Ударение в словосочетаниях с «черпать»
Ударение в словосочетаниях с глаголом «черпать» следует ставить на корень этого слова, то есть на букву «ч». Например:
че́рпать воду — брать воду из речки, колодца или другого источника;
че́рпать информацию — активно получать информацию из различных источников;
че́рпать знания — усваивать знания, обучаться;
че́рпать вдохновение — находить вдохновение, черпать его из разных источников;
че́рпать силы — получать энергию, пополнять душевные и физические силы;
Несмотря на то, что в слове «черпать» нет носового звука, ударение всегда ставится на корень глагола и не зависит от окончания или сложности словосочетания.
💥 Видео
ГОВОРИМ КРАСИВОРАССТАВЛЯЕМ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ ПРАВИЛЬНО #русскийязык #logic #ударениеСкачать
Ударение в слове «рефлексия», «баловать», «включить» и «сливовый» | #русскийогэ #русскийязык #огэСкачать
Как запомнить ударения за 1,5 минуты | ЕГЭ русский языкСкачать
Три способа постановки ударения! Выбираем лучший! Как научить ребёнка ставить ударение в словах?Скачать
Как правильно ставить ударение в этих словах: премировАть или премИровать?Скачать
Как выучить ударения за 1 минуту | Русский язык ЕГЭСкачать
Простые правила – ударение в слове «исчерпать»Скачать
Квартал! Ударение. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Как запомнить ударение в слове? #ударение #говоримправильно #русскийязыкСкачать
Квартал Ударение. Онлайн-школа EXAMhack. ОГЭ ЕГЭ Русский язык 2022Скачать
Как запомнить ударения? Задание 4 ЕГЭ Скачать
Ударения на ЕГЭ: разбор 4 задания за 10 минутСкачать
Решаем вместе 4 задание ЕГЭ (ударение в словах)Скачать
облЕгчить или облегчИть?! как правильно?! УДАРЕНИЕ В СЛОВАХСкачать
ЧерпАть или Черпать – говорим правильно
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В русском языке есть целая группа глаголов, в которых очень легко ошибиться в ударении. Это, например, такие слова как:
баловать, звонить, включат, облегчить, начали, принудить, понял
Но сегодня мы рассмотрим подробно глагол ЧЕРПАТЬ.
Само это слово означает «что-то брать, собирать». Чаще всего употребляется, когда речь идет о воде или другой жидкости.
Он принялся быстро черпать воду ладонью, чтобы лодка не пошла ко дну.
Также возможно и переносное значение.
Он черпал знания из книг и из интернета.Художник черпал вдохновения во время прогулки в парке.
Но если вы попросите знакомых произнести эти предложения, то услышите две версии:
- С ударением на первый слог, то есть «чЕрпать»;
- С ударением на второй слог, то есть «черпАть».
Второй вариант, кстати, более распространен. Да и звучит он несколько благозвучнее. Но насколько он правильный? Давайте разбираться.
Ударение в словах с другими приставками
Существует большое количество слов с приставками, в которых ударение может падать по-разному, в зависимости от значения и происхождения приставки. Ниже приведены некоторые примеры таких слов:
- носить – надеть
- ложить – положить
- бежать – пробежать
- готовить – приготовить
- учить – выучить
- читать – прочитать
В этих словах ударение падает на корневую часть, а приставка приобретает независимое значение. Например, в слове «приготовить» ударение падает на первый слог, так как приставка «при-» приобретает значение «направленности действия». Аналогично в слове «прочитать» ударение падает на второй слог, так как приставка «про-» приобретает значение «завершенности действия».
Однако, в некоторых словах ударение может падать на приставку, даже если она не приобретает самостоятельное значение. Например:
- выходить – подвыходить
- входить – подвходить
- проходить – подпроходить
- рисовать – передрисовать
- целовать – перецеловать
В этих словах ударение падает на приставку, так как она имеет более сильное ударение, чем корневая часть слова. При этом приставка не приобретает самостоятельного значения и служит только для образования новой формы глагола.
Таким образом, при определении ударения в словах с приставками необходимо учитывать значение и происхождение приставки, а также структуру и значение всего слова.
Как запомнить правильное ударение в трудных словах
Для этого предлагаю использовать несколько простых, но эффективных приемов.
1.Объединяем похожие для запоминания слова в группы.
Например:
шарф — шАрфы, бант — бАнты, торт — тОрты, кран — крАны
водопровОд — трубопровОд — газопровОд — нефтепровОд
2. Составляем по 2-3 предложения со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух составленных предложений.
Можно усложнить задание и использовать не одно, а 2-3 слова в одном предложении.
Ба́нты у Веры смотрелись краси́вее, чем у Нади.
Лидия Ивановна не звони́т, потому что очень занята́ доставкой то́ртов.
3. Составляем небольшой текст со словами задания №4 с обязательной постановкой ударения и прочитыванием вслух.
Это задание способствует также развитию речи и расширению кругозора ребенка.
Например, слово сИлос.
Си́лос — это сочный корм для сельскохозяйственных животных. Си́лос получают путём заквашивания измельчённой зелёной массы травянистых растений, пригодной для корма животных и птиц. Си́лос обладает высокими питательными свойствами, содержит много витаминов. Си́лос улучшает пищеварение, способствует усвоению других грубых кормов. Си́лос содержат в специальных си́лосных хранилищах. В них си́лос может не терять своих ценных свойств в течении нескольких лет.
Для использования этих двух приемов хорошо пользоваться орфоэпическим словарем ударений, составленным специально из слов, встречающихся в ВПР 4 класса. Он приводится в конце статьи. Видя перед собой все слова, ребенку удобнее будет выполнять задания. Особенно это будет полезно на этапе закрепления.
4. Делим все слова на 3 группы в зависимости от того, на какой слог падает ударение.
Эти памятки помогут запомнить правильную постановку ударения в словах.
5. Запоминаем правильное ударение с помощью стихов.
Свёкла плакать начала,До корней намокла:– Я, ребята не свекла,Я, ребята, свЁкла.(П. Синявский)
Сперва –Их на кусочки режьте.А следом –Открывайте рты –И с наслажденьемТОрты ешьте!Ошибкой будетЕсть тортЫ!(С. Белорусец)
Отлетела от костраИ погасла быстро –Коль неверно, то искра,Если верно – Искра!..(С. Белорусец)
Он – начальникИ в моментНам подпишет докумЕнт.
Красит стены нам маляр.Полки делает столЯр.
Для строителей в моментМашина привезет цемЕнт.
Как работать неохота!Одолела нас дремОта.
Вот – ведро,Вот – мусор.Вот – длинныйМусоропровОд.
Этот камень очень сильныйИ достаточно красивый.Бей его хоть целый день.Не расколется кремЕнь.
Чтоб скорей в библиотекеОтыскать ты книгу смог,В ней бывает картотека,Специальный каталОг.
На полке сметана,На полке творОг.Хотел кот слизать,Но достать он не смог.
В тот же день царица злая,Доброй вести ожидая,Втайне зеркальце взялаИ вопрос свой задалА…(А. Пушкин)
Для приземленья попросиПилота выпустить шассИ.(И. Агеева)
Солнце. Жарко. ПривезиНам для окон жалюзИ.(И. Агеева)
Прежде чем дела кончать,Нужно их сперва начАть.(И. Агеева)
Если есть в тебе таланты,Завяжи на праздник бАнты.Без талантов если ты,Повяжи себе бантЫ.(И. Агеева)
В тюрьме три года будет вор –Судом объявлен приговОр.(И. Агеева)
Тяжела была работа –В теле всём теперь ломОта.(И. Агеева)
Жалко весь, так дайте хотьКекса вашего ломОть.(И. Агеева)
Не налезли шорты –Долго ели тОрты!
Срубили ель,Сорвали щавЕль.
Наша баба ФёклаКрасная, как свЁкла!»
Как у нашей МарфыВсе в полоску шАрфы.
Я ужасно утомлённый –Брат не спит новорождЁнный.Не смыкает ночью глаз,Криком громким будит нас.(И. Агеева)
6. Используем для запоминания ассоциации.
Для повышения эффективности рекомендую не давать детям готовых ассоциаций, а проделать это задание вместе с ними, где ученики сами подберут ассоциативные цепочки.
Например:
тУфля — вАфля
ракУшка — лягУшка
баловАть — воспитАть
столЯр — малЯр
щавЕль — газЕль
Ударение в слове «ЧЕРПАТЬ»
В слове «черпать» правильно следует ставить ударение на гласный, обозначенный буквой «е».
В живой разговорной речи часто прослеживаются колебания в постановке ударения в слове «чЕрпать» или «черпАть». Выясним, как правильно следует произносить этот глагол с точки зрения акцентологической нормы русского литературного языка.
Слово «черпать» имеет несколько лексических значений. В прямом смысле им обозначают процесс извлечения из глубины, с самого низа чего-либо жидкого или сыпучего. В переносном значении эту лексему употребляют в речи в значении «брать, извлекать, заимствовать».
Правильно поставить ударение в рассматриваемом слове бывает иногда затруднительно. В разговорной речи часто слышится его произношение как с ударным первым гласным, так и со вторым. На какой слог следует поставить ударение в этом глаголе, «черпа́ть» или «че́рпать»?
Чтобы выбрать верный вариант постановки ударения, разделим интересующее нас слово на фонетические слоги:
Два гласных звука в сочетании с согласными образуют два закрытых фонетических слога.
В русском литературном языке это двусложное слово правильно произносится с ударным гласным первого фонетического слога.
Понаблюдаем за постановкой ударения в личных формах настоящего времени глагола «черпать»:
- 1 лицо я че́рпаю — мы че́рпаем;
- 2 лицо ты че́рпаешь — вы че́рпаете;
- 3 лицо он че́рпает — они че́рпают.
А теперь образуем формы прошедшего времени:
- музыкант че́рпал вдохновение в звуках природы;
- девочка че́рпала ложкой кашу;
- общество че́рпало знания у мудрецов прошлого;
- спортсмены че́рпали силы в своей воле к победе.
Как видим, во всех грамматических формах этого глагола ударение сохраняется на гласном звуке первого фонетического слога.
Примеры
Поупражняемся, как правильно ставить ударение в словоформах глагола «черпать», если прочитаем вслух примеры предложений из художественной литературы.
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.
Пособие также поможет подготовиться и успешно написать ВПР по русскому языку.
Данное пособие содержит:
64 рабочих листа!
Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку
а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
Методические рекомендации для эффективной работы.. Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
Какую пользу принесут занятия по данному пособию?
• Улучшение техники чтения;• Развитие навыка понимания прочитанного;• Повышение уровня орфографической зоркости;• Развитие внимания и памяти;• Улучшение работы мозга;• Развитие навыка грамотного списывания текстов;• Увеличение словарного запаса;• Развитие навыка самоконтроля;• Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика. Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом
Пособие полезно использовать для учащихся 4 классов, а также во время летних каникул перед 5-м классом.
Ударение в словах с похожими по написанию корнями
Ударение в словах может ставиться по различным правилам, в зависимости от слова и его корня. Некоторые корни могут иметь похожую написанную форму, но ударение в них ставится по-разному. Рассмотрим несколько примеров:
1. Ударение на последний слог в глаголах с корнями на -ЧЕТЬ, -ТЬ:
— прикасаться (прикасАться)
— двигаться (двигАться)
2. Ударение на предпоследний слог в глаголах с корнями на -ГНУ:
— рассуждать (рассУждать)
— сгущать (сгущАть)
3. Ударение на последний слог в существительных с корнями на -АЗ:
— окончание (окончЕние)
— преобразование (преобразованИе)
Правила ударения в словах не всегда легко запомнить, поскольку они могут быть достаточно сложными и требуют практики. Однако, знание этих правил может помочь в избежании ошибок в ударении и, соответственно, правильном произношении слова.
Текст задания
-Управление эксплуатации высотных жилищных домов слушает.
-Здравствуйте, могу я поговорить с главным инженером?
-Вам звонит жительница дома 50 по Фрунзенской набережной. Я бомбардирую вас письмами уже вторую неделю.
-Говорите по существу, пожалуйста. Что у Вас случилось?
-Случилось то, что у меня ненормированный рабочий день, я эксперт по нефтепроводам, и мне нужно нормально высыпаться.
-Не понимаю, в чем дело, что именно Вам мешает?
-Мешают птенцы, которые падают с чердака в мусоропровод и там пищат
Я неоднократно обращался в ваше управление с просьбой установить и запломбироватьрешетку в мусоропровод с крыши, но моя просьба не была принята во внимание
-Ну почему же сразу не принята? Мы сгруппировали все обращения и ходатайства. Смета по проведению работ утверждена, средства изысканы. Запланированные в Вашем доме работы не только начаты, но и проведены: решетка установлена, опломбирована и замаркирована мастером участка.
-Я Вас поняла, но в мусоропроводе все равно кто-то пищит.
-Сейчас Вам перезвонит мастер участка, вы с ним подниметесь на чердак и убедитесь, что работа не просто начата, а полностью выполнена.
Видео:Занятия для дошкольников | Обучение грамоте | Занятие 5. УдарениеСкачать
Влияние ударения на смысл и произношение слова черпать
Ударение в слове «черпать» играет важную роль в его произношении и влияет на его смысл. Корректное ударение помогает правильно проговаривать и понимать данное слово.
В слове «черпать» ударение падает на первый слог, поэтому мы произносим его . Если бы в этом слове ударение было на втором слоге, мы бы произносили его .
Ударение на первом слоге в слове «черпать» передает акцент на действие — это означает, что главным действующим лицом в совершении действия является субъект, который производит это действие. Например, в фразе «Я черпаю воду» акцент падает на субъект, который является активным участником действия.
Если бы ударение было на втором слоге, то это изменит смысл слова «черпать». В этом случае слово будет обозначать процесс или способ действия, а не активное участие субъекта в этом действии. Например, фраза «Вода черпается из колодца» подразумевает процесс черпания, без указания на лицо, которое выполняет это действие.
Таким образом, ударение в слове «черпать» играет важную роль в произношении и определении смысла слова
Корректное ударение позволяет правильно передать акцент и подчеркнуть роль лица, совершающего действие, или же обратить внимание на процесс выполнения этого действия
В словаре Фасмера Макса
че́рпатьаю, диал. также «рвать»: медве́дь че́рьпаэт мох нёхтямы, олонецк. (Кулик.), укр. черпу́, чере́ти, нов. черпсти́, итер. черпа́ти, также чира́ти, блр. черу́ (по инф.), черцí, ст.-слав. чръпѫ, чрѣти ἀντλεῖν, чрѣпѭште, прич. наст. им. п. мн. ч. (Супр.), болг. че́рпя, чъ́рпа, сербохорв. цр́пе̑м, цр́псти: цр̏пље̑м, цр̑па̑м, цр́пати, словен. črpâm, črpáti, črẹ́pam, črẹ́pljem, črẹ́pati «черпать, хлебать, жадно пить», др.-чеш. čřieti, чеш. čеrрu, čеrраti, слвц. na-čriem, nа-črеt ́, др.-польск. naczarli «зачерпнули», польск. czerpię, сzеrрас́, в.-луж. (pó)-črěć, čеŕрас́, н.-луж. crěś.Праслав. *čьrрǫ, *čеr(р)ti родственно лит. kerpù, kir̃pti «резать, отрезать», др.-инд. kr̥pāṇas «меч», kr̥pāṇī «ножницы, кинжал», греч. κρώπιον «серп», καρπός «плод», лат. саrрō «щипать, урывать», ср.-ирл. cirrim «отбиваю, уродую», д.-в.-н. herbist «осень»; см. И. Шмидт, Vok. 2, 460; Бецценбергер, ВВ 16, 245; Бернекер I, 170 и сл.; Траутман, ВSW 129; Педерсен, Kelt. Gr. I, 94; Эндзелин, ЖМНП, 1910, июль, 200; Поржезинский, RS 4, 6; Френкель, Lit. Wb. 257 и сл. Относительно знач. ср. Бернекер, там же.
4 задание ВПР 4 класс русский язык
Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными. Так звучит формулировка задания №4 в ВПР 4 класса по русскому языку. Казалась бы все просто, но упражнение таит в себе некоторые «подводные камни».
Очень часто ребенок, да порой и взрослый человек, произнося те или иные слова, неправильно ставит ударение. Это происходит по ряду причин. Например, так говорят в семье или в том месте, где проживает человек, а может быть просто по привычке. Но какова бы не была причина, ребенок при написании работы ВПР по русскому языку, должен будет поставить правильное ударение в словах.
Как правило, в задании предлагается 4-5 слов. Если ребенок выполнит все задание верно, то получит 2 балла, при наличии 1 ошибки — 1 балл, наличие 2 и более ошибок обнуляет возможные баллы полностью.
Терять баллы никому не хочется, тем более на таком несложном задании. Поэтому необходимо выделить некоторое время на отработку данного упражнения. Дети достаточно быстро запоминают правильную постановку ударения и начинают выполнять это задание быстро и правильно.
Ударение в словах квартал облегчить черпать
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, правы, облегчить, черпать.
Кварта́л, пра́вы, облегчи́ть, че́рпать.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Августовский, договор, газопровод, диалог.
А́вгустовский, догово́р, газопрово́д, диало́г.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуг, звонят, иначе, инструмент.
Досу́г, звоня́т, ина́че, инструме́нт.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Каталог, красивее, кухонный, начать.
Катало́г, краси́вее, ку́хонный, нача́ть.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Обеспечение, облегчить, обособленный, договор.
Обеспе́чение, облегчи́ть, обосо́бленный, догово́р.
Видео:УДАРЕНИЯ в русском языке. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!Скачать
Спишите распределяя слова по алфавиту?
Спишите распределяя слова по алфавиту.
Эксперт, магазин, квартал, партер, тефтели, аргумент, километр, шофер, документ, алфавит, гусеница, свекла, воспринять, мышление, искра, диалог, каталог, газопровод, жалюзи, каучук, компостировать.
Вопрос Перепишите слова, расставьте ударение в выделенных словах, проверьте себя по словарю?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
Предложение (Повествовательное, невосклицательное, полное, утвердительное, распространенное, двусоставное, осложнено однородными членами предложения).
По — приставка золоч — корень енн — суффикс ый — окончание вы — приставка потрош — корень енн — суффикс ый — окончание.
Наверное морфемный разбор по— приставка, золоч— корень, енн— суффикс, ый— окончание, позолоченн— основа слова.
Широкий луг, кислый лук. Вкусный плод, прочный плот. Мужской род, большой рот. Маленький пруд, длинный прут. Несъедобный гриб, болезнь грипп. Стог сена, сток для воды. Везти продукты(из магазина), вести машину. Молод человек, крепкий молот. О..
Чужим умом век не прожить. Чужим умом в люди не выйдешь. Ну. Как — то так. Которые со знаком «—» не знаю.
Видео:10 слов с опасным ударением! Проверьте, знаете ли Вы их? | Русский языкСкачать
Как правильно – “ч Е рпать” или “черп А ть”?
Согласно орфоэпической норме литературного русского языка, в слове “черпать” ударение следует ставить на гласную букву “е” первого слога.
Понаблюдаем за ударением глагола “черпать” в форме настоящего и прошлого времени.
Настоящее время:
1 лицо:
- Я – ч е́ рпаю
- Мы – ч е́ рпаем
2 лицо:
- Ты – ч е́ рпаешь
- Вы – ч е́ рпаете
3 лицо:
- Он (она, оно) – ч е́ рпает
- Они – ч е́ рпают
Прошедшее время:
1 лицо:
- Я – ч е́ рпал (ч е́ рпала)
- Мы – ч е́ рпали
2 лицо:
- Ты – ч е́ рпал (ч е́ рпала)
- Вы – ч е́ рпали
3 лицо:
- Он (она, оно) – ч е́ рпал (ч е́ рпала, ч е́ рпало )
- Они – ч е́ рпали
Как мы видим, ударение во всех формах остается неподвижным и падает на букву “е” в корне слова.
Примеры для закрепления:
- В лодке образовалась дыра, и туристам пришлось ч е́ рпать воду из нее.
- Она пыталась ч е́ рпать информацию из разных источников.
- Самое главное – вовремя найти свою музу и ч е́ рпать вдохновение.
Грамматика
Слово «черпать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида 1-го спряжения. Состоит из корня «черп-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами че́р-пать (переносы черп-ать или че-рпать не рекомендуются и в рукописях, каждый из них это двойная пунктуационная ошибка).
Переходный значит, что действие переходит от кого-то или чего-то на что-то другое или кого-то другого, на черпаемый предмет, без которого невозможно его, действия, совершение. Пустоту не зачерпнёшь. Соответствующий непереходный глагол отсутствует: из жидких, текучих или сыпучих тел черпаков не делают.
Несовершенный означает, что действие ещё не совершено, не закончено: черпаю, но ещё не зачерпнул, не извлёк из общей массы зачерпнутую порцию. Соответствующие совершенные глаголы «черпнуть», приставочные к нему «зачерпнуть», «отчерпнуть», а также приставочные к несовершенному «вычерпать», «исчерпать».
Невозвратный обозначает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»), то есть черпаемую субстанцию черпает кто-то, а не она сама из себя черпак делает и в него лезет. Соответствующий возвратный глагол «черпаться» редкий просторечный («Мама, каша вилкой никак не черпается!» (правильно: «… не зачёрпывается»)).
черпать
Не мне в бездушных книгах че́рпать
Искусство жаждет самовластья
И души че́рпает до дна.
Едва душа вздохнет о счастьи, —
Ах, звезды Поморья, двенадцатый век
Вас че́рпал иконой обильнее рек:
Полнеба глядится в речное окно,
Но только в иконе лазурное дно.
Н. А. Клюев, Песнь о Великой Матери
Словарь ударений русского языка .
Смотреть что такое «черпать» в других словарях:
ЧЕРПАТЬ — (черпать неправ.), черпаю, черпаешь (черплю, черплешь устар.), несовер., что. 1. Доставая из глубины, снизу, набирать, захватывать, добывать какую нибудь часть какой нибудь массы (обычно жидкой или сыпучей). Черпать воду из ручья. Черпать ковшом… … Толковый словарь Ушакова
черпать — См … Словарь синонимов
ЧЕРПАТЬ — ЧЕРПАТЬ, черпнуть, черпывать что либо, чем, из чего, черти (черу) зап. черпыхать пск. брать, захватывать через край жижу, утопляя сосуд, зачерпывать, почерпать. | * Брать, заимствовать нравственно, духовно, пользоваться, усвоять себе. Насос… … Толковый словарь Даля
черпать — черпать, черпаю, черпает и устарелое черплю, черплет и допустимо черпать, черпаю, черпает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Черпать — (иноск.) доставать, собирать, заимствовать. Ср. За древностію лѣтъ. Сужденье черпаютъ изъ забытыхъ газетъ. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 2, 5. Чацкій. См. Газета … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ЧЕРПАТЬ — ЧЕРПАТЬ, аю, аешь; анный; несовер., что. 1. Доставать, набирать чем н. что н. (жидкое, сыпучее). Ч. воду из кадки. Экскаватор черпает землю ковшом. Лодка черпает носом воду (перен.: погружается в воду). 2. перен. Приобретать, извлекать откуда н.… … Толковый словарь Ожегова
черпать — информацию • обладание, начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён
черпать — аю, диал. также рвать : медведь черьпаэт мох нёхтямы, олонецк. (Кулик.), укр. черпу, черети, нов. черпсти, итер. черпати, также чирати, блр. черу (по инф.), черцi, ст. слав. чръпѫ, чрѣти ἀντλεῖν, чрѣпѭште, прич. наст. им. п. мн. ч. (Супр.), болг … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
черпать — Общеслав. Суф. производное от *čerpti «черпать» < kerpti, того же корня, что лит. kir̃pti «резать», лат. carpere «рвать», хетт. karp «брать, собирать» … Этимологический словарь русского языка
ЧЕРПАТЬ БОРТОМ — (То ship a sea) говорят о судне (черпает бортом) в тех случаях, когда на больших размахах качки оно принимает на себя (черпает) воду бортами. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Источник статьи: http://russian_stress.academic.ru/4935/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%8C
Урок по теме «Орфоэпия». 10-й класс
Класс: 10
Единица содержания: способ подготовки к выполнению задания № 4 ЕГЭ (орфоэпическая грамотность).
Цель:
обучающий аспект:
- Знать правильное произношение (правильное ударение) сложных с точки зрения орфоэпии слов (познавательные УУД);
- знать и уметь применять способ подготовки для выполнения задания 4 ЕГЭ (познавательные УУД);
- уметь использовать сложные с точки зрения орфоэпии слова в самостоятельно составленном тексте (познавательные УУД);
развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно ставить цели, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность (регулятивные УУД);
- развивать логическое мышление при составлении связных лингвистических текстов (познавательные УУД);
- развивать умение сотрудничать в группе (коммуникативные УУД);
- развивать умение организовывать свою деятельность при подготовке к выполнению заданий ЕГЭ (регулятивные УУД);
воспитывающий аспект:
воспитывать интерес к истории и культуре родного языка (личностные УУД).
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- обобщение и систематизация знаний,
- итог на рефлексивной основе
- домашнее задание
Результаты тестирования в формате ЕГЭ (задание №4)
Ударения в словах, которые часто встречаются в заданиях на ЕГЭ
Запомните правила, часто необходимые в вариантах КИМов:
- в кратких причастиях и прилагательных женского рода, а также в глаголах прошедшего времени женского рода ударение обычно переносится на окончание: начат – начата, понял – поняла. Исключение – клала, клали;
- в словах ТОРТЫ, БАНТЫ, ПОРТЫ, БОРТЫ, ЛИФТЫ и в их формах ударение ставится на первый слог:
- глаголы звонить, включить, вручить, облегчить, черпать сохраняют ударение в формах.
Слова со сложными ударениями, которые необходимо выучить к ЕГЭ:
АпострОф, баловАть, валовОй, вероисповЕдание, включИшь, вручИшь, гЕнезис, граждАнство, дефИс, диспансЕр, доцЕнт, жалюзИ, завИдно, звонИшь, исчЕрпать, каталОг, каучУк, киломЕтр, клАла, красИвее, кУхонный, мусоропровОд, намЕрение, обеспЕчение, облегчИть, оптОвый, Отраслей, пАмятуя, предвосхИтить, премировАть, принУдить, сирОт, слАла, сосредотОчение, срЕдства, столЯр, углубИть, украИнский, упорЯдочение, упрОчение, фенОмен, ходАтайство, христианИн, щавЕль, экспЕрт.
Видео:Выпуск № 2. Ударение в словах «свёкла», «щавель», «облегчить», «квартал».Скачать