Краткое содержание
Принц Матиуш (уменьшительное от имени Мачей) становится королём после смерти своего отца. Ни братьев, ни сестёр у юного принца не было, поэтому он был единственным наследником престола. Матиуш I ещё слишком молод и не понимает, что в действительности от его имени правят чиновники. Политика чиновников привела к тому, что королевство Матиуша оказалось втянутым в войну с тремя соседними государствами. Король тайно покидает дворец и отправляется на фронт. Матиуш берёт себе новое имя и становится «сыном полка».
Отправляясь на войну, юный король и не подозревал, насколько она ужасна. Война представлялась Матиушу слишком романтичной. Тем не менее, разочарование не смогло сломить Матиуша. Он достойно переносит все тяготы солдатской жизни. Вскоре воины узнают, что среди них находится король. Всех охватывает воодушевление. Война заканчивается полным разгромом неприятеля.
Вернувшись домой, Матиуш решает управлять страной самостоятельно. Король считает себя повзрослевшим и более опытным, хотя на самом деле опыта в управлении страной у него по-прежнему нет. Матиуш I проводит ряд реформ, направленных на улучшение жизни своих подданных
Особое внимание король уделяет детям. Он создаёт детский парламент, в котором заседают его ровесники
Согласно королевскому предписанию, все дети королевства должны занять рабочие места взрослых. Взрослые, в свою очередь, отправляются учиться вместо детей.
Реформы Матиуша приводят к плачевным результатам. Королевство вновь оказывается втянутым в войну. На сей раз, победил неприятель. Юный король был сослан на необитаемый остров. После бегства из заточения и многочисленных скитаний Матиуш вернулся домой. Он больше не хотел быть королём и отрёкся от престола. Матиуш устроился работать на фабрику. Вскоре главный герой погибает в результате несчастного случая.
Характеристика персонажа
Король Матиуш
Король Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками.
Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг. Юный король готов на всё, чтобы решить проблемы жителей своего королевства. Наибольшего внимания удостаиваются дети. Матиуш сам страдает от бездушного отношения взрослых, поэтому он, как никто другой, способен понять своих ровесников.
Королевские реформы
Реформы, которые Матиуш проводит в своей стране, тоже могут многое рассказать о его характере. Король приходит к выводу о том, что жизнь так тяжела потому, что все правила и законы созданы взрослыми. Следовательно, детей и взрослых нужно поменять местами. В итоге, появился детский парламент. Ровесники короля занимают места своих родителей. Но поскольку у ребят нет ни опыта, ни необходимого образования, реформа привела страну к очередной войне. На этот раз, королевство Матиуша не смогло победить, так как было приведено к полному упадку королевскими реформами.
Следует отметить самокритичность короля и его умение признавать собственные ошибки. Матиуш понял, что одной только любви к людям недостаточно, чтобы управлять страной. Главный герой отрёкся от престола. Матиуш считает, что его место должен занять по-настоящему опытный и сильный правитель, способный помочь подданным королевства. Ребёнок сделал то, на что никогда бы не согласился ни один взрослый – отказался от собственных амбиций ради всеобщего блага.
матиуш и взрослые.doc
Ассимилированный еврей, он исповедовал вселенский гуманизм. Он любил всех детей, радел об их благополучии, чувствуя себя равно близким и тем и другим. Его любовь была всеобъемлющей, абсолютной и, без сомнения, отгораживала его от взрослого мира.
Так в 29 лет он сделал выбор — отказался от возможности построить собственную семью, чтобы всего себя посвятить чужим детям, своим воспитанникам. В большом доме, отданном детям, он разместился в маленькой комнатке под крышей. Здесь он писал ночами сказки для детей и книги о воспитании для взрослых, а все свои дни он тоже отдавал детям.
Концепция детства в работах Януша Корчака.
Невозможно рассматривать отдельно его педагогическое и литературное творчество: мысль его подобна монолиту, на основе которого потом выстраивается текст. Адресат текста может быть разным: педагогические работники, собрание врачей, обыкновенные родители и их дети. Для всех он подбирает нужные слова, но основные идеи не меняются.
Ребенок представляется нам рабом взрослого человека, или же существом низшим, неспособным на самостоятельное осмысление жизни, крайне зависимое от своих благодетелей материально и духовно.
Действительно, дети не могут самостоятельно содержать себя, они нуждаются в поддержке взрослых, но более того они нуждаются в их любви и заботе. Всем своим существом они тянуться к единственному источнику, где могут получить нежность. У них не все получается: разбитая посуда, испачканная одежда, не вовремя сказанная фраза. Все это раздражает взрослых, заставляет думать, что ребенок назло делает все не так, как положено.
В это ситуации не ребенок плох, а тот человек, у которого в сознании стоит фильтр, которой переводит каждое действие ребенка в разряд неприемлемых. На этом фоне взрослые предстают далеко не с лучшей стороны.
Вследствие такого отношения к ребенку происходит распространение негативной коннотации на выражения и понятия, связанные с детством
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что Корчак обособляет ребенка от взрослого, показывая различия между тем и другим. С другой стороны, педагог говорит о том, что нельзя фундаментально разделять их. Нужно понимать, что ребенок и взрослый – это человек, а не два разных существа.
Встав на защиту ребенка, Корчак бросает вызов миру взрослых людей. В своей программной работе «Право ребенка на уважение» он требует, «покончить с фикцией нашего сентиментального, слащавого и покровительственного отношения к ребенку, нужно наконец задать себе вопрос, на что у него есть права».
– Дети нас утомляют.
– Надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Не от этого мы устаем. А оттого, что надо подниматься до их чувств.
Король Матиуш – воплощение детских мечтаний Корчака.
Сказка- повесть о Матиуше автобиографична, так же как и произведения Антуана де Сент-Экзюпери и Эрика Кестнера.
Когда Янушу Корчаку было пять лет, он поделился с бабушкой планом переустройства мира. Он хотел, чтобы не было бедных маленьких оборвышей, с которыми запрещают играть во дворе. Значит, надо сделать всех равными, а для этого – уничтожить деньги.
В восемь лет он видит себя королем-реформатором, устанавливает справедливые законы для детей и для взрослых, побеждает трех свирепых царей, посягавших на его отчизну, дружит с негритянскими вождями, учит грамоте негритянских детей, знакомится с черной принцессой Клю-Клю.
Как мы видим, многие из детских размышлений и фантазий писателя воплотились много лет спустя в его произведении.
Король Матиуш Первый: мир взрослых и детей.
Как мы видим, сам Я. Корчак адресовал свою книгу исключительно детям. Мы можем предположить, что в книге говорится как о детях, так и о взрослых. Возможно, последние представлены в некотором смысле, не лестно. С другой стороны, писатель дает ключ к прочтению своей сказки-повести: не имея умея смотреть на некоторые вещи глазами ребенка, вы рискуете не понять того, что заключено в произведении.
«Когда я был такой, как на этой фотографии, я сам хотел совершить все, о чем тут написано, но потом забыл, а теперь стал уже стар. И нет у меня ни времени, ни сил, чтобы вести войну и ездить к людоедам.
А фотографию такую дал я потому, что важно то время, когда я хотел стать королем, а не то, когда я писал о короле Матиуше. И думаю, что лучше давать фотографии королей, путешественников и писателей, когда они не стали еще взрослыми и старыми, потому что в этом случае может показаться, что они всегда были умными и никогда не были маленькими
-
Would you like to have a robot as a teacher сочинение
-
I am a student сочинение
-
Сочинение рассуждение мой язык мой враг мой
-
Сочинение на тему тульский цирк
- Напишите сочинение рассуждение объясните как вы понимаете смысл финала текста для этого одного стоит
Дома сирот Корчака: чем они знамениты
Вместо традиционной для того времени, почти тюремной модели приюта Корчак построил настоящую детскую республику — со своим советом самоуправления, законодательным сеймом, товарищеским судом и обширным кодексом законов, большинство которых за нарушение правил предусматривали… прощение!
Несмотря на такие демократичные условия, поладить с колючими и трудными детьми, которые уже успели много бед хлебнуть в жизни, удалось не сразу — но постепенно это всё-таки получилось. В успех этого эксперимента очень многие люди не верили, считали Корчака чудаком. Зато потом в его доме сирот стажировались молодые педагоги.
Корчак старался донести свои идеи воспитания до как можно большего количества людей — он часто выступал на радио и писал статьи, был, как бы сейчас сказали, медийной персоной.
Последние два года жизни Януша Корчака прошли в тюрьме и еврейском гетто, в которое он попал вместе со своими воспитанниками, когда Польшу оккупировала фашистская Германия. Он до конца старался, насколько возможно, позаботиться о детях. В конце концов его вместе с подопечными отправили в концлагерь Треблинка. Есть сведения о том, что Корчаку дважды (по другим данным — трижды) выпадал шанс спастись. Но сделать это можно было только в одиночку. Конечно, Корчак, всю свою жизнь посвятивший детям, не мог согласиться на это. Он разделил с ними и смерть в газовой камере.
Памятник Янушу Корчаку в ВаршавеФото: Wikimedia Commons
Собственной семьи у Корчака не было — воспитание чужих детей и забота о них стали для него не просто работой, а настоящим служением.
Интересные факты
Когда Корчак учился в университете на врача, профессора говорили ему, что он слишком чувствителен к чужой боли и для доктора это плохо. А Корчак не понимал: как можно оставаться безучастным к страданиям другого?
Януш Корчак со своими воспитанниками организовал выпуск настоящей газеты — это было приложение к регулярной местной взрослой газете. Репортёрами, журналистами и редакторами в этом мини-издании были дети. Они сами выбирали темы и писали о том, что их волнует. Газета пользовалась успехом.
В молодости Корчаку пришлось повоевать, хотя и недолго, — сначала во время русско-японской войны (Польша тогда входила в состав Российской империи), потом — во время Первой мировой. Оказавшись во время русско-японской войны в Китае, он в одной местной школе увидел у учителя розги и выкупил их — чтобы тот больше никогда не бил детей.
Корчак всю жизнь глубоко интересовался религиозными вопросами: в разное время он участвовал в теософском и сионистском обществах и даже в масонской ложе.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
О чем можно прочитать в блоге
- 100 книг для чтения
- 29 февраля
- 70 лет победы в войне с Японией
- Акция
- Акция «Классное чтение»
- Алгоритм создания буктрейлера
- Безопасный Интернет
- Белобородов Н.И.
- Библиотека XXI века
- Библиотечный квилт
- БИЦ
- Блогособытия
- Болотов А.Т.
- Буктрейлер
- В помощь учителю
- Великая Отечественная война
- Вербное воскресенье
- Весна
- Вечная спутница книг
- Видеолекции к урокам
- Викторина «Доблесть Отечества»
- Викторина «История ВОВ»
- Викторина «Сказочные
- Викторина о космосе
- Виртуальная выставка
- Виртуальная экскурсия
- Внеурочная деятельность
- волшебные»
- Воссоединения Крыма с Россией
- Всемирный день спасибо
- Всемирный день здоровья
- Всемирный день книги
- Всемирный день кошек
- Всемирный день поэзии
- Всемирный день приветствий
- Всемирный день ребенка
- Всемирный день Солнца
- Всемирный день шоколада
- Всероссийский форум ШБ
- Всероссийское тестирование
- Встреча с писателем
- Встречи
- Выборы
- Высказывания о женщине
- Высоцкий В.
- Герои Отечества
- Год добровольца
- Год кино
- Год культурного наследия
- Год литературы
- Год науки и технологий
- Год педагога и наставника
- Год семьи
- Год театра
- Гороскоп
- Гостевой пост
- Григорий Остер
- Грипп
- ГТО
- Дворяниново
- День здоровья
- День семьи любви и верности
- День 8 марта
- День весны и труда
- День воинской славы
- День Героев Отечества
- День героя-антифашиста
- День Государственного флага РФ
- День детских изобретений
- День детского кино
- День защитников Отечества
- День знаний
- День Ивана Купалы
- День Конституции РФ
- День космонавтики
- День матери
- День написания писем Деду Морозу
- День народного единства
- День Неизвестного солдата
- День оружейника
- День охраны окружающей среды
- День памяти и скорби
- День Победы
- День православной книги
- День рождения Деда Мороза
- День рождения кроссворда
- День России
- День российского флага
- День российской науки
- День ручного письма
- День Святого Николая
- День славянской письменности и культуры
- День словаря
- День солидарности в борьбе с терроризмом
- Детский кинотеатр
- Детский сад
- Дистанционное обучение
- Достижения БИЦ
- ЕГЭ
- Журналы для детей и школьников
- Зима
- Игра «Будьте здоровы»
- Игра «Профессия-военный»
- Интерактивный плакат
- Интересное в Туле
- История библиотек
- История учебников
- Итоги года
- итоговое сочинение
- Календарь ОС
- кино
- Клуб КомпьюТоша
- Книги блогеров
- Книги-юбиляры 2014.2015 г.
- Книги-юбиляры 2016г.
- Книжные закладки
- Книжный фуршет
- конкурс
- Конкурс чтецов
- Космос
- Краеведение
- Крым
- Куликово поле
- Кулинарная страница
- Лето
- Литературная карта России
- Литературная карта Тульской области
- Масленица
- матери
- Международный день блогера
- Международный день дарения книг
- Международный день детской книги
- Международный день друзей
- Международный день защиты детей
- Международный день Земли
- Международный день птиц
- Международный день родного языка
- Международный день семьи. рекомендательный список
- Международный день театра
- Международный день толерантности
- Международный день учителя
- Международный день школьных библиотек
- Мероприятия ИБЦ
- Месячник ШБ
- Методическая копилка
- милые
- Мой 2017 год
- Народные куклы
- Наши партнеры
- Неделя детской книги
- Новые нормативные документы ШБ
- Новый год
- Нормативные документы ШБ
- О книгах
- О кошках
- О прекрасном
- Общероссийский день библиотек
- Олимпиада
- Осень
- Отдых
- Отзывы о книгах
- Памятка «О книге и библиотеке»
- Памятники литературным героям
- Памятники Тулы
- Памятные даты
- Памятные даты 2015-16 уч.г.
- Памятные даты 2014-15 г.
- Первая мировая война
- Подарок
- Подготовка рефератов
- Полезные сайты
- Поленово
- Правила дорожного движения
- Правила сетевого этикета
- Праздник
- Праздник весны и труда
- Пресс-круиз
- Публикация в СМИ
- Пушкинский день России
- Региональный форум библиотекарей
- рекомендательный список
- Рекомендательный список для библиотекарей
- рекомендательный список «Есть такая профессия»
- Рекомендательный список «Книги для семейного чтения»
- рекомендательный список «Читаем о войне»
- Родителям
- Рождество
- Российская электронная школа
- Русская тряпичная кукла
- Русские писатели
- Светлая Пасха
- Сетевой проект
- Синичкин день
- Совместный проект
- Создание печатной книги
- Спорт
- Сталинградская битва
- Старый Новый год
- Стихи о зиме и Новом годе
- Стихи о маме
- стихи об оружейниках Тулы
- Телефон доверия
- Темы сочинений ЕГЭ-2016
- Троица
- Тула
- Тула-библиотечная столица России
- Тульский пряник
- Тульский самовар
- Туляки в ПЕрвой мировой
- Туляки-герои
- Туляки-ученые
- Успенский Э.
- ФГОС
- Федеральный перечень учебников
- Фестиваль
- ФЗ и школьные библиотеки
- флешмоб
- Читаем детям о войне
- Читают писатели
- Что читать летом
- Чувство Родины
- Школьные истории
- Экология
- Электронная библиотека
- Электронная выставка
- Электронные пособия для учителей
- Это интересно
- Юбилей писателя
- Юбилейные даты 2014-15 г.
- Ясная Поляна
Януш Корчак / Книги в НЭБ.Дети
- Корчак, Я. Кайтусь-чародей : повесть-сказка / Януш Корчак ; пер. с пол. Леонид Цывьян ; иллюстрации Геннадий Соколов. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2017 (Москва : НБР, 2017). — 223 с. : ил. — (Сказочные повести).
- / Януш Корчак ; рисунки Д. Штеренберга ; . — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1964 (Москва : РГДБ, 2013). — 254 с. : ил. Содерж.: Когда я снова стану маленьким ; Лето в Михалувке ; Слава.
- Корчак, Я. Когда я снова стану маленьким : повесть / Януш Корчак ; пер. с пол. Кинги Сенкевич ; худож. Ольга Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2016 (Москва : НБР, 2017). — 159 с. : ил. — (Весёлая компания).
- Корчак, Я. Король Матиуш на необитаемом острове : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный пер. с пол. Н. Подольская ; худож. О. Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 191 с. : ил. — (Сказочные повести ).
- Корчак, Я. Король Матиуш Первый : повесть-сказка / Януш Корчак ; сокращенный перевод с польского Натальи Подольской ; художник Ольга Капустина. — Текст : электронный. — Москва : Махаон : Азбука-Аттикус, 2015 (Москва : ЛитРес, 20150725223708.0). — 403628 зн. : 32 к. ; 9335304 байт.
- Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Януш Корчак ; . — Текст : электронный. — . — Москва : Самокат, 2015 (Москва : НБР, 2017). — 256 с. — (Самокат для родителей).
- / Януш Корчак ; . — Текст : электронный. — Москва : Самокат, 2018 (Москва : Самокат, 2019). — 290 с. — (Самокат для родителей).
- / Януш Корчак ; перевод с польского М. Щавинской. — Текст : электронный. — Москва : Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1918 (Москва : РГДБ, 2013). — 38 с. — (Библиотека И. Горбунова-Посадова ; № 344).
Педагогические идеи Януша Корчака
Корчак первым в истории педагогики призвал смотреть на ребёнка как на полноценную личность и уважать его. Называл детей «малорослым народом», который обладает правами:
на любовь;
на признание важности их жизни сейчас, а не когда они станут взрослыми (детство не просто подготовительный этап к взрослой жизни, считал Корчак, а само по себе ценный период, и оно должно быть счастливым);
на индивидуальность — ребёнок может быть таким, каков он есть, это не материал, из которого воспитательными методами можно слепить «правильного» взрослого;
на уважение в любом возрасте, внимание к характеру, ценностям, эмоциям;
на ошибку и неудачу, потому что без ошибок невозможно получить опыт;
на смерть — то есть право на риск, возможные опасности и неудачи, без которых не получится исследовать мир. Тем самым он осуждал то, что мы сейчас называем гиперопекой: «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отнимаем ребёнка у жизни
Не желая, чтобы он умер, мы не даём ему жить».. Разделял понятия «хороший» и «удобный» ребёнок
Главными инструментами педагога Корчак считал наблюдение и опыт. Право на ошибку он признавал не только за детьми, но и за педагогами и родителями. Ошибки, по мысли Корчака, определяют границы опыта
Разделял понятия «хороший» и «удобный» ребёнок. Главными инструментами педагога Корчак считал наблюдение и опыт. Право на ошибку он признавал не только за детьми, но и за педагогами и родителями. Ошибки, по мысли Корчака, определяют границы опыта.