источниках можно встретить устаревший вариант написания «котчей», который сейчас считается устаревшим и неправильным
Употребление в произведениях искусства
Как правильно написать имя этого персонажа? Согласно правилам русского языка, имя Кощея правильно пишется с буквами «Ко» и «щ», то есть «Кощей». В то время как качество бессмертия передается словом «бессмертный» или «безсмертный».
Кощей безсмертный или бессмертный является важным персонажем в русской мифологии и фольклоре. Он изображается как злой волшебник или владыка смерти, обладающий бессмертием. В разных произведениях Кощей разыгрывает ключевую роль, влияя на судьбы других героев.
Как правило, имя Кощея и его характеристика как бессмертного иллюстрирует конфликт между жизнью и смертью в искусстве. Кощей символизирует вечную жизнь и бессмертие, а его противостояние с другими героями отражает борьбу смертных с неизбежностью смерти.
В заключение, использование имени Кощея безсмертного или бессмертного в произведениях искусства помогает передать тему бессмертия и символизирует вечную жизнь
Важно правильно писать имя персонажа в соответствии с правилами русского языка, чтобы избежать ошибок и сохранить смысл произведения
Влияние в популярной культуре
Разница между кащеем и кощеем безсмертным связана с различными вариантами передачи звука «щ» в русском языке. Кузнечик – правильное написание с точки зрения современной орфографии и словарей, а «щ» охраняет единое написание для данного слова. Используется правильное написание «бессмертный», где «е» перед «м» на письме пишется, как «ё».
В настоящее время кащей или кощей безсмертный нередко встречается в различных произведениях популярной культуры. Например, в книгах, мультфильмах, видеоиграх и фильмах. Этот персонаж стал символом аморальности и желания власти. Кащей безсмертный является одним из самых запоминающихся героев русских сказок и до сих пор остается популярным.
Сказки | Автор |
Иван-царевич и Серый Волк | Александр Николаевич Афанасьев |
Кащей Бессмертный | Павел Евгеньевич Бажов |
Емеля и пятница | Алексей Фёдорович Толстой |
Внешность:[]
Кощей — высокий мужчина, средних лет с чёрными волосами, зелёными глазами и слегка голубоватой кожей. У него стройная и подтянутая фигура.
Одежда
Кощей носит очки в тёмной оправе. Всё время в мультфильме он носит чёрный костюм с фиолетовой бабочкой и брошкой в виде черепа. За темный пиджак, с помощью красной нитки присоединена золотая иголка. Так же у него есть фиолетовый шарф, он находится за белой рубашкой. На нем надеты чёрные, не прилегающие брюки. Его фиолетовая галстук-бабочка в лиловый горошек. Зимой Кощей Кощеевич носит серое пальто, фиолетовые рукавицы и чёрно-фиолетовый шарф.
Образ и внешность
Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.
Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:
Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.
Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.
Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: Иваном-царевичем, Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.
В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает Вия из одноименной повести Николая Гоголя.
Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.
Место обитания
Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.
ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.