13 слов-ловушек, которые принимают за вводные

Лжевводные слова

Не выделяйте запятыми «обороты» с этими словами

Очень часто вижу выделение на письме «оборотов» с такими словами:

  • спустя,
  • при,
  • для,
  • после.

Вот как должны выглядеть предложения с ними, обособлять их не нужно.

Спустя некоторое время у меня вырос замечательный цветок. (Не ставится запятая после слова «время»).

При головной боли рекомендуется приложить компресс. (Не ставится запятая после слова «боли»).

Для достижения хорошего результата упражнения следует делать регулярно на протяжении месяца. (Не ставится запятая после слова «результата»).

После оформления заявки на сайте менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время. (Не ставится запятая после слова «сайте»).

Псевдовводные слова. Как не наставить лишних запятых

Запятая в сложном предложении

В сложном предложении, всё равно, в бессоюзном, сложносочинённом или сложноподчинённом, запятая играет роль разделительного знака. Она отделяет одну основу от другой. При этом не нужно забывать, что если в СПП придаточная часть находится внутри главной, после неё тоже нужна запятая.

Примеры: , . (Бессоюзное предложение.)

, и . (Сложносочинённое предложение.)

, (которую я уже читал). . (Сложноподчинённые предложения.)

, , но , (из-за чего наша повозка вязла в грязи). (Сложная синтаксическая конструкция с разными видами связи.)

Независимо от конструкции сложного предложения, нужно помнить о главном: каждое простое предложение, входящее в него, должно быть отделено от других.

В бессоюзных предложениях вместо запятой между частями может стоять тире или двоеточие, если этого требует общий смысл высказывания.

В сложносочинённом предложении запятая перед И между его частями не нужна, если у них есть какой-то общий элемент:

  • общий второстепенный член (На кухне уже стучали ножи и гремела посуда.);
  • общее вводное слово или словосочетание (По моему мнению, ты хорошо подготовлен и выступление пройдёт с успехом.);
  • если два предложения, связанные сочинительной связью, являются главными для придаточной части в сложной синтаксической конструкции ( и , (когда Виталий вернулся на стоянку);
  • если предложения с сочинительной связью являются придаточными для одного главного в сложной синтаксической конструкции. , (что главный разговор с Лидой ещё впереди) и (он сумеет доказать свою правоту).

Что такое вводные слова и предложения?

Вводные слова (ВС) и предложения — это слова, сочетания слов либо целые предложения, которые являются частью предложений, но не являются при этом их членами. ВС выражают отношение автора к содержанию текста, его оценку, информацию о происхождении сведений, об их связи с остальным текстом.

Вводные конструкции синтаксически не связаны с остальными членами предложения, к ним нельзя задать вопрос. В большинстве случаев при вводных словах ставятся запятые.

Чем могут быть выражены вводные слова?

ВС могут выражаться любыми частями речи в разных формах, использоваться с предлогами либо состоять из нескольких частей речи:

  • существительные: к сожалению, на радость, по мнению;
  • прилагательные: по меньшей мере, самое главное, похоже;
  • местоимения: само собой, кроме того, по-вашему;
  • наречия: конечно, несомненно, наоборот;
  • глаголы: кажется, видишь ли, понимаешь; честно сказать, рады признаться, может быть;
  • наречие + деепричастие: грубо говоря, мягко выражаясь;
  • предложения: я думаю, мне кажется, как вы все хорошо знаете, как говорили о нём.

Отличия вводных слов и предложений от членов предложения

Одно и то же слово в разном контексте выступает в роли ВС или в роли члена предложения. Обозначим отличительные признаки ВС и предложений:

  1. Вводные слова и предложения не являются членами предложения.
  2. К ним нельзя задать вопрос от других слов в предложении.
  3. ВС можно убрать из предложения без искажения его смысла.

Сравним два примера:

К таким «двойным» словам относятся также наверное, наконец, в конце концов, однако, действительно, конечно, во всяком случае, вообще, в общем, в самом деле, в свою очередь, главным образом, в частности, наоборот, значит, по крайней мере, с точки зрения, например, примерно.

Однако надо помнить и про такие слова, которые похожи на вводные, но не являются ими: ведь, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, обязательно, вдруг, будто, как будто, вряд ли, едва ли, якобы, авось, почти, даже, именно. Обособление таких слов в предложении не требуется.

§1. Предложения с вводными словами

Вводные слова выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — запятыми.

Проблема пунктуационного оформления предложений с вводными словами связана не со знаками препинания как таковыми, а с распознаванием вводных слов. Поскольку вводные слова не являются членами предложения и не связаны синтаксически ни с какими членами предложения, то их всегда можно из предложения изъять. Это может служить проверкой при определении того, является ли слово вводным.

К счастью, ты прав.

(к счастью – вводное слово, оно может быть опущено: Ты прав. Основное содержание предложения и его структура не пострадают)

Посуда бьётся к счастью.

(к счастью – член предложения, его невозможно опустить, т.к. смысл и грамматическая структура предложения нарушатся. Посуда бьётся. и Посуда бьётся к счастью – это не одно и то же)

Вводные слова с предшествующими союзами

1. Часто вводные слова оказываются в простых предложениях сразу после сочинительных союзов. В этом случае союзы и вводные слова запятыми не разделяются, например:

Позвоните мне сегодня вечером, а впрочем, когда вам самим будет удобнее. А может, она заболела?

(союз а и вводное слово запятой не разделяются)

И правда, больше мы уже никогда не встречались.

(союз и и вводное слово не разделяются)

2. Если вводные слова оказываются после союзов в сложных предложениях, то союз и вводное слово разделяются запятой, например:

Он приезжал к нам, но, к сожалению, я был в отъезде.

(союз но и вводное слово разделяются запятой)

Витька знал, что, к сожалению, верить ей не стоит.

(подчинительный союз и вводное слово разделяются запятой)

Вводные слова в составе обособленной конструкции

Выделяются запятыми

1) если стоят в середине оборота:

Прочитав, по-моему, все книжки в школьной библиотеке, мальчик записался в городскую.

2) если стоят перед оборотами, начинающимися союзами как и чтобы, например:

Под утро она проснулась и уже не могла заснуть, в сущности, как и всегда. Он замолчал, наверное, чтобы прекратить разговор.

Не выделяются запятыми

1) часто вводные слова начинают уточняющий оборот. Запятая после них не ставится, например:

В доме напротив, точнее на третьем этаже, жила девочка.

2) не ставится запятая перед вводным словом, стоящим в конце обособленного оборота.

Он постоянно пользуется словарями, Ожеговым например.

Предложения со словом однако.

Слово однако может быть: 1) вводным словом, 2) союзом, 3) междометием.

Различать омонимы можно по значению, месту в предложении, роли.

1.Однако является вводным словом в середине или в конце предложения, обязательно выделяется запятыми:

Мне стоило бы, однако, встретиться с ним. Мне стоило бы встретиться с ним, однако.

2. В начале предложения или в начале части сложного предложения однако – союз, запятая после него не нужна. Однако – союз, синонимичный союзу но. Примеры:

Он обещал приезжать к нам почаще. Однако больше не позвонил. Мы ждали его, однако он не пришёл.

3. Однако употребляется в роли междометия. В этом случае слово выделяется запятой или восклицательным знаком, например:

Однако! Ну и ливень! Однако, какой мороз!

Что такое вводные слова?

В соста­ве пред­ло­же­ния, кро­ме глав­ных и вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут быть сло­ва, кото­рые син­так­си­че­ски не свя­за­ны с ними. Такие лек­се­мы не име­ют ни сочи­ни­тель­ной, ни под­чи­ни­тель­ной свя­зи с дру­ги­ми сло­ва­ми, то есть они не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. Эти сло­ва толь­ко соот­но­сят­ся по смыс­лу или со всем выска­зы­ва­ни­ем, или с какой-либо его частью и слу­жат для при­вле­че­ния вни­ма­ния собе­сед­ни­ка к сооб­ще­нию или исполь­зу­ют­ся для оцен­ки сооб­ще­ния, модаль­ной или экс­прес­сив­ной, напри­мер:

Тучам, вид­но, не суж­де­но было собрать­ся в гро­зу (А. Н. Толстой).

Горный воз­дух, без вся­ко­го сомне­ния, дей­ству­ет бла­го­твор­но на здо­ро­вье чело­ве­ка (И. С. Тургенев).

Дерсу был, без­услов­но, прав (В. Арсеньев).

Такие сло­ва явля­ют­ся ввод­ны­ми. Предложения с ввод­ны­ми сло­ва­ми содер­жат основ­ное сооб­ще­ние о фак­тах, явле­ни­ях и собы­ти­ях дей­стви­тель­но­сти и доба­воч­ное, в кото­ром выра­жа­ет­ся отно­ше­ние гово­ря­ще­го к сооб­ща­е­мо­му.

Как и чем выражаются вводные слова?

Вводные сло­ва в рус­ском язы­ке могут быть пред­став­ле­ны одной лек­се­мой, сло­во­со­че­та­ни­ем и целым пред­ло­же­ни­ем, или ввод­ной кон­струк­ци­ей.

Девушка, несо­мнен­но, весь­ма начи­тан­на.

Ветер, к мое­му удив­ле­нию, быст­ро разо­гнал надви­нув­ши­е­ся тучи.

Лучше чрез­мер­но не увле­кать­ся слад­ким, как счи­та­ют вра­чи.

Грамматически ввод­ные сло­ва выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

суще­стви­тель­ны­ми

Правда, он изви­нил­ся впо­след­ствии за свою оплош­ность.

при­ла­га­тель­ны­ми

Главное, сест­ра успе­ла вовре­мя на поезд.

гла­го­ла­ми в раз­лич­ных фор­мах

Все это сле­ду­ет офор­мить, разу­ме­ет­ся, зара­нее.

В нашей деревне, гово­рят, уже почти нико­го не оста­лось из ста­ро­жи­лов.

наре­чи­я­ми

Безусловно, сле­ду­ет под­дер­жи­вать поря­док в кар­то­те­ке.

Ставим запятую:

  1. Между двумя союзами (который, пока, и, если, что), где присутствует уточнение в виде придаточного предложения. Если это предложение можно выкинуть, то запятая ставится.  Пример: Они катались на лодке и, хотя уже замерзли, приготовились ловить рыбу.
  2. В случае использования союзных конструкций:— как — так и;— не столько — сколько;— не только — но и;— если не — то;— хотя (хоть) — но (а).  Пример: Как фрукты, так и овощи полезно каждый день есть в сыром виде.
  3. Выделяем запятыми с двух сторон все вводные слова:По мнению, возможно, итак, к несчастью, конечно, во-первых, во-вторых, впрочем, должно быть, допустим, пожалуй, помнится, признаюсь, словом, следовательно, без сомнения, итак, иначе, значит, пожалуй, таким образом, строго говоря.Пример: Пожалуй, мы сегодня останемся дома.
  4. Если встречается конструкции: и-и, ни-ни, или- или, которые создают одно большое предложение. Пример: Ни снег пушистый, ни ветер душистый мне не мил, хочется тепла солнечного света.
  5. Запятая ставится между двумя предложениями (2 подлежащих и 2 сказуемых), соединенными в одно с помощью союзов: и, либо, а, или.  Пример: На море плавают дельфины, и я тихо наблюдаю за морским берегом.
  6. Между двумя разными предложениями, соединенными в одно без союзов. Каждое предложение отделяем запятой.  Пример: Лошади ехали быстро, кабина сильно тряслась на камнях, солнце зашло за горизонт.
  7. Придаточное предложение после главного и присутствуют союзы: потому что, так что, благодаря тому. Пример: Доверчивых людей легко обмануть, потому что они не любят ничего проверять.
  8. Однородные члены предложения разделяются запятыми – чисто, светло, просторно, уютно. Пример: В нашем доме всегда тепло, чисто, уютно, светло.
  9. Сравнительные обороты выделяются запятыми. Особенными «маячками» служат союзы: словно, будто, точно, как, нежели, чем, как и, что. Пример: К концу рыбалки, рыба словно зачарованная, стала подплывать к нашей лодке.

СРЕД­СТВА СВЯЗИ В ТЕК­СТЕ

Лек­си­че­ские

1) Лек­си­че­ский по­втор т. е. по­втор слова или сло­во­фор­мы, од­но­ко­рен­ных слов для связи пред­ло­же­ний. « Этот по­втор по­мо­га­ет со­хра­нить един­ство темы тек­ста.

Его ино­гда счи­та­ют ре­че­вой ошиб­кой, но это не все­гда так. На­при­мер, в на­уч­ном или офи­ци­аль­но-де­ло­вом сти­лях по­втор — ос­нов­ное сред­ство связ­но­сти. Ино­гда лек­си­че­ский по­втор может ком­по­зи­ци­он­но ор­га­ни­зо­вы­вать текст (на­при­мер, сти­хо­тво­ре­ние С. Есе­ни­на « Ша­ганэ ты моя, Ша­ганэ»).

2) Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на

т. е. за­ме­на слова в одном пред­ло­же­нии сло­вом или сло­во­со­че­та­ни­ем в дру­гом пред­ло­же­нии. Си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на ис­поль­зу­ет­ся там, где не­об­хо­ди­ма кра­соч­ность речи, ее об­раз­ность (в пуб­ли­ци­сти­ке, в ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ре и т. д.)

«Осень не­обык­но­вен­но хо­ро­ша в сен­тяб­ре. Солн­це в эту пору еще при­гре­ва­ет землю.»

От­но­ше­ния «род — вид», т. е. в одном пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ет­ся слово в более ши­ро­ком зна­че­нии, в сле­ду­ю­щем пред­ло­же­нии — слово, зна­че­ние ко­то­ро­го вклю­че­но в зна­че­ние пер­во­го слова.

«В этом лесу много милых серд­цу рус­ских де­ре­вьев. Но пре­жде всего за­ме­ча­ешь белые ство­лы берез».

3) Слова одной те­ма­ти­че­ской груп­пы

«Ка­ра­ма­зо­вых в рус­ской жизни много, но все-таки не они опре­де­ля­ют курс ко­раб­ля. Мат­ро­сы важны, но еще важ­нее для ка­пи­та­на па­рус­ни­ка рум­пель и звез­да, на ко­то­рую ори­ен­ти­ру­ют идеал».

Ос­нов­ная мысль ав­то­ра этого от­рыв­ка ака­де­ми­ка Д. С. Ли­ха­че­ва ме­та­фо­ри­че­ски пе­ре­да­ет­ся сло­ва­ми одной те­ма­ти­че­ской груп­пы «курс ко­раб­ля», «ка­пи­тан», «па­рус­ник», «рум­пель».

Как лек­си­че­ские сред­ства связ­но­сти могут быть ис­поль­зо­ва­ны ан­то­ни­мы, мно­го­знач­ные слова, омо­ни­мы и дру­гие лек­си­че­ские яв­ле­ния.

Грам­ма­ти­че­ские

1) Един­ство видо-вре­мен­ных форм гла­го­ла

т. е. в одном тек­сте, как пра­ви­ло, гла­го­лы упо­треб­ля­ют­ся в форме од­но­го вида и од­но­го вре­ме­ни.

Если вы на­чи­на­е­те рас­сказ в про­шед­шем вре­ме­ни, то и про­дол­жать вы его бу­де­те также. При опи­са­нии чего-либо, на­при­мер, ис­поль­зу­ют­ся гла­го­лы не­со­вер­шен­но­го вида.

«Этот новый (Пол­тав­ский) ла­герь за­мы­кал­ся с тыла кру­тым спус­ком к Вор­ск­ле. На пра­вом флан­ге его была ло­щи­на, в ко­то­рой на­хо­дил­ся преж­ний ла­герь. Левый фланг упи­рал­ся в лес, ко­то­рый тя­нул­ся до Пол­тав­ско­го мо­на­сты­ря.»

Все гла­го­лы в этом фраг­мен­те — не­со­вер­шен­но­го вида про­шед­ше­го вре­ме­ни.

2) Ме­сто­имен­ная за­ме­на

она ис­поль­зу­ет­ся очень ши­ро­ко как сред­ство связ­но­сти.

Об­ще­из­вест­но, что слово од­но­го пред­ло­же­ния можно за­ме­нить в дру­гом пред­ло­же­нии ме­сто­име­ни­ем.

«Когда-то здесь на­хо­дил­ся город Брест. Его пе­ре­нес­ли в сто­ро­ну и на этом очень вы­год­ном для обо­ро­ны месте по­ста­ви­ли кре­пость.

3) Союзы, ча­сти­цы, ввод­ные слова, мо­даль­ные слова.

Союзы, ча­сти­цы, мо­даль­ные слова до­воль­но часто вы­сту­па­ют сред­ства­ми связ­но­сти. Эти сред­ства поз­во­ля­ют под­дер­жи­вать ло­ги­ку тек­ста (на­при­мер, ввод­ные слова с одной сто­ро­ны, с дру­гой сто­ро­ны, итак и др.), уси­ли­вать ту или иную смыс­ло­вую на­груз­ку тек­ста

«На сним­ке Брест­ская кре­пость. Вер­нее, толь­ко ее малая, цен­траль­ная часть».

4) на­ре­чия и слова с про­стран­ствен­ным и вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня, зав­тра, впе­ре­ди, сзади, не­по­да­ле­ку и под.

Се­год­ня коль­цо во мно­гих ме­стах разо­рва­но. До сорок пер­во­го года оно было сплош­ным, с тремя во­ро­та­ми».

Нужно ска­зать, что в одном и том же тек­сте связи упо­треб­ля­ют­ся ком­плекс­но, т. е. при ди­стант­ной или кон­такт­ной связи могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко типов связи. Так, в преды­ду­щем при­ме­ре, по­ми­мо ме­сто­имен­ной за­ме­ны (коль­цо — оно), ис­поль­зу­ют­ся слова с вре­мен­ным зна­че­ни­ем (се­год­ня — до сорок пер­во­го года) и ан­то­ни­мы (разо­рва­но- было сплош­ным).

5) пред­ло­же­ния-скре­пы, ко­то­рые не несут ни­ка­кой смыс­ло­вой на­груз­ки, они пред­на­зна­че­ны имен­но для связи пред­ло­же­ний (на­при­мер, часто таким пред­ло­же­ни­ем яв­ля­ет­ся пред­ло­же­ние  — «Об этом будет ска­за­но ниже» — и ему по­доб­ные).

Сти­ли­сти­че­ские

Слова, сло­во­фор­мы, ко­то­рые под­чер­ки­ва­ют либо эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку всего тек­ста, либо од­но­род­ность слов для дан­но­го тек­ста (на­при­мер, в на­уч­ном тек­сте такую на­груз­ку несут тер­ми­ны).

Примеры употребления запятой после выражения «вроде бы»

Использование запятой после выражения «вроде бы» зависит от контекста и синтаксической структуры предложения. В некоторых случаях запятая ставится для отделения вводного словосочетания «вроде бы», выражающего сомнение или оговорку, от основного предложения. Рассмотрим несколько примеров:

1. Вроде бы, это была правда. (Запятая ставится для выделения выражения «вроде бы» и отделения его от основной части предложения).

2. Он вроде бы согласен, но я не уверен. (Запятая ставится для выделения вводного словосочетания «вроде бы» и отделения его от остальной части предложения).

3. Это вроде бы должно быть просто, но всё оказалось сложнее. (Запятая ставится для выделения вводного словосочетания «вроде бы» и отделения его от основного предложения).

4. Они вроде бы умные, но поступают глупо. (Запятая ставится для выделения вводного словосочетания «вроде бы» и отделения его от остальной части предложения).

5. Вроде бы, он дома, но я не слышу его. (Запятая ставится для выделения выражения «вроде бы» и отделения его от основной части предложения).

Как правило, запятая ставится после выражения «вроде бы» в случаях, когда оно выступает вводным словосочетанием или выражает некоторую оговорку или сомнение. Однако не всегда ставится запятая, если «вроде бы» является неотделимой фразой, например: «Вроде бы так все и говорят».

18 задание ЕГЭ по русскому языку: практика

Задание 1

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дача (1) может быть (2) названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и (3) наконец (4) всей загородной стороной.

Задание 2

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей.

На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.

Ответы

Ответы к заданию 1: 34.

Дача может быть названа колыбелью, с которой для каждого из нас начиналось постижение мира, поначалу ограниченное садом, затем огромной улицей, потом участками и, наконец, всей загородной стороной.

Только слово «наконец» будет в данном предложении вводным, так тут явно идёт ряд событий, которые завершаются. Значения «наконец-то совершилось» здесь нет.

Словосочетание «может быть названа колыбелью»–это сказуемое.

Ответы к заданию 2: 1234.

Оба слова вводные.

Всё, (1) казалось (2), замерло перед надвигающейся бурей. (ср: казалось, что всё замерло)

На улицах, (3) к счастью (4), не было ни людей, ни машин. (ср: каждый стремится к счастью)

Запятую не ставим:

  • Стоит частичка НЕ перед подчинительным союзом, который связывает главное предложение с второстепенным.Пример: Мне нужно знать не как это сделается, а зачем вы это делаете.
  • Не выделяют запятыми обстоятельственные слова, отвечающие на вопросы: когда? как?Пример: Эти слова сказаны между прочим. Эти слова сказаны кстати.Вводные слова не выделяются запятыми.
  • Не разделяют запятыми два одинаковых слова: была не была, хочешь не хочешь, твоя не твоя, куст не куст, собака не собака и так далее.

Вот несколько правил для повторения русского языка, может с ними ошибок в предложениях станет меньше. Если вы не знаете, как пишется «также» или «так же» или возникают сложности в пунктуации, где запятая перед что, повторяйте правила.

Запятая в предложениях с прямой речью

Если прямая речь идёт перед словами автора, запятая ставится между ними, вместо точки. Другие знаки (вопросительный, восклицательный, многоточие) сохраняются.

«П», — а. «Я не знал, что вы дома», — ответил Андрей.

Если прямая речь прервана словами автора, после неё и после слов автора стоят запятые, если прямая речь является одним предложением. Если разрыв происходит между двумя отдельными предложениями, после слов автора стоит точка.

«П, — а, —п». «Бабушка, — позвал Егор, —я есть хочу».

«П, — а. — П». «Поздно уже, — заметил отец. — Шли бы вы, ребята, спать».

Что мы узнали?

Мы посмотрели на все случаи, где, согласно правилам, нужно ставить запятую. Нельзя просто запомнить, перед какими словами она нужна, таких слов нет (разве что союзы А и НО). Правила постановки запятой определяются структурой предложения, необходимостью отделить друг от друга его части (однородные члены или разные основы) или выделить какой-то смысловой элемент (обособленные члены предложения, вводные слова, обращения).

  1. /15

    Вопрос 1 из 15

Чем выражаются в предложениях

Вводные конструкции могут быть представлены следующими значениями. Примеры вводных слов и предложений:

  1. Одной лексемой:обычно, правда, однако, может, случаем, знать, жаль, бывало. Ты, часом, не перепутал даты и не отправил посылку завтрашним числом? Лексема может выступать в комбинации с союзом или предлогом: а точнее, в сущности, если позволите, и лучше, и правда, к сожалению, к счастью, на беду.
  2. Словосочетанием: Я предпочитаю молоко, точнее сказать, молоко с медом. Вводные словосочетания устойчивы и не подвергаются изменениям: строго говоря, с моей точки зрения, с другой стороны, само собой разумеющийся, проще говоря, на первый взгляд, на самом деле.
  3. Предложением:Как мы упоминали выше, Иванов отбыл в отпуск в середине ноября и еще не вернулся.

Вводные предложения делят на односоставные:Как сообщили синоптики, дождя не будет до конца лета.

И двусоставные:Я предполагаю, он не приедет раньше завтрашнего вечера.

Справка! Вводные предложения не устойчивы и включают различные сочетания лексем по желанию автора высказывания. Некоторые вводные предложения близки с водными словами или словосочетаниями, имеют похожие или одинаковые значения, разница только в количестве символов и степени распространенности: представьте — можно представить — представьте себе тот факт.

Грамматически вводные лексемы и конструкции представлены в виде

существительных (с предлогом и без), примеры:на беду, без сомнения, на твой взгляд, на худой конец, по замыслу, по данным;

прилагательных:главное, серьезно, точнее, важное, самое значительное, самое меньшее;

местоимений в косвенных падежах с предлогами:кроме того, к тому же, между тем, более того, еще того лучше;

наречий:бесспорно, конечно, вероятно, приблизительно, короче, повсеместно;

глаголов:предсказываю, думаю, предположим, допустим, говорят, знаешь;

деепричастий:короче говоря, ясно выражаясь, правду говоря, иначе сказать, легко сказать;

двусоставных предложений:сколько я помню, если хочешь знать, я допускаю, как мне показалось, я думаю;

неопределенно-личных вставных конструкций:как думали о нем, как обычно говорили о них, как теперь говорят, о нем еще вспомнят;

безличных предложений: ей показалось, мне хорошо помнится, нам не видать, ему тоскливо, следует заметить;

Внимание! Слова не являются вводными и не обособляются запятыми, их следует запомнить.

Обостренное внимание к препинанию

Например, слово «свой» может писаться как «свой», «вроде бы свой», «свой ли» и т.д. Очень часто возникает вопрос: нужна ли запятая после слов «вроде», «бы» и «ли», которые кажутся вводными частицами. Ведь иногда такие вводные можно опустить, например, в фразе «Он вроде бы знаком с ней» можно сказать просто «Он знаком с ней».

Чтобы понять, нужна ли в данном случае запятая, нужно задать себе несколько вопросов. Вот несколько из них:

  • Обособляется ли слово «вроде» или «бы» с запятой в данной фразе?
  • Вроде (объясните, ответ?) вводное или нет?
  • В каком контексте это слово используется?

Правильный ответ на эти вопросы поможет определить, нужна ли запятая. Но не всегда все так просто. Иногда разные источники дают противоречивые советы, и тогда приходится решать нюансы самостоятельно. Часто рекомендуется придерживаться общепринятых правил и не делать слишком много вводных конструкций. Главное, чтобы текст был грамматически правильным и читабельным.

Так что, несмотря на обостренное внимание к препинанию, иногда ответ на вопрос «обособляется ли вроде бы с запятой или нет?» зависит от контекста и индивидуальных предпочтений автора. Главное, постоянно развивать свои знания и умения, чтобы писать грамотно и четко

Второстепенные члены: с запятой или без?

В русском языке есть ситуации, когда второстепенные члены предложения могут быть обособлены с помощью запятой или оставаться без запятой. Но как определить, нужна ли запятая или нет? Давайте разберемся в этом вопросе.

Если второстепенный член предложения не носит обстоятельственного значения и выражает свойства, состояния или признаки существительного, то он пишется без запятой. Например: «красное платье», «синий цветок». В таких случаях нет необходимости обособлять второстепенный член запятой.

Однако, если второстепенный член носит обстоятельственное значение и отвечает на вопросы «где?», «когда?», «откуда?», «куда?», «зачем?», «почему?», то он пишется с запятой. Например: «Он стоит на углу«, «Мы приедем вечером«.

Что же делать, если второстепенный член выступает в роли прямого дополнения и носит обстоятельственную функцию? Например: «Папа шел с собакой«. В таком случае приходится выбирать, ставить запятую или нет. Если считать второстепенный член обстоятельственным, то следует обособить его с помощью запятой: «Папа шел, с собакой«. Однако, если рассматривать его как часть составного сказуемого, то запятая не ставится: «Папа шел с собакой«.

  • Есть ли запятая в выражениях вроде «бежал в кухню»?
  • Как объяснить ситуацию с запятой в предложениях типа «хотел играть в футбол»?
  • Можно ли писать «от лица человека» без запятой?

На эти вопросы ответы неоднозначны. Как правило, в таких случаях каждый автор может выбрать собственный вариант написания. Главное, чтобы его выбор был обоснован и не противоречил общепринятым правилам пунктуации. Поэтому, если вы сомневаетесь, лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом или использовать авторитетные источники, чтобы избежать ошибок.

Наречия, вводные слова: критерии запятой

В случае с наречиями, обособление с запятой зависит от их значения и функции в предложении. Если наречие выступает в роли обстоятельства, указывающего на способ, образ действия, место, время или причину, то оно обычно не обособляется запятыми. Например: Я быстро сделал задание. Здесь наречие «быстро» указывает на способ действия и не отделяется запятой. Однако, если наречие выражает степень, то оно может обособляться. Например: Я, вроде бы, закончил задание. Здесь наречие «вроде бы» выражает степень неопределенности и поэтому выделяется запятыми.

В случае с вводными словами, обособление зависит от их значения и связи с остальным предложением. Вводные слова, выражающие собственное мнение, оценку или просьбу, обычно выделяются запятыми. Например: Объясните, пожалуйста, ваш ответ? Здесь вводное слово «пожалуйста» выражает просьбу и отделяется запятыми. Однако если вводное слово не несет в себе этих значения, то оно не обособляется запятыми. Например: Объясните свой ответ. Здесь вводное слово «свой» не влияет на смысл предложения и не требует отделения запятыми.

В каких случаях слово «возможно» не обособляется запятыми?

  1. Сказуемого. Это может быть именное сказуемое, употребляющееся в односоставном простом предложении или сложное глагольное сказуемое. Простое именное часто выражено наречием. Обычно имеет значение «можно», «допустимо».
  2. Усилительной частицы. Употребляется с наречиями сравнительной степени или в качестве служебной частицы.
  3. Субстантивированного слова. Субстантивацией называют переход различных частей речи в разряд существительного. Например, «больной» – прилагательное, которое в предложении может переходить в существительное. Больной не раз повторял, что после приема лекарств у него болит голова. Субстантивированное слово может быть подлежащим или дополнением, причем в тексте слово выделяется кавычками.

Отметим, что вводное слово не обособляется, если входит в состав оборота речи и находится в его начале или конце.

Примеры предложений

  1. Все возможно сделать намного быстрее, стоит лишь захотеть. (сказуемое)
  2. Так осуществимо, так близко и возможно было ее мечтание. (наречие, усиленное частицей «так»)
  3. Командир старался продвинуть части возможно ближе к границе, чтобы возможно раньше начать решающий бой. (усилительная частица)
  4. Возможно я тебя бы и предупредил, но тебе же не нравится, когда я тебе вечером звоню на стационарный телефон. (служебная частица)
  5. Меня не устраивает ваше «возможно». Я хочу, чтобы вы выполнили задачу своевременно и хорошо. (субст.)
  6. Это была обычная девушка, недавно окончившая среднюю общеобразовательную школу возможно. (оборот)

Русский язык – это средство общения между людьми, изучайте его и будьте внимательны к деталям!

§1. Предложения с вводными словами

Вводные слова выделяются в устной речи интонационно, а в письменной — запятыми.

Проблема пунктуационного оформления предложений с вводными словами связана не со знаками препинания как таковыми, а с распознаванием вводных слов. Поскольку вводные слова не являются членами предложения и не связаны синтаксически ни с какими членами предложения, то их всегда можно из предложения изъять. Это может служить проверкой при определении того, является ли слово вводным.

К счастью, ты прав.

(к счастью – вводное слово, оно может быть опущено: Ты прав. Основное содержание предложения и его структура не пострадают)

Посуда бьётся к счастью.

(к счастью – член предложения, его невозможно опустить, т.к. смысл и грамматическая структура предложения нарушатся. Посуда бьётся. и Посуда бьётся к счастью – это не одно и то же)

Вводные слова с предшествующими союзами

1. Часто вводные слова оказываются в простых предложениях сразу после сочинительных союзов. В этом случае союзы и вводные слова запятыми не разделяются, например:

Позвоните мне сегодня вечером, а впрочем, когда вам самим будет удобнее. А может, она заболела?

(союз а и вводное слово запятой не разделяются)

И правда, больше мы уже никогда не встречались.

(союз и и вводное слово не разделяются)

2. Если вводные слова оказываются после союзов в сложных предложениях, то союз и вводное слово разделяются запятой, например:

Он приезжал к нам, но, к сожалению, я был в отъезде.

(союз но и вводное слово разделяются запятой)

Витька знал, что, к сожалению, верить ей не стоит.

(подчинительный союз и вводное слово разделяются запятой)

Вводные слова в составе обособленной конструкции

Выделяются запятыми

1) если стоят в середине оборота:

Прочитав, по-моему, все книжки в школьной библиотеке, мальчик записался в городскую.

2) если стоят перед оборотами, начинающимися союзами как и чтобы, например:

Под утро она проснулась и уже не могла заснуть, в сущности, как и всегда. Он замолчал, наверное, чтобы прекратить разговор.

Не выделяются запятыми

1) часто вводные слова начинают уточняющий оборот. Запятая после них не ставится, например:

В доме напротив, точнее на третьем этаже, жила девочка.

2) не ставится запятая перед вводным словом, стоящим в конце обособленного оборота.

Он постоянно пользуется словарями, Ожеговым например.

Предложения со словом однако.

Слово однако может быть: 1) вводным словом, 2) союзом, 3) междометием.

Различать омонимы можно по значению, месту в предложении, роли.

1.Однако является вводным словом в середине или в конце предложения, обязательно выделяется запятыми:

Мне стоило бы, однако, встретиться с ним. Мне стоило бы встретиться с ним, однако.

2. В начале предложения или в начале части сложного предложения однако – союз, запятая после него не нужна. Однако – союз, синонимичный союзу но. Примеры:

Он обещал приезжать к нам почаще. Однако больше не позвонил. Мы ждали его, однако он не пришёл.

3. Однако употребляется в роли междометия. В этом случае слово выделяется запятой или восклицательным знаком, например:

Однако! Ну и ливень! Однако, какой мороз!

Как ставятся запятые возле союза «например»

Часто встречается на письме еще одна ошибка – лишняя запятая после слова «например». Запятые, кстати, в этом случае ставятся по нескольким общим правилам, которые мы сейчас приведем.

Если слово «например» стоит перед присоединительным оборотом, к которому оно относится, то запятыми выделяется весь оборот, а не слово:

Некоторые девочки, например Таня, помогали в уборке класса.

Если оборот, включающий слово «например», выделяется тире или скобками, то после «например» запятые ставятся:

Некоторые девочки (например, Таня) помогали в уборке класса.

Если же слово «например» оказывается за присоединительным членом, то в этом случае, оно выделяется запятыми с обеих сторон:

Некоторые девочки помогали в уборке класса. Вот Таня, например, вымыла парты.

После «например» может быть и двоеточие, в ситуациях, когда оно находится после слова с обобщающим значением перед однородными членами:

Некоторые фрукты опасно давать страдающим аллергией, например: апельсины, ананасы, а также клубнику и другие красные ягоды.

Если упомянутое слово относится ко всему предложению или к его придаточной части (в случае, когда оно сложное), то оно отделяется с двух сторон запятыми:

А как ты поступишь, если, например, мы встретим хулиганов?

Данное правило относится и к оборотам, включающим сочетания «в частности» или «к примеру» и подобным им.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Родительский круг
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: